Зло воздающее

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Pay Evil Unto Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Покарать злодея соразмерно содеянному может только другое зло.
« В нашем городе раз и навсегда покончено с преступностью. Вчера последнего бандита зверски замочили какие-то маньяки... »
— Анекдот
« Фародин подумал о девочке, которую сожгли тогда на ладонях изображения божка. Десять детей каждый день! Что же это за город! Он не будет жалеть, если Искендрия падет. »
— Один из главных героев «Последнего эльфа» совершенно не жалеет о мраккультистах, которые попались под горячую руку антагонистов-храмовников

Наши герои — люди правильные и благородные. Они ежели и пинают сукиных сынов, то очень умеренно, чтоб не дай Бог не сломать пару ребер. Они считают, что у маньяка-педофила недопустимо конфисковывать орудие преступления — право же, что за средневековая дикость! Жизнь собачки не стоит жизни человека, даже если этот человек заживо ободрал с собачки шкуру на глазах у детей. Порой гуманизм героев кажется даже излишним. Да и служба иной раз не позволяет — ни агенту ФБР/ФСБ, ни простому работнику полиции не пристало идти в вигиланты. Наконец, благородный герой, со зверской ухмылкой режущий живьём на куски даже гада-садиста-извращенца, может как минимум вызывать вопросы, как максимум — перейти в глазах читателя из героев в антигерои. А то и в злодеи запишут.

Да, читатель жаждет крови подонков и возмездия, адекватного содеянному (или даже превосходящего содеянное), но зачастую не хочет, чтобы герой марал руки сомнительными методами или в чем-то уподоблялся злодеям. И тогда, чтобы разрешить это противоречие, суд и казнь берет на себя более масштабное Зло.

Это может быть Чудовище Чехова, которому просто хотелось жрать и как раз подвернулся гад.

Злодей, не лишенный моральных принципов. Соответственно, к его жертве подходит троп «Уволен из гестапо за жестокость».

Злодей, ранее использовавший мерзавца в своих целях: мавр сделал свое дело — мавр может уйти. Особенно если грубые и безобразные поступки мерзавца портят ему репутацию.

Злодей, в последнюю минуту решивший совершить поворот направо, но не успевший отказаться от прежних привычек.

Злодей, у которого к мерзавцу свои счеты.

Великолепный мерзавец, ненавидящий и презирающий зло мелкое и низменное.

Банальная самозащита со стороны крупного злодея, привычными для него методами. Ну не ту жертву выбрал мелкий злодей.

И попросту благородный маньяк.

Мерзавец ничуть не лучше, которому казнимый перешел дорогу; хрен конечно, редьки не слаще, но аудитория все равно подумает: «Ну хоть один получил по заслугам!»

Короче, это тот случай, когда СОРАЗМЕРНОЕ возмездие может осуществить только злодей, так как герой либо на подобное неспособен, либо адекватное возмездие наложит несмываемый отпечаток на его героическую репутацию, психику и моральный облик. Антигерои и вигиланты под троп не попадают.

Родственные тропы — Грязные дела делают злодеи (с одной стороны, не каждое грязное дело может быть сделано во имя справедливости, с другой, зло не обязательно персонифицировано); Не было бы счастья, да несчастье помогло — когда речь идет о в целом очень плохой ситуации, неожиданно принесшей наравне с плохими и явно положительные результаты; Жертва — козёл — любой случай, когда пострадавший не заслуживает жалости у зрителя за мерзкое поведение.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Монгольская сказка про Эрлик-хана, который помогает найти убийцу невиновного человека. А Эрлик-хан — это хозяин болезней, повелитель злых духов-шулмусов и божество смерти.
  • Христианство же! По популярной байке Сатана и его падшие коллеги терзают грешников в аду. Правда, пруфов на это никто не видел ни в Ветхом Завете, ни в Новом. Да и пруфы на то что падение Сатаны вообще имело место на проверку всегда оказываются фигурным квотингом. Реально же Библия приписывает Сатане вполне логичную роль защитника грешников, во время Апокалипсиса. Нет, не защитника в смысле адвоката, а защитника в том смысле что Зверь будет раздавать пинки священному воинству, которое и будет закидывать Землю всякой пакостью. Да, да, прям так и написано «И дано было ему вести войну со святыми и победить их» (Апок. 13:7). Однако образ таки устоялся. Спрашивается, зачем Сатане терзать исполнителей своей воли на земле? Возможно, он относится к злодеям, ненавидящим и презирающим зло мелкое и низменное. Атеисты ехидно замечают, что добрый Боженька обрекает людей на самые страшные и бесконечные муки, но сам рук марать не хочет, предоставляет это делать Дьяволу. Верующие на это возражают, что человек сам своими грехами ослабляет Божью защиту и предает себя Сатане, как человек пьющий и курящий подрывает свое здоровье и подвергается риску заболеть раком. В пользу этой теории свидетельствует и то, что после Страшного Суда уже сам Бог низвергнет грешников в озеро огненное (на это атеисты отмечают, что Сатана к тому времени уже будет находиться в том озере, так что придется Всевышнему выполнять сию грязную работу самому).

Театр[править]

  • «Маленький магазинчик ужасов» — мюзикл. Подробнее в разделе «Кино».
  • Ирина Васьковская, «И все спетые мною ноты прекрасны...» — пьеса об оперной певице Надежде Папаян. Убийца знаменитой сопрано встречает путника и рассказывает ему о совершённом преступлении. Путник — тоже околокриминальный элемент, но даже ему убийство Папаян кажется чересчур жестоким поступком, и в результате он убивает некстати проболтавшегося «товарища».

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» — Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, сын турецкоподданного. Антигерой-трикстер и зло воздающее по отношению к куда более противным бюрократам, хапугам и «бывшим людям».
  • А. К. Толстой, «Князь Серебряный» — попав в опалу, многие головорезы-опричники сами гибнут в царских застенках в ужасных муках.
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Воланд и присные старательно прикидываются сабжем. Однако связь деяний с воздаяниями у них, прямо скажем, весьма призрачная: то безобидному коррупционеру (в смысле, взяточнику и корыстолюбцу, но не губителю чужих судеб) Босому прилетит откровенно неадекватное возмездие (вдобавок за то, чего он не совершал), то, напротив, стукача Могарыча лишь слегка припугнут, а потом у него — ничуть не исправившегося! — карьера пойдёт в гору. Римский вообще ничем не провинился, кроме того, что подвернулся под руку вампиру-Варенухе, который в свою очередь до этого угодил в руки подчинённых Воланда без ведома их шефа («Это ещё кто?» «Какой-такой Римский?»). А разгадка одна: у Воланда, как у каноничного сотоны, синдром Бога во все поля, и он ничуть не стесняется его демонстрировать.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — когда Камильбек приговаривает полное чудовище Агабека к пожизненному заключению в подземной тюрьме, трудно не испытывать глубокое моральное удовлетворение. Тонкость ситуации в том, что бывшего тёмного судью-отморозка по-настоящему адекватно мог наказать только другой тёмный судья. И наказал. Сначала Агабек на собственной шкуре прочувствовал, каково быть обвиняемым на заведомо предвзятом судилище, а потом… «Были пинки, зуботычины; затем с высоты сорока ступеней Агабек покатился вниз, во мрак и смрад, в скрежет зубовный и вопли, и там остался навсегда, получив от судьбы как раз то, чего был уже давно достоин за всё зло, которое посеял в мире!»
  • Рассказы «Мост» и «Бабай» Михаила Парфенова — в обоих маньяки-педофилы становятся жертвами сверхъестественных страшилищ.
  • «Жесть» Александра Щёголева — дабы подставить ни в чем не повинного учителя и покрыть своего сыночка-убийцу, олигарх Ленский не остановится ни перед чем. Однако у него есть конкурент, который пытается спасти учителя (ясное дело, не ради справедливости, а ради компромата на давнего противника), и его головорезы жестоко убивают людей Ленского.
    • В фильме виновность учителя остается вполне вероятной. Конкурента Ленского там нет, неизвестно, являются Ленские злодеями, или нет.
  • «Отблески Этерны» — копиркин Де Сада, полное чудовище Айнсмеллер был выбран Альдо на роль козла отпущения и отдан на растерзание толпе.
  • Е. Гинзбург, «Крутой Маршрут» — под ежовый молох репрессий попадает и сам следователь Царевский, с энтузиазмом кошмаривший ГГ и компанию в первой части романа: как доносит до старых знакомиц вдова секретаря регионального ЦК ВКП(б), «оказался врагом народа и был расстрелян» (как, впрочем, и нарком Ежов, в итоге). Ах, да — это, вообще-то, мемуары автора…
  • Александр Подольский, рассказ «Свиньи» — суккуб убивает по Интернету стримера-насильника. Правда, похищенная им девочка-подросток так и осталась прикованной к кровати и станет жертвой другого подонка… Но зло-то воздающее, а не спасающее — иначе это было бы уже не зло.
  • Метавселенная Рудазова — лорд Бельзедор отыгрывает сабж целенаправленно. Истинному герою он непременно поддастся и позволит себя сразить, корыстному антигерою устроит анализы на педикулёз, но под настроение может и пощадить — а вот злодею остаётся либо униженно примкнуть к Властелину, либо очень некрасиво сдохнуть. «Творить зло — моя и только моя прерогатива. Мне не нужны конкуренты, БУА-ХХА-ХА-ХА-ХА!»
  • «Ирка Хортица» — местные черти по самой своей природе обязаны творить зло, иначе их утянет в Пекло. Большинство современных чертей относится к убыточным, которые просто пакостят кому попало, но существуют и так называемые справедливые черти, карающие исключительно мерзавцев и негодяев. По словам одного старого чёрта, их появление связано с «разлагающим влиянием человеческой морали».

На других языках[править]

  • Творчество маркиза де Сада же. Добродетель он критикует за беспомощность: положительные герои в его книгах в силах воздать в лучшем случае комару. А вот зло, в силу своей природы, пожирает само себя, — как через самоубийства наскучивших жить злодеев, так и через уничтожение меньшего зла большим.
    • Почему добро в его представлении никогда не обладает кулаками — остаётся тайной.
      • Философский обоснуй. Де Сад принадлежал к течению «деистов» — тем, кто считал, что добрый бог есть, но он отвернулся от этого мира (разочаровался в творении или обленился) и больше не помогает своим созданиям — людям. Правит только безжалостная природа (важно: не Сатана). А поскольку это так, куда нам, жалким смертным, противится воле всемогущих сил…
      • Литературно-логический обоснуй. Потому что будь добро хоть чуточку посмелее, оно бы в самом начале скинуло со своей шеи героев де Сада и события его произведения не случились! Не секрет, что после определенного предела унижения и насилия не только восстанет любая жертва — ужаснется сосед, который не захочет жить рядом с полным отморозком, от которого ничего хорошего не жди. Поэтому злодеи де Сада «камерные», живущие в особом мирке со своими авторскими законами.
      • Жирный намек: многие авторы, пишущие в сеттинге черно-черной морали, вынуждены специально делать всех своих добрых персонажей беспомощными, иначе сеттинг невозможен. Так что де Сад тут не один.
  • А. Конан Дойл, рассказ «Постоянный пациент» — отомстившие Блессингтону таки тоже преступники.
  • А. Кристи, «Десять негритят». Убийца, осознавая свои наклонности, стремился использовать их в «мирных целях», расправляясь только с избежавшими правосудия убийцами.
    • Касательно гибели Филиппа Ломбарда — даже педаль в пол. Массового убийцу («…вы обрекли на смерть двадцать человек из восточно-африканского племени…») застрелила Вера Клейторн, которая намеренно позволила утонуть ребёнку — а её, в свою очередь, подтолкнул к суициду зловещий судья Уоргрейв.
  • Разумеется, у Стивена Кинга.
    • «Оно» — именно Оно одного за другим пожирает юных подонков Патрика Хокстеттера, Виктора Крисса и Рыгало Хаггинса. И если Виктора с Рыгалой еще можно как-то пожалеть, то Патрик, задушивший грудного брата подушкой и жестоко убивавший животных, получил по заслугам. Судя по опросу стариков, Пеннивайз в двадцатые также принял участие в расправе над бандой. Впрочем, не в одно лицо — по бандитам отстрелялось чуть ли не всё взрослое мужское население Дерри. Старики вспоминали, что среди стрелявших был и клоун. Правда, мнения насчёт вооружения — «дробовик, или винтовка?» — были диаметрально разными.
    • «Роза Марена» — чудовищная Роза Марена зверски расправляется с мужем героини, оборотнем в погонах Норманом Дэниельсом.
    • «Противостояние» — посланные Рэнди Флэггом волки разделались с отморозком по кличке Малыш.
    • Рассказ «Деда» — дедуля-вампир расправляется с трусливым похитителем детей.
    • «Рита Хэйворт и побег из Шоушенка» — Энди ухитряется помочь садисту-охраннику, и тот с товарищами калечит типов, «опускавших» Энди.
    • Цикл «Тёмная Башня» — Мордред сжирает Флэгга, Червоточина сжирает людей Фарсона, безумный поезд Блейн Моно истребляет отморозков из Луда, омароподобные твари сжирают бандита Джека Андолини.
      • Но там герои и сами горазды сукиных сынов пинать.
    • «История Лизи» — героиня заманила маньяка к чудовищу по прозвищу Длинный Мальчик.
    • «Кристина» — большинство жертв красного «Плимута Фьюири» были теми ещё мерзавцами.
  • Сенобиты в повести Клайва Баркера «Восставший из Ада» — забирают в Ад злодея Фрэнка вместе с его любовницей и подельницей Джулией.
  • Дэн Симмонс, «Террор» — медведеподобный монстр-людоед Туунбак в конце концов убивает злодея матроса Хикки.
  • «Ночная жизнь» Стивена Джорджа (на русском выходила под псевдонимом Джек Эллис) — одинокий вампир тщетно ищет хоть одного своего собрата и обращает внимание на серию убийств, похожих на убийства вампира. Но вместо родственной души находит лишь изобретательного маньяка и от досады пожирает его.
  • «Впусти меня» Юна Айвиде Линдквиста — вампиреныш Эли растерзывает мучителей своего друга Оскара.
  • «Вампиррова победа» Саймона Кларка — вампиры расправляются с подростками, издевавшимися над безобидным пареньком-дауном. А самого паренька не трогают — не от того, что у них есть стандарты, а от того, что побрезговали.
  • Рассказ «Реанимация» Эдварда Ли — работник босса мафии, наживающегося на детском порно, после перестрелки с полицией, где он убил нескольких полицейских и стал инвалидом, рассчитывал, что с комфортом устроится в тюряге. Как бы не так! Он попал в руки конкурента своего босса, который принципиально не производил порнуху с детьми… только с инвалидами!
    • Ли любит этот троп. В романе «Семейная традиция» рацион братьев Хотчкисов состоит из дураков, убийц и омерзительных типов. В рассказе «Шипе» культисты Шипе-Тотека приносят в жертву другого представителя мафии, который перевозил детское порно и убил двух человек.
  • Астрид Линдгрен, «Братья Львиное Сердце» — тирана Тенгиля пожирает его же драконша Катла. А сама гибнет в схватке со змеем Кармом (змей погиб тоже).
  • Ричард Лаймон любит сей троп не меньше Кинга.
    • «Подвал» — монстры сжирают маньяка-педофила Роя.
    • «Ночь в тоскливом октябре» — другого маньяка сжирают бомжи.
    • «Ночь без конца» — опасаясь расправы от своих дружков, член банды садистов-убийц расправляется с ними первым.
  • «Ганнибал» Томаса Харриса — кабы не маньяк-людоед Ганнибал Лектер, богатей Мэйсон Вёрджер так и продолжал бы насиловать детей-сирот, откупаясь от полиции. Ганнибал же заставил его срезать собственное лицо и скормить собакам, после чего сломал Вёрджеру шею, превратив в уродливого беспомощного инвалида. Какой из героев способен так эффектно пинать сукиных сынов?
  • «Странный старик» Говарда Лавкрафта — нехорошо грабить стариков, даже если они и водятся с нечистой силой. Опять же, можно погибнуть страшной смертью, как герои этого рассказа.
    • Его же «Пёс» — адское создание карает двух некрофилов-декадентов.
  • «Игрушка для Джульетты» Роберта Блоха. Главная героиня рассказа, живущая в далёком будущем, развлекается тем, что пытает людей из прошлого, которых для неё похищает любимый дедушка. Однажды он привозит ей безобидного и милого на вид человека викторианской эпохи, который оказывается Джеком Потрошителем.
  • «Абсолютное оружие» Роберта Шекли — неудавшегося «правителя всего мира» жрёт абсолютное марсианское оружие — плотоядное говорящее облако с глазами и ртом. А до этого он сам пристреливает другого придурковатого кандидата в диктаторы.
  • Алан Кэмпбэлл «Ночь шрамов» — против ангела бездны Урсиса внезапно выступает ангел-вампирша Карниваль, терроризирующая весь город.
  • «Monstrumologist» Рика Янси — Джон Кернс сворачивает шею гнусному директору сумасшедшего дома, обрекавшему своих беззащитных пациентов на мучительную смерть.
  • Роберт Говард «Черная Гончая Ада» — у этого существа есть все причины отомстить. И даже заслуженно.
  • «Рэдволл» — огромный змей Асмодеус сожрал злобного крыса Рваноуха. Впрочем, он и вполне положительными героями не брезговал.
  • «Эльфийский цикл» Хеннена — см. эпиграф. Рыцари Тьюреда нетерпимы к детям альвов, огнем и мечом насаждают свою веру язычникам… Да, отнюдь не все язычники такие, как благородные варвары Фьордландии и Друсны.
  • «Хроники Края» — в трилогии о Квинте, довольно неприятный Хакс Востилликс был отравлен маленьким гаденышем Вилниксом Подлиниусом. А в трилогии о Плуте, гоблины и шрайки были сожраны скалистыми демонами.
  • «Гарри Поттер» — Параллельно с тропом Оздоровительная порка. Дадли начал исправляться лишь после встречи с дементорами.
  • Плоский мир Терри Пратчетта. Констебль Ангва, пригласив в бар для нечисти и нежити гномиху Шельму Задранец, упомянула, что пару воров, обнесших квартиру слепой старушки, нашли выпитыми досуха. Так что и нежить порой приносит пользу.
  • Э. Рейнольдс, «Тёмный Апостол» — Педаль в центр Галактики: сперва коррумпированное правительство планеты доигрывается до Экстерминатуса. Спасая зады (и бросая подданных на верную смерть), принимают предложение о тайной эвакуации от торговца ИКоря Бакарова (без ошибки). Тот, недолго думая, оптом продаёт беглецов тёмным эльдарам. Те же, убедившись, что поставок больше не будет, в нужный момент хватают в плен и самого Бакарова со товарищи. А чуть позже прихватывают вышеупомянутого Тёмного Апостола Хаоса Мардука, который таки натравливает на ушастых (с очень печальным исходом для последних) ораву демонеток, а освобождённых Бакарова и выживших аристократов отвозит на свой мир… в качестве рабов.
  • «Застава» Пола Уилсона — древний монстр Расалом уничтожает эсэсовцев, занявших его замок. Мало того, в планы чудища входило добраться и до самого Гитлера — правда, Расалом сам рассчитывал захватить власть над миром.

Кино[править]

  • Троп часто встречается во франшизе «Байки из склепа». Зачастую, как составляющая тропа Твист хозяина склепа.
    • «Байки из склепа» (1972) — в первой новелле психопат в костюме Санта-Клауса стал воздающим злом для Джоан Клейтон, которая убила своего мужа ради страховки.
    • «Склеп ужаса» (1973) — дважды.
      • В конце первой новеллы мерзавец Гарольд, который, глазом не моргнув, убил ради денег двух человек, попал в вампирский ресторанчик в качестве главного блюда.
      • А в финале четвёртой аферист Майтланд, вынашивавший план убийства своего подельника, погиб от руки лопаты жадного до денег могильщика. Конечно, нечистый на руку жирдяй-гробокопатель, это не так страшно, как кагал вампиров, держащий в страхе целый город, но он тоже определённо является злом и убить может ничуть не хуже.
    • «Байки из склепа: Рыцарь-Дьявол» (в других переводах «Демон ночи») (1995) — предатель и заноза в заднице Роуч гибнет в когтях демонов сразу после предательства.
  • «Ночной летун» по рассказу Стивена Кинга — только вампир смог достойно покарать беспринципного журналиста жёлтой газетёнки «Взгляд изнутри» (в рассказе журналист дешево отделался).
  • «Калейдоскоп ужасов» — именно этим занимается мистер Крип. А в новелле «Ящик» жену-мегеру сжирает монстр.
  • «Царь» Павла Лунгина — доносчика по велению царя Ивана распинают на кресте. Но тех, кого он сдал, все равно подвергают мучительной казни.
  • «Ганнибал» — экранизация.
  • Две экранизации «Впусти меня».
  • «Восставший из Ада» 1 и 2.
  • «Зловещая луна» — незадачливый вымогатель ночью прокрался во двор семьи, которую хотел развести на деньги, чтобы изрубить на куски их собаку (а может, он хотел убить и семью). Однако вокруг дома как раз бродил голодный оборотень…
  • Трилогия «Реаниматор» — жертвами Герберта Уэста в разное время стали беспринципный доктор-шантажист Карл Хилл, забивший насмерть свою жену следователь Лесли Чэпмен и начальник тюрьмы Брандо, садист и извращенец.
  • «Дантист» Брайана Юзны — в лапы к спятившему дантисту Файнстоуну попадает отвратительный чиновник, явно питающий влечение к малолетним девочкам.
  • «Спящий лагерь» — первой же жертвой убийцы становится отвратительный повар-педофил.
  • «Сайлент Хилл» — общину сумасшедших убийц-сектантов уничтожает, кажется, сам Сатана. Ну или как минимум его полномочный представитель.
  • «Гремлины» же! Пополам с Не было бы счастья, да несчастье помогло. Богачка миссис Дигл — та ещё старая сука, способная под Рождество вышвырнуть из дома семью с маленькими детьми, окатить водой рождественских певцов на морозе и жестоко убить симпатичного собакена. И кто избавил добрых жителей городка Кингстон-Фоллз от этой злобной мегеры? Они, гремлины! Притом, что их жертвами стали и ни в чем не повинные люди.
  • «Конго»: гориллы-мутанты, выведенные воинами царя Соломона для охраны города Зиндж — та ещё зараза. Венгерский аферист Хомолка — тоже зараза. Зараза заразу… вернее, гориллы Хомолку сожрали… (Видать, сильная была мутация: ИРЛ гориллы — веганы).
  • «Маленький магазинчик ужасов» 1986 года — именно цветок-людоед уговаривает Сеймура скормить ему парня Одри — Орина Скривелло, домашнего тирана и садиста, который, о ужас, ещё и работает зубным врачом! А когда узнавший о гибели Орина владелец магазинчика мистер Мушник начинает шантажировать Сеймура, зловещий цветок сжирает и его.
    • А в оригинальном фильме Роджера Кормана цветок выручил самого Мушника, сожрав проникшего в магазинчик грабителя с пистолетом.
  • «Пила»: почти все жертвы Джона Крамера и его подручных — преступники разного масштаба. Другое дело, что наказания для них зачастую несоразмерны их преступлениям.
  • «Догвилль» Ларса фон Триера — в финале гангстеры (во главе с отцом главгероини) убивают всех жителей городка, не щадя даже детей. Учитывая, что все без исключения горожане вытворяли с Грейс, данное возмездие не выглядит неадекватным.
  • «Все умрут, а я останусь». Жанна использовала мать как хотела, предала Катю ради дискотеки и ещё подбила на этот поступок Вику. Но на дискотеке она познакомилась с группой быдловатых десятиклассниц, которые опоили её и выставили посмешищем на всю школу.
  • Экранизация «Зла под солнцем» Агаты Кристи: пополам с Жертва — козёл. Арлена Стюарт тиранила падчерицу-подростка (на этом фоне весьма сомнительный моральный облик уже можно не учитывать), ну, и до кучи украла и подменила ценный бриллиант. Однако по ходу событий её настигает возмездие в лице преступной парочки Редфернов — Патрика и Кристины. Впрочем, Воздающий действовал из сугубо практических побуждений, будучи её подельником в краже камушка.
  • «Особняк с привидениями» — в конце фильма демон из Ада разгоняет духов, прислуживающих злобному дворецкому Рамсли, а его самого утаскивает в преисподнюю.
  • «Тринадцать друзей Оушена» — Терри Бенедикт, которого два фильма назад Оушен и команда грабили, профинансировал их операцию по разорению казино Бэнкса. Субверсия: здесь имеет место чёрно-серая мораль, где роль «чёрного» выполняет Бэнкс, в то время как Бенедикт имеет лишь немногим более «тёмный оттенок серого», чем грабители.
  • «Тор: Рагнарек» — кровожадная сестра Тора Хела сгорает в этом самом Рагнареке, устроенном огненным демоном Суртуром. Впрочем, тут скорее Сожрите друг друга.
  • «Призрачный гонщик» — Джонни Блейз в облике гонщика наказывает злобных преступников карающим взором, лишая их души. Даже по словам самого Люцифера, это в разы хуже, чем простое пребывание в аду.
  • «Миссия „Серенити“» — финальная космическая битва Альянса с Пожирателями, начавшаяся с легкой руки главных героев. Власти в этом сеттинге всегда смотрели сквозь пальцы на нишету, преступность и постоянные нападения Пожирателей на окраинные миры. Пожирателей, тоже они сотворили. Субверсия т. к. Альянс все же победил.
  • «Мушкетёры двадцать лет спустя» — «Паук ужалил паука».
  • «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» — злом воздающим является заглавный герой по отношению к судье Тёрпину и его помощнику приставу Бамфорду.
    • То же касается оригинального мюзикла (экранизацией которого и является фильм Бёртона) и рок-оперы от группы «Король и шут» (в нашей опере судья безымянен, а пристава нет вообще, но не суть важно).

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» — сначала Воробьи воздали Серсее, а потом получили в прямом смысле зажигательную ответку. Каковой не пережили.
  • «Бандитский Петербург»-5 — группа мажоров насилует малолетнюю дочь бандита Саши-Солдата. Опер Зверев, понимая, что дело «спустят на тормозах», сообщает об этом Саше-Солдату, после чего насильников находят в подвале повешенными на собачьих поводках с табличками «простите меня, люди» на груди.
  • «Бандитский Петербург»-6 — много кто пытался прикончить могущественного криминального авторитета «Антибиотика». Но в итоге это делает ещё более влиятельный злодей — банкир Наумов, которому Виктор Палыч необдуманно перешёл дорогу.
  • «Глухарь» — в роли зла воздающего периодически выступает плохой мент, коррупционер, оборотень в погонах и просто обаятельный отморозок подполковник Карпов. Во втором сезоне, точнее, в финальных сериях, таковым становится и Глухарёв, убивающий нового начальника следствия Морозова.
  • В «Байках из склепа» обожают этот троп. Например, в новелле «Весь дом уснул» подлая мужеубийца становится жертвой маньяка в костюме Санта-Клауса[1].
  • «Американская история ужасов» — вломившиеся в дом убийцы становятся жертвами местных призраков.
  • С очень большим фитильком — «Декстер».
  • «В поле зрения» — Элайас, просто Элайас.
  • В сериале «Прокурорская проверка» тоже любят этот троп. Например, в одной из серий алкоголика, избивавшего мать и сестру, случайно сбили на машине два пьяных служителя порядка. В другой серии состарившаяся скверная мамочка, много лет назад позволившая своему очередному хахалю изнасиловать свою дочь, стала жертвой маньяка. А ещё в одной серии адский папаша попадает в руки банды вымогателей. Правда, воздающему злу в финале воздаёт уже добро в лице прокуроров.
  • «Мачеха. Взрослые игры» — Когда альфа-сука Барби окончила школу и поступила в «МГИМО», то стала жертвой вечных подлянок со стороны другой альфа-суки — Светки.
  • «Сверхъестественное» — Ровена и Кроули, Люцифер и Кроули, Ровена и Люцифер — по отношению друг к другу побыли и злом воздающим, и жертвой этого зла.
  • «Суд присяжных. Окончательный вердикт». В одной из серий мать-алкоголичка была убита своим таким же пьющим сожителем, а её сын был усыновлён овдовевшей мачехой, которую изначально и обвиняли в преступлении. В другой серии альфа-сука и её кавалер, распространявшие среди соучеников наркотики и своей травлей доведшие до самоубийства одноклассницу девушки, приняли жестокую смерть от рук своего наркодилера. И таких примеров немало. Опять же, во всех случаях воздающему злу в финале воздаёт уже добро в лице адвокатов и их помощников, а также сотрудничающих с ними следователей и прокуроров.
  • «Хэппи» — под эту категорию в некоторых случаях подпадают Смузи и мистер Блю. Назойливые Свидетели Иеговы и участники тошнотворного реалити-шоу, на фоне которого наш родной «Дом-2» смотрится как высокодуховное и наполненное глубоким смыслом зрелище — это определённо не те, кому будут сочувствовать зрители.
  • «Менталист» — маньяк из Сан-Хоакино убивает девушек и весьма тщеславен. Разгадав личность маньяка, Джейн вызывает его на телешоу, где хитростью заставляет назвать Кровавого Джона «дилетантом». Для маньяка результат оказался печальным.
  • «Засланец из космоса» — Пришелец убил настоящего Гарри Вандершпигеля, отравившего инсулин Сэма Ходжеса.

Мультфильмы[править]

  • Старуха Шапокляк пару раз выступала в роли такого вот Зла Наказующего.
  • Tom and Jerry: Old Rockin' Chair Tom. Кот Том — зло? Не то чтобы очень добро: хам, садист, коррупционер, разгильдяй (всё это густо показано в других выпусках). А мышонок Джерри тоже не такая уж и няша: вор, домашний вредитель, а порой в нём просыпается жестокость. Но вот в доме поселился немыслимо наглый кот Молниеносный — такой коррупционер, что куда там Тому, и такой подлец, что куда там Джерри. Тома он необычайно изобретательно подставляет, а от Джерри «героически» защищает дом. Тут закадычные враги — Том и Джерри — объединили усилия и так воздали Молниеносному, что он надолго запомнил… (Когда он, после большой паузы, появляется в других выпусках — там он уже посмирнее.)
  • «За закрытыми дверями» — папаша главного героя, пьяница и домашний тиран, был загрызен монстром, сидевшим в шкафу сына. Пополам с тропом Чудовище Чехова.
  • «Мадагаскар 2» — Макунга был избит Наной и этим не только лишился статуса вожака, но и стал посмешищем. С прикрученным фитильком: нападение специально спровоцировал Алекс.
  • «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф» — Жестокий Гатт стал пищей сирен.
  • Король Лев же! Гиены убивают Шрама в конце мультфильма, за то, что он их подставил.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда о Корре»: в третьем сезоне королева Нации Земли творит скверные дела — её тайная полиция похищает всех новоявленных мастеров воздуха и заставляет их служить королеве. Корра отбила своего спутника, похищенного вместе с другими, а заодно освободила пленных мастеров воздуха… но наказывать королеву ей не с руки: Аватар смещает монархов только в самых крайних случаях. Так что же, королева останется безнаказанной? Нет, на сцену выходит главный антагонист сезона Захир, убеждённый анархист, который убивает королеву, поскольку очень не любит правителей-тиранов и планирует уничтожить их всех.
  • «Приключения гадкого утёнка» — В новогоднем двухсерийном эпизоде Страхус и Гнус, заключив временный союз с Фео и Нико, стали воздающим злом для Аполло и Плова.
  • Гриффины — с фитильком. Мэг, после отсидки отомстила всем, кто над ней издевался.

Веб-комиксы[править]

  • Юмористические спанкинг-фетиш-комиксы от Gesperax
    • Цикл про невезучую немку Белинду Крюгер — с прикрученным фитильком: Заклятая врагиня протагонистки — Молли выведена в образе типичной булли, но в первую их встречу с Белиндой она выпорола немку вполне заслуженно.
    • Его спин-офф «Modern she-werewolf troubles», в котором многострадальная Белинда стала вервольфицей (что, впрочем, никак не сказалось на регулярности получения ею порки) — в выпуске «Под одной крышей» вампирша прямо озвучила, что не считает охоту на простых смертных чем-то плохим. Просто не надо охотиться на собственных соседей. Проговорила она это, пока больно шлепала Белинду за попытку поохотиться на этих самых соседей.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Death Note — именно в этом причина, по которой у Киры находятся верные сторонники, хоть он и самовлюбленный социопат с комплексом бога. К примеру, убийцы родителей Мисы до того, как он взялся за дело, заслуженного наказания не понесли.
  • Fate/Stay Night — положительным героям вечно недостает решимости добить побежденного Синдзи. Даже Лансер, сорвавший ему попытку изнасилования и убивший своего Мастера Кирэя Котоминэ, его только пугает. Первый сценарий под троп не подходит, потому что Илиясфиль — антигероиня; во втором Синдзи получает невероятно жестокую оздоровительную порку от Гильгамеша, а в третьем — убит Темной Сакурой.
    • В том же третьем сценарии сам Кирэй становится таким для Зокена — вконец чудовищного урода, даже по меркам самого Котоминэ. А добивает старого червя уже его любящая внучка — Тёмная Сакура.
  • Берсерк, точнее арка «Осуждение». Инквизитор Мозгус хоть и является жестоким храмовником, но не лишен положительных черт, его противники же, еретики, вообще полные чудовища, остальные жители аббатства тоже те ещё мерзавцы. В финале арки они все в конце концов оказываются съедены чудовищами во время перерождения Гриффита. Тем не менее, наиболее положительные из героев выживают.
    • В конце следующей арки Гриффит уничтожает Ганишку, еще БОЛЬШЕЕ чудовище, чем он сам. Прежде всего, ради имиджа.
    • Еще одно ПЧ, Вьяльда, устранил Зодд. Ибо нефиг на Темных мессий покушаться.
  • Хроники Эвиллиоса — Немезида Судо расправилась с собственной матерью, которая и вырастила из неё безумного убийцу и монстра.
    • Да не растила Ма из Немезиды монстра! Она вообще не участвовала в её воспитании! Хотя она действительно получила по заслугам.
  • В Black Lagoon троп встречается с завидной периодичностью:
    • В первой арке Датч и команда уничтожают наемников, которые, судя по диалогам их командира, были теми еще отморозками.
    • Балалайка взрывает Чина за то, что он ее кинул на деньги и, до кучи, подставил главных героев под местных пиратов.
    • Датч и Реви вырезают корабль полный неонацистов.
    • Балалайка убивает близнецов. Впрочем, тут не все так однозначно — они были просто детьми с изуродованной психикой, не способными жить по-другому.
      • До того эти детишки-маньяки порешили тех, кто их до жизни такой довёл.
    • Гиндзи отрубает руки Чаке, затем топит его в бассейне. Учитывая, каким тупым гопником был Чака, это смотрится справедливым.
  • Overlord: автор обожает этот троп, пополам с пинанием сукиных детей. Хотя Себас и Хамске едва ли злодеи (ну максимум по должности).
    • Солдаты Теократии Слейн, которые замаскировались под рыцарей бахарутской империи и в таком виде разоряли деревни королевства Ре-Естиз, нарвались на Аинза и Альбедо.
    • Поехавшую маньячку Клементину главгерой с особым цинизмом заставил выплюнуть свои внутренние органы. Её приятеля Каджита — с не меньшим цинизмом испепелила Наберал.
    • Мелкий бандюган Зак был сожран Солюшн, а всех его подельников растерзали Шалти и её ручные вампирши.
    • Первый пункт плана «Геенна» полностью состоял из уничтожения бандитов «Восьми пальцев» и «переисправления» их авторитетов. В уничтожении бандюков эпичней всего отметился Себастьян (который чуть раньше этих событий успел навести среди криминальных элементов шухеру).
    • Эруя, полное чудовище, насильник, самоуверенный мерзавчик и рабовладелец, был убит гигантским хомяком, оторвавшим ему руки ударом хвоста, и оплёван собственными рабынями.
  • Date A LiveКуруми Токисаки жестоко покарала группу живодёров, желавших убить котёнка. Все логично: раз покушаешься на чужую жизнь, должен и сам готов поставить свою шкуру.
  • Fullmetal Alchemist:
  • Monster — главный антагонист Йохан Либерт поубивал много нехороших людей, начиная от просто козлов, заканчивая настоящими ублюдками. И многие из них бы стали кармическими Гудини, если бы его не встретили.
  • Monogatari Series — Оги Ошино, виновная как минимум в перерождении Сэнгоку Надеко в яндере-богиню, покарала Кайки Дейшу за все его прошлые злодеяния и аферы, пусть и чужими руками, на что Арараги никак пойти не мог.
  • Маг-целитель: новый старт — Кэяру

Видеоигры[править]

  • Агент 47!
  • Condemned: Criminal Origins: немалую роль в сюжете играет так называемый серийный убийца X, убивающий других маньяков их же методами. ГГ, попутно расследующий это дело, с ужасом замечает: до какой, мол, степени опустился мир, если приходится защищать маньяков от других маньяков!
  • Starcraft II: Nova Covert Ops. В роли воздающего зла здесь выступают Тал’даримы, желающие смерти «Защитникам Человечества» и всем, кто за ними стоит. Субверсия — эти отмороженные красноглазые протоссы настолько непривередливы в том, кого вырезать на пути к цели, что ещё непонятно, какая из этих злодейских групп хуже.
  • Corpse Party — очередной жертвой зомби (в которого мутировал учитель Ёшикази) становится школьник-психопат Юйа Кизами, чуть не убивший Юку.
  • Outlast — Крис Уокер был пропущен Волрайдером через вентиляционную решетку и тем самым порезан на куски.
  • Skyrim — даэдрический лорд Хермеус Мора выступает воздающим злом для своего приспешника Мирака — бывшего драконьего жреца, драконорождённого и предателя по жизни. А вот коллега Мирака — драконий жрец, который победил Мирака при жизни и изгнал его в Обливион злом воздающим не является — при жизни его считали порядочным, честным и справедливым человеком. Даже странно, учитывая характеры остальных жрецов.
    • Сам Довакин если вступит в Тёмное Братство, Гильдию Воров, а также станет приверженцем культов Лордов Даэдра (Боэтии, Мефалы, Намиры, Молаг-Баала в особенности) или даже вампиром клана Волкихар окажется злом воздающим для многих негодяев Скайрима и Тамриэля.
    • А ещё можно убить Партурнакса по квесту Клинков за его якобы совершённые преступления против людей и троллить фанатов мудрого дракона (а таких среди игроков подавляющее большинство) на форумах и реале. «Я — зло воздающее!!! Му-ха-ха!!!».
  • Undertale — игрок, когда убивает Флауи во время Геноцида. Чара, когда убивает игрока.
  • Игры серии GTA — протагонисты, сами закоснелые преступники, наказывают и тех, кто сам грешен перед законом, но уходил от ответственности. Пример — Фрэнк Тенпенни, который не был бы осуждён, так как суд не поступил бы вопреки закону, вынося обвинительный приговор при недостатке улик, но Си-Джей свёл с оборотнем в погонах счёты.
  • Maneater. С фитильком, но тем не менее. Акула под нашим чутким управлением в большом количестве жрёт людей — среди которых очень много рыбаков-браконьеров, засоряющих океан мусором и других мелкозлобных (хотя в массе способных принести огромный ущерб) типов. Об экологии тоже надо думать.
  • Dragon's Dogma — с главой мраккультистов и полным чудовищем Элизионом расправляется лично сам Дракон (объект поклонения культа, между прочим). Просто потому, что Дракона вкрай задолбало слушать разглагольствования этого высокомерного фанатика.
  • Dead Rising 3: генерал Хэмлок сбрасывает Мэриан Маллон, виновницу зомби-апокалипсисов в этой игре и её приквеле, с крыши многоэтажного дома.

Реальная жизнь[править]

  • Среди трёх жертв советского серийного убийцы и грабителя Юрия Криницына (известного тем, что вымогал деньги у композитора Раймонда Паулса, угрожая убийством) был и некто Меккерс, на тот момент частный таксист-нелегал, а в прошлом… немецкий шпион.
  • Именно сабжем воспринимаются подавляющем большинством народа знаменитые приморские партизаны.
  • В глазах простых людей в сабж, а то и в полноценных народных героев нередко превращаются, мягко говоря, весьма сомнительные с моральной и юридической точки зрения личности, если от их руки умерли еще более ненавистные этим самым простым людям высокопоставленные представители власти.

Примечания[править]

  1. Да, прямо как в одноимённом фильме, упомянутом в разделе «Кино». Просто это две разные экранизации одного и того же комикса.