Заключенное зло

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Заточённое зло»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sealed Evil in a Can. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Около Кощея Бессмертного я задержался. Великий негодяй обитал в комфортабельной отдельной клетке с коврами, кондиционированием и стеллажами для книг. По стенам клетки были развешаны портреты Чингисхана, Гиммлера, Екатерины Медичи, одного из Борджиа и то ли Голдуотера, то ли Маккарти. Сам Кощей в отливающем халате стоял, скрестив ноги, перед огромным пюпитром и читал офсетную копию «Молота ведьм». При этом он делал длинными пальцами неприятные движения: не то что-то завинчивал, не то что-то вонзал, не то что-то сдирал. Содержался он в бесконечном предварительном заключении, пока велось бесконечное следствие по делу о бесконечных его преступлениях. <…> Я стоял и размышлял о том, что если где-нибудь в бесконечно удалённой от нас точке времени Кощея и приговорят, то судьи, кто бы они ни были, окажутся в очень странном положении: смертную казнь к бессмертному преступнику применить невозможно, а вечное заключение, если учесть предварительное, он уже отбыл… »
— Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»

(link)

Последнее Испытание - Легенда о вратах

Древнее зло. Тёмный властелин. Чужеродное чудовище. Что общего у этих персонажей? То, что они нелюди и практически бессмертны, и глубоко плюют на повешение, расстрел, гильотину, электрический стул и прочие способы навсегда отделаться от смертных злодеев. В лучшем случае их может сразить избранный герой неким чудесным способом. А что если ни героя, ни способа под рукой нет?

Тогда остаётся заменить им смертную казнь на пожизненное заключение ввиду физической невозможности приведения оной в исполнение. И пусть не надеются, что отбывать наказание им придётся на какой-нибудь химии: нет, тюрьма для заключённого зла — уникальный артефакт сама по себе. Маленькое карманное измерение, пещера, запечатанная магическими печатями, трижды освящённый склеп с залитым цементом саркофагом — вот что их удержит. Наверное. Ну, хотя бы на наш век хватит — так думают создатели тюрьмы.

Проблема в том, что к тому времени, как создатели тюрьмы давно мертвы и стены её истончились, древнее зло начинает потихоньку выбираться на свободу. Возможен один из трёх вариантов: или узилище обветшает настолько, что зло сломает его само, или найдётся какой-нибудь идиот, который полезет туда в поисках сокровищ и сломает печати, или отыщется культист, который этому древнему злу поклоняется и ради торжества зла и/или продвижения в иерархии культа или получения власти сознательно его освобождает.

Близкородственно заключённому — спящее зло. Ещё один родственный троп — ящик Пандоры.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия, Апокалипсис. Иоанн видит дракона, скованного цепью на тысячу лет.
  • Царь Соломон заключил 72 аццких демона в медный сосуд, запечатал Печатью Соломона и кинул в глубокое озеро. Глупые людишки достали сосуд, распечатали (то ли из любопытства, то ли в поисках сокровищ) и тем самым выпустили злых демонов наружу.
  • И Ящик Пандоры тоже подходит.
  • Русская народная сказка «Марья Моревна». Говорила заглавная героиня жениху-царевичу: не ходи в запертую палату… Зашёл. Обнаружил старичка на двенадцати цепях. Тот попросил пить — ну ладно стакан, но этот гений споил старикану двенадцать вёдер и ничего не заподозрил! После чего старичок, оказавшийся Кощеем Бессмертным, цепи порвал, а жену царевича уволок в своё царство…
  • Если верить зороастризму, в горе Демавенд заточён царь-змей Ажи-Дахака (Заххак), который вылезет аккурат перед местным Концом Света.
  • Скандинавская мифология изобилует таким злом:
    • Локи же! Заточенный в глубокой пещере, связанный кишками своего сына со змеей, капающей ядом на его лицо. Но скандинавские мифы недвусмысленно намекают на то, что связан он там не навечно.
    • Чудовищный волк Фенрир и по совместительству сын вышеназванного трикстера. И тоже связанный, самой прочной на земле лентом гномьей работы. Когда наступит Рагнарёк, разорвёт оковы и сожрёт Одина. И после этого будет убит. Что мешает асам его убить, пока он связан — вечная загадка.
      • Бесчестье же. Они и так взяли его на слабо.

Литература[править]

На русском[править]

  • «Понедельник начинается в субботу» (см. эпиграф) — Кощей Бессмертный, которого держат в специальной камере.
  • А. Бушков, «Сварог». Воплощение Великого Мастера, Великий Кракен, спит в Море Мрака, по-видимому, в титанической гробнице из льда. Да и другое воплощение, царь Зоххак, прячется в карманном измерении. С прикрученным фитильком, потому что не вполне понятно, заточили их туда до поры до времени, или они спрятались там самостоятельно.
    • В «Летающих островах» Шег Шедарис рассказывает про холм, где были закопаны, со всеми кошельками и драгоценностями, сотни три не самых бедных жителей одного богатого города. Прошло уже три века, но самые отпетые головушки даже не думают, чтобы лезть туда с лопатами — город вымер от «багровой трясовицы».
  • Ник Перумов:
    • «Хранитель Мечей» — мир Эвиал был поделён между двумя силами: Спасителем и Западной Тьмой, которую возведённый Спасителем барьер удерживал до дня наступления местного Армагеддона. И вот надо же было на острове Утонувшего Краба, где находилась главная скрижаль барьера, оказаться одной дурной девчонке с магическим мечом, которая сломала скрижаль!… Произошёл фальстарт апокалипсиса, само собой.
      • Четырьмя силами: Спаситель, Дальние, Неназываемый, Хаос (куда входит и Западная Тьма).
    • «Гибель Богов» — на Дне Миров заключён владыка тьмы Ракот. Аверсия — Ракот на пару с освободившим его Хедином является одним из положительных героев.
  • Юрий Нестеренко, «Ответный удар» — аверсия и заодно деконструкция. Тёмный бог Маградаг вызывает куда больше сочувствия, чем заточившие его Светлые. Однако, когда Тёмный орден его освобождает, выясняется, что, хотя тело бога и бессмертно, его разум давно погиб, не выдержав тысячелетнего заключения в полной изоляции и абсолютной тьме.
  • В. Зыков, «Дорога домой». Местные Предтечи запечатали огромное количество всяких неубиваемых тварей. Потомкам приходится активно учиться хотя бы поддерживать печати.
  • Евгений Гаглоев, цикл «Зерцалия»: Темнейший, древний демон, заточённый в чёрном зеркале. Освободить его может только кровь пришельца из другого мира, что и было обманным путём проделано руками Александра Державина.
  • Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — в повести «Опергруппа в деревне», раскапывая холм соли, нашли хрустальный гроб с Каргой-Гордыней, женой Кощея Бессмертного. Что характерно — её на самом деле боится и сам Кощей! А Баба-Яга, лишь услышав её имя, бросилась в олимпийский спринт и не глядя перемахнула 2-х метровый забор, не дожидаясь дальнейших разъяснений!!
  • Макс Фрай, серия «Лабиринты Ехо» — Лойсо Пондохва. Заключен сэром Джуффином Халли в быстро разрушающийся мир, однако Лойсо смог поддерживать это мир весьма долгое время. Освободежден из заточения сэром Максом. С прикрученным фитильком: во-первых, не бессмертен, просто очень могуществен, а во-вторых, несмотря на заработанную репутацию, абсолютным злом не является, а в заключении и вовсе переживает смену вех.
  • Вадим Панов, «Тайный город» — Ярга же! Первый князь Нави со своей армией взял штурмом Железную крепость — твердыню асуров и их последний оплот. Но внутри он нашел… нечто. Что за «Искушение» асуры подкинули темным, неизвестно, но, судя по оговоркам Сантьяги, оно могло изменить всю расу навов. Однако меняться хотели не все. Произошел раскол, сторонников Ярги разгромили, а его самого заточили прямо в Железной крепости — это было менее рискованно, чем пробиваться к нему на нижние уровни. Веками (если не тысячелетиями) о Крепости и ее пленнике никто не вспоминал. Однако Ярга все-таки выбрался и стал очень серьезной угрозой для Тайного города.
    • Азаг-Тот в «гиперборейской дилогии». Проиграв в прошлом, он попытался заново выстроить общество ненависти в двадцатом веке - под именем Владимира Ильича Ленина. К концу правления Азаг-Тот исчерпал все силы - слишком долго обходился без жизненно необходимого Золотого корня. Он хотел умереть, полежать пару-тройку веков в земле и воскреснуть, впитав частицы Корня из почвы, но товарищ Сталин — с молчаливого одобрения Великих Домов — запихнул его в Мавзолей, лишив надежды на перерождение. Под троп подходят и все остальные гиперборейцы, пережившие войну с Великими Домами. Они в полном составе отправились в Глубокий Бестиарий (что-то вроде иного измерения), но обратно выбраться не могут. Для возвращения им нужны Золотой корень и помощь извне.
  • Вера Камша, «Хроники Арции» — в древности Шойгу Ройгу, один из богов-основателей, восстал против братьев. Боги победили и заточили Ройгу, но было предсказание, что падший бог когда-нибудь освободится. Задолго до его освобождения в мир вторглись другие боги, Светозарные, уничтожившие богов-основателей. Через несколько тысяч лет Светозарные покинули Арцию. А спустя еще две тысячи лет противостоять возвращению Ройгу пришлось простым смертным, хоть и потомкам древних богов.
  • Дмитрий Емец, «Космический пират Крокс» — два эпизода, нужных, как ни странно, как моменты глажки собак для Крокса: древнее зло в горшке, о природе которого ничего не сказано (известно только, что если оно вырвется, будет катастрофа галактического масштаба и что чтобы набрать силу, ему нужно кого-то убить; именно этим Крокс, тогда еще антизлодей, объясняет, зачем он спасал Андрея и Лависсу, когда горшок таки разбился) и агрессивно настроенный инопланетянин со «Стрелы мечты» (в общем-то, не выпускать его было вопросом элементарного чувства самосохранения, там глажка собак заключалась в том, зачем Крокс вообще полез на заведомо зараженный корабль).
    • То, что хрупкий кувшин, в котором заключено древнее зло, вообще свободно хранится на полке в арсенале рядом с кучей стреляющего и взрывающегося барахла — уже странно! По идее, его нужно замотать во что-нибудь мягкое, чтобы не разбился при случайном падении, и запереть в сейф в совершенно отдельном непроницаемом хранилище. Но… видимо логика была «это же тоже оружие!».
    • Заключенного зла много и в других сериях этого автора. В «Шныре» — личинки эльбов, проникшие в наш мир, заперты шнырами в темнице, однако существует ключ-артефакт, который может ее отпереть. В «Тане Гроттер» за Жуткими Воротами заключены древние боги и духи хаоса, однако также существовал/существует артефакт-ключ, который может их отпереть. Там же в магической тюрьме Дубодаме заключены бессмертные маги-преступники и монстры — обычного смертного заключенного Дубодам убивает довольно быстро, состаривая его на год за неделю, но бессмертных-то таким образом если и можно уморить, то неизвестно сколько времени на это понадобится! Так что они вполне могут вырваться еще до того. В «Мефодии Буслаеве» бессмертный дух повелителя темных стражей Кводнона после уничтожения его физического тела заточили за те же Жуткие Ворота. Однако он дважды пытался вырваться из-за них.
  • Г. Л. Олди, «Герой должен быть один». Узники Тартара, они же, в некотором смысле, главгады первого романа.
  • А. Смирнов, цикл «Кельрион», роман «Князь тьмы». Таковыми являются Шутник и Владыка Ядов, он же Мать Демонов, он же главный герой романа. С прикрученным фитильком, потому что это не апокалиптические маньяки и не лично Сатана этого мира (лично Сатана был убит при прямом их участии), а просто тёмные боги, некогда побеждённые и заточённые в темницу.
  • М. Харитонов, рассказ «Свет». Эарендиль, создание света, случайно натыкается на крышку гробницы и слышит жуткий шепот из-пол нее. Тогда он вспоминает страшные древние легенды о созданиях мрака, некогда поверженных и то ли бежавших под землю, то ли заточённых там. Тем не менее, некоторое время порождения мрака и света относительно мирно беседуют, хотя Эарендиль не упускает случая напомнить мерзкой нежити её место. Этими созданиями были люди, которые не вынесли радиации ядра нашей галактики, обрушившейся на Землю после того, как разрушилась укрывающая Землю пылевая завеса между солнечной системой и ядром. Ну а Эарендиль — представитель расы инопланетян, питающейся жёсткой радиацией и довольно примитивной, потому что для межзвёздных путешествий им не нужны машины и техника, а живут они от силы лет двадцать.
  • «Свиток Наафранха» Бориса Лисицина — собственно, Наафранх, древний неандерталец и проводник демонической воли. Когда-то ходил по земле и распространял свои еретические знания, потом был побеждён и заключен в расписанном формулами саркофаге. Стараниями протагониста найден, с помощью отделённых потомков своих последователей — выпущен и привёл в мир своего хозяина.
  • «Дрыжздь йбодагхьёл!» Владимира Чубукова — собственно, весь рассказ о нём, заключённом, а после вырастившем человечество для своего освобождения.

На других языках[править]

  • «Речные заводи» — дано: 108 злых духов заключены в бездонном колодце, который закрыт каменной плитой, поверх которой насыпан слой земли, который сверху закрывает каменная черепаха, которая сверху завалена ещё одной плитой, вокруг которой выстроен храм, двери которого закрыты на множество замков и многократно опечатаны. Найти: долго ли все это простоит, если в тех местах побывает не слишком умный сановник, которому приспичит посмотреть на злых духов.
  • Г. Ф. Лавкрафт — полуматериальная враждебная раса из рассказа «За гранью времён», Гатанотхоа из рассказа «Вне времени» и много других примеров, разной степени длины фитилька.
  • Арда — было бы удивительно, если б не. Как-никак, Мелькор несколько раз попадал в заключение, пока его не заточили окончательно за краем света. Причём, в конце времён должен был высвободиться, после чего следовала Дагор Дагорад — последняя битва мира.
  • Артур Кларк, «Город и звёзды» — редкий НФ-пример. Впрочем, автор активно играет с тропом «любая достаточно развитая технология неотличима от магии», (еще бы, ведь он его и сформулировал). Безумный Разум, искусственное разумное существо, не имеющее какого-либо материального субстрата, созданное более миллиарда лет назад. По неизвестной причине оказалось крайне враждебно то ли всем разумным существам, то ли вообще всей материальной вселенной, поэтому после долгой войны, изрядно проредившей галактику, создатели заточили его в искусственном Чёрном Солнце. После чего собрались и отправились куда-то на край вселенной, но не все, часть переселилась в Диаспар и стёрла себе память. Однако рано или поздно Чёрное Солнце угаснет…
  • Д. Симмонс, «Песни Гипериона». Еще один НФ-вариант. В некотором, очень особом, смысле таковым является Шрайк. Бессмертие, богоподобие и владение странными силами прилагаются. Во-первых, деятельность Шрайка несомненно есть зло с точки зрения как минимум некоторых персонажей цикла. И совсем не факт, что результат этой деятельности будет благом для человечества, осмысления романов возможны очень разные. Во-вторых, в тексте прямо говорится, что Шрайк действует под влиянием идущих из отдалённого будущего эманаций, зависящих от того, к какому варианту будущего склоняются текущие события. Как минимум в одном из вариантов возможна полная победа Техноцентра, что для человечества означает вечное рабство или уничтожение. И к Гробницам Времени Шрайк длительное время прикован, поначалу даже не покидает долину гробниц.
  • Роберт Джордан, цикл «Колесо Времени»: «Тёмный и все Отрёкшиеся заключены в Шайол Гул, что за Великим Запустением, заключены Создателем в миг Творения, заключены до скончания времён. Рука Создателя оберегает мир, и Свет сияет для всех нас». Правда, по ходу дела выясняется, что Отрёкшиеся заточены вовсе не Создателем, а человеком по имени Льюис Тэрин Теламон. И отнюдь не до скончания времён…
  • У. К. Ле Гуин, «Гробницы Атуана». Спящие, они же древние силы земли, некие чужеродные силы, которые были скованы и заключены в местах их нынешнего пребывания в процессе творения мира местным демиургом Сегоем. Неизвестно, могут ли они освободиться, но людям их освобождение точно ничего хорошего не несёт.
  • Роджер Желязны:
    • «Создания Света и Тьмы» — Вещь-что-плачет-в-ночи заперта в искусственном мире Принцем-который-был-тысячей. Самое забавное, что из всех участников, носящих имена богов, именно это существо более всего может претендовать на звание настоящего бога, что крепко шокирует священника Мадрака в конце романа: получается, он поспособствовал убийству того, кому поклонялся.
    • «Князь Света» — С точки зрения искренне верующих в местных богов таковым несомненно является будда Сэм-Махасаматман, желающий этих богов свергнуть, как и демоны-ракшасы, запертые в Адском Колодце. На самом деле субверсия: Сэм — бывший соратник и ровесник богов, достигших богоподобного могущества и бессмертия колонистов с Земли, в то время, как простые смертные — забывшие о своём происхождении потомки других колонистов, насильно удерживаемые в средневековье. Демоны-ракшасы тоже просто аборигены планеты, некогда побеждённые и помещённые в темницу, не без участия самого Сэма.
  • А. Нортон, цикл «Колдовской мир». Такого в мире, пережившем череду глобальных магических катастроф, в принципе немало, и с одним из таких существ, причем прямо бывшим причиной одной из глобальных катастроф, героям предстоит повстречаться в третьей книге цикла, «Трое против колдовского мира».
  • Джим Батчер, «Досье Дрездена» — неоднократно фигурирующий в книгах остров Предел Демона оказывается тюрьмой, воздвигнутой первым Мерлином для заточения могущественных чудовищ, темных богов, демонов и Иных.
  • Брендон Сандерсон, «Рождённый туманом» — Разрушитель, запертый в Источнике Вечности.
  • Глен Кук, «Хроники чёрного отряда» — невероятно могущественный тёмный маг по прозвищу Властелин, его королева и десять миньонов были заточены в магической гробнице на сотни лет. Но примерно за 50 лет до описываемых событий печати на их могиле были сломаны из-за секты воскресителей и одного слишком самоуверенного пожилого мага.
  • Когда-то был тот, по сравнению с которым вся империя Властелина и вся его власть были просто ничем. От тех времён осталось лишь Праотец-Древо (на самом деле насильно вытащенный из другого мира ценой огромных жертвоприношений бог), посаженное над могилой этого существа, чтобы оно никогда не смогло вернуться. И оно до сих пор живо и пытается вырваться, что показано в одном из романов цикла, когда Белая Роза своим полем антимагии ослабляет воздействие Древа.
    • Сыграно зигзагом — Тёмная Госпожа, очнувшись от векового сна, сделала всё возможное, чтобы не допустить возрождения своего благоверного, а возрождённая ею империя была ничуть не ужаснее любой другой, в отличие от эпохи владычества её супруга. Хотя народ всё равно был недоволен, как всегда.
  • Г. Кей, «Гобелены Фьонавара» — Ракот Могрим, хрестоматийный тёмный властелин.
  • Терри Брукс, «Шаннара» — демоны. По факту, «демоны» — это общее название для злых рас (вроде гоблинов, огров, импов, драконов и др.), запертых в параллельном измерении Запрет. Демоны остаются в заключении до тех пор, пока живёт волшебное дерево Элькрис, созданное эльфами. Если Элькрис умирает — Запрет перестаёт удерживать своих пленников. За всю серию демоны дважды оказывались на свободе и один раз пытались совершить диверсию.
  • А. Меррит, «Лик в бездне». Нимир, один из лордов-правителей затерянного в горах Южной Америки древнего города сверхразвитой цвивилизации выходцев из Антарктиды. Когда-то, в невообразимо далёком прошлом он восстал против всех остальных лордов, но потерпел поражение и был заключён в подземной темнице, само местоположение которой со временем было забыто. И сам рассказ о Нимире за прошедшие эоны стал восприниматься как сказка, даже с учётом, что жители города почти бессмертны. Но почти все лорды-правители давно ушли из мира, а стенам темниц свойственно ветшать…
  • Клайв Баркер, Rawhead Rex — обычный фермер решил убрать камень с фамильного поля. То, что было похоронено под камнем, отблагодарило его (а заодно, и весь городок) в своей, довольно специфичной манере.
  • Алан Кэмпбелл, «Scar Night» — после поражения в битве за Небеса, мятежные дети богини солнца Айен были изгнаны на землю и на сотни лет заточены в персональных тюрьмах, устройство которых призвано как можно дольше держать их взаперти. Например, для бога Морской воды и Тумана темницей стал свой собственный парящий корабль — путешествуя по миру он охотился за душами людей, но без них же корабль не мог продолжать движение, лишая своего пленника сил сойти на землю. Похожей судьбы не избежала даже сама мстительная Айен, запечатав ворота в Рай и оказавшись взаперти в полном одиночестве за пределами времени.

Кино[править]

  • «Охотники за привидениями»: безумный архитектор-оккультист Иво Шандор создал в Нью-Йорке здание, из которого должны были вырваться демоны со своим предводителем — шумерским злым духом Гозером. После смерти Шандора прошло много лет, а потом так и случилось.
  • Японский дайкайдзю-фильм «Возрождение Мотры» 1996 г. Таким заключённым злом был дракон Дэзгидора (не путать с Кинг Гидорой, они родичи, но не один и тот же монстр), вытягивающий изо всего жизненную энергию. В своё время он был побеждён и заточён древними Мотрами, но в наше время вырвался из-за рабочих. Сыночек Мотры — Лео победил монстра, но не убил, а заточил обратно. Откровение у холодильника: частица «Дэз» значит death, смерть, а значит, Дэзгидора — своеобразная нежить, а не просто дракон, и полностью убить его невозможно
    • В других фильмах про кайдзю исполнять обязанности такого зла могут и сам Годзилла, и Родан, и прочие чудовища.
  • «Власть огня» — спящие под Лондоном огнедыщащие крылатые драконы.
  • «Зелёный Фонарь» — мегадемон Параллакс, заточённый Абин Суром на планете Райут.
    • В оригинальном комиксе Параллакс сидел в батарее Корпуса Жёлтых Фонарей и был похож на огромного китайского дракона.
  • «Мумия» 2017 — Аманет.
    • А в фильме 1999 года — Имхотеп.
  • «Астерикс и Обеликс на Олимпийских играх» — заточённый в статуэтку злобный гений Совсемкукус, мастер смертоносных розыгрышей!
  • «Чужой против Хищника» — тихо и мирно спящая матка Чужих в пирамиде на острове Буве под толстым слоем льда.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто», 5 сезон 12 серия. Доктор обнаруживает под Стоунхэнджем начавшую открываться Пандорику — тюрьму для самого опасного существа во вселенной — самого Доктора
    • В 12 сезоне троп отыгрывается с прикрученным фитильком относительно Мисси. Эстетика та самая, но для Повелительницы времени 70 лет в одиночной камере и под надзором старого друга — совсем не повод расстраиваться. Зато неплохой повод переосмыслить свое прошлое и поступки.
  • «Сверхъестественное» — Люцифер и его клетка в аду.
  • «Флэш» — Савитар, заключенный в тюрьму в Силе скорости.
  • «Легенды завтрашнего дня» — демон Маллус.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 3 сезон, 1 серия. Примерно так четвёрка главгероических вампиров воспринимает фамильяра Гильермо, посаженного в клетку после событий финальной серии предыдущего сезона, в которой он в одиночку изничтожил целую толпу кровососов.

Мультфильмы[править]

  • «Долина папоротников: Последний тропический лес» — рабочие-лесорубы по неведению спилили и пустили на дрова дерево, где был заточён нефтяной демон Хексус. Демон угнал у них лесопильную машину и пошёл уничтожать лес. Почти справился.
  • «Карлик Нос» — колдунья хочет оживить злобного демона, который стал статуей.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда о Корре» — Уналак освобождает тёмного духа Вату, превращаясь в тёмного аватара.
  • «Супермен» — в одной из серий грабитель находит в археологическом факультете каменную табличку, на которой проявляется надпись — «Я наделён безграничным могуществом, вызови же меня!» Из любопытства грабитель читает заклинание, и в него тут же вселяется заключённый в скрижаль демон Каркулл.
  • «Скуби-Ду: Мистическая корпорация» — в катакомбах городка Кристальная Пещера находится хрустальный саркофаг, в котором заключёно древнее зло в лице монстра Нибиру.
  • «My Little Pony»: Найтмер Мун была заточена Селестией на (oh irony) луну. Только вот спустя тысячу лет и прямо в прямом эфире первой серии звёзды, согласно пророчеству, помогают ей сбежать.
    • Да и Дискорда, Тирека и Короля Сомбру тоже заключили, а потом они благополучно выбрались на свободу.
    • С Пони Теней и вовсе педаль в пол — он оказался в Лимбе вместе с теми древними героями Эквестрии, кто его изгнал.
  • «Gravity Falls» — гигантский ребёнок Дитя Времени, на данный момент замороженный во льдах Антарктиды. Способен манипулировать временем по собственному желанию, собираться даже из молекул и уничтожать одним взглядом целые города, в альтернативной временной линии правит остатками человеческой цивилизации. Главный злодей мультсериала — демон разума Билл Шифр выглядит на его фоне «весёлым проказником, который будет мешать персонажам из серии в серию», однако по могуществу ему не уступает и на длинные речи не разменивается.
    • Впрочем, у Билла получилось расщепить этого гигантского младенца на молекулы.
    • А в финальной серии и сам Билл был стёрт вместе с памятью Стенли.
    • Шейп Шифтер, инопланетянин-метаморф, могущий принимать форму любого существа, которое увидит и запомнит — от «барона» с наклейки на упаковке бобов до трёхглазой жабы. Запечатан в бункере автором и (позже) главными героями в криокапсуле.
  • «Непобедимая команда супер-обезьянок» — морской демон Крого-Йофф и Червь Короля-Скелета.
  • «Металлоапокалипсис» — зачем нужно было призывать в наш мир финского демонического тролля?
  • «Конан искатель приключений»:
    • Змеебог Сет заключен в другом измерении вместе с частью змеелюдей. Вытаскивание его оттуда является основной целью главгада сериала и кучки гадов помельче.
    • Демон тьмы Шульгарет был на столетия заключен в каменную могилу одним из богов света, но его тоже можно освободить.
  • The Mummy: The Animated Series — комплексующий мужичок Колин Визлер воскресил Имхотепа, чтобы отомстить своей сопернице Эвелин О’Коннел.
  • Приключения Джеки Чана: Шендю. И Таракудо, император демонов-они.
  • Бен 10: Инопланетная Сверхсила: Диагон.
  • Дэнни Призрак — Влад Плазмиус случайно освобождает Парию Дарка.
  • Winx Club — три древние ведьмы были заточены в измерении Обсидиан. В ходе фильмов и сериала пытаются вырваться из темницы, но их убивают прежде чем у них это получается.
    • В шестом сезоне — тёмный маг Ашерон, который случайно заточил себя в свою же книгу Легендариум.
  • «Аладдин» — зло, которое правдами и неправдами пытается выбраться на свободу, встречается часто. Например, Айям Агул оказался заточён в деревянной статуе на дне морском, а дух колдуна Хартума — в книге. Демона Амока Монру вообще нечаянно оживил Яго — зажёг светильник в пещере где демона заточили.
    • С прикрученным фитильком, внезапно, сам Джинн — так как в литературном первоисточнике что Раб лампы, что Раб кольца нифига не добрые. Но джин, если воспользоваться им осторожно и с умом, вовсе не зло, а лишь инструмент того, кто пользуется. Алу сильно повезло, что выпущенный им на свободу наш синюшный оказался не злопамятным, и не отправился обретя свободу воздавать со всей щедростью окружающим за десять тысяч лет отсидки в лампе. Обычно по классике происходит как раз наоборот. В лучшем случае займешь место джинна в лампе, и на творящийся вокруг беспредел тебе будет уже фиолетово…
  • «Настоящие охотники за привидениями» — дракон-дух Лотгар был замурован в старинных часах.

Комиксы[править]

  • «Веном» Донни Кейтса — Кналл.

Веб-комиксы[править]

  • Во вселенной веб-комикса «Гоблины: Жизнь их глазами» существует могущественный артефакт — Секира Приссана. Много сотен лет назад в это оружие был заключён могущественный демон. Если в течение девяти месяцев владелец секиры не будет регулярно совершать добрые дела, то демон освободится и уничтожит мир. Искусная, тщательной выдержки и тройной отгонки субверсия. Не тюрьма, а средство доставки, и демон не заключённое зло, а пассажир, дожидающийся, когда же Секира сможет «инсталлировать» его в наш мир, чтобы он превратил его в очередной план ада, состоящий из страданий и боли.
  • «Самый тупой в мире маг» — Хэллин, многократно. И раз за разом выбирается и начинает по новой.

Аниме и манга[править]

  • Ranma 1/2 — налицо пародия на сам феномен заключённого зла. Не в силах больше терпеть злодейское «учительство» Хаппосая, бывшего человека, а ныне мелкого беса (йомы), его ученики Соон Тендо (будущий тесть Ранмы) и Генма Саотоме (отец Ранмы) до полусмерти напаивают сэнсэя, охочего до сакэ, запихивают его в бочонок из-под этого прекрасного напитка, бочонок перевязывают цепями, запертыми на замки (так, что сам Гудини не выбрался бы), и всё это помещают в пещеру, которую ещё и запечатывают. Но настал час, зло вышло на волю. Правда, в этот момент небеса послали молнию прямо на бошку освободившегося Хаппосая, и он обратился в пепел… но тут же возродился, тварь этакая!
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — Ведьма зависти Сателла. Была запечатана после того как убила других ведьм греха и уничтожила половину мира. За 400 лет печати ослабли, а из четверых кто запечатывал ведьму в живых остались лишь двое, Дракон и ученица Мудреца, первый улетел за край мира и возможности связаться с ним нет, а вторая хоть и приглядывает за местом, где ведьма запечатана, но стала полуслепой маразматичкой, и Сателле всё таки удаётся влиять на мир. Например, она призвала Субару в фентезийный мир и дала ему способность возвращаться после смерти, она убила Эмилию, когда Субару ей рассказал о своей способности, изгнала Петельгейзе из тела Субару, когда тот в него вселился и вселилась в Эмилию убив практически всех друзей Субару, когда тот рассказал о своей способности Ехидне.
  • Tensei shitara Slime Datta Ken — Штормовой дракон Вельдора. Сам Вельдора достаточно дружелюбен и хорошо общается, но был заточён довольно справедливо.
  • Покемон — Этернатус. Самый большой в мире покемон, в прошлом чуть не уничтоживший регион Галар. Тогда его остановили два героя с мечом и щитом. Председатель Роуз пробуждает его, надеясь поймать его и использовать как источник энергии, из-за нехватки таковой. В этот раз герои тоже пришли, и Эш с Го смогли поймать Этернатуса в покебол. Он был заточён под землю. Но сколько он там пробудет — неизвестно.
    • Совершенно "внезапно" Этернатус то ли оказался не таким злым, как его представляли, то ли покебол смог как-то промыть ему мозги. Короче, он приручился, прям как в играх. А ведь когда-то сериал был деконструкцией игр, показывавшей, что нельзя просто взять и приручить абсолютно любого покемона. Но в Journeys на это забили.
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — для того, чтобы сдыхаться от Нуу (местная вариация лафкрафтианских «космо-богов»), первые разумные существа аж вселенную создали (точнее, разрушили сингулярность), и заточили оных товарищей за пределами (впоследствии то место, где они в итоге оказались, стало загробным миром). А проход окружили мощным псионическим полем, сводящим с ума каждого, кто рискнет приблизиться. Кто ж знал, что через миллиарды лет появится вид, которому хватит слабоумия и отваги достижений фармакологии (как-раз отваги, к сожалению, оказалось недостаточно) туда полезть. Докопались, в общем. Прорыв был совсем минимальный, но и того хватило, чтобы поставить под угрозу существование всей вселенной.
  • Ushio to Tora — Хакумен но Моно, он же Белоликий, главный злодей, могущественный ёкай-кицунэ, когда-то укрылся в основании Японии, где был накрыт магическим барьером, удерживающим его.
  • Атака Титанов — тот самый древнейший организм на планете (фанатами прозван галлюцигенией, поскольку был срисован с реального беспозвоночного), который слился с Имир и дал ей силу титана-Прародителя. Плавал бы ещё веками в озере под огромным деревом, если бы раненая Имир не свалилась туда.
    • В финале: голову Эрена хоронят на Парадизе под деревом, которое через несколько веков вымахало до гигантских размеров. Внешне почти такое же, как при Имир. Огромные корни в виде арки, а также неизвестный мальчик, который собирается вовнутрь, как-бы намекают...
  • Путь девушки-карателя — Пандемониум заточена за стеной тумана Белым героем, поскольку как уничтожить это непонятно.
  • «Труська, Чулко и пресвятой Подвяз» — лорд Корсет призывает из заключения могущественнейшего бобуса… Фрейдистская биология как она есть.

Видеоигры[править]

  • Dawn of War: демон Маледиктум всю игру был заключён в камне, который все считали просто нехилым артефактом. В итоге, после победы над чередой подсадных ГлавГадов камень был уничтожен протагонистом, но оказалось, что настоящий ГлавГад всё это время сидел в камне и никого не трогал (разве что нашёптывал выгодные ему мысли и совращал неустойчивые умы в Хаос). И только стараниями отважных космодесантников он вырвался на свободу.
  • Diablo: духи трёх старших демонов — Мефисто, Диабло и Баала — заключены в особые магические артефакты — камни душ (Soulstone). Однако один из ангелов (Изуал) объяснил им, как можно преодолеть сдерживающие чары и использовать камни для обретения бессмертия. Сначала освободился Мефисто, потом Диабло. Затем Диабло был побеждён героем первой игры серии, но его душа благодаря камню сохранилась и поработила героя, превратив его в нового Диабло. После чего Диабло освободил Баала, и они объединились с Мефисто. Для окончательного их уничтожения уже во второй части игры герой уничтожает камень Мефисто по квесту и камни Диабло и Баала в видеороликах. Не помогло.
  • Disciples: ангел Бетрезен заточён в ядре им же сотворённого мира Невендаар. Место его заключения — натуральный ад, и просидел ангел там достаточно долго, чтобы испортить характер и создать расу демонов, чьей главной задачей является освобождение их бога. Зная всю историю низвержения Бетрезена, постоянные провалы армии Преисподней его вызволить не вызывают однозначной радости.
  • Dishonored: Далила Копперспун (или Далила Колдуин). Была заключена Даудом в собственной картине. Вызволена Герцогом Абеле и через три года явилась в столицу, чтобы отнять трон. В DLC к первой части может быть и убита, но такая концовка, очевидно, не канон. А жаль, избавились бы и от скучного высосанного из пальца злодея, и от сюжетных дыр.
  • Quest for Glory IV: колдуны-вампиры хотят освободить Авузла.
  • Серия шутеров DOOM: выпусканием демонов из Ада развлекаются учёные в корпорации UAC.
    • Внезапная инверсия в игре 2016 года: Палач Рока — заключённый класса «Добро с кувалдой», да такой, что вылези из саркофага — всем в Аду резко поплохеет!
  • Dota 2 — когда-то лич Этриан был знаменитым магом стихии холода, которого завистники, застав врасплох, заковали в магические цепи и опустили в бездонное озеро. Но цепь зацепилась за каменный уступ, оставив там Этриана на долгие годы. Труп нашёл некромант Анхил и оживил Этриана на свою голову. Некромант понял, что просчитался, только в тот момент, когда Этриан открыл глаза и щелчком пальца разорвал волшебника на куски.
  • Epic Battle Fantasy 3: Акрон — существо настолько мощное, что одним своим пробуждением расколол пространство и породил новое измерение. Опять-таки — мог бы сидеть под печатью и дальше, как сидел уже много тысячелетий, если бы не доблестные наши герои.
  • Agony: The Portal — главный герой, могущественный лич. Более слабые личи были уничтожены или изгнаны из мира героем Ландогаром во время древней войны, но с протагонистом Ландогар так ничего сделать и не смог: только максимально ослабить и запечатать в подземной гробнице на отдалённом острове. Прошло около тысячи лет, в гости к нашему тёмному властелину заявились расхитители гробниц из народа гоблардов и раскурочили печать.
  • Strider 2 — покалеченного в ходе первой игры Мейо замуровали в гробнице, которая спрятана в джунглях того Самого Эльдорадо. Выпустил колдуна-инопланетянина страйдер-предатель Хиен…
  • Final Fantasy VIII — Адель, закрытая Эстарцами, поскольку стала слишком опасной и, добровольно и с целью предосторожности, поскольку могла попасть под контроль Ультименции - Риноа, правда недолго.
  • World of Warcraft — Древние Боги заточены были хранителями титанов в специальных темницах. Только темницы уже старые и работают с перебоями. Сами Древние Боги ещё сидят в темницах, но темницы настолько хреново работают, что даже и не скажешь, что они заточены. Мало того, они и будучи заточёнными умудряются чудить — то на созданные титанами расы нашлют «проклятие плоти», то самих титанов, стоящих на страже, с ума сведут…
  • Fallen London — Мистер Съеденный.
  • Hollow Knight — Чума заключенная в Рыцаре Халлоунеста.
  • Half-Life: Alyx — в роли заключённого зла, заключённого другим злом в лице Альянса, оказывается G-Man. И Аликс его успешно освобождает.
  • «Iratus — Lord of the Dead» — главный герой был побеждён и скован в запечатанном саркофаге. А потом отправленные в шахты заключённые докопались, и игра началась.
  • Paladins: Champions of the Realm — чужеродное чудовище, питающееся планетами с разумной жизнью на завтрак, обед и ужин. Получила по зубам от Ио при попытке закусить Реалмом и была запечатана в коре планеты… пока не пришла жаждущая мести Вора.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — в результате таинственных махинаций магических семей воплощение Всех Зол Мира оказалось заточено в Великом Граале и теперь терпеливо ждёт, пока кто-нибудь не загадает своё желание, дабы вырваться в материальный мир и наполнить его страданиями и смертью.
  • Monster Girl Quest — с Вельзевулами получилось аж дважды. В первый раз их запечатала в шкатулке бедствий первая Владыка монстров. Когда шкатулку по глупости открыла легендарная пиратка Селина, то, чтобы предотвратить побег монстров, пиратка заключила их на своём корабле с помощью барьера. В конце концов монстров окончательно побеждают Лука с Алисой.
    • Субверсия с Королевой Муравьёв, которую с помощью особой технологии запечатала Магическая Научная Группа Гранголда, так как монстр в итоге оказался совсем не злым. После освобождения Королева была готова крушить Гранголд исключительно потому, что люди обращались с её подчинёнными как с рабами, но и тогда её удалось успокоить, когда король Гранголда искренне попросил прощение перед ней за всё, что сделал он и его народ.

Прочее[править]

Реальная жизнь[править]

  • Только официально в двух лабораториях аж до конца 2010-х гг. (и далее?!) сохранились образцы вируса черной оспы.
  • Захоронения скота, умершего от сибирской язвы — натуральное заключённое зло, поскольку бактерия-возбудитель все ещё жива. Нечаянное вскрытие могильника землетрясением, оползнем или человеком, может обернуться эпидемией.