История вмешивается в сюжет

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Протагонист и опционально его команда в произведении следуют сюжету, превозмогают, действуют, драматизируют — но в самый ответственный момент в сюжет вмешивается сама История. Оказывается, во время действия рассказа произошло некое историческое событие, и персонажи не могут ничего противопоставить этому непреодолимому обстоятельству. Особенно если герой или напарник — реальный исторический деятель, который должен умереть/сгинуть/сесть в тюрьму, или остаться ни с чем, или неожиданно прийти к успеху благодаря не менее реальному вотэтоповороту, причём вне зависимости от того, насколько герой крут.

Следует отметить следующее:

  • Это не совсем о попаданцах. Троп применим для них только в деконструкциях и в режимах «закольцевания времени», то есть когда историческое событие произошло именно из-за них или наоборот — они ничего не смогли изменить.
  • Историческое событие произойдёт даже в случае смены реалистического сеттинга на фантастику (Карфаген разрушат всё равно, даже если его будет охранять отделение двудульных танков «Газдрубал», а Марк Антоний верхом на паровом шагоходе всё равно уступит Октавиану Августу).
  • Историческое событие нежелательно отменять или исправлять. Да, автор может спасти Пушкина после его дуэли с Дантесом, но тогда Пушкин у него «уползёт», до конца дней скитаясь под другим именем… Например, Александром Дюма. Под любое чудесное спасение должен быть придуман обоснуй, чтобы по логике получилась реальность. Понятное дело, что в книгах или фильмах можно прибегнуть к альтистории, а в играх это приведёт к альтернативным таймлайнам или «а что если», но в хороших играх про Историю, как правило, игроку могут не дать всё поменять.
  • Авторы часто прибегают к варианту «пропущенное или нерассказанное событие», например, приписав известному маньяку ещё 200 жертв, о которых он просто не рассказал, или дописав Суворову победу или поражение, о котором в истории решили умолчать или «утратили», нахватав намёков (или натянув на глобус через СПГС) на эти события из реальных источников. Может дойти до смешного — маньяк перебил полгорода и не попасться фантастическим образом, а Суворов — ПОЧТИ победил Наполеона или побывал в плену после поражения, но автор придумает обоснуй, порой дурацкий, почему «от нас это скрыли».

Троп весьма популярен в псевдодокументалках, просто документалках и книгах конспирологов, которые обоснуями укладывают исторические события в свои неуёмные фантазии. Дружит с тропами Так всё и было, Самое главное не показали, Криптоистория.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • А. Дюма, «Три мушкетёра» и продолжения — кодификатор. Несмотря на все старания, ключевые события истории герои не изменят: Бэкингема убьют, Карлу Первому отрубят голову и так далее.
  • Александр Никонов в своих историях о религии предполагал версию о реалистичном спасении Христа, придумав «инсценировку смерти» Иисуса от римлян с политическими целями.
  • К. Еськов, «Евангелие от Афрания» — протагонист так и не смог спасти Христа от казни. С другой стороны, он сумел поспособствовать тому, что люди поверили в воскресение Христа и укреплению христианства.
  • Борис Акунин, «Чёрный город» — ну не может Эраст Фандорин предотвратить Первую мировую войну, он в этой книге обречён на фиаско, хотя бы ценой выстрела в голову.
    • В романах из «беллетристических» томов «Истории Российского государства» такое чуть ли не в каждом.
  • Ивакин, «Мы погибнем вчера» (ответ на «Мы из будущего») — герои попали в прошлое и поучаствовали в ВОВ, но ничего не смогли изменить, максимально реалистично погибнув.
    • А в «Мы из будущего» кто что поменял? Поучаствовали в боях и переосмыслили свою позицию в жизни.
  • Александр Тамоников, «Последний бой президента» — спецгруппу КГБ послали в Чили спасти президента Альенде с предсказуемом концом.

Кино[править]

  • Экранизации «Мушкетёров», разумеется. Но даже в них иногда делаются субверсии и аверсии — например, «Человек в Железной маске», где маску напялили на «плохого» Ди Каприо.
  • «Легенда о Коловрате». Коловрат и его отряд навели шороху в рядах Батыя, да такого, что сценаристам пришлось в итоге напрячься, как случайно не проиграть монголов. Для этого в конце Коловрат «отупел», да и магический Медведь неожиданно покинул их ряды. В остальном же получилась история.
  • «Гардемарины-3». ПОЧТИ захватили главгада… История вмешалась преступным приказом одного из генералов.
    • На самом деле в той битве король Пруссии Фридрих II не участвовал.
  • Однажды в Голливуде: субверсия. Весь фильм идёт нагнетание — ведь подкованный зритель-то знает, что героиню Марго Робби должны убить зловещие хиппи. Ан нет, хиппи в последний момент выбрали неправильную дверь, из-за чего были жестоко и со смакованием убиты персонажами Питта и ДиКаприо.
    • Та же ситуация в «Бесславных ублюдках» — обстоятельства смерти Гитлера общеизвестны, и зритель напрасно ждёт, что покушение на него провалится.
  • «Последний отсчёт» — прежде чем американцы окончательно бы запороли ход истории, «Нимиц» выкинуло назад в настоящее.

Телесериалы[править]

  • «Горец» — неоднократно.
  • «Зена, королева воинов» — Трою не спасло её участие в сражении. И не только Трою.
  • «Доктор Кто» этим тропом просто живет и дышит. Сложно перечислить, скольких исторических знаменитостей встретили за время своих путешествий Доктор и его спутники.
    • С другой стороны, многим он как раз либо нагадил, либо подал идею.
  • «Хроники молодого Индианы Джонса» — в бытность главного героя бельгийским шпионом молодой Джонс участвовал в сепаратных переговорах части элиты Австро-Венгрии во главе с эрцгерцогом Карлом и стран Антанты с понятным результатом.
  • «Квантовый скачок» — хотя Сэм и стал Ли Харви Освальдом и не хотел убивать президента, его сперва неудачно слило с оригиналом и он едва этого не сделал, а когда передумал стрелять, его перекинуло, и вернувшийся Освальд выстрелил. Хотя утверждается, что если бы не решение Сэма, то погибла бы и Жаклин Кеннеди.

Мультфильмы[править]

  • «Оля, Коля и Архимед» — последнего не спасли, но и убийство не показали.

Комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Жена по контракту — какие бы тяжелые удары по маньчжурским захватчикам легендарная прабабка главной героини Гу Сиси Юнь Цзысяо не наносила, исход был предрешен — Китай будет захвачен маньчжурами

Интернет[править]

  • Ещё в доютубовские времена ходила короткометражка «Терминатор спасает Христа». В итоге Христа распяли, а Терминатор понял, для чего весь замес и в Историю вмешиваться не стал.

Видеоигры[править]

  • Warsaw — в этом хорошем клоне Darkest Dungeon игрок может, освоив местную боевую и экономическую систему, построить из героев супер-отряд, дающий фашистам и их дружкам на орехи практически вчистую, уверенно удерживая и помогая всем районам, но увы, История сильнее — Варшавское восстание будет остановлено, а герои по отдельности в концовках получат разные судьбы, порой тяжёлые и даже чернушные.
  • Jeanne D’Ark на PSP — попытка решить с хитростью, но История всё равно пострадала: в один из моментов игры Жанна срывается со скалы и пропадает из сюжета, и сестре приходится её подменять. Внешне Леанна соответствует Жанне исторической по внешности — её в итоге и сжигают на костре.
  • Sniper Elite: есть попытка обойти реальность в миссии с убийством Гитлера, но с обоснуями и подсветкой от героя — «История со мной не согласится, но что было, то было»
  • «Блицкриг», если автор не путает с «В тылу врага» — игроки поучаствуют в ВОВ, но история соблюдается: после миссий за Ось игра сюжетно идёт за союзников.
    • Игра - однозначно троп. Выиграть за Германию войну - невозможно. Ускорить Победу, играя за СССР или союзников - тоже. Цель исторических миссий во второй половине игры за Германию и первой половине игры за СССР или союзников - спрямить линию фронта, отойти на новый рубеж, сохранив силы, не попасть в окружение и т.д. А общий ход событий передается кат-сценами и брифингами.
  • «Партизан» — герой взрывает лабораторию нацистов с уберзольдатен и погибает сам. Страна лишилась супергероя, враг — лаборатории, и История пошла своим чередом.
  • Да, собственно, почти любая игра в историческом сеттинге (если речь не идёт про глобальную стратегию или же создатели не предусмотрели заранее, что действия игрока могут изменить ход событий). В результате в каком-нибудь «Aces Over Pacific» вы можете потопить все американские авианосцы в ходе битвы при Мидуэе, но Япония эту битву всё равно проиграет.