И всё-таки она вертится

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Мир оказывается устроен совсем не так, как представляют себе персонажи, а в особо запущенных случаях — и читатель.

Представьте себе: вы уважаемый, здравомыслящий и богобоязненный член общества. И если вам задать вопрос, какой формы поверхность земли, вы без сомнения ответите, что она плоская, ведь это очевидно. Будь земная твердь хоть немного крива, всё находящееся на её краю начало бы скатываться в преисподнюю, но судя по отсутствию дурных вестей из стран, находящихся ближе к границам мироздания, этого не происходит. Данная точка зрения подтверждена многочисленными наблюдениями, её в кои-то веки единогласно поддерживают отцы церкви и учёные мужи. Точно так же они согласны во мнении, что небесный свод представляет собой сплошную полусферу, по которой вокруг земли обращаются солнце и луна. Кто сомневается в этом, может целый день просидеть на одном месте, и дневное светило исправно взойдёт на востоке и закатится на западе, а на смену ему выйдет ночное, как и должно быть. Ночью еще можно разглядеть мелкие дырочки в небесном своде — звёзды. Вопрос о том, есть ли что-то за его пределами, в настоящее время неспешно и обстоятельно обсуждается авторитетными мыслителями, которым нет основания не доверять.

Однако полно вам рассуждать о мироздании и мироустроении. Ведь сегодня намечается прелюбопытнейшее зрелище: некоего автора паскудных книжонок, смеющего утверждать, что земля — подумать только! — круглая, и сама обращается вокруг Солнца, в судебном порядке принудили публично отречься от своих идей. И это он еще легко отделался, лет тридцать назад другой вольнодумец за что-то похожее отправился прямиком на костёр. Посмотрите только, как гордо он держится, как надменно выплёвывает слова отречения! И ведь что-то еще брюзжит, сходя с подсудной скамьи… Нет, сжигать — это, конечно, слишком, но денёк у позорного столба ему бы точно не повредил.

Человеку свойственно заблуждаться. В отсутствие способов исследовать мир вокруг себя — заблуждаться массово, добросовестно и безальтернативно. А на придерживающихся иной точки зрения, пусть она даже объективно верна — в лучшем случае косо смотреть. Просто потому, что они смеют сомневаться в позиции большинства, а смена оной ко всему прочему чревата расшатыванием общественных устоев и разного рода смутами. Впрочем, фантастика на то и фантастика, чтобы оперировать допущениями. Последствия подобных заблуждений, стремления их опровергнуть или, наоборот, сохранить, будучи помноженными на всё многообразие существующих сеттингов, дают широкий спектр возможных результатов, от комических до апокалиптических. Все случаи отличия общепринятой картины мира от того, что есть на самом деле, включаются в этот троп. Не обязательно планетарного масштаба: внезапное выяснение, что «магия» и «чудовища» — это остатки древних технологий, например, тоже подходит.

Ключевым критерием для классификации подобных случаев можно назвать вовлеченность аудитории в заблуждение. Если мы знаем, что жители планеты считают её плоской и строят на этом какие-то культурные традиции, тогда как автор (скажем, устами персонажа-инопланетянина) проясняет, что всё совсем не так, это первая категория проявления тропа. Если мы познаем мир вместе с персонажами и неожиданно для себя (а они могут и вовсе остаться в неведении) выясняем, что на самом деле планета не плоская, а круглая, является частью звездной системы, которая, в свою очередь, входит в галактику… заключенную в бусину, которая висит на ошейнике у космического кота — это вторая категория, очень часто вот это поворот! и почти всегда спойлер. Может являться результатом того, что автор не продумал сеттинг изначально и допиливает его в сиквелах.

Троп отчасти пересекается с помидором в зеркале, основное отличие между ними в том, что «помидор» описывает персонажа(-жей), а данный троп — аспекты сеттинга.

Персонажи заблуждаются, но из-за четвертой стены всё видно как есть[править]

Литература[править]

  • Хроники Нарнии — с фитильком. Здешний мир таки действительно плоский, а звёзды на небе живые — в «Покорителе Зари» герои это экспериментально проверили. А когда земляне говорят, что их мир круглый, а звёзды — шары пылающего газа, то местные вспоминают, что и у них когда-то ходила такая легенда.
  • Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — кодификатор первой категории. Из-за преломляющих свойств атмосферы планеты Саракш звезд с неё не видно, а горизонт сильно задирается кверху, создавая впечатление вогнутой поверхности. В результате все местные обитатели, имея в своём распоряжении технику уровня примерно середины ХХ века, сходятся во мнении, что живут на внутренней поверхности сферы.
  • Месклин Хола Клемента (старше на 15 лет). Местные уверены что живут в вогнутой миске примерно по тем же причинам, по каким ошибаются жители Саракша.
  • Discworld — как и многое в сеттинге, обыграно шутки ради. Плоский мир, который стоит на слонах и великой черепахе, его обитатели считают абсолютно нормальным. Земля же (то есть Круглый Мир) рассматривается волшебниками как астрономический курьёз.
    • При этом в сеттинге есть религия (ортодоксальное омнианство), считающая, что Плоский мир на самом деле не плоский, а шарообразный, и даже казнящая за отрицание этого. Опять же, читатели знают, что на самом деле мир всё-таки плоский.
  • «Пасынки Вселенной» — персонажи уверены, что их вселенная называется Корабль, и создана она богом по имени Джордан. Жизнь, соответственно, названа Полётом, а жрецы — Учёными во главе с Капитаном-помазанником (правитель деревни). Естественно, речь идёт о корабле поколений, запущенном Фондом Джордана, а звёзды и космос — вовсе не сказки.
  • Сергей Синякин, «Монах на краю Земли» — необычный выверт: жители условно-нашего мира уверены, что Земля круглая, вращается вокруг Солнца и так далее; в действительности же она плоская, стоит на трёх китах и накрыта куполом небес. Правду знают немногочисленные посвящённые, но тщательно скрывают.

Кино[править]

  • Матрица — 99% человечества пребывает в виртуальной реальности, моделирующей Землю начала XXI века. За немногочисленными знающими истинное положение дел идёт постоянная охота.

Видеоигры[править]

  • Серия Might and Magic — все миры «старой» франшизы от 3DO (на первый, второй и третий взгляд — типичное фэнтези) были сотворены высокоразвитой цивилизацией, уши которой (вроде киборгов-надзирателей или вполне работоспособных бластеров) непременно торчат из отдельных щелей. В стратегическим сериале Heroes of Might and Magic этот факт ограничен отдельными сюжетными намеками, а после перезапуска серии, начиная с HOMM5 от Нивала, они и вовсе сошли на нет.

Настольные игры[править]

Персонажи заблуждаются вместе с читателем[править]

River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Литература[править]

  • Е. Лукин, «Катали мы ваше солнце». Сперва нам покажут клюквенную Древнюю Русь, а потом вместе с героем мы узнаем, что Солнце — раскалённый металлический шар, кидаемый специальной катапультой, днём летящий через всю страну и вечером падающий в озеро. Там его вылавливают, чистят от сажи, ночью по подземным ходам катят обратно к катапульте, набивают дровами, растапливают и запускают вновь. В качестве дров используют резные статуэтки, которые жители страны жертвуют волхвам. Греки своё солнце топят нефтью, поэтому там климат теплее. Истинное положение дел скрывается правительством, духовенством и работниками, непосредственно занятыми на этих осветительно-отопительных работах.
  • Ю. Нестеренко, «Еретик». Тут мы наблюдаем спор о природе неба между молодым учёным и закостенелым религиозником, считающим, что небо плоское и низкое. Для доказательства своей правоты учёный строит ракету, на которой вознамеривается подняться выше неба. Ракета взлетает… и разбивается о небесную твердь. А потом приходит уборщица и сетует на школьников, запускающих свои ракетки где надо и не надо. А наши герои — разумные школьные тараканы.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — состоит из этого тропа практически полностью.

Видеоигры[править]

  • BioShock Infinite — существует множество параллельных миров, между которыми можно определенными способами перемещаться, при этом одни величины в них являются переменными, а другие постоянными: так, в каждой из вселенных в том или ином виде присутствуют Маяк, Город и связанный с ними Человек.
  • Warframe — все стороны конфликта, включая «инопланетян»-Орокин, являются ветвями развития человечества. А Владеющие разумом — биомеханические чудовища, с которыми Орокин долго и упорно воевали — это потомки ИскИнов, посланных в соседнюю систему для терраформирования. Мы таки одиноки во Вселенной, но и сами себе способны наворотить таких проблем, что мама не горюй.
  • Fallen London — не только история Лондона, но и вся Вселенная тут изрядно альтернативная. Начать хотя бы с того, что звёзды — это разумные почти-что-божественные сущности, поддерживающие привычные нам законы природы там, куда попадает их свет. Соответственно, там, куда свет не попадает, творится неведомый хтонический звездец.