Какая такая десантура?!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« А ещё окончательно подтвердилось, что единственная задача службы безопасности на борту линкора — устраивать заговоры и путчи. Их ведь даже на опасные выезды с собой не берут, и при абордажах оборону держат пилоты из эскадрильи. »
— Из рецензии на аниме «Космический линкор Ямато»
«

— Всем сдать личное оружие, — негромко приказал чиф палубной полиции. — Да, и Кинжалам тоже! Чтоб впредь неповадно было! — Но, — послышалось от соседей, — коммандер, съер!.. Военное же положение… боевая тревога… — Давайте-давайте, — тон коммандера был почти домашним. — Что вам — зеленых ксеноморфов по палубам гонять? Так и то не ваше дело, коли до палубных боев дойдет.

»
— Наталья Ипатова, «Врата Валгаллы»

Военно-воздушный и военно-морской (иногда — военно-космический, если у нас космоопера) вариант тропов Бросить командование ради абордажа и Для боя нужно спешиться. Бравый лётчик, управляющий могучим истребителем, десантным челноком, вертолётом или мехой, приземляется на ближайшую пригодную для посадки поверхность, покидает кабину (в одном лётном комбинезоне!), хватает табельное оружие — пистолет — и лезет разбираться со вражеской пехотой. Облачённой в полноценные бронежилеты (а то и в силовую броню, если она имеется), и разумеется, вооружённой автоматами, а то и чем похуже.

Другой вариант того же ляпа — базу, где этот пилот квартирует, берут на абордаж злобные враги. Вместо того, чтобы запереться у себя в каюте/комнате/кабине или пробраться в зону эвакуации и ждать, пока морская пехота решит проблему (для которой она, в принципе и предназначена), члены экипажа или офицеры авиакрыла… опять же, хватают пистолеты и лично бегут разбираться.

Возможный обоснуй — пилот у нас псионик или крутой киборг, и благодаря своим ТТХ является неостановимой машиной смерти как в кабине управления, так и в коридорных боях. Например, у него такая скорость реакции и точность, что он и с пистолетом всадит пулю в глаз каждому вражескому солдату раньше, чем они успеют поднять автоматы.

Или наоборот — пехоту (как свою, так и вражескую) в этом мире набирают из тупых отморозков, не знающих, за какой конец следует держать автомат. А пилот хотя бы офицерские курсы проходил, и знание даже основ рукопашного боя и тактики делает его значимым фактором на поле боя.

Но, вам не кажется, что это немного однобоко? Пожалуйста: здесь вообще, в принципе отсутствует десантура. Возможно, потому что корабли-самолёты управляются роботами, а человек в принципе не перенесет перегрузок, с которыми они совершают кульбиты, а армия дроидов не сможет себя проявить так, как это могут люди из-за недостатка воображения, ну и - между десятком солдат и парой сотен кило ракетно-снарядно-бомбовой нагрузки для боевого корабля, нормальные люди выбирают второе. Не надо умничать, надо просто клепать больше истребителей.

Примеры[править]

  • Шутеры про войну, вроде Star Wars Battlefront и Battlefield 1. Во-первых, во многих из них захватывать точку может только пехота, поэтому ей, пехоте, для захвата контрольной точки придётся вылезти из танка, чем могут воспользоваться враги, захватив машину. Во-вторых, в подобных играх вход/выход в технику мгновенен, и поэтому, когда у бронетехники остается мало ХП, из неё катапультируется экипаж и продолжает воевать как пехота.
    • Педаль в асфальт — подавляющее большинство пилотов в подобных играх, включая автора данной правки, не исполняет свои прямые обязанности, а использует дорогущие (по идее) истребители исключительно для одноразового десантирования с них вражине на голову. Как на подобное убер-расточительство реагирует командование, история, увы, умалчивает...
      • Все еще хуже, в Battlefront во время космических боев проникать на вражеские звездолеты и подрывать там корабельные системы проще именно за пилота, а не за десантника — у них и бомбы есть, и патронов для расстрела баков охлаждения и генераторов щитов больше.
  • Звёздные войны, Расширенная вселенная. «Когда-то давно я сел читать „Игру Веджа“, которую (да и вообще всю серию про разбойный эскадрон) расхваливали как одну из лучших, и офигел. Небольшую группу пилотов-асов посылают без истребителей (!) для захвата Корусканта, читай как диверсантов (!!), и у них это мистическим образом получается (!!!). Если у Новой Республики такие пилоты, то какой же у нее тогда спецназ?» ©
    • Справедливости ради, во-первых, пилоты Разбойного эскадрона позиционировались как коммандос, во-вторых, они больше выбирали себе цели с земли, в-третьих, малую группу непосредственных исполнителей отправили с целью предотвращения утечки информации, которая, кстати, протекла даже изнутри группы.
    • «Звёздные войны. Эпизод VII: Пробуждение Силы» ― в начале фильма По выскакивает из своего истребителя (в котором вооружение еще функционирует, даже подстрелил сослуживца Фина) с бластером наперевес. Однако, справедливости ради, логично, что человек с красным мечом в плаще и маске наверняка занимает очень высокий пост в Ордене. Ради его убийства можно и рискнуть. Плюс гибель Лор Сан Текки на его глазах.
  • Battlestar Galactica — формально тут морпехи есть, и они даже иногда сражаются с сайлонами и с собственными мятежниками, когда дело доходит до наземных боёв или абордажа. Но тактическое командование в этих боях всё равно принимают главные герои — пилоты, флотские офицеры и даже гражданские лица. Самостоятельно что-либо сделать морская пехота «Галактики» не способна в принципе.
  • Gundam: во всех таймлайнах любимое занятие как героев, так и злодеев — выпрыгнуть из своей непобедимой мехи и побежать разбираться с пистолетом. О том, чтобы хоть закрыть кабину на ключ от несанкционированного проникновения, речи не идёт (из-за чего угон мехи — один из самых частых сюжетных ходов). Как и о том, чтобы попросить напарника, остающегося в мехе, прикрыть самоубийцу — даже если они летели вдвоём.
  • Call of Duty — минимум в двух играх главный герой пилотирует летательные аппараты, подавляет системы ПВО, отстреливает технику и т. п., а потом, достав оружие и покинув кабину, идет зачищать базу.
    • Субверсия в Black Ops 2: протагонист — спецназовец, но в одной из миссий вынужден заменить раненого пилота, чтобы прикрыть остальных с воздуха.
  • Urban Strike: эта игра — единственная из серии «ударных» вертолетных шутеров, где присутствуют наземные миссии, то есть где мы вылезаем из вертолета и на своих двух идем зачищать вражеские бункеры и базы.
    • В других играх серии наземных миссий нет, но есть наземные задания, которые выполняет второй пилот, временно высаживающийся для этого с вертолёта. Он же отвечает и за силовые задержания вражеских чинов, свешиваясь за борт на верёвочной лестнице.
  • Mass Effect — первая игра серии выжимает педаль в пол, пополам с синдромом электрички. У главного героя есть фрегат «Нормандия», способный входить в атмосферу и обладающий самым разнообразным бортовым вооружением. Но для разбирательства с различными негодяями на поверхности планет он сбрасывает единственный вездеход-танк «Мако» с тремя бойцами и улетает, даже не думая оказать им огневую поддержку — хотя половина сражений проходит под открытым небом, и того же молотильщика можно было бы запросто прибить единственным выстрелом вспомогательного калибра (главный даже чересчур силён для этого, он бы и самого Шепарда заодно испарил).
    • Но этого мало — в половине случаев Шепард вылезает с двумя помощниками даже из «Мако» и идёт разбираться с негодяями чуть ли не врукопашную, хотя на броневике установлена довольно мощная пушка. Нет, понятно, что за убитого лично врага игра даёт вдвое больше экспы, чем за подстреленного из «Мако», но со внутримировой точки зрения это выглядит совершенно нелепо.
    • Впрочем, с прикрученным фитильком, потому что Шепард — как раз не пилот, а профессиональный морпех, закованный в силовую броню последнего поколения и вооружённый до зубов. Но тем не менее, отказ от огневой поддержки в тех локациях, где он вполне мог бы её получить, выглядит странно.
  • Да и вообще во многих играх про космос герой идет штурмовать наземных врагов с автоматом Ералашникова наперевес вместо того, чтобы спустить в атмосферу свой корабль и обстреливать врагов из всех орудий, или, если это невозможно, сесть в свою каюту и обстреливать противников с орбиты, пока единой травинки не останется, или получать огневую поддержку оттуда же.
    • Зависит от жанра, внутрисеттинговых обстоятельств и параметров миссий. Если целью является спасение/извлечение/ликвидация/проникновение/саботаж/диверсия/разведка/кража, то лучше задействовать команду, а не расхреначить всё эффектным грибочком с орбиты.
      • Но использовать надо команду профессиональных десантников, а не толпу спешившихся пилотов!
    • Также имеет значение вид, класс и вооруженность корабля. Если у вас космический крейсер, то само то, а если маленький истребитель или Звезда Смерти- не получится/лучше не надо. Также надо смотреть, может ли корабль конструктивно оказывать огневую поддержку, в данной ситуации или вообще(может ли входить в атмосферу, стреляет на 360% или по курсу движения, пробивает ли главный калибр планетарный щит...).
  • Last Exile. Не смотря на наличие на каждом корабле отряда пехоты, отбивать абордажи на "Сильване" почему-то приходится пилотам и механикам (а заодно капитану и офицерам), а вовсе не тем, кому по долгу службы нужно отбивать абордажи.
  • Реальная жизнь. Манфред фон Рихтгофен в своих мемуарах вспоминает, как он и другие пилоты его эскадрильи обстреливали из карабинов и пулемётов английские самолеты, бомбившие их аэродром, причем лётчиками двигал в первую очередь именно азарт: «Я подумал, что в лунную ночь могу попасть из ружья с 50 метров в дикого кабана с определенного места. Так почему бы мне не попасть в англичанина? Я уже имел честь сбить ряд англичан наверху, но никогда не пробовал сделать это снизу». Фактически они играли роль ещё не существовавших тогда ПВО, причём довольно успешно.

Где обосновано сеттингом[править]

  • Перл-Харбор. Извините, из-за внезапного налета японских бомбардировщиков, самолёты тупо кончились. Господа пилоты, займите место у зениток, а кому не хватило — берите «Томпсон» и бога ради, сбейте хоть одного!
  • Macross. У людей — потому что истребители легко трансформируются в мехи, у Зентради — потому что они в своём истинном в виде сами по себе здоровенные восьмиметровые жлобы, генетически сконструированные как идеальные солдаты, и то, что люди воспринимают как меху — на самом деле их силовая броня.
  • Gundam SEED — единственный таймлайн гандамов, где подобное геройство хоть отчасти обосновано. Главные герои — Координаторы, то есть генетически улучшенные люди, с идеальной физической формой и молниеносной реакцией. Обычных людей («натуралов») они могут укладывать пачками.
  • Code Geass — ещё один редкий вариант с обоснуем. Сузаку и Карен как рукопашники, фехтовальщики и стрелки не уступают Координаторам (хотя про их генетические модификации в аниме ничего не сказано), поэтому одинаково хороши в роли телохранителя и пилота мехи. Лелуш в рукопашной весьма посредственен, но из мехи он не может применять Гиасс, да и стрелок неплохой.
  • BattleTech — отчасти обосновано у Кланов. Вернорождённые из касты воинов проходят всестороннюю (и очень жёсткую) подготовку по сражениям со всеми видами оружия, как ручного, так и пилотируемого, а также бою без оружия вообще. Мех — самое почётное, но далеко не единственное оружие из этого арсенала, клановый воин и с пистолетом, и даже с камнем предельно опасен. Кроме того, во многих случаях кланеру важно не столько выиграть сражение любой ценой, сколько прославиться, а славы тем больше, чем меньшими ресурсами одержана победа. Тем не менее, элементалы (тяжёлая пехота Кланов, генетически сконструированные носители силовой брони) сделают из него при прочих равных отбивную — и это большинство тоже понимает.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann. Местные мехи — ганмены — сконструированы по принципу матрёшки. Пилот управляет маленькой личной мехой, та является ядром мехи побольше, та управляет мехой ещё больше… и далее вплоть до роботов размером с планету и конструктов из чистой энергии размером с галактику. Поэтому если вы разломали большую меху — будьте готовы, что из неё выскочит следующий уровень командной иерархии и полезет выяснять отношения.
    • К тому же топливом для местной мехи также является клиническая отмороженность пилотов, которые вырабатывают Спиральную энергию, раздавая пинки здравому смыслу (подсвечено прямо в тексте). Поэтому даже если вы раздолбали все мехи на всех уровнях — будьте готовы, что на вас полезет лично пилот — Симон с дрелью или Камина с мечом. Ну а у Спирального Короля или бессмертного зверочеловека Вирала — это не только психологически, но и тактически обосновано, они сами себе оружие.
  • Spore: Galactic Adventures — пилот корабля, способного уничтожать целые планеты и в один клик собирать коллекцию их обитателей, должен своим пешком гулять по планетам с миссиями. Иногда это обосновано тем, что действовать приходится гораздо тоньше или в тех местах, куда не пролезет звездолёт, но далеко не всегда, и опять же — никакой дистанционной связи с ним не существует от слова совсем.
  • Mercenaries: ГГ — наемник высокой квалификации, так что может и самолётом управлять, и в прямом огневом контакте навалять. Правда, покидать бронированную вооруженную «по самые подмышки» боевую машину как-то не тянет.
  • G-NOME: в этой древней игре про мехи пилот имеет возможность выскочить из меха, подбежать к вражескому, выстрелить в него неким содержащим газ боеприпасом и заставить его также выскочить, после чего убить в дуэли и занять чужой мех. Рискованно (ввиду явно меньше живучести пилота), но в случае явной разницы в весовой категории мехов может быть оправданным решением. ИИ также не брезгует такой тактикой.
  • Halo: Reach. В одной из миссий требуется повредить двигатели вражеского корабля, сидя за штурвалом орбитального истребителя, а затем залететь внутрь, приземлиться и вылезти из кабины, дабы пробиться в один из ангаров и дать путь транспортнику с бомбой. Ничего удивительного, поскольку ГГ и его спутники являются универсальными суперсолдатами, отлично умеющими как водить боевую технику, так и воевать в качестве спецназа.
  • Хонор Харрингтон: кощеи — украинские ГМО солдаты которым методом импритинга зашили на инстинктивном уровне владение различными типами техники, к тому есть упоминая что они участвовали в боях на Луне так что они ещё и подготовку космонавтов прошли
  • F.E.A.R.:  главный герой суперкомандос прошедший в том числе и летную подготовку
  • Дэвид Вебер, Стив Уайт Земля смерти: одному из главных героев пилоту истребителя пришлось отражать вражеский абордаж со всей остальной командой
    • перспектива быть съеденными разумными пауками не улыбалась никому поэтому все способные держать оружие и отправились отражать атаку.
  • История Галактики Андрей Ливадный Возвращение богов: главный герой лейтенант Вербицкий застрял на необитаемой планете и ему пришлось проявить навыки бойца спецназа чтобы убить вражеского пилота и выбраться с планеты.
  • Аниме «Last Exile» на летающих кораблях в обязательном порядке присутствуют отряды пехоты — сам воздушный бой подразумевает длительную перестрелку стоящих на платформах солдат. Но у «Сильваны» на борту пехоты нет, и при абордаже отбиваться приходится матросам и техникам из аэродромной обслуги. Обоснуй: «Сильвана» — рейдер не подчиняющийся правилам Гильдии и ведения войны в частности. Ставка его капитана — мощное артвооружение и эскадрилья прикрытия.
    • Абордажи тут не приняты — в бою солдатики выстраиваются в линию у люка и палят друг в друга, стараясь набить больше фрагов чем соперник.
  • Алексей Свиридов и Александр Бирюков, «Истребители» — так-то пилоты в наземных боях не участвуют (что было подсвечено Хомяком: «Только зачем нам его портрет? Если я с высоты две тысячи метров и разгляжу эту зубастую улыбку, то вряд ли спущусь поздороваться. Да и попасть непосредственно в него не получится. Цель хоть и контрастная, но площадь маловата, головка не захватит».), но на войне бывает всякое и после падения на территории противника выбираться приходится самостоятельно (в лучшем случае с помощью местных партизан) — у маленькой Трансбалкании, в отличие от США, нет средств на ПСС.