Камеры слежения

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Камеры, повсюду камеры! И это не прибывшие на экскурсию японские туристы, а камеры слежения, через которые правоохранители, частные охранные предприятия и другие заинтересованные лица наблюдают за территорией, помещениями и людьми на режимных объектах. Грамотная система слежения способна сильно осложнить жизнь преступникам, обычным и корпоративным шпионам, агентам вражеских спецслужб и прочим нежелательным элементам — ведь камеры могут не только записывать видео в видимом невооруженным глазом спектре, но и дополняться системой ночного видения, тепловизором, датчиком движения на лазерных лучах и даже квазиинтеллектом, способным самостоятельно поднять тревогу и направить в точку проникновения наряд без помощи оператора.

Однако потенциальные нарушители тоже не лыком шиты — в их арсенале полно хитрых способов преодолеть систему слежения. Хакер взломает ее со своего лэптопа, техник организует перебой с электропитанием, электронщик подключится к кабелю или каналу связи и запустит туда ложную картинку с внешнего носителя, секретный агент отключит мешающую камеру электромагнитной пушкой, замаскированной под авторучку, а ниндзя виртуозно просочится через слепую зону, исполняя акробатические пируэты.

Надтроп — Во лошаки!. Не путать с тропом прибор слежки, который вполне себе функционирует и подлинной или игровой реальности.

Пятиминутка реальности[править]

Системы слежения в жизни устроены куда скучнее, чем в художественных произведениях, по двум основным причинам: они либо слишком примитивные и сделанные на «отвяжись», либо налажены слишком хорошо. В первом случае опасаться одной-двух дешёвых камер, передающих зашумлённую и крупнозернистую картинку, которую никто не отслеживает в реальном времени, нет особого смысла. Во втором же эффектные способы преодоления из кино и видеоигр почти наверняка не помогут, во всяком случае, без помощника с внутренней стороны системы безопасности.

Среди штампов наиболее типичны:

  • Камера всегда достаточно большая и приметная. Такие камеры обычно ставятся не столько для слежения, сколько для отпугивания (в этом случае камера даже может быть муляжом) потенциальных нарушителей — мол, вон тут какая техника слежения, иди лучше поищи более лёгкую добычу! Если задачи показывать товар лицом не стоит, устройства слежения могут быть замаскированы и/или укрыты тёмными колпаками, не позволяющими просчитать слепые зоны.
  • Камера поворачивается влево-вправо, издавая характерное жужжание. Увы и ах, в современных системах слежения в таких случаях просто ставят несколько неподвижных камер: это дешевле и надёжнее, чем непрерывно гонять туда-сюда изнашивающийся поворотный механизм. Поэтому в слепой зоне проскочить не выйдет. Поворотные же камеры применяют там, где надо следить за объектом, не имеющим постоянного положения: например, на автостоянке навестись на один определённый автомобиль и оставить его в кадре на ночь.
  • Камера сигнализирует о своем статусе (работает или отключена) миганием зелёной или красной лампочкой. Зачем? Чтобы нарушителям было приятней жить? Статус камеры должен быть виден только оператору.
    • Тем не менее, чтобы камера не слепла в темноте, она может оснащаться инфракрасной подсветкой, которая прекрасно видна на камеру обычного мобильника. А один из её вариантов, вплотную примыкающий к видимому диапазону, вполне различим и невооружённым глазом.
  • Камеру можно вывести из строя с помощью ЭМИ или бесшумного огнестрела. Можно, конечно. Но если это не камера в пятерочке, сразу будет объявлена тревога.
  • Камеру легко обмануть с помощью фальшивого видеоряда из закольцованных кадров. В сколь-нибудь серьёзных системах слежения кадры видеопотока автоматически нумеруются, и нарушение их порядка столь же автоматически поднимает тревогу. В более бюджетных вариантах «кольцо» выдаст впечатанное в кадр текущее время. А самую-самую дешёвую камеру опытный специалист постарается поставить так, чтобы в её поле зрения были, скажем, обычные настенные часы. Или любой другой предмет, постоянно меняющий вид — да хоть аквариум с рыбками.
    • Потому профи обычно показывают запись другого дня.
  • Камера имеет либо ограниченное время записи, либо можно тупо уничтожить диск. Справедливо только для камер в супермаркете. На действительно важных объектах записи камер могут храниться годами, с постоянной записью на сервер, расположенный неизвестно где.
    • Ещё один встречающийся в кино вариант — разбивание камеры уничтожает все записи на ней. Не иначе каждый день специальный человек обходит все камеры и меняет в них кассеты. Что интересно, вера в то, что уничтожив или закрыв камеру, можно уничтожить данные, встречается даже в реальной жизни — в интернете было видео, как двое воров перед тем, как выносить банкомат, закрашивают из баллончика камеру наблюдения, при этом залезая лицом чуть ли не вплотную.

Стоит отметить, что большая часть этих претензий справедлива для современных дорогостоящих систем. То, что производилось лет этак двадцать назад, вполне может подпадать под описание и до сих пор стоять на предприятиях разной степени секретности. Работает же, пусть даже и с небольшими огрехами, а новая система слежения будет стоить гораздо дороже, причём для главбуха необходимость замены неочевидна — до выработки ресурса ещё пять лет, картинка на мониторе имеется, и вообще, если уж охрана так печётся о безопасности — пусть чаще патрулирует территорию!

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Джон Томпсон, «Mortal Kombat: Решающий бой» — в здании корпорации Тайрелла«Компьютер Кандзи Фый» камеры почему-то периодически отключаются, и в это время нужно сфотографировать помещение и подсунуть полученную фотографию под объектив. Во-первых, как понять, когда они отключаются (и зачем они это делают, кстати)? Во-вторых, прилепленная к объективу картинка просто перекроет обзор, изображение пропадёт, и начнется тревога.
  • Артемис Фаул — книга первая Жеребкинс дистанционно закольцевал камеры поместья Фаулов
  • Пер Валё и Май Шёвалль, «Запертая комната» — большинство банковских отделений оснащено кинокамерами, которые автоматически включаются, когда кассир нажимает тревожную кнопку. Вот только пользы от них очень мало: на дворе шестидесятые и слишком многое может пойти не так (начиная с того, что в камеру вообще забудут зарядить плёнку).

Сетевая литература[править]

  • Бирюшев Р., повесть «Ночь, дождь, Город…» — неназванный Город буквально опутан сетью камер слежения под названием «Тысячеглазая». Сюжет строится вокруг преступника, научившегося обходить эту сеть, а усложняется дело тем, что свободный доступ к «Тысячеглазой» имеет лишь политическая полиция, но не обычная криминальная. Педаль в пол — на дворе альтернативные шестидесятые, компьютеризация сети минимальная, за работой камер наблюдают живые операторы на десятках постов прямого эфира. Запись же ведётся на плёнку, которая регулярно перезаписывается в целях экономии.

Кино[править]

  • «Комната страха» — дом, в котором поселилась главная героиня, буквально набит камерами наблюдения, оставшимися от прежнего чудаковатого владельца. При этом камеры хорошо видны и легко ломаются, но злодеи-взломщики до этого не додумались. Хотя паниковали они зря: запись не велась, потому полиции их лица бы не достались.
  • «Настоящая Маккой» — в фильме провернули трюк с фальшивым видеорядом на взломанных камерах банка.
  • «Восход „Чёрной луны“» (боевик 1986 г) — необычный пример: для проникновения на защищённый объект главные герои ослепляют камеры заранее нацеленным лазером, включающимся по таймеру. Способ вполне реалистичный: лазерный луч в объектив (в некоторых случаях даже из-за пределов поля зрения камеры) надёжно засвечивает картинку, а при достаточной мощности необратимо портит матрицу.
  • «Скорость» — главгада, следящего за салоном автобуса через камеру наблюдения, обманули закольцованным видеорядом.
  • «Суперменеджер, или Мотыга Судьбы» — пробравшись в офис "ИнтерОйл", Дашка метким выстрелом из арбалета уничтожает камеру слежения. Увидев это, служба безопасности офиса оставляет дубинки и хватает дробовики. И совершенно зря — в этом фильме бесполезный огнестрел.

Телесериалы[править]

  • «На зов скорби» и ремейк «Возвращенные» — шериф нашпиговал собственный дом скрытыми видеокамерами, когда его жена страдала от депрессии по погибшему возлюбленному, с которым он за неё и соперничал. Когда она оправилась, он отключил камеры, но не демонтировал, и поэтому, стоило в городе объявиться подозрительно похожему на погибшего типу, поспешил снова включить их. Узнал о неверности жены, а потом еще и чуть не остался без неё, когда она с помощью возвращённого любовника обнаружила камеры.

Видеоигры[править]

  • «Alpha Protocol» — камеры имеют видимый угол обзора, который можно обойти.
  • «Alien: Isolation» — следящие камеры ярко подсвечивают зону своей видимости. Если в неё попасть, поднимется тревога.
  • «Batman: Arkham City» — камеры можно и нужно сбивать бэтерангами. Во-первых, за это дают опыт и достижения, а во-вторых… ну просто приятно слышать по радио вопли типа «Мы потеряли все камеры в районе суда!»
  • «Bioshock» — камеры зачем-то подсвечивают обозреваемую область прожектором
    • Потому что камеры сделаны кустарно и в спешке, когда всё в городе дошло до ручки, а с учётом того, что происходит, если попасть в объектив, это может быть предупреждением сюда не лезть.
  • «Cyberpunk 2077 — хотя бы по одной камере можно встретить практически на любой миссии. Бесполезны чуть менее, чем полностью — мало-мальски технически продвинутый Ви просто незаметно подкрадется и выключит их (или вообще пальнет из пистолета с глушителем, они хрупкие), на что никто не отреагирует, а очень продвинутый Ви вообще взломает одну из них издалека, влезет в общую сеть камер и обезвредит вирусами всю охрану, вообще не заходя на объект. Нет, честно, если бы камер вообще не было, некоторые миссии было бы куда сложнее пройти...
  • «Hitman» — камеры лучше уничтожать сразу после обнаружения. Охрана никак на это не отреагирует, равно как и на попадание в объектив мрачного лысого мужика, разгуливающего по запретной зоне.
    • В «Silent Assasin» в миссии в небоскрёбах Куала-Лумпура можно уничтожить камеру и таким образом выманить сисадмина, которых через неё следит за… кофеваркой.
  • «Metal Gear Solid» — неоднократно. На минимальных уровнях сложности сектор обзора камеры показан на радаре, и под ней можно проскочить. Кроме того, камеры можно временно вывести из строя ЭМИ-гранатами. А вот если в камеру выстрелить, поднимется тревога (по крайней мере в пятой части).
  • «PAYDAY 2» — внезапный луч света в темном царстве. Если камеру уничтожить, охрана пойдет её проверять, после чего поднимет тревогу. Простым способом решить вопрос с камерами можно, убрав их оператора.
  • «Portal» — через них ИИ комплекса следит за главгероиней, а та может сбивать их, размещая порталы между камерой и стеной. Причём ИИ на это очень даже реагирует.
  • «Prison Architect» — если включён туман войны, игрок будет видеть только те места, где присутствует тюремный персонал. Решить проблему можно путем расстановки камер, требующих оператора для работы. Один оператор может одновременно отслеживать не более восьми камер.
  • «Original War» — арабы могут вешать камеры на деревья, чтобы следить через туман войны.
  • «Splinter Cell» — опять прожектор, а камеры еще и безболезненно отключаются с помощью электромагнитного излучения.
  • «Syphon Filter» — 2 часть. Но тут ГГ выдают портативную глушилку.
  • «The Thing» — камеры являются важной частью геймплея, позволяя разглядывать записанные на стенах коды доступа, а некоторые из них еще и снабжены пулеметами и могут или здорово осложнить жизнь игроку, или, если Блейк забрался за пульт, немного помочь избавиться от людей главного злодея.
  • «Deus Ex: Human Revolution» — Адам способен видеть радиус обзора камер, что весьма полезно при скрытном прохождении.
  • «Aurora Watching: Gorky Zero» — уничтожать камеры невозможно, но всегда дают способ пробраться мимо или забраться в КПП и убрать наблюдающих за мониторами охранников.
  • Duke Nukem 3D — как бы не первая реализация камер в видеоиграх. Дюк может смотреть в них, что иногда помогает ему разведать территорию или найти секретки.
  • Project Eden — камеры, как правило, снабжены пулеметами, так что взлом этих систем сильно облегчает прохождение (некоторые места вообще невозможно пройти без предварительной зачистки)
  • Дилогия No One Lives Forever — в первой части Кейт Арчер вынуждена «дурить» камеры, вручную цепляя к ним громоздкий «дехроматайзер», зато во второй с этим справляются специальные дротики для пистолета СТ-180.
    • Плюс, у камер есть лампочка, по цвету которой можно оценить ситуацию: зелёная - всё хорошо, жёлтая - замечено что-то странное, красная - Кейт обнаружена, поднята тревога, синяя - камера обезврежена спецдротиком и показывает закольцованную запись.
  • Дилогия Evil Genius — а вот здесь камеры приходится использовать самому. Штука эта в хозяйстве полезная (к сожалению, во второй части их дают поставить только в коридорах), но надо помнить — сами по себе камеры ничего не «видят», пока за пультом управления ими никого нет!