Испытатель

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Габа, — сказал директор, — ты знаешь о Волне?
— Разве это Волна? — презрительно сказал негр. — Вот когда в стартовую камеру войду я, и Ламондуа нажмет пусковой рычаг, вот тогда будет настоящая Волна! А это вздор, зыбь, рябь! Но я слушаю тебя и готов повиноваться.
»
— Братья Стругацкие, «Далекая Радуга»

Испытатель — довольно редко, но всё же встречающийся тип героя, который занимается очень опасным делом — испытывает различные гаджеты, оружие, технику и всякие прочие прототипы. От испытателя требуются всего три качества — находчивость, стальные яйца и железные нервы. Всё остальное испытателю не нужно. По понятным причинам используется в основном в играх. Кто-то же должен испытывать прототип портальной пушки?

В реальной жизни испытатель — это высокообразованный профессионал с очень большим опытом, который отлично знает что такое «в норме» и что такое «что-то пошло не так», и способен молниеносно определить: где именно что-то пошло не так и как это можно исправить. Испытатель — это человек, который пользуется безмерным уважением инженеров и презрением дизайнеров, в основном потому, что и те и другие получают от испытателя ценные советы, как можно что-то улучшить, но у инженера это означает повышение надёжности, управляемости, приёмистости и так далее, а у дизайнера «опять ему что-то не нравится» (при этом традиционно дизайнеров есть два вида — дизайнер кнопочек и промышленный дизайнер, причем первый — художник, а второй — инженер) — причем вряд ли расцветка кнопочек[1].

Куда хуже ситуация в сфере программного обеспечения. Там существует обычно отдел QA (контроль качества), куда входят в основном три типа тестеров — QA-monkey, тестер UI и ревьюер кода. Первые барабанят по кнопкам, пытаясь свалить программу любыми доступными способами (иной раз падает не только программа, но и компьютер, и в не в блюскрин, а на пол), вторые заваливают дизайнеров мелочными придирками «тут пиксель выбился», «тут мыло вылезло», «попадаю не на ту кнопку, измените размеры», а третьи заваливают программистов нудными вопросами о хреновой документации кода, обилии грязных хаков и несоответствии стандартам политики наименований, требуют переписать половину кода нормально и указывают на увиденные (без запуска программы, глазами) баги. В основном это бородатые программисты, которые ещё перфокарты помнят. Багчекеры к испытателям относятся только формально: их задача — получить тикет от бета-тестера, воспроизвести баг и посмотреть, в чём может быть дело (или передать тому, кто писал конкретно этот кусок кода. Или тем, кто писал десять кусков кода, выполнявшихся на момент бага).

Пожалуй самый известный в мире испытатель — это Юрий Гагарин, совершивший подвиг мужества — залез в космический корабль и полетел на нём туда, куда ещё никто не летал, во всяком случае, надолго. Менее известен полковник Комаров, который сделал примерно то же самое, причем дважды — отправился на первом космическом корабле новой серии (первый — «Восход», кстати, вместе с конструктором корабля[2] и второй — «Союз») в космос, и погиб (на «Союзе»), потому что в конструкции корабля обнаружились фатальные недостатки. Это тот риск, на который идёт испытатель ради безопасности тех, кто будет пользоваться чем-то в будущем.

Если испытатель подходит к делу спустя рукава — случаются большие проблемы даже там, где по идее их быть не должно. За примерами далеко ходить не надо — из-за пропущенной сложноуловимой ошибки в коде аж трёх разных фирм один торговец фьючерсами получил прямо под окна несколько барж угля, второй — гору металлолома прямо на стоянку и тому подобное (что стало с программистами и QA — неизвестно); другой пример более катастрофичен — не обнаруженный вовремя баг в программе нового рентгеновского аппарата выдал пациенту смертельную дозу лучиков. При испытаниях одного из ранних револьверов Кольта, по слухам, испытатели, пренебрегавшие правилами техники безопасности, получали травмы из-за взрыва барабана (вообще у оружейников такое постоянно случается — то камору порвёт, то затвор в лоб влетит). Иногда, впрочем, бывает и хуже — например одно плохо спроектированное корыто для морских перевозок в процессе испытаний успешно напоролось на льдину и отправило на корм рыбам кучу народа. Этого бы не случилось, если бы многоопытный капитан верил не в непотопляемость лайнера, а в свой опыт.

Испытаниями разных вундервафлей в армии обычно занимаются инженерные войска (их иногда путают со стройбатом, и очень зря — все передовые вундервафли сначала попадают именно к ним, и они уже разбираются, что именно к ним попало в руки и как это можно тактически использовать, а для этого нужны мозги, и немалые). В контексте этого примечательно большое количество ушибленных на голову разработок, которые в разное время попадали в руки военным испытателям, взять хотя бы ампуломёт.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Сергей Фёдорович Байкалов и Олег Леонидович Казанцев, «Барьер неизвестности».
  • Марк Галлай, лётчик-испытатель времён Великой Отечественной. Написал несколько книг, ценных и техническими подробностями, бытовыми деталями, любовью к полётам, юмором и просто хорошим языком.
  • Александр Малимон, «Отечественные автоматы (записки испытателя-оружейника)» — Именно то, что написано на упаковке. История Научно-Испытательного Инженерного Полигона, испытаний стрелкового оружия, его конструкторов и самих испытателей, от конца Великой Отечественной до автомата Калашникова. Очень много технических подробностей.
  • А.Ворожейкин «Триста неизвестных» — подробностей испытания всех трёх сотен летательных аппаратов в книге, конечно, нет, но это всё равно редкий образчик весьма годных советских мемуаров, хоть и слегка побитых цензурой. Не каждый лётчик испытатель застал и пережил славные самыми шизотехническими летающими конструкциями 30-е годы, вторую Мировую войну (строевым лётчиком, регулярно летавшим на боевые задания!) — и продолжил службу на первых реактивных аппаратах, которым тоже в полной мере отдал должное.
    • Вероятно, это даже единственные мемуары, освещающие деятельность НИИ ВВС в период интербеллума непосредственно из пилотских кабин. Громов и Чкалов, увы, мемуаров о своей испытательской работе не оставили, но возможно, среди откровенно немассовой литературы скрываются и другие неизвестные автору правки шедевры.
  • Уже упомянутый выше Константин Феоктистов оставил интереснейшие мемуары о работе в КБ С. П. Королёва и своём полёте на КА «Восход» «Зато мы делали ракеты». В его активе еще пять научно-популярных книг, написанных очень красивым и легко усвояемым языком влюбленного в свою профессию специалиста.

Кино[править]

  • Говард Хьюз в байопике «Авиатор» — сам себе и лётчик-испытатель, и генеральный конструктор.
  • «Небо со мной» (1974).

Аниме и манга[править]

  • «Youjo Senki» — Тане приходилось выступать в этой роли. И даже использовать прототип в реальном бою. Правда, местный Злой Яхве вмешивается, чтобы заставить эту штуку работать.

Музыка[править]

Видеоигры[править]

  • Челл — героиня игры Portal. Вместо стальных яиц оборудована спецприспособлением, которое позволяет падать без травм с любой высоты. Не говорит ни слова.
  • Курт Хектик — уборщик из MDK. Доктор Хокинс навешивает на него гору прототипов и отправляет геройствовать.
  • Half-Life — Учёные открыли пограничный мир Зен. Молодцы. Теперь надевайте костюмы и марш на ту сторону, образцы сами себя не возьмут.

Настольные игры[править]

  • Paranoia — Друг-Компьютер всегда рад снабдить героев, отправляющихся на задание, новейшими экспериментальными устройствами для полевого испытания. Распространение слухов о том, что данные устройства ненадёжны и взрывоопасны, является изменой. Измена карается смертью.

Примечания[править]

  1. А вот как сказать. Неудачная расцветка может утомлять глаза, или отвлекать взгляд от приборов, или приводить к тому, что кнопочки слишком легко перепутать… А ещё надписи и рисунки могут быть плохо различимыми и плохо читаемыми.
  2. К. П. Феоктистов руководил проектированием кораблей «Восток» и был ведущим разработчиком кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир». Он как-то возмутился, почему когда инженер строит мост — он стоит под ним, когда по мосту проходит первый состав, почему Андрей Николаич строит самолёт и лезет в кабину вместе с летчиком-испытателем (а один раз и семью с собой взял), и так далее — а разработчику космических кораблей в таком праве отказано? Ведь не понту же ради, а чтобы вселить уверенность: я, конструктор, своей жизнью гарантирую — риска нет. В итоге на орбиту полетели трое — пилотом — Комаров, грузом — Феоктистов и доктор Егоров.