Заши-бу

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Где разок махнёт — стала улица, Где другой махнёт — и с переулками!

»
— Былинное

(link)

Возможный первоисточник названия
Он может

Заши-бу можно назвать своеобразным аналогом дакки для рукопашного боя. Это, гм, стиль, который стремится вообще не быть каким-либо стилем фехтования или боевого искусства, и основан на более или менее беспорядочном размахивании кулаками или оружием (нередко импровизированным) в надежде кого-нибудь зашибить, а также всесокрушающих, но ужасно медленных и оттого неточных ударах. Прибегают к нему в основном те, кто по какой-либо причине может не заморачиваться упомянутыми выше искусствами, и оружие подбирается соответствующее — которым можно нанести максимально страшный удар, но по этой же причине не подходящее для изворотов вроде парирования, как то боевой молот во всех вариантах и его ещё более зашибательная модификация — боевой цеп. В условиях очевидного физического превосходства над противником — круто и практично, иначе — эталонное кунг-фуфло.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про дуэль трёх богатырей с тремя мушкетёрами. Д’Артаньян берёт кусочек мела и рисует точку на груди Ильи Муромца: «Именно в этом месте я проколю вас шпагой, сударь!» Илья, поднимая булаву: «Добрыня, посыпь-ка его мелком…»

Литература[править]

  • Метавселенная Рудазова: один из фирменных штампов этого автора — «амбал с трудностями с речью».
    • Рарийские дэвкаци. В бою стараются не подходить близко к своим, чтобы ненароком не заши-бить офигенно большими тяжёлыми предметами.
    • Султан Земли и Мерзость.
    • Огры Земли-1691.
    • Алкмореги Золотого Кольца, от них же первый есть Остап.
    • Лёлик, ассистент профессора Гадюкина. Единственный из перечисленных никого не заши-бает на страницах книг, но учитывая любовь к беготне с ЗиЛом на плечах — может.
Кое-кто из не попадающих под троп тоже может:
    • Эйнхерии. Злое колдовство лишило их оружия? Но сверхчеловеческая силища осталась!
    • Колдун Кромги Сильный. Кушайте, детки, на ночь мельдоний…
  • Марк Твен, «Принц и нищий» — Гуго, желая проучить мнимого Тома Кенти (на самом деле короля Эдуарда VI), взял дубину и напал, размахивая как дикарь. Но принц был обучен искусству фехтования…

Кино[править]

  • «Властелин Колец» — в прологе, когда Саурон машет своей палицей, его противники разлетаются целыми пачками.
  • Кинематографическая вселенная Marvel — данный стиль особенно уважает Халк. Кроме него «стиль за-ши-бу» практикуют Тор (предпочитал действовать молотом) и Кэп (предпочитал действовать щитом). Железный человек в своей броне тоже отлично умеет за-ши-бать.
    • После Гражданки у Кэпа больше нет щита, а Тор в «Рагнареке» поднял уровень крутизны и теперь швыряется молниями прямо из тела, но из этого тропа ни тот, ни другой не вышли.
    • В Войне Бесконечности Тор, вооружившись секирой Штормбрейкер, уверенно выжимает педаль сквозь асфальт. Ничего удивительного, что с такой оглоблей почти зашиб самого Таноса, только по башке не бил, а надо.
    • Наконец, в Avengers: Endgame сильно поднял уровень Кэп получивший назад свой фирменный щит и сумевший-таки поднять Мьёльнир. Но круче всех оказался Танос, без всяких камней и перчаток раскидавший Старка в новом костюме, Кэпа с Мьёльниром и щитом и Тора со Штормбрейкером.
  • Тетралогия режиссёра Стено «Громила» — главный герой сражается именно в этом стиле, причём, как правило, голыми руками.
    • В принципе, Бад Спенсер всегда воплощает этот троп, в противоположность своему частому партнёру Теренсу Хиллу (тоже псевдоним).
  • Хеллбой, когда у него кончаются патроны, вспоминает что левая правая его рука — это огромная каменная лапа, и…
  • Аверсия в фильме «Восход красного солнца». Там персонаж Чарльза Бронсона пытается применить этот стиль к японскому самураю. Зря это он…
  • Звёздные Войны — меметичная сцена с Гривусом, который пафосно надвигается на Оби Вана, вращая светошашками в четырёх механических руках. Рук от тут же лишился, но нет, не самостоятельно.

Мультфильмы[править]

  • «Три богатыря и Шамаханская царица» — кодификатор.
    • Вообще это любимая манера боя мультяшных богатырей и встречается во всех частях. При этом они и к нормальному бою вполне способны, что демонстрировали в том же совместном фильме, когда вышли против демонов, даже со щитами. Но простых смертных вроде тугар и византийцев раскидывают на пофиг.
      • Классическая оптимизация билда. При столкновении с многочисленным, но слабым противником, нет необходимости тратить ресурсы на точность, куда ни ударь — в кого-нибудь да попадешь, в какую часть тела этого «кого-нибудь» ни попади — результат смертельный.
  • Советские мультики на тему богатырей тоже затрагивали тему в полном соответствии с эпиграфом.
  • Советский же «Маугли» — примерно так действуют Багира и особенно Балу против рыжих собак.
  • «Как казаки кулеш варили» — Тур, вооружившись реально огромной дубиной, попытался отмахаться в таком стиле от толпы крымчан. Не вышло: в конце концов взяли числом.

Мультсериалы[править]

  • Самурай Джек — в одном из эпизодов главную роль играют тяжеленные, скажем так, мечи с ручкой в виде кольца[1]. Естественно, сражаться ими как обычными мечами из-за этого очень трудно, а нужно использовать на манер кистеня — крутить за кольцо и направлять инерцию. Именно освоив это заши-бу, Джек побеждает своих противников.
    • В эпизоде «Принцесса и охотники за головами» в таком стиле сражается русский охотник за головами Борис.

Комиксы[править]

Множество супергероев и суперзлодеев, например Халки и криптонцы.

Аниме и манга[править]

  • Onepunchman — Сайтама (см. картинку). Название произведения описывает стандартный ход боя для Сайтами — подошёл, один раз ударил, грустно вздохнул при виде кровавых ошмётков, пошёл дальше по своим делам. При этом Аверсия — Сайтама, в довесок к стандартным для тропа силе и живучести, обладает прокачанным восприятием, а также чудовищно быстр и ловок. Но видно это всего в трёх боях — с Боросом, Орочи и Гароу.
    • Под троп куда больше подходят стили боя Мастера-в-Майке (и большинства его маечников) и Воронёного Суперсплава на фоне мастера БИ Гароу, прописывающего им по 220.
  • Берсерк — Гаттс же. Чаще всего действует именно таким образом, используя Драконобой, а начиная с определённого момента и Доспех Берсерка.
    • Зодд и Вьяльд — первый, что называется, прокачал скилл и умеет драться чем угодно и как угодно, а второй наоборот — драться не умел, полагаясь на сверхсилу, реакцию, живучесть и общую отмороженность. Еще апостол Грюнбельд, вооружённый огромной кувалдой.
  • Bleach — Зараки Кенпачи истинное воплощение тропа. Умеет только махать катаной и … двумя руками махать катаной. Ни школы фехтования, ни собственной магии катаны, ни магии шинигами у него нет.
    • Собственно говоря, его занпакто — как раз-таки взять катану двумя руками.
      • В фанатской среде существует теория о том, что выглядящие одинаково удары на самом деле разные, а настоящая способность Зараки-тайчо в понимании устройства того, против чего он бьётся, из чего и проистекает его презрительное отношение к владельцам кидо-занпакто, обладающим минимальным пониманием способностей своих мечей. Так в битве с Ннойтрой присутствует прямое указание на то, что он подбирал удар, а в битве со скульптором реальности и ещё того ярче подсвечено. Сама первая Кенпачи отмечала, что он способен нанести больше разных ударов, чем она сумела придумать — и это при всём том, что за количество придуманных гарантированно смертельных ударов она сама наградила себя самолично же придуманным титулом Ячиру.
      • Ближе к концу он таки обзаводится полноценной раскрытой формой клинка (приказ активации «глотай»), а следом внезапно и банкаем (хотя тут похоже дух меча сам решил пойти ему навстречу), который по всей видимости позволяет не только ломать всё, устройство чего он понял, но ещё и игнорировать разнообразные эффекты понятого.
  • One Piece — стандартный стиль боя великанов. Протагонист сеттинга, Луффи (Раффи), хотя формально и владеет магией съеденного в детстве дьявольского фрукта, использует эту магию практически только для того, чтобы бить больнее и по большей площади.
  • Бродяга Кэнсин — Сано же! С начала манги успел лишиться своей боевой оглобли и перешел на кулачный бой, но остался верен заши-бательной тактике. Утопил педаль в асфальт, попытавшись голыми руками заши-бить Сисио Макото. Уточнение: вооруженного крутым мечом Сисио Макото, который только что раскатал в хлам двух наикрутейших бойцов в лице самого ГГ и Сайто. Надо ли говорить, что идея была… м-м, неудачной?
  • Helck — собственно сам Хельк.

Видеоигры[править]

Часто в играх любой ближний бой выглядит как заши-бу в силу просто того, что разработчики не стали заморачиваться с фехтованием или игра совсем не про это. Например, жанр Hack'n'Slash как раз об укладывании кучи врагов, и потому заши-бу там очень даже уместно и круто, а фехтование встречается ну максимум с боссами. Также они сами могут действовать в этой манере, как и некоторые менее крутые враги с целью не дать герою просто так подойти для удара или погонять его по арене. Иногда так можно воспринимать АоЕ-атаки ближнего боя в RPG и подобном, особенно если их много и они составляют основу.

  • DotA 2 — предмет Battle Fury может дать сплэш любому ближнику, однако некоторые герои могут позашибать и сами.
    • Sven the Rogue Knight с его офигенно большим мечом и родной способностью на АоЕ-атаку. А под ультой его урон становится таким огромным что может случайно парой ударов зашибить насмерть пробегающего мимо в невидимости ассасина.
    • Yurnero the Juggernaut хоть по размеру не соответствует имени, но его знаменитый устрашающий стиль боя катаной очень напоминает заши-бу: герой просто бешено вращается вокруг своей оси, выставив меч и коцая всех врагов рядом.
    • Mogul Kahn the Axe с некоторым шансом делает круговой взмах топором, когда его атакуют.
    • Bradwarden the Centaur Warrunner активной способностью «двойное лезвие» наносит урон себе и врагам в небольшом радиусе.
    • Leviathan the Tidehunter. Как вам огромный рыбогуманоид, раскрашенный под арбуз, делающий то же самое что и Акс из примера выше, но по команде игрока и при помощи корабельного якоря? При этом «Арбуз керри» перестало быть шуткой, когда урон от этой способности стал равен урону героя.
  • League of Legends — Гарен, эталон, хранить вечно. Три способности из четырёх — концентрированное «заши-бу»: Удар сверху вниз, заставляющий врагов заткнуться; Вращение с мечом (примерно как у Джаггернаута с примера выше); Удар мечом сверху вниз, но теперь вместо насильной игры в молчанку противник пребольно получает столбом света.
    • Туда же — Сион, который доооолго размахивается, а потом заши-бает по немаленькой (для обычного умения, а не ульты) площади, нанося урон и подкидывая противников (подкидывание тут работает так же, как оглушение, но еще эффективнее).
  • Fallout 3 — супермутанты бегемоты. Слишком велики для любого огнестрельного оружия, поэтому орудуют молотами, сделанными из пожарных гидрантов.
    • Обычные супермутанты в ближнем бою тоже не поражают изяществом фехтования.
  • Overwatch — немецкий спецназ «Крестоносцы» в силовой броне с реактивными ускорителями и реактивными же молотами исповедовал такой стиль боя, а особенно эпично превозмог командир, взяв сразу два молота и на последнем издыхании покрошив огромную толпу роботов. Собственно, к Райнхардту тоже никто подходить не спешит.
  • Mount & Blade и его подражатели — стиль применяется в мультиплеере. В M&B, правда, из-за системы защиты и контроля дистанции не работает против опытных игроков.
  • Почти все боссы в Resident Evil, как в играх, так и в экранизациях. А что с них возьмёшь — они биооружие, по сути продвинутые зомби — на тактику и утончённые приёмы мозгов не хватает, а вот силушки богатырской — немеряно.
  • Darkest Dungeon — прокажённый. Может одним ударом меча сваншотить двоих вражеских файтеров, и анимации его выглядят соответствующе. У выродка тоже есть ближняя аое абилка подобного вида. Из врагов — здоровенные двухслотовые скелеты с булавой, которые одним ударом зашибают весь отряд, и опять же двухслотовые гиганты с деревом — эти уже специализируются на соло-цели. Наконец, карга-великанша с молоточком для мяса.
  • Босс Геракл в God of war 3 (особенно он, потому как не пользуется магией). Учитывая то, что Кратос едва достаёт ему до пояса и выглядит совсем бледно по сравнению с гигантом, другого как-то и не ожидается. Но всё-таки погибает, причём очень зрелищно — Кратос это умеет…
  • Майк Хаггар из серии игр Final fight. Очень сильный дядька, так что ему эти все хитроумные приёмы особо и не нужны. Удар головой применяет часто и с удовольствием.
  • Mortal Kombat:Shaolin Monks — предводитель демонов-они. Огромный демон, похожий на сумоиста, вооружён каменной дубиной (кусок колонны?). Впрочем сзади его можно спокойно лупить кулаками по я пятой точке- от этого демон вскорости сдохнет. Драка с этим жирдяем происходит на дне той самой арены «Яма-1»(логово Рептайла в первой части).
  • For Honor — в наличии продуманная система фехтования, но крипов герои косят только так. При этом одни классы к такому занятию предрасположены больше других в зависимости от анимаций атак.
  • Total War Warhammer — пришлось вводить вслед за юнитами с малым числом моделей в отряде: герои и монстры с их огромным уроном от одного удара умеют разбрасывать пехоту (а иногда и кавалерию) пачками и размазывать этот самый урон по нескольким моделькам чтобы избегать оверкилла. При этом вне зависимости от числа задетых технически страдают фиксированное число солдат, и у ориентированных на дуэли оно меньше, чем у специалистов по борьбе с пехотой. Кроме того, такой стиль облегчает выход из окружения.
  • Hollow Knight — таков стиль Великого Гуру Гвоздя и его ученика Мато, который, в свою очередь, может показать один приёмчик игроку. Причём и Гуру, и Мато сражаются мечами одного размера, но если Мато — такой шкаф, что уже великан и его меч пропорционален, то Гуру это Слай.
    • Ложный Рыцарь, получив по морде, принимается отчаянно молотить своей колотушкой так, что к нему не подойти.

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000 — здесь многие так могут. Примархи Вулкан, Ангрон, Феррус Манус, особо заслуженные варбоссы орков (да и вообще любой орк), карнифексы тиранидов и т. д. и т. п.. Ваха без заши-бу — и не Ваха вовсе! И особенно весело бывает, когда в бою по разные стороны баррикад встречаются мастера подобного «стиля».
  • D&D 3: фит Power Attack: назначаем сами себе какой угодно штраф на свой базовый бонус атаки (= шанс попадания), получая такой же бонус к повреждениям. Рекомендуется использовать именно с двуручным оружием, потому что для него бонус на повреждения удваивается.

Музыка[править]

  • О. Медведев:
« А тот, кто тебе поможет, уже проявляется — видишь, вон он,

Почти что материален — пусть чёрно-белый, но как живой, С матом и песняками, подобно гоплиту у Марафона, Несётся он вниз по склону, вращая оглоблю над головой.

»
— «Амазарский ястреб»

Реальная жизнь[править]

  • Абсолютно реальный приём для цвайхендера/монтанте, рассчитанный на бой одного в окружении. Дрын в человеческий рост удерживается в движении за счёт собственного веса (при этом он куда быстрее анимешных рельс), а противники с менее внушительными железками при попытке приблизиться рискуют получить по чему попадёт.
    • А ещё длинным мечом можно именно что не рубить, а заши-бать: когда он достаточно затупливается в бою, его перехватывают за остриё и орудуют гардой как клевцом.

Примечания[править]

  1. Похоже, сия вундервафля могла существовать и в реальной жизни: 1 2 3