Игра в реальном мире

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Помнишь, как два обезумевших берсерка. Вынесли в ноль сорок пять грибников? »
— Песенка про сабж

Виртуальная реальность? Скукота! Чем воссоздавать реальный мир в компьютере, лучше сделать реальную жизнь похожей на компьютерную игру: нанять людей, чтобы они вели себя по сценарию, запрятать в разных местах макгаффины и хитроумные головоломки и заготовить ряд хитрых ловушек.

Отчасти похожий и иногда пересекающийся троп — Всё было розыгрышем, но разница в том, что, во-первых, розыгрыши — явление штучное (а игры организуются в рабочем порядке), во-вторых, участники игры обычно (хотя и не всегда) знают, что являются участниками игры, в-третьих, между игроками может быть конкуренция за некий приз.

Вариант тропа с педалью в пол — Мир — игрушка богов, когда весь наш мир представляет собой что-то вроде настольной или компьютерной игры для высших сущностей.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Г. К. Честертон, новелла «Потрясающие приключения майора Брауна» (сборник «Клуб интересных профессий»). В «Агентстве приключений и романтики» перепутали клиента с другим человеком, в результате именно тому пришлось пережить «потрясающие и таинственные события», организованные агентством.
  • Агата Кристи, «Глупость мертвеца» — писательнице Ариадне Оливер поручено организовать игру в поиски убийцы с весьма замысловатым сюжетом. Однако героиню не покидает ощущение, что что-то может произойти на самом деле, и она приглашает на праздник Пуаро под предлогом вручения призов. Увы, предчувствие оказалось верным, и девушка, которая должна была изображать жертву, оказалась убитой на самом деле.
  • Фридрих Дюренматт, «Авария» — разбивший машину коммивояжёр останавливается на ночь в отеле. Он единственный гость, все прочие — друзья хозяина отеля. Им нравится играть в суд; коммивояжёр не против подыграть и с удовольствием принимает роль обвиняемого. Он уверен, что ведёт примерную жизнь, и обвинить его решительно не в чем. Прокурор, впрочем, умело «раскручивает» Обвиняемого: уклонение от налогов, супружеские измены, сокрытие доходов от жены, обман работодателя… По сумме прегрешений Судья выносит смертный приговор. Утром коммивояжёра находят повешенным.
    • В экранизации подсвечено, что в петлю он залез не сам. В книге финал неоднозначный: то ли совесть замучила, то ли «суд» привёл приговор в исполнение.
  • Дарья Донцова, «Филе из Золотого Петушка» — про очень жестокую игру такого плана, которую организуют криминальные кланы: игрок (который сам не знает, что он игрок) должен найти макгаффин (ампулу с так называемой «красной ртутью» — известная в реальной жизни мистификация) и доставить её в условленное место, а команда соперника должна ему помешать. В ходе игры по-настоящему убивают людей, а игрока убирают после окончания игры (главная героиня чудом избежала такой участи).
  • Виктория Платова, «Такси для ангела» — писательница-детеутивщица Аглая Канунникова организует игру в расследование, которая оборачивается настоящим расследованием, когда саму Канунникову находят мёртвой.
  • Сергей Веселов, «Пятый уровень» — про сынка богатого бизнесмена, который живёт в готическом особняке, построенном по мотивам компьютерного хоррора, и организует там игры с драками и головоломками для желающих выиграть «Харли-Дэвидсон».
  • Роальд Даль, «Желание» — про ребёнка, который придумал для себя такую игру: если он пройдёт по ковру, наступая только на жёлтое и не наступая на красное и чёрное (красное — раскалённый уголь, чёрное — ядовитые змеи), то ему на день рождения подарят щенка. Он прошёл до половины, и тут потерял равновесие и упал прямо на чёрных змей… Это игра воображения или мистика?
  • Джон Фаулз. Его роман «Волхв» построен вокруг игры, которую группа скучающих богачей и аристократов устраивает для ничего не подозревающей жертвы. В процессе игры жертва подвергается многочисленным психологическим испытаниям. Цель игры, по крайней мере с точки зрения жертвы — дать ей возможность понять себя.
  • Евгений Лукин, «Педагогическая поэма второго порядка» — как известно, в любой ролевухе самое интересное — случайно попавшие в неё обыватели, не понимающие, что вокруг идёт игра…

Сетевая[править]

  • Крипи-история «Правила игры»: мальчик Саша с недавних пор начал слышать Голос, который диктовал ему Правила Игры: как наступать на плитки на асфальте, как ставить предметы в комнате и др. Однажды родители узнали об этом и убедили его, что никаких Правил нет и он сам всё придумал… после чего его отец разбился в автокатастрофе с любовницей, и Голос сказал, что Саша сам в этом виноват. Возможно мистическое объяснение, а возможно и вполне реалистическое: у мальчика были первые признаки психического заболевания, и случайно наложившаяся на бред реальная трагедия привела к тому, что оно стало прогрессировать.
  • Другая крипи-история «Вигилия в пустыне зеркал» — ГГ отправился на поиски загадочной девушки, организовавшей ему настоящий квест с зашифрованными подсказками. Как выяснилось, девушка давно умерла и стала призраком, и в конечной точке маршрута он нашёл её могилу.

Кино[править]

  • Фильм «Игра» Дэвида Финчера целиком про это.
  • Серия «Пила» — про маньяка, который похищает людей и организует им очень жестокие квесты на тему «выберись из замкнутого помещения».
  • «Крысиные бега» — Владелец казино в Лас-Вегасе и миллиардер Дональд Синклер организовывает необычные соревнования. Он засунул в шесть «одноруких бандитов» шесть золотых жетончиков. Совершенно случайные ловцы удачи, которым достались жетоны, приглашены поездить наперегонки на дистанции семьсот километров. На кону два миллиона долларов. Деньги — в ячейке камеры хранения. Ячейка в Сильвер-Сити, штат Нью-Мексико. Каждому выдано по одинаковому ключу от дверцы. Приз достанется тому, кто доберется до денег первым. Но это не просто гонки. Синклер собрал компанию богачей, чтобы устроить своеобразный тотализатор. Участники соревнования не знают, что магнат и его богатые приятели держат пари на исход гонок и следят за всеми действиями каждой команды…
  • «Турнир на выживание» в чём-то схож с предыдущим — тоже богатеи организуют забег по городу, ставки также присутствуют. Только правила другие — участники обязаны убивать друг друга, чтобы выжить. Без жертв среди мирного населения не обходится.
  • «Клаустрофобы» (Escape Room) - обычный вроде квест "выберись из комнаты", интерпретированный в стиле тропа. Герои выясняют, что и комнаты не вполне обычные, и выбраться надо не для победы и денежного приза, а реально для выживания.

Телесериалы[править]

  • Misfits — один из персонажей из-за грозы получил способность видеть мир как компьютерную игру, причём вполне конкретную.
  • «Касл» — 24-я серия 2-го сезона начинается с того, что герои натыкаются на шпионскую интригу, которая оказывается реалити-квестом.
  • «Улицы разбитых фонарей» — находят труп бомжа, который при установлении личности оказывается… крупным бизнесменом, одетым, как бездомный. Оказывается, крутые пацаны развлекались: один высаживается в пункте А без денег и документов, в обносках, и кто быстрее доберётся до пункта Б — тот молодец. Один совсем не добрался.

Реальная жизнь[править]

  • Т. н. «игры в альтернативной реальности».
    • Наиболее загадочная из них — Цикада 3301: есть даже версия, что её организуют спецслужбы.
  • Конечно же, Encounter и его лайт-версия DozoR. Инкаунтер был придуман под влиянием упомянутого выше фильма «Игра».
  • А также реалити-квесты типа «выбраться из запертой комнаты»: московская «Клаустрофобия», новосибирский «Выход» и многие другие.
  • Перехват — реалити-шоу 1997—1998 годов с Николаем Фоменко. В игре участвуют два участника-«угонщика», каждый в своей машине. Каждая машина укомплектована радиопоисковым маяком. Цель угонщиков — не быть задержанными как можно большее время (30 минут — игрок получает 1/3 автомобиля, 35 минут — автомобиль целиком). Против них выступают «охотники» — 6 машин специального батальона ДПС под руководством командира. Погоня происходит на улицах Москвы. Угонщики вправе использовать любые средства, чтобы скрыться от преследования. Единственное ограничение — нельзя нарушать правила дорожного движения, в противном случае угонщик обязан остановиться на 30 секунд.
  • Страйкбол. Особенно это касается сюжетных многодневных игр на выезде.
    • Пейнтбол от него недалеко ушел.