Католическая Русь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Priměrno tak.

Один из самых радикальных вариантов альтернативной истории. Как известно, православие является фактически краеугольным камнем традиционной русской культуры. А теперь представьте себе, что Русь в ходе раскола встала бы на сторону Рима! В результате получилась бы страна под названием «Рутения», в чём-то похожая на нашу, а в чём-то — принципиально другая. В частности, она, вероятно, имела бы меньше связей с греческой культурой, но зато была бы ближе к Польше и странам Балтии (возможно, вплоть до создания единого польско-русско-литовского государства).

…Или нет — если бы не случилось самого раскола. Тогда бы христианская Церковь продолжила называться католической (то есть вселенской) вне зависимости от того, сидит ли её конкретный местечковый лидер в Риме, Константинополе или где-нибудь ещё, и византийскую культуру Россия бы сохранила — но в вероучительных разногласиях всё равно вынуждена была бы слушаться папы.

Более общий троп: Россия — часть Запада. В некоторм смысле контртроп — Московский Халифат.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Андрей Буровский, «Несбывшаяся Россия». Что случилось бы с Русью, если бы Владимир принял ислам, иудаизм, католичество или оставил бы страну языческой? Из четырех вариантов автор приемлет лишь один и даже пытается описать возможную католическую Русь.
    • Автор рассказал, как русичи вместе с крестоносцами в XIII веке берут и разоряют Константинополь, но при этом не разъяснил, почему в XVIII в. как раз католические Польша, Франция, Испания, Италия оказались в кризисе и почему именно Русь должна была его избежать.
  • Также подобный вариант описал А. Бушков в «России, которой не было».
  • Далия Трускиновская «Балтийское приключение». С прикрученным фитильком — католицизм приняла не вся Русь, а только ряд западных княжеств. Соответственно, Руси, как единого государства нет, есть лоскутное одеяло разных стран с разной религиозной принадлежностью.
  • Журнал «Вокруг Света» посвятил целую статью этой ветви альтернативной истории.

Видеоигры[править]

  • «Crusader Kings 2» — если выбрать начальным годом 769 или 867, можно выбрать в качестве религии католицизм.
    • Да когда угодно можно перекрестить, было бы желание.
  • Knights of Honor — постаравшись, можно прорваться одним из русских княжеств на запад и завоевать несколько католических территорий, а затем обратить всю страну в католицизм.

Реальная жизнь[править]

  • Император Оттон по просьбе княгини Ольги отправил в Киев епископа Адальберта Магдебургского для проповеди христианства. Уверяют, что не срослось по причине враждебного (?) отношения к христианству сына Ольги Святослава[1]. Когда же произошло крещение, Русь предпочла византийское христианство вместо римского, что и привело к тому, что Русь поддержала православие во время великой схизмы.
  • Католическая Русь, а затем и Московское княжество (Московия) — голубая мечта римского папы. Он неоднократно организовывал походы на Русь, но несмотря на изначальные успехи, были разбиты и потеряли все захваченные территории, а затем, через несколько десятилетий, пал Ливонский орден.
    • Папа Римский всё же не организовывал походы, а просто поддерживал Ливонский орден и шведских королей. А вот то, что их политические интересы вступали в конфликт с интересами Новгородской республики (весьма обособленной от остальных русских земель) — совсем другой вопрос.
      • Ливонский орден и основан-то был как противовес Священной Римской империи и Дании с их политическими аппетитами со стороны Папства. И восточное направление его политики — это также совершенно осознанная политика Папского Престола.
  • Польский король в обмен на свою поддержку требовал от Лжедмитрия I перевода Руси в католичество[2], а после его смерти решил принудить Русь к личной унии… Не удалось…
    • Окатоличить Литву в свое время удалось только передачей польской короны одной из ветвей Гедиминовичей — Ягеллонам. Среди самых адекватных польских историков бытует мнение, что передача польско-литовской короны Рюриковичам в обмен на их переход в католичество было бы столь же верным решением.
      • Впрочем, далеко не факт, что Рюриковичи, правящие во Владимире, а далее в Москве, согласились бы перейти в католичество. Скорее даже нет. Большинство их было явно не согласно поступить так, как в XIII веке Даниил Галицкий. Максимум, что теоретически можно было ожидать от северных владимирских Рюриковичей — это «сделать как у литвинов» (см. ниже), то есть ввести веротерпимость, уравняв православие с католичеством в правах (скорее всё-таки с некоторым приоритетом православия). А Иван Грозный, которому в 1572 году польские паны уже совсем были готовы вручить корону и объединить Речь Посполиту с Московской Русью (!), так и вовсе невольно сорвал это мероприятие своим громким заявлением на тему «получу Польшу под свою руку — тотчас заставлю её перейти в православие, а костёлы порушу!». На такое паны уже ответили «Nie, to cię nie potrzebujemy» (Нет, тогда ты нам не нужен).
  • Великое княжество Литовское — православно-католическое государство (кодифицированное, вероятно, около 1236 г.), занимавшее территорию современных Белоруссии, части Украины, Прибалтики и западных областей России. В 1569 году вошло в состав Речи Посполитой. В XII—XIV веках в составе и культуре этнической «литвы» было заметно больше балтского элемента, нежели впоследствии. Но в XV—XVII веках, словом «литвины», как в русской, так и в польской речевой традиции, уже традиционно назывались скорее предки — и культурные предшественники — современных белорусов, нежели те, из кого получились нынешние латыши и литовцы. Великое княжество Литовское имело государственным языком западнорусский язык, иначе называемый литовско-русским. Фактически он-то потом и «преобразовался» в современный белорусский. В то время как ятвяги, латгалы, курши, аукштайты и жемайты (все — прямые предки нынешних латышей и литовцев), по преимуществу язычники, говорили на своих языках, отчётливо и самобытно балтских[3], и ни один из тех языков государственным не был.
    • Ещё раньше, в 1452 году или чуть позже, в состав Королевства Польского вошло[4] государство одного из немногих католиков среди Рюриковичей — Даниила Галицкого (Волынь и Галицко-Владимирское[5] княжество), которому папа римский в 1253 году предложил титул короля. Но князь, по данным советских историков, отказался — это налагало на получателя большие издержки (как минимум — налоги папскому престолу и признание его верховного сюзеренитета). Косвенным подтверждением того, что Даниил не стал королём, служит тот факт, что после вхождения в состав ВКЛ его государство не имело статуса королевства, а приверженность правителя католицизму не использовалась в идейном противостоянии с Русским царством.
      • …А по данным украинских и польских историков, папский нунций где-то на рубеже 1253 и 1254 годов торжественно, при большом скоплении народа, возложил на Даниила королевскую корону. И кому же верить? Дело ясное, что дело тёмное. Если насчёт короны и правда (каковая, разумеется, была не ко двору советским историкам), то уж по крайней мере Даниил не стремился чересчур угождать Ватикану (не стал «цепным псом папы»), это-то факт[6]. Хотя, разумеется, и не ссорился с «отцем христианства, верховным понтификом, преемником святаго Петра-рыбаря». Наверняка среди подданных Даниила хватало православных (а также католиков, но симпатизантов Константинополя), которые не сильно восхищались папой римским — всего лишь не хотели идти под контроль правителей северного Владимира: это в феодальную эпоху дело житейское и никакого «глубокого идейного противостояния» не означает. В последнее десятилетие своей жизни Даниил: оказывал непослушание Золотой Орде и владимиро-суздальским князьям; вмешивался в дела Польши, Венгрии и Чехии; воевал против литвинов; приглашал к себе в Галичину и Волынь переселенцев из Германии и Польши… пока наконец не умер в 1264 г.
    • Вообще на этих территориях (хотя сейчас это не Россия) католики (греко-католики) есть, но они никогда не были большинством.
    • А вот в Белоруссии немножко посложнее. Дело в том, что большинство греко-католиков в течение XIX века были возвращены властями Российской империи в православие, и католицизм остался главным образом религией тамошних поляков. Но, так как значительная часть католической шляхты была на самом деле западнорусского происхождения, римо-католики ныне имеются и среди определённой части белорусов. Совокупно католиков различного толка в современной Белоруссии примерно 1/6 населения, и католическое григорианское Рождество является официальным выходным днём.

Примечания[править]

  1. Языческие, антихристианские убеждения Святослава Игоревича пытались объявить «не терпящей никаких сомнений исторической истиной»… но они не доказаны. По другим данным, Святослав не то чтобы «враждебно относился к христианству», а просто не жаловал Рим, предпочитая Константинополь. Наконец, мог Святослав быть и тенгрианином, и на этой почве враждовать с антитенгриански (и антихристиански) настроенными язычниками… и погибнуть именно от их руки. Достоверно известно лишь, что Святослав никогда не запрещал («не бороняше»(с)) своим людям принимать христианство. Как-то не очень похоже на «ярого язычника, ненавидящего Христа». Наконец, в книге Мауро Орбини (1601) написано чёрным по белому: «После смерти Ольги правил её сын Святослав, шедший по стопам матери в благочестии и христианской вере».
  2. Хитрюга «Деметриус» сперва наобещал полякам всякого-разного (и то туманно, а не давал «открытое и прямое слово дворянина»), а после своего воцарения разводил руками и ссылался на то, что он ещё слишком непрочно сидит на московском престоле, а оттого принимать столь ответственные решения не может. Есть версия, что поляки — а также папские агенты — очень разъярились по тому случаю, что «неблагодарный щенок» фактически их эпично кинул, и они-то и были среди спонсоров убийства этого скороспелого государя.
  3. Оставшихся такими и далее, и образовавшими современные латышский и литовский языки, слегка обогащённые и славянизмами.
  4. А до того, начиная с 1392 года, неоднократно «делилось на ся», дробилось, и вновь восстанавливалось, но уже не в прежних границах, а преимущественно на Волыни.
  5. Здесь уже имеется в виду Владимир-на-Волыни (ныне украинский город). А не северный Владимир, в котором правили, прилагая усилия к объединению восточных славян под своей рукой, предки будущих московских государей (а позже и буквальных и официальных московских царей — начиная с Ивана IV Грозного).
  6. Вряд ли основательны попытки описать Даниила «верным русичем, стойким борцом против татар» (?!), равно как и «убеждённым католиком» (или «подлым папежским холуём»). Истина посередине. Больше похоже на то, что Даниил вообще не имел никаких таких «убеждений», а был политическим авантюристом, который «ни нашим, ни вашим, а себе на уме».