Иду на таран!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Ramming Always Works. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Но тот, который во мне сидит,
я вижу, решил: на таран!
»
— Владимир Высоцкий от лица самолёта-истребителя
« Нет, поздно — и мне вышел «мессер» навстречу, -
Прощай, я приму его в лоб!..
»
— Владимир Высоцкий от лица пилота этого истребителя
« — Давай спикируем на него и разобьем его машину!
— Марти, он в Форде 46 года. Мы в ДеЛореане. Он нас просто размажет.
»
— Раньше машины делали не из фольги, да[1][2]
Знаменитый советский плакат времен Великой Отечественной

Как известно из школьного курса, кинетическая энергия зависит от массы и квадрата скорости. Таким образом, некий большой и/или очень быстрый объект обладает большой разрушительной энергией. Собственно говоря, этот принцип используется всевозможным огнестрельным оружием — от примитивной пищали до офигенно большой пушки какого-нибудь линкора и прототипов всевозможных рельсовых и гауссовых пушек.

Однако в данном случае на таран идёт не специально подготовленный для этого снаряд, а нечто совсем другое — корабль морской или космический, наземный транспорт и даже самолёт! Бывает, что и автомобиль.

Как докатываются до жизни такой? Вариантов тут два. Первый — жест отчаяния в поисках последнего шанса. Обычно заканчивается героическим самопожертвованием — или бессмысленным, если не повезло. Второй вариант — таран является заранее рассчитанной тактической возможностью. Да, риск по-прежнему есть, но предполагается, что в любом случае дела противника будут обстоять намного хуже.

Часто пересекается с тропом камикадзе.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Жюль Верн, «Двадцать тысяч льё под водой». «Наутилус» был снабжен тараном, которым атаковал корабли и морских хищников. Говорят, когда писателю намекнули, что торпедами было бы удобнее, он попытался скупить весь тираж книги — но опоздал.
    • Есть и другая версия — торпеды приобрели известность уже после того, как роман покинул стадию черновика. Ну и потом, как заметил мсьё Верн, глупо гоняться за современностью, обгоняющей даже человеческую фантазию…
    • С другой стороны, роман вышел в 1869-70 — всего через 3 года после сражения при Лиссе, когда таран оказался очень эффективным оружием и такая тактика считалась мейнстримом. Потом таран ещё раз успешно применил легендарный монитор «Уаскар», а последний корабль с тараном построили аж в 1910 году!
    • Торпеды Верн не забыл. Они пригодились в «Таинственном Острове».
  • «Война миров» Герберта Уэллса — эпизод схватки марсианских треножников с таранным миноносцем [3] «Сын Грома».
  • В рассказе Г. Ф. Лавкрафта «Зов Ктулху» паровой яхтой берут на таран… да-да, заглавного персонажа. Убить этим Великого Древнего, конечно, не получилось, но дало совершившему манёвр моряку возможность уйти живым после встречи с древним богом.
  • «Железный воин» Г. Макнилла — когда штурм космического форта Ультрамаринов захлёбывается, Кузнец Войны Хонсю попросту отправляет на таран один из своих кораблей в состоянии «не жилец». В результате тарана оборона защитников разрушена и дальнейший штурм проходит без серьёзных осложнений.
  • Схожим образом поступают космодесантники-предатели из легиона Несущих Слово в «Тёмном кредо» Э.Рейнольдса. Однако для достижения нужного разрушительного эффекта против космической крепости Белых Консулов, хаоситам пришлось захватить боевую баржу лоялистов, до упора делать вид что на её борту есть живые Консулы… и телепортировать на баржу мощнейшие взрывные заряды буквально в последний момент — от самого тарана толку было бы немного.
  • «Реквием каравану PQ-17» — безымянный советский сторожевик таким образом расправляется с немецкой субмариной.
    • Плагиат. Эпизод выше полностью содран Пикулем из романа А. Маклина «HMS Ulysses». Там на таран подлодки идет эсминец «Вектра». Да и сам «Улисс» в конце пытается таранить вражеский тяжелый крейсер.
      • Ну или просто описание распространенного случая. Именно подводную лодку таким способом действительно можно было эффективно потопить, во время Второй Мировой войны такие случаи встречались в достаточно большом количестве.
  • Сага о Форкосиганах — Ард Мэйхью на своем грузовике таранит флагман оссеровского флота «Триумф».
  • «Приключения капитана Врунгеля» — уже под конец кругосветного путешествия японский миноносец таранит «Беду», разрубая её пополам.
  • Dragonlance — в конце первой книги на таран пошла драконица.
  • Dresden Files — Гарри и Мёрфи на мотоцикле врезались в джип Рейтов. Что самое характерное, таки протаранили.
    • На самом деле, запаса прочности рамы многих мотоциклов вполне достаточно, чтобы полноценно протаранить легковой автомобиль. Если целиться в борт, можно даже разрезать пополам.
      • Столкновение было лобовым. Просто Гарри «немного» помог телекинетическим клином, так что фактически они даже не врезались.
  • Питер Уоттс, «Ложная слепота» — путём самоубийственного тарана был уничтожен мазершип чужих. Правда, поражающим фактором в этом случае стала не кинетическая энергия земного корабля, крохотного по сравнению с громадой «Роршаха», а цистерны с антивеществом, превратившие «Тезей» в аннигиляционный брандер.
  • Дэвид Вебер очень, ОЧЕНЬ любит этот троп:
    • В ярости рожденная (и ее старая версия — Дорога ярости) — гиперракета это собственно очень маленький сверхсветовой космический корабль, боеголовка ему — не нужна. (если уровень гравитационного поля превышает границу (а значит двигатель попросту будет разрушен при продолжении полета) — можно выйти из сверхсветового режима и идти на том же двигателе на субствете) При желании — можно и свой корабль использовать если гиперракет нет а поражение цели другим способом — не обеспечивается. Алисия ди Фриз попала в ситуацию когда это — было единственным выходом и пошла на таран чтобы уничтожить предателя, ведь никто не ж ей не поверит. Вообще то к тому моменту - уже поверили, вот только надо было ее убедить в этом, с учетом что она ранена, что она знает что ее разыскивают как психически нестабильную и сошедшую с ума на почве мести (и вообщем то,у тех кто объявил - были достаточно серьезные основания считать что так и есть), в итоге все же смогли убедить, в том числе и тем - что ЕЕ попытаются взять на таран те кого она очень уважала.. Ранее — также поступает командир корвета Гермес (когда понял — на каком уровне измена).
    • Серия «Галактический Шторм». ВСЕ. ЧАСТО.
    • Он же в Хонорверсе: Противоракеты не имеют боеголовок и работают за счёт того, что тупо таранят ПКР: импеллерный двигатель взрывается, если генерируемый им гравитационный клин сталкивается с другим клином, особенно более мощным, а противоракеты обладают самой высокой напряжённостью гравитационного поля в клине, так что попадание с гарантией уничтожает обе ракеты.
      • Вообще-то Харрингтониха и корабельный таран провернула, в первой же книге. Снесла на орбите Василиска импеллеры хевенитскому курьеру, прежде чем погнаться за рейдером.
  • «ВарягЪ-Победитель» — попаданец в Руднёва путём военной хитрости и явной удачи устраивает именно таким способом невероятно выгодный размен — старая канонерская лодка «Кореец» (настолько устарела, что ещё имела таранный форштевень) на новейший японский крейсер «Асама» (единственный корабль в японском отряде, который был сильнее «Варяга»). Такой же размен пытался устроить капитан крейсера «Диана», когда в ночном бою уже повреждённый корабль вынесло прямо на броненосец «Фудзи». Увы, в последний момент броненосец смог уйти с пути уже неуправляемого и обстреливаемого со всех сторон, но момент вышел настолько коронным, что даже знающие толк в эпичных самопожертвованиях японцы впечатлились.
  • Цикл Михайлова «Господство клана Неспящих» — в 7 и 8 томах таранных ударов выше крыши.
  • Destroyermen — во время сражения в Баалкпанской бухте, японский линейный крейсер «Амаги» наносит серьёзные повреждения американским эсминцам «Уокер» и «Мэхэн», так что командиры обоих эсминцев принимают решение таранить супостата. «Мэхэн» оказывается ближе и таранит первым, однако результат удручающий — вмятина в борту «Амаги» и гибель большей части экипажа эсминца от столкновения. Тогда бывший пленный гриков детонирует запад морских мин на борту эсминца прямо под боком у крейсера. Вот это уже наносит серьёзный удар и вынуждает крейсер попытаться выйти из боя. Затем всё решает роковая случайность: у стрелка Денниса Сильвы на борту «Уокера» кончаются бронебойные и он переходит на бризантные, которым никак не пробить броню крейсера. И всё же снаряд попадает аккурат в дыру, пробитую взрывом «Мэхэна» и повреждает рулевой механизм. «Амаги» непроизвольно поворачивает в сторону и натыкается на связку подводных мин. Взрыв мин «ломает хребет» крейсера. К слову: «Мэхэн» потом отстроили, после чего он ещё несколько раз получал критические повреждения, и его отстраивали вновь. А из остова «Амаги» потом ещё долго строили броненосцы.
  • Гаррисон, «Специалист по этике» — Язон дин Альт таранит своим кораблем пароход вражеского клана. После чего таранит морские ворота вражеской крепости. И снова успешно.
  • Сварог — в «По ту сторону льда» суперсубмарина «Рагнарок» просто размазывает тараном один из вражеских фрегатов, пока второй попросту делит на ноль выпущенная противокорабельная ракета.
  • «Повесть о настоящем человеке» — второе попадание танкиста Гвоздева в госпиталь: «…Самолеты рядами стояли, а мы по ним бронебойными, по пять, по шесть машин одним снарядом прошиваем. Потом видим — не управиться: их экипажи, что посмелей, моторы заводить стали. Ну, мы задраили люки и пошли на таран, броней бить по хвостам. Самолеты транспортные, громадные, до мотора не достанешь, так мы по хвостам. Без хвоста — все равно что и без мотора: не полетишь. Тут вот и пригрело меня. Высунулся я из люка посмотреть обстановку, а машина как раз по самолету ударила. Осколком крыла и двинуло мне по голове. Спасибо, шлем амортизировал, а то бы конец…»
    • Повезло, что, судя по описанию, это были транспортники Ме.323 Гигант — огромные шестимоторные деревянные великаны, переделанные из грузовых планеров. По этим тихоходным хрупким чудовищам из фанеры и перкаля (металлическим там был только трубчатый силовой каркас, как у дирижабля) действительно можно было ездить на танке (и получать обломками по башке, всё равно фанерные) без последствий.
    • «Иван Никулин, русский матрос» — на таран (точнее, в качестве брандера) пускают форсированный до аварийного режима котла паровоз ФД. Эпизод якобы основан на реальных событиях — в реальности практически все паровозы «новых типов» были очень быстро эвакуированы в тыл, так как из-за высокой осевой нагрузки и мощных топок совершенно не годились для фронтовых условий.
      • Да и в целом пустить навстречу на полном ходу паровоз — очень эффективная тактика против вражеских броневагонов и бронепоездов.
  • «Повелитель Ночи» Спуриэра Саймона — не сумев прорваться в башни ни штурмом, ни хитростью, Сахаал просто угоняет шатл и таранит башню, прорываясь внутрь через дыру.

Кино[править]

  • Звездные войны: горящий истребитель Сопротивления вынес Звездный Суперазрушитель[4], влетев прямо в командный мостик. Зачем понадобилось делать мостик 19-ти километрового корабля чуть ли не на балконе, другой вопрос. Почему от из-за тарана начал падать вниз — тем более (суперразрушитель был такой огромный, что создавал своё поле тяготения?)[5].
    • Вы ещё спросите почему на нём не было резервного пункта управления, который имеется на современных боевых кораблях!
      • Так был, просто посадили туда кого попало и перехватить управление «не успели».
        • В новеллизации он был переоборудован в диспетчерскую.
    • Лор указывает, что мостик любого Звездного Разрушителя — самая защищенная часть корабля. И Палач не был исключением. Его мостик в любой момент можно было закрыть специальными бронированными ставнями. Но по сценарному плану и режиссерскому произволу имперцам в самый ответственный момент традиционно отказали мозги.
    • В восьмом эпизоде, вице-адмирал Холдо таранит мегаразрушитель Первого Ордена на гипере, разрезая исполинский корабль пополам, да ещё и уничтожая несколько малых звёздных разрушителей. Вопрос знатокам: почему это не является стандартной тактикой?
      • Потому что кораблей типа «Превосходства» немного, нет?
  • «Робокоп 2»: сцена, где Мёрфи на мотоцикле и наркобарон Кейн на бронированном грузовике несутся друг на друга лоб в лоб — кто первый отвернёт. Не отвернул ни один — Робокоп всё рассчитал, а Кейн понадеялся на вес и прочность грузовика, вот только не подумал о том, что при ударе Робокоп влетит через лобовое стекло прямо в него и переломает ему все, что можно.
  • В телефильме «Вавилон 5: К оружию!», один из новёхоньких крейсеров Альянса жертвует собой таким образом, после того, как выстрел главного калибра корабля-брата промахивается по-цели. Таран уничтожает Планетоубиватель Теней, который готовится уничтожить Землю, так что жертва вполне оправдана. Причём техномаг Гален скорее всего предусмотрел этот исход, раз призвал того капитана к операции. А вообще таран врага является стандартной тактикой земного космофлота в случае безысходности ситуации, в сериале его использовали Синклер во время земляно-минбарской войны, капитан Хидоши во время штурма Вавилона 5 и многие другие.
  • Тараны на паровозе:
    • «Красная площадь», 2 серия. Белогвардейский паровоз-брандер таранит красный бронепоезд.
    • «Адъютант Его Превосходительства», 5 серия. ГГ на паровозе против эшелона с английскими танками.
    • «Комедия строгого режима» — зэки на паровозе сносят тюремные ворота.
    • «Край» — «Овечка» Игната «подрезает» на стрелке разъезда более крупный паровоз вымышленной серии Фшм, на котором чекист Фишман увозит немку Эльзу и Пашку.
  • «Железное небо» — в финальном сражении, когда все земные корабли нападают друг на друга, японский (чей же ещё?) корабль таранит британский, причём последний явно более повреждён, чем первый, так что возможно это задумывалось конструкторами.
    • А возможно закончился боезапас, настреляли они все там знатно.
  • «День независимости» — «Hello boys! I’M BACK!» К счастью для землян, конструкция инопланетных кораблей предусматривала наличие единственной уязвимой точки, в которую и направил свой истребитель эксцентричный пилот.
  • «Эскадрилья Лафайет» — Смертельно раненный в схватке с главгадом фильма, Черным Соколом, Рид Кэссиди таранит Цепеллин, и тем самым выполняет боевую задачу.
  • «Торпедоносцы» — поврежденный и горящий самолет таранит вражеский корабль.
  • «Хроника пикирующего бомбардировщика» — таран стоящих на земле самолетов противника.
  • «Последний киногерой» — Дэнни Мэдиган пытается таранить машину с бандитами на подростковом велосипеде. Так как дело происходит в мире кино, а Дэнни — положительный герой, то все остаются живы и невредимы. Переместившись в реальный мир, Джек Слейтер проделывает то же самое на автомобиле. Даже киногерой разбирается в машинах и в курсе, что у него есть подушка безопасности, а у противника на старой тачке — нет.
  • «Красная жара» — положительный и отрицательный герои сходятся в лобовом таране на огромных автобусах.
  • «Рэмбо 3» — в финале фильма в лобовом таране сходятся танк и вертолет. Танк оказался прочней.
  • «Эпидемия» Финальная сцена: Главный герой пытается таранить вертолетом бомбардировщик. Относительно успешно.Протаранить не удалось, но свернуть с боевого курса заставил.
  • «В бой идут одни «старики»» — «Ребята, будем жить» — и Скворцов направляет горящий истребитель на вражеский железнодорожный узел.
  • «Корабль смерти» — заглавный нацистский разумный и живой корабль странствует по океанам и тараном топит все встречные суда, ходящие под флагами несоюзных давно павшему Рейху государств.
  • Южнокорейский «Мой путь» — лихая атака японских бензовозов на советские танки.
  • Обстёбано в фильме Джигурды, где он со словами "Идём на таран!" убивает одного из злодеев, тараня его головой препятствие.

Телесериалы[править]

  • Звёздный путь — случается довольно часто:
    • «Вояджер» — Джейнвей таранит «Вояджером» временной корабль кренимов, тем самым отматывая события к началу эпизода.
    • «Глубокий космос 9» — первое сражение с джем’хадарами заканчивается плачевно для Федерации, когда малый корабль врага таранит отступающую «Одиссею» (корабль того же типа, что и «Энтерпрайз-D»), уничтожая обоих.
    • Фильм «Первый контакт» — потеряв оружие на крошечном «Дефайенте», Ворф собирается устроить сабж исполинскому кубу боргов. К счастью, вовремя появляется «Энтерпрайз-E».
    • Фильм-перезагрузка — Джордж Кирк таранит «Нараду» менее крупным «Кельвином», чтобы позволить спасательным челнокам уйти. Позже, Спок таранит ту же «Нараду» ещё менее крупной «Медузой», правда на ней — красное вещество, которая от столкновения создаёт чёрную дыру.
    • Фильм «Бесконечность» — именно так атакуют корабли роя.
    • Второй эпизод сериала «Дискавери» — появление «Европы» с адмиралом Андерсоном на борту приводит к кратковременному затишью. Т’Квума якобы соглашается на переговоры, а затем невидимый доселе корабль с огромным килем таранит «Европу», разрезая корабль пополам. Экипаж успевает взорвать свой корабль, так что и корабль клингонов не выживает. Обоснуй: маскировка требует слишком много энергии, чтобы можно было использовать оружие, поэтому и полагаются на таран. Другой вопрос, что это — явное военное преступление (согласиться на перемирие, затем напасть исподтишка), но клингонам явно плевать.
      • Канцлер Л’Релл повторяет этот фокус в финале второго сезона, внезапно появляясь в разгар сражения и уничтожая три корабля Секции 31 тараном, прежде чем поспевает остальной клингонский флот из новёхоньких крейсеров типа «D-7». Снята сцена тарана будто огромный линкор переезжает хрупкие скорлупки катеров.
  • «Звёздные врата»:
    • Бра’так пытается уничтожить исполинские корабли Орай путём тарана гораздо менее крупным ха’таком. Результат: щиты удержались, даже краску не поцарапал.
    • Рейфы не прочь посылать рой Стрел на таран.
    • В альтернативном таймлайне, Картер таранит один из кораблей-ульев Майкла «Фениксом», а взрывная волна достигает ещё двух ульев.
  • Улицы разбитых фонарей: эпизод «Попутчики» (2 серия 1 сезона). Убийцу, который душит своих жертв в автомобиле, ловят на живца — стажера убойного отдела. Когда опера понимают, что помочь товарищу обычными методами они уже не успеют, Ларин кричит водителю «Тарань!», и они врезаются в автомобиль с убийцей и стажером. По итогам, Дукалис и Ларин пострадали едва ли не больше выжившего стажёра. Этот момент входил в заставку сезона.
    • А так же двухсерийник «Лобовая атака» из 4 сезона, пополам с боливийским финалом. Старый лётчик Петр Васильевич Рогачев после разрушения здания, где был кружок авиамоделистов (которым он заведовал), под завязку грузит свой «Москвич» кирпичами, дабы протаранить «Мерседес» причастного к этому дельца. В критический момент появляются кадры кинохроники и идут титры.
      • Однако в одной из последующих серий "авторитетный бизнесмен Халилов по кличке Хал", которого пытался убить данный персонаж, показан живим и здоровым.

Мультфильмы[править]

  • «Русалочка» от Диснея — с непомерно вымахавшей Урсулой разделался принц Эрик при помощи одного из затонувших кораблей, которые она случайно засосала в водоворот, пытаясь Эрика с Ариэль утопить. Резкий поворот штурвала — и нос дырявой посудины вошел морской ведьме в пузо и вышел из спины.

Мультсериалы[править]

  • War Planets: Shadow Riders — педаль в асфальт: на таран идет планета. Поврежденный двигатель Планеты Огня не сумел развить достаточную скорость, чтобы сбежать от пожирающей миры Планеты Монстров, — но развил достаточную, чтобы как следует боднуть врага напоследок. Увы, самопожертвование оказалось бессмысленным, Планету Монстров даже не поцарапало, и она с удовольствием закусила тем, что осталось от Планеты Огня.
  • Avatar: The Last Airbender — среди прочих военных изобретений Сокке в этой вселенной принадлежит и воздушный таран. Воспользовавшись тем, что карательно-истребительный флот дирижаблей Народа огня летел плотным клином, парень отвёл захваченный им, Тоф и Суюки дирижабль в сторону, взял разгон и одним скользящим ударом вынес больше половины армады. «Их» дирижабль такого надругательства не выдержал и рассыпался, раскидав героев по остаткам флотилии, но они, уже напрямую заклинивая рулевые плоскости, умудрились направить еще два дирижабля в бока соседей, завершив разгром.
  • «Вольтрон: Легендарный защитник» — Кит уже хотел протаранить очередную вундервафлю главгада его спас Лотор, которого отец к тому времени объявил вне закона и которому просто некуда было деваться.

Аниме и манга[править]

  • Лейдживерс — штатная тактика «Аркадии»[6]. В Space Pirate Captain Harlock вовсе имеется выдвижной таран, похожий на перочинный нож — но корабль со штатной функцией «вынуть ножик из кармана» смотрится откровенно по-идиотски, так что не удивительно, что в дальнейшем пираты удовлетворились дополнительно укрепленным носом.
    • Автор правки ставит "отказ от перочинного ножика" под сомнение. Да, у зелёной "Аркадии Моей Юности" его нет, а скажем в "Бесконечной Одиссее Харлока у неё же она уже есть. Хотя поскольку Харлок из оригинала и "БО" - это ПОТОМОК Харлока из АМЮ, может он нашёл дедушкин корабль и перекрутил на него таранный нос со своего, который как мы помним из старого сериала в конце пришёл в негодность.

Веб-комиксы[править]

  • Schlock Mercenary — встречается несколько раз (космоопера же), но два примера особенно эффектны, поскольку закончились полным избиением младенцев.
    • Когда пиратский корвет начал обстреливать из космоса столицу планеты, из всего ее космофлота рядом оказался только грузовик, везший железную руду, с экипажем из двух аборигенов и ИИ-пилота. Осознав, что кроме него, некому, безымянный капитан приказал сбросить груз в направлении противника и разгоняться следом. 80-метровый пират, большую часть которого занимала плазменная пушка, мог бы разнести двухкилометровый рудовоз одним точным выстрелом… но летящее на него облако камней, хоть и не смогло ему повредить, так и не дало ему сделать этот один точный выстрел. При ударе пират испарился, а грузовик с развороченным носом и невредимым экипажем пошел себе на посадку.
    • В один прекрасный день герои комикса оказались между Чужеродным чудовищем из темной материи, собиравшимся разнести любой гравипривод в радиусе светового года, и правительственным кораблем — десятикилометровым линкором, прибывшим по их души. Тут бы им и каюк, но ИИ их собственного корабля, на тот момент крепко поехавшая крышей, врубила безумную клевость: воспользовавшись тем, что вражеский корабль в попытке спрятаться от Чу-Чу притушил свои реакторы (и, соответственно, убрал щиты), задрала свои щиты до упора, протаранила его, вывалив при этом весь боекомплект в брешь, прошила насквозь и выскочила с другой стороны. А Чу-Чу последовало за ней и в процессе буквально порвало линкор как промокашку; поле подавления телепортов линкора, натурально, накрылось вместе с ним, позволив кораблю героев улизнуть и от Чу-Чу.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — Жнец «Властелин» таранит турианский крейсер с целью успеть попасть в Цитадель до её закрытия. Учитывая чудовищную живучесть Жнецов, Властелин ничем не рисковал.
    • «Как умирают люди? Идя на таран!» — Эмили Вонг.
    • Во время Жатвы таран вообще применяется очень часто — потому что никаким иным образом лёгкие корабли обитателей Млечного Пути навредить Жнецам не могут.
  • Starcraft — scourge зергов представляют собой камикадзе атакующих противника путём воздушного тарана (а вот наземные цели они не атакуют). Кроме того, в сюжете для победы над Сверхразумом Зергов Тассадар использует свой корабль Гантритор в качестве тарана.
  • Warcraft III — в русской озвучке — один из кодификаторов в современной масскультуре. Боевой возглас гнома-вертолётчика. Предсмертный боевой возглас.
    • В оригинальной озвучке там очередная отсылка на «Звездные Войны» (последняя фраза сбитого пилота Y-Wing). Да и не может вертолетчик на таран пойти, в отличие от тролля-наездника на летучей мыши.
  • War Thunder — Перманентное явление в воздухе (Как правило за убийство не считается, тут скорее либо «На тебе», либо просто соперник не успевает сменить курс), на земле и воде тоже встречается, но сильно реже.
  • Crossout — при столкновении машин им наносится урон зависящий от массы и скорости. Одна из кабин - «Бивень» - имеет высокую устойчивость к таранному урону и перк, увеличивающий оный урон по противнику, что как бы намекает на предназначение этой кабины. Игра такая кстати может быть очень веселой, но это сложно, т. к. неправильный угол атаки — -урон, не туда пихнул — -урон, да и хоть устойчивость есть, если переберешь со скоростью — сам помрёшь.
  • World of Tanks — для тяжелых по массе и относительно скоростных танков (например, немецких Е-50) таран более легких и менее бронированных врагов является крутой и практичной тактикой.
    • World of Warships — то же самое. Автор лично оказался в ситуации, когда противника было проще протаранить, а учитывая, что автор в это время сидел на здоровенном «Мёги» (линкоре, плавучей горе металла массой около 26 тысяч тонн), идущем на 26 узлах (48 км/час, или 13 метров в секунду), результат столкновения с маленьким эсминцем (кораблик массой тонн в 800—1000) был немного предсказуем.
      • А вот в случае с равной весовой категорией эта тактика уже куда менее практична, поскольку вероятней всего на дно пойдут оба корабля.
        • Практичной тактика становится, если удается разменять сильно поврежденный корабль на не битого противника. А так же как почти гарантированный способ победить если у противника остался один корабль в команде, а у в вашей больше однорго. А так же если выскочил носом в «фокус»(оказался единственной/удобной целью для множества вражеских кораблей). В силу корабельной специфики с 95 % вероятностью ты уже покойник, только отложенный. Попытаться развернуться и подставить борт — практически гарантированная смерть, сдавать задом — медленная и бесславная. Поэтому иногда имеет смысл не сбавляя хода попробовать кого-то протаранить, так хоть разменяешься.
  • Armored Warfare — педаль в пол: не спрашивайте, что останется к примеру от 3 тонного броневичка вроде VBL или Wiesel при столкновении с 75-тонным Challenger 1. А ведь это машины одного уровня, так что ситуация вполне реальная. Кроме того, у некоторых командиров есть абилки направленные на снижение или повышение урона от тарана.
    • Однако апофеозом таранной тактики стало дополнение 0.27, в котором добавили ОБТ М1А1 Storm (с характерным минным тралом, дающим +100 % к урону от тарана) и командира Алису Камхорен Корхорен, которую тоже можно настроить на увеличение таранного урона!
    • Более того, в игре одно время были дейлики на уничтожение противников тараном — так что вышеуказанные командиры и танки приобрели повышенную актуальность. Позднее их убрали — якобы за непопулярностью, хотя умелый игрок мог вполне выполнить задачу за 2-3 боя (не в пример другим задачам подобного рода, рассчитанных как минимум на 10 боёв).
  • Divinity II: Flames of Vengeance. В самом конце. Корабль, помогающий главному герою расчистить путь до острова Демиана и несущий главное оружие, идет тараном на этот остров. Командир осознает, что повреждения кораблю нанесены критические. Результат: взрыв эпических масштабов. Демиан исчез в неизвестном направлении, Игрейна серьезно повреждена и добита главным героем, уничтожена куча прислужников Темного круга. Алерот освобожден от угрозы вторжения.
  • Genshin Impact — В конце 1 главы Нин Гуан жертвует своим летающим дворцом и направляет его прямо на пробужденное чудовище, что приводит к взрыву сравнимому по силе с атомной бомбой.
  • Dune 2: в первых миссиях основным средством уничтожения пехоты были безоружные харвестеры, которые оную пехоту втупую давили.
  • «Планета Сокровищ: Битва за Процион»: Корабли «железнокожих» (кроме субмарины) любят это делать, благо броня позволяет. Правда как-то раз это им аукнулось: Дредноут решил протаранить огромный грузовой корабль, но в результате команда была оглушена от удара, что дало ГГ возможность взять корабль на абордаж и раскрыть секрет «железнокожих».
    • В финале так сделал против самих «железнокожих» Сильвер.
  • Pokémon: существует целая подгруппа таранящих атак, при исполнении которых покемон врезается во врага всем телом; эффекты могут варьировать в зависимости от вида атаки. Так, очень много покемонов учат простую и слабенькую атаку Tackle с самого начала: просто бегут и толкают врага что есть сил. В дальнейшем можно будет использовать таран с умом, например: навалиться на врага огромным пузом, из-за чего он может и впасть в паралич, отлежанный этим пузом (Body Slam); загореться огнем и впечататься во врага телом (Flame Wheel, Flare Blitz, Flame Charge), или навалиться на него (Heat Crash; здесь тем сильнее атака, чем больше вес атакующего превосходит вес атакуемого; есть еще стальной аналог — Heavy Slam); впечататься во врага, пустив по телу электричество (Wild Charge, Spark); просто толкнуть врага ну очень сильно и отчаянно (Double-Edge) и т. д. Эта подгруппа сильно перекликается с тропом Используй голову, поскольку и там, и там очень часто встречаются таранящие атаки, отдача от которых калечит и самого бойца.
  • Command & Conquer: Red Alert 3: японцы любят это дело (камикадзе, чтоб их…). Врага могут таранить спецом вызываемые камикадзе на самолётах и субмарины «Яри» — с летальным исходом. А вот линкоры «Сёгун» сминают вражеские суда безо всякого вреда для себя.
    • Впрочем и в СССР так тоже умеют: на танке «Апокалипсис» есть специальный гарпун и дробилка для этого дела, да и сам по себе этот монстр уверенно давит всех кто меньше его. А в дополнении Uprising и вовсе появляется Каток, который только таранить и умеет.
  • Total War: Rome II — таран является весьма эффективным средством борьбы с вражеским флотом и плывущим на кораблях десантом. Более того, можно дать флоту бонус к таранным атакам и изучить соответствующие технологии.
    • Total War: Shogun II, Fall of the Samurai DLC — некоторые корабли могут идти на таран. Сильнейший из них — французский броненосец «Океан».
  • Assassin's Creed III, IV и Rogue — на кораблях можно поставить таран, специально для сабжа. Кстати некоторые враги тоже так умеют, и увернуться от них ой как нелегко.
  • Homeworld — истребителям и корветам можно дать приказ «камикадзе», правда таран столь малыми кораблями наносит мало урона крупным кораблям.
    • В дополнении Cataclysm есть специальный корабль, чья функция — именно сабж. Выполненный в виде молота. Правда цель — не уничтожить тараном и вовсе не погибнуть самому, а просто временно вывести опасного противника из боя, чтобы союзники смогли добить остальных. У них также есть лазерный резак, который постепенно наносит повреждения врагу. В описании корабля, говорится, что они показали себя во время налёта туранцев, когда два таких тягача толкнули вражеский носитель в плотный пояс астероидов. Тот не выжил столкновения с камешками.
  • Bulletstorm — Грейсон Хант в пьяном угаре таранит своим судёнышком здоровенный крейсер «Улисс» — с фатальным для обоих кораблей результатом.
  • Battlefleet Gothic: Armada по нижеуказанному Вархаммеру — вполне годная тактика для имперцев и орков, благо есть абилка для быстрой телепортации впритык к врагу.
    • А уж исполнении тиранидов не просто годная, а ужасающая из-за скорости с которой они совершают свои рывки
  • Mad Max — в автомобильных дуэлях таран является одной из основных тактик. Некоторые вражеские машины — пикапы с тяжёлыми радиаторными решётками — создаются специально для этой цели и вполне способны размотать «Магнум Опус» парой метких ударов. Автомобиль Макса тоже можно модифицировать подобным образом, правда, кататься в этом случае придётся преимущественно по прямой.
  • Вселенная X — таранить вражеские корабли здесь довольно весело и практично, были бы толстые щиты. Правда, чем толще щиты, которые можно установить на корабль, тем меньше манёвренность, и это таран осложняет. Но если корабль меньшего класса снимет щиты более крупному кораблю, его корпус легко добить, врезавшись в него: обоим кораблям наносятся численно равные повреждения, а прочность корпуса во многих случаев численно меньше прочности щитов. Тараном можно пользоваться и для того, чтобы избавляться от мешающих кораблей с меньшей потерей репутации у расы-владельца.
  • Elite: Dangerous — толстый щит так же позволяет расправляться с мелочью или доснять щиты более равноценному противнику. Ваш покорный слуга однажды заимел проблемы с законом, когда не глядя на экран втопил форсаж и размазал по всей системе полицейский перехватчик, который всего-то хотел просканировать меня через лобовое стекло.
  • В нескольких играх серии Metal slug именно тараном безвестного лётчика в единственную уязвимую точку подбивается здоровенная летающая тарелка.
    • Визуальная отсылка ко «Дню независимости».
  • В Star Conflict такую тактику (довольно бредовую и не приносящую никаких очков) может применять разведчик при помощи гипердвигателя. Прицелился корпусом по вражескому снайперу и отправляешься вместе с врагом на респаун.
  • Hot Wired от студии «IncaGold» — это modus operandi полиции. Особенно раздражает, когда вы едете по «кишке», в которой только две полосы движения и никакой обочины (ergo, маневрировать не получится), машин трафика, за которые можно спрятаться, нет, а в вашу сторону несется сразу несколько коповозок.

Настольные игры[править]

  • BattleTech: в настолке меха могут таранить и пинать друг-друга. И в компьютерной версии тоже могут, правда таран в ней — один из вариантов анимации атаки (для меха, с отсутствующими ручными активаторами) в ближнем бою и не требует разгона.
    • А вот любой уважающий себя «большой» мод (типа BTA 3062 или RogueTech) добавляет механику тарана с разбега из настолки. Отличается от атаки ближнего боя тем, что может выполняться с разбегу (а не только в режиме «подошёл и ударил») и наносит повреждения и таранящему тоже.
  • Warhammer 40000: для космических кораблей Империи Человечества таран — одна из допустимых тактик ведения боя, поэтому носовая часть специально под это рассчитана.
    • Орки настолько любят тараны, что имеет в арсенале специальный таран-корабль. На земле орки обожают строить Баивые Фуры и Гарганты с характерным ошипованным катком.
  • Бронепехота и Robotech от компании Технолог: в правилах для боевых машин предусмотрен таран, при котором повреждений оба участника действа получают поровну, а при таране гравилётом, если особенно (не) повезёт, может взорваться реактор таранящего, и жертва получит двойной урон; некоторые гусеничные боевые машины можно оснастить бульдозерным отвалом, делающим таран приятным развлечением.
    • В «Хрониках грядущих сражений» (приложение к игре) описывается атака Леди Агаты на гидроэлектростанцию-крепость Протектората с целью уничтожения тренировочных лагерей войск специального назначения противника. Сначала ее диверсионная группа захватила космический траулер и на нем устроила таран-абордаж орбитального завода, на котором уже протаранила саму плотину.

Музыка[править]

« Сакуре подобны я и ты.
Расцвели на ветке и опали.
Не живут до осени цветы,
Мы с тобою оба это знали.
»
— «Доки но сакура» (перев. Б. Акунина)
  • Высоцкий (см. эпиграф) — «Две песни об одном воздушном бое»: «Песня лётчика» (Их восемь — нас двое, — расклад перед боем) и «Песня самолета-истребителя» (Я ЯК-истребитель).
  • Гимн камикадзе «Доки но сакура» (同期の桜 «Одновременно расцветшие цветки сакуры»), которые тоже шли на таран.
  • Алькор (навеяно «Звездными войнами»):
«

Перехвачены ракеты, — пусто было б ему чтоб — Но за мною вся планета — я зайду ему лоб в лоб!

Станут две стальные птицы вспышкой ало-голубой. Никуда тебе не скрыться — я возьму тебя с собой! Пусть осколков водопадом наш прольётся небосвод, По-другому истребитель не догонит звездолёт…

»
— «Ответ на Рейд» (на стихи Джарефа)
  • Ария, «Ангелы неба» — пилоты идут друг на друга лоб в лоб.
  • Оргия Праведников "Вперёд и вверх". Бонусные очки за то, что ритм-секция стилизованна под такты двигателя самолёта и под конец он ощутимо кашляет и запинается.
«

Пробит «фонарь», Прямой наводкой бьёт линкор Мне хлещет кровь в глаза, Я здесь! Линкор — прими мою любовь! Мою великую любовь, Невероятную любовь…

»
— от лица японского камикадзе
  • Мастер, «Таран» — лирический герой песни подмечает, что если имеются «пустые бензобаки, закончились патроны — остался лишь таран!» Однако тут же опасается, что такой маневр применит и враг:
«

Мы летим вперед, Но глядим назад — Цел ли самолета хвост? Вот на что надо смотреть Каждые пятнадцать секунд — Чтобы не зашел к нам в хвост чужой самолет С целью совершить таран!

»
— Припев песни

Реальная жизнь[править]

  • Для античного Средиземноморья — это общепринятый способ ведения морского боя: разогнавшись до максимальной скорости, протаранив, пробить борт ниже ватерлинии, а затем дать полный назад[7]. Помимо тарана в борт и применялся таран по вёслам, в этом случае вражеский корабль оставался на плаву, но практически терял ход[8] Во время пунических войн римляне ввели альтернативный способ морского боя — вместо тарана зацепить противника абордажным вороном, после чего по ворону (перекидному мосту с зацепом) перебегали легионеры.
  • Византийский дромон таранить уже не любил, так как предпочитал греческий огонь в качестве основного оружия. Но, на всякий случай имел надводный таран, которым предпочитал ломать вёсла. Хотя на случай абордажа имел на борту и тяжеловооружённых воинов.
  • В средневековых галерах также уже не было подводного тарана, но тем не менее галеры противника таранили и имели надводный таран, по которому после тарана перебегали воины и начинался абордаж. Для лучшего абордажа до эпохи Возрождения гребцы на боевых галерах были вольнонаёмными, также способными участвовать в абордаже, а не галерными рабами. Также применялся и популярный ещё в античности таран по вёслам, но с появлением (в эпоху крестовых походов) латинского паруса, позволяющего ходить галсами против ветра, это действие стало не столь эффективным, как раньше — при наличии достаточного ветра галера-бригантина могла сбежать, даже потеряв все вёсла, а то и вовсе продолжать бой — был бы достаточный ветер.
    • К тому же к этим временам до всех наконец-то дошло, что полезно возить с собой десяток запасных весел — чтобы после боя иметь возможность хоть как-нибудь догрести до берега.
  • Любимым тактическим приёмом викингов также был скользящий таран по вёслам: не только лишал противника хода, но и имел все шансы покалечить неосторожных гребцов, выключив их из последующего боя.
  • Брандеры — противника таранили, однако, основным поражающим фактором был не сам таран, а то, что брандер перед тараном поджигали, и пока противник пытался расцепиться с протаранившим его брандером, на него перекидывался пожар (или не перекидывался, если противник всё же смог расцепиться раньше, чем загорится). С появлением пороха брандеры стали набивать бочками с порохом, и основным поражающим фактором стал взрыв (правда, брандер мог взорваться до того, как достигнет противника, или уже после того, как противник смог с ним расцепиться).
  • После того, как броненосцы «Монитор» и «Вирджиния», не сумев пробить броню друг друга из пушек, несколько часов азартно играли в салочки на просторах Хэмптонского рейда, таран стал считаться годным методом ведения боя для броненосцев[9], а после нижеописанной битвы при Лиссе — основным. Однако, на практике совершить таран редко когда удавалось, а после появления Дредноута от тарана и вовсе отказались[10]
  • Сражение при Лиссе — одно из трех крупных эскадренных сражений эпохи броненосцев (1866 год) между флотами Австро-Венгрии и Италии. Австрийский флагманский «Эрцгерцог Фердинанд Макс» тараном потопил итальянский флагманский «Ре д’Италия»[11]. Во многом это сражение определило образ мышления флотского командования на следующие десятилетия — артиллерия малоэффективна, основным средством боя следует признать таран, пушки должны иметь возможность стрелять вперед, пока корабль идет на таран. Дальше уже была только Цусима и новые уроки и стереотипы.
    • Не только Цусима. Предвестник Цусимы — случившаяся за десяток лет до неё битва в устье реки Ялу — наглядно показала, что таран как боевой приём полностью и безоговорочно утратил позиции. Обе попытки тарана китайскими кораблями японских («Чжиюань» расстрелял весь боезапас главного калибра, а «Цзинъюань» попытался совершить огненный таран, поскольку справиться с пожаром уже не имел надежды) привели только к тому, что рванувшиеся на вражеский строй корабли были превращены в решето прежде, чем успели подойти на хоть сколько-нибудь опасную дистанцию. В результате Япония отлично поняла ценность фугасных снарядов и скорострельных орудий. Российскому же адмиралтейству разборки каких-то макак на Дальнем Востоке были не указ, что, закономерно, Цусимой и закончилось.
    • «Разборки каких-то макак» показали, что а) скорострельные орудия становятся опасны только на близкой дистанции (кораблям Ито пришлось подойти на 10 кабельтов к китайцам, чтобы огонь их скорострелок стал по-настоящему ощутимым) и б) нормальный броневой пояс для фугасных снарядов непреодолим (даже получив на двоих почти 400 попаданий, вызвавших многочисленные пожары, китайские броненосцы сохранили боеспособность и, в конце-концов, вынудили японцев отступить). И если первый вывод с развитием технологий быстро стал неактуален, то вот второй японцам, которые забили на нормальные бронебойные снаряды (или даже на такие, какие были хотя бы на вооружении русских кораблей), не аукнулся только вследствии лучшей подготовки их комендоров, способных буквально заваливать противника градом огня. Но ценность боевой подготовки экипажей — это вещь, от «разборок макак» не зависящая, а вывод, касающийся перехода от таранной тактики к кильватерным колоннам мимо русского командования не прошёл.
  • В битве при Икике 21 февраля 1879 года перуанский монитор «Уаскар» протаранил чилийский корвет «Эсмеральда», который вскоре затонул от полученной пробоины. Тем не менее, сразу после тарана, командир «Эсмеральды» Артуро Прат приказал команде идти на абордаж врезавшегося и застрявшего в корпусе «Эсмеральды» «Уаскара». Однако за командиром последовали лишь два матроса, в результате все трое почти сразу погибли на палубе перуанского корабля.
  • Таран был основным способом борьбы с подводными лодками на раннем этапе Первой Мировой войны, когда ещё не было ни глубинных бомб, ни противолодочных торпед. Да и во Вторую мировую подлодки таранили только в путь — у немцев, например, все победы их миноносцев над подлодками (свои U-15 и U-235 и советская С-4) достигнуты тараном.
  • Японские камикадзе — с той лишь оговоркой, что они полагались не столько на таран, сколько на бомбы, точка сброса которых для идеальной точности попадания лежала на траектории пикирования гораздо ниже, чем точка, с которой возможен безопасный вывод самолёта из пике. Для большей эффективности малообученных новобранцев (а чего их учить, одноразовых?) камикадзе стали сажать на крылатые ракеты, запускаемые с более тяжёлого самолёта, но по причине господства американской авиации самолёт-ракетоносец часто сбивали раньше, чем он успевал, обнаружив цель, выпустить по ней ракеты с камикадзе. Кроме того, снарядами «Ока» было трудно управлять, а в камикадзе отправляли не асов. Наконец, «экономная» деревянная конструкция «Цветков вишни» (в отличие от алюминиевых прототипов) при ударе о палубу ломалась слишком мягко, амортизируя удар, отчего взрыватели срабатывали далеко не всегда. Ещё до появления в конце войны самолётов с камикадзе, у японцев были аналогичного предназначения катера, подлодки и управляемые торпеды (которые из-за добавленной кабины «оператора» в торпедные аппараты уже не влезали и их запускали с корпуса подводной лодки).
    • А вот легенды о немецких камикадзе — следствие использования Германией в конце Второй мировой в качестве импровизированных крылатых ракет устаревших самолётов, переделанных на телеуправление. Правда, Fi-103 — по сути переделанная под ручное управление крылатая ракета «Фау-1», но он строился в опытных партиях.
  • Таранить любят и умеют не только лётчики, но и танкисты. Тараном танк может пробивать себе путь через баррикады и стены. Атака небронированных вооружения и техники — артиллерийских орудий, расчётов пулемётов и ПТРК, автомашин, грузовиков — для танка совершенно естественна, ввиду его заведомо больших массы и прочности. Атака бронированных машин, особенно других танков, уже более опасное дело, но тем не менее возможное, и существуют приёмы, позволяющие повысить шансы на успех. В Великую Отечественную случались и тараны танками поездов и бронепоездов. Кроме того, тараном танки могут отомстить проклятым лётчикам за все унижения, застав невзлетевшие самолёты на земле: как говорит поговорка, лучшее ПВО — свои танки на вражеском аэродроме.
    • В «Повести о настоящем человеке» есть письмо Мересьеву от танкиста, с которым он лежал в госпитале — тот снова травмирован, теперь именно в момент тарана танками самолетов противника, не успевших взлететь (высунулся из люка оценить обстановку и получил по голове обломком крыла).
    • Инверсия: грузовик, таранивший танк. В 1944 году китайский конвой оказался лицом к лицу с японской пехотой и танкеткой Тип 97 Те-Ке. Недолго думая, водитель GMC CCKW направил свою машину в лобовую атаку. Тот случай, когда весовые категории грузовика и танка оказались не в пользу последнего.
    • Все знают о танковых таранах в РККА в исполнении средних и тяжёлых танков. Но популярным орудием тарана были и лёгкие танки серии БТ: они заруливали врага не массой, но скоростью, от чего удар тоже получался хороший. Главным скиллом мехвода в этот момент было умение вовремя заклинить ведущее колесо, чтобы в момент удара оно не отлетело и БТ пострадал меньше, чем его противник.
    • А ещё и танкового тарана: Первый в мире танковый таран совершил лейтенант Семён Кузьмич Осадчий 29 октября 1936 года во время гражданской войны в Испании.
    • Израильская армия широко применяет бронированные бульдозеры, которые таранят и срывают доты и дзоты.
      • Ну если на то пошло, то подобную приблуду поставить на вооружение ещё Фердинанд Порше предлагал: у него был проект RammPanzer’а на шасси его же «Фердинанда». Проект не дошёл даже до рабочего прототипа.
  • Россия, может, и не родина слонов, но родина воздушного тарана:
    • Знаменитый ас Пётр Нестеров первым в истории протаранил австро-венгерский самолёт. Увы, для него это тоже закончилось фатально, однако основная идея была правильной: нанести удар колёсами сверху по крылу противника. К сожалению, колёса в крыле застряли.
    • В дальнейшем тактика воздушного тарана совершенствовалась. Появились даже наставления, рекомендующие наносить удар лопастями винта по хвостовым рулям и стабилизатору противника: самолёт с покорёженным винтом ещё можно кое-как довести до своих, а то и посадить, а вот без стабилизатора и рулей — только строго вниз. Та же тактика отражена и на плакате вверху этой страницы.
    • Довольно широкой практикой являлся воздушный таран во время Великой Отечественной Войны. Наиболее раскрученным пропагандой оказался таран Виктора Талалихина, хотя были и более результативные пилоты — например Борис Ковзан за время войны совершил 4(!) тарана.
      • Ковзан вообще пример редкой целеустремленности, полной отмороженности, невероятной удачливости и отличной летной подготовки в одном флаконе. Последний таран совершил с пулевым ранением в голову — выжил и продолжил летать с одним глазом. Неизвестно сколько бы он побед добавил к своим 19 засчитанным, если бы его не задвинули в 1942 году в тыл замкомандиром полка ПВО по боевой подготовке.
    • Герой СССР Игорь Каберов в одном из своих первых боёв, будучи ещё «зелёным» пилотом, бесполезно израсходовал боекомплект, стреляя со слишком большой дистанции, и пытался на И-16 таранить Ju-88. Но дело в том, что максимальные скорости «ишачка» и «юнкерса» почти равны, потому вместо тарана вышло позорище: «повис на хвосте», представляя собой отличную мишень, получил очередь в мотор от вражеского бортового стрелка, при вынужденной посадке самолёт был разбит буквально «в хлам». В общем таран — оружие смелых, но и мозги использовать надо, иначе получится что-то сугубо нелепое.
      • Немного не так. Согласно книге мемуаров Каберова «В прицеле — свастика» он пытался, двигаясь по восходящей траектории, таранить сразу два (!) «Юнкерса», идущих крыло к крылу. По последний момент те разошлись в стороны, а трассеры их бортовых стрелков «скрестились на двигателе истребителя». Далее — как описано выше.
    • Отдельный пункт — так называемый «огненный таран»,[12] когда повреждённый самолёт направляется на наземную или водную цель. Наиболее известный пример — Николай Гастелло.
    • 18 июля 1981 года пилот сверхзвукового Су-15 Валентин Куляпин протаранил аргентинский самолёт CL-44, нарушивший государственную границу СССР. Хотя Куляпин и успешно катапультировался, согласно его воспоминаниям, самолёт можно было попробовать и посадить. Интересно, что таран Куляпин произвёл не носом, а килем своего самолёта — поскольку, в отличие от поршневых истребителей, у реактивного Су-15 в носу вместо массивного мотора с воздушным винтом стояла РЛС, прикрытая тонким пластмассовым обтекателем.
      • С прикрученным фитильком — легендарный полёт Пауэрса 1 мая 1960 года: как известно, ещё до того, как шпиона сбили советские ракетчики, на его перехват безуспешно выходили лётчики ПВО, причём если МиГ-19 еще могли надеяться поразить противника пушками/ракетами, то пилот Су-9 Игорь Ментюков просто-напросто перегонял свой самолёт с одной базы на другую и оружия не нёс никакого. Более того: поскольку перегонять предполагалось на относительно малых высотах, у пилота даже не было высотно-компенсирующего костюма, из-за чего таран для него однозначно был самоубийством: покинуть повреждённый самолёт, теоретически, ещё можно было, но дышать на высоте 20 с лишним километров уже не получиться. Командование, надо отдать должное, даже предоставило ему право отказаться от перехвата и лететь дальше, предоставив «охоту» ракетчикам. Ментюков согласился и пошёл на таран… но наземные службы, ещё не умея наводить на цель сверхновый на тот момент перехватчик, ошиблись с расчётами, и русский лётчик просто пролетел мимо. На повтор уже не было ни времени, ни топлива.
    • Алексей Хлобыстов — таранил трижды, из них дважды — в одном и том же бою. При этом ухитрился довести лишившийся трети плоскости самолет до аэродрома.
  • Пример с другой стороны фронта — болгарин Димитр Списаревский. Погиб 20 декабря 1943 в первом же бою, протаранив американский бомбардировщик B-24 Liberator.
  • 11 сентября 2001 года — злодейский вариант.
  • Единственный случай потопления подводной лодки линкором — таран «Дредноутом» в 1915 г. подводной лодки U-29.
  • Океанский лайнер «Олимпик», однотипный с «Титаником» (потерпевшим сокрушительную неудачу при попытке тарана айсберга), и единственный из серии, кто не просто дожил до сдачи на металлолом, но сделал это особо эпичным образом — с рекордом по таранам среди океанских лайнеров:
    • до войны стал жертвой тарана крейсером «Хоук» (лайнеру слегка ободрало обшивку, крейсеру расплющило нос), по этому поводу был знатный скандал, но это был, скажем так, досадный инцидент.
      • Причем этот инцидент в качестве иллюстрации принципа Бернулли даже попал в «Занимательную физику» Якова Перельмана, хотя и в преувеличенном виде (по Перельману, лайнер получил пробоину).
    • во время войны совершил боевой таран немецкой подводной лодки. Ну вы поняли, что для 800-тонной субмарины таран океанским лайнером в десятки тысяч тонн, азартно разогнавшимся на всю мощь машин, ничем хорошим не закончился (была разрублена пополам и затонула). «Олимпик», таким образом, стал одним из немногих гражданских кораблей и единственным океанским лайнером, награждённым военной наградой за потопление субмарины. Не то чтобы немецкий капитан мог не заметить такую громаду (хотя и это исключать нельзя — камуфляж в то время уже не был диковинкой), но тогдашние субмарины были ещё откровенно сыроваты как в плане скорости движения и погружения, так и автономности. Вероятнее всего, U-103 при всём желании не успела бы уйти на спасительную глубину (а таковая была весьма немалой — можете сами себе представить, на какой глубине у этого плавучего небоскрёба киль заканчивается). Застукал на горячем, проще говоря.
    • после войны случайно протаранил лайнер «Сент Джордж», нанеся ему серьёзный урон; сам «Олимпик» отделался царапинами, ему уже не привыкать
    • чуть позже, уже на закате карьеры, «Олимпик» не заметил плавучий маяк, а когда заметил, было уже поздно. Маяк постигла та же участь, что и немецкую подлодку — огромный лайнер его просто порвал и отправил на дно вместе с большей частью экипажа.
  • Для сравнения, «Мавритания» — конкурент «Олимпика» — не смогла набить ни одного фрага, её единственный таран был небоевым — лайнер столкнулся с паромом, никто не пострадал.
    • А вообще, тараны (как свои так и чужие) по вполне понятным причинам (огромная масса + высокая скорость = чудовищно отстойная маневренность) для суперлайнеров вообще не являются чем-то из ряда вон выходящим.
      • Инверсия в случае с «Титаником», когда грамотно выполненный таран мог спасти полторы тысячи жизней. Из какой бы некачественной стали не была сделана обшивка, если бы 1-ый помощник Мердок лучше знал конструкцию судна, он бы не задумываясь «задавил» айсберг, предварительно подкрепив решение командой «полный назад». Судно, несомненно, было бы серьезно повреждено: могло сорвать со станин котлы и машины, в котельных наверняка начался бы пожар, но неоспоримо и то, что «Титаник» совершенно точно остался бы на плаву с повреждением первого и второго носовых отсеков — и дождался бы помощи. Учитывая, что лайнер на всех парах влетел прямиком в ледовое поле, столкновение не с этим, так с другим айсбергом в ту ночь было вопросом времени.
  • Скромный лёгкий авианосец «Мельбурн» ВМС Австралии сумел прославить себя довольно-таки редким достижением: в мирное время протаранил и утопил сразу два эсминца — в 1964-м не повезло австралийскому же «Вояджеру», а пять лет спустя американскому «Фрэнку Э. Эвансу».
  • Не совсем таран, но очень близко: навал «Беззаветного» на «Йорктаун» и СКР-6 на «Кэрон» в 1988 году. Американцы демонстративно ввели корабли в воды, которые СССР считал своими, а сами американцы — международными. Для начала Третьей мировой применения оружия повод был недостаточно серьёзным, а вот чтобы «потолкаться боками», выдавливая супостатов за границу — самое оно.
  • Американцам тоже не чуждо чувство прекрасного: в 1945 году обкатывался таранный (!) истребитель P-79 фирмы «Northrop». К сожалению (или счастью?) прототип разбился при испытаниях и в серию самолёт не пошел.

Примечания[править]

  1. Немножко чистого занудства: будь у них задача любой ценой вывести из строя плохиша Бифа, в остутствие огнестрела и т.п. привычных способов, таран в той ситуации был бы вполне уместен. Почему? Да потому что в середине века машины-то были не из фольги, но убиться в аварии было куда проще, чем в 80-х, с далеко шагнувшими вперёд способами сохранить тушки водителя и пассажиров; тем более это касалось DMC-12 — в целом, та ещё развалюха, как в плане надёжности, так и в плане динамики, но зато по безопасности считался одним из лучших на момент выпуска. В итоге таран привёл бы к тому, что Марти и док Браун, размазав DeLorean, сами отделались бы синяками, чего не скажешь о Бифе, который размазался бы либо о свой собственный руль (как вариант — нафиг посечён осколками лобового стекла, что было одной из основных причин летального исхода в автокатастрофах вплоть до появления в 60-х специальных стёкол, не дающих крупных режущих осколков) либо об остатки DMC-12... Но задача была ещё и сохранить целой машину времени, так что да — пришлось героям выкручиваться иначе.
  2. DMC-12 в финальном варианте от Колина Чепмена представлял собой стеклопластиковый кузов, оклеенный тонкими листами нержавеющей стали, которые не несли никакой нагрузки и были там исключительно для красоты, на мощной стальной хребтовой раме. При любом более-менее серьёзном столкновении он играл в «козла», в смысле, в УАЗ-469: кузов с рамы срывался и весело размазывался о препятствие, а вот рама — та оставалась практически целой, да.
  3. Этот корабль — целый кладезь примеров для Йопт in translation в литературе. Корабль этот принадлежал к очень редкому классу боевых кораблей, на языке оригинала называющемуся torpedo ram — торпедоносец-таран, или таранный миноносец, и строившемуся в единичных экземплярах для флотов США и Англии в 1870-90-х. Из-за этой редкости, а также из-за того, что и сам автор дал маху — Сын Грома в его описании выходил скорее крейсером, в то время как единственный в королевском флоте torpedo ram HMS Poliphemus был относительно небольшим и слабовооружённым судном, при переводе его сначала записывали вообще в броненосцы (слово ironclad имеется в авторском описании корабля и встречается раньше, чем название класса), и лишь значительно позже стали чуть более точно относить к миноносцам.
  4. Правда, перед этим ему снесли генераторы щита, а то таран бы не удался.
  5. Возможно, последние конвульсии двигателя или навигационного компьютера, но скорее всего свое поле тяготения создавала Звезда Смерти, в которую он и воткнулся. 900 км в диаметре, как-никак — практически карликовая планета. Хотя нет, ускорение, как никак, у корабля в районе сотни g было, да и хрен гравитация что без точки опоры повернет.
  6. В виду того, что в этой-же вселенной в ходу дальнобойные мечи — и главные герои это оружие очень уважают — среди фанатов бытует шутка, что Харлок настолько суров, что способен заколоть врага кораблем и застрелить из шпаги.
  7. Для максимальной скорости, триеры часто шли в бой максимально налегке — только гребцы экипаж, а тяжеловооружённых воинов обычно было не более десятка (и этот десяток годился не столько для взятия на абордаж, сколько для того чтобы помешать абордажу, пока гребцы стараются отгрести подальше). Если же предполагался абордаж, то верхний ряд гребцов составляли тяжеловооружённые воины — чтобы никого лишнего.
  8. С тогдашними парусами ходить можно было только в направлении ветра. Кроме того, в античности перед боем часто срубали мачту, так что даже при попутном ветре корабль со сломанными вёслами оказывался обездвижен.
  9. И это при том, что «Вирджиния» чуть не погибла за день до этого боя, когда протараненный ею деревянный шлюп «Камберленд» застрял на подводном таране и потянул нос корабля ко дну. Спасло южан только то, что таран вовремя обломился.
  10. Но «Дредноут» свою единственную победу одержал именно тараном — потопил немецкую подлодку U-29
  11. Второй потерянный в этом бою корабль взорвался после долгого пожара: такая дисциплина, как борьба за живучесть, находилась ещё в зачаточном состоянии. Хотя во многом свою роль сыграла и отвратительная подготовка итальянских экипажей, едва ли не ключевой фактор поражения качественно превосходящего австрийцев флота.
  12. Потому что совершается обычно тогда, когда шансов улететь уже нет — например, когда собственный самолёт загорелся. Кстати, шансы выжить низкие, но не нулевые — из всех сотен огненных таранов Великой Отечественной семнадцать выживших членов экипажа.