Идолы и истуканы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Идолы, они же кумиры, истуканы и болваны — предметы, являющиеся объектами поклонения; обычно изображающие бога, духа или демона[1]. Считалось, что через подобные предметы боги могут слышать и видеть своих почитателей, а потому именно кумиров ставили в храмах, справляли вокруг них обряды и приносили жертвы, дабы гарантированно достучаться до высших сил. В массовой культуре идолы обычно выступают как элемент язычества, противостоящего христианству. Причём, в зависимости от точки зрения автора, идолы могут быть как символом дикости, невежества и всего самого плохого, так и наоборот. В приключенческих произведениях кумиры нередко являются конечной целью персонажей, ибо чем-то очень ценны — например, созданы из драгоценностей или обладают мистическими свойствами.

Nota bene: с точки зрения самих язычников (аутентичных, а не «реконструированных» после двадцати веков христианства), идол — это не просто образ (как икона[2]), а именно физическое воплощение божества. Если перестать подкармливать его жертвами и воскурениями, он рано или поздно умрёт, и изображение станет «трупом», который подобает либо торжественно похоронить, либо приготовить для нового воплощения божества — да, некоторые из них умирают и воскресают согласно повешенному в капище расписанию. А если до кумира не доходит через голову, то ему могут и постучать в печень.

В современном русском языке значения этих слов трансформировались. Болван — это просто дурак, истукан — дурак, который тупо стоит и ничего не делает. Кумир (реже употребляют слово «идол») — это человек, по которому кто-то фанатеет, обычно звезда шоу-бизнеса или спорта, реже — писатель или политик. А всё описанное в первом абзаце обычно называют словом «божок» или «фетиш» — но последний далеко не всегда изображает одушевлённое существо.

  • А в архаичной речи стариков и старушек «идол» — это ругательство, которым клеймили чванного, неприветливого и в глубине души злого человека. Простой народ особенно широко употреблял это значение в XIX веке, — часто можно встретить в пьесах Островского, в речи персонажей-простолюдинов, — но в глухой русской провинции речевой рудимент остался и в начале нового тысячелетия.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

Разные религии, разные идолы…
  • Авраамические религии (см. Реальная жизнь) утверждают, что Бог только один и что Он невидим для человеческого взора. Поэтому в Библии есть несколько сюжетов, наглядно показывающих, что идолопоклонство — это плохо.
    • Отлично известна история с золотым тельцом. В современной культуре он часто становится метафорой погони за длинной деньгой, на самом же деле всё было несколько сложнее. Поскольку Бога никто никогда не видел, табу на Его изображение особенно строго — любой образ будет фантазией, то есть всё тем же идолом. Аарон же, воздвигнув по просьбам евреев тельца, сказал буквально следующее: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» — то есть не поймёшь, что хуже: то ли приписал Исход не Яхве, а какому-то абстрактному быку, то ли Ему Самому приписал бычью наружность. Неудивительно, что Моисей, вернувшись с аудиенции у Самого, знатно с этого фалломорфировал и расколотил друг об дружку и свежеполученные заповеди, и тельца.
    • Это не помешало ему немного погодя сделать штандарт в виде медного змия, причём по прямой указивке Бога: укушенный натуральным змеем должен был посмотреть на медного, чтобы исцелиться[3]. Почему именно змей — вопрос хороший, то ли от созвучия самих слов «змей» и «медь» на иврите, то ли ползучий гад был гербовым животным колена Давидова. Так или иначе, через долгое время после смерти Моисея ему тоже стали поклоняться (при жизни стремались, памятуя случай с тельцом), и царь Езекия (тоже, кстати, из колена Давидова) расколотил его вместе со множеством других идолов.
    • Пророк Илия был настолько суров, что даже не ниспровергал идолов, а просто предложил их жрецам состязание: он молится и приносит жертвы своему Богу, они — своим, кто из небожителей первый ответит — тот, значит, и истинный. Жрецы, разумеется, не отказали, зарезали быка, обложили его на жертвеннике дровами и начали ритуальные пляски со словами «кто не скачет, тот еврей!», прося кумиров ниспослать огонь и вкусить их приношений. Результат был немного предсказуем, Илия ещё и потроллил их: «кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» После чего тоже зарезал быка, обложил на жертвеннике дровами, да ещё и водой их облил. По молитве пророка с неба тут же упал огонь и испепелил не только жертву и дрова, но даже камни самого жертвенника.
  • В японских народных сказках нередко действуют ожившие божки: каменный Дзидзо благодарит крестьянина за оставленную в снегопад шляпу, бросив в окно мешок золота, а деревянный и золотой будды устраивают борьбу сумо. А статуя Каннон приплыла по реке к своему будущему храму.
  • Индийская притча о том, что вера важнее объекта почитания. Мудрец Бирбал закопал туфлю падишаха и распустил слух, что на этом месте похоронен мусульманский святой Якиншах. В результате сам падишах приехал на поклонение, а его придворные утверждали, что Якиншаха почитал еще его отец.

Литература[править]

  • Д. Дефо, «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» — путешествуя по Сибири, Крузо остановился в одном городе и наткнулся на тунгусов, отправляющих свои языческие обряды. Религиозные чувства ‎истового пуританина были оскорблены, и он разогнал тунгусов, а их идола порубил саблей. На следующий день тунгусы явились к голове города и («in a most outrageous manner») потребовали объяснений такого безобразия. Градоначальник их выслушал, успокоил и потребовал от заграничного гостя удалиться из города от греха подальше. Крузо, не стесняясь в выражениях в адрес местных язычников, в адрес русских со сдержанным укором заметил, что при них обращение аборигенов в христианство не ускорилось и что царю это явно не нужно (что, по морали книги, есть показатель чёрствости и/или духовного убожества).
    • Налицо изменившаяся мораль: сейчас диким варваром предстаёт именно сам Крузо, который посягает на культурное самоопределение тунгусов (сравните с популярной ныне в Европе политикой мультикультурализма и политкорректной моралью). По меркам тогдашнего русского общества он — дурак и нахал, который со своим уставом ввалился в чужой «монастырь» и начал устанавливать свои правила. А тупым храмовником Крузо оказывается. Своим поступком он гарантированно разжигал недовольство коренных жителей, которое, если бы губернатор не разрядил обстановку, они могли бы выместить на немногочисленных и непричастных русских поселенцах, а потом и сами бы огребли от русской армии.
  • Метавселенная Рудазова — если идол возводит искренне верующий человек, то божество получает дополнительную порцию ба-хионь, т. е. энергии веры, которая необходима богам, как воздух. Смотреть через глаза истукана на окружающий мир, для богов также не является чем-то необычным.
    • А Креол и его земляки любили идиому «Чего застыл, как кумир?», аналогичную нашему «Чего замер, как истукан?»
    • В полном соответствии с исторической действительностью описан также «обратный кумир», или адорант — статуя молящегося, которая ставится в храме. Считается, что это так же угодно богам, как если бы человек сам всё это время там молился.
  • Филип Дик «Подарок для Пэт» — купленный в качестве сувенира идол оказывается… таки настоящим богом.

Кино[править]

  • «ПиКей» — означенный инопланетянин, среди прочего, проводил над студентами эксперимент. Он соорудил из камня и тряпочки условное подобие идола, положил перед ним немного денег, затаился в кустах и стал ждать. Струденты, подумав, что это действительно некий идол, начали подкладывать к нему всё больше и больше денег, после чего PK решил, что выявил главный косяк человеческого мышления — иррациональную религиозность.

Телесериалы[править]

  • Vikings — Ивар, уверовав в то, что является живым богом, приказал возвести статую себя любимого и поклоняться ему также, как Одину, Тору и другим асам.

Мультфильмы[править]

  • Принц Египта — в самом начале мультфильма иудеи-рабы поднимают громадную статую Ра. Уже под конец, когда Бог насылает на Египет Тьму, эта статуя символически рассыпается в прах.
  • «Мулан» — в ассортименте. Стуча в гонг перед стелами в честь покойных предков семьи, можно разбудить их духов. Должность будильника возложена на дракончика Мушу, который промежутки между работой проводит в облике бронзовой рукоятки для держателя благовонных палочек. А в саду стоит большой каменный дракон, но когда Мушу попытался разбудить его, что-то пошло не так.
  • «Князь Владимир» — означенный князь пытается достучаться до богов, но возведенный Кривжей идол Перуна разбивает молнией. Недвусмысленно намекается, что это сделал сам громовержец, возмущенный ложью Кривжи. (А может, Единый Бог или один из Его ангелов, возмутившись тем же самым. Мультфильм допускает и такую трактовку: ведь громовержца как такового не показали.)
  • «Принцесса и лягушка»: маски на стене у Доктора Фасилье — это тоже сабж.

Видеоигры[править]

  • The Banner Saga — периодически встречающиеся Божьи камни, на которых высечены изображения богов. Хотя боги уже давно мертвы, но камни, судя по всему, до сих пор хранят в себе мистическую силу.
  • Shadow of the Colossus — чтобы разрушить шестнадцать истуканов, сдерживающих силы Дормина, Вандеру приходится убивать колоссов — по сути, тоже огромных и живых идолов. А вот насколько именно они «живые» (как заведённый болванчик или как живые существа, с душой и личностью), фанаты ломают копья уже больше десяти лет.
  • The Elder Scrolls — всякое святилище даэдра имеет статую, изображающего этого/эту даэдра. Через эти изваяния Принцы способны взаимодействовать с просителями и творить чудеса в некой области вокруг святилища (например, возле Часовни Боэтии вечная ночь.)
  • Heroes of Might and Magic — на карте встречаются «идолы удачи», посещение которых повышает, собственно, удачу или боевой дух войска на ближайший бой. Контакт героя с этим объектом сопровождается примерно таким сообщением: «Вы нашли древнего, потемневшего от воды, каменного идола. Говорят, что поцеловавший идола обретает удачу или счастье, поэтому вы так и поступили. Камень оказался очень холоден для губ».
  • Ведьмак — проход на пшеничные поля в Темноводье обрамлён двумя Збручскими идолами.
    • Ведьмак 2: Убийцы королей — множество идолов во Флотзамском лесу и алтарь Вейопатиса.
    • Ведьмак 3: Дикая Охота — дополнительный квест «Защитник веры» предложит Геральту восстановить разрушенные святилища. В двух случаях из трех идолы неназванного бога оказываются поваленными на землю, в третий раз Геральт встречает компанию студентов Оксенфуртской академии, которые утверждают, что, разрушая святилища, они борются с предрассудками. За Геральтом остается выбор — либо защитить святилище, либо дать студентам продолжать свою деятельность. На Кривоуховых топях можно найти статуи, связанные, по всей видимости, с поклонением Хозяйкам леса. На Скеллиге на острове Хиндарсфьяль один из дополнительных квестов приведет Геральта в святилище Фрейи, где можно увидеть ее изображения. В дополнении «Кровь и вино», взяв квест «По стопам пророка Лебеды», Геральт поспособствует строительству статуи почитаемого в Туссенте пророка.
  • King's Bounty: Воин Севера (если не путаю с Принцессой в Доспехах) — квест от шамана орков принести жертвы тотемам предков

Настольные игры[править]

  • Мир Тьмы — Привязанные к Земле, в отличии от прочих демонов, слишком сильны, чтобы вселиться в смертного без фатальных для него последствий, а потому ютятся, таки да, в кумирах и идолах. Если вместилище Привязанного будет неким образом уничтожено, то и сам он погибнет. К сожалению, сделать это непросто — чем старше и могущественнее Привязанный, тем прочнее его сосуд.
  • Warhammer 40,000 — и такое тут есть. В частности:
    • душа эльдарского бога Кхейна разлетелась на куски во время битвы, которую затеяли из-за него Слаанеш и Кхорн. Из-за этого Кхейн вроде бы мёртв, но жертвоприношение экзарха может воплотить его аватара — смертоносного идола, несущего в себе часть силы божества.
    • Демоны вполне могут воплощаться не только в телах, но и в истуканах. Демон-принц Амниах Золотой создал внушительный культ имени себя на отдалённой планете, а сам разделил свою сущность между сотнями статуй, чтобы в определённый момент провести ритуал и обрести большие силы. Но войска Империума вовремя вторглись на планету и статуи перебили.

Реальная жизнь[править]

  • Статуя бога Шивы возле города Мурудешвары.
  • Два из Семи чудес света — Колосс Родосский и Зевс в Олимпии, — были также объектами поклонения (первый — Гелиосу).
    • Когда господствующие в Сирии греки попытались установить в иудейском Храме похожую статую, дабы приучить местных к политеизму, терпение евреев лопнуло, и они устроили восстание…
  • …Потому что в иудаизме существует запрет на изображение человека. Одна из заповедей, данных Моисею Богом, гласит: «Не сотвори себе кумира» — то есть «не поклоняйся и не оказывай божественных почестей кому или чему-либо, окромя Единого Бога»[4] А ещё есть «Да не будет у тебя других богов, пред лицем Моим!». В Римской империи, чтобы евреи не возмущались, для Иудеи даже чеканились особые монеты, без изображения императора. Так что авраамисты идолопоклонство жёстко осуждают и считают одним из тяжелейших грехов.
  • В исламе дело обстоит ещё строже — кумиром автоматически считается любое изображение одушевлённого существа вне зависимости от цели, которую преследовал тот, кто его изображал. Существует даже суеверие, что в день Страшного Суда Аллах оживит все изображения живых существ и строго спросит с каждого художника, зачем тот возложил на Него труд сотворить души сверх плана. Отсюда изобилие сложных орнаментов в мусульманском искусстве: живое рисовать запрещено, но красоты-то хочется! (Статья про ислам говорит, что не всё так однозначно).
  • Изначально такая точка зрения была распространена и у христиан. Ранние последователи этой веры были сердечно согласны с nota bene из шапки статьи. Только с их точки зрения в статуе воплощался не бог, а бес, ради изгнания которого на искусство можно забить — ещё изваяют, а вот души, которые этот бес продолжит смущать, если его не низвергнуть — ресурс невосполнимый. В более поздние времена стали чаще вспоминать слово святого Павла, согласно которому «идол в мире есть ничто», а значит, если ему не кладут треб — пусть себе лежит смирно. Потом мотивация первохристиан окончательно забылась, а красота античного искусства осталась, и глядя на неё, иваны, родства не помнящие постхристианские гуманисты возопили: «Что за фигня, апостолы?!».
    • В Византии в течение века была популярна политика иконоборчества — уничтожение икон и других изображений, приравнивавшая их к языческим идолам. И только на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе постановили, что раз Бог-Сын стал стопроцентным человеком, то и изображать Его можно, как и любого человека. Иконоборчество было осуждено как ересь, а уничтожение икон официально запрещено, но отдельные настроения мелькают и по сию пору.
    • Протестанты в XVI веке вернулись к идее «иконы и статуи святых суть идолы». По сей день если не все, то большинство протестантских деноминаций обходятся без оных.
    • Впрочем, идолопоклоннику вовсе не обязательно воздвигать истукана на алтарь. Всё, к чему человек пристрастится до того, что забудет Бога, будь то деньги, власть, секс, другие люди или их отношение, с авраамической точки зрения тоже является кумиром.
    • Более того, может оказаться кумиром даже Бог, точнее — тот Его образ, который создаёт у себя в голове Анонимус, не дружащий с матчастью. Случаям же, когда со свечкой, иконой или ковчежцем с мощами некоторые товарищи носятся, как с писаной торбой колдовским артефактом, и вовсе несть числа. Грань между почитанием образа и поклонением предмету на практике бывает очень тонка. Чтобы её различать, требуется определённая культура гуманитарной мысли, которой обладают не только лишь все, что по ту сторону церковной ограды, что по эту.
  • В 2011 на территории Голой Пристани была установлена скульптура Даждьбога, что взбаламутило местное духовенство — средь бела дня идолы бесовские ставят! После волны протестов и гневных писем, власти решили снести статую, а в интернете начались бурления среди неоязыческих сообществ.

Примечания[править]

  1. Исторически у слова «демон» не было однозначно отрицательных коннотаций. Добрый дух по-эллински назывался «эвдемон», а злой, соответственно, «какодемон».
  2. Собственно, так слово «икона» со всё того же греческого и переводится.
  3. Цимес в том, что этих самых змей незадолго до того сам же Бог на евреев и наслал, более того, в еврейском тексте есть намёки, что это были не просто змеи, а буквальные серафимы. Времена были суровые, тогдашние евреи были не чета нынешним и по-хорошему не понимали.
  4. В развёрнутом виде: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…» В еврейском оригинале, греческом и славянском переводе вместо «изображения» буквально — «подобие».