Классическая музыка — это круто

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Classical Music Is Cool. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Asura's Wrath. Два полубога дерутся под «Симфонию № 9» Антонина Дворжака.

Так вы говорите, что классическая музыка — это скучно? Вовсе нет, а порою даже наоборот. Классическая музыка в правильно подобранной ситуации может звучать круто, особенно когда в сцене появляется культурный крутой. А классические оперные арии могут использовать для тропа Плач одинокой женщины, благо подходящих много.

См. также Узнаваемая классическая музыка

Примеры[править]

Общее[править]

Литература[править]

  • Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин» — молодой преступник Алекс очень любит слушать классическую музыку, причём непременно на виниловых пластинках.
  • Нина Дашевская. Просто Нина Дашевская. Сама — скрипачка, и в её повестях и рассказах всегда найдётся любитель классической музыки, а то и все главные герои скопом.

Кино[править]

  • Среди режиссеров использованием классической музыки в кино особенно известен Стэнли Кубрик, который всегда тщательно подбирал материал:
    • Космическая одиссея 2001 — этот фильм сделал «Рассвет» (вступление к «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса) музыкальным символом начала новой эры. А символом изначального вселенского хаоса является увертюра «Adventures» Дьёрдя Лигети. А символом бодрой космической экспансии человечества - «На голубом Дунае» Иоганна Штрауса.
    • В «Заводном апельсине» на этом многое построено. Под что творит свои преступления Алекс? Людвиг ван Бетховен. Девятая симфония, 2 часть (скерцо). Под что спит с красотками? «Вильгельм Телль» Россини. А в самом начале идет «Музыка на смерть королевы Марии» Генри Пёрселла.
    • «Сияние» — послав к черту модный тогда электронный саундтрек, Кубрик вставил в действие несколько современных композиций, а также многочисленные произведения Дьёрдя Лигети, Белы Бартока и Кшиштофа Пендерецкого.
    • В наиболее трагические моменты фильма «Барри Линдон» Кубрика играет «Сарабанда» Генделя. Правда, это анахронизм, так как композиция была написана позже времени действия фильма, но анахронизм намеренный, а не от незнания матчасти.
    • «С широко закрытыми глазами» — открывает и закрывает фильм вальс №2 из сюиты для эстрадного оркестра Дмитрия Шостаковича. Основная тема — «Musica Ricercata II» того же Дьёрдя Лигети.
  • «Битлджус». Готовясь утопиться в реке и присоединиться к любимым призракам Адаму и Барбаре, Лидия пишет родителям записку. Слушает она при этом арию из «Лучии ди Ламермур» Доницетти, в которой главная героиня рассказывает подруге о призраке утопленницы, который явился ей у старого пруда. Тим Бёртон и его сценаристы знают толк в мрачной иронии, на том и карьера стоит.
  • «Апокалипсис сегодня» — командир воздушной кавалерии Билл Килгор использует в качестве психологического оружия «Полёт валькирий» Вагнера во время налёта на укрепления вьетнамцев.
  • «Леон» — злой коп Стэнсвилд. Как и предыдущий пример, Стэнсвилд обожает музыку Бетховена и, слушая его в наушниках, начинает всех расстреливать.
  • «Святые из трущоб» — агент ФБР Пол Смекер, крутой полицейский, следователь и интеллектуал, предпочитает размышлять о картине преступления под оперные арии в исполнении Марии Каллас, да и в целом уважает классическую музыку.
  • «Прогулка» — кульминационная сцена, проход Филиппа Пети по канату между Башнями-близнецами, сопровождается «К Элизе» Бетховена. Выглядит потрясающе.
  • «The Fall»: чёрно-белые начальные титры под Седьмую симфонию Бетховена — пожалуй, самая классная часть фильма.
  • «Бункер» про закат Третьего Рейха: неоднократно использована ария «Плач Дидоны» из оперы «Дидона и Эней» Генри Пёрселла.
  • Взрыв Парламента в V значит вендетта под «Увертюру 1812 года» Чайковского.
  • И как можно забыть диву Плавалагуну, исполняющую арию из «Лючии ди Ламмермур». Правда, на самом деле именно эту часть-то все и забыли — это медленное вступление, а после него ария сменяется энергичным Diva Dance, написанным уже композитором фильма Эриком Серрой.
  • «Великий диктатор» — безымянный главный герой, парикмахер, раскрывается как виртуоз своего дела, когда бреет клиента под «Венгерский танец № 5» Брамса.
  • «Кавказская пленница» — субверсия: сцена, в которой Шурик, Эдик и Нина устраивают «спектакль» для товарища Саахова, проходит под нагнетающую мрачного пафоса тему Одетты из «Лебединого озера». Однако развязка у сцены комедийная: Саахов и получил всего-то заряд соли в мягкое место, и из окна упал удачно.
    • Еще один эпизод того же фильма: сцена, в которой Трус, Балбес и Бывалый являются к Нине с провизией, происходит под музыку из сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада»… которая лихо переходит в «Если б я был султан».
  • Дорама «Наши яркие дни» повествует о противостоянии студентов музыкального училища — классические западные инструменты против традиционных китайских. Во время визита в училище инспектора, дети неожиданно начинают музыкальную дуэль, беря за базу «Полёт шмеля». Ученики-традиционалисты победили ввиду наличия музыканта с рожком, звуки которого не воспроизводимы инструментами с запада.
  • «Одиннадцать друзей Оушена» — в самом финале звучит минорная «Лунная соната» из «Бергамасской сюиты» Клода Дебюсси.
  • «Меланхолия» — Ларса фон Триера: в ключевом моменте звучит вступление из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда».

Телесериалы[править]

  • «Локи» — великолепный «Полёт валькирий» увеличивает эпичность подвига Классического Локи в десять раз!

Мультфильмы[править]

  • Мультфильм «Фантазия» 1940 года — вся об этом.
  • Знаменитый «The Cat Concerto», где поведение Тома и Джерри полностью завязано на исполнение «Венгерской рапсодии № 2» Ференца Листа! В ту же копилку — «Tom and Jerry in the Hollywood Bowl», где наши герои дирижируют оркестром, играющим «Летучую мышь» И.Штрауса.
  • «Барби: Сказочная страна Мермедия» — играется шутки ради. Зверёк Биббл, накушавшись меняющих голос ягод, по заданию героинь отвлекает гоблинов и поёт оперным голосом арию Царицы Ночи из «Волшебной флейты».
  • Гарри Бардин, «Адажио». История бумажного Данко, павшего во имя толпы и обесчещенного ею же, идет сплошь под великий Адажио Альбинони от Ремо Джадзотто, одно из самых узнаваемых произведений классической музыки ХХ века.
    • Его же "Конфликт".

Мультсериалы[править]

  • «Незнайка на Луне» — кого из детишек не впечатлял Эдвард Григ на Острове Дураков… А уж «Пляску смерти» Камиля Сен-Санса и «Песню Сольвейг» всё того же Грига все знают именно по этому мультфильму.
  • «My Little Pony: Friendship is Magic» — Октавия Мелоди на своей виолончели может и сама нескучно зажечь, а может и в дуэте со своей подругой-диджеем.

Аниме и манга[править]

  • Classicaloids — вывих мозга про воплощения классических композиторов. И да, они круты, и музыка у них крутая!
  • Gaiking (ремейк) — пожалуй, даже внутримировой пример. Главзлодейка Пройст действительно любит симфонию «Из Нового Света» (при том, что она не человек и вообще правительница враждебных человечеству алиенов), даже своего личного мехакайдзю назвала в честь Дворжака.
  • «Легенда о героях Галактики» — первая экранизация живёт и дышит этим тропом. Вся музыка в сериале, кроме заставки и титров, состоит из симфонической музыки. Космические сражения под Шестую симфонию Малера или «Болеро» Равеля выглядят непередаваемо круто и пафосно!
  • Школа Убийц — многие девочки-киборги занимаются музыкой. Последняя серия пробивает педаль в под «Оду к радости» Бетховена.
  • Hibike! Euphonium — разумеется, в сериале про духовой оркестр просто не может не быть крутой классической музыки.
  • NGE — «Ода к радости» может считаться таким же музыкальным символом, как опенинг или Komm, Susser Tod.
  • Nodame Cantabile — весь сериал об этом.
  • RahXephon — Куон иногда напевает «Половецкие пляски», и напевает так, что аж мурашки по коже.
  • One Piece — там кто-то тоже дуэлился под Дворжака. Полковник, напиши, кто именно.
    • Третий и решающий раунд между Луффи и Крокодайлом же!
  • Piano no Mori — аналогично, но про пианистов.
  • Sailor Moon — королева Берил командует своими подручными, а демоны вершат свои чёрные дела под гнетущую «Токкату и фугу ре-минор».
    • В ту же кассу и смерть Зойсайта под «Песню Сольвейг».
    • Не совсем классическая музыка, но очень близко к тропу. В 34 серии в сцене, где Зойсайт устроил покушение на Усаги и Мамору, звучал фрагмент симфонической композиции «Movement Three: The Hunt» Энтони Филипса.

Видеоигры[править]

  • Homeworld
  • Asura's Wrath — да просто битва Асуры и Авгуса. Комментарии тут излишни.
    • Замечательная ветка комментариев на ютубе: «Знал бы Дворжак, для чего используют его симфонию…» — «Он знал.»
  • Серия Heroes of Might and Magic, начиная со второй игры, где в саундтреке звучал классический оперный вокал. Композитор Пол Энтони Ромеро был весьма приятно удивлён, что его музыка оказалась не просто приложением к игре, а саундтрек к третьей части и вовсе стал культовым!
  • В Test Drive Unlimited есть целая радиостанция целиком из классической музыки.
  • GTA III и её приквел Liberty City Stories — любимая мафией радиостанция Double Clef FM состоит из итальянской же классической музыки. А мафия (особенно в приквеле) тут крута.
  • Will Rock — в Тартаре играет, вы не поверите, музыка Грига.
  • No Straight Roads — одна из лидеров захватившей власть в Виниле организации NSR, вундеркинд Йину, играет как раз в неоклассическом стиле. С прикрученным фитильком: её музыка совмещена с дабстепом Мамы.

Прочее[править]

Классическая музыка настолько крута, что на её обработках и интерпретациях выросло много жанров.

  • Классический кроссовер (в народе «попера») — сочетание поп-музыки с классической, особенно оперной; например, исполнение оперных арий на эстраде. Да, Сара Брайтман занимается именно этим. И Басков когда-то занимался (пока не ушёл в чистую поп-музыку).
  • Неоклассическая музыка — в теории, это когда уже современные композиторы пишут музыку по проверенным канонам. В реальности — очень расплывчатый жанр, который зачастую ближе к неофолку, авангарду и минимализму, чем к привычной нам оркестровой классике.
  • Неоклассик-металл: на электрогитарах виртуозы исполняют классические, обычно барокковые, мелодии. Самые известные представители — Ингви Мальмстин (налегает на Баха и Паганини) и группа Trans-Siberian Orchestra (налегает на любую классику, связанную с Рождеством).
    • Да и просто металлисты любят делать гитарные кавер-версии классики или включать её в песни. Этим баловались и балуются до сих пор и Rhapsody во всех своих проявлениях, и Blind Guardian, и даже Ария. Даже знаменитая Hammerheart группы Bathory — это не просто викинг-металл, но и обработка симфонии Густава Хольста.
  • Симфоник-металл: обратный случай, используются не мелодии, а приёмы и средства исполнения классической музыки — оперный вокал, оркестр и т. п.
  • Заигрывание с классикой характерно и для прогрессив-рока. Так, Emerson, Lake & Palmer делали множество рок-обработок классических произведений, от «Картинок с выставки» Мусоргского и «Щелкунчика» Чайковского до «Варвара» Бартока.
  • Trailer music — оркестровая бомбёжка от современных композиторов, сделанная в подражание скорее голливудским саундтрекам, но и классике тоже.
  • Да и вообще сборники «Классика в современной обработке» и им подобные. Собирают в одну кучу не только рок-версии более-менее известных классических произведений, но обработки в других стилях.
  • А еще часто в телефонах (сотовых и радиотелефонах) среди предустановленных мелодий был «стандартный набор классики». Обычно входило что-то из Моцарта, Чайковского и Вивальди. Плюс еще несколько известных классических мелодий различных композиторов.

См. также[править]