Злобный дядюшка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Evil Uncle, Creepy Uncle. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Шекспировский Клавдий — из палаты мер и весов.

Родственников, как известно, не выбирают. С ними живут и умирают. И, раз уж в отдельных случаях даже родители бывают к своим детям жестоки и несправедливы, так чего ждать от более дальних родственников? Тем более — от таких, чьи комплексы и причины вести себя именно так, а не иначе, складывались задолго до вашего рождения…

Встречайте! Это он — Злобный дядюшка. И он готов сделать всё, чтобы испортить жизнь племяннику или племянникам, а то и вовсе сжить их со свету.

Почему он такой? На то бывают разные причины. Например, злобный дядюшка может получиться из несостоявшегося в жизни младшего сына и брата, вымещающего затем злобу на детях более удачливого, по его мнению, брата или сестры (почти во всех произведениях сабж бывает таковым именно по отношению к детям старшего брата). Иногда, впрочем, злобный дядюшка бывает и вполне благополучен, так что его мотив прост — нежелание делиться наследством с племянником. А иногда оказывается, что в старшем поколении имело место любовное соперничество, так что отвергнутый неудачник мстит детям своей же бывшей возлюбленной, виновной только в том, что родила их не от него. Бывает также, что никакой целенаправленной ненависти у сабжа именно по отношению к племяннику нет, просто он закоренелый эгоист, так что и помощи от него никому, даже близким родственникам, ждать не приходится.

Если припомнятся примеры с женским аналогом тропа, пусть пока побудут здесь. Надтроп — На хрена родня такая, лучше буду сиротой. Противоположность — Любимый дядюшка, хотя в редких случаях они могут быть одним и тем же (для разных племянников, например).

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Греческая мифология:
    • Миф об аргонавтах — Пелий послал Ясона за Золотым Руном в надежде, что тот погибнет в пути, и не придется возвращать ему власть, несправедливо отобранную у брата.
    • Креонт, царь Фив, по отношению к своим племянникам, детям Эдипа и Иокасты. Полиника, погибшего в бою во главе вражеского войска, запретил хоронить, зато Антигону замуровал живой.
    • Внезапно — Дедал, величайший мастер и изобретатель. Столкнул со скалы своего племянника Талоса, боясь, как бы тот не превзошёл его в мастерстве.
    • Атрей, скормивший своих племянников Фиесту. Да и у Фиеста с сыновьями Атрея были, мягко говоря, не лучшие отношения.
    • В какой-то степени, Посейдон для Афины.
  • Римская мифология: Амулий не только узурпировал трон брата Нумитора и изгнал того, но и насильно сделал племянницу Сильвию весталкой, чтобы у неё не было детей. Когда же Сильвия родила близнецов Ромула и Рэма (то ли от бога Марса, то ли от смертного ноунейма), Амулий приказал утопить младенцев в реке. К счастью, малышей в корзинке выбросило на берег, где их вскормила волчица и подобрал сердобольный пастух.
  • Калевала — Унтамо (Унтамойнен). Истребил (потом оказалось, что не истребил, но за это вряд ли стоит его благодарить) семью своего брата Каллерво. А родившегося Куллерво воспитал как раба и после продал в рабство.
  • Египетская мифология: Сет же!

Театр[править]

  • The Who, рок-опера «Томми» (Tommy, 1969) — Эрни, пародийно-отвратительный педофил. Сам представляется как «твой гнусный дядя Эрни».
  • И. Кальман, «Принцесса цирка» — дядя приревновал племянника к своей молодой жене и выгнал его из дому. В другой версии еще и оклеветал при помощи поддельных писем.
  • Уильям Шекспир, «Гамлет» — Клавдий, отравивший старшего брата и женившийся на его вдове, совсем не прочь бы и сына покойного сжить со свету.
    • Его же «Ричард III», где король-тиран убивает маленьких детей старшего брата. Во времена Шекспира общеизвестна была версия, что так и произошло на самом деле, но в реальности загадка «принцев в Тауэре» куда сложнее и запутаннее, и очень может быть, что Ричард был обвинен напрасно.
    • И «Как вам это понравится?»: Фредерик сверг с престола брата, а потом отправил в изгнание его дочь Розалинду.
  • А. Островский, «Гроза» — Савёл Прокофьевич Дикой для образованного Бориса.
  • С. Маршак, «Кошкин дом» — сама Кошка. Впрочем, племянники не затаили зла и всё равно приняли её после пожара, в то время как богатые «друзья» той, напротив, отвернулись. Да и сама героиня ближе к финалу перевоспиталась.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • И. А. Гончаров, «Обыкновенная история» — Петр Иванович Адуев, дядя главного героя, Александра Адуева. Фитилек прикручен — дядюшка не то что злобный, просто своим цинизмом и прагматизмом сбивает романтический пыл с восторженного юного племянника.
  • Ф. М. Достоевский, «Кроткая» — 16-летняя героиня, сирота-бесприданница, выходит замуж за 40-летнего ростовщика от отчаяния, потому что жених, за которого её думали сосватать тётки-опекунши, был куда хуже.
  • Н. Помяловский, «Вукол» — помещик Семен Андреевич Тарантьев воспитывает мальчика постоянными побоями, изощрёнными психологическими пытками, оскорблениями и издевательствами. Однако как аукнется, так и откликнется, и дядя получает от Вукола изощрённое возмездие.
  • Николай Лесков, «Христос в гостях у мужика» — дядя разоривший главного героя.
  • Олимпиада Шишкина, «Князь Скопин-Шуйский или Россия в начале XVII столетия» — Дмитрий Шуйский по отношению к племяннику Михаилу, заглавному герою. Видел в нём только конкурента за царский престол. Мало того — к этому дядюшке прилагается ещё и соответствующая тётушка, которая, собственно, племянника и отравила. И ведь ради чего, собственно, старались Дмитрий с Екатериной? Детей у них всё равно не было, новой династии бы не создали…
    • А вот царь Василий Шуйский по отношению к Михаилу скорее соответствует противоположному тропу: хоть и опасался порой возможного конкурента, но родственные чувства брали верх. По данной версии, он даже собирался объявить Михаила своим наследником, и, конечно, несправедливо в преступлении его родственников обвиняли позднее и его.
    • В посвящённой тем же событиям драме Нестора Кукольника «Князь Скопин-Шуйский» образ Екатерины Шуйской (муж её в данной версии ни при чём)получился гораздо более сложным и противоречивым: она странным образом сочетает и этот троп, и противоположный. Когда Михаил был ребёнком, Екатерина чуть ли не второй матерью ему была. И всё-таки, поддалась уговорам подлого лекаря Фидлера, желание стать царицей оказалось сильнее. Зато после своего преступления, Екатерина раскаивается, не может ни спать, ни молиться, и, такое ощущение, даже если бы её не принудили допить собственную отраву, скоро дошла бы до этой мысли сама.
  • Максим Горький, «Детство» — дяди главного героя, постоянно устраивающие дома драки и дебош из-за наследства.
  • Aркадий Гайдар, «Р. В. С.» — Головень для Димки.
  • В. Крапивин, «Мальчик со шпагой» — дядя Витя, конечно, не родной дядя Серёжке, всего лишь брат мачехи, но, раз уж назывался так, пусть будет упомянут. Успешно косплеил противоположный троп, пока Сергей не разглядел в нем эгоистическую разновидность сабжа. Судя по упоминанию в книге «Рыжее знамя упрямства», и через много лет доставлял Сергею неприятности по работе, так как оба они археологи и пересекались на раскопках в Севастополе.
  • «Волкодав» — дядя Ниилит, продавший племянницу в рабство. Причём тут уж без всяких личных подвохов, просто из выгоды.
  • Б. Акунин, «Любовник Смерти» — Зот Ларионыч, дядя Сеньки Скорика. Морил племянника голодом, бил, унижал… короче, пацану даже в хитровских трущобах оказалось лучше.
  • Д. Емец, цикл про Таню Гроттер — Нинель и Герман Дурневы.
  • Елена Клемм, Екатерина Коути, «Страшный дар» (он же «Жемчуг проклятых») — поначалу Джеймс Линден прикидывается сабжем для Агнесс. Потом становится противоположным тропом, потом отношения уходят в иную плоскость, так как по правде он ей не родня.
  • Екатерина Коути, «Невеста субботы» — тетка Флоранс и Дезире, милейшая старушка, попыталась продать племянницу в бордель.
  • Вадим Арчер, «Алтари Келады» — Берсерен, правитель Келанги, Глупый король и Самоуверенный мерзавчик, по отношению к своему выросшему племяннику Вальборну. «Судьба наградила меня сперва моим никчемным братцем, а теперь еще и тобой!» Впрочем, Вальборн от его деспотизма не особенно страдал, привыкнув все делать по-своему. Но если учесть, что там описано вражеское нашествие…
  • Роман Канушкин, «Петрович и Патапум в стране привидений» — аверсия: поначалу Петрович считает дядюшку Макса именно таким. Как выяснилось позже, ошибается: тот, кого он принимает за дядюшку Макса — всего лишь его ожившая тень. Сам дядюшка Макс — скорее пример противотропа.
  • Валентина Мухина-Петринская, «Корабли Санди» — Родион Баблак отдал в детдом своего племянника Ивана, сына погибшего на войне героя, а всем сказал, что мальчик умер. В результате Иван связался с уголовниками и, отсидев в колонии, лишь чудом сумел начать новую жизнь.
  • Василий Седугин, «Князь Рюрик» — Рюрика и его братьев лишил власти их дядя Дражко, бывший регентом во время малолетства племянников. Когда Рюрик вырос, Дражко и не подумал ему возвращать власть. Не желавшему раскола в племени Рюрику осталось только уехать прочь.
    • У этого же автора есть вроде бы сходный пример и в романе «Словен. Первый Новгородский князь». Когда ещё племена приморских славян были объединены в общее государство Русинию, князь Велемудр правил, отодвинув от власти законного наследника — своего племянника Довбуша. И когда Довбуш вырос, дядя ему ни за что не хотел отдавать власть, считая, что тот с ней не справится. Вроде бы, аналогично предыдущему примеру, более позднему по времени? Но на самом деле Велемудр-то как раз был хорошим правителем. А вот после его смерти Довбуш, всё-таки став князем, всё развалил, стараясь обязательно всё сделать «не как у дяди», так что сама Русиния распалась, а племена стали отдельными княжествами.
    • И в романе «Князь Игорь» сам Игорь, сын Рюрика, тоже считал сабжем своего дядю по матери, Вещего Олега, за то, что тот был властным и правил слишком долго. Не задумываясь, что, если бы не Олег, ему бы вообще вряд ли довелось вырасти, а тем более — что-то унаследовать.
  • Елена Михалкова, «Остров сбывшейся мечты» — особо циничный пример, маскировавшийся под противоположный троп. Пожилой инвалид, в прошлом известный фотограф, отправил «любимую» племянницу на необитаемый остров, откуда она не должна была вернуться… чтобы она не узнала, что его самые лучшие работы сделал не он. Ещё и заботливо положил к её вещам верёвку, чтобы она могла повеситься, когда у неё закончится пища.

На других языках[править]

  • Джеймс Фенимор Купер, «Прерия» (из цикла о Кожаном Чулке) — Эбирам Уайт, и в остальном проходимец, каких поискать, поспорив с Эйзой, сыном своей сестры, затем застрелил парня из засады. После чего, как ни в чём не бывало, помогал родным искать тело, а своё преступление старался переложить на другого человека.
  • Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр» — тётя Сара Рид по отношению к героине. Впрочем, она тётя-свойственница, но под троп всё равно попадает.
  • Диккенс, «Николас Никльби» — Ральф Никльби помешан на деньгах, так что по отношению к племянникам он представляет собой сабж. Но и отец и муж из него не лучше.
  • А. Дюма, «Двадцать лет спустя» — лорд Винтер лишил пятилетнего племянника будущего Мордаунта всех прав и бросил на произвол судьбы. За что и огрёб…
  • Р. Киплинг:
    • Рассказ «Мэ-э, паршивая овца…» — тётя Роза, которая всячески портит жизнь протагонисту, носящему условное имя Панч (alter ego автора).
    • Сказка «Слонёнок» — тётушки Бегемотиха со Страусихой и дядюшки Павиан с Жирафом, постоянно колотящие своего племянника Слонёнка за излишнее любопытство.
  • Р. Л. Стивенсон, «Похищенный» — дядя главного героя, Эбенезер Бэлфур, продал родного племянника пиратам, а до того пытался совершить его непрямое убийство. Здесь, помимо нежелания делиться наследством, еще и воспоминания о былом соперничестве со старшим братом — оба были влюблены в одну и ту же девушку, мать Дэвида.
  • Этель Лилиан Войнич, «Джек Реймонд» — викарий Реймонд. Садист, причём искренне веривший, что поступает правильно, жестокими побоями исправляя племянника. Нет, Джек тоже не ангел, но такого обращения он не заслужил.
  • Гектор Мало:
    • «Без семьи» — дядя Миллиган.
    • «Приключения Ромена Кальбри» — дядя протагониста. Бродяжничать и то оказалось лучше, чем жить у дядюшки.
  • Томас Манн, «Иосиф и его братья» — Лаван обманом подсунул своему племяннику Иакову в жены сначала свою старшую дочь Лию, вместо Рахили, которую Иаков любил. И даже не понял, что поступает плохо и по отношению к дочерям, и по отношению к племяннику-зятю.
    • Как и в первоисточнике — Библии.
  • «Одиссея капитана Блада» — полковник Уильям Бишоп, жестокий плантатор. В силу юридических причин до поры сохраняет с племянницей вежливый нейтралитет, но узнав, что она полюбила его врага Питера Блада, проявляет свой замечательный характер во всей красе.
    • Впрочем, именно племянница от этого не страдает (по крайней мере непосредственно). У Бишопа все же хватает мозга на понимание того, что фактически он — довольно плохой управляющий у своей полностью совершеннолетней и дееспособной племянницы, которого не выгоняют на все четыре стороны лишь потому, что он родственник. Так что злость Бишоп пытается срывать на ком-нибудь другом.
  • Дживс Вудхауз, цикл про Дживса и Вустера — тётя Агата, «проклятие рода Вустеров».
  • Уильям Фолкнер, «Шум и ярость» — Джейсон для Квентины. Основной повод для неприязни — тот факт, что она была зачата вне брака; но на самом деле Джейсон просто козёл без малейшего налёта золота, испытывающий любовь исключительно к деньгам. А потому деньги, которые Квентине присылает мать, он присваивает (при этом врёт родным, что сжигает эти чеки, и не забывает попрекать племянницу куском хлеба). Пытается «уберечь» племянницу от повторения материнской судьбы (в стиле «мать — шлюха, и ты туда же!»), из этих же соображений встречам с матерью препятствует. Бил бы, но тут уж за девочку вступается бабушка. Справедливости ради, Квентина действительно растет трудным подростком, но в таких условиях это не удивительно.
  • Джанни Родари, «Приключения Чиполлино» — графини Вишни для Вишенки. Ну как злобные… сами-то они уверены, что наоборот, а спрашивать детей об их собственном мнении в те времена, особенно в высшем свете, было не принято.
  • Астрид Линдгрен, «Карлсон, который живёт на крыше» — дядюшка Юлиус. Являлся кошмаром для всей семьи Свантесонов. Малышу тоже доставалось. Однажды он нарисовал дядюшку в альбоме и подписал «болван». Увидевший рисунок дядюшка не узнал себя, сказав: «плохо ты нарисовал лошадь». В результате воспитательных мер, предпринятых Карлсоном, ближе к концу книги исправился.
  • Отфрид Пройслер, «Маленькая ведьма» — тётя главной героини ненавидит её куда сильнее остальных ведьм, которые тоже далеко не подарок.
  • С. Лем, «Сказка о короле Мурдасе» — дядюшка Мурдаса по имени Ценандр. Впрочем, дядя с племянником друг друга стоили. С одной стороны — трусость и подозрительность Мурдаса, а с другой — попытка Ценандра совершить переворот (возможно, он понимал, что королевство под началом Мурдаса обречено, вот и решил спасти положение, не забыв и про себя). Когда Мурдас казнил своего дядю, то всё равно не переставал его бояться — дядя снился ему в кошмарных снах. Собственно, эти кошмары и привели Мурдаса к гибели.
  • Фрэнк Герберт, «Дюна» — злобный дядюшка злобных племянников Владимир Харконнен.
  • «Хроники Нарнии» — король Мираз убил своего брата, а затем пожелал убить и племянника, как только у него (Мираза) появился собственный сын.
    • Также дядя Эндрю в «Племяннике чародея». Тот самый пример, когда пример статьи — законченный эгоист, готовый использовать племянника для своих целей, да и до тяжело больной сестры ему нет дела.
  • Стивен Кинг и Питер Страуб, «Талисман» — дядя Морган. Строго говоря, родным дядей герою не являлся, но воспринимался им именно так.
  • Энид Блайтон, «Пятеро тайноискателей и собака» — Теофилиус Гун для своего племянника Эрна, которого пытается воспитать таким же невежественным, тупым и агрессивным, как он сам, а то и просто лупит.
  • «Гарри Поттер» — субверсия. Конечно, Дурсли обращались с Гарри плохо, но при этом — искренне желая ему добра! Как они понимали таковое.
    • Однако же Петунья в прошлом очень завидовала сестре за то, что та была волшебницей, а она — нет (а точнее, за то, что их родители очень гордились магическими способностями Лили и постоянно её хвалили), и так и не смогла простить своей «ущербности» тем, кто обладал магическими способностями, а значит, и Гарри. Так что на женскую версию сабжа всё же потянет, хоть, вопреки архетипам, и приходилась Лили старшей сестрой.
    • Тётушка Мардж — педаль в пол, хоть она и не кровная тётушка Гарри (сестра дяди Вернона). От её хамства неловко даже самим Дурслям.
  • «33 несчастья» — великолепный граф Олаф настолько плох, что может считаться эталоном тропа.
  • Наиболее часто распространенный персонаж у Р. Л. Стайна — любимый дядюшка. Однако у него нередко встречаются зловещие самозванцы, выдающие себя за доброго дядюшку, который, как правило, тоже существует: это может быть клон настоящего дяди, его копия-робот или древнеегипетский царь-людоед, перехвативший детей на вокзале. Настоящий дядюшка при этом все равно непременно будет хорошим, но поскольку дяди в книгах Стайна чаще всего — учёные, то злодеи нередко оказываются порождениями их неудачных экспериментов. В повести «Шкура оборотня» дядя и тётя таки оказались оборотнями, но в нормальном своем состоянии все равно ничего плохого племяннику не желали.
    • Единственное полноценное исключение — дядя-король в повести «Ночь в Башне Ужаса», да и тот прямо не появляется, хотя его преступления, очевидно, вдохновлены шекспировским Ричардом III.
    • «Пёс Франкенштейна» — робот-двойник доброго дяди Франкенштейна.
    • «Я — твой злобный близнец» — клон доброго дяди Лео. Может считаться за сабж — кровное родство налицо, клон же.
    • «Who is your mummy?» — дядя Джонатан. Самозванец: египетский царь-людоед Тутан-Ра. Настоящий дядя Джонатан — хороший.
    • «Шкура оборотня» — дядя и тётя героя, фотографы. Милейшие люди, но ночью с ними лучше не пересекаться…
  • «Князь Пустоты» — Икурей Ксерий, очень боящийся своего племянника Конфаса, который во всём лучше него.
  • Джо Аберкромби, «Море осколков» — дядя главного героя Ярви Одем. И при этом, умело изображал доброго дядюшку. Но, когда его племянник стал королём, предал его и попытался убить.
  • Джон Гилстрап, «Беги, Натан!» — Марк Бейли, дядюшка главного героя. Вначале измывался над осиротевшим племянником, потом за мелкую провинность отправил его в подростковый исправительный центр (местный аналог колонии для несовершеннолетних), и наконец заказал его убийство, чтобы получить наследство и уплатить долг местному криминальному авторитету.
  • Э. Р. Эддисон, «Стюрбьерн Сильный» — король Эрик, предположительно, отравил своего брата, а затем подставил и изгнал его сына, заглавного героя, что привело к междоусобной войне.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — дядя Нины Джабраил, следуя кавказским традициям, не только продал племянницу Саахову в обмен на стадо баранов и импортный холодильник, но и организовал похищение Нины. Конечно же, мнением самой «невесты» ни Саахов, ни Джабраил не интересовались.
  • «31 июня» — с точки зрения антагониста Мальгрима сабж представляет его дядя волшебник Марлаграм. Ведь он категорически против того, чтобы племянник стал всемогущим и всевластным, и всячески мешает его планам.
  • «Не покидай...» — Оттилия.

Зарубежные фильмы[править]

  • Индийское кино как явление — страдания из за злого дяди или борьба с таковым за престол, богатство или иное наследство присутствуют практически в каждом втором фильме до начала нулевых, да и сейчас часто встречаются.
  • «Зита и Гита» — собственно, родной дядя главных героинь (поначалу — только Зиты), под сабж не попадает, просто бесхребетный подкаблучник. А вот его жена и её брат…
  • «Лиля навсегда» — тётка Анна, опекунша главгероини. Переселила несовершеннолетнюю племянницу из её родной квартиры в маленькую и полуразрушенную каморку, где вскоре отключили электричество и воду, а сама втихаря заняла освободившуюся жилплощадь (мол, «я старый и больной человек»). А ещё в ответ на претензии, что у Лили больше нет средств к существованию, предложила заняться проституцией.
  • «Артур и минипуты» — главгад Урдалак де-факто (де-юре он после превращения в живого мертвеца был лишён всех титулов и фамилии, а потому членом правящей династии не является) приходится двоюродным братом правителя Первого королевства Сихфрата и, соответственно, двоюродным дядей принцессы Селении. Что у него в политической программе? Приход к власти через убийство первого и династический брак со второй (читай — участь хуже смерти), а затем — подавление бунтов, использование экономического потенциала захваченной территории по полной программе и подчинение остальных минипутских земель. Если это не сработает, есть запасной план с полномасштабным военным вторжением, предусматривающий смерть всех представителей правящей династии, кроме самого Урдалака и имеющий «побочный эффект» в виде разорения захваченной страны.
  • Французская экранизация «Без семьи» с Пьером Ришаром — дядюшка помолодел, похорошел, сменил национальность с английской на немецкую, а фамилию — с Миллигана на Штраусберга, но из просто негодяя превратился в полное чудовище, способное своими руками убить ребенка.
  • «Один дома» — дядя Фрэнк, вредный и язвительный дядюшка Кевина. Когда мальчика забыли дома, улетев без него в Париж, пытался «утешить» его маму, сказав, что тоже забыл дома очки. В довершение ещё и мелкий вор.
    • А вырезанную сцену вы видели? Дядя Фрэнк стаскивает с юного протагониста штаны, чтобы его унизить. Этот дядя что, ещё и латентный педофил?..
    • Изначально сценарист подумывал сделать Фрэнка сообщником (и чуть ли не нанимателем, «заказчиком») двух воров-антагонистов, Гарри и Марва), но вскоре отказался от этой идеи.
  • «Принц Персии: Пески времени» — главгад Низам. Причем изначально был неплохим, но с годами зависть к брату все росла и росла.
  • «Звёздные Войны: Последние джедаи» — здесь в амплуа злобного дядюшки внезапно выступил Люк Скайуокер.
    • Впрочем, тут скорее с фитильком, ибо длилось собственно злодейство момент, но привело к катастрофическим последствиям.
      • Новоканоничный комикс «Восхождение Кайло Рена» добавляет огонька: по нему, Люк большую часть времени представлял скорее противоположный троп, не проявляя злобы или жестокости.
  • «Тринадцать привидений» (ремейк 2001 года) — богатый злобный дядюшка не умер оставляет особняк в наследство.
  • «Тайна Мунакра» — с фитильком: сэр Бенджамин, не злодей, но сноб, козел и скупец, который недолюбливает женщин. Постепенно исправляется.
  • «Джеймс и гигантский персик» — две мерзкие тётки, к которым угодил протагонист после гибели родителей.
  • «Заколдованная Элла» — сэр Эдгар.
  • «Кейт и Лео» — дядя главного героя Леопольда. На людях умело косплеит противотроп, воспитывал осиротевшего племянника с детства (судя по намёкам, весьма и весьма сурово), но явно питает к нему неприязнь, смешанную с полным равнодушием к его судьбе («Если вам нужен выкуп, мой дядя не заплатит ни цента. Разве что за мою смерть!»). Видит в Лео лишь средство для получения денег, а именно хочет женить его на богатой наследнице.
    • Ужас у холодильника: что он предпримет после того, как Лео объявил, что берёт в жёны неизвестно откуда взявшуюся безродную нищенку (попаданку из будущего)? Навряд ли будет сидеть сложа руки.
  • «Невеста Чаки» — дядя героини Джейд, шеф полиции. Племянницу-сироту, может быть, и любит по-своему, однако, чтобы Джейд «не опозорила семью», жёстко контролирует её личную жизнь и пытается разлучить девушку с «оборванцем»-Джесси. Ради подобной цели не гнушается даже подставить парня, подбросив ему в машину наркоту.

Телесериалы[править]

Отечественные[править]

  • «Мачеха. Взрослые игры» — Артур для Леси. Пусть даже она ему не родная племянница, а падчерица его сестры Марины, но всё-таки.
  • «Глухарь» — Карпов во втором сезоне был для Лёни представителем противоположного тропа, но в третьем сезоне стал сабжем, сначала избив его мокрой тряпкой, а потом сдав его в приют. Самим Карповым это преподносится как педагогическая беспомощность. В каком-то смысле это и вправду так… Но вдобавок — и главным образом! — это нежелание искать такие способы педагогического воздействия, которые не повредили бы психике и без того психотравмированного племянника. И самое ужасное, что при этом Карпову на племянника вовсе не наплевать. Всё ещё хуже: он просто надеется, что «как-нибудь обойдётся, живут же люди и в приютах», то есть убаюкивает свою совесть — а на самом деле стремится избежать ситуации, в которой не чувствует себя крутым.
  • «Прокурорская проверка» — в одной из серий дядя доводил племянника-подростка до самоубийства, подмешивая ему в чай сильнодействующие препараты. К счастью, сабж потерпел неудачу.

Зарубежные[править]

  • «Мерлин» — Агравейн для Артура, хоть и умело маскировался под доброго дядю.
  • «Сплетница» — Джек для Чака. К слову, он ничем не отличается от своего брата.
  • «Великолепный век» — шехзаде Селим для детей Баязида.
    • «Кёсем» — Фахрие — злобная тётушка для султана Ахмеда и шехзаде Мустафы, которых намеренно заразила оспой.
      • Шехзаде Искендер для детей Ахмеда.
      • Частично — султан Мустафа, когда отдаёт приказ казнить Османа за побег из дворца. Однако он не злой, просто психически нездоров и находится под влиянием матери.
  • «Эртугрул» — Курдоглу пытался избавиться кровного брата Сулейман-шаха и племянника Эртугрула, а Гюндогду запудрить мозги и захватить власть в племени.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда о Корре» — Уналак для Корры. Да и своих родных детей тоже считает не иначе чем пушечным мясом.
  • Гравити Фолз. субверсия — дядя Стэн просто хочет сделать из Диппера настоящего мужчину.
  • «Утиные Истории» (2017) — Магика Де Гипноз, закоренелая садистка, является злой тёткой для своей племянницы Лины. Та боится её до дрожи, и даже от объятий рыдает.
    • В оригинальном сериале мелькал бывший воспитанник Клювдии, пропавший принц, чей дядюшка метил на трон.
  • South Park — в серии 703 офицер Барбреди под давлением признается что в детстве был жертвой издевательств своего дяди, имено поэтому он и пошел в полицию.
  • Wunschpunsch — Тирания. Впрочем, Бубоник аналогично «злобный племянничек».
    • В серии «Сошедшие со стен» колдуны оживили своего родственника, тоже подходящего под сабж.
  • Да здравствует король Джулиан — Король Джулиан 12.
  • «Охотники на драконов» — Зои с её неумеренно-заботливым дядюшкой ещё повезло. В мультсериале, уже безо всяких скидок на возраст и среду обитания, настоящим подонком оказался уцелевший дядя Лиан-Чу, косвенно виновный в уничтожении соплеменников драконом Д'Журабом и едва не ставший причиной смерти уже выросшего племянника, которого заточил в шахте, дабы тот на голодном пайке трудился ради его прибылей в бесчеловечных условиях, только потому что случайно услышал правду.
  • «Вселенная Стивена» — субверсия: если рассматривать Алмазов как сестёр, то «злобными тётушками» успели побывать все трое для Стивена.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Code Geass — V.V. — гроссмейстер Ордена Гиасса и мономаньяк, задумавший вместе с братом Чарльзом свергнуть Бога. Ради этой цели убил мать главного героя, а его самого с сестрой долгое время пытался выследить и уничтожить. К несчастью для V.V., племяшка сам нашел его и довел до несовместимого с жизнью состояния.
  • «Могила светлячков» — безымянная тётка главных героев. Заставила Сэйту обменять кимоно погибшей матери на рис, но кормила племянников хуже остальных (дескать, «кто не работает на благо фронта — тот не ест»), постоянно попрекала их в тунеядстве и в итоге, фактически, довела детей до решения уйти из дома. Хотя часть укоров и была справедлива (учитывая возраст Сэйты, он действительно мог устроиться на работу и получать паёк как взрослый), но вот зачем было рассказывать пятилетней Сэцуко, что её мама на самом деле умерла?
    • Крайне неоднозначный пример. Тут скорее Проблема противоположных оценок и Изменившаяся мораль. События войны нельзя судить по меркам мирного времени. Между прочим, часть рецензентов на Кинопоиске сочувствуют скорее тёте, нежели Сэйте, и считают виновным в смерти Сэцуко именно его. Судите сами: вдова, у которой есть собственные дети, тем не менее, не выставляет из дома племянников, а даёт им приют. Кормила хуже остальных? Но ведь война, в стране голод, еды не хватает всем! Делить поровну — значит уравнять в правах и работающих, и дармоедов. А уменьшение порции пайка порой может стать роковым (кстати, судьба Сэцуко тому пример). Особенно для тех, кто занимается тяжёлым физическим трудом. Фактически перед тётей стоит Садистский выбор, кого спасать: чужих детей (которые к тому же не помогают ей даже по хозяйству) или своих (которые трудятся, чтобы добыть пропитание). А как бы вы поступили на её месте? Только не торопитесь с ответом. Попрекала подростка в тунеядстве? А в каком месте она была неправа? Сэйта действительно бездельничал, в то время как другие пахали, чтобы прокормить семью. И решение уйти из дома и увести оттуда явно больную сестру принял он, а не тётя. Хотя мог просто пойти работать. И, возможно, в таком случае всё повернулось бы иначе.
  • Hellsing — Ричард Хеллсинг из воспоминаний Интегры. Готов был убить Интегру, чтобы прибрать в свои руки бразды правления организации «Хеллсинг», но эту мечту разрушил пробудившийся Алукард.
  • «Основатель Тёмного пути» — господин и госпожа Мо для своего племянника Мо Сюаньюя. Тут более чем красноречив тот факт, что парень в конце-концов решился на ритуал пожертвования лишь бы отомстить. И самый глубокий из порезов, олицетворявший наибольшую злость и ненависть, был связан как раз с госпожой Мо.
  • Vampire Knight — Ридо Куран, дядюшка главной героини. Запустил вообще все события сюжета тем фактом, что устал три тыщи лет ждать взаимности от своей сестры, матери Юки, и решил похитить уже племянницу.
  • Его Величество не хочет быть слишком властным: тут специфика китайской культуры — главная героиня наследственная принцесса и волею судьбы следующий император (вынужденная после смерти в детстве брата близнеца выдавать себя за него), таковым считает своего названого дядю которого люто ненавидит и постоянно строит планы как от его избавиться (сам дядя всего на четыре года старше и в подопечную по уши влюблен (ибо давно в курсе её маскарада), который всячески подчищает все её косяки в правлении
  • Наследный принц беременный: очередная китайская принцесса вынуждена притворятся парнем и опять влюбленный регент-названный дядя (который впрочем очень толковый управленец) совершенно спокойно относиться к тому факту что женщина которую он любит всем сердцем (он давно раскусил этот маскарад) постоянно подсылает к нему ассасинов, и мечтает о том дне когда весь этот цирк закончиться
  • Мой очаровательный лакей: тетка главной героини убила своего деверя (чтобы её муж стал графом), и покушалась на жизнь младшего брата (она надеялась что герцогство её отца отойдет к её первенцу к которому дед благоволил), и пыталась убить племянницу которая могла угрожать её планам
  • JoJo — Дио, педаль в пол : так как он бы приемным братом Джонатана, то является злобным дядюшкой для всех его потомков, особенно для Джозефа и Джотаро.
  • «Становление бога войны великолепным зятем» — дядя главного героя Цянь Бейченя Цень Луфей, поспособствовал банкротству фирмы брата и попытке убийства племянника, и потом передавший ему фирму с изрядным количеством долгов.
    • педаль в пол: чтобы задобрить племянника пытался подложить ему свою невестку, но тому та была совершенно неинтересна.

Видеоигры[править]

  • Tenchu: Birth of the Stealth Assassins (приквел ко всей серии игр) — злой самурай Года Мотохидэ по отношению к своему племяннику, доброму князю (даймё) Года Мацуносин, хозяину главных героев-ниндзя.
  • Rise of Tomb Raider — дядя Лары со стороны матери Атлас, редкий козёл, который был всегда против брака её родителей и потом пытался отобрать у неё родовое поместье. В испытании Кошмар Лары именно он подразумевается как главный босс.
  • Fran Bow — тетя Грейс, по отношению к главной героине Фрэн. Она прикидывалась доброй и заботливой, а сама планировала сдать племянницу безумному учёному.
  • Hitman — с фитильком: Сергей Заворотько — его брат был одним из «отцов» 47-го.
  • Final Fantasy XV — Ардин. Очень далёкий и очень злобный прапрапра(куча раз пра)дядюшка Ноктиса.

Визуальные романы[править]

  • Higurashi no Naku Koro ni — Ходзё Тэппэй. Злобный садист-тунеядец, постоянно издевавшийся над своей малолетней племянницей и племянником. Алкоголик, изменщик, трус и альфонс. Не участвовал в жизни своих племянников до смерти их родителей, после чего вместе со своей женой и не думал брать их под опеку, пока не узнал, что родители получили крупную сумму денег, которая должна была перейти детям. Несмотря на то, что в сюжете лично персонаж появляется крайне редко, ненависть фанатов Ходзё Сатоко он вызывает практически мгновенно и навсегда, и она, по дальнейшему чтению главы, только усиливается в геометрической прогрессии и в итоге, когда главный герой решает забить его алюминиевой битой и осуществляет свой замысел, большинство читателей горячо его поддерживают, несмотря на то, что герой явно перешел так моральный горизонт, ибо убийство, пусть даже мудака, это конкретный перебор, и в дальнейшем у него начинает быстро развиваться синдром Хинамидзавы.
  • Long Live the Queen — тётя Люсиль (точнее, жена дяди по материнской линии). Умело прикидывается заботливой и любящей родственницей, а на самом деле хочет убить Элоди, дабы сделать королевой свою родную дочь, Шарлотту. Впрочем, если ей подарить место при дворе, Люсиль действительно станет нашим союзником и никаких покушений с её стороны не будет.

Музыка[править]

  • Cocorosie, Villain — Фредди, дядя лирической героини.

Телевидение[править]

  • «По делам несовершеннолетних». Сабж, оформив попечительство над осиротевшей племянницей, врал ей, что он ей вовсе не дядя, а его брат ей не отец. Параллельно спал с племянницей и заставлял её разводить сыновей богачей на деньги. Когда же девушка по-настоящему влюбилась в очередную жертву, и чувства оказались взаимными, дядюшка пригрозил, что если она не ограбит родителей парня, то он расскажет ему правду о ней.
    • А момент со злой тёткой повторяется в заставке передачи, когда подсудимый жалуется, что женщина его унижает, называет придурком и психом и не скрывает, что стала опекуном лишь ради денег.
  • «Федеральный судья», выпуск «Малолетки» — деконструкция. Женщина, воспитывавшая племянницу после гибели своей сестры и её мужа, своими жёсткими методами воспитания лишь хотела вырастить девочку порядочным человеком. Масла в огонь подливает и то, что тётя работает тюремным надзирателем и других методов просто не знает. Впрочем, если надежда, что после замечаний прокурора Игнатьева она скорректирует своё поведение.
  • «Сказка за сказкой», «Виконт де Буа» — у Пьера таких целых два, один тупой, другой хитрый, но оба злые и подлые.

Интернет[править]

Реальная жизнь[править]

  • Редко какая феодальная разборка обходилась без сабжа.