Злодей поневоле

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

О фэнтези про недобрый свет и незлую тьму см. «Злодеи поневоле».

« — Вы, наверное, меня ненавидите? — вдруг спросила Арталетта.
— За что, господи? — искренне удивился Сварог.
— За ту историю…
— Бросьте, — сказал Сварог решительно. — Это были, строго говоря, вовсе и не вы. Я сам выдернул у вас из-за уха эту чертову булавку [артефакт для одержания], неужели не помните?
— Все равно, — упрямо сказала девушка. — Меня учили монахи… Нечистой силе не так-то просто овладеть человеком, если нет лазейки. А в моем случае такая лазейка была.
»
— А. Бушков, «Сварог». Том третий — «Нечаянный король»
« Не мы такие. Жизнь такая. »
— Бандиты из фильма «Бумер»

Жил человек спокойно, ничего плохого не делал: не пинал собак, не изменял жене, и даже дорогу переходил только на зелёный свет. Но однажды он нажал не на ту кнопку, прочёл не ту книгу или просто оказался не там где надо — и вот он уже несёт миру зло и погибель, пытаясь сообразить, что, собственно, произошло.

Как правило, злодей поневоле вызывает жалость и сострадание. Перестав злодействовать, они часто страдают от осознания совершённых преступлений и могут даже покончить с собой.

Родственный троп — Плохие силы, хорошие люди, когда незлой в общем-то человек под сверхъестественным влиянием начинает творить невесть что. Ещё один родственный троп — хаотичный голодный, когда злодеем поневоле выступает не разумное создание, а ведомый инстинктами зверь.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Часто злодеями поневоле предстают вампиры: они, дескать, сами по себе не злые, но если не будут пить кровь — умрут.
  • Аналогично оборотни — они даже порой не помнят, что творили.

Литература[править]

  • Д. Фенимор Купер, роман «Браво» («В Венеции») — о жизни браво, ставшего на скользкую дорожку, чтобы спасти жизнь отца.
  • А. Конан Дойл, «Знак четырёх» (и советская экранизация «Сокровища Агры») — Джонатан Смолл. Он хотел всего лишь забрать у братьев Шолто по праву принадлежащие ему драгоценности, и не его вина, что маленький дикарь Тонга убил Бартоломью!
    • Да и завязка его истории хороша: честно служил добровольцем во время осады крепости Агра мятежниками. Получил под командование двух сикхов… которые спустя две ночи напали на него, обезоружили и поставили перед коротким выбором: либо он поможет им убить человека и тогда они поделят на четверых (эти трое плюс брат одного из них, якобы проводник цели) полмиллиона фунтов, либо они его убьют здесь и сейчас, а затем уйдут к повстанцам, оставив охраняемый ими проход без защиты и поставив под угрозу всю крепость. Нетрудно угадать, что он выбрал. И позже, рассказывая об этом героям, Смолл достаточно резонно заметил: «Всё это, конечно, очень плохо, но я бы хотел знать, много ли найдется людей, которые, оказавшись на моем месте, вели бы себя по-другому, то есть отказались бы от богатства, зная, что за их доброту им перережут глотку?».
  • Р. Стивенсон, «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда».
  • Морис Дрюон, «Проклятые короли» — младший офицер Тауэрли, участвовавший в казни свергнутого короля Эдуарда.
  • «Хроники Арции» В. Камши — принцесса Илана. Попала под магическое воздействие, подавившее её волю, надев заколдованный рубиновый гарнитур. Своими руками мало что успела натворить, и когда по счастливой случайности воздействие это прекратилось, ужаснулась себе и внесла большой вклад в победу. Но в людской памяти и даже в памяти бывших друзей всё равно осталась чудовищем.
  • «Ворота Расемон» — по нарастающей. Вот эта мертвая женщина при жизни ловила змей, сушила и продавала как рыбу. Нехорошо, но она бы иначе умерла с голоду, а так у нее было чем заработать на жизнь. Вот старуха вырывает у покойницы волосы, чтобы сделать парик и продать. Это нехорошо, похуже ремесла умершей, но что делать, если старухе больше нечем прокормиться? Вот парень, слуга, выгнанный господином, не имеющий возможности устроиться в другой дом, слышит историю умершей торговки из уст старухи. Понимает, что и он пропадет с голоду, если не сделает зло, и грабит старуху — снимает с нее верхнее кимоно, чтобы, видимо, продать. Все трое запятнали себя дурными делами, у всех троих нет выхода.
  • Жукеры из «Игры Эндера» — педаль в пол. Они и злыми-то никогда не были — просто вышло недоразумение с печальными последствиями для них и человечества. Кроме того, схожая судьба постигла множество иных вселенных, где человечество встретило инопланетян и случайно началась война.
    • Да и сам Эндер: мальчик умудрился учинить почти полное истребление разумной расы, при этом даже не подозревая, что делает.
  • Ю. Латынина, «Промзона» — протагонист и его работодатель олигарх Извольский изначально скорее рыцари в ржавых (очень ржавых) доспехах от бизнеса, но по мере разгорания конфликта с переходят моральный горизонт событий и пытаются убить антагониста, олигарха являющегося скорее злодеем со стандартами. Что характерно — свой моральный горизонт за время книги проходят абсолютно все, кроме как раз официального антагониста.
  • Хроники Края — рыцарь-академик Скридиус Толлинкс. Если кратко описывать его историю, его всю жизнь готовили к особой миссии. Но когда его воздушный корабль рухнул в болота, его миссия оказалась под угрозой. Вот тогда он обнаружил, что у беженцев, путешествующих через болота, вещество, которое ему необходимо находится под ногтями пальцев ног. В результате этого, он на протяжении почти 30 лет только и делал, что убивал несчастных эмигрантов.
  • «Сварог»: Арталетта, побочная дочь короля Конгера Ужасного. На почве зависти к законнорожденной сестре Делии стала уязвимой к чёрной магии и временно сделалась марионеткой злых сил.
    • Сама она не считает, что это так уж «поневоле». См. эпиграф.
  • Ялмар Тесен, «Опасное соседство» — один из главных героев, чёрный леопард, покалечился в поставленной людьми ловушке и больше не был способен охотиться на животных. Поэтому начал охотиться на людей.
  • Мефистофель 13-й из «Агента Низа» (Марчин Вольский). Хотя тут переплетается много тропов: и недотёпа, и невезучий, и по должности…
  • У Анджея Сапковского в «Саге о ведьмаке» таких хватает в избытке:
    • Нивеллен до своего превращения в монстра — куда деваться, если после смерти папаши-раубриттера от тебя не ждут ничего другого, кроме того, что пойдёшь по его стопам? Вот и «командовал своими молодцами, как поросёнок стаей волков».
    • Ренфри-Сорокопутка, конечно, кровожадное чудовище, но стала бы она такой, если бы её не лишили всего, чего только можно лишить девочку из благородного семейства? Не факт, ведь то, что Проклятие Чёрного Солнца — не миф, так никто и не подтвердил.
      • А если оно и не миф, не все девицы были его жертвами. Возможно, эксгумировав Ренфри, можно было выяснить, что она вовсе не проклята. Геральт запретил трогать труп и оставил всех в неведении.
    • Да, Крысы Пограничья — банда юных грабителей, убийц и наркоманов, но винить за это следует не их природные наклонности, а войну (подсвечено самим автором: «Они были детьми Часа Презрения».) До войны они не отличались ни жестокостью, ни кровожадностью — жили каждый своей, вполне добропорядочной, жизнью и даже не знали о существовании друг друга.
    • Префект Фулько Артевельде безусловно не стесняется в выборе средств, верша правосудие — но он слуга закона. А в военное время и законы соответствующие. Да и дело ему приходится иметь не с мирными обывателями, а с бандитами, для которых ни закон, ни мораль не писаны.
  • «Гарри Поттер и Кубок Огня» — злодей наложил Империус на Виктора, и тот атаковал Флер боевым заклятием, а затем Виктор наложил на Седрика Круциатус. В целом Империус — удобный способ для темных магов, чтобы закосить под этот троп.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
    • «Дети Судного Часа» — Мар Диротренорос, диктатор Братства Очищения. Потомственный интеллигент-филантроп, харизматичный лидер и вообще умница, под властью которого на постапокалиптическом Плонете начала с горем пополам и в мизерных масштабах, но всё же налаживаться жизнь: сконь убирали, за соблюдением законов следили, даже образование кое-как развивали. Вот только чтобы удержать власть, Диротреноросу приходилось в хвост и в гриву эксплуатировать образ врага, каковым он назначил сконевых мутантов, и порой лично возглавлять аутодафе над ними (или теми, кто выглядел подозрительно). Самому Диротреноросу такие методы были искренне противны… но когда он пытался обходиться без них, за ним просто отказывались идти. Спасло ситуацию только в буквальном смысле божественное чудо.
    • Тетралогия о яцхене — Палач, бывший сорванным киборгом до того, как это стало Громыкой. Глючная программа требует уничтожать носителей любого разума, отличного от самого Палача, а личность желает очистить стек директив и действовать по собственной воле. Побеждает чаще всего программа, что сопровождается жертвами и разрушениями.
    • «Паргоронские байки»:
      • «Хлебный голем» — антисказка, парифатский аналог Колобка. Поначалу сбежавший Калач (Калач, Палач… неспроста рифмуется, ох неспроста…) никому вреда не причиняет — но уж очень аппетитно он пахнет, так что встречные чудовища, преступники и маргиналы так и норовят попробовать его на зуб — и в итоге больно умный голем решает, что съесть его хотят вообще все, включая создателя. И превентивно съедает его сам.
      • «Миллион зомби» — Яркен, король-лич Теймурока. Великий некромант всю жизнь верно служил местному королю — и искренне намеревался продолжать так же и всю не-жизнь. Вот только король, узнав, что Яркен обратился в лича, запаниковал и нанёс упреждающий удар, велев армии уничтожать всех встреченных зомби. Беда в том, что за долгую яркенову службу этих самых зомби в стране накопился чуть ли не миллион — и ответным ударом некромант банально завалил королевскую армию (ожившими) трупами.
      • «Последний нактархим» — нет, ну вы серьёзно думали, что последний выживший из гордой и воинственной расы удовольствуется своим демолордством и будет спокойно смотреть на то, как торжествует и чуть ли не гегемонит в мире другая гордая и воинственная раса, вырезавшая его соплеменников? Даже сами гохерримы впоследствии признавали, что в стремлении нагнуть своих кровных врагов перегнули палку.

Кино[править]

  • «Люди Икс 2» — Уильям Страйкер с помощью специальной сыворотки способен подчинять себе мутантов. Так вполне миролюбивого Ночного Змея заставил совершить покушение на президента, а Циклоп чуть не убил Джин Грей. Так же под действием сыворотки находится и Юрико Ояма, что указывает на то, что и она злодействует не по своей воле. Поэтому её смерть вызывает сочувствие.
  • «Книга мастеров» — Каменная княжна, которая против своей воли стала злодейкой, лишь случайно дотронувшись до проклятого камня.

Телесериалы[править]

  • «Приключения Синдбада»: в одной из серий колдун Кумар надел на очень сильного и высокого каменщика Юрука заколдованный амулет. Благодаря ему каменщик с помощью Кумаровой магии впадает в состояние берсерка и крушит всё вокруг, потом он ничего не помнит. Естественно, здоровяка все хотят убить — никто ж не знает, что его телепатически контролирует Кумар!
    • В другой серии фигурирует женщина, которую похитил и «обратил» вампир. Главные герои помогают несчастной «упокоиться с миром».
  • «Однажды в сказке»: одна из главных героев, Реджина Миллс, большую часть жизни провела с репутацией и прозвищем Злой Королевы. Но стоит копнуть поглубже — и выяснится, что она всего лишь жертва обстоятельств, а точнее, своей матери-интриганки с непомерными амбициями.
    • Впрочем, это как посмотреть. Началось всё с того, что она, поколебавшись немного, всё-таки решается собственноручно принести в жертву родного и беззаветно любимого отца. Ради мести Белоснежке. А сколько народа при этом пострадает вместе с ней, ей откровенно пофиг. Гулять так гулять!
    • Румпельштильцхен же. Он, конечно, и по собственной воле может творить зло ради своих целей. Но если какой — нибудь злодей завладеет Кинжалом тёмного, то Румпель превращается в сабж.

Мультсериалы[править]

  • «Monkey Dust» («38 обезьян»). Иван Добски. Глупый добрячок, которого заставляет совершать кровавые убийства шарик-попрыгун.
  • «Человек-Паук» 90-х. Кравен-охотник изначально появился тут именно в таком качестве, став жертвой лечебной сыворотки (безумие стало побочным эффектом исцеления). А в дальнейшем он и вовсе оказался положительным персонажем.

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — Чревовещатель Арнольд Вескер — робкий и тихий человек, которого полностью контролирует его кукла Лицо со шрамом.
  • Вселенная Marvel — Зелёный Гоблин подчиняет себе разум Гарри Озборна — и вот уже лучший друг Питера Паркера становится безумным врагом Человека-Паука.
    • Таже ситуация с Халком(хоть он и ближе к антигероям, чем к злодеям). Доведёте до белого каления Брюса, мирного доктора-ядерщика — вот и убегайте от зелёного урода Халка, который только и знает что «Халк, крушить!». Брюс потом ничего не помнит….
  • «Особо опасен» — Мистер Риктус. Полное чудовище (даже по меркам мира, где суперзлодеи перебили супергероев и ни в чем себе не отказывают) и эгоманьяк, ставящий свои сиюминутные желания выше всего остального. Ранее был примерным и набожным христианином, который помогал всем страждущим и убогим. Из-за несчастного случая Риктус попал на операционный стол и пережил клиническую смерть — и там, за кромкой бренной жизни, он не увидел ничего. Ни Рая, ни Ада… только одна холодная, безразличная Пустота. И эта же пустота поселилась внутри Риктуса, который после этого утратил человеческий облик (во всех смыслах этого слова).

Аниме и манга[править]

  • One Piece — Нами вынуждена воровать и грабить, чтобы выкупить у Арлонга свою родную деревню.
    • Восьмилетнюю Нико Робин в глазах общества выставили настоящим монстром и назначили за её голову внушительную награду. Её единственное «преступление» на тот момент это побег с родного острова во время его уничтожения и умение расшифровки древних скрижалей (aka понеглифы).
    • Виола вступила в семью Донкихот только ради того, чтобы спасти своего отца — короля Рику.
  • Mermaid's Forest — Омонако, превратившись в монстра, сохранил человеческое сознание и даже ухаживает за цветами, страшный снаружи и добрый внутри, однако в моменты помутнения рассудка он и ментально становится страшным чудовищем, поедающим людей и убивающим всё, что попадёт под его когти.
  • Аниме «Один. Космический корабль „Звёздный свет“». Часть людей с другой планеты жителей — Одина. Эти люди превратили себя в киборгов, став фактически роботами, которыми управлял суперкомпьютер, ненавидящий все белковое.
  • Claymore: практически все Пробуждённые. Они просто не смогли сдержать демоническую энергию и превратились в чудовищ-людоедов как физически, так и ментально. (Наверное, единственное исключение — Офелия, которая и до Пробуждения была отмороженной злодейкой на службе очень условного добра.)
  • Tokyo Ghoul — Гули. Как и в случае с вампирами или оборотнями они просто такими родились, а значит не могут есть ничего кроме человечины и кофе. Кроме того, как и в случае с людьми, среди гулей бывают как и вполне адекватные личности, так и полные отморозки.
    • Главный герой и другие жертвы экспериментов Кано — кроме Наширо и Куроны остальные подопытные не давали своего согласия на операцию.
  • Пустые из Bleach — при жизни они были вполне обычными людьми, но став Пустыми они вынуждены нападать как на обычные души, так и на людей
    • Особенно в этом плане выделяется Премьера Эспада, Старк Койот. Если другие члены Эспады в основном представлены отрицательными персонажами, то Старк просто не хотел быть один и искал сильных товарищей, которые не будут умирать просто от того, что он находится рядом
  • Авенджер из Fate/Stay Night — педаль в асфальт. Он не сделал ничего, чтобы стать злодеем. Его просто назначили им «добрые» односельчане. Фактически, он послужил козлом отпущения, — но так как в этом сеттинге человеческая вера делает из людей «искусственных богов» (причина появления героических духов и мстительных фантомов), то после смерти он действительно превратился в Все Зло Этого Мира.
  • Code Geass — Юфемия ли Британия, вынужденная убивать японцев под влиянием Гиасса Лелуша. В данной ситуации злодей он тоже невольный, так как его Гиасс вышел из-под контроля.
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — Сателла, ведьма зависти. По сути просто попала под раздачу, когда её сумасшедшая вторая личность уничтожила пол мира. Сама Сателла крайне добрая и адекватная, а вот её вторая личность крайне сумасшедшая психопатка и яндэрэ. Что характерно, убитые ведьмы крайне хорошо говорят о самой Сателле, как никак убила их не она, а её сумасшедшая вторая личность Зависти.
    • Да и остальные ведьмы греха были записаны в злодеи только, потому что вторая личность Сателлы заметно подпортила репутацию всем ведьмам. Настоящими злодейками из ведьм по сути являются только Пандора (крайне неприятная личность, которая является фактическим руководителем культа ведьм) и Зависть, вторая личность Сателлы.
  • Another: каждый «лишний» и в частности главный антагонист (?), Рэйко Миками. Это человек, который когда-то умер от проклятия, висящего над классом 3-3, но восстал из могилы, чтобы самому стать источником проклятия. Если убить «лишнего» (он всегда один и умирает так же, как обычные люди), то до следующего учебного года проклятие больше никого не заберёт… вот только понять, кто именно является «лишним», практически невозможно. У них лишь два отличия от обычных, живых людей: во-первых, после окончания учебного года они возвращаются на тот свет, а во-вторых, им достаточно просто существовать, чтобы любые причастные к классу 3-3 люди случайно и в больших количествах умирали по самым разнообразным причинам, зачастую крайне странным и маловероятным. Но что самое главное в контексте тропа — проклятие изменяет любую информацию о том, что «лишний» когда-либо умирал. В том числе память людей. В том числе память самого «лишнего», который забывает собственную смерть и потому не осознаёт, что давно умер. В результате бедолага вполне может наравне со всеми искренне бояться загадочного «лишнего», не зная, что он сам и есть живой мертвец.

Видеоигры[править]

  • Жертвы вируса в серии игр Prototype — все без исключения. Серьёзно. Правда, сопереживать удаётся лишь единицам.
  • Atomic Heart — Ремшкаф Элеонора. Изначально была обычным ремшкафом, изготовляющем различные предметы. После того, как Виктор Петров, при попытке взять ее под контроль, испортил алгоритмы, стала не только одержима убийствами, но и приобрела нимфоманские наклонности. Про свои недостатки прекрасно знает, но поделать с этим ничего не может.
    • В принципе, сюда можно вписать вообще всех роботов. Машины, которые были созданы для помощи людям, стали палачами для множества людей после сбоя в сети «Коллектив». Впрочем, с учётом тёмной подоплёки в виде проекта "Атомное сердце", ввиду которой в роботов изначально был заложен боевой режим, это скорее субверсия.
  • Mortal Kombat: прежде всего это, конечно, Смоук, Сайрекс и Саб-Зиро. Все трое, против своей воли(в разных версиях таймлайна) были превращены в киборгов Сектором. И дальше у них уже не было выбора, кроме как следовать программе. В новом таймлайне в такой роли выступают положительные герои, убитые королевой Синдел и оживлённые как зомби колдуном Куан Чи. Сама Синдел, превращённая в сумасшедшую баньши тоже под троп подходит.
    • В 11-й части под названием Aftermath оказалось, что ничего подобного! Синдел была влюблена в Шао Кана и всю ту ересь, что она творила, она творила вполне осознанно и даже с удовольствием!
  • Chrono Trigger — Магус. Все свои злодеяния, в том числе убийство лучшего друга одного из героев и превращение его в лягушку, он творил с одной целью — накопить достаточно сил и уничтожить зло из иных миров Лавоса, чтобы спасти свою сестру. Впоследствии, его можно принять в свою партию или убить.
  • S.T.A.L.K.E.R. — Тремор в «Зове Припяти». «Никому не пожелаю испытать, что же это такое — гемоглобинозависимость…»
  • Tales of Berseria — таким ближе к концу игры стал Айфред, долгое время игравший в сюжете роль жертвенного льва и «мужика в беде». Конечно же, он и не был ангелом - как-никак, капитан самой прославленной пиратской команды - но Злу в лице Аббатства стал служить только после трансформации в демона и подавления воли. Дополнительная слезогонка - в финале его сюжетной линии. Лафицет ухитрился снять с Айфреда и демоническую форму, и подавление... а вот внутренности, которые капитану отбил Айзен, восстановить не смог.
  • Overwatch — Роковая Вдова когда-то была женой крутого агента Жерара Ла Круа, который был изрядной головной болью для злодеев из «Когтя». В результате жену Жерара, Амели Ла Круа похитили, нейронно модифицировали и превратили в спящего агента. Убив своего мужа, Амели окончательно стала агентом «Когтя», который в дальнейшем подвергался ещё большим модификациям (например, извечная бледность вызвана пониженным пульсом).Впрочем, есть намёки, что промывание мозгов оказалось не окончательным и бесчувственное оружие злодеев может вновь ощутить себя как Амели.
  • Mother 3 — Замаскированный / The Masked Man. Просто Замаскированный.
  • Diablo II — троица героев из первой части, после того, что им пришлось пережить, повредилась головой и стали играть на той стороне, против которой сражались. Ну и Тал-Раша ещё, да (а это уже и не он ни разу, это Баал, что случилось с душой Тал-Раши никто не знает). Ну тогда и Лия ещё из третьей части (тот же вариант, только ещё жёстче).

Настольные игры[править]

  • Ravenloft — Эзан Безумный, тёмный владыка домена Векор. Был эльфийским рейнджером, смелым, благородным и самоотверженным, но попал в плен к тёмному богу Иузу Старому, который подсадил Эзану в голову демона. Демон многие годы мучил Эзана и сводил с ума, однако Эзан находил в себе силы бороться с ним, пребегая к магии и духовным практикам. Наконец Эзан почувствовал, что вот-вот рехнётся окончательно, и удалился в хижину посреди леса, чтобы посвятить себя изучению разума и поискам исцеления. После чего окончательно впал в безумие и, экспериментируя, перешагнул моральный горизонт событий и был перенесён в Равенлофт. Большую часть времени Эзан не осознаёт что творит, а окружающий мир считает лишь плодом воображения. А в остальное время продолжает свои жуткие исследования.

Реальная жизнь[править]

  • Повариха Мэри Мэллон получила прозвище «Тифозная Мэри» — она была носительницей брюшного тифа и, сама оставаясь здоровой, заразила около полусотни человек, трое из которых умерли. С фитильком — сама Мэри была убеждена в том, что её просто преследуют и ложно обвиняют. Половина её жертв появилась из-за того, что она вопреки данной присяге снова пошла работать поваром.
  • У некоторых людей генетически заложена программа: от сильного гнева глаза «заплывают кровью», а здравый смысл отключается. Увы, воспитание и всевозможные механизмы сдерживания способны только отделить, попытается ли такой человек совершить своё первое убийство в восемь лет заточкой или в пятнадцать — скрипочкой. Кстати, обычно, когда такое состояние проходит, человек сам не помнит, что натворил, и может сильно сожалеть о содеянном.

См. также[править]