Злобный артефакт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Artifact of Doom. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Саурону нужно это Кольцо, чтобы снова заполонить все земли тьмой. Он ищет его, ищет! На нём сосредоточены все его помыслы, а кольцо больше всего на свете стремится вернуться к хозяину. Они - одно целое. »
— Гэндальф о Кольце Всевластья

Итак, долгий и эпичный квест наконец-то завершен, и герой держит в руках долгожданный древний, магический и просто крутой шлем. Желая тут же получить награду, он надевает его на голову… и внезапно оказывается в ближайшем селении, где его судят за то, что он эту деревню немножко пограбил, пожег и поубивал местное население. Герой справедливо возмущается: мол, я не делал этого, я ведь не помню, как я это делал, но ему никто не верит, и бывший хороший парень несет наказание, как ему кажется — незаслуженное. Прав наш славный малый только наполовину — он и в самом деле этого не помнит. Но делал это именно он! Правда, не по своей воле, а по воле того же шлема. А нужно было внимательно инструкции по применению читать, на постаменте ясно ведь было на эльфийском написано: «Побочные эффекты: агрессивность, желание убивать, седые волосы, морщины, потеря собственной воли».

Этот древний шлем — ничто иное, как пример злобного артефакта: частного случая тропа «Магия — это плохо», применимого к недушевленным, но от этого не менее магическим предметам. Чем же характеризуются злобные артефакты? Во-первых, злобные артефакты часто (пусть и не всегда) дают своему обладателю феноменальную космическую мощь, но постепенно меняют его в худшую сторону: хозяин артефакта становится раздражительнее, эгоистичнее, жаднее; затем начинает воровать по мелочи; потом — пинает собак; затем — убивает своего отца; ну а дальше грезит завоевать весь мир и при должной сноровке даже становится Темным Властелином. Во-вторых, про злобные артефакты обычно знают все, они часто становятся макгаффинами, которые одни стремятся получить, а другие — уничтожить: вот и сюжет уже готов! В-третьих, если такой артефакт и в самом деле принадлежит Темному Властелину или начинающему злодею, то это обычно — источник его силы, без которого гад представляет угрозу меньшую, чем комар; так что снова все охотимся за злобным артефактом.

В отличие от так называемых «живых предметов» или «живого оружия» злобные артефакты неразумны, либо несут в себе только частичку души своего создателя, которой явно не хватает на полноценную личность. Злобные артефакты — именно то, что написано на упаковке; это самые обычные предметы, от которых всего-навсего разит злом — самым обыкновенным, нефильтрованным, только-только из глубин ада.

Подтроп — Развращающий артефакт.

Примеры и исключения из правил[править]

Литература[править]

  • Кольцо Всевластия же! Простые смертные от него получают невозможность умереть от старости вместе с бесконечным старением, раздвоение личности и сильно портящийся характер, но, попав в руки кого-нибудь более могущественного, например, майар, со временем неизбежно превращает его в Саурона 2.0. При этом избавиться от Кольца по собственной воле практически нереально.
  • Сердце Аримана из «Часа дракона» — первого романа про Конана (1937). Обладает почти всеми атрибутами Кольца Всевластия, да ещё и мир способно изменять, возвращая его в тёмное прошлое.
  • Являются ли злобными артефактами крестражи Волан-де-Морта? Согласно канону, перстень Марволо только заставлял гнить плоть (да и то благодаря заклятию самого Волдеморта — Марволо и Морфин спокойно носили этот перстень), а медальон Слизерина лишь вгонял в жуткую депрессию, что, конечно, пакостно, но никак не злобно. Хотя… какая это сила портила характер всем троим героям в седьмом томе и стравливала их между собой?.. Сам артефакт или кто-то через него?..
    • Ближе всего к злобным артефактам стоит, пожалуй, дневник Реддла, который, храня в себе лишь частичку души Волан-де-Морта, таки заставлял Джинни делать всякие гадости, не информируя ее об этом.
  • Александр Рудазов, «Шумерские ночи» (приквел к «Архимагу») — Чёрная Книга Заклинаний. По законам сеттинга, после смерти мага, их магические книги уничтожались, поскольку за годы службы впитывали в себя частичку его души, а маги — в особенности некроманты — существа весьма своенравные. Упоминаемая в произведении книга сперва снабжала нашедшего ее мага новыми заклинаниями, потом просила использовать их — просто ради веселья, потом перешла к требованиям, а в конце концов просто захватила разум несчастного. Собственного сознания при этом так и не обрела и действовала лишь ради новых экспериментов — «Интересно, как как на человека вот это вот заклинание действует?».
    • Гохерримские клинки — не то чтобы именно злобные, но любят свою работу — сражаться и убивать. Неизвестно, оказывают ли они воздействие на самих гохерримов, а вот если попадут в руки к смертным — моментально начинают их подзуживать. Так, попавшая в руки Жюдафу сабля рвалась ещё хоть раз поучаствовать в бою и отомстить за свою хозяйку, а Рука Казнящая в том же «Архимаге», будучи орудием не воина, а палача, любила казни через декапитацию.
  • Руслан Мельников, «Чёрная кость» — алмазные ковчежцы с фрагментами тела Кощея. Они наделяют своих владельцев необычайной магической силой и продлевают их жизнь веками, но при этом неупокоенный Кощей подчиняет себе их разум. Объединение всех шести Костей обещает вечную жизнь и безграничную власть. Для самого Кощея.
  • Дмитрий Емец:
    • «Таня Гроттер» — за всю франшизу встречается и упоминается огромное количество неприятнейших артефактов (правда частенько бафосных), но лавка Урга из «Ботинок кентавра» давит педаль в пол — в ней ВСЕ артефакты (а их там немало) имеют неприятные сюрпризы для покупателя.
    • «Мефодий Буслаев» — почти все артефакты Мрака.
  • В. Камша, «Хроники Арции» — рубиновый гарнитур святой Циалы.
  • Ilze Falb, Officium balaena — кулон в виде кита, который пробуждает у владельца мысли о злых поступках.
  • Раймонд Фэйст, цикл о Мидкемии — артефакты, созданные валкеру, делают носителя очень могущественным, но склоняют его на «темную сторону». С фитильком: многое зависит от нравственных качеств самого обладателя. Темные эльфы, ищущие артефакты валкеру из алчности, злобы и жажды наживы, корраптятся легко и свободно. Воин Томас, добродушный и морально твердый юноша, к тому же беззаветно влюбленный в эльфийскую королеву Агларанну, может не только успешно противостоять духу валкеру Ашен-Шугара, заточенного в его мече и доспехах, но и сам способствует его повороту направо кругом.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony. Внезапно. За весь мультсериал зрителю демонстрировалось аж два злобных артефакта. Первый — Амулет Аликорна, который вместе с полубожественной мощью наделяет хозяина неизлечимым желанием завоевать мир и наслаждаться его угнетением (красный цвет магии — в подарок). Второй — таинственная книжечка из подземелья заброшенного замка, помогающая развить в себе талант Демиурга… с обязательным условием постоянно этот талант применять. И не важно, на благое дело или нет…
  • «Приключения Джеки Чана» — Маски генералов они, даже если их надел человек с самым чистым сердцем (именно таким позиционируется капитан Блэк, да и Пако со Скраппи явно не злодеи по природе), постепенно превращают носителя в жестокое, злобное и неуравновешенное существо с голосами в голове (ибо это не просто маски, а сами генералы, превращённые в маски). Татуировка Таракудо тоже подходит под этот троп, так как является рукотворным объектом.
    • Исключение из правила — маска Икадзуки, оживленная при помощи другой магии, и посему вернувшая себе полноценную личность.
  • «Adventure Time» — такой эффект носит корона Ледяного Короля. Она дает ему силу и хранит в нем жизнь, но сам он становится все безумнее и перестает помнить хоть что-то.
  • Wakfu — Элиакуб, древний артефакт космических путешественников. Фанатами считается главным злодеем всех сезонов сериала. Сварганил его безумный учёный Килби, кто ж ещё?

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Bastard!! — артефакт «Страдания Иуды» дает Королям Демонов даже не в собранном виде чудовищные силы, неуязвимое тело и постепенно начинает усиливать пользователя доводя его до недостижимых ранее высот. Но вот только обладатель этого камня будет награжден невыносимыми муками (а человек при его активации обратится в соляной столб) пока его тело и душа не прекратят свое существование.
  • Хроники Эвиллиоса — все сосуды Семи Смертных Грехов (хотя, скорее, заключённые в них демоны), ибо интенсивно увеличивают тот или иной порок (соответствующий греху), заставляя тем самым пойти по кривой дорожке. Что характерно — из всех грешников раскаялось только одна, да и то лишь под влиянием обстоятельств и после разлучения с артефактом.

Видеоигры[править]

  • Серия игр Dark Parables. Волчий талисман, дающий возможность — и, одновременно обязанность — управлять стаей призрачных волков, а так же раскрывающий все самые гнусные и низменные стороны владельца.
  • Diablo — камень души, полученный в конце игры, постепенно превратит воина в Диабло второго.
  • S.T.A.L.K.E.R. — по Зоне раскидано много артефактов, но самый коварный из них находится в саркофаге и называется Монолитом. Под его воздействием находится одноименная группировка, у нее напрочь затуманен разум, но они имеют феноменальную военную подготовку и организованность, из-за чего встреча с ними в большинстве случаев оборачивается смертью неудачливого сталкера. По рассказам долговцев, они даже в плену представляют немалую опасность.
    • Субверсия — Монолит является голограммой, созданной О-Сознанием.
  • Warcraft:
    • Рунный клинок Ледяная Скорбь, изготовленный из кусочка ледяной темницы Короля-Лича Нер-Зула. Содержал в себе кусочек его души, который, едва-едва попав в руки к принцу Артасу, начал с ним активно разговаривать, что и довело в конце концов юношу до желтого дома Ледяной Короны.
      • А вот шлем Короля-Лича злобным артефактом уже не является, так как содержит душу Нер-Зула целиком и полностью. Это — живой предмет.
    • Череп Гул’дана туда же. Захавал его Иллидан — и впал в перманентную метаморфозу. На характер не то, чтобы особенно повлияло, но с таким рылом в калашный ряд (Ашенваль) уже не пустили. Потом действие ослабло, оставив на демонхантере рога, крылья и копыта, но возвращение в стан добряков провалилось ажно до WoW: Legion 2016 года.
  • King's Bounty (римейк) — призываемая на поле боя Книга Зла
  • Fallout 4 — Лоренцо Кэббот, археолог, нашел и напялил на себя некую корону с камешком не из нашего мира. В результате этого он перестал стареть, приобрел супер-силу, живучесть, телекинез и стал злобным циником — а может уже имел задатки такового еще до встречи с артефактом, кто его знает… Немалыми усилиями своего сына Лоренцо был посажен в камеру со специальным полем, в которой и сидит уже четыре века, а сын, с одобрения прочих членов семьи Кэбботов, все это время выдаивает из него кровь и делает сыворотку бессмертия, за счет которой все они также не первый век успешно здравствуют. Заточенный и используемый как источник бессмертия, Лоренцо уже давно мечтает их поубивать, к моменту же появления протагониста ситуация обострилась нападением местных бандитов. Похоже, они прознали про бессмертие и хотят отключить защиту с камеры Лоренцо, не понимая с кем связываются. Положительной стороны в этом деле нет — если Лоренцо «испортил» злобный артефакт, то семейка его хороша и без артефакта. При этом освобожденный Лоренцо, конечно, делает харакири местным бандитам, отправляется мстить членам семьи, после чего возвращается к научной деятельности в виде бесчеловечных эксперименнтов на гулях, но в остальном — вполне договороспособен, злой протагонист легко найдет с ним общий язык.
  • Baldur’s Gate — в городе Nashkel капитан стражи Brage впал в безумие и учинил побоище, в котором погибли все, кто подвернулся под его меч, а начал он с умножения на нуль собственной семьи. Теперь он бегает где-то в окрестностях города — логично, что нас попросят, при случае, убить злодея и принести его голову. Более глубоко вникнув в проблему, можно обнаружить, что капитан был вполне приличным человеком, всеми уважаемым и не склонным к подобным подвигам, но резко изменился, приобретя новый меч… Убив его либо, что непросто, успокоив, можно отобрать этот меч, который оказывается проклятым. Если капитан остался в живых, он будет совершенно подавлен осознанием того, что учудил в помрачении. Меч достанется протагонисту, причем проклятие продолжает действовать и его механика реализована в игре. Это, вероятно, будет первый и, еще долго, единственный артефакт «плюс три» в арсенале — несмотря на большие сопутствующие сложности, его можно использовать для борьбы с особо опасными вражинами.
  • Серия The Elder Scrolls — некоторые артефакты князей даэдра, в частности, Эбонитовый Клинок Мефалы (провоцирует у хозяина хроническое спиннокинжальное расстройство), Череп Порчи Вермины (манипуляция кошмарами) и связанный с Клавикусом Вайлом Меч Умбры (со временем превращает своего владельца в грозного воина, но подавляет его прежнюю личность и заставляет его искать более сильного противника, чтобы тот одолел его в бою и понёс Меч и имя Умбры дальше). Булава Молага Бала, как ни странно, не сюда — Лорду Порабощения абсолютно плевать, для каких целей будет использовано его оружие.
    • Ещё один зачарователь во Вторую эру создал амулет, который пробуждал в носителе муки совести и неизбежно доводил до самоубийства. Сам амулет был создан для мести аргонианину-убийце, но украшение успело забрать жизни ещё нескольких человек.

Настольные игры[править]

Интернет-проекты[править]

  • Многие SCP-объекты, не являясь в полной степени «живыми» или «разумными», обладают шикарной способностью насиловать мозг случайным прохожим, вследствие чего эти самые прохожие желают обладать ими.