Зелёные буквы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cyber Green. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Примерно так
« But we are hackers and hackers have black terminals with green font colors »
— John Numemaker

Представьте себе, как выглядит экран компьютера хакера. Так же, как и у того, который стоит перед вами? Я знал, что ты хакер, за тобой уже выехали. Скорее так: сам экран чёрный, или тёмно-серый. Все надписи выводятся зелёными буквами (как вариант — голубыми или, очень редко, оранжевыми), причём странным «хакерским» шрифтом. Вообще будет преобладать зелёный цвет, иногда дополняясь красным (чтобы показать, что попытка взлома была неудачной, вас засекли, сматывайте удочки) и тонкие линии. Графика если есть — то либо это «проволочная» (только рёбра, без текстур) 3D-графика, либо монохромная картинка с экрана видеонаблюдения (тоже зелёного цвета), либо вообще никакой графики, разве что иногда для красоты добавляется немного ASCII-арта.

И кстати, не обязательно так выглядит экран компьютера именно хакера. Это может быть интерфейс компьютерной системы какой-нибудь спецслужбы, зловещего ИскИна, или хотя бы просто показывает, что действие как-то связано с компьютерами. С другой стороны, если у персонажа-хакера на экране привычная операционная система, то это исключительно для маскировки: будьте уверены, как только он начнёт делать своё чёрное дело, экран сразу почернеет, а буквы позеленеют.

Часть описанных реалий действительно имела место, и попадает под датировку по электронике, если произведение было написано в те времена, когда эти явления были актуальны. В более поздних произведениях это уже либо стереотип (или даже фетиш) зрительского интерфейса, либо ретрофутуризм.

Проявления[править]

Зелёный цвет[править]

Стереотип

В простейшем случае доступен только зелёный цвет на чёрном фоне. Изредка к нему добавляется красный, чтобы выделить нечто опасное или важное. После того, как пиксель выключили, он гаснет не сразу, а где-то полсекунды. Только что зажжённый пиксель, наоборот, сначала светится очень ярко, как бы даже не зелёным, а почти белым цветом.

Реальность

Если домашние компьютеры практически сразу научились выдавать как минимум несколько цветов, то в профессиональной среде они долго оставались монохромными там, где не требовалось обязательного цветного изображения. Зелёный цвет давал люминофор на основе силикатов цинка. Вроде бы считалось важным, что чувствительность глаза к зелёному цвету выше всего и много где озвучивалась версия, что именно поэтому наиболее распространён был именно зелёный люминофор. Но скорее всего, сыграло роль его время послесвечения около ½ секунды — это позволяло свести к минимуму мерцание от низкой частоты развёртки, которое не так заметно в телевизоре, где зритель сидит в нескольких метрах от экрана (зато любые резкие движения на экране смазывались бы до полной неразличимости), но когда экран на расстоянии вытянутой руки, мерцание сильно раздражает. А ещё сульфиды и силикаты цинка дешевле говна, варятся на кухне в мамкиной кастрюльке, нетоксичны и нерадиоактивны. А то, например, красные люминофоры на базе европия во-первых таки слегка фонят, а во-вторых стоят как чугунный мост.

Применялись не только зелёные люминофоры, были ещё жёлто-оранжевые, голубые, а также белые. Двухцветные (да, именно двух-, а не полноцветные!) мониторы тоже существовали. В таком мониторе нельзя было получить смешение цветов и разные оттенки. О распространённости таких мониторов писать не берусь, знаю лишь, что в справочнике по советским кинескопам такая трубка была и был описан принцип её действия.

Поначалу светиться очень ярко — это особенность индикаторов радаров. Радары не могли ничего запоминать[1], и роль запоминающего устройства играл очень «долгоиграющий» люминофор индикатора — развёртка идёт за антенной, и когда она через 6…10 секунд вернётся на то же место, люминофор как раз погаснет. Поскольку затухает он по экспоненциальному закону, зажигать его приходится очень ярко. Во всех других экранах изображение развёртывалось с достаточной частотой, чтобы быть более-менее постоянной яркости. И технические маркеры (например, указатель трекбола) на радарах тоже показывают неярко, зато часто-часто развёртывают — след за маркером если и есть, то незначительный.

Данные выводятся по букве[править]

Стереотип

Текст в терминал выводится по букве со скоростью где-то 200 символов в минуту, при этом вывод каждого символа озвучивается, а пробела — нет

Реальность

Вполне возможно на терминале при низкой скорости соединения (из-за работы через абы какую телефонную линию), если ПО было настроено на работу с телетайпом, либо если параллельно печатается «твёрдая копия» с помощью того же самого телетайпа. Что касается издаваемых звуков — зачем бы это?

Если же таких строгих ограничений на скорость линии нет, перед нами компьютерная клюква в чистом виде.

Экзотические шрифты[править]

Стереотип

Хакеры не пользуются обычными шрифтами. «Хакерский» шрифт должен выглядеть максимально высокотехнологично. Например, как Ocr-a font.png, или Westminster font.png

Реальность
Реальный шрифт магнитного распознавания. Весь.

OCR A — это первая действующая система оптического распознавания (1968, читала почти весь ASCII и шесть отсутствующих в нём спецсимволов). Второй шрифт — вариация на тему магнитного распознавания (1956, читало десять цифр и четыре спецсимвола[2], наносившиеся железосодержащими чернилами, значительно надёжнее оптического). Предназначены они в первую очередь для автоматического считывания паспортов, банковских чеков и транспортных билетов с исключением подлога — чтобы одни и те же символы читались людьми и машинами[3]. На экране вы вряд ли их увидите в серьёзном применении.

Однако некоторые особенности у шрифтов, которыми пользуются хакеры и программисты, всё же есть: они моноширинные, и в них особая форма цифры «0», чтобы отличить её от буквы «О». Почему обязательно моноширинные? Изначально просто других не было, сейчас же они используются потому, что можно форматировать текст пробелами, не боясь, что всё съедет при изменении шрифта. В специальных программистских шрифтах могут также содержаться определённые лигатуры (например, !=, «не равно» в языке Си, записывается очень широким ), но это уже фишки OpenType, созданного в 1994.

Однако, если вдаваться в ретрофутуризм, можно вспомнить ещё пару особенностей. Если хакер работает в текстовом терминале (что бывает чаще всего), то шрифт, скорее всего, будет без сглаживания и ширина символа будет от 7 до 9 пикселей[4] (догадайтесь почему). Были ещё так называемые векторные терминалы, применяемые для работы с чертежами и графиками. Они хоть и умели рисовать буквы какой захочется сложности, но для экономии памяти (и времени отрисовки, если используется терминал на запоминающей трубке) когда форма шрифта не имеет особого значения, использовали характерные тонкие угловатые буквы, похожие на чертёжный шрифт.

В «Матрице: Воскрешении», когда виртуальная «камера» приближается, шрифт разделяется на мигающие пиксели, и штрих выходит около 4 пикселей. Разберём каждую из фишек по отдельности. Пиксели мигают с большой-большой частотой на дешёвых ЖК-матрицах. Штрих 4 пикселя — есть задел по разрешению, на экранах стандартной плотности (96 dpi) хватает одного-двух пикселей. Минимальная поддержка экранов большой плотности была уже в Windows 95, но худо-бедно без особых глюков — с 2010-х, когда вышел iPad. Чёткие границы пикселей — тоже ЖК/OLED/DLP. Правда, в современности все экраны цветные, а цветной мозаики — ни ЭЛТ-, ни ЖК-, ни OLED- (на всех трёх она разная) — не видно. A DLP — это технология проекторов, доведённая до ума в 1997.

Проволочная графика[править]

Стереотип

Вся графика нарисована тонкими зелёными линиями. Где-нибудь сбоку вращается нарисованный сеткой зелёных линий череп с костями. Когда хакеру нужен план какого-то здания, он тоже отображается в 3D таким же зелёным каркасом.

Реальность

Тут прообразов сразу несколько.

  1. Векторные терминалы позволяли рисовать сложные чертежи высокого разрешения и расходовали на это совсем немного памяти. Но только линиями одного цвета (обычно зелёного) и одной толщины. В большинстве случаев этого хватало.
  2. Научная графика — если есть выбор красная или синяя таблетка «большое разрешение или много цветов», предпочитаем видеорежимы большого разрешения, но с минимумом цветов (от 2 до 16). И учёный обычно не спец по портам видеоадаптера, скоростным приближённым методам вычисления функций и прочему добру авторства Кармака и Абраша, так что выводит диаграмму как умеет программировать — то есть медленно и каркасно.
  3. Старые автоматы и компьютерные игры, выводившие 3D в проволочной графике — как векторные (Battlezone), так и пиксельные (Elite). Автомат Battlezone (1980) так вообще был хитом. Как только появилась возможность вместо проволочной графики использовать закрашенную, а потом и текстурированную — это и стали делать. Все версии «Элиты» для IBM уже работали в закрашенной графике.

В современных условиях при 3d-моделировании можно отключить все графические эффекты, кроме каркаса модели, чтобы посмотреть, как она ведёт себя при определённых движениях, не нагружая лишний раз видеоподсистему. Однако с современными видеокартами, если не требуется работать со сложной сценой, достаточно лишь отключить наиболее ресурсоёмкие эффекты и двигать просто низкополигональную модельку без текстур.

Компьютерные звуки[править]

Стереотип

Различные действия — вывод новой информации на экран, подтверждение команды и т. д. — сопровождаются характерным синтезированным «чириканьем». Когда компьютер занят расчётами, он издаёт звуки, похожие на что-то между быстрым набором номера на кнопочном телефоне и писка R2-D2.

Реальность

До середины 90-х звуковой чип (простейший синтезатор, который и позволял эти «чирики») был прерогативой домашних компьютеров и игровых приставок. Терминалы, как правило, вообще умели выводить только короткий однотонный «пик», для которого был зарезервирован специальный управляющий символ. В деловых компьютерах (как в том же IBM) был простейший динамик, исполнявший одну волну любой длительности и частоты — просто в большинстве задач звуковая карта была ненужной фичей. Воспроизведение звукозаписи появилось позже: Covox, дешёвый звуковой ЦАП, работавший с большой нагрузкой на процессор,— в 1986, знаменитая звуковая плата Sound Blaster — в 1989. А сейчас звуковая плата встроена в материнскую, и потому отдельная звуковая плата нужна только меломанам и профессионалам, работающим со звуком.

ASCII-графика[править]

Стереотип

Хакер оставляет на взломанной системе граффити, составленное из причудливого нагромождения букв, цифр и странных символов, образующих загадочную картинку. Иногда оно даже движется.

Реальность

То, что мы называем ASCII-графикой, существовало до появления ASCII: первая анимация, созданная на компьютере (советская «Кошечка»), была также выполнена этим способом. Традиционное второе задание по программированию после «Hello World» — придумать и вывести какую-то ASCII-картинку. Более того, это искусство гораздо старше первых компьютеров: картинки из букв делались на пишущих машинках и телетайпах. Если нужно приложить к тексту несложную иллюстрацию, не обязательно покупать дорогие в то время графические терминалы, вполне можно было обойтись псевдографикой или даже буквами и знаками препинания. Кстати, одно из достоинств IBM PC, за что его сразу так полюбили — у него был обширный набор псевдографики на все случаи жизни: и рамочки, и столбики, и точечные растры, позволяющие рисовать красивые рамочные или даже полуоконные интерфейсы прямо в текстовом режиме.

Пользуются ли хакеры ASCII-графикой? А почему бы и нет! Конечно, встраивать анимацию смеющегося черепа в одноразовый скрипт для взлома конкретной системы они не будут, но украсить красивым копирайтом утилиту, которую потом собираешься выложить в хакерской конференции или новостной группе — вполне. Также ASCII-графика распространена в разных околохакерских программах, типа проигрывателей трекерной музыки (сорт музыки родом с Amiga, состоящий из звукозаписей-инструментов и партитуры для них) или в демосцене. Да и обычные программисты иногда добавляют в исходный текст программ какие-нибудь заковыристые копирайты. Широко ASCII-графика была распространена на BBS — электронных «досках объявлений», к которым можно было дозвониться по модему.

Пиксельная графика[править]

Стереотип

В хакерском ПО есть картинки и буквы низкого разрешения, старательно нарисованные пиксель за пикселем.

Реальность

Когда пикселей мало и цветов мало, как ещё рисовать? Все шрифты 80-х годов были пиксельными, и даже разработчики обычных себе TrueType-шрифтов всегда смотрели, как их детище будет смотреться на низком разрешении.

Касательно графики — вплоть до начала 90-х годов почти все игры были пиксельные, пока Doom не поставил другую моду. Пиксельную графику надо перерисовывать под каждое новое разрешение — однако тут помогла привязка к телевизору, 483 строки в формате NTSC. Чтобы скомпенсировать глюки чересстрочной развёртки, делим на 2, и разрешения около 200 видимых строк и около 240 полных действовали более 10 лет, с 1982 (ColecoVision — первая приставка с более-менее квадратным пикселем) до середины 90-х. Иконки ОС ещё несколько лет оставались пиксельными — на рабочих столах были распространены 256-цветные режимы, когда всё, что видно на экране, автоматически и коряво приводится в общую палитру, и в этой палитре что гарантированно будет? Шестнадцать стандартных цветов. С вымыванием 256-цветной графики перерисовывали иконки, внедрили ClearType, и к Windows XP (2001) всё стало цветастое и сглаженное.

Пиксельная графика сейчас используется нечасто, в основном непрофессиональными дизайнерами и в играх «под старину». Ну и как искусство, как без этого. При желании Windows 10 можно настроить на пикселизованные шрифты, если монитор стандартной плотности (96 ppi) и язык позволяет (латиница/кириллица — да, деванагари/тайский — можно, но не стоит, арабский — дрянь). На мониторах высокой плотности не смотрится от слова «совсем». Далёкие от поверхности иконки Windows 10 (например, в административных панелях) отчасти остаются пиксельными.

А что же хакерские программы? А они поначалу поддерживали стереотипы о себе, но быстро отошли от пикселей из-за принципиальных проблем: не масштабируется под другую плотность пикселей, в шрифтах нет многоязычности, сложно сделать кроссплатформенный сайт, особенно технологиями начала 2000-х.

Работа в командной строке[править]

Стереотип

Хакеры много работают в командной строке, иногда даже набирая хакерский скрипт строчка за строчкой, не пользуясь клавишами редактирования.

Реальность

Представьте себе терминальный доступ под 300 бод. Считаем, что старт-стоповых битов нет, и просто поделим 300/8 = 37,5 — типичный экран того времени был на 32 или 64 символа в ширину, вот и выходит, что строчка текста выползает за секунду или две. Как в такой ситуации работать? Вводить команды и ждать от компьютера их исполнения, и даже принципы редактирования были немного другие и реализованные в редакторе Vi.

А до этого — компьютер печатал буквы на машинке, в таком режиме командная строка тем более самый лучший интерфейс.

А сейчас — много сетевого софта и в Unix, и в Windows действительно работает из командной строки. Кроме того, у командной строки накопали интересную фишку — вывод одной программы можно направить на ввод другой, и получается что-то вроде dir >file.ext или dir |sort. Да и терминальный доступ никуда не делся и даже стал шифрованным — SSH.

Если под боком только терминал без возможности сохранить на дискетку, программу можно подготовить заранее на бумажке, а потом набить с неё. Линейную последовательность команд также можно попробовать ввести «из головы». Олимпиадные программисты помнят наизусть реализации некоторых алгоритмов, но много среди нас таких? Настоящие программы с циклами и подпрограммами пишутся нелинейно: например, сначала вводят операторные скобки begin/end или {}, а потом уж смотрят, что в них должно быть.

Помимо командной строки, существуют текстовые сетевые протоколы — таковыми являются интернетовский HTTP, почтовые POP и SMTP. Текстовые — чтобы можно было их прокрутить через терминал, отладить вручную. Сейчас вместо терминалов полнофункциональные компьютеры, и отладочная консоль пишется проще, но решения, принятые на заре Интернета, исправно работают и поныне.

Примеры[править]

Кино[править]

  • «Хакеры» — в фильме про хакеров да без зелёных букв?
  • «Black Hat» (в русском прокате — «Кибер») — аналогично.
  • «Матрица» — «Я уже даже не вижу код. Я вижу блондинку, брюнетку и рыжую». Кроме того, в самой Матрице окружающий мир показан в зеленоватых тонах (в реальном мире используется голубоватый фильтр, а видения Нео после того, как ему выжгли глаза — жёлто-оранжевого цвета).
  • «Kung Fury» — компьютер, с помощью которого Хакермэн пробивает Гитлера по базе показывает характерную зелёную картинку. Да и каморка Хакермэна освещена зеленоватым «хакерским» светом. Но у него есть экраны и с другими цветами люминофора: и голубыми и жёлтыми, и один цветной монитор, выводящий традиционную ландшафтную сетку в кислотных «восьмидесятных» цветах.
  • «Micro Men» — о противостоянии Клайва Синклера и Криса Карри, а их вместе — компаниям Apple и IBM. Троп в основном в постерах и оформлении.
  • «Пароль „Рыба-меч“» — тут буквы синие, а не зелёные, в остальном 100% соответствует всем стереотипам.

Телесериалы[править]

  • «Halt and Catch Fire» — о пионерах индустрии персональных компьютеров, потому тут зелёный цвет вполне аутентичен.

Мультсериалы[править]

  • «Muzzy in Gondoland» — у компьютера Корвекса три зелёных монитора и он издаёт «компьютерные» звуки. Когда Короля засосало в компьютер, он пикселизировался и стал разговаривать металлическим голосом.
  • «Бесконечный поезд» — потому что реальность Поезда кем-то симулирована. Если симуляция в очередном вагоне повреждена, она будет отваливаться плиткой со светящимися зелёными краями. Логотип мультсериала, а также цифры на руке светятся таким же зелёным цветом.

Аниме и манга[править]

  • «Призрак в доспехах» — говорят, под впечатлением от его опенинга и был придуман тот самый «дождь кода» в «Матрице».
  • «Волчий дождь» — ретрофутуризм с педалью в вечную мерзлоту: экраны компьютеров в полиции Фриз-Сити не просто монохромно-зелёные, но ещё и круглой формы, как у каких-нибудь древних осциллографов или индикаторов радаров.

Видеоигры[править]

  • «World of Goo» — действие 4-й главы происходит внутри компьютера. В наличии чёрно-зелёно-красная палитра, сетки, «компьютерные» звуки.
  • «Fallout» — здесь причина использования зелёных интерфейсов — ретрофутуризм.
  • серия «Watch Dogs» предполагает, что герои — хакеры и имеют доступ к различным сетям (охранным, компьютерным, сетям видеонаблюдения, сетям типа «Умный город» для управления светофорами и прочими городскими объектами и др.). Решено это как переключение на особый вид окружающего мира, выполненный в виде каркаса из тонких линий, с подписями и обозначениями различных устройств и связей между ними, на некоторые из них можно воздействовать.
  • «Portal» — в конце GlaDOS споёт песню в терминале с оранжевым люминофором, иллюстрируя некоторые тезисы ASCII-картинками.

Прочее[править]

  • Всевозможные «симуляторы хакера», например. Или вот — чуть менее красивый, зато более функциональный.
  • Ничто не мешает поставить такую палитру на IDE или командную строку, но всё же более популярны палитры из белого, чёрного и серого, а «цветными» цветами выделяются какие-то элементы, на которые стоит обратить внимание: те или иные элементы языка в среде разработки, разный статус сообщений в командной строке и т. д.
    • Существуют также варианты стилизации командной строки под старые кинескопные мониторы, например cool-retro-term. Эмулируются и геометрические искажения, и послесвечение и множество других особенностей работы электронно-лучевых кинескопов.
  • Сайт Astalavista, поисковик взломщиков ПО (пародия на Altavista, главный тогда поисковик) был зелёным по чёрному. Да и другой хакерский софт тоже.
  • А еще можно сделать в презентации черный фон, текст ядовито-зеленый "футуристического" шрифта. И появляется с эффектом "пишущая машинка". Вот и готов интерфейс для ретрофутуристического кино. Или в таком стиле можно сделать доклад об истории ЭВМ, либо про старую фантастику.
  • А можно откопать какую-нибудь старую версию какого-нибудь (грубо говоря) "Бейсика" и написать какую-нибудь программку. Главное, чтобы оно запускалось на относительно современном компьютере, посему может понадобиться эмулятор. Далее в программке уделяем цветовому оформлению побольше внимания. Фон - черный, остальных цветов 16. При этом эта программа может делать и что-то полезное.

Примечания[править]

  1. Могли, но не сами радары, а системы вторичной/третичной обработки радиолокационной информации. Первичная обработка — выделение целей на фоне помех. Вторичная — отождествление целей на разных циклах обзора, превращение отметок в треки, уничтожение двойных целей, к коим склонны устройства первичной обработки. Третичная — отождествление треков с разных радаров.
  2. В другой системе десять цифр и пять спецсимволов, но там был не столь хайтековый шрифт.
  3. Пример уязвимости, когда читают машины, но не люди: на Украине легко сварганить поддельный электронный сертификат ковидной вакцинации. Мгновенно замечается теми, кто способен считывать штрих-коды, но вполне покатит, если надо попасть в столовую, и ничего «хакеру» не будет, если заметят. В трамваях лучше таким не пользоваться, могут оштрафовать, и жестоко.
  4. 7 пикселей — компьютеры Apple до знаменитого «Макинтоша». 8 пикселей — ZX Spectrum, IBM до EGA и многие другие. 9 пикселей — IBM VGA. Впрочем, причины не только в упрощении схемотехники, но и в дизайне: чтобы нарисовать самый сложный символ ASCII, собаку @, нужны 6 пикселей (+1 на межсимвольный интервал), но опыт Apple II показывает, что на нечётных размерах плохая псевдографика. 8 пикселей IBM уже позволяют двухпиксельные вертикальные штрихи, но тогда межсимвольный интервал выходит всего 1 пиксель — маловато. Отсюда 9 пикселей VGA, в котором одни глюки псевдографики решаются аппаратными мерами, а на другие просто забили.