Историческое фэнтези

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это Земля. Её история, родная и знакомая нам со школьной скамьи. Град Киев, княжеские дружинники, купцы, деревянные домики, а на улицах продают мёд и калачи. Вот смотрите, посреди улицы два православных монаха заняты высокоумной дискуссией о вере с языческим волхвом. Ой, добром это не кончится, они подзывают дружинников и науськивают их на волхва…

Стоп.

Что это?

Волхв только что вызвал с неба молнию Перуна? Монахов и дружинников убило наповал, а волхв улетел?

Правильно. Потому, что это историческое фэнтези. Реалии знакомого минувшего сочетаются здесь с магическим и фантастическим. Здесь в болотах действительно живут кикиморы, а в шахтах — кобольды, алхимики действительно могут превратить ртуть в золото и сварить эликсир бессмертия, герметисты ренессансной Италии действительно вызывают в кругах ангелов и демонов, а в египетских пирамидах таятся злобные призраки и оживающие мумии.

Почему всё это исчезло — и исчезло ли? Возможно, вера людей в разум, логику и прогресс убивает магию. Возможно, сами разум, логика и прогресс — дело рук тайного ордена технократов, которые и истребили магов и духов. Возможно, всё это все еще существует, хоть и сокрыто.

Вариант данного тропа — псевдоисторическое фэнтези, когда за основу фабулы произведения берутся реальные события, но действие происходит в вымышленном мире. Примеры: «Песнь Льда и Пламени» (основа — Война Алой и Белой розы), бОльшая часть произведений Гая Гэвриела Кея (например, за основу «Песни для Арбонны» взяты альбигойские крестовые походы), «Князь пустоты» Бэккера (Первый крестовый поход), «Риганте» Дэвида Гэммела (первые две книги — войны Цезаря с галлами и бриттами, третья и четвёртая — Английская буржуазная революция). Как правило, противоборствующие фракции в таких произведениях являются почти полными СФК сторон конфликта-прототипа, а персонажи — Копиркиными исторических лиц в той или иной степени.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Сага о Рейневане» Анджея Сапковского: «Башня шутов», «Божьи воины», «Свет Вечный».
  • «Боярская сотня» — реконструкторы попадают в прошлое, где присутствует немного магии.
  • Произведения Елизаветы Дворецкой о викингах и славянах — циклы «Корабль во фьорде», «Лес на Той Стороне», «Огнедева», «Князья леса».
  • цикл «Ория» Андрея Валентинова.
    • здесь скорее собственно славянское фэнтези, в которой от исторического реала лишь отсылки и аллюзии.
  • Цикл Пола Андерсона «Галльские ведьмы».
  • Его же «Сломанный меч».
  • Цикл Фрица Лейбера о Фафхрде и Сером Мышелове начинался именно так. Потом Лейбер придумал собственную вселенную, а повесть, в которой герои действуют в земном прошлом, объяснил путешествием в параллельный мир.
  • «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сьюзанны Кларк — один из самых необычных примеров. Фэнтезийный сюжет с магами, эльфами, войнами и пророчествами разворачивается в таком нехарактерном сеттинге, как Англия XIX века.
  • В час, когда луна взойдет — спин-оффы, в которых борьба с вампирами разворачивается на фоне реальных исторических событий.
  • Метавселенная Рудазова — «Преданья старины глубокой». Иван-дурак — тиборский княжич. Елена Прекрасная — дочь Всеволода Большое Гнездо. Садко — новгородский посадник. Бова-королевич — тевтонский рыцарь. И при этом Руси угрожает с востока Кощей Бессмертный, планирующий сократить популяцию людей до безопасного числа. В его армии служат людоящеры, разномастная нечисть и коллаборационисты из людей — татары татаровья; это не считая уникумов вроде Змея Горыныча, Соловья-разбойника или Кота-Баюна. В избушках в лесу живут три сестры-яги, на дальнем северном острове — грозный Дед Мороз, на Кавказе — дэвы и каджи…
    • С прикрученным фитильком — Земля-1691. Несмотря на стоящий на дворе год, в Европе царит высокое Средневековье с рыцарями и волшебниками. Австралия открыта, Америка — нет. На месте Руси — земли гоблинов, Швейцарии — гномов, Скандинавии — цвергов, посреди Франции — эльфов, в лесах орудуют банды огров, троллей и гноллей. Инквизицию возглавляет лично тот самый Торквемада, один из кардиналов — эльф, лично знавший апостола Петра, а его друг сэр Исаак Ньютон изучает алхимическое расщепление атомного ядра и немало в этом преуспел.
  • Олег Дивов, «Храбр» — был бы чисто исторической, ни разу не фэнтези-книгой, если бы не Соловей Соловый разбойник и его семейка, оказывающиеся натуральными гигантопитеками. Как один из них, описывается и Святогор. И, судя по всему, в жилах заглавного героя Ильи Урманина течёт та же кровь.
    • и это трудно назвать фэнтези, как таковым. Недовымершая доисторическая зверюга всё же не эльф, не гоблин, не маг и не восставший мертвец…
  • Серия «Разрушенная империя» Марка Лоуренса.
  • «Евпатий Коловрат» Льва Прозорова. Даёт фэнтезийный ответ на вопросы, откуда рязанский воевода взял войско на отгеноцижженных Батыем землях русских княжеств, почему татарам виделись восставшие мертвецы в этом войске, и почему с самим воеводой и его дружиной удалось расправиться только с помощью камнемётных машин.
    • дилогия "Мечеслав" того же автора. Тут сюжетообразющего значения не имеет и вообще в большинстве случаев может быть сведено к "им показалось" (что подсвечено беседою Бояна Вещего с Вольгостем -- "Так оно увиделось или было?" -- по итогам шаманского поединка Бояна с печенежским кудесником Курей).
  • Александр Фомич Вельтман, "Светославич, вражий питомец", 1835 -- на фоне событий, предшествующих крещению Руси, злой двойник князя Владимира, его похищенный из чрева матери и выращенный нечистой силой, встревоженной распространением христианства, брат, ищет череп князя Святослава -- если он успеет кинуть череп отца в Днепр -- власть языческой нечисти будет вечной...

Кино[править]

  • Восточно-азиатские фильмы на историческую тематику — тот же «Герой».

Аниме[править]

  • Большая часть исторического аниме, например «Василиск» — события вполне реальные, техники ниндзя, используемые персонажами, явно фантастичны.
  • Spice and Wolf — сеттинг с максимально возможной точностью (автор тщательно изучал матчасть) повторяет средневековые европейские реалии. Однако это не мешает существовать в том мире и магии, и необычным существам. Но мир другой, так что псевдоисторическое.
  • Maria The Virgin Witch — а тут уже про реальную Столетнюю Войну. Известна своей маниакальной проработкой местной обстановки, единственный фентезийный элемент - собственно, сами ангелы, демоны, колдуны и ведьмы.
  • Берсерк — тоже псевдоисторический, но автор - медиевист-любитель. Перед тем, как рисовать, внимательно изучает тему вплоть до поездок в города-прототипы и консультаций с серьезными историками. Альтернативная Европа со своими Ватиканом и Столетней Войной.
  • Дороро — действие происходит в Японии периода Сэнгоку. Тем не менее, присутствует магия и демоны.
  • Манускрипт ниндзя — аналогично.

Настольные игры[править]

  • Исторические сеттинги Мира Тьмы, настольного ролевого сеттинга от White Wolf, а также тесно связанная со Старым Миром Тьмы, но отошедшая другому правообладателю Ars Magica.