Какие ещё копья?

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Шурик в библиотеке.jpgВот что написано по этому поводу в «Ста фактах мировой истории»...
На эту тему существует интересная статейка в «Справочнике автора». Из неё вы можете узнать о том, как обстоят дела в реальной жизни по поводу темы этой статьи. Узнать больше Вы сможете здесь.

(link)

Копьё против меча

(link)

спарринг: копейщик против трёх мечников (смотреть с 2:17)
« — Саул, — сказал он [Антон]. — Что такое пики?

— Копья, — сказал Саул кряхтя. — Копья… — Длинный деревянный шест, — раздраженно сказал Саул. — На конце — острый железный наконечник, часто зазубренный. Используется для протыкания насквозь ближнего своего. — Саул помолчал, тяжело дыша. — Может быть, вам заодно объяснить, что такое меч? — Знаем мы, что такое меч, — сказал Вадим, не оборачиваясь.

»
— В светлом будущем масса забыла некоторые виды оружия… но не все подряд

Казалось бы, на первый взгляд мы смотрим фильм или сериал, иногда даже по книге, где вроде бы серьёзное средневековье или серьёзная античность, с эпичными зарубами, тонкими интригами и харизматичными, крутыми по самое не балуйся героями. Но что-то всё же вызывает недоумение. Например, то, что целые армии, идущие в бой, а иногда и бодро тыгыдыкающие на лошадках, почему-то вооружены практически поголовно длинными мечами. А где копья?

Какие ещё копья? Ну, например, которые породили те самые способы построения, которые показаны в фильме. Те самые, которые дешево клепать, которыми легко научиться пользоваться и которые эффективны против пехоты и имбовы против кавалерии. То есть дешёвое и эффективное оружие, существовавшее на протяжении тысячелетий (старшим из обнаруженных копий на настоящий момент около 300 тыс.лет), начиная с того момента, как первобытный человек впервые обжег на костре конец длинной палки, придав ему соответствующую форму и твердость, и заканчивая ПМВ (пики улан и казаков; а если считать штыки, то вообще не заканчивая). Где они? А их нет. А почему? А потому что в кино копья показываются только в нескольких случаях: если показывается какое-нибудь ледовое побоище с рыцарями в латах, если показывается заруб трёхсот спартанцев под режиссурой Зака Снайдера, или если это эпоха, в которой мечи ещё не изобрели, например, каменный век. Во всех остальных случаях копья в кадре не светятся, равно как и прочие интересные вещи вроде щитов (!) и доспехов (исключая откровенно уродские с шипастыми наплечниками), а герой показывается без шлема, в телогрейке и с мечом. Просто потому что, по мнению авторов «кина», так эффектнее, фотогеничнее, круче и т. п. Ну и ещё, наверное, по причине того, что зарубы копейщиков довольно сложно снимать крупным планом.

Гипероним к этому тропу — «Технология Шрёдингера», когда косвенные признаки, указывающие на наличие того или иного оружия, есть, а самого этого оружия нет.

Особенно тяжёлый случай — если авторы забыли выдать копья коннице, причём стремена в показанном периоде присутствуют. Для справки — стремена появились специально для того, чтоб суметь нормально тыкать всех таранным ударом копья, иначе либо вылетишь из седла (удерживая копьё рукой), либо Борис «Хрен Попадёшь» (когда привязываешь копьё к лошади, как катафракты).

Данный косяк встречается в таком великом множестве фильмов и сериалов, что перечислять их не имеет смысла.

Противотроп — Крутой копейщик.

Где НЕ встречается[править]

« Как ни тыкай, ни ворочай —
Меч копья всегда короче.
»
— Старая ролевицкая шутка

Литература[править]

Отечественная[править]

  • И. А. Ефремов, «На краю Ойкумены» — автор, будучи не безусым МТА, а матёрым учёным, лично участвовал в раскопках и о том, какую роль играло копьё в античном мире, знает, так сказать, из первых рук. Роман изобилует массой очень иллюстративных мелочей по теме: к примеру, присутствует описание работы копьём в ближнем бою (в том числе и «нелетальные» техники, когда надо не убить, а разогнать толпу — тогда колют по-боевому, но тупым концом) или, скажем, иллюстративная беседа ГГ, афинянина, c воином из народа банту, где подробно расписаны преимущества их тяжёлого копья по сравнению с лёгким египетским пехотным копьём (а вот египетский лук, напротив, вызывает справедливое восхищение).
  • «Грон» Р. Злотникова — собственно, созданную главным героем армию так и прозвали — «длинные пики».
  • Пехов, Хроники Сиалы — вполне себе копья используются. Как и алебарды, причём по делу.
  • Юрченко, цикл про Кайларна — в данной литстратегии копейщики на месте. И вполне используют свои копья.

Зарубежная[править]

  • Легендариум Толкина — копья упоминаются регулярно и используются всеми сторонами конфликта. Гил-Галад, эльфийский король Второй Эпохи, и вовсе сражался легендарным копьём.
    • То же касается экранизаций. Хотя солдаты подозрительно часто лезут на троллей с мечами.
  • «Песнь Льда и Пламени»: Перед поединком Оберина с Григором Клиганом Тирион подмечает, что сомкнутые в фаланге копья являются грозной силой, но в эффективность копья против закованного в железо Горы не верит. Однако Оберин категорически не согласен с ним и вполне это доказывает.
    • Кроме того, копьё является главным оружием Безупречных — местных суперсолдат, не чувствующих ни боли, ни страха.
  • «Сага о ведьмаке: Владычица Озера». Подготовка к битве под Бренной показана предельно реалистично. Обратите особое внимание на речь воеводы Бронибора, который внушает пехотинцам: стоять крепко, не обосраться и не побежать, держать пики, пусть напарываются.
    • Оттуда же — цитата в тему: «Что есть пика? Оружие богачей, палка, на каждом конце которой — бедняк».
    • При этом ведьмаки упорно игнорируют самое удобное оружие для охоты на большинство монстров — копьё, и лезут к монстрякам с мечом, который, на секундочку, создан именно, чтобы убивать людей. Копьё для охоты на грифона подходит куда больше, чем меч (а лук — ЕЩЁ больше).
      • Сам пан Анджей пытался использовать обоснуй: дескать, монстры настолько сильны и быстры, что единственный способ бороться с ними для ведьмака — это двигаться на сверхскорости (достигаемой с помощью мутаций[1] и специальных эликсиров), уклоняться от контратак и лупить бритвенно-острым, но лёгким клинком по всем мыслимым уязвимым местам (глаза, горло, сухожилия и т. п.). В действительности это правило крутизны в чистом виде: сверхфехтовальщик, в ближнем бою шинкующий монстра на шаурму, выглядит круче и пафоснее стрелка, затаившегося у логова с тяжёлым арбалетом.
      • Обоснуй-бис: тех монстров, что может затыкать толпа селян с вилами или отряд солдат с копьями, они затыкивают сами. В действие книги, посвящённой вымирающему анахронизму, это очевидным образом не попадает.
        • Справедливости ради стоит отметить, что попадает. В одном месте подсвечено, как Геральт ехал к месту на тракте, где видели монстра, чтобы убить его, но когда приехал, узнал, что солдаты уже затыкали его копьями. Тогда и задаётся самому себе у Геральта вопрос, зачем нужны ведьмаки с их опасными мутациями и тренировками, когда это же могут сделать с десяток солдат с копьями?
      • За некоторыми монстрами приходится лезть в пещеры или катакомбы, где с копьём не очень-то развернёшься.
      • В бою с Бруксой Верееной копье Геральту тоже могло бы и помочь. Таки чтобы застанить её всё пришлось использовать обычную оглоблю.
        • Впрочем, у стрелка с тяжёлым арбалетом всего один шанс, да и не всякого монстра можно завалить одним выстрелом, даже из засады в идеальных условиях. Да и некоторые монстры стайные, и на таких одного выстрела явно будет мало.
    • Меч вообще универсальная штука — им можно отбиться и от стрыги и от пяти утопцев и от отряда людей. И ведьмак не может таскать с собой целый арсенал, если это не видеоигра.
  • Глен Кук, «Серебряный клин»: инструктор обучает отряд ополченцев обращаться с копьями и даже подробно перечисляет, как именно можно поразить врага копьём. Запрещается только метать копьё, потому что это тяжёлое копьё-рогатина для рукопашной, а не дротик. (К сожалению, надмозг-переводчик зачем-то обозвал копья в этой сцене алебардами, а метать их в его версии стало нельзя, потому что «это не копьё»).
    • Что есть странно: алебарда, во-первых, очень сложное для новичка оружие (даже в строю ей орудовать непросто — а в сольном бою по трудности обучения она превосходит меч, копьё же — самое простое оружие в принципе), а во-вторых — зело дорогое, потому как требует и неплохого металла, и должной его обработки — в отличии от, опять же, копья, которое стоит (пардон) копейки — и поэтому никто ополченцу-рекруту алебарду в здравом уме не доверит.
      • Вредитель именно в здравом уме спокойно доверит новичку снайперскую винтовку. Если только не боится разоблачения.
  • «Князь Пустоты», серия «Аспект Император»: так как местные орки по размеру меньше людей и используют тактику зерг-раш, то солдаты Великой Ордалии вполне обоснованно используют против них стену из щитов с опущенными копьями.
  • «Дети Земли» — поскольку книга про пещерное человечество, то копья там — основное оружие.
  • «Малазанская книга павших» Стивена Эриксона — копья в наличии, в том числе копьё использует один из важнейших персонажей серии Трулл Сенгар.
  • «Колесо времени» — копья присутствуют, в честь них даже местную бригаду амазонок назвали.
  • Роберт Хайнлайн, «Пасынки Вселенной» — вражда между экипажем и мьютами идет уже много поколений, но единственным оружием являются ножи, которые часто бросают, и пращи. До брони и больших клинков додумались лишь ближе к финалу, хотя казалось бы, приделай нож к трубе и вперед.

Кино[править]

  • «Троя» — копьями сражаются как армии, так и герои.
  • «Приключения капитана Алатристе» — final showdown в фильме — именно противостояние испанской терции, лучшей пехоты на то время, и французской стены копий. Поскольку линейная пехота как класс тогда ещё была в зачаточном состоянии (мушкетов на всех не хватало), французский главнокомандующий решил вопрос иначе: тупо разнеся терцию из пушек. Эпизод крайне драматичный, особенно в книге, где Иньиго на вопрос «сколько вас было?» отвечает «сочтите мёртвых».
    • Между прочим, этот момент — великолепное доказательство того факта, что «массовые зарубы копейщиков крупным планом» (с) снимать красиво и пафосно можно и нужно… лишь бы голова у режиссёра из нужного места росла.
  • «Триста спартанцев» — принимая натиск персов, фаланга спартанцев удерживает врага щитами, в то время как второй ряд колет персов копьями. Затем правда копья бросают (в основном во врага) и достают мечи.
  • «Хоббит. Битва пяти армий». Гномы Железных Холмов вполне разумно вооружены длиннющими пиками. За счёт огромной физической силы тащат их вместе со щитом, так что стена щитов в позиционном положении превращается в практически нештурмуемое укрепление. И на кой черт эльфы полезли через гномий строй, превратив бой в свалку? Возьмись Перворождённые за луки - армия Азога быстро бы кончилась, не в силах прорвать такой строй. А троллей отстреляли бы гномьи же аркбаллисты.
    • ТАКАЯ армия быстро бы не кончилась. Среди фанатов популярен обоснуй, что Перворождённые уже потратили все стрелы на то, чтобы сократить её на треть или четверть.
    • Слабый даже по меркам самого автора правки обоснуй: может, они уже перевели все стрелы на неудачный обстрел армии Даина? А может, на удачный расстрел некоторой части огромного полчища орков?
    • Интересно, откуда это у толкиновских гномов взялась «огромная физическая сила»? Они выносливые, это да, но не сильнее людей.
    • Кстати, в книге гномы были вооружены боевыми мотыгами, а в качестве запасного оружия несли мечи и круглые щиты, о копьях речи не было.
  • «Хроники Нарнии» — финальная битва очень хорошо, по меркам полудетского фэнтези, иллюстрирует, что такое таранный удар тяжёлой конницы: момент атаки оттеняется тишиной и зловещим стуком сердец… выглядит жутко и пафосно.
    • А вот вторая часть как раз аверсия: гордо скачущие в атаку тельмарины пытаются вытягивать вперёд руки с мечами, кончики которых едва-едва дотягиваются до ушей их коней.
      • Смотрится не очень, но тельмарины в данном случае как бы СФК европейских стран Нового времени, и их тяжёлая конница — отсылка к к кирасирам, которые за не имением копий скакали в атаку с вытянутыми вперёд палашами. Данный обоснуй выглядел бы твёрже, выдай автор бойцам огнестрел вместо арбалетов… но это, как известно, «низзя!»

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов». В шестом сезоне, в девятой серии («Битва бастардов»), болтоновцы прут на воинов Джона Сноу строем, со щитами и длинными копьями. Правда, люди в первом ряду держат огромные щиты без оружия (с собой у щитников всё же есть короткие мечи), а остальные держат двуручные пики без щитов. В реальной жизни такая тактика использовалась только шумерскими фалангитами. Да и копья держались не сбоку от щита (сильно сокращает боевые возможности в клинче), а сверху. Но тут щиты такие здоровенные, что сверху никак не получится.
    • В 4-й серии седьмого сезона солдаты Ланнистеров выставили такой же строй из щитов и копий против кавалерии дотракийцев. Правда, от дракона это их всё равно спасти не могло.
    • Ну и конечно, эпичный Оберин Мартелл со своим эпичным отравленным копьём. Актёр П. Паскаль божественно владеет этим оружием (как и играемый им персонаж).
      • Казалось бы, на кой черт вертеть копьём, когда НАДО КОЛОТЬ В СТЫКИ ЛАТ? Но Оберин знает, что делает. Правило «коли сразу в стыки лат!» работает только в строю, ну или в мешанине (когда строй сломан). В общем, в массе. А тут младший князь вышел против Горы один на один, и вокруг них — только пустая арена и офигевшие зрители. Если пытаться тыкать в стыки сразу — Гора заметит и среагирует; Гора — не мальчик и не новичок, и медлительность его — кажущаяся (что и в книге-первоисточнике подчёркнуто). И что же по такому случаю делает Оберин? Пра-авильно, вертит копьём, чтобы запутать Гору. В результате Гора перестаёт понимать, откуда сейчас прилетит следующий удар. Гигант машет своим здоровенным двуручником (и всё мимо)… и знай получает ядовитым остриём то в стык лат, то в кожаный сапог (насквозь), причём в такие моменты, в которые не ожидал, и с тех сторон, с которых не чаял!
    • Копейщиков-Безупречных (которые были в книге, см. Литература) тоже никто не отменял.
      • Жирный минус тут только один: в экранизации Безупречные обращаются с ним в духе восточных боевых искусств, типа ушу, что нифига не соотносится с классической «стеной копий». В поединке один на один, или хотя бы трое на трое это ещё куда ни шло (хотя Серый Червь в итоге больше похож на ниндзя, чем на элитного пехотинца); но в сценах, где гвардия Безупречных противостоит Сынам Гарпии, они вместо того, чтобы инстинктивно собраться в плотный строй и выставить копья вперёд (на узких улочках становясь почти что неуязвимыми), начинают ими размахивать во все стороны, при этом, само собой, рассыпаются и… предсказуемо огребают.
  • Мандалорец. Все тот же Педро Паскаль в роли заглавного героя лихо орудует копьем из чистого бескара (способного остановить клинок светового меча), ранее отобранного у не менее искусной копейщицы Асокой Тано.
  • Dad’s Army. Взвод ополченцев на первых порах вооружен именно самодельными копьями из палок и ножей. Во-первых, шутки ради, а во-вторых, потому что нормальное оружие еще не прислали.
  • «Викинги». Во втором сезоне, в битве с ярлом Хориком.
  • «Варвары» — зигзаг: в битве римляне забыли про имевшиеся у них пилумы, а вот германцы про копья не забыли. Некоторые из римлян затем вооружаются копьями, хотя каждый легионер ещё в походе должен был нести с собой пару пилумов, и начинать бой именно с их метания.

Мультфильмы[править]

  • «Морской монстр» (2022) — в основу сеттинга положены морские чудовища и мореходы, которые на них охотятся. А потому копья и гарпуны здесь очень и очень в чести.

Мультсериалы[править]

  • «Супермен» (1941) — выпуск «Подземный мир». Населяющие заглавный подземный мир птицелюди вооружены копьями, которые, судя по их цвету, сделаны из золота.
  • «Марти: железный мальчик» — Бронированные кентавры, основная ударная сила армии Генерала, вооружена копьями которые еще при желании генерируют энергетическую стену, которую при желании можно метнуть во врага.
  • «Первобытный» (2019) — в этом мультсериале инверсия тропа давит педаль в магму. Начать хотя бы с того, что главного героя официально зовут Копьё. Потому что он вооружён копьём и превосходно с ним управляется.
    • В первом сезоне у него и выбора-то особо не было. Какое ещё оружие в каменном веке? Либо любимое копьё, либо то что подвернётся под руку, когда копья по каким-то причинам нет.
    • Во втором же, география и, так сказать, хронология заметно расшалились, а вместе с ними увеличилось и разнообразие оружия. Копьё открыл для себя металлический меч и, оценив это оружие по достоинству, перешёл на него, но в итоге всё равно вернулся в копью.
    • Практически все цивилизации, которые встречаются Копью и Клык на их пути, тоже используют копья: пикты, викинги, египтяне, вавилоняне, крестоносцы. У египтян имеется аж два вида копий: обычные и с загнутыми наконечниками. И даже в филлерной серии, действие которой происходит в викторианской Англии, и то нашлось место копью!

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — здесь много кто использует копья. Воины Кушанской империи используют против солдат Мидланда. Но истинный мастер копья — рыцарь-апостол Локус, насаживающий за один удар десятки противников на копьё. Против Гатса рыцари на конях тоже частенько пытаются использовать копья, но против его заточенной рельсы даже такое оружие неэффективно.
  • Сказание об Арслане — здесь копья тоже широко распространены. Даже badass № 1 всея истории Дариун копьем работает чуть ли не наравне с мечом, а когда на коне, то и поболее.
  • Shoukoku no Altair — армия Империи, специально готовившаяся к противостоянию турецкой армии (которая опирается на сочетание тяжёлой кавалерии и конных лучников), поголовно вооружена копьями.

Видеоигры[править]

  • Подавляющее большинство стратегий. Примерно во всех случаях копья являются оружием против кавалерии, а в фэнтезийных сеттингах — ещё и против крупных монстров.
  • Серия Ghosts’n Goblins (с 1985): бесконечные метательные копья — стартовое оружие сэра Артура.
  • DuckTales (NES, 1989) а также ремастер 2013 — псы-туземцы из затерянного в джунглях храма вооружены копьями и имеют прераздражающую привычку метать их в Скруджа.
  • Чудеса на виражах (NES, 1991) — на уровне в джунглях обитают злобные туземцы-крокодилы, которые пытаются подбить самолёт Балу, метая в него копья. Эти же дикари с копьями составляют свиту босса уровня — огромной статуи крокодила-божества.
  • Серия стратегий The Battle for Middle-Earth — наличие в армии игрока копейщиков напрямую определяет степень опасности кавалерии для его армии: если копейщиков нет, первые же отряды всадников сметут войско без особых трудностей; если копейщики есть, то сметена будет уже конница.
    • Впрочем, в первой части копейщиков можно было нанимать только в казармах 2 уровня (а до этого — только простых мечников и стрелков), а у Рохана вообще нет копейщиков (зато есть куча героев, энты и лучшая конница в игре), так что здесь у EA получился сабж (вообще-то нет, у всадников-то копья имеются). Ко второй части разработчики «исправились», хотя на самом деле при наличии хорошей многочисленной конницы пехота вполне может обойтись без копий, если, искусно маневрируя своей конницей, не давать вражеской коннице атаковать свою пехоту. Но разместить за спинами пикинёров своих лучников и отстреливать неприятеля всегда проще.
  • ParaWorld — наиболее распространённой пехотой являются копейщики и пикинёры (так как одинаково хорошо противостоят и людям, и местной фауне)
  • Good Mod — модификация на Mount and Blade: Warband — добавляет бонус на копейный удар, а также возможность построить каре или «свинью» с копьями. Соответственно, резко подскакивают шансы устроить надменным конным рыцарям «Грюнвальд» силами пеших пикинёров.
    • В «ванильном» оригинале пешие пикинёры тоже могли доставить конникам проблем. Но меньших, то есть был куда больший шанс выехать на «Окей, давайте сделаем их! ЛИРОООЙ ДЖЕНКИНС!».
      • Хотя настоящий символ игры — конник с копьём, который с разбега убивает любого противника. Правда без разбега и против щита почти ни на что не способен. В отличие от громилы с двуручником или боевым молотом.
    • А атакующая тактика «Прёт на тебя и тыкает копьём, или за неимением копья хоть вилами» была характерна для низкоранговой пехоты и в оригинале игры.
      • Что интересно, в модификации «пятится и тыкает» она довольно эффективна против носителей двуручников или таких же копий (если у копья тыкающего скорость повыше, чем у затыкиваемого). Ещё бывает полезно в свалке против потерявших разбег конников (за это автор правки ненавидит союзных крестьян в квестах на зачистку деревни от разбойников — они обожают влезать под коняку и сбивать удар наперевес).
      • Высокоранговая пехота, если она с древковым оружием, чаще лупит там врага с размаху бердышами, алебардами, гизармами, совнами… Но есть и варианты с короткой тяжёлой рогатиной или длинной относительно лёгкой сариссой.
  • Dark Souls — приличная часть зомби-пехоты вооружена именно копьями или алебардами, причем носят их вместе со щитами и ненавистны всем игрокам тем, что резво и больно тыкают копьями из-под них, оставаясь неуязвимыми, умеют это делать даже сквозь стены в невидимого игрока. В третьей части (в первой!) копьями со щитами не брезгуют и элитные Серебряные Рыцари, а у их капитана, Орнштейна-Драконоборца, есть огромное, богато украшенное копье с перекладиной, заряженное электричеством — на драконов самое оно. В Анор Лондо кстати самое большое количество копейщиков на квадратный метр. Уже упомянутые Серебряные Рыцари, Орнштейн, и демоны-летучие мыши тоже пользуются копьями странной формы, сделанными из костей таких же демонов (самыми длинными в игре, между прочим).
    • ГГ тоже может вооружиться копьем (или даже лансом, пешим). Против некоторых противников это очень хорошее оружие, особенно с тяжелым щитом. В ПВП тоже при некотором скилле и привычке можно хорошо раздавать алебардой или копьем.
  • Серия Total War — копейщики (либо пикинёры) есть у всех или почти у всех, причём доступны едва ли не с самого начала. Хотите воевать одними мечниками? Тогда удачи в открытом поле и вообще борьбе с кавалерией. А вот если можно нанимать одоспешенных копейщиков, то кроме лучников (арбалетчиков) больше пехоты редко когда надо. Их можно быстро наклепать, а немногочисленных тяжёлых пехотинцев врага можно задавить массой или перестрелять. Так что тяжеловооруженный мечник/секирщик обычно используется только при штурме, когда надо в кратчайшие сроки выбить врага со стен, либо в горах и густых лесах, где пехота априори имеет преимущество. Во всех остальных случаях таранный удар конницы эффективнее. Что касается тяжёлых пехотинцев с мечами и щитами, то они занимают примерно ту же тактическую нишу, что и одоспешенные копейщики, только упор делают на уничтожение пехоты, а не конницы, да и для всех мест, где всадникам и так будет туго (горы, леса, штурм и оборона городов), подходят лучше по той же причине.
    • Однако в дополнении Americas к Medieval 2 копейщики у фракции апачей появляются одними из последних юнитов. Впрочем, при их ценах на содержание армии любого противника можно задавить тактикой WAAAGH!
    • У некоторых фракций копейщики находятся в самом конце древа развития пехоты, например Русь или Дания в Medieval 2. Тогда берут два отряда с бронебойным оружием на каждый отряд вражеской конницы (если это не конные стрелки). Первый стопорит конницу в лоб, второй обходит с фронта или тыла. Задача перебить всадников раньше чем они тебя. Потери в пехоте адовые, но такая пехота обычно дешевая.
    • В Warhammer копий ожидаемо нету у гномов, в результате чего получается, что защиту от натиска их ближнебойная пехота получает не иначе от какого-то колдунства, да ещё при этом не имеет положенного всем копейщикам бонуса против крупных целей. Зато он есть у мстителей, только потому что их атаки — самоубийственные, и выходит, что на побивание кавы в ближнем бою приходится назначать два юнита вместо одного.
  • The Elder Scrolls 3: Morrowind — единственная игра серии (кроме спин-оффа Battlespire), где на вооружении имеются копья и алебарды. Причем длинномеры в игре отнюдь не декоративны — радиус их атаки больше, чем у мечей и топоров.
  • For Honor — древковым оружием вооружен один из типов бойцов каждой армии: у рыцарей это Юстициарий с поллексом, у викингов Валькирия, у самураев Нобуси (впрочем, у неё не копьё, а нагината). Именно копьем (в паре со щитом) орудует Валькирия, и небезуспешно противостоит мечникам, благодаря длине своего оружия (вплоть до того, что древковое оружие позволяет бить из-за спины союзника, не задевая его).
  • Казаки — пикинёры 17 века есть почти у всех стран в качестве базового юнита, а копейщики 18 века и вовсе идут по ведомству быстропроизводимого и дешёвого пушечного мяса. Впрочем, в 18 веке почти все пешие стрелки и сами не дураки повоевать штыком на манер копья. Да и донской казак с пикой у России идёт по ведомству «дёшево и сердито».
    • Во второй части штык-молодец это основа геймплея, причем вполне исторично тем более важная чем элитнее/опытнее части.
  • Heroes of Might and Magic III — копейщиками являются базовые юниты Замка (пикинёры), Оплота (кентавры) и Подземелья (троглодиты). Первые два при апгрейде получают алебарды и глефы соответственно.
    • Интересно, что в первых двух частях пикинёры тоже входили в состав рыцарского замка, но были уже юнитами 3 уровня — после никчёмнейших крестян и полезных, но хлипких лучников.
    • И только в четвертой части копейщики получили преимущество в дистанции атаки.
  • Кстати, о первом ударе копейщика против атакующего врага с мечом — в Age of Wonders 2 этот бонус у всех копейщиков тоже имеется. Даже если атакующий — монструозный Титан или Ангел, а копейщик — козявка первого уровня.
  • Tyranny — в ходу как двуручные, так и одноручные копья, причём последние подкупают универсальностью: их можно метать и использовать совместно со щитом.
    • Метаются не все одноручные копья, а только дротики. При этом ближняя атака у дротиков чуть сильнее дистанционной. А одноручные копья имеют большую дистанцию удара, нежели мечи.
  • The Age of Decadence — есть одно- и двуручные копья. Первые — просто удобное оружие, вторые, при определенной прокачке, позволяют выиграть любую битву. Все это за счет пассивной способности — атаковать и оттолкнуть врага, подходящего к протагонисту. Дротики тоже присутствуют, но использовать их проблематично из-за низкого урона и большого веса.
  • Titan Quest — в игре присутствует большое количество копий, но все они применяются в качестве оружия ближнего боя, которым колющий удар наносится сверху. В результате персонаж, орудующий копьём, всегда выглядит так, будто собирается его метнуть. Педаль в пол — большая часть этих самых копий как раз и представляют собой короткие копья или дротики, которые в реальной истории предназначались именно для метания. Тем не менее, единственное дальнобойное немагическое оружие в игре — это луки.
    • С последним обновлением добавлен новый тип дальнобойного немагического оружия.
  • Drakensang — в обеих играх по этому популярному в Германии фэнтезийному сеттингу персонаж эльф-охотник использует в качестве основного оружия копьё или алебарду.
  • Battle Brothers — вооружённые копьями или рунками боевые братья могут встать «стеной копий», которая будет мешать противникам подходить к вашим бойцам. Однако, по сравнению с большинством другого оружия, копья наносят не очень высокое количество урона, а вражеские бойцы со щитами могут без особых проблем прорвать стену копий, подбираясь к копейщикам вплотную. С учётом всего этого, а также того, что против древних скелетов и закованных в броню противников копья в принципе малоэффективны, такие построения у игроков встречаются довольно редко.
  • Assassin's Creed: Odyssey — помимо неизменного обломка копья в левой руке, в правую руку можно наряду с мечом или топором взять и копьё. Тут другой троп рулит — лезть в бой без щита.
  • Gothic 3 — копьё — неплохой вид оружия. Хотя самый лучший приём с ним — не колоть, а хреначить как дубиной.
  • Severance: Blade of Darkness — Копья присутствуют в значительном количестве, но ловко орудует ими только амазонка Зои. Профильное оружие.
  • World of Warcraft — в игре особняком от мечей, булав и топоров присутствует класс древкового двуручного оружия. Кроме того, в некоторых квестах на Серебряном Турнире дают поколотить противника самым настоящим копьём верхом на боевом скакуне.
  • В серии Цивилизация разномастных копейщиков завезли ещё со второй части. Являются профильными антикавалерийскими юнитами, а в поздней игре зачастую эволюционируют в различное противотанковое вооружение.
    • Педаль в пол давит пятая часть, где из-за изобилия доступных цивилизаций немало и разномастных копейщиков (в том числе и конных!) — от греческих гоплитов до испанской терции (эти парни вообще стоят в ветке стрелков и при апгрейде утрачивают антикавалерийский бонус) и польских крылатых гусар. Правда, некоторые уникальные юниты отыгрывают этот троп прямо (например турецкие сипахи или кельтские воины-пикты) — они «занимают место» копейщиков, но не имеют их бонусов, компенсируя это другими плюшками.
  • Kingdoms of Amalur: Reckoning — копий в игре много, но ГГ его никто не даст, не считая тех, что он наколдовывает во время добиваний.
  • Expeditions: Viking — под копьё отведена отдельная ветка прокачки с довольно вкусными навыками, что вкупе с увеличенной на клетку дальностью атаки делает его довольно серьезным оружием, а при хорошей раскачке даже имбовым. Эпоха обязывает.
  • Ведьмак — В третьей части встречаются алебарды, но копий в качестве оружия нигде нет, хотя в виде антуража и декораций встречаются. Особенно заметно как раз в третьей части: очень нелепо выглядит, когда голозадые (нередко в прямом смысле слова) дезертиры вооружены не дубинами, копьям и топорами, а пафосными мечами, оружием статусным, очень дорогим и в неумелых руках малополезным или алебардами, тоже недешевыми и непростыми в освоении. В игре, конечно, те мечи, которые можно отобрать у дезертиров, помечены как низкокачественные и стоят копейки, но это из области «дешевый, низкокачественный самолёт-истребитель».
  • The Last Remnant — на грани педали в лаву местных подземелий и оружейного порно. Кого-то из авторов, по всей видимости, крайне огорчало наплевательское отношение к копьям в фэнтези, и поэтому игру доверха засыпали алебардами, пиками, гарпунами, глефами, вилами, трезубцами, нагинатами всех цветов, размеров (от зубочисток дротиков до молниеотводов, которыми могут пользоваться только здешние особенные орки) и степеней уникальности: от неисчерпаемого в магазинах ширпотреба до легендарных образцов с именами и зачарованиями. Большую часть этой кунсткамеры можно и нужно улучшать дабы вооружать главного героя и его компаньонов, которым менять снаряжение напрямую нельзя и поэтому любителям драться заточенными палками (да и всем остальным) придётся отдавать либо ресурсы для модернизации либо найденное, изготовленное и/или купленное оружие. Плюс один из навыков для данного оружия имеет символичное (игра вышла в 2008 году) название «Heaven Pierce». А ещё представители наиболее малочисленного в мире игры разумного вида — нигеры двуногие коты с плоскими мордами, благодаря четырём рукам, могут протыкать врагов одновременно двумя копьями.
  • Pathfinder: Kingmaker — в игре имеются одноручные и двуручные копья, глефы, фошарды и бердыши (а бердыши сюда каким боком?).
  • Mount & Blade и моды к нему — копья в ассортименте. И пехотные, и кавалерийские, и бердыши, и алебарды, и чёрт в ступе. С учётом того, что вы обычно сражаетесь верхом, то очень желательно овладеть тактикой копейного боя — копья тут многоразовые (за исключением некоторых модов), имеются модификаторы от скорости к урону (поэтому не экономим на лошадке), самых жирных рыцарей с учётом тупого Искусственного Идиота лучше сносить самолично, правда вам тоже может прилететь — так что не забывать смотреть за полем боя и не экономить на броне, пехоты с копьями тоже хватает и при нормальном ИИ вполне бы могли заставить вас плакать кровавыми слезами.
    • В Bannerlord практически полная инверсия — копья есть почти у всех пехотинцев и всадников в игре, и для первых они универсальное лекарство против вторых. Если в ванильном Warband, да и модах к нему, кавалерия имбовала и сминала любую пехоту, даже с копьями, то во второй части таранить фалангу кавалерией — надежный способ отправить своих рыцарей к праотцам. К тому же, пехота может построиться в кольцо или стену щитов. Впрочем, катафракты, уланы, рыцари или дружинники со своими кавалерийскими пиками тоже играют свою роль, ударяя в тыл связанной боем пехоте или кромсая стрелков.
  • Mordhau — игре про условно-средневековые зарубы грех не иметь копий, и они тут есть: метательные, которые можно только метать, но несёт персонаж их сразу два, короткие, которые можно метнуть, а можно ими и в ближнем бою орудовать, и длинные, которые метать не выйдет, зато можно как колоть издалека, так и перехватить за середину и рубить. Также есть лэнсы, но их можно только подобрать (обычно несколько лэнсов стоят рядом со спавном коней), назначить в снаряжение не выйдет, и сражаться ими на своих двоих невозможно. А вот конный удар взятым на изготовку лэнсом убивает с гарантией. А в порядке шутки на некоторых картах есть МОРКОВКА, которая тоже так умеет, но при этом ещё и работает киянкой для ремонта строений!
  • Lara Croft GO (2015) — в игре есть одноразовые метательные копья, позволяющие убить любого противника, не подходя к нему вплотную. Поскольку жанр игры головоломка, без этих копий здесь никуда, главное — грамотно выбрать цель для метания. И даже финального (и единственного) босса — гигантского змея — Лара убивает при помощи копья, но правда перед этим основательно избивает его элементами окружения.
  • Resident Evil 7 (2017), DLC «Гибель зои» — крутой дедуля Джо Бейкер огнестрелом не пользуется (есть разве что дробовик, но его при первом прохождении не выдают, а патронов настолько мало, что считай и нет вовсе), зато умеет мастерить одноразовые метательные копья из палок и ржавого металлолома. И это действительно очень грозное оружие — убивает очень опасных заражённых аллигаторов-людоедов с одного броска, отлично решает проблему с шибко шустрыми для рукопашника четвероногими плесневиками, да и боссам с мини-боссами наносит немалый урон, а на обычных плесневиков это супероружие даже жалко тратить.
  • CrossCode (2018) — троп отыгран в нескольких вариациях.
    • Для начала прямой отыгрыш: в CrossWorlds пять классов персонажей, чётко завязанных на используемое оружие (Сферомант, Триблейдер, Квадрагард, Пентафист и Гексакаст), и копейщиков среди них нет.
    • Подсветка прямого отыгрыша: Неподалёку от квест-хаба города Ба’Кии Кум можно подслушать разговор двух игроков, один из которых, будучи новичком, уверяет другого, что на самом деле он опытный игрок, а сейчас просто начал проходить игру с нового аккаунта. А на своём основном аккаунте он якобы Гепталансер 70 уровня. Первый на это резонно замечает, что нет такой страны Кобрастан такого класса Гепталансер.
    • Субверсия: Игрокам древковое оружие не доступно, зато городские стражники вооружены копьями с энергетическими наконечниками. Правда, увидеть их боевое применение не удастся. Эти копья играют декоративную роль, равно как и сами стражники — с нарушающими правила игроками разбираются модераторы, а NPC совершают преступления только по сюжету, и в таких случаях для борьбы с ними нанимают Искателей (то бишь игроков).
    • Однако ж, есть и исключение из предыдущего пункта. В одном из побочных квестов нужно остановить продажного городского стражника Биллстона, вставшего на преступный путь. Он-то и использует против игрока то самое энерго-копьё (а ещё турели, но это не имеет к тропу никакого отношения).
    • В локации Лазурный Архипелаг, добавленной в DLC «Новый дом», водятся боевые черепашки Тригенбу, которые вооружены костяными трезубцами и в случае нападения не стесняются пускать их в ход.
  • «РУСЫ ПРОТИВ ЯЩЕРОВ» (2023) — славный русич Дрочеслав сын Сергея изничтожает поганых ящеров своим верным бердышом. Да и у самих яйцеложцев древковое оружие тоже в ходу.

Реальная жизнь[править]

В большинстве случаев инверсия, однако встречаются исключения:

  • В древнем Риме, в отличие от Греции, копья у пехоты были только метательные. А конница в тех краях была в принципе не развита, и копья появились только в период варваризации (III век нашей эры).
    • А как же триарии? Изначально это и были копейщики, которые в критический момент могли встать фалангой, на которую мог опереться рассыпавшийся строй гастатов-принципов и перегруппироваться.
Китайские пограничники вооруженные глефами
  • В древнем Китае времен династии Хань копье было преимущественно офицерским оружием: легкая пехота шла в бой с луками, тяжелая — с длинными мечами, в том числе и на конницу. Почему? Потому что мечом труднее убить коня под врагом. Боевые кони в те времена очень дорого стоили и сами по себе считались крайне ценным трофеем, поэтому в сражениях их старались беречь и захватывать живыми[2]. Поэтому для борьбы с конниками китайцы придумали специальное оружие цзи — нечто вроде клевца на длинной рукояти, предназначенного для аккуратного (для коня, не для человека на нем) стаскивания всадников с лошадей. Знаменитый полководец и великий стратег Чжугэ Лян, очень любивший удивлять врага, выиграл одно из сражений именно за счет того, что выставил против вражеской конницы пехоту с длинными копьями, однако в силу вышеизложенных причин широко распространённой эта тактика тогда так и не стала.
  • В Османской империи янычары обходились без копий, предпочитая стрелковое оружие — в основном мултуки, но встречались и луки с арбалетами. В результате по огневой мощи турецкая пехота превосходила европейскую, в которой 2/3 были с пиками, а огнестрел имело 10-20 %. Копья были только у конницы, которая и защищала свою пехоту при наступлении от вражеской за счёт большей, чем у конницы противника, мобильности. А при обороне янычары от вражеской конницы защищались полевыми укреплениями, в том числе и из телег. В результате в типичном сражении турецкая пехота расстреливала европейскую. Однако в битве под Веной, когда турецкая конница не успела защитить свою пехоту, европейская кавалерия просто смела турецкую пехоту, застигнутую в чистом поле.
    • В конце XVII в. (Вена была в 1689 г.) в европейских армиях пехота была с огнестрелами более чем на две трети, и дисциплина налажена едва ли не лучше чем у янычар (к тому времени янычарам разрешалось заводить семьи и т д). Под Веной большая часть армии как раз занималась штурмом и получила удар в спину от поляков и немцев. Если «стенка на стенку» то еще неизвестно, как бы повернулась битва.
  • Аналогично, в Русском царстве стрельцы вместо копий носили пищаль с саблей (а в худшие времена, когда конница в упадок пришла — с бердышом), что опять же давало огромную огневую мощь. Для защиты от конницы использовался гуляй-город из телег. Что касается конницы, то поместная конница, набранная из дворян, хорошо билась с татарской конницей — и те, и другие имели пики. А вот против европейской кавалерии кони были маловаты — но это компенсировалось численностью, сравнимой с татарской ордой: по меркам Европы это получалось не просто много, а очень много.
  • С прикрученным фитильком — Речь Посполитая, где пикинёры были немецкими наёмниками, а гайдуки и казаки предпочитали огнестрел. В результате, когда не успели нанять ландскнехтов или они просто не успели прибыть к битве, пехота получалась без копий. И опять же пики имелись у гусарской кавалерии.
  • Наконец, казаки вошли в массовую культуру лихими кавалерийскими зарубами на саблях/шашках, хотя уже с XVIII века и донцы, и кубанцы, и уральцы активно использовали пики, а длинноклинковое оружие отошло на второй план (типа как меч у средневековых рыцарей + статусное оружие), используясь тогда, когда бой уже перешёл в фазу «догфайта», то есть уже после основного сминающего удара пиками, но и то — пиками иногда очень эффективно работали и в ближнем бою; пехоту тоже сперва «брали на спицы», как это называлось — а уж потом можно было подраконить, лапши порубить из бегущих. Но вот терские казаки привыкли полагаться исключительно на шашку и кинжал — сперва в силу тактической обоснованности, потом тупо традиция. Справедливости ради: именно в силу традиции терцы довели владение шашкой (на минуточку, куда менее приспособленной для именно фехтования, нежели сабля) до филигранного мастерства, благодаря чему могли в стычках с вооружёнными копьём противниками (скажем, туркестанских походах Российской империи) вполне успешно им противостоять.
  • Внезапно, под троп полностью попадают современные армии развитых государств! Почему это стоит вспомнить? Ну хотя бы потому, что боевой нож — оружие не менее древнее, чем копьё — продолжает с успехом использоваться по прямому назначению множеством военных по всему миру (и не только использоваться, но и эволюционировать, в плане материалов и эргономики). Можно вспомнить арбалет — изобретение помоложе, но всё же весьма архаичное, который иногда применяется в некоторых спецподразделениях. А вот от копий (пик) на фронте отказались уже к исходу Первой мировой, и теперь они встречаются в основном в чисто церемониальных частях (ну, вроде швейцарских гвардейцев в Ватикане при параде — правда, сейчас и церемониальные-то части довольно редко используют копья даже для эстетики…).
    • Инверсию тропа в наше время можно обнаружить разве что в Ваканде центральной Африке, где суровые местные мужики носят и с одинаковым успехом применяют в разборках как «наше всё» от Михаила Тимофеевича, так и копья.
    • А как насчёт байонета, сиречь штыка? Или скорее штык-ножа.
      • А так, что это ни копьё ни разу: байонет (или багинет) вставлялся в дуло, штык крепился снаружи. Первые вымерли, а вторые сохранились до сих пор, но! — оба конструктивно ближе к ножам. Ну и вообще, огнестрел с примкнутым к нему штыком (любой конструкции) называть копьём как-то странно, хоть какой фитилёк тут прикручивай…
      • Не говоря уже о том, что современные штык-ножи уже давно никакое не оружие, а подсобный инструмент солдата, который чисто в силу традиции все еще можно насадить на ствол. В наши дни бойцу в рукопашном бою гораздо проще и эффективнее шарахнуть противника самим автоматом, чем пытаться запороть его примкнутым штыком.
    • Впрочем, британских ополченцев во время Второй мировой попытались вооружить пиками, сделанными из старых штыков — хотя тут просто дело в головотяпстве чиновников, слишком буквально понявших призыв Черчилля вооружить их уже хоть чем-нибудь, пикой там или палицей. Можно также вспомнить многочисленные виды их колониальных войсковых подразделений — у каких-нибудь зулусов копьё оставалось по крайней мере парадным видом оружия и во время ВМВ, и даже чуть позже. Британцы явно любили эту тему.

Примечания[править]

  1. Геральт способен и без снадобий одним ударом меча отбить ДВЕ стрелы. Правда, он тут же комментирует, что это у него получилось впервые и вряд ли он сможет повторить этот фокус.
  2. Коневодство в древнем Китае было развито слабо, потому приходилось выклянчивать выменивать табуны у варваров-степняков по грабительским расценкам или организовывать походы в сторону Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район, Киргизия, юго-восточный Казахстан), что также было сильно затратно.