Захват флага

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

До появления радио полководец, командующий армией, мог судить о состоянии того или иного отряда, находящегося на расстоянии, только по поднятому флагу, и если флаг повалили, то он считал, что отряд уничтожен. Аналогично и солдаты: если они видели, что королевский штандарт упал, то считали, что король убит, и пора всем разбегаться.

Вместо флага в древнем Риме использовалась аквила — знак легиона в виде орла, размещённый на шесте. Потеря аквилы считалась позором, и потерявший её легион расформировывали. При этом в случае возврата аквилы честь легиона считалась восстановленной, и его собирали снова.

В Европе обычный рыцарь-бакалавр имел право лишь на маленький треугольный флажок, именуемый пеннон, под которым собирал своё личное «копьё» (оруженосец, паж и несколько кнехтов с сержантом во главе). Рыцарь-баннерет имел право на знамя, именуемое баннер, и сбор отряда рыцарей со своими копьями под этим знаменем.

В Японии придумали помимо, большого знамени вручать каждому солдату длинный узкий флаг, крепящийся за его спиной и называющийся сасимоно.

Родственный троп флагман

Примеры игр[править]

Шутеры[править]

Режим обычно предназначен для двух команд. Стандартная карта для режима игры «захват флага» выглядит так: на противоположных концах карты располагаются базы команд с различным оружием и припасами. На каждой базе располагается по флагу. Цель каждой команды — украсть с вражеской базы их флаг и принести к своему собственному. За каждый удачный захват флага команда получает одно очко. Выигрывает команда, набравшая определенное количество очков первой. Также есть вариация с флагом по центру: тогда команды должны взять флаг, принести его на свою базу и не допустить этого с вражеской стороны.

Как правило (автор правки не знает исключений), чтобы очко было засчитано, флаг своей команды должен быть на положенном месте. Флаг автоматически восстанавливается на базе, если похитивший его враг убит, а флаг подобран своими (если врагами — они должны нести его с места взятия).

  • Захват флага — один из самых популярных режимов командной игры в шутерах.
  • Quake
  • Unreal Tournament
    • Также есть моды на захват флага для четырех команд: тогда надо украсть флаг по N раз у каждой из вражеских команд. Никто не запрещает пройтись по вражеским базам и принести все чужие флаги себе за один заход.
  • Team Fortress 2
  • Blade&Soul — вторая вариация

Не шутеры[править]

  • Total War — с фитильком: флаг невозможно захватить, не убив весь отряд, и если удалось убить знаменосца, то на отрядом через пару секунд вновь появляются знамёна.
    • Total War: Medieval II — у итальянцев имеется особая повозка с флагами — каррочио, которую можно разломать, уронив мораль противнику (проще всего — ядром из пушки), а целая повозка — напротив, поднимает мораль. То же самое делает и Святой Крест в армиях крестоносцев.
  • «Петька и Василий Иванович спасают галактику» — история началась с того, что из штаба дивизии красных в деревне Гадюкино средь бела дня было украдено боевое знамя.
  • The Lord of the Rings: Conquest (Властелин Колец: Противостояние) — режим «захват Кольца» (и в одиночной в режиме «Немедленное действие», и в сетевой игре). Инверсия, то есть всё наоборот: нужно захватить кольцо, которое появляется посередине локации, и принести его в лагерь врага. Естественно, это сложнее, чем донести его до своего собственного лагеря. Кроме того, все персонажи обычно могут бегать, а если нести захваченное Кольцо — только ходят (что согласуется и с книжным «лором»). И наконец, у разведчика хоть и есть возможность стать невидимым, но при несении Кольца оно всё равно останется видимым (и помеченным на радаре!) и огромным, а все NPC-враги начинают атаковать именно того, кто несёт Кольцо.
    • Стандартный шутерный приём «захвати флаг — захватишь и контрольную точку» в игре тоже есть. Почему же он появился в слешере? Разгадка проста: до этой игры разработчики делали стрелялки по «Звёздным войнам» — Battlefront 1 и 2 (нет, не тот, не современный, а 2004—2005 годов). А после «Противостояния» — снова шутер, но уже с открытым миром и необычным сеттингом — The Saboteur, ставший их лебединой песней.
  • Scarlet Nexus — тренировочное соревнование между командами обоих главгероев на захват флага. Но так как игра — слэшер аля Devil May Cry, всё что нужно здесь от игрока — пробиться к флагу через нескольких учебных противников.

Игры живого действия[править]

  • Одна из вариаций советской военно-патриотической игры «Зарница». Наверняка за рубежом тоже были свои аналоги.
  • Сценарии с захватом флага существуют в пейнтболе, страйкболе, лазертаге и иже с ними.

Примеры не из игр[править]

Литература[править]

  • Общее: бесчисленные произведения в военном жанре. Захват вражеского флага был особенно важен в XVI—XVIII веках, но и до этого (начиная с Высокого Средневековья), и после (в наши дни тоже) он вызывает радость войск, которые сумели добраться до него и присвоить.
  • В. Скотт, «Талисман» — из-за украденного флага героя едва не казнили.
  • Розмэри Сатклиф, «Орёл Девятого легиона» — семья главного героя считается опозоренной, потому что его отца считают виновником потери аквилы. Чтобы восстановить честь, он и отправляется на её поиски.
  • Бернард Корнуэлл «Орёл Шарпа» — сериал в меньшей степени, книга в гораздо большей показывает, что влечёт за собой потеря знамени, а также какая мясорубка всех против всех разворачивается при попытке захвата вражеского орла.
  • Генрик Сенкевич, «Потоп» — простой крестьянский паренек захватывает в бою шведское знамя, за что юному герою обещают даровать дворянство.

Кино[править]

  • Фильм «Ля Тур, берегись!» — герой утер нос своему сопернику-военному, украв австрийское знамя.
  • «Они сражались за Родину» — в заслугу бойцов ставятся то, что они сумели сохранить знамя полка.
  • Starship Troopers — подобные военные игры являются частью подготовки Мобильной пехоты, и главгерой в одной из сцен в учебке участвует в захвате флага.
  • «Отряд самоубийц» — антигерои и злодеи постоянно отбивают друг у друга Рика Флага.

Телесериалы[править]

  • Game of Thrones — то, как сбросили знамёна Болтонов.

Мультсериалы[править]

  • Wander Over Yonder — финал второго сезона.
  • Кид vs. Кэт — Кид играет в захват флага с сестрой и друзьями, постепенно все это перерастает в партизанскую войну.
  • Пингвины из Мадагаскара — Пингвины соревнуются с Королем Джулианом и его свитой в захвате флага, сперва выигрывали последние, но потом на помощь пришла техника.

Настольные игры[править]

Реальная жизнь[править]

  • Деравш Кавиани — легендарный персидский штандарт, украшенный не просто золотым шитьём, но и драгоценными камнями, и использовавшийся в течение многих веков ещё с античности. После поражения Персидской Империи от первого Халифата штандарт был разобран победителями на отдельные драгоценные камни, а оставшееся полотнище было сожжено.
  • Ричард Львиное Сердце поссорился с Леопольдом Австрийским из-за того, что Ричард первым забрался на стену Аккры, но первыми свой флаг успели установить австрийцы. В ответ Ричард не придумал ничего умнее, чем на виду у всех войск сбросить со стен австрийский флаг, что было равносильно тому, как если бы Ричард облил Леопольда прилюдно жидким навозом. Позже, когда Ричард под видом паломника возвращался из крестового похода в Англию, он не придумал ничего умнее, чем попытаться пройти через Австрию, и австрийцы его арестовали. В результате за оскорбление флага Ричарду пришлось заплатить Леопольду 150 тысяч золотых марок — сумму, превышающую годовой бюджет Англии.
  • Парад Победы 1945 года, когда к подножию Мавзолея бросали фашистские знамёна и штандарты.
    • В связи с этим существует фанатский рисунок, где к Мавзолею бросают власовское знамя. Само изображение уже грозились притянуть по статье 329 УК РФ. Благо, что автор неизвестен.
      • Похоже, что автор «притягивания» не знает матчасти: на современном флаге РФ средняя полоса — синяя, а на власовском — голубая. С голубой полосой, кстати, был флаг у «белых» в 1918 году, а также при Ельцине (новый флаг России тогда ещё не был официально утверждён; утвердили его уже при Путине, в 2000 году).
  • За утерю боевого знамени во время Великой Отечественной войны командиру и комиссару грозил трибунал, а их подразделению — расформирование. И наоборот, если подразделение потеряло большую часть личного состава, но смогло сохранить боевое знамя, его ждало пополнение.
    • В современной российской армии все осталось так же.
    • Кстати, аналогом компьютерного режима «захват флага» был (и остаётся?) захват городов. Кто не знает медали «За взятие Берлина»? Таких медалей за разные города — огромное число. Город при этом обычно считается не самой важной целью — важнее занять укреплённые позиции противника (даже фашисты обычно стремились удержать не город, а лишь некоторые его части — чаще всего вокзалы и депо, склады и заводы; мирные дома им были ни к чему). То есть медаль за город — это, цинично говоря, «бонус» для войск поддержки — менее сильных, чем ядро армии, берущее крепости (в современном понимании аналогом крепостей являются сильно укреплённые «линии обороны», то есть, проще говоря — «фронт», прорыв которого означает серьёзные проблемы для противника). С другой стороны, иногда в крепость превращают сам город (с нашей стороны, например, Сталинград или Ленинград; с другой — хотя бы тот же Берлин или Кёнигсберг, от которых после взятия остались руины), и тогда медаль за его взятие — показатель настоящего героизма.