Интернет из летающей тарелки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья E.T. Gave Us Wi-Fi. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Некоторые или все человеческие технологии имеют инопланетное или схожее происхождение
« Сегодня утром мы смогли передать фотографию котёнка на другой конец света, предполагая, что это станет отличным инструментом для обмена секретной информацией в рамках нашей организации. Я назвал этот впечатляющий проект «Интернет», и буду очень удивлен, если он не приживется. »
— Главный научный сотрудник, Xenonauts[1]

(link)

Беспроводной мобильный телекоммуникатор? Люди еще не готовы к этой технологии!

Распространённый штамп в научно-фантастических произведениях, подразумевающий, что большая часть современных технологий основана на использовании инопланетных знаний и/или механизмов. Это может быть реверс-инжиниринг флеботинума или, возможно, открытие утраченных знаний продвинутого человечества древности. А может этими технологиями с нами поделился Ктулху, Дагон или другая подобная крокозябра, которая сидит в заточении где-то в Зоне 51. Как бы то ни было, важно лишь одно: мы, люди, не сами додумались до этого.

Обычно это служит обоснованием тому, как человечеству удалось добиться столь значительного прогресса за последнее столетие. Это также может объяснить, почему инопланетная технология в сеттинге иногда жутко похожа на человеческую (потому что всё наоборот — это человеческая техника похожа на инопланетную).

Этот троп идёт рука об руку с заговором властей и криптоисторией. Также он может пересекаться с Прогрессорством, если эти технологии были переданы человечеству добровольно благожелательно настроенными к нему инопланетянами. И не забывайте, что копирование — это просто!

Активное противодействие более развитых пришельцев подобному регламентируется Первой директивой

Примеры[править]

Сохранено в тайне[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]
  • Демид Морозов, «Второе имя магии» — человечество нашего мира получило электричество от стихиалей из параллельной реальности.
  • Сергей Лукьяненко, цикл «Пограничье» — оказывается, технический прогресс на Земле в XVIII—XIX веках был подстёгнут «заимствованием» технологий из мира Центрум, который опережал нас где-то на два столетия. Теперь этот фокус не пройдёт — «пластиковая чума» отбросила Центрум на пару столетий назад, причём насовсем, так что теперь уже Земля — самый продвинутый мир.
    • Как выясняется в последнем романе цикла, самый продвинутый мир не Земля, а Очаг.
На других языках[править]
  • Айзек Азимов, рассказ «Какое дело пчеле?» — бессмертный инопланетянин-телепат, застрявший на Земле, направляет человечество по пути технологического развития практически всю его историю только ради того, чтобы достичь космоса на борту ракеты, сбросить опостылевшую человеческую оболочку и улететь домой. Ему нет никакого дела до того, что теперь будет с человечеством после его ухода — как нет дела пчеле, которая собрала нектар с цветка.
  • Вернор Виндж:
    • «Глубина в небе» — аборигенам, едва-едва вступающим в фазу НТР, люди подсовывают куски передового программного кода, рассчитывая, что аборигены не смогут в нём разобраться, не смогут отказаться и подсядут на технологическую иглу.
    • «Пламя над бездной» — тут попроще. На цивилизацию на стадии позднего Средневековья сваливается межзвёздный корабль с двумя выжившими детьми.
  • Уолтер Тевис, «Человек, который упал на Землю» (роман и экранизация) — главный герой, инопланетянин Томас Джером Ньютон, создает на Земле мегакорпорацию во главе с собой с помощью знаний своей расы (электроника, киноиндустрия, и т. д. — на более высоком уровне, чем был у человечества). Всё это с целью привлечения капитала для выполнения его миссии.
  • Альгис Будрис, «Жесткая посадка» — четыре инопланетянина застревают на Земле после аварии, и один из них решает продать США технологии своего мира.
  • Кэтрин Эпплгейт, цикл «Аниморфы» — инопланетянин Эльфангор упоминает, что в своё время общался с парнем по имени Билл, который работал в компьютерной компании… еще он был знаком с неким Стивом
  • Билл Болдуин, цикл «Рулевой» — упоминается, что несколько цивилизаций получили толчок к межзвездным путешествиям благодаря спасательным капсулам Галактической Империи. В восьмой книге герои приземляются в спасательной капсуле на Землю в 60-х годах прошлого века. После спасения они оставляют капсулу на нашей планете, чтобы мы смогли, в итоге, дотянуться до звёзд.
  • Роберт Асприн, МИФический цикл — пришельцы из других измерений и параллельных миров нередко выдают себя за «великих изобретателей» и под этим видом продают технологии деревенщине в менее развитых мирах.
  • Глен Кук, цикл о Гаррете — в романе «Злобные чугунные небеса» двое «серебряных эльфов» улучшают мозг Кипроса Проуза, чтобы он создавал и изобретал все лучшие и лучшие технологии, в надежде на то, что он в конечном итоге создаст промышленную базу в местном мире, которая позволит отремонтировать их потерпевший крушение космический корабль. «Эльфов» возвращают домой другие пришельцы, но Кипрос сохраняет свою гениальность и использует её для создания таких вещей, как трехколесные велосипеды, карандаши и складные зонтики, которые распространяются по Танферу в более поздних книгах.
  • Питер Уоттс, «Crysis. Легион» — костюм героя поразительно похож на инопланетную технику из-за того, что он и создан на её основе. Как и многие другие технологии, к примеру, аппарат для поддержания жизни. Копирование настолько поверхностное, что машина даже может подключаться к технике противника (правда, человеческий интерфейс не может это адекватно отобразить).
  • Эрих фон Дэникен, «Колесницы богов» (и многие другие его книги) — автор считает, что именно пришельцы стояли у истоков всех мировых культур, направляя в древности развитие человечества.
  • Боб Майер, цикл «Зона 51» — как выяснилось, все американские атомные технологии частично основаны на инопланетных знаниях.
  • Брюс Ковилл, серия «Мой учитель светится в темноте» — инопланетяне тайно передали человечеству технологию телевидения, о чём впоследствии очень сожалели: идея была в том, чтобы использовать TV как отвлекающий фактор и замедлить научно-технический прогресс человечества (которое и так развивалось невероятно быстро по меркам других цивилизаций), позволив ему морально и нравственно «догнать» уже достигнутый ими уровень технологического развития. Но всё сработало слишком хорошо, буквально застопорив прогресс, а в некоторых областях даже обратив его вспять. Про то, как это повлияло на моральное развитие людей, и говорить не стоит…
  • Курт Воннегут, «Сирены Титана» — вся история человеческой цивилизации направлялась инопланетянами с одной-единственной целью: доставить застрявшему собрату запчасть для его летающей тарелки.

Кино[править]

  • «Люди в чёрном» — на вопрос Джея, на какие средства финансируется деятельность MIB, Кей объясняет, что за счёт патентов на инопланетные технологии — липучки, микроволновки, липосакция…
  • «День Независимости» — расширенная версия первого фильма недвусмысленно заявляет, что разбившийся в Розвелле космический корабль пришельцев дал человечеству компьютерные технологии и программное обеспечение (чем пытались обосновать, каким образом компьютерный вирус землян смог поразить инопланетную компьютерную систему).
  • «Трансформеры» — человечество обрело лазеры и многие другие технологии в ходе изучения Мегатрона.
  • «Пол: Секретный материальчик» — заглавный пришелец, захваченный в плен американскими военными, сильно поспособствовал научно-техническому прогрессу человечества. А еще он был консультантом у Стивена Спилберга и Криса Картера.
  • «Армагеддец» — Гэри и его друзья обнаруживают, что инопланетный разум по имени Сеть десятилетиями влиял на технологические достижения человечества, чтобы подготовить его к жизни в галактическом сообществе. Увы, люди как были неуправляемыми варварами, так ими и остались, так что пришелец в конце просто плюнул на всё и свалил с нашей планеты. На прощание он разрушил земные города и уничтожил современные технологии, заставив человечество впасть в средневековье, которого оно более достойно.
  • «Дед Мороз. Битва магов» — не о технологиях, но по сути тот же троп. Оказывается, все эти Санта-Клаусы и Деды Морозы — маги из далёкого космоса, которые при помощи ритуалов, известных нам как традиции празднования Нового года и связанных праздников, защищают Землю от космических чудовищ.
  • «Вожди Атлантиды» — из летающей тарелки взялся... Национал-социализм! Точнее, живущие в Атлантиде потерпевшие когда-то крушение марсиане при помощи какого-то шайтан-аппарата внушают человечеству такую идею, чтобы создать государство, в котором наука не будет иметь моральных тормозов, чтобы построить себе новую летающую тарелку и полететь обратно.

Телесериалы[править]

  • «Мистический городок Эйри в Индиане» — в серии «Общество любителей кукурузы» оказалось, что технология радио и телевидения была тайно передана человечеству пришельцем, который таким образом хотел получить необходимую технику для создания «тахионного портала» и вернуться домой.
  • «Тёмные небеса» — большая часть современных технологий была изобретена с помощью реверс-инжиниринга обломков космического корабля, разбившегося в Розуэлле.
  • «Доктор Кто» — приоритетной целью оригинального Торчвуда было защитить Британскую империю от инопланетной угрозы и использовать чужеземные технологии для усиления Англии. Однажды «Торчвуд» доигрался…
    • Как оказалось, многие технологические достижения человечества были внушены ему Тишиной — инопланетным религиозным культом, который вознамерился убить Доктора. Даже полет на Луну был организован этими существами-гипнотизёрами ради того, чтобы создать боевой скафандр, способный убить Повелителя Времени.
    • Генри ван Статтен «изобрёл» некоторые технические новинки, включая широкополосную передачу данных, изучив образцы инопланетных технологий.
  • «Событие» — разработка атомной бомбы в рамках «Манхэттенского проекта» продвинулась на несколько десятилетий вперед благодаря участию в нём инопланетянина Томаса. Конечная цель части пришельцев, которые застряли на Земле, состоит в том, чтобы продвинуть научно-технический прогресс человечества настолько, чтобы они (пришельцы) смогли вернуться домой.
  • «Семь дней» — Хроносфера была создана при помощи обломков разбившегося в Розуэлле космического корабля пришельцев. Упоминается также, что и другие более привычные и доступные современному человечеству технологии появились благодаря этому.
  • «Скользящие» — в одной из серий показали параллельный мир, где пришельцы (выглядящие как типичные греи) вышли на контакт с человечеством после Второй мировой войны и передали ему множество технологий, что позволило этому миру добиться значительного прогресса. Рембрандт считал, что и в его родной (и нашей) реальности такой контакт имел место быть, но был скрыт правительством США (подразумевается, что единственная причина, по которой США этой реальности раскрыло факт контакта с пришельцами всему миру, заключалась в том, что в этом мире после более кровопролитной и бесславной для Америки ВМВ к власти пришёл демократичный и открытый президент вместо вояки Эйзенхауэра).
  • Star Trek: Enterprise — вулканцы, застрявшие на Земле в США 50-х годов прошлого века, перед своим отлётом тайно продали землянам технологию липучек, чтобы оплатить обучение талантливого человеческого ребёнка.
    • Ну, не «вулканцы», а конкретно прабабка Т'Пол по материнской линии. И это брехня, такие застежки уже придумали к моменту действия серии.
  • Star Trek: Voyager — информационная революция второй половины XX века случилась только из-за того, что какой-то парень обнаружил совершивший экстренную посадку временной корабль из XXIX века. Он стал смесью Билла Гейтса и Стива Джобса, создав крупнейшую в мире техническую компанию, используя те технологии корабля, которые ему удалось кое-как понять. Всё простое он уже смог внедрить, а вот для более сложного (варп-двигатель, щиты, оружие, телепортация и т. д.) просто не хватает технической базы.
  • «Затерянные в космосе» (перезапуск 2018 года) — человечество в 2046 году смогло построить звездолёт с гипердвигателем и отправилось покорять звёзды. Да вот только гипердвигатель вовсе не был создан человеками, как упорно втирают хомячкам, а был чисто по-мародерски снят с разбившегося на Земле космического корабля пришельцев. Более того, даже скопировать эту технологию люди не смогли (и не смогут — там такой уровень технологий (нано-био-кванто…), что нам до него еще пару тысячелетий расти), поэтому межзвездный корабль у человечества всего один. А потом за своим имуществом внезапно вернулись рассерженные хозяева…
  • «Звёздные врата SG-1» — земной прогресс серьёзно продвинулся вперёд благодаря инопланетным технологиям, полученным через Звёздные врата. У людей уже есть полноценный космический флот, наквадаховые реакторы, аванпосты на других планетах (и даже в другой галактике!), технология телепортации, энергетическое и рельсотронное оружие… но большая часть рядового человечества об этом даже не догадывается!

Мультфильмы[править]

  • «Побег с планеты Земля»: интернет и айфон изобрели инопланетяне-учёные, которых держит в плену американский генерал в Зоне 51. А сам генерал хочет отомстить всей Вселенной за своего отца, которого три забывших заправиться «грея» нечаянно придавили летающей тарелкой в Розуэлле.

Мультсериалы[править]

  • Megas XLR — субверсия: правительство США попыталось это сделать после инцидента в Розуэлле. Единственное, что сотрудникам Зоны 51 удалось создать, был ОБЧР с эстетикой 1950-х годов. И даже это не было полностью реализовано, поскольку мех нуждался во внешнем источнике электричества для питания себя и получал доступ к данным через катушки магнитной ленты.

Комиксы[править]

  • «Супермен Непобеждённый» — технический прогресс человечества с 1938 года сделал рывок благодаря изучению США инопланетной машины и уравнений, выгравированных на ней. Уравнение и машина были «троянскими конями», созданными расой инопланетных захватчиков, и они использовали эту тактику для порабощения многих планет во Вселенной. Когда цивилизация оказывается полностью зависима от технологий (в частности, компьютерных), созданных на основе этого «дара с небес», инопланетяне легко отключают их при помощи хитро спрятанных уязвимостей и захватывают парализованный тотальным «блэкаутом» мир.
  • Во втором томе «Лиги выдающихся джентльменов» марсиане делают все возможное, чтобы предотвратить это: они извлекают части своих боевых машин во время битвы с «Наутилусом».
  • Инверсия в «Les Innommables» — «космический корабль», разбившийся в Розуэлле, на самом деле является экспериментальным советским летательным аппаратом с пилотом в анабиозе. Американцы находят и изучают аппарат, а китайцы посылают агентов, чтобы выкрасть его.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Miss Kobayashi’s Dragon Maid — волшебники из параллельного фэнтезийного мира подарили нам JavaScript (он был стилизован под их магическую систему).

Видеоигры[править]

  • Серия Assassin's Creed — тамплиеры ускорили прогресс человечества в последние два века благодаря знаниям и технологиям Ису — первой гуманоидной цивилизации на Земле, которая и создала людей «по своему образу и подобию».
  • Серия Mass Effect — асари долгие тысячелетия скрывали то, что их превосходство в технологиях над другими расами галактики обеспечивается спрятанным на столичной планете Тессии крупнейшим архивом знаний протеан.
    • Люди, по всей видимости, тоже пытались провернуть что-то подобное: в новеллизации «Открытие» описывается скандал, который разгорелся после открытия протеанского архива на Марсе. Причиной стала очень быстрая расшифровка учёными протеанских записей, что заставило всех конспирологов на Земле взвыть в едином порыве: «это чертово правительство долгие годы скрывало от нас инопланетную технологию, ровно сидя на попе!» Впрочем, так это или нет — неизвестно.
  • Nexus: The Jupiter Incident — раса Создателей направляло научно-техническое развитие человечества вплоть до 17-го века, готовя их к войне с механоидами.
  • Dark Void — в этом шутере инопланетяне поставляют военную технику ни много, ни мало, третьему рейху. Правда, воюет игрок против инопланетян, а не нацистов, те где-то за кадром просирают все полимеры.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation: SCP-4960. По этой версии в основе Фонда лежат знания, полученные от разбуженной древней богини.
    • SCP-1073 — «Компьютерные микробы». Технология кремниевых чипов, на которой базируется почти 90 % компьютерных систем Земли, основана на информации, предоставленной SCP-1073.
    • Как только учёные Фонда проанализировали что-то до такой степени, что оно было полностью понято, они устраивают так, чтобы то, что они узнали, было использовано для прогресса человечества.

Конспирология[править]

  • Всего одно слово — немоглики.
  • В США имеет хождение городская легенда о том, что самолёты SR-71 и B-2 Spirit были созданы именно так. Дизайн у них действительно… чужеродный.
  • Земные транзисторы якобы скопированы с инопланетных, бывших на розуэлльской летающей тарелке.
  • Эрих фон Дэникен считает, что первые цивилизации людей возникли именно благодаря помощи пришельцев.
  • Андрей Скляров, «Обитаемый остров Земля» — о том же. Боги — инопланетяне. У них голубая кожа, потому что в крови вместо красного гемоглобина — дыхательный медьсодержащий пигмент. Они приучили людей возделывать злаки, где мало нужного людям железа, но много нужной пришельцам меди. Для стабилизации pH своей крови им нужен буферный раствор, в качестве которого отлично подходят слабоалкогольный напитки. поэтому они приучили людей варить пиво, которое вместе с зерном приносили им в жертву. А жили боги на горах типа Олимпа, потому что на их родной планете воздух беднее кислородом. И т. д., и т. п.
  • Стебный патч сотрудников "Зоны-51" высмеивает конспирологов.

Реклама[править]

  • Рекламная кампания фирмы Alienware и их эмблема подразумевает, что производимые ими мощные игровые ПК и ноутбуки был созданы именно таким образом.
  • Прежде чем сотовые телефоны стали повсеместным явлением в нашей жизни, компания PrimeCo запустила серию рекламных роликов с участием маленького розового инопланетянина (см. на видео), который потерял свой сотовый телефон на нашей планете и попытался вернуть его назад, потому что «Земля не готова» для этой технологии.
  • Nvidia создала агроглиф на калифорнийском ячменном поле в рамках маркетинговой кампании для продвижения своего процессора Tegra K1.

Инопланетное происхождение технологий всем известно[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — люди творчески переработали под свои нужды некоторые технологии пришельцев. При этом они даже приблизительно не понимают, что из себя на самом деле представляют артефакты из Зоны.
На других языках[править]
  • Ричард Морган, «Видоизменённый углерод» — изучение руин марсианской (на само деле нет) цивилизации дало мощный толчок прогрессу человечества.
  • Гарри Тертлдав, цикл «Вторая Мировая: новый баланс» — в этой альтернативной реальности в самый разгар Второй мировой войны на Землю начало вторжение раса разумных рептилоидов из системы Тау Кита. За очень короткий срок люди переняли технологии пришельцев и смогли успешно противостоять им. А потом и превзошли инопланетных вторженцев, создав к концу цикла технологию сверхсветового перемещения.

Кино[править]

  • «День независимости: Возрождение» — люди активно используют технологии пришельцев на правах победителей.
    • По первоначальному сценарию знаменитый вирус был создан потому, что на основании исследований разбившейся в Розуэлле летающей тарелки был создан «Макинтош», соответственно, инопланетяне тоже работали на маках, и хакнули их вирусом для МакОси. Дэвид, собственно, имел к этим работам непосредственное отношение. В итоговой версии (возможно, Маку на рекламу грошей не хватило) его основанные на опыте предположения стали фантазиями правого параноика, а вирус он написал потому что АЭС можно взломать через Вай-Фай.
  • Псевдодокументальный фильм «Великая Марсианская война 1913—1917» — после победы над марсианами люди стали активно изучать и использовать «живой металл», являющийся основой всех технологий инопланетных агрессоров. И слишком поздно узнали, что это на самом деле организм-паразит. Именно он и есть настоящий агрессор, а «марсиане» были лишь ассимилированным и поглощённым им видом, который использовался для распространения по галактике — и в дальнейшем именно такая судьба ждёт всё человечество!

Мультфильмы[править]

  • «Война миров: Голиаф» — сюжет разворачивается в мире уэллсовской «Войны миров». После первого вторжения марсиан люди изучили их технологии и переняли часть из них, построив даже свои аналоги боевых треножников. Да вот только марсиане всё это время тоже на месте не стояли…

Мультсериалы[править]

  • «Рик и Морти» — злорадно обстебывается: Рик создал для своего корабля «микровселенский аккумулятор» — небольшую звездную систему в сжатом пространственно-временном континууме[2]. На одной из планет этой системы, где зародилась разумная жизнь, Рик явился в образе «пришельца из космоса», который принёс «дары» — устройство, вырабатывающее электричество за счёт мускульной силы всего населения планеты. Естественно, «опасные излишки» энергии (т. е. большая её часть) отводится «наружу» Рику, а жители микровселенной получают лишь крохи.
    • За бортом, конечно, остаётся вопрос нафига вообще использовать инопланетян для выработки энергии, если можно хоть солнечные панели, хоть геотермалку, хоть сферу дайсона, если Рику ресурсы позволяют.

Комиксы[править]

  • «Scarlet Traces» — после неудачной попытки вторжения марсиан на Землю, люди активно занялись изучением их технологий. В результате уже через пару десятилетий после «Войны миров» англичане начинают контратаку на Марс.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Gintama — в этой альтернативной реальности благодаря контакту с инопланетными завоевателями аманто Япония периода Эдо познакомилась с технологиями, намного опережающими технический уровень остального человечества. В результате телевидение, автотранспорт и роботы для жителей Страны Восходящего Солнца девятнадцатого века являются серой обыденностью.
  • «Устаревший» — в альтернативном 2014-м году на орбиту Земли прибыл космический корабль расы галактических торговцев, которые предложили людям выгодную сделку: известняк в обмен на мини-меха (причём много раз подаются намёки, что здесь была реализована старая как мир торговая схема «стеклянные бусы дикарям-идиотам за золото и другие ништяки»). В результате эта инопланетная технология очень скоро изменила весь характер военных действий, и человечество оказалось на пороге нового мирового конфликта.

Примечания[править]

  1. Действие игры происходит, кстати, в альтернативных 1970-х годах.
  2. Видимо, пародия на МНТ из «Звёздных врат»