Злодейское глумление

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Если тебе придется взглянуть прямо на наконечник стрелы, направленной на тебя, если твоя жизнь висит на волоске, и кто-то в любой момент может этот волосок оборвать, надейся и уповай на то, что этот человек — злодей. Потому, что злодеи любят власть, власть над людьми, они хотят увидеть тебя напуганным. Они хотят, чтобы ты знал, что смерть близка. Поэтому они будут болтать. Они будут глумиться. Они будут смотреть, как ты мучаешься. И они будут растягивать момент убийства, как обычный человек растягивает курение хорошей сигары. Поэтому — надейся и уповай на то, что твой пленитель окажется злодеем. Добрый человек просто прикончит тебя без лишних слов. »
— Терри Пратчетт
« Его погубила общая для диктаторов черта характера. Они все позеры. »
— Дмитрий Билёнкин объясняет суть дела устами коммуниста-психолога Полынова

Злодейское глумление — такой же неотъемлемый элемент образа злодея, как зловещий хохот и страсть к пинанию собак. Оно даже более обязательно, чем всякие там злодейства, потому что в мире, скажем, серо-серой морали что считать злодейством — вопрос спорный, а вот злодейское глумление уже более-менее всем понятно.

Кстати, зловещий хохот — один из элементов злодейского глумления. Другой важный момент — речь на тему «Почему ты отстой». Хотя неожиданно злодей может наткнуться на Бронебойный ответ.

Предметом для злодейского глумления всегда является бедственное положение героя. Ну или, как минимум, серьезный фэйл в исполнении героя или кого-то из геройских сподвижников.

Как правило, злоупотребление злодейским глумлением приводит к бондианской злодейской тупости (ибо этим пристрастием отличаются как раз злодеи бондианы). Злодей, вместо того, чтоб пристрелить героя на месте, начинает глумиться — а за это время герой либо придумывает способ освободиться, либо на помощь приходит кавалерия. Плюс сто очков к тупости, если за время глумления злодей рассказал герою весь свой хитрый план или сделал признание на камеру. Также же этот троп является классической ошибкой Ботвинника.

За века нещадной эксплуатации этот троп настолько заездили, что напрямую его играют разве что в детских мультиках, да и то не всегда. Чаще всего его отыгрывают как пародию, используя подсветку и разнообразные варианты субверсии.

Элементы и разновидности злодейского глумления[править]