Злодей-персонификация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — А вы кто? Неужели Старый Год?
— А то кто же, — мирно сказал старичок. — Думал: приеду, возьму у тебя часики, остановлю их, время остановится, и всё будет хорошо. А теперь… Вот беда! Ай-яй-яй… Придётся у живой девочки останавливать сердце…
»
— Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд. «Сказка среди бела дня»
Эта дамочка — просто чума! Нет, правда!

Про персонификацию в целом уже рассказано в другой статье. А в этой мы говорим о злодеях-персонификациях. Обычно это олицетворения всевозможных болезней, стихийных бедствий и прочих напастей.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Греческая мифология: Танатос (смерть), Апата (обман), Керы (уничтожение), Эрида (раздор), Гипнос (кошмарный сон), Эринии (месть), Немезида (беспощадная месть за преступления), Фобос (страх), Деймос (ужас), Мания (безумие), Гибрис (высокомерие), Корос (бесстыдство), Адикия (несправедливость), Аэргия (лень), Амехания (беспомощность), Анайдея (безжалостность), Какия (аморальность), Пения (бедность) и другие.
  • Смерть с косой же!
    • А ещё Анку (образ смерти), бродящий по дорогам Франции.
  • Туда же четыре всадника Апокалипсиса.
    • Зависит от трактовки. Например, по мнению Святого Андрея, архиепископа Кесарийского, под вторым всадником (обычно именуют Войной или Бранью) разумеется апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «сидящему на нём дано взять мир с земли» указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных.
  • В 5-й главе книги пророка Захарии помещено видение, в котором нечестие изображено в виде женщины. Образ Вавилонской блудницы из Апокалипсиса может иметь отношение к этому видению.
  • В разгар эпидемий чуму зачастую представляли призрачной женщиной, которая бросает свой шарф в окна домов, где людям предстоит заразиться и умереть. Либо зловещим всадником на лошади. Либо таки всем привычным скелетом с косой.

Театр[править]

  • «Синяя птица» Мориса Меттерлинка — в одной из пещер Королевы Ночи заперты Войны — ужасные чудища. Как они выглядят — неизвестно, но поскольку война — это кошмар
  • «Дракон» Евгения Шварца — олицетворение мирового тоталитаризма.

Литература[править]

  • Эдгар По любил этот троп. «Маска Красной Смерти», «Король Чума» (и его свита)…
  • Чарльз Диккенс, «Рождественская песнь» — Дух Нынешних Святок показывает Скруджу двух измождённых детей: «Имя мальчика — Невежество. Имя девочки — Нищета. Остерегайся обоих и всего, что им сродни, но пуще всего берегись мальчишки, ибо на лбу у него начертано „Гибель“ и гибель несёт он с собой, если та надпись не будет стёрта…» Подсвечено в экранизации Роберта Земекиса: мальчик Невежество стремительно вырастает в головореза с ножом и бросается на Скруджа.
    • А в мультфильме конца 1990-х мальчишка прямо на глазах стареет и превращается в мертвеца…
  • Фёдор Тютчев, «Зима недаром злится» — зима представлена злобной старой ведьмой.
    • Как и в сказке Валерия Роньшина «Капелька».
    • Также частой гостьей в сказках Роньшина является Смерть.
  • Леонид Андреев, «Красный смех»  — олицетворение войны.
  • Зинаида Гиппиус, «Непоправимо»: «тяжёлый всадник на коне рыжем» — олицетворение Октябрьской революции.
  • Всеволод Нестайко, «В Стране Солнечных Зайчиков» — в пещере под названием «Тридцать три несчастья» обитают болезни в облике людей и животных.
  • Виктор Виткович и Григорий Ягдфельда, «Сказка среди бела дня» — Старый Год раздумал уходить, а для этого ему нужно сделать так, чтобы Новый Год никогда не наступил; а чтобы Новый Год никогда не наступил, необходимо остановить время; а чтобы остановить время, нужно остановить волшебные часы; а так как часы эти стали сердцем девочки Лёли… См. цитату.
  • Лия Гераскина, «В Стране Невыученных Уроков»: героев мучает Засуха — страшная костлявая старуха. А ещё им грозит смертью Запятая, которая, впрочем, может быть и доброй — в зависимости от того, куда её поставить во фразе «Казнить нельзя помиловать».
    • Глядя на современных молодых «грамотеев», можно прийти к неутешительному выводу, что в своём стремлении казнить тех, кто ставит её не там где надо, Запятая была совершенно права.
  • Софья Прокофьева, «Клад под старым дубом» — госпожа Жадность. Если потакать ей, способна вырастать до поистине угрожающих размеров. Аналогично в мультэкранизации.
  • Вадим Шефнер, «Лачуга должника» — редкий пример рукотворной персонификации: когда учёный далёкой планеты, избавивший свой мир от всех болезней, почувствовал, что слава его начинает угасать, он по наущению жены и ради демонстрации — поглядите, от чего я вас всех избавил! — превратил хранившиеся в лабораториях образцы всякой заразы в живые существа — метаморфантов. Однажды они вырвались на свободу…
  • «Благие знамения» — те самые Четыре Всадника Апокалипсиса. Правда, на смену Чуме / Мору, чьи нервы сдали после изобретения пенициллина, пришёл другой всадник — Загрязнение.
  • «Досье Дрездена» — Мать Лето и Мать Зима (Жизнь и Смерть), Титания и Мэб (Лето и Зима), Ерлкинг (Дух Охоты). С прикрученным фитильком, т. к. злодеями не являются. Но вот тем, кто с ними столкнулся, от этого не легче.
  • Андрей Дашков, «Чёрный ровер, я не твой» — Бледный, он же та самая Смерть с косой. И не просто Смерть, а Смерть «Наказующая» за грехи…
  • А. Ф. Джонс, повесть «Тень средневекового лекаря» — одна из героинь видит Чуму в облике всадника на лошади.
  • Максим Кабир, «Африкан» — страшный великан, который олицетворяет голод, терзающий блокадный Ленинград.

Кино[править]

  • «Сказка странствий» — Чума. Сперва предстаёт в виде измученной нищенки (см. фото), затем — в виде богатой дамы верхом на лошади (на самом деле крысе).
  • «Седьмая печать» Ингмара Бергмана — Рыцарь ведёт посиделки со Смертью. Хотя она, скорее, нейтральный образ, но для героев — однозначно враждебный, ведь она забирает их одного за другим.
  • «Маска Красной Смерти» Роджера Кормана по рассказу Эдгара По — в конце помимо Красной присутствуют также Синяя, Жёлтая и Чёрная Смерть.
  • Сюрреалистический аргентинский фильм «Антенна» — Мистер ТВ. Догадайтесь сами, что он воплощает…
  • «Волшебник Изумрудного города» (1994 г.) — Ураган.
  • «Убить дракона» — здесь не только Дракон олицетворяет тиранию в общем, но и головы-обличья его символизируют разные политические режимы: человек в железной каске — фашизм, человек в кимоно — японский милитаризм, элегантный господин в белом костюме — вероятно, диктатура в современных «банановых республиках».
  • «Белый тигр» — по одной из версий, танк Белый тигр это воплощение самой Войны. И однажды он снова вернется…
  • «Ехали мы, ехали» — шуточный пример: ворона Мадам Халтура, олицетворение халтуры на эстраде.
  • «Приключения Арслана» — прислужники ГлавГада Голод и Страх.
  • «Честное волшебное» — волшебница Сойдет-и-так, олицетворение легкомыслия и неряшливости.
  • «Регентруда» — Фойербарт олицетворяет пожар (ну да, с таким-то имечком).

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное» — собственно, Всадники Апокалипсиса (за исключением Смерти, который тут не совсем злодей). А также Тьма — воплощённое первозданное зло и сестра Бога.

Мультфильмы[править]

  • «Сестрички-привычки», с прикрученным фитильком: не злодейки, а вредные трикстерши.
  • «Нехочуха» — собственно, сам Великий Нехочуха, персонификация лени главного героя.
  • «Сказка о Жадности» по мотивам повести Софьи Прокофьевой «Клад под старым дубом».
  • «Сказка про лень» — лень из мешка в виде дыма с лицом старухи.
  • «Лень»: на сей раз лень — ведьма с двумя лицами (молодым и старушечьим).
  • «Беда» — Беда похожа на Бабу-ягу.
  • «В стране ловушек» — Страх, Тоска Зеленая, Лень и другие.
  • «Как Тоску одолели» — опять Тоска.
  • «Родня» — Нужда.
  • «Долина Папоротников: Последний тропический лес» — Хексус как персонификация загрязнений.
    • Скорее уничтожения и гибели вообще всего живого, принявшее вот такой вот облик.

Мультсериалы[править]

  • «Камень сновидений» — кошмары.
  • Samurai Jack — Аку, этакое техногенное зло, воплощение нашей современной действительности...
  • Зигфрид и Рой — Жадность, Зависть и Гордыня здесь вполне реальные демоны, овладевающие людьми.
  • «По ту сторону изгороди»Зверь, персонификация депрессии и отчаяния.

Комиксы[править]

  • «Секс, Насилие, Рок-н-Ролл» — аллегорические клоны. Ну, не все, но многие.
  • Галактус. Символизирует вселенскую энтропию.
  • Капитан Наци. Начинал как обыкновенный нацистский суперсолдат, однако пережил две смерти навсегда, после чего превратился в воплощение нацизма, которое не умрёт, пока в мире будет хотя бы один человек, верящий в нацистскую идеологию.

Музыка[править]

  • «Король и Шут», «Генрих и Смерть».
  • «Наутилус Помпилиус», «Чёрные птицы» — вероятней всего, символизируют мировое зло, от которого герой тщетно пытается уберечь свою дочь. Есть версии, что дочь символизирует душу или жизненный оптимизм.
  • Канцлер Ги, самопародия «Толстый полярный лис». Да, фраза «полный песец» служит эвфемизмом для более грубого созвучного выражения, но иногда незванное лихо шутки ради изображают в виде упитанного песца.

Видеоигры[править]

  • Дилогия The Suffering — подавляющее большинство противников в игре является именно персонификациями:
    • Убийцы (фигуры с протезами-клинками вместо конечностей и грубо приделанными головами манекенов) — символизируют обезглавливание (в первой части) и уличную поножовщину (во второй).
    • Стрелки (здоровенные фигуры, сгорбившиеся под грузом из четырех винтовок на спине) — расстрел (как казнь и как способ подавления).
    • Торчки (скрюченные фигуры, утыканные шприцами) — смертельная инъекция и наркомания соответственно.
    • Висельники (безногий торс, висящий на веревке) — повешение.
    • Кроты (фигуры, завернутые в стянутые ремнями и цепями мешки) — погребение заживо.
    • Гнойники (раздутые фигуры, волочащие ядро на цепи) — оставление прикованных узников на съедение крысам.
    • Ведьмы и Поджигатели (пылающие фигуры) — сожжение заживо.
    • Обжоры (пузатые фигуры с огромной пастью) — голод и вызванное им людоедство.
    • Прострелы (безжизненные фигуры на паучьих лапах, сжимающие в руках огнестрел) — убийства в криминальных перестрелках.
    • Штрафники (волокущие ноги фигуры на костылях, вместо лица замочная скважина) — смерть в карцере.
    • Угнетатели (безногие фигуры с торчащими из брюха автоматами, вместо лица фонарик) — превышение полномочий полицией.
    • Мучители (псы с человеческими головами) — рабство и расовое угнетение.
  • Overlord — бывшие герои, предавшиеся излишествам и превратившиеся в живые символы этих пороков. Чревоугодие довело полурослика до чудовищной тучности, златолюбие превратило гнома в алчного тирана, сластолюбивый паладин создал культ секса и призвал демонессу...

Настольные игры[править]

  • Warhammer — боги Хаоса по факту представляют собой сабж. Каждый из них — олицетворение одной из эмоций простых смертных и существует за счёт эмоций простых смертных. Бог войны и крови Кхорн питается кровожадностью, жестокостью и милитаризмом, бог разложения Нургл — страхом смерти и желанием выжить любой ценой, Тзинч существует благодаря обману и желаниям изменить мир, а Слаанеш питается удовольствием в любой его форме.
    • А вот с К’Тан Несущим Тьму (Warhammer 40,000) инверсия: он не является персонификацией смерти, а сам породил этот образ, сожрав целую кучу цивилизаций. Точнее, первыми смерть с косой придумали некронтир, а Несущему слепили оболочку по образу и подобию сего забытого божества.
  • World of Darkness: две из трех составляющих Триата. Вирм олицетворяет энтропию, а Вивер порядок (в режиме педаль в пол, то есть, полную стагнацию). Третий, Вильд, считается позитивной силой... правда, не всем он таким кажется.

Прочее[править]

  • Сальвадор Дали — «Лицо Войны».
  • «Триумф Смерти» Питера Брейгеля — толпа скелетов беспощадно косит беспомощных людей на переднем и армию солдат на заднем плане. Аллегорическое изображение Восьмидесятилетней войны.
  • Знаменитая средневековая миниатюра с Чумой в виде Смерти с косой на костяном коне.