Зловещий фотоаппарат

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Magical Camera. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — На его счету немало человеческих жизней, — продолжал доктор Фредерикс. — Это были близкие мне люди. Так я и узнал о проклятии, о дьявольской природе этой вещи. А потом я узнал кое-что не менее пугающее — этот фотоаппарат нельзя уничтожить… »
— Р. Л. Стайн. «Смертельное фото»
Улыбочку!

Улыбочку! Сейчас вылетит птичка! Отлично. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Что за… О БОЖЕ!!!

В ту давнюю пору, когда искусство фотографии ещё только делало свои первые шаги, непривычные к такой диковинке обыватели придавали фотоснимкам мистическое значение; иные верили, например, что на фото могут запечатлеваться души усопших, чему способствовало и появление множества поддельных «фотографий призраков». Как это всегда бывает, суеверия ушли в прошлое (впрочем, далеко, далеко не все), но в массовой культуре осадочек таки остался.

Иногда на фотографиях проявляется такая чертовщина

А теперь представьте себе фотоаппарат, который, что бы вы ни снимали, выдает на снимках исключительно эту самую чертовщину. Разрушения. Смерть. Увечья. И, что хуже всего, то, что появляется на фотографии, в скором времени сбудется и в реальной жизни.

С прикрученным фитильком — если он только предсказывает безрадостное будущее, но чаще всего именно он и меняет реальность, принося разнообразные несчастья.

Да, это он. Зловещий фотоаппарат, частый артефакт в произведениях мистики и ужасов.

Но вы ведь не верите в этот вздор, правда? А потому, будьте добры, встаньте сюда и скажите: «Сы-ы-ы-ы-ыр!» Отлично. Давайте посмотрим, что у нас получилось…

См. также: Странные вещи на фотографии, Странные вещи на видео.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • «Фотоаппарат» — типичный образец «пионерских» страшилок. Скорее всего, появился уже после развала СССР и основан на одном из примеров ниже.
  • Японская городская легенда о том, что нельзя фотографироваться втроём, иначе тот, кто стоит в центре, скоро умрёт.
    • Из-за чего, когда надо сфотографироваться втроем, особо суеверные японцы даже ставят чучело или «куклу» человека посередине (мол теперь нас четыре, а тот, кто посередине, все равно не живой).
  • Автор правки помнит страшилку про фотоаппарат на ножках, где любой, кого он сфотографирует, тут же умирал. На главного героя это не подействовало — он просто стал «в негативе», и мать выпроваживает мальчика из дома, не узнав сына.
    • Кстати, кончилось в итоге всё хорошо. На деньги, которые дал ему главный герой, пытаясь откупиться, фотоаппарат покупает себе новую цветную плёнку, после чего выясняется, что благодаря этому он не только стал безвредным, но и может исправить всё причинённое ранее зло. В том числе и оживить всех убитых. Судя по всему, речь идёт о детской страшилке «Фотоаппарат на ножках» за авторством Татьяны Рик, хотя автор правки не в курсе, придумала ли она сюжет сама или же взяла за основу детский фольклор.

Литература[править]

  • «Смертельное фото» Р. Л. Стайна — вероятно один из самых известных в России примеров. Подростки находят в заброшенном доме старый фотоаппарат, делающий моментальные фото по типу «Полароида» — на них с объектом съёмки всегда происходит нечто ужасное… и вскоре это сбывается и в жизни.
    • А также продолжение — «Улыбнись и умри», и спин-офф — «Улыбаемся и гибнем».
  • Большинство читателей сравнивают эти повести Стайна с повестью Стивена Кинга «Солнечный пёс», в которой «Полароид» вместо изображения объекта съёмки выдавал снимки огромного страшного чёрного пса, который с каждым разом становился всё ближе и ближе… Казалось бы, чего проще — прекратить снимать, но фотоаппарат захватил разум жадного прохиндея Папаши Меррилла и заставил его делать снимок за снимком, так что псина едва не вырвалась в наш мир. Как видите, с повестью Стайна нет практически ничего общего…
  • …поскольку она гораздо больше похожа на рассказ Роберта Блоха «Что увидишь — то получишь», где все, кого снимает фотоаппарат, некогда принадлежавший магу, гибнут. Необдуманно сфотографировав самого себя, герой пытается обмануть судьбу; получается лишь самосбывающееся пророчество.
  • Повесть Джо Хилла «Снимок» — зловещий Человек-Полароид похищает воспоминания людей при помощи своего фотоаппарата.
  • Сергей Лукьяненко «Рыцари сорока островов». Под фотоаппарат замаскированно устройство, снимающее копию фотографируемого, которая затем воплощается на сорока островах.

Кино[править]

  • «Камера-обскура» 2017 года — военному фотографу дарят старую камеру, все снимки сделанные ею, предвещают чью-то гибель. Спасти обреченного можно только если при в точности таких же обстоятельствах грохнуть кого-то ещё. И то это даёт лишь отсрочку…
  • «Полароид» Ларса Клевберга — еще один дьявольский фотоаппарат.
    • Больше ужаса придает то, что сделанная фотография обретает свойства куклы вуду. Стоит сжечь фотографию, изображенные на ней люди тоже рискуют сгореть заживо. Если успеть потушить фотографию, сама фотография восстанавливается, но вот полученные ранения уже необратимы, что, правда, и помогает уничтожить злого духа, связанного с этим фотоаппаратом.
    • Фильм основан на короткометражке того же режиссера, снятой в 2015 году.
  • Юмористически обыграно в «Хоттабыч» 2006 года. Как джинну объяснили, что такое фотоаппарат, так он его и сделал — создающим плоские изображения (из самих снимаемых людей, да). Не пугайтесь — это не надолго. Сам Гена очень быстро расколдовался.
  • «Тёмное зеркало» 2007 года — героиня считает, что зло вселилось в фотоаппарат и стало убивать всех, кого она снимает. На деле виноватым оказывается зловещее зеркало.
  • Российский фильм ужасов «Фото на память» — наши киношники тоже решили не отставать. Если бы ещё герои и сценарист не отставали в развитии — цены бы картине не было.
  • Итало-английская «Улыбка» 2009 года — опять-таки фотоаппарат, снимающий мучительную гибель героев.
  • «Ошибка времени» — учёный изобрёл фотокамеру, снимающую будущее. Которое начинает определять настоящее.
  • Субверсия ради смеха в «Крокодиле Данди». Австралийский абориген говорит европейке, что она не сможет его сфотографировать. Когда она начинает ему объяснять, что фотоаппарат вовсе не украдёт его душу, «дикарь» поясняет, что она крышку с объектива не сняла. А потом у него звонит мобильный телефон.
  • «Чудовища камеры-убийцы» (2020).

Телесериалы[править]

  • «Сумеречная Зона», эпизод «Самая необычная камера», вероятно, вдохновлявший и Стайна, и Блоха.
  • Экранизация «Смертельного фото» в рамках сериала «Мурашки».
  • «Боишься ли ты темноты?» — эпизод «История необычной камеры», невероятно похожий сюжетно на повесть Стайна. Правда, виновата не сама камера: в фотоаппарате сидит гремлин, который и подстраивает все несчастные случаи с теми, кто попал на снимки. Самого гремлина можно увидеть в виде монстроподобной печати на снимках.
  • «Секретные материалы», четвёртый эпизод четвёртого сезона «Unruhe» («Непокой»). Зловещий не столько фотоаппарат, сколько его пользователь: проецировал свои страхи на снимок.
  • «Хранилище No. 13» — в одном из эпизодов злоумышленник, много десятилетий назад завладевший необычным фотоаппаратом, с его помощью воровал молодость у супермоделей и прочих красавиц и продлевал свою жизнь. После его поимки отважные агенты Секретной службы быстро сообразили, что эта штука работает в обе стороны…

Мультсериалы[править]

  • «Приключения капитана Врунгеля» — пародия на троп. Таким фотоаппаратом вооружён один из двух приятелей-бандитов. Достаточно сфотографировать этой штукой человека (может, всё-таки не всякого?), чтобы он превратился в фотокарточку, на которой — его изображение!.. Остаётся только сжечь это фото. (Но не на того напали: агент Ноль-Ноль-Икс позже всё равно возродился. Буквально из пепла.)
  • «MLP Equestia Girls» — с поправкой на камеру в телефоне. В полнометражном эпизоде «Rollercoaster of Friendship» телефон Виньет Валеньсии заражается эквестрийской магией, от которой он может заточать внутри себя сфотографированные объекты, после чего создавать голографические копии с возможностью предварительного редактирования. За весь эпизод Виньет Валеньсия заточила в своем телефоне всех героинь за исключением Эпплджек и Рэрити (Эпплджек лишь чудом не попала под ее камеру, а Рэрити избежала заточения благодаря способности создавать кристаллы) Оказалось, что телефон не заточает людей в себе, а переносит в пустое помещение внутри парка аттракционов.
  • В каком-то откровенно комедийно-пародийном мультсериале о приключениях трех друзей — вампира, оборотня и монстра Франкенштейна — главный злодей, вампир Лорд Дрегг, создал фотоаппарат, делавший плоским всех, кого из него фотографировали, что он и продемонстрировал на своем тупом подручном — Жабенке. А заодно — и что повторный снимок жертвы возвращает ей жизнь. Чтобы избавиться от троицы протагонистов, он подкинул свое изобретение чудаковатому энтомологу и отправил своих подручных — Мумию и Вампайру — в городской парк, чтобы заманить главных героев на групповой снимок. В итоге жертвами фотоаппарата стали не только герои, но и подручные злодея. Жабенок случайно перепутал свой фотоаппарат с изобретением Дрегга и вернул героев к жизни, а в панике удирая, еще и вручил им супероружие, которым они быстренько уничтожили весь арсенал Дрегга и сделали плоским, но по-прежнему функциональным дирижабль, на котором он с приспешниками удрал от них.
    • Мультсериал назывался «Drak Pack». И вампиром главзлодей вроде не был, скорее просто безумным ученым.
  • «Черепашки-ниндзя» — в мультсериале 1987-го в серии Camera Bugged персонажи встречают пришельца-поляризоида с камерой, которая захватывает все снятые объекты и в итоге инопланетный турист забирает с собой на память не просто снимки пейзажей, достопримечательностей и местных обитателей, а также и их самих с собой. Главгероям приходится приложить усилия, чтобы выбраться оттуда, а заодно пояснить инопланетному гостю, что так делать нехорошо.

Городские легенды и предрассудки[править]

Оказывается, существует просто вагон и маленькая тележка различных суеверий о фотографировании.

  • Многое можно принять, но идея вырезать человека с фотографий после его смерти — это уже за гранью добра и зла (подсвечено в комментариях).
  • Данетка-страшилка с фитильком — про фотоаппарат, который фотографирует облик человека через три года. Двое сфотографировали друг друга. Первый предстал не то бомжом, не то инвалидом (за давностью не вспомню, кто знает, поправьте, пожалуйста). Второй на фото вообще не запечатлелся и беспокоится за друга. За себя бы беспокоился — тебя ведь через три года на свете не будет.

Реальная жизнь[править]

  • Представители некоторых примитивных племён очень не любят фотографироваться: они искренне верят, что фотоаппарат крадёт у фотографируемого частицу души, которую и отображает на пленке.
  • Автор этой правки в раннем детстве боялся фотографироваться. И не он один. Возможно, мистический ужас перед фотоаппаратом — остаток страхов детства, связанных с коллективным бессознательным. Который может проявляться и у примитивных племён в пункте выше.
    • А многие и в зрелом возрасте не любят…
    • Или как вариант, не любят фотографироваться (и попадать на видео), опасаясь, что о них могут узнать больше, чем им хочется. Этакая паранойя информационного общества.