Как долго я спал!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Явь — или сон?

Век или миг? Остановилось время… Кто я такой? Чей это лик В зеркале ледяном?

»
— «Выбор есть» («Легенда Ксентарона»)
Можно и через семь-восемь лет проснуться!

Этот персонаж может проспать всё на свете — и это не фигура речи. Его сон на самом деле длится крайне долго — недели, месяцы, годы, а то и века. Причём это именно сон, а не смерть и воскрешение или, например, спячка. А поскольку нормальный ночной досуг столько длиться не может, в деле, скорее всего, замешана магия. И, хотя сонные чары не столь зловредны, как убивающие или превращающие, они тоже весьма вредят персонажу: он может пропустить что-то важное, а то и проспать всю жизнь.

Вообще, долгий сон часто бывает связан с мифами о божественных сущностях, а позже в сказках — с рассказами о встрече с фейри. Видно, людям близка мысль о том, что в потустороннем мире и время течёт как-то иначе. В более поздних произведениях долгий сон — скорее намеренное оружие против тех, кого по каким-то причинам нельзя победить более прямо. Так, вечным сном лишают силы древнее зло — а то и добро.

Фантастическим способам ввести человека в подобное сну состояние посвящена соседняя статья — Анабиоз.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Летаргический сон в том виде, как он описывается в городских легендах и художественных произведениях. В реальности не бывает — хотя бы потому, что даже во сне организм не способен месяцы и годы обходиться без питания. В медицине слово «летаргия» означает даже не сон, а болезненное состояние, характеризующееся медлительностью, вялостью, постоянной усталостью.
  • А вот тропнеймер — фраза из русского фольклора, но не по этому тропу. Она про смерть и чудесное воскрешение главного героя сказки. Точнее, сказок — их много: «Иван-Царевич и серый волк», «Марья Моревна», «Жар-Птица и Морская Дева» и т. д. У Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» — гендерная инверсия: «Как же долго я спала
    • Сказка 358 из сборника Афанасьева А. Н. попадает под троп: два друга уговорились, что кто из них женится первый, непременно зовёт другого гулять. Потом один из них умер, но уговор есть уговор. Позвал парень друга с кладбища, а тот отворил могилу да и в ответ зовёт винца попить. Парень выпил три рюмки и вышел из могилы триста лет спустя, когда раскинулось уже на том месте чистое поле.
  • «Спящая красавица» — один из самых известных примеров. Причём в сон погрузилось всё королевство. Причём для всех, кроме заглавной героини, пробуждение оказалось смертельным, о чём часто забывают в современных интерпретациях. Да что там, уже у Шарля Перро и у Василия Жуковского этого в помине не было. Так что для самой красавицы — фхтагн, а остальные проспали всю жизнь.
  • Китайская легенда о дровосеке, который встретил в горах играющих в го старцев и так засмотрелся, что очнулся уже бородатым.
  • Сказка «Карл Катц», приписываемая братьям Гримм — герой встретил играющих в кегли гномов и, выпив предложенное ими зелье, проспал сто лет.
  • Анекдот про девушку, которая, проснувшись, радуется солнечному утру, тому, что суббота, что вчера с девчонками хорошо посидели, а голова совсем не болит, и впереди все выходные… не догадываясь, что сегодня вторник...

Театр[править]

  • «Рип Ван Винкль», оперы Джорджа Фредерика Бристоу (1855) — по книге Вашингтона Ирвинга (см. Литература).
  • «Рип Ван Винкль», оперетта Робера Планкета (1882).

Литература[править]

  • Вашингтон Ирвинг, «Рип Ван Винкль» — тянет на кодификатор. Житель деревушки близ Нью-Йорка встретил в горах таинственных незнакомцев и, выпив с ними водки, проспал 20 лет.
    • Это были призраки первооткрывателей Америки — Генриха Гудзона и его команды. В кегли, кстати, они тоже сыграли, что является отсылкой к сказке братьев Гримм.
  • Диоген Лаэртский (II—III вв. н. э.), «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» — юный Эпименид был отправлен отцом на поиски пропавшей овцы и, заснув в полдень, проспал 57 лет и проснулся уже стариком. Что характерно, древние греки сочли Эпименида любимцем богов — так что троп отыгрывается только для современного читателя.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Сказки» — Богатырь, уснувший в дупле дерева, аллегория безразличной к народу власти, на которую терпеливый народ уповает, что она рано или поздно защитит его от бед. Так и не проснулся — гадюки туловище вплоть до шеи отъели.
  • А. К. Толстой, «Поток-богатырь». Герой заснул сначала на 500 лет, потом ещё на 300, и каждый раз удивлялся окружающим порядкам. Последний раз он заснул в Петербурге второй половины XIX в. ещё лет на 200, так что скоро должен проснуться.
  • Александр Волков «Жёлтый туман» — злая колдунья Арахна была усыплена на пять тысяч лет слишком уж добрым волшебником Гуррикапом за то, что доставляла всем обитателям Волшебной Страны чересчур много проблем. Проснувшись, отреагировала едва ли не дословной фразой, быстренько поинтересовалась произошедшими событиями… и вновь принялась за старое. Правда, подзабыла кое-что из своих заклятий, но всё равно оказалась весьма опасным противником.
  • Илья Литвак, «Чудесное путешествие» — монахи не убивают, поэтому вражеского воина просто погружают в сон аж до самого Страшного суда. По сути, та же смерть, но не названная по имени.
  • Константин Соловьёв, «Геносказка» — принцесса должна была умереть в юности, но предсказавшую это геноведьму изгнали. Она обиделась и сумела сделать так, что принцесса погрузилась в долгий (по замыслу — вечный) сон.
  • Илья Масодов, «Мрак твоих глаз» — всю книгу героиня пытается добудиться до Ленина и в конце концов таки будит его. Ильич даже подчёркивает, что если так спать, то и мировую революцию проспать можно.
  • Fallout: Equestria — Спайк проспал… войну и местный не-атомный апокалипсис.
  • Алан Гарнер, Волшебный камень Бризингамена — рыцари во главе с королём погружены в сон, чтобы в урочный час очнуться и дать последний бой силам зла. Сторожит их волшебник Каделлин в убежище под холмом, а защиту им даёт камень Огнелёд, по совместительству макгаффин произведения. Судя по всему, король и волшебник — те самые Артур и Мерлин.
    • Несколько дней спала Сьюзен в сиквеле, когда в неё вселился Броллачан. Могла и не проснуться. Помогла ей старая магия, которую отправился искать её брат Колин, — оказалось, детям же на беду.
  • Герберт Уэллс, «Спящий пробуждается» — главный герой, некто Грэхем, в конце девятнадцатого века впадает в летаргию и, проспав 203 года, пробуждается уже в двадцать первом веке. Пока он спал, его банковский счет, управляемый советом адвокатов, год от года рос и в итоге сделал его самым богатым человеком на Земле, владельцем всей земной промышленности, СМИ и недвижимости, а его самого поместили в мавзолей, и никто и не верил, что он вообще когда-нибудь проснется. Поговорка «когда проснется Спящий» даже стала в обществе будущего синонимом чего-то несбыточного. Но Грэхем проснулся, вокруг него начались политические интриги и его, пользуясь тем, что он был полностью дезориентирован в ситуации, взял в оборот коварный глава оппозиции, Острог.

Кино[править]

Вот твой билет, вот твой вагон / Всё в лучшем виде — одному тебе дано / В цветном раю увидеть сон / Трёхвековое непрерывное кино

  • «Армия тьмы» — герой заснул в Средневековье и проснулся в наше время.
    • В альтернативном финале он проснулся несколько позже и в шоке рассматривает руины нашей цивилизации.
  • «Бегство мистера Мак-Кинли». Во вселенной фильма повсеместно действуют так называемые сальватории, где можно заснуть и проснуться через столетия. Главный герой весь фильм стремится попасть в сальваторий и в итоге добивается этого, чтобы проснуться через в 250 лет в мире-помойке после атомной войны (на самом деле засыпание главному герою только приснилось, а он сам в последний момент отказался от услуг сальватория). В фильме звучит «Баллада об уходе в рай» Высоцкого, посвященная «трёхвековому сну» (см. видео к разделу).
  • Underworld — сон древних вампиров

Телесериалы[править]

  • «Ученик Мерлина» — Мерлин заснул в пещерном гроте, а проснулся только 50 лет спустя (хотя планировал проспать раз в десять меньше), когда Камелот пал, Артур умер, Грааль потерян, а у самого Мерлина родился сын.

Аниме и манга[править]

  • Pumpkin Scissors — инверсия с подсветкой. Во время подготовки к выступлению на конгрессе Алиса начинает носить парик, а Орелдо и Мархс начинают строить догадки, как на её новый образ отреагирует временно отстранённый от дел Рэндел, когда её увидит. В главе 56 он таки видит её в новом образе… И первой его реакцией оказывается как раз начать выяснять, сколько он провёл в отключке, раз её волосы успели настолько отрасти. Орелдо и Мархс сразу сходятся на том, что получилось не смешно, потому как Рэндел вообще-то к провалам в памяти склонен, причём оно со временем ещё и обостряется — разумеется первым же его предположением стало то, что это у него с головой что-то опять не так, а не то, что Алиса нацепила парик. Правда следом конфуз испытывает уже сама Алиса, когда Рэндел говорит ей, что длинные волосы ей очень идут — нет, дело не в косноязычности Рэндела, а в том, что Алису вообще любые комплименты с его стороны из равновесия выводят.

Видеоигры[править]

  • «Disgaea: Hour of Darkness» — демонесса Этна будит принца Лахарла после двухлетнего сна.
  • Rip Van Bubsy — рысёнок Бабси периодически засыпает и каждый раз просыпается через десять лет. В конечном итоге он заснёт навсегда. Отсылка к книге Вашингтона Ирвинга (см. Литература).

Реальная жизнь[править]

  • Кататонический ступор в некоторых проявлениях может выглядеть похожим на сон, что, очевидно, и породило вышеупомянутые легенды о «летаргическом сне». Однако вышедшие из него больные описывают это состояние как довольно тягостное и на реальный сон не похожее — в частности, больной осознаёт происходящее вокруг, но не может даже пошевелиться. И разумеется, при сколько-то длительном ступоре необходим уход за больным и искусственное кормление (например, через желудочный зонд) — иначе он банально умрёт от голода и/или пролежней.