Знают именно за это/Реальная жизнь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «Знают именно за это». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

Общие явления[править]

  • Про жителей многих стран мира есть некие общеизвестные стереотипы. В этой викии они даже отражены в названиях статей про эти страны. Подробнее смотрите здесь.
    • Анекдоты этим живут и дышат. В русском фольклоре, чукча — недалёкий и глупый человек (хотя и не всегда, иногда Чукча оказывается адекватнее неприспособленного к жизни в тундре Геолога), а все евреи и украинцы — хитрые и жадные. В фольклоре других стран есть свои аналоги определённых типажей, за подробностями в «Википедию».
  • Есть стереотип, что между фанатами Звёздные войны и Star Trek уже давно идёт непримиримая вражда, и поэтому, дескать, лучше не говорить трекки про «Звёздные войны», а ЗВшникам — про «Звёздный путь». Следует полагать, этот стереотип возник не без оснований. Однако на самом деле многие представители обоих фэндомов уважают соседнюю франшизу или даже любят.
  • «Ролевики? А, это те, которые с деревянными мечами бегают!» И плевать как на то, что РИ, как правило, не сводятся к боёвке, так и на то, что деревянный меч уже вряд ли где встретишь — все давно перешли на текстолит/дюраль. Не говоря уж о «техногенных» играх, где мечей вообще нет, а есть NERF-бластеры, а то и полноценные страйкбольные привода.
    • Вариант: «Ролевики? А, это те, кто по Толкину играет!». Массовое ролевое движение в нашей стране действительно началось с «Хоббитских игрищ», но почти сразу же появились игры и по другим сеттингам.
    • А кое-кто, наоборот, толкинистов знает именно за то, что они играют в ролевые игры. На самом деле, конечно, они занимаются не только этим (а иные из них и вовсе не играют).
    • Бегавшие с деревянными мечами «Завязавшие» ещё в 90-х Гимли и Леголасы, воспринимают современную тусовку примерно так: «Ролевики? А, это Назгулы, орки, тёмные эльфы (а что, ещё какие-то бывают?) и рыдающие над ирисами мраккультисты, для которых встать на светлую сторону это несмываемый позор? Да, слышали.»
    • Реконструкторы? Аааа, в них идут недобитые нацисты и монархисты, чтобы невозбранно наряжаться в форму своих кумиров. Там, где преобладает негативное отношение к СССР, вспоминают и про коммунистов.
      • ИСБ? Это которые в титановых доспехах не по источникам и шутят про свиней? А приехав на игру к ролевикам, не считают хитов и дубасят со всей дури, пока противник не «сел, сука, сел!»?
        • И старый локальный мем реконструкторов «Отстоим космопорт!»

Спорт[править]

Футбол[править]

Самый массовый вид спорта, все знают его правила хоть в общих чертах. А ещё в важных матчах бывает дополнительное время и пенальти, из-за которых народ пьёт пиво чуть подольше.

  • Диего Армандо Марадона забил гол рукой и свалил вину на Господа.
  • Лучший футболист в истории — бразилец Пеле, который продаёт плохой кофе. Но Марадона с этим не согласен.
    • Пеле забил тысячу голов. Причём тысячный — с голимого пенальти.
  • Бразильцы могут забить, сколько захотят. И вообще они самые крутые, потому что любят красивую игру, и потому что у них в футбол играют абсолютно все.
  • А выигрывают всегда немцы, потому что самые сыгранные и методичные. Гарри Линекер не даст сорвать.
  • А лучшим вратарём в истории стал простой советский заводской рабочий Лёва Яшин. Он курил аки паровоз.
  • Ещё из «Мимино» помнят фамилию Иштоян. Что это футболист, за какой клуб он играл и чем знаменит — знают немногие.
  • А благодаря монологам Романа Карцева (за авторством Михаила Жванецкого) помнят легенду одесского «Черноморца» Котю Фурса.
  • Тофик Бахрамов засчитал непонятный мяч, за что любим англичанами.
  • Сильных голландских футболистов принято называть летучими.
    • Так ведь и летают — Робин ван Перси, например.
    • А вот Денниса Бергкампа знают именно как «нелетучего голландца» — аэрофобия у человека, что поделать. На выездные матчи ему приходилось добираться поездом или автобусом, что изрядно выматывало футболиста и доставляло головной боли тренеру. Но оно того стоило — всё-таки один из лучших оттянутых форвардов в своей эпохе.
    • Амстердамский «Аякс» традиционно являлся «кузницей кадров» для европейских топ-команд.
  • Зинедин Зидан унизил бразильцев, забив два мяча головой. А ещё он прямо на поле забодал итальянца, который оскорбил его сестру. Горячий алжирский парень!
  • Парагвайский вратарь Хосе Луис Чилаверт не только успешно защищал свои ворота, но и регулярно поражал чужие. А ещё он отличался активной гражданской позицией и очень не любил бразильцев.
    • Среди вратарей-бомбардиров не менее известны бразильский рекордсмен Рожерио Сени — единственный, кто забил более 100 голов за клуб (точнее 131 за ФК «Сан-Паулу»), и колумбиец Рене Игита за удар скорпиона
  • Другой вратарь — Петр Чех, легендарный игрок лондонского «Челси» и практически его символ на протяжении десятка лет. Носит защитный шлем из-за тяжёлой травмы головы.
  • Луис Альберто Суарес — играл за «Барсу», укусил Кьеллини на ЧМ-2014. До Джорджо Кьеллини кусал также Оттмана Баккала и Бранислава Ивановича.
  • Сергей Перхун — умер в больнице из-за травмы, полученной во время игры(столкнулся в воздухе головой с игроком другой команды при игре на выходе). Кто-то ещё что-то о нём помнит?
    • Многие молдавские болельщики уверены, что Сергей был их соотечественником. Вообще-то Перхун украинец, просто до перехода в ЦСКА выступал в молдавском первенстве.
  • Андрес Эскобар — игрок сборной Колумбии, на чемпионате мира 1994 забил гол в свои ворота, за что был застрелен спустя 10 дней в баре на родине.
  • Английские клубы из Ливерпуля и Манчестера умеют выигрывать безнадёжные матчи, зачастую в последний момент.
    • Конкретно финал Лиги Чемпионов 1999 года (когда «Манчестер Юнайтед», проигрывая 0:1 после 89 минут игры, забил два мяча за пару минут и вырвал победу у «Баварии») вспоминают все кому не лень. Отечественные футбольные телекомментаторы — в КАЖДОМ матче, когда одна из команд ведёт с небольшим перевесом.
    • Ещё один финал Лиги Чемпионов — 2005 год, Стамбул. "Играющий «Милан» против сражающегося «Ливерпуля» (с) В. Н. Маслаченко. Безвольно получив три банки в первом тайме, «красные» в перерыве услышали стадион, поющий в едином (70 % болельщиков были за скаузеров) порыве «You’ll Never Walk Alone», вышли на второй тайм, и за шесть минут сравняли счёт. А потом вежливый (лично подавал соперникам мячи в серии пенальти) Ежи Дудек вчистую переиграл своего оппонента Диду, и Стиви Джи таки поднял над головой «ушастого».
    • Британские комментаторы комментируют так, как будто это не футбольный матч, а игра в гольф. Впрочем, справедливости ради, они тоже «могут, умеют, практикуют» повышать тон на особо волнующихся моментов, но до тех же испано- или арабоязычных комментаторов им далеко.
  • Датчане выигрывают, не тренируясь. Подробнее здесь.
  • В последние годы все знают о споре, кто же круче: Лео Месси или Криштиану Роналду?
  • Сборная России играть не умеет, с чем солидарны 100 % болельщиков и 86 % не-болельщиков. А вот советская умела, причём всегда! Действительно, с середины 1950-х по начало 1970-х была одной из лучших в мире. В последующие годы считалась крепким середняком, способным как войти в топ (конец 1980-х), так и провалиться.
  • Испаноязычные (как и испанские, так и латиноамериканские) комментаторы, помимо высокой эмоциональности, также любят растягивать слово «гол» при забивании оного.
  • Отечественные комментаторы:
    • Согласно городской легенде, в советские годы какой-то из комментаторов произнёс фразу «гол», но после того мяч попал в штангу, тут же поправился. Причём не самым цензурным способом: «Гол? Хуй! Штанга!!!!» Чаще всего сказанную фразу приписывают Николаю Озерову, который комментировал не только футбольные, но и хоккейные матчи. Немного подробнее здесь.
    • Дмитрий Губерниев — самый известный, так как его пихают везде где только можно. Имеет характерную наигранную интонацию. «Впереди решающие матчи, а у нас говно в воротах будет стоять!».
    • Роман Нагучев — «…передача, ван дер Ваарт! ОЙ, БЛЯЯЯЯ… СТЯЩЕ! Блестяще, ван дер Ваарт!».
    • Георгий Черданцев — «Скидка, подача, удар! БУФФОНИЩЕ!!! ЧУДОВИЩНОЕ БУФФОНИЩЕ!!!», «АББЬЯТИЩЕ!!! БУФФОНИЩЕ!!! ФУТБОЛИЩЕЕЕЕЕ!!!», «КОЛОДИН, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР!», «Я ЩАС ЗАКОНЧУ ВООБЩЕ ВСЁ!!!», «ААААААА! НЕ ПОПАААААЛ!».
    • Виктор Гусев — чуть ли не самый востребованный комментатор, но при этом самый спокойный и не запоминающийся. Любую трансляцию заканчивает словами «берегите себя».
    • Геннадий Орлов — всегда болеет за ФК «Зенит», «Зенит» у него всегда «свои», а «не Зенит» — соперники, даже сборную России называет «Зенитом». А еще самый косноязычный комментатор, постоянно допускающий смешные оговорки. Фамилия бельгийского защитника Тоби Алдервейрелда — личная пытка для Орлова.

Бокс[править]

Все знают именно профессиональный бокс, с двенадцатью раундами и без шлемов. Про олимпийский бокс часто не знают вовсе.

  • Из профессионального бокса все знают бокс тяжеловесов. Особенно двоих афроамериканцев. Один из них порхажалил как пчелобабочка и сменил имя на мусульманское, а второй был невысок ростом, зато горазд пробовать на вкус чужие уши.
  • Эвандер Холлифилд? А, это ему Тайсон ухо отгрыз! Четырёхкратный чемпион-супертяж, продолжавший бои с сердечным приступом, а до этого в одиночку прославивший непопулярный первый тяжёлый вес? Не, не слышали! Зато конкретно в США старина Эвандер известен тем, что настругал кучу детей от кучи любовниц, но был так галантен, что ни одна в суд не подала!
  • Ну еще более-менее известным стал Флойд Майвезер. «А, ну это тот, кто сначала разосрался, а потом подрался на ринге с ирландцем-выпендрежником МакГрегором!». То что это единственный боксер, завершивший карьеру со счетом 50-0 (50 боев, 50 побед, ни одного поражения) некоторые тоже знают, но вот все его бои, кроме последнего, интересны разве что любителям бокса.
  • Рой Джонс — кто-то помнит, что его засудили в финале Олимпиады 1988 в Сеуле, кто-то, что он, будучи полутяжем, побил чемпиона-тяжеловеса Джо Руиса, кто-то, что он снимался в «Матрице», а кто-то, что он принял российское гражданство. А ведь по совокупности достижений Рой Джонс — один из выдающихся боксёров за всю историю бокса.
  • Виталий и Владимир Кличко — два украинских богатыря и то, за что домайдановскую Украину знал весь мир. Потом Виталий ушёл в политику, где прославился тем, что постоянно несёт чушь (по голове слишком часто били?).
  • Николай Валуев — русский великан, больше всего запомнился именно своим ростом. Вполне успешно давил на ринге всяких малявок выступал, потом ушёл из спорта. Ныне работает в Думе и ведёт «Спокойной ночи, малыши»

Автоспорт[править]

  • Формула-1: Михаэль Шумахер — самый титулованный гонщик в истории (на самом деле уже нет). Его прозвали Красный Барон, потому что он побеждал за «Феррари». Про то, что первые два титула Миша взял на голубом «Беннетоне», уже не помнят.
    • Зато помнят, что самый титулованный гонщик мира разбился в овоща… на лыжах: запнулся на нерасчищенном «чёрном» склоне — и прямо головой в камень.
  • Хуан-Мануэль Фанхио выиграл 5 чемпионатов, и до Шумахера этот рекорд держался. А Альберто Аскари выиграл 9 гонок подряд, и даже Шумахер этот рекорд не побил.
  • Джекки Стюарт не умел писать, зато отлично умел гоняться, а ещё впервые заставил организаторов применить меры безопасности, чтобы гонщики пореже бились насмерть.
  • Ники Лауда знаменит был, в основном, тем, что разбился на Нюрбургринге, жутко обгорел, но выжил и стал чемпионом ещё дважды. О его соперничестве с Джеймсом Хантом, до появления фильма «Гонка», помнили немногие фанаты автоспорта.
  • Нельсон Пике — хоть и трёхкратный чемпион, запомнился больше как приколист, который мог вылить бутылку воды в карман главе Автофедерации. А ещё его сын Нельсиньо подмочил себе репутацию.
  • Ален Прост и Айртон Сенна: закадычные враги, их противостояние считается величайшим в истории. Прост был очень расчётливый, а Сенна был очень импульсивный, и когда Прост ушёл из гонок, Сенна вскоре разбился насмерть. О том, что в той же гонке, где погиб Сенна, днём ранее насмерть разбился мало кому известный австрийский гонщик Роланд Ратценбергер, а двумя днями ранее компанию им чуть было не составил тогда ещё мало кому известный Рубенс Баррикелло, тоже уже не помнят.
  • И вообще «в Формуле-1 очень много аварий и всё время все гибнут». На самом деле за последние два десятилетия только один фраг. А вот в первые десятилетия существования чемпионата гибли действительно постоянно. Педаль в трассу продавил Йохен Риндт, ставший чемпионом посмертно.
    • Упомянутого Баррикелло знают за то, что он был «вечно вторым» в тени Шумахера. Хотя с ним в одной команде он провёл всего шесть лет — около трети своей гоночной карьеры. Правда, это не помешало ему остаться в тени ещё одного чемпиона, Дженсона Баттона.
  • А ещё в Формуле-1 ездит много быстрых финнов. На самом деле, широко известны только трое пилотов — Кеке Росберг, Мика Хаккинен и Кими Райкконен. Ещё один — Мика Сало — тоже долгое время был на слуху как стабильно привозящий очки на откровенно провальных машинах (при том, что для товарища по команде было достижением просто доехать до финиша), однако в топ-команду он смог попасть только на полгода в качестве замены сломавшему ногу Михаэлю Шумахеру — и впечатляющих результатов не показал (точнее, чуть было не выиграл гонку, но уступил победу сражающемуся за титул Эдди Ирвайну, о чём вообще мало кто помнит). А вот в ралли финны реально доминируют над всеми.
  • «Графа Аварию» Вольфганга фон Трипса помнят за чудовищное мясо в Монце’61, когда его уже неуправляемая «Феррари» влетела в толпу зрителей, но то, что этот весёлый раздолбай был едва ли не сердцем тогдашнего Большого Цирка, уже успели изрядно подзабыть.
  • 24 часа Ле-Мана: «Ауди» всегда выигрывает.[1]
  • Группа Б: там выступали самые быстрые и безбашенные раллисты. А среди болидов была «Лада». То, что вышеупомянутая «Лада 2106 ВФТС» в «Группу Б» не успела знают уже немногие.
  • Колин Макрей известен прежде всего серией раллийных симуляторов названных его именем. Чуть меньше людей вспомнят про его чемпионство и еще менее известно его прозвище «Маккреш» за манеру вождения.
  • «Дакар» — раллийная гонка через пол Африки. И там ездят наши КамАЗы. В десятых переехали в Южную Америку, а название оставили, хотя Дакара на этом континенте нет.
  • Драг-Рейсинг — там тачки на два колеса становятся.

Другие виды спорта[править]

  • Хоккей с шайбой: очень жёсткая игра, много драк и даже тафгаев, которых берут в команду ради боевых навыков. Такой хоккей нам не нужен! А ещё тут есть канадские профессионалы, которых когда-то наказали советские любители во главе с Харламовым. О том, что канадцы ту суперсерию выиграли, многие не помнят.
    • Зато помнят, что с 1990-х в НХЛ появились чисто русские пятёрки. Главным образом, за счёт первой пятёрки «Детройт Ред Уингз» (Фетисов, Константинов, Фёдоров, Козлов, Ларионов), дважды выигравшей Кубок Стэнли. Из-за этого ходит заблуждение, будто во всех топовых клубах НХЛ доминируют русские игроки. Это далеко не так.
    • Трус не играет в хоккей! ©
  • Баскетбол: в него играют выдающиеся дылды. НБА, Chicago Bulls, Майкл Джордан, Шакил О’Нил и куча здоровенных чёрных дядек. И примкнувший к ним Яо Мин, которого весь Интернет знает за одну характерную фотографию.
  • Бейсбол: игроку с битой даётся три попытки на то, чтобы отбить мячик. В американских фильмах такие моменты часто вставляют ради драматичности, и именно этот заезженный штамп знаком зрителям в странах, где бейсбол слабо распространён. А еще бейсбольных бит в нашей стране продают во много раз больше, чем мячей и перчаток, но вовсе не спорта ради.
  • Большой теннис: теннисистки сексуально кричат. Особенно Мария Шарапова.
    • А Анна Курникова выглядит на несколько порядков лучше, чем играет.
    • Пит Сампрас, лидер мирового тенниса 1990-х, так и не смог выиграть Ролан Гаррос. Потому что там надо выступать на грунте. А вот его преемник на троне, Роджер Федерер после многолетних мытарств таки покорил эту вершину.
    • А ещё там своеобразная система счёта, которая новичку может немного и сломать мозг.
  • Гольф: Тайгер Вудс зарабатывает больше всех.
  • Фигурное катание: 15-летняя Юля Липницкая стала лучшей в Сочи. Про то, что Юля стала чемпионкой в командном зачёте, а одиночный выиграла Аделина Сотникова, помнят далеко не все.
    • Ещё многие помнят, что Ирина Роднина трижды брала олимпийское золото. Но не помнят, что выступала она в парном катании. А всё от того, что партнёры были разные, и трёхкратной стала только она.
    • Тоня Максин Хардинг — Первая американка выполнившая тройной аксель, но её запомнят за соучастие в нападении на Нэнси Керриган.
  • Плавание — Шаварш Карапетян нырял в ледяную воду и спасал пассажиров тонущего троллейбуса. Спортивные достижения на этом фоне как-то забываются.
  • Кёрлинг — люди с швабрами катают по льду каменюки.
  • Регби — сборную Новой Зеландии знают не только и не сколько за её спортивные успехи, сколько за исполнение танца хака перед каждой игрой.

Шахматы[править]

  • Множество игроков вошло в историю тем, что проиграли кому-то из мэтров. Кизерицкий, Дюфрень, Чигорин и много, много других. Педаль в пол: Гарри Каспаров известен тем, что проиграл компьютеру (о том, что в той игре он дал компьютеру серьезную фору, а играя в равных условиях, выиграл, мало кто помнит).
    • Собственно, проигрыш Каспарова — предмет серьёзного философского вопроса о границах интеллекта «программиста» и «программы». Перед решающей партией специалисты из IBM с консультантами накатали нехилый такой апдейт, исправляющий именно те слабые места, которые были выявлены в предыдущих партиях с Каспаровым. То есть победил вроде компьютер, но большую долю вложил именно человеческий анализ конкретно этого противостояния. «По гамбургскому счету» суперкомпьютерам понадобилось ещё десять лет.
  • Адельф Андерсен хитро жертвовал фигуры. Бессмертная партия (против Кизерицекого) и Неувядаемая (против Дюфреня).
  • Пол Морфи хитро жертвовал фигуры и всех выносил. А потом сошёл с ума.
  • А ещё Рети, Мароцци, Рубинштейн, Тарраш, Видмар, доктор Григорьев… ну как можно забыть людей, упомянутых Остапом Бендером, а? Правда, и чемпионам от него тоже досталось. Ласкер-то, оказывается, курит дешёвые сигареты, чтоб дым противней был!
    • Эммануил Ласкер к тому же в 1933 из красы и гордости немецких шахмат превратился в грязного пархатого жида. В 1945 посмертно реабилитирован, но осадок и недоумение, как говорится в известном анекдоте, остались.
    • Рихарда Рети ещё помнят как прототипа одного из персонажей набоковского романа «Защита Лужина». Зато Курта фон Барделебена, с которого Набоков списал самого Лужина, как-то не помнят. Шахматисты же помнят легендарный этюд Рети, где король превозмогает ускользующую пешку.
  • Легаль де Кермюр придумал особенный мат своего имени, который ставится благодаря жертве ферзя. То, что он ту партию с Сен-Бри играл без ладьи (давал сопернику фору) — уже менее известно.
  • Аарон Нимцович тоже упомянут Бендером, но его помнят и без этого. Защита Нимцовича прославила его лучше, чем многих чемпионов. Особенно на постсоветском пространстве, где про эту самую защиту слышали все (за счёт навязчивой рекламы финансовой пирамиды «Хопёр-Инвест» в 1990-х). А ещё у него была Система: мощнейшая шахматная теория.
  • Александр Алехин считается единственным непобеждённым чемпионом мира за всю историю шахмат. Справедливости ради, однажды он уступил корону Максу Эйве, но через пару лет взял реванш и таки унёс титул с собой в могилу. Также Алехин прославился тем, что постоянно брал с собой на матчи сиамского кота по кличке Чесс в качестве талисмана. Некоторые считают, что кот подсказывал гроссмейстеру верные ходы — а ведь на упомянутый проигранный матч за звание чемпиона мира с Эйве Алехин кота не взял… В Европе его обвиняли в сотрудничестве с нацистами(из-а чего собственно Алехин и уехал после войны из освобождённой Франции в Лиссабон, где и умер в 1946 году), в СССР об этом предпочитали деликатно молчать.
  • Ботвинник — чемпион мира по шахматам, который дважды возвращал себе корону. Любители околошахматных историй вспомнят историю про термос. На партии, которые должны были затянуться, Ботвинник приносил термос с кофе — пил для тонуса.
  • Краткосрочного чемпиона Михаила Таля помнят все, кто читал «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. А для шахматистов он, наряду с Чигориным, образец рискованного, атакующего игрока.
    • А ещё как персонажа анекдота про «матч Ботвинник — Таль: иудейскую войну во славу русского оружия».
  • Чемпион мира Тигран Петросян — наше всё для армян! А так и не ставший (хотя имел все шансы) чемпионом Пауль Керес — для эстонцев.
  • А Бобби Фишер, наоборот, анфан террибль для родных Соединённых Штатов. И вообще, его эпатажные выходки и скверный характер с годами затмевают вклад в развитие шахмат. А люди постарше могут вспомнить, что Фишер — первый американец, отжавший шахматный трон у СССР, что было особенно важно в разгар холодной войны. Шуточные песенки Владимира Семёновича оттуда и пошли.
    • С подачи Фишера многие помнят о Марке Тайманове то, что он «замечательно играет на пианино». А ведь его теоретические труды о шахматах актуальны до сих пор.
  • Карпов и Каспаров очень долго оспаривали титул чемпиона мира друг у друга. Их первый матч был прерван президентом ФИДЕ Кампоманесом после 48 партий, игравшихся почти полгода.
  • Топалов обвинил Крамника, что он получает подсказки из унитаза. Но матч всё равно продул.
  • Ещё есть сёстры Полгар — венгерки, которые играют на равных с мужчинами.

Учёные, мыслители, исследователи[править]

См. подстатью Знают именно за это/Реальная жизнь/Учёные и мыслители

Писатели[править]

  • Древнегреческую поэтессу Сапфо, считавшуюся одним из величайших лириков, сейчас знают как ту, благодаря которой женский гомосексуализм называют «лесбиянством». При том, что сама она была, как максимум, бисексуальна, имела мужа и дочь.
    • ЧСХ, другое название женского гомосексуализма, прямое производное от ее имени («сапфизм») — известно гораздо меньше, чем производное от названия ее родного острова! Но только на русском языке — в английском слово sapphic прописалась прочно.
      • На острове Лесбос термин «лесбиянки» очень не любят, говорят «Мы люди очинно православные, у нас эдаких безобразиев не водится».
    • И вообще-то Овидий прославил то, как она на старости лет увлеклась неким Фаоном. Это было легендой, не основанной ни на стихах Сафо, ни на фактах её биографии, но до XIX века этот сюжет оставался популярным в искусстве.
  • Эрих Рудольф Распе написал книгу о бароне Мюнхгаузене. На самом деле вообще-то он «систематизировал» чьи-то анекдоты из юмористического альманаха об этом самом бароне (надо сказать, что первое издание вышло без имени автора). Также Распе был археологом и историком, написал рыцарский роман «Хермин и Гунильда» и собрал большую коллекцию антиквариата (даже, как поговаривают, спёр старинные монеты у своего покровителя-ландграфа для этой цели, по другой же версии — его подставили). Увы, запомнился всем только благодаря «Лживым или вымышленным историям карателя лжи барона Мюнхгаузена».
    • Самого же Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена помнят больше как литературного персонажа и персонажа адаптаций книги Распе. Тех, кто знает, что он существовал на самом деле — поменьше. А из них не так уж и много в курсе реальной его биографии и того факта, что барон рассказывал диковинные байки про себя в шутку, а потом их начали сочинять про него, как сейчас про Чака Норриса. А не систематизировал бы Распэ байки и не приписал бы их барону, то кто бы про него вспомнил в ХХ веке? Мало ли любителей прихвастнуть проживало в Германии XVIII века?
  • Гавриил Романович Державин много чем отметился и как литератор, и как государственный деятель, но помнят его в основном как того старика, который Пушкина заметил и, в гроб сходя, благословил.
    • Педаль в пол выжимает идея, что именно так заканчивалось то стихотворение, которое Наше Всё читал Державину в Царском Селе.
  • Шарль Перро немало написал и немало сделал, а его всё равно помнят по сказкам Матушки Гусыни. Которые были изданы от имени его сына.
    • Что, Шарль Перро — еще и академик? А главный труд братьев Гримм — «Словарь немецкого языка»?
  • Лорд Джордж Гордон Байрон не только писал про байронических героев, но и сам во многом походил на такового. А еще он был хромым и воевал за свободу греков от турок.
    • Достаточно широко известно, что некогда приписываемая ему повесть «Вампир», ставшая во многом кодификатором современного представления о вампирах, была в действительности написана от его имени его врачом Джоном Полидори. Менее известно, что это было ещё при жизни Байрона (что при нынешней ситуации с законами об интеллектуальной собственности звучит дико).
  • Зигзаг с Пушкиным. В наше время его знают именно за «Евгения Онегина», «Я помню чудное мгновенье» (настоящее название «К ***») и стихотворные сказки. А при жизни Александр Сергеевич был известен именно «Анчаром», «Кавказским пленником» и «Бахчисарайским фонтаном».
    • Еще «Черной шалью», которую распевали барышни.
    • Нельзя не отметить, что Пушкина многие знают из-за его гибели на дуэли. И 95 % уверены, что дуэлянты стреляли одновременно, и Сан Сергеич промахнулся. Вообще-то он после ранения ещё встал, поменял пистолет и таки ухитрился легко ранить обидчика. А уже потом умер. Кстати, через пару дней, а не на месте, как уверены те же 95 %.
      • Оказывается, это была далеко не первая его дуэль!
  • А. С. Грибоедова помнят исключительно за «Горе от ума». Масон? Полиглот? Выдающийся дипломат и немножко разведчик? Алмаз «Шах» как вира за убийство? Наконец, известнейший вальс?
  • Федор Иванович Тютчев — «люблю грозу в начале мая как долбанёт — и нет сарая» знают все наизусть. Но уже не всем известно, что в стихотворении четыре строфы (в детских сборниках и некоторых учебниках четвертую строфу отбрасывают, потому что она слишком насыщена мифологическими аллюзиями и потому сложна). Можно, поднапрягшись вспомнить ещё несколько пейзажных стихотворений. Денисьевский цикл? Религиозная лирика? Увы…
  • Лев Николаевич Толстой у всех и вся (как в России, так и в мире в целом) ассоциируется с произведением «Война и мир». Даже не столько с самим произведением, сколько с его размерами. А из героев такой известностью может похвастаться только Наташа Ростова — и то в основном как спутница поручика Ржевского по анекдотам. А еще он на деле очень даже непростой…
    • Ну нет, «в мире в целом» не менее популярна «Анна Каренина» — о ней Опра Уинфри рассказывала, после чего роман был в топе бестселлеров в США, а ранее Набоков писал о нем как о шедевре (а «Войну и мир» он считал обычным историческим романом, недостойным Толстого), да еще и экранизаций больше двадцати.
    • Ну и еще — непротивление злу, опрощение, вегетарианство, неприятие официальной версии христианства, жесткая критика государства, церкви и вполне предсказуемое отлучение от нее. Не ел ни рыбы, ни мяса, ходил постоянно босой, пахал землю и был женат на Софье Андревне.
    • У людей с советским образованием — школа в Ясной Поляне и как он катался с ребятами с горки (воспоминания Василия Морозова).
  • Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что романтик-дипломат Константин Леонтьев написал около десятка изрядных томов романов, рассказов из балканской жизни, статей и смело конкурировал за место в литературе с Тургеневым, чтобы потомки путали его с вышеупомянутыми Бердяевым и унылым национал-монархистом Иваном Ильиным?
    • К. Леонтьев никогда по-настоящему не «конкурировал за место в литературе с Тургеневым». И дело даже не в том, что Тургенев раньше других русских писателей прославился за рубежом, общался на равных или даже как ментор с Флобером, Мопассаном, Гонкурами, Генри Джеймсом и т. д. (однажды Тургенева взбесил Теккерей, признававший его, но не признававший Гоголя, которого было гораздо труднее перевести), а в том, что в 1860-е и вплоть до революции наиболее читающая часть русского общества больше склонялась к писателям с либеральными и радикальными взглядами, а не с консервативными, как у Леонтьева. Только Достоевскому прощались «недостаточно прогрессивные» взгляды, отчасти из-за его мученичества (ложная смертная казнь, каторга), отчасти из-за гениальности.
  • Во Франции были проклятые поэты-декаденты… правда как раз до эпохи декаденса почти никто из них не дотянул. Из них помнят Поля Верлена, который так назвал цикл статей, и буйного молодого человека Артюра Рембо (и да, он имеет пусть косвенное отноешение к Джону Рэмбо).
  • Аналогичный зигзаг с Михаилом Булгаковым. До публикации «Мастера и Маргариты» считался полузабытым драматургом и фельетонистом из 1930-х годов, где-то в районе Ефима Зозули или Пантелеймона Романова.
    • При жизни Михаил Афанасьевич был известен в качестве популярного драматурга, пьесы которого собирали аншлаг, а потом заворачивались цензурой. О том, что он ещё и прозу писал, помнили немногие.
  • ОБЭРИУТов (Хармс, Введенский, Олейников) при жизни считали именно детскими поэтами и авторами весёлой чепухи. Единственный из этой компании, кто дожил до времени, когда стало можно, Заболоцкий… вошёл в историю как переводчик Руставели и автор вполне себе классических стихов про иволгу, леса отшельницу, и меркнущие знаки зодиака.
    • Как?! Разве Заболоцкий написал что-то, помимо «Не позволяй душе лениться»?
    • А также «спит животное паук». И «зацелована, околдована, с ветром в поле когда-то обвенчана…».
    • Обнародуй нам отец, что такое есть ПОТЕЦ? Пардон, это Введенский.
    • Да, «Некрасивую девочку». И ещё он перевёл в рифму «Слово о полку Игореве».
  • Ядовитый литературный критик и серьёзный литературовед Корней Чуковский ныне известен исключительно историями про Бармалея и прочими стихами для детей. Ну, и книгой «От двух до пяти».
  • Велимир Хлебников был гениальным поэтом-шизофреником. Про его стихи все слышали, но никто не вспомнит сходу ни строчки. «Бобэоби пелись губы» вспоминают скорее как пример зауми. Строчка «О, рассмейтесь, смехачи» живёт в народной памяти, но мало кто помнит, кто именно её автор.
  • Зато из другого футуриста, Алексея Крученых, строчку вспомнят легко. Одну: «Дыр бур щыл». А вот кто её написал — вряд ли. Может, тот же Хлебников?
  • «Я гений Игорь Северянин…» написал «Ананасы в шампанском».
  • Александр Блок написал «Двенадцать» (где впереди Исус Христос), «Незнакомку» (где пьяницы с глазами кроликов In vino veritas кричат) и «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
    • А ещё «Да, скифы мы, да, азиаты мы!» же!
  • У Серебряного Века два главных классика: Брюсов и Бальмонт. Кто-нибудь помнит хоть одно их стихотворение?
    • Любители поэзии кое-что помнят.
    • Насчет Брюсова — «О закрой свои бледные ноги!» Легендарный моностих. Кто в теме — вспомнит «Ассаргадона», «Грядущих гуннов». А еще он написал прозаическую книгу «Гора звезды», которую можно считать предтечей жанра фэнтези (хотя в те годы это считалось научной фантастикой, действие явно происходит на другой планете).
      • Технари могут вспомнить, что у Брюсова было стихотворение про обитаемые миры на электронах.
    • Бальмонт известен позерством и любовью к звукописи: «Я вольный ветер, я вечно вею», «Чуждый чарам черный челн»
      • И, конечно же, пророческим «Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима…»!
      • Среди любителей славянской культуры и мифологии его знают за сборник «Жар-птица. Свирель славянина» со стихами по мотивам сказок, легенд и мифов славянских народов. «Мне снится древняя Аркона,\Славянский храм…»
  • Андрей Белый был олицетворение Серебряного Века. Что он написал, нефанат вспомнит с огромным скрипом.
  • Николай Гумилёв был мужем Ахматовой. Иногда еще вспоминают, что он постоянно мотался по всяким африканским гребеням и написал там стихи про жирафа. А потом его расстреляли злые большевики. Что еще за «Цех поэтов»? Какой такой «акмеизм»?
  • Михаил Кузмин был геем. И вроде тоже что-то там написал. Верлибрами в основном. У него и проза есть?
  • Оскар Уайльд …короче, он был геем, и его за это посадили. «Портрет Дориана Грея»? Странные и страшные сказочки?
    • Вообще-то сказки Уайльда многие знают, да и о «Портрете Дориана Грея» многие хотя бы слышали.
    • Еще больше знают «Кентервильское приведение», но мало кто вспомнит, что это тоже Уайльд.
  • У Вячеслава Иванова была Башня, где он собирал Белых, Хлебниковых и Кузьминых. Кажется, и он что-то писал, но любим мы его не за это.
  • Зигзаг с мрачнейшим декадентом Фёдором Сологубом: при жизни был знаменит романом «Мелкий Бес» (на который даже Ленин ссылается), а сейчас мы помним только его весёлый чёрноюморной стишок, о том, как в тени косматой ели, над шумною рекой качает черт качели мохнатою рукой. Причём с лёгкой руки журнала «Мурзилка» много кто до сих пор уверен, что это Бальмонт.
    • Эмм.. Весёлый?! Доживёте лет эдак до 35 — похихикаете. Стихотворение не так поверхностно, как кажется.
  • Иван Бунин был великий стилист и художник слова. Правда, мало кто может вспомнить хоть одного его персонажа или историю.
    • Спасибо Минобру, благодаря которому школьники изучали по программе какие-то бунинские очерки с отсутствующим сюжетом.
      • Это «Тёмные аллеи» то с отсутствующим? Хм, скорее уж обыгрыш любимых авторских тропов с «встретились/вспыхнула страсть/занялись сексом/расстались…навсегда». Из того, что попадалось в школьной программе, отношения обреченные по умолчанию.
    • А как же «Окаянные дни» — жесткое «На тебе!» в адрес большевиков? А их в школе не изучали. Но знают, что На тебе!
      • Перевод «Песни о Гайавате» же.
    • У него еще и стихи есть. Во множестве. Но помнят их, кажется, еще меньше.
    • И ещё он был невероятно желчным: ненавидел не только большевиков, но и других писателей.
  • А вот Пришвин нашёл в лесу ёжика. Ну, и достаточно о нём.
    • Практически все вспомнят также общее впечатление, выразившееся в бессмертном анекдоте: «- Алло, здравствуйте! Тут неподалёку, вперемешку с птичьим клёкотом и ненавязчивым шёпотом ветра, будто озаряя багрянцем зеленеющие волны берёзовой рощи, обдавая жаром словно летнее солнце в разгар знойного душного июльского лета, испуская лёгкую дымку подобно поднимающемуся туману от раскинувшейся глади озера на рассвете, распугивая лесных обитателей — работящих бобров, мудрых ежей и беззаботных свиристелей, догорает дом-музей Пришвина. Нет, высылать пожарных теперь уже не нужно.»
  • Чешский писатель и журналист Карел Ванек известен как автор спорной дописки к замечательному роману «Похождения бравого солдата Швейка».
  • Джеймс Джойс — ирландский писатель-модернист, автор «Улисса» и «Поминок по Финнегану» — одного из самых сложнопереводимых литературных произведений в мире из-за обилия каламбуров, вкраплений фраз из других языков и т. п.
  • Жюль Верн — главный по приключениям и мореплаваниям, а ещё первый стимпанк до того, как это стало стимпанком. Придумал капитана Немо и напредсказал кучу технологий будущего.
  • Редьярд Киплинг — он вырос в Индии, написал «Книгу джунглей» про Маугли, много сказок про животных и стихов про Настоящих Мужиков, а ещё был большим патриотом Британии. Самый читаемый нобелевский лауреат, для многих так вообще единственный.
    • А еще эпический разрыв шаблона вызывает тот факт, что «Мохнатый шмель на душистый хмель» — это тоже Киплинг.
  • Артур Конан Дойл — придумал сыщика Холмса и рассказчика Ватсона, с которым вечно спорит. Чуть хуже помнят, что он же придумал «Затерянный мир» — главный источник вдохновения «Парка юрского периода».
  • Герберт Уэллс — главный фантаст, обыграл почти все типичные сюжеты научной фантастики: машину времени, вторжение инопланетян, антиутопию, полёт на Луну, а также Человека-невидимку.
  • Александр Милн — фельетонист и автор детективных романов, во время Первой Мировой — сотрудник отдела пропаганды МИ-7. Ах да, написал для своего сына сказку про его плюшевого мишку Винни-Пуха, успех которой затмил все остальные его произведения.
  • Кеннет Грэм — та же история: шотландец по национальности, болезненный человек, бывший банковский служащий и автор пасторальных повестей и рассказов, всю жизнь которого испортила очередная сказка, рассказанная непослушному сыну, а затем опубликованная под названием «Ветер в ивах». Что характерно, гибель сына под колёсами поезда свела Грэма сначала с ума, а затем — в могилу.
  • Джон Толкин — Профессор™, придумал карапузов-хоббитов и написал «Властелин колец», кодификатор большинства(будущих) штампов высокого фэнтези.
  • Роберт Говард — придумал Конана, придумал Соломона Кейна и Кулла, а потом застрелился. Единственный писатель фэнтези до Толкина, которого хорошо помнят (на самом деле их было немало). Хуже помнят, что он был ещё и поэтом.
  • Говард Лавкрафт — придумыватель неописуемо богохульственных, омерзительно чудовищных, сочащихся экзистенциальным ужасом, которого не способен выдержать человеческий разум, эпитетов. Ну и ещё Ктулху, Дагона, Ньярлатхотепа и Азатота и прочих древних богов, которых призывают культисты.
    • В последнее время его любят склонять как лютого расиста, что совершенно незаслуженно — он ненавидел всех по любому поводу включая весь город Нью-Йорк скопом, чуждая человеческому разуму геометрия это как раз оттуда.
  • Братья Стругацкие — главные советские фантасты, эволюционировали из ярых коммунистов почти в диссидентов, по пути много философствуя и сатирически высмеивая. Лучше всего знают низкое фэнтези «Понедельник начинается в субботу», остальные книги в массовом сознании сливаются в «там прогрессоры спасают отсталые планеты, а те не хотят спасаться».
  • Беатрис Поттер — британский Пришвин в юбке, правда больше писала про антропоморфных (очеловеченных) зверей, а не про обычных. Самый известный персонаж — кролик Питер.
  • Гилберт Честертон — был очень большого роста, а впоследствии — веса, обладал пышной шевелюрой, правоверный католик.
  • Юкио Мисима — фашист, штатный гей, самурай, пытался совершить переворот, сделал харакири, написал опасную пьесу «Мой друг Гитлер» и роман «Золотой храм», где этот храм сожгли. Почти всё это не совсем правда, но кого волнует?
  • Станислав Ежи Лец, чей творческий путь растянулся почти на три десятилетия, успел создать множество рассказов, поэтических сборников, одно время был даже редактором газеты, в которой сам и печатался. Сейчас его помнят исключительно как автора афоризмов, собранных в гениальной книге «Непричёсанные мысли». Всё остальное творчество великого польского сатирика и философа в книжных магазинах вы не найдёте.
    • А еще его помнят за феерический побег из-под расстрела. По собственным словам, это потому, что он был юморист, а не романтик. Шестиствольный пулемёт не стащил, но только по причине отсутствия у немцев такового.
  • Акутагава Рюноскэ — великий японский писатель, самоубился снотворным (веронал), писал… ну рассказы какие-то. Иногда могут вспомнить, что написал рассказ «Ворота Расёмон», про то, как по разному люди могут рассказывать об одном и том же событии (на самом деле это рассказ «В чаще», а «Расёмон» совсем про другое, просто есть одноимённый фильм Куросавы, где рассказ «В чаще» сделан вставной историей).
  • Осип Мандельштам написал эпиграмму на Сталина «Мы живём, под собою не чуя страны» и умер в лагере (не все помнят, что за стихи и разговоры он получил только пять лет ссылки в Воронеж, где и писался последний цикл, а второй арест был уже в 1938 по обвинению в связях с уже репрессированными приятелями). И что «Мы живём, под собою не чуя страны» слишком длинное для эпиграммы.
    • За пределами политически озабоченных кругов вполне себе помнят его шизофренически-образные поздние стихотворения: «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Стихи о неизвестном солдате» и «На откосы Волга хлынь…»
    • А как же «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»? Пугачёва ещё пела.
  • Александр Солженицын написал «Архипелаг ГУЛАГ» — о том, как Сталин лично расстрелял десятки миллионов репрессированных, «Один день Ивана Денисовича» — опять про ГУЛАГ, «В круге первом» на ту же тему и «Матрёнин двор». То что у Солженицына есть не только «Красное колесо» (трудно читается только первые десять раз, как Сильмариллион) и «Как нам обустроить Россию» (читать невозможно), но и интересные зарисовки природы и даже рассказы о природе для детей — знают немногие. А «Раковый корпус»? А «Двести лет вместе» (возможно, тоже нельзя читать)? А «Бодался телёнок с дубом»?
    • «Раковый корпус» бывает интересен соответствующим больным и их окружению. Как и то, что автор после операции жил более 50 лет и умер почти в 90.
  • Рёки Иноуэ, из японских эмигрантов в Бразилию, знаменит не столько книгами (они толком не переводились с португальского), а их количеством — написал не меньше, чем 1050 книг под 19 псевдонимами и заслужено попал в Книгу рекордов Гиннеса.
  • Ганс Ляйп — имя вполне успешного и достаточно плодовитого писателя-мариниста обессмертил текст одной из самых известных песен в истории — «Лили Марлен».

Художники[править]

Классики[править]

  • Леонардо да Винчи написал «Мону Лизу» и «Тайную Вечерю», в них наверняка зашифрованы скрытые послания. Ещё он придумывал всякие вундервафли, но вживую их не строил. А вот то, что его изобретение — колесцовый замок — действительно продвинуло военное дело, знают немногие[2].
  • Микеланджело Буонарроти расписал потолок Сикстинской капеллы, там Господь и Адам соприкасаются пальцами. А ещё он был скульптор, изваял Моисея с рожками и Давида без. А вот женщин он рисовать не умел, получались какие-то обрюзгшие мужики с наростами, мало похожими на женскую грудь.
  • Рафаэль Санти писал картины с Мадонной. Одну написал на крышке от бочонка и расплатился ею за обед.
    • Троих вышеперечисленных и примкнувшего к ним скульптора Донателло ди Никколо ди Бетто Барди очень хорошо знают как «тех мужиков, в честь которых назвали черепашек-ниндзя». Причём менее известного Донателло даже многие образованные люди знают только за это.
  • Сандро Боттичелли изобразил рождение Афродиты из морской пены. И картину «Весна», но из этой весьма немаленькой картины знают в основном фрагмент с лицом блондинки.
  • Иероним Босх изображал всякую психоделическую хренотень.
  • Питер Брёейгель старший сочетал психодел а-ля Босх с доскональным отображением быта голландцев XVI века и сатирой на испанцев, владевших Нидерландами, и творимый ими беспредел.
  • Альбрехт Дюрер делал гравюры и мог вломить любому обидчику.
  • Рембрандт ван Рейн творил в красно-оранжево-жёлто-чёрных тонах.
  • Кацусика Хокусай создал две гравюры: «Большая волна в Канагаве» (её видели все) и «Сон жены рыбака» (её видели многие). А вообще у «Старца, одержимого живописью» несколько тысяч работ, в том числе сборник из 36 видов горы Фудзи (немногие знают, что и «Волна» — один из этих видов).
  • Уильям Хогарт и Джеймс Гиллрей — английские карикатуристы XVIII века. Хогарт был основоположником реализма в искусстве, и в своих офортах обличал вечные пороки: пьянство, бедность, брак по расчёту, а Гиллрей творил на злобу дня: насмехался над мещанами, купцами, селянами-тугодумами, модниками, великосветскими дамами, королём и его придворными, шотландцами и ирландцами, Суворовым, французскими революционерами, а позднее — Наполеоном.
    • Томас Роулендсон — идейный наследник Гиллрея, прожил на 12 лет позже своего «учителя». Помимо модников-денди, любил высмеивать театральную публику и балы.
  • Франсиско Гойя — Сатурн, пожирающий детей и прочая жуть. Хотя у него, как у придворного живописца, целая гора работ в традиционном стиле. Крипота проявилась в творчестве Гойи после того, как он перенёс паралич (из-за него он даже оглох), а масло в огонь подлило вторжение войск Наполеона в Испанию и последующая гражданская война.
  • Жак-Луи Давид — штамповал в классической манере огромные полотна на злобу дня. Сначала про революцию, потом про Наполеона.
    • Жан Огюст Доминик Энгр — ученик Давида. Писал в его манере, но в основном портреты.
  • Джордж Доу — художник английский, рисовал портреты русских царей, генералов и офицеров, участников Отечественной войны 1812 года и Кавказских войн начала-середины XIX века.
  • Карл Брюллов — ходячий Инстаграм XIX века с неповторимой и чуть ли не идеальной техникой, но абсолютно безжизненными картинами, каждая из которых похожа на тщательно вылизанную голливудскую постановку с наигранными эмоциями: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Итальянский полдень»… Также бытует мнение, что ему посвящён гоголевский «Портрет» и всё, другого не помним.
  • Павел Федотов — основоположник бытовой и жанровой живописи в русском искусстве: «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер» и тому подобные картины, которые вполне могли стать иллюстрациями к Гоголю.
  • Иван Айвазовский рисовал море. Правда, никто не назовёт ни одной его картины, кроме «Девятого вала». Армянин, настоящая фамилия — Айвазян. Наше Всё, бывавший у него в Феодосии проездом на Кавказ, в дневниках прямо называл его «старым армяшкой».
  • Исаак Левитан — не армянин, несмотря на фамилию, а литовский еврей, рисовал пейзажи. И не предок диктора Юрия Левитана, однофамилец.
    • Многие уверены, будто Левитан писал исключительно церкви. Спасибо Марку Шаганову за текст песни «Владимирская Русь» группы «Чёрный кофе».
  • Михаил Врубель — поляк по национальности, картина «Демон» по одноимённому стихотворению Лермонтова, основоположник русского модерна. Последние годы жизни страдал психическим расстройством.
  • Василий Верещагин? А, это который нарисовал ту кучу черепов? Нет, не спорю, «Апофеоз войны» — вещь выдающаяся, но немногие помнят про то, что Василий Васильевич один из основоположников русского классицизма в живописи, что он выставлялся в Великобритании, Германии и США, произведя фурор своими сериями про Туркестан, русско-турецкую войну 1877-78, войну 1812 года и другими. Погиб самой что ни на есть героической смертью вместе с адмиралом Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
    • Про то, что Верещагин при этом был ещё внештатным разведчиком при штабе Туркестанского военного округа, и объездил почти всю Среднюю Азию с целью в первую очередь именно шпионской, знают действительно не все.
  • Илья Репин написал картину «Приплыли». Вот только нет у Репина такой картины, за неё ошибочно принимают холст Л. Г. Соловьёва «Монахи. Не туда заехали». Некоторые, правда, думают, что шутка про «приплыли» пародирует название другой репинской картины «Грачи прилетели», но и тут неполадочка — грачей рисовал вовсе Алексей Саврасов. Зато Репин нарисовал картину «Не ждали». Про политического ссыльного. Созвучие с «Приплыли» самое явное, и авторство совпадает!
    • Ещё «Бурлаки на Волге». И «Казаки пишут письмо турецкому султану», неисчерпаемая основа для фотожаб.
    • И «Крестный ход в Курской губернии», с калеками на переднем плане.
    • «Иван Грозный убивает своего сына». Правда, официально она называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», но кто это запомнит?
  • Аксели Галлен-Калела — канонический иллюстратор Калевалы.
  • Иван Шишкин написал «Утро в сосновом лесу». А если кто-то видел его другие пейзажи, то вряд ли отождествлял их с его именем. Кстати, мало кто знает, что медведи на картине нарисованы Савицким, а Шишкин написал только лес. Вообще картины Шишкина, где изображена какая-нибудь живность — большая редкость, около 5 штук (и то, почти на каждой из них изображены люди).
  • Джордж Крукшенк и Джон Тенниел — штатные карикатуристы британского сатирического журнала «Punch». Последний иллюстрировал «Алису в стране Чудес».
  • Джеймс Шепард — тоже работал в «Punch’е», проиллюстрировал «Винни-Пуха» и «Ветер в ивах».
  • Жан-Иньяс Исидор Жерар, он же Жан Гранвиль — французский карикатурист, канонический иллюстратор «Гулливера», «Робинзона Крузо» и басен Жана де Лафонтена. Также рисовал антропоморфных животных, которым посвятил серию гравюр «Les Metamorphoses du Jour»[3], а также иллюстрировал сборник повестей и рассказов «Сцены частной и общественной жизни животных», где героями выступали как раз они[4].
  • Оноре Домье — тоже французский художник, высмеивающий быт французов середины XIX века, наиболее известен карикатурой на короля Луи-Филиппа, в которой его лицо превращается в грушу. В 1871 году был парижским коммунаром.
  • Герман Фогель — канонический иллюстратор немецких народных сказок в обработке и пересказе братьев Гримм, также работал карикатуристом в журнале «Fliegende Blätter».
  • Вильгельм Буш — тоже карикатурист «Fliegende Blätter», поэт и комиксист в одном лице. Автор «Макса и Морица» и «Плюха и Плиха», на русский переведённого Хармсом.
  • Томас Наст — карикатурист американского издания «Harper’s Weekly», создатель современных образов Дяди Сэма и Санты-Клауса.
  • Норман Роквелл — художник Американской Мечты. Нарисовал «Американскую готику» «Американские Свободы», плакат «We can do it!» клепальщицу Рози и советскую школу.
  • Уильям Денслоу — канонический иллюстратор «Волшебника страны Оз».
    • Именно этой книги. Канонический иллюстратор многочисленных сиквелов — Джон Ри Нил (Нейл). Он же один из официальных продолжателей франшизы после смерти Баума.
    • А канонический для «Волшебника Изумрудного города» Волкова и его сиквелов — Леонид Владимирский. Он же канонический иллюстратор другого советского бестселлера по мотивам зарубежного произведения — «Буратино». А потом, по примеру Нила, написал кроссовер по ним обеим, который даже читабелен в качестве курьёза.
  • Винсент Ван Гог отрезал себе ухо (на самом деле не всё, а только мочку). И написал подсолнухи. А ещё жрал абсент, как не в себя.
  • Поль Гоген — один из первых дауншифтеров, бросил все и уехал на Таити жить на лоне природы, наблюдать за аборигенами и в отчаянной нужде продолжать писать картины. До этого рисовал бретонцев.
  • Жорж Сёра — самый известный пуантилист (картины намеренно пишутся точечными мазками, как пикселями).
  • Анри Матисс — нарисовал хоровод голых мужиков.
  • Анри Руссо — простой французский таможенник, по совместительству — художник-примитивист, самый известный представитель наивного искусства. Его работы напоминают иллюстрации к сказкам или древним мифам, а люди порой выглядят как куклы.
  • Гюстав Курбе — французский аналог передвижников, писавший быт простого народа: крестьян, рабочих, ремесленников, а также провинциальных буржуа. Самая известная картина — изображение вагины «Похороны в Орнане», написанная в родном городе Курбе.
  • Хуго Симберг — «Раненный ангел», и этим всё сказано! Педаль в пол: это почти единственный известный широкой общественности финский художник (образ его ангела дополнительно прославили Nightwish, воссоздав в клипе).
    • Почти — потому что есть ещё Аксели Галлен-Каллела. Хотя все знают, что он изобрёл финский армейский нож (на самом деле — разрабатывал дизайн пехотных штыков для конторы Fiskars), а вот картин (в том числе картин-иллюстраций к эпосу «Калевала») его не помнят.
  • Эдгар Дега — написал множество картин с балеринами. И конями. Но с балеринами больше.
  • Эдвард Мунк — написал «Крик». И вообще, если кто-то говорит «Экспрессионизм», то половина людей подразумевает Мунка. Почему половина? А потому что вторая половина подразумевает нижестоящего дяденьку.
  • Отто Дикс — второй «экспрессионист по умолчанию». Триптих «Война», из которой знаменита средняя часть, «Окоп» (даже на обложку альбома «Гражданской обороны» попала). А ещё «Ветераны, играющие в карты» и «Штурмовой отряд», который украшает собой все научно-популярные книжки про Первую Мировую. Ах да, в честь него питерская электронная группа назвалась.
  • Василий Перов — картина про чаепитие в Мытищах, с толстым попом. И другая картина про попов, но уже пьяных: «Крестный ход на Пасху». И многократно обстёбанные «Охотники на привале». И душераздирающая «Тройка», за которую художника ненавидят отечественные монархисты. И «Приезд гувернантки в купеческий дом».
  • Братья Васнецовы: старший, Виктор, рисовал иллюстрации к сказкам и былинам, младший — Апполинарий, занимался реконструкцией облика допетровской Москвы. На Западе Виктор ещё знаменит картиной с четырьмя всадниками Апокалипсиса.
  • Анри де Тулуз Лотрек — отличался низким ростом и нестандартным телосложением. Какое-то время жил в борделе. Назвать хотя бы пару его картин сможет не каждый всякий. А уж тот факт, что он был основоположником современной плакатной живописи… Ну зачем это нам?
    • Хотя вообще стиль ар-нуво обычно иллюстрируются работами чеха Альфонса Мухи.
    • Какой там Муха, какой Лотрек! Воспеватель сдобренного роскошно-изысканным золотом великолепия женского тела Густав Климт — наше всё!
  • Казимир Малевич — чёрный квадрат и куча связанных с ним шуток. Про то, что это важная веха в развитии супрематизма, а так же то, что «квадрат» часть триптиха знают уже не все.
  • Эль Лисицкий — супрематист, «Клином красным бей белых». А ещё архитектор-конструктивист.
  • Пабло Пикассо рисовал кубизм не пойми что с глазами на боку, а в ответ на вопрос (о картине «Герника») «Это вы сделали?» ответил фашистам: «Нет, это ВЫ сделали». «Девочка на шару шаре» в качестве беты. Менее известно то, что он любил рисовать тореадоров и корриду, а ещё нарисовал женщину с голубем-символом мира. А ещё был леваком и нарисовал портрет Сталина (за что и нежно любим в Советском Союзе).
  • Сальвадор Дали рисовал разжиженные часы, летающих тигров и слонов на сверхдлинных ногах и логотип Чупа-Чупса. И носил характерные усы. И чуть не сыграл Падишаха-Императора Шаддама IV Коррино у Алехандро Ходоровски. Ах да, ещё шоколадку угарно рекламировал.
    • Не, ну ещё как минимум «Жираф в огне», которого даже в советских учебниках песочили. И «Пять портретов Ленина на пианино» (советская критика в недоумении). И «Христос святого Иоанна Креста» (хотя мало кто правильно его назовёт, а тем более, правильно объяснит это название). И «Великий мастурбатор», но больше по названию. А да, ещё «Предчувствие гражданской войны» (точнее, «Мягкая конструкция с варёными бобами. Предчувствие гражданской войны в Испании») и «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
  • Марк Ротко — рисовал цветные полосы, которые назвал типа «Оранжевый, красный, жёлтый», за что ненавидим простым зрителем похуже Малевича (тот хоть интересные обоснуи своим квадратам придумывал).
  • Объединение «Кукрыниксы» и Борис Ефимов (Фридлянд) — штатные карикатуристы сатирического журнала «Крокодил», особо известные карикатурами и плакатами времён Великой Отечественной войны, за которые попали в личный расстрельный список Гитлера. Хотя работали они и до, и после неё. Ефимов даже дожил до 2008 года, не дотянув десять дней до 108-летней годовщины.
  • Дмитрий Моор — автор мемного плаката «Ты записался добровольцем?» времён Гражданской войны в России
  • Ираклий Тоидзе — автор не менее мемного плаката «Родина-мать зовёт!»
  • Владимир Сутеев — художник-иллюстратор детских книг, мультипликатор и комиксист: рисовал как и собственные комиксы, так и адаптировал истории о щенке Пифе из французского журнала «Vaillant».
  • Николай Радлов — тоже советский карикатурист, иллюстратор и комиксист, создатель коммкса «Рассказы в картинках». Также нарисовал множество шаржей на известных художников, музыкантов, театральных деятелей и писателей. До революции был одним из основателей детского журнала «Галчёнок», стебавшегося над другими, приторно-слащавыми журналами тех времён, вроде «Задушевного слова» или «Светлячка».
  • Туве Янссон — да, раздел правильный, она именно художник, в первую очередь — иллюстратор и карикатурист. В какой-то момент начала рисовать то, что теперь называется комиксами, а потом и развёрнутые тексты к ним написала… по ним автор муми-троллей теперь всем и известна.
  • Теодор Киттельсен — норвежский художник-иллюстратор норвежских же народных сказок и легенд. Его рисунки использовал Варг Викернес на обложках альбомов своего проекта «Burzum».
  • Йон Бауэр — шведский коллега Киттельсена, также иллюстрировавший фольклор. Погиб во время кораблекрушения на озере Веттерн вместе со всей семьёй.
  • Йенни Нистрём — шведская художница, работавшая для некоторых детских журналов и создававшая открытки с ниссе — существами наподобие гномов или домовых в скандинавской мифологии, которые во время Рождества заменяют Деда Мороза.
  • Луис Му — менее известен, чем трое предыдущих, соотечественник Киттельсена. Иллюстрировал «Рагнарёк», «Саксонскую грамматику» и детские книжки.

Современники[править]

  • Джек Кирби — рисующая половина Стэна Ли, создатель большинства главных супергероев Marvel.
  • Мёбиус (Жан Жиро) — это главный французский комиксист, рисовавший в духе хипповой психоделии. А ещё он помог Бессону с дизайном «Пятого элемента».
  • Бэнкси — эталонный анонимус, рисующий ироничные граффити. Никто не знает, кто это на самом деле (и вообще один ли это человек или бренд), но многие догадываются.
  • Ханс Руди Гигер — человек, создавший Чужого. У него на картинах ребристая биомеханика напополам с откровенной фрейдятиной, и везде лицо его первой жены. Умер, упав с лестницы.
  • Здислав Бексиньский — польский Гигер продолжатель славного дела Дали и Дикса, любитель изображать (пост)апокалипсис, тёмные стороны человеческой личности и вообще, различные мрачные пейзажи. Его убила школота.
  • Сэмвайс Дидье — человек-Варкрафт, он придумал пандаренов.
  • Борис Вальехо, Луис Ройо и Фрэнк Фразетта — три знаменитых любителя рисовать голых качков и не менее голых красавиц в фэнтези-антураже. Их рисунками украшали многие обложки российских изданий в 90-е, даже если к содержанию книги или диска это вообще не подходило.
    • Отличить их сложно, но можно: Вальехо рисует перекачанных бодибилдеров (срисованных с себя и жены, Джулии Белл, тоже бодибилдерши и художницы того же жанра) в нежных позах на фоне райских садов или очень размытого задника в тёплых тонах. Ройо любит мрачность, рваную одежду, монстров и ослепительные блики на чём-нибудь металлическом. А у Фразетты всегда очень точёные, подтянутые фигуры и боевые сцены в суровом древнем антураже.
    • Забыли сказать, что Фразетта на долгие годы определил стилистику мейнстримного фэнтези. А Вальехо, после переезда в США, начинал именно с имитации стиля уже тогда знаменитого Фразетты, на чём и заработал популярность.
  • Ларри Элмор — это драконы и Dragonlance.
  • Уэйн Барлоу и Джеральд Бром — это монстры, монстры и ещё раз монстры! Барлоу — это в первую очередь невозможное зверьё и мозголомные демоны в не менее мозголомной обстановке, а Бром больше любит всякую нежить.
  • Майкл Уэлан — «лучший художник XX века» по версии фантастических премий, автор каждой третьей обложки к фантастике (зачастую его лепят даже на книги, о которых он вряд ли слышал). А ещё у него в картинах то и дело появляются ракушки. А ещё это он проиллюстрировал всю «Тёмную башню».
  • Майя Мякила — безумная художница как есть. Рисует жутковатых гуманоидных существ с длинными аки Пиноккио носами, и клыкастыми улыбками, которых любят вставлять в примеры творчества душевнобольных.
  • Александр Шилов — рисует парадные портреты звёздам и нуворишам, знатоки искусства его не любят.
  • Никас Сафронов — то же самое, но более постмодерновый и китчевый.
  • Илья Глазунов — официозный ретро-патриот, рисующий православие, богатырей и исторических личностей. Многие его картины похожи на коллажи со свалкой персонажей. А ещё у него меч короткий!
  • Константин Васильев — годный ретро-патриот, который рисовал пафосных богатырей куда более удачно. Часто причисляется к фашистам, за сурово-нордический стиль. Якобы убит КГБ методом бросания под электричку.
  • Амок (Роман Папсуев) — знаменит серией портретов к «Песни льда и пламени» и «Отблескам Этерны».
  • Ким Джун Ги — бог рисования. Создаёт огромные и сложные по композиции полотна прямо на ходу, без предварительных набросков. Это всё равно что успешно рыбачить без снасти.
  • Эдриан Смит — самый главный иллюстратор Вахи, даром что всегда был фрилансером. А ещё его задолбали шутки про Iron Maiden.
  • Ёситака Амано — утончённость, яркие цвета, невозможные антуражи, прекрасные андрогины. Канонический иллюстратор Vampire Hunter D и Final Fantasy.
  • Ёдзи Синкава — дружбан Хидэо Кодзимы, которому рисует концепт-арты.

Исторические персонажи[править]

Отечественные[править]

См. подстатью Знают именно за это/Реальная жизнь/Исторические деятели России

Зарубежные[править]

См. подстатьи Знают именно за это/Реальная жизнь/Зарубежные исторические деятели (до Новейшей истории), Знают именно за это/Реальная жизнь/Зарубежные исторические деятели (Новейшая история)

Звёзды эстрады и шоу-персоналии[править]

См. подстатью Знают именно за это/Реальная жизнь/Эстрада

Видеоблогеры и стримеры[править]

Примеры перенесены в подстатью: Знают именно за это/Интернет

Прочее[править]

  • Геннадий Малахов и доктор Попов и их «уникальные» методики лечения, такие как уринотерапия и засовывание растущего на плети огурца в задний проход (sic!).
  • Знаменитая компания МММ. Помнят как грандиозное мошенничество. Но вот начинала компания с более-менее приличного бизнеса. https://www.youtube.com/watch?v=_LAzuakwW4c. И некоторые передачи примерно в период 1989—1991 гг. завершались словами ведущих в духе: «Оборудование предоставлено нашим спонсором — компанией МММ». Это уже потом началось строительство финансовых пирамид.
  • Если где-то фигурирует авианосец «Адмирал Кузнецов», то с вероятностью 95 % рядом будет упомянуто, что это «единственный российский авианосец» и заодно пошучено про то, как он ужасно дымит. Интересно, при каждом упоминании «Королевы Елизаветы» упоминается, что это единственный британский авианосец (и тот без самолетов, потому что своих нет, а США F-35 никак не допилят). Или про «Шарль де Голль»?
    • Если же кто-то осмелиться сравнить его с другими авианосцами, «Кузя» моментально превращается в авианесущий крейсер, который вроде как не подлежит сравнению с полноценными авианосцами.
    • «Елизавету» даже BBC называет «символом эпохи ухода», мол 100 лет назад цель британского флота была в том чтобы править миром, а теперь даже авианосец построили «лишь бы было».
    • К «Шарлю де Голлю» обычно обычно автоматом приплетают вертолетоносец «Жанна д’Арк», потому-что вертолетоносец это прикольно. То что его еще в 2010-ом списали знает уже мало кто.
    • Тайский «Чакри Нарубет» тоже обсуждают обычно как корыто построенное лишь бы было, но для Тайланда это очевидная перемога.
  • Эсминцы класса Цумвальт — американская вундерваффе которую хотели построить 21 штуку, потом цена оказалась в 10 с гаком раз выше и уже на втором эсминце вышли за смету. Зато на них стоят гаусс-пушки и боевые лазеры. Стоят ли на самом деле непонятно, это больше теоретизирование вида «раз у флота есть прототип то куда еще их ставить и вообще вписывается в мету». А то что это стелс-эсминцы на атомном ходу для обстрела вражеской армии с берега знают реже, хотя это эксперимент с новой морской доктриной.
    • Куда больше их знают за деревянную надстройку и снаряды к новой суперпушке, которые втрое дороже «Томагавков». За штуку. Хотя они рекламировались именно как средство сэкономить на ракетах. Ах да, атомного хода у них тоже нету, а газовые турбины постоянно перегреваются.

Примечания[править]

  1. На самом деле не всегда, а только в начале 00-х. На данный момент их потеснили «Порше» и японцы
  2. Продвинуть-то продвинуло, но уже после его смерти. Наиболее массовый образец был внедрён нюрнбергским часовщиком Даннером в 1525 году.
  3. Серия оказалась настолько успешной, что породила пару рип-оффов от художника Жан-Батиста Гарнере, который даже подделал на своих работах подпись Гранвиля
  4. В предисловии говорится, что звери, устав от постоянного подчинения людям, решили созвать совет и в качестве освобождения от власти человека поведать истории из своей жизни в виде книги, что и подразумевалось, так как писатели, написавшие свои произведения для сборника: Жорж Санд, Оноре де Бальзак и другие, указаны в качестве переводчиков со звериного языка