Колобок

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Какая из русских народных сказок учит нас, что оголтелый индивидуализм и самонадеянность ведут к тяжёлым последствиям? »
— Шутка с 16-й полосы (т. е. из отдела юмора) «Литературной газеты»

«Колобок» — русская (а также украинская и белорусская) народная сказка, с которой зачастую ребёнок и начинает знакомство с родным фольклором (альтернатива — сказка про репку или про курочку Рябу) ещё до того, как овладевает речью. Имеет также множество аналогов в восточно- и западноевропейских странах, но наиболее известный «собрат» Колобка — заокеанский Пряничный человечек. А в фольклорах многих народов роль Колобка играет Лепёшка — например, Питка у болгар или Сюкор-патя у мордвинов. Она всегда катится по лесу как некий диск — на ребре (поскольку не имеет возможности катиться на боку, как шарообразный протагонист первоисточника).

Кодификатор тропа Несчастливый конец в восточнославянских сказках для маленьких детей. Возможно, тут содержится мораль «Не гордись — съедят».

Сюжет[править]

Старик попросил старуху испечь ему колобок. Поскольку муки в доме было мало, та «по амбару поскребла, по сусекам помела» и всё-таки слепила колобок. Поставила его охладиться — а тот выскочил в окошко и убежал, распевая хвастливую песенку о самом себе. Ни Заяц, ни Волк, ни Медведь не смогли поймать его и съесть. Может быть, потому, что честно предупреждали: «Колобок-колобок, я тебя съем!»?. А вот Лиса, похвалив музыкальные таланты колобка, обманом заставила сесть к себе на нос и проглотила. Не выдержал Колобок сладкого женского голоса, обломав перед этим трёх мужиков…

Правда, «Колобок» (а также «Теремок» и «Репка») относится к специфическому поджанру русских сказок, которые могли длиться, пока убаюкиваемый ими ребёнок не уснёт. Количество и список персонажей не ограничены, сохраняется только основная схема: добавляется ещё один точно такой же сюжетный шаг с новым персонажем (очередной встреченный зверь, несколько фраз, песенка, «а от тебя и подавно уйду», короткая сцена погони, и дальше в лес по дорожке), следует перечисление всех ранее упомянутых персонажей, происходит событие, делается подводка к следующей итерации. И дальше катится колобок по кругу, медведь за волка, волк за зайца, заяц за мышку, мышка за кошку, кошка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вот и заснул малыш. Сценаристы называют такое построение «Чудовище недели»: добавляя монстра за монстром и оттягивая встречу с Лисой, можно растянуть «Колобка» на сколько угодно сезонов (см. творчество Юрия Никитина). Необходимость эти сказки записать и издать потребовала кодифицировать как количество, так и список персонажей, и добавить хоть сколько-нибудь логичную концовку.

Тропы[править]

Сказку о Колобке рассматривают то как историю о смене фаз луны, то как выдумку о временах года (где лиса, съедающая протагониста, символизирует зиму, губящую хлеба), то как историю о взрослении мужчины:

«

— Я тоже не понимаю сказу про Колобка. — Это сказка про взросление. Парень уходит из родительского дома, успешно преодолевает жизненные этапы (социализация — заяц, работа — волк, бытовые трудности — медведь), а потом встречает женщину, которая обманом завлекает его и уничтожает. — Но почему родители хотели его сожрать? — Гиперопека и нежелание воспринимать ребенка как личность, что также рано или поздно приведет к её уничтожению.

»
  • Антропоморфная еда.
  • Любимый фанский пейринг — Колобок и Лиса.
  • Роман-учебник — краткий рецепт изготовления колобка!
  • Светлее и мягче — во всех детских адаптациях.
  • Что касается самого слова «колобок»… Бытует представление, что в этом слове содержится корень «бок» (да и рифма напрашивается): коло — по-старославянски значит «круг», следовательно, дескать, «колобок» = «круглый бок». Он же на боку катился по лесу… Увы: рифма-то напрашивается, но в самом слове «колобок» нет никакого «бока», это не более чем народная этимология. В действительности тут старославянское «колоб» (означающее «шар» или «ком» и однокоренное с «коло»), к которому добавлен ласково-уменьшительный суффикс -ок, такой же, как в «брат» > браток, «друг» > дружок, «лопух» > лопушок, «пастух» > пастушок. В прочем, есть версия, что словом «колоб» кое-где называли круглый хлеб.
  • Я тебя съем — тропнеймер.

Визуальная эволюция образа. Культурное влияние[править]

В одних адаптациях у Колобка вообще ни рук, ни ног — как, видимо, предполагалось и в оригинальной сказке. В других же у него появляются руки и ноги; иногда — «как бы неприкреплённые» (однако вполне функциональные), выглядящие так, как, например, у Rayman'а.

Когда японцы в 1980 году придумали Пэкмана’а (героя одноимённой видеоигры, а затем и видеоигровой франшизы, которая стала культовой) — герой был слишком уж внешне похож на сабж, чтобы это можно было счесть «однозначным непреднамеренным совпадением». Фанаты иногда называют его Колобком. В последующих играх и производном творчестве про Пэкмена протагониста вполне официально наделили способностью «при необходимости мгновенно отращивать себе конечности» (в самой первой игре он без таковых — и в её «клонах» тоже). А также прописали эту же абилку и у всех его родственников, — мисс Пэкмен, Пэкмена-младшего, — когда придумали и их. В некоторых поздних играх Пэкмен постоянно расхаживает с руками и ногами (составляющими единое целое с шарообразным телом) — но, вероятно, только потому, что на протяжении их сюжетов видит постоянную необходимость в пользовании конечностями. Кататься на боку, когда ему удобнее так, он, однако, тоже совсем не передумал; в такие моменты руки и ноги куда-то пропадают.

  • Похожим образом — с «дуализмом методов перемещения» — ведёт себя во многих поздних адаптациях и наш славянский Колобок.
  • Но чаще всё-таки — в отличие от нашего каноничного Колобка — безрукая-безногая версия Пэкмена не катается, а как бы левитирует над самым полом/грунтом, постоянно сохраняя ориентацию в пространстве (похоже, именно так он двигался и в самой первой игре). Впрочем, в некоторых адаптациях наши авторы заставляют Колобка двигаться так же — «макушка постоянно вверх», «собственно не катится, а плывёт в воздухе непосредственно над землёй».

Где встречается[править]

Фольклор[править]

Как и про других сказочных персонажей, про Колобка придумано множество анекдотов. Обычно обыгрывается его форма, то есть как бы живая самостоятельная голова, иногда с ручками-ножками. Некоторым личностям часть анекдотов может показаться однотипной.

  • «Жуя Колобка, лиса вдруг осознала, что отобрала у стариков последний кусок хлеба».
  • Собрались Чебурашка и Колобок боксировать. Чебурашка ставит условие: «Эй, по ушам не бить!». Находчивый Колобок — встречное условие: «И по голове — тоже!».
  • Один из самых коротких анекдотов: «Колобок повесился, а Буратино утопился)».
    • Про Колобка, жирафа и бегемота: "Решили Колобок, жираф и бегемот утопиться. Колобок на воде держится, у жирафа голова из воды торчит, а бегемот плавает хорошо. Решили повеситься. Колобку не за что веревку цеплять, у жирафа сук как раз по шею, у бегемота тоже ничего не получается — сук ломается. Решили спрыгнуть с 16-этажки. Колобок считает: — Раз, два, три! Прыгнул, от земли отскочил и опять на крыше оказался. Жираф считает: — Раз, два, три! Прыгнул и на землю встал. Бегемот считает: — Раз, два, три, песок, глина, уголь, привет шахтёрам!
  • Выходит Колобок из бани и говорит, что забыл голову помыть.
  • Последним желанием Колобка перед расстрелом было «Только не в голову!».
  • «Теперь я пирожок с мясом», — сказал Колобок, выплёвывая кости лисы.
    • «Что-то в этом мире не так», — подумал Колобок, дожёвывая лису.
  • Анекдот про зверей: «Это не Колобок, это ёжик с зоны вернулся».
  • Анекдот про Колобка, который сам советовал его не есть — его скребли по сусекам и амбарам, и теперь на нём пыль, грязь, стекло и бычки.
  • Совсем непристойный анекдот: «Откуда ты это сказал?»
  • Колобка нередко называют первым смайликом — в старых адаптациях он был телесного или хлебного цвета, теперь его рисуют преимущественно жёлтым.

Комплексные франшизы[править]

  • Эдуард Успенский, цикл пародийных рассказов «Колобок идёт по следу». В данном случае не лепёшка, а сыщик по фамилии Колобок (в кукольном мультике — внезапно тот самый колобок, но выживший и ставший милиционером).
  • «Следствие ведут Колобки» (1983) — кукольный мультфильм Аиды Зябликовой по рассказам Успенского «Колобок идёт по следу». Пародия на детектив, как и книжный первоисточник. Общего со сказкой — только заглавный персонаж. Это произведение обыгрывалось также в журнале «Пионер» в конце 1980-х, когда там публиковался с продолжением псевдокомикс — иллюстрированная серия «детективных» загадок-головоломок, объединённых общим сюжетом и с теми же Колобком (но уже антропоморфным) и Булочкиным в главных ролях, типа это их новые приключения.
  • В более поздней, известной с 1986, анимационной франшизе (мини-мультсериал, видеоигры, телепередачи), основанной на образах, созданных А. Татарским, поначалу используется то же название — «Следствие ведут Колобки» — и та же литературная основа Успенского (только рассказ другой), а герои — Колобок-старший и его помощник Булочкин — зовутся также «Шеф» и «Коллега» и именуются «Братья Колобки», но уже никаких отсылок к визуальному образу Колобка нет (кроме картины с лисой): главный детектив выглядит как пародия на непреклонных, суровых и всезнающих советских сыщиков и немного на Шерлока Холмса (в некоторых источниках пишут, что Шеф — пародия на сыщика из «классических» детективов), а его дураковатый помощник — на всевозможных «нуарных и пост-нуарных детективов немного не от мира сего», вроде Фрэнка Коломбо (как минимум сам нарочно старается косить под нуарного героя, и получается такое себе…). Оба «Колобка» там не имеют никаких внешних «колобочных» черт — это забавные человечки. Недаром позднее франшизу — и двух главных героев — переименовали в «Братьев Пилотов» (по названию фирмы-правообладателя), и сделались оба героя не «Колобок и Булочкин», а просто Шеф и Коллега. С тех пор они куда чаще откалывали всякие потешные номера («готовили на завтрак макарончики» и пр.), чем что-нибудь расследовали.
  • Пять аудиоспектаклей по рассказам-детективам Э.Успенского. Довольно точная адаптация, почти дословная, с добавлением песен. В роли главного рассказчика Л.Каневский (изначально задумывалось как отсылка к «ЗнаТоКам», ныне может восприниматься как пародия на другую, более позднюю отсылку к «ЗнаТоКам», то есть как пародия на передачу «Следствие вели…»). Колобок — М.Ганапольский, Булочкин — Р.Папаянц, Колбочкина — З.Нарышкина.

Театр[править]

  • Сетевая пародия: «рок-опера» (мини-филк-мюзикл) про то, как Колобок, катясь, насобирал на себя множество слоёв грязи — «…Мелкие камушки больно колют бок. К чёртовой матери катится, вертится вдоль по дороженьке грязный Колобок». Зайца, Волка и Медведя он, как и в оригинале, обдурил, а вот Лиса не поддалась и, от большого ума, заглотила-таки героя. И тем самым накушалась дорожной грязюки по самое «не могу», отравилась и околела. Кушать немытое вредно!
  • Ростовский театр кукол 1980-х. Кукольный спектакль к куклами-матрешками (кроме колобка) и деревьями как бы из деревянных расписных ложек.

Литература[править]

  • Михаил Пришвин, повесть «За волшебным колобком» — совершенно реалистичный сеттинг и сказочный зачин.
«

Я сказал старушке: — Бабушка, испеки ты мне волшебный колобок, пусть он уведет меня в леса дремучие, за синие моря, за океаны. Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набралось муки пригоршни с две, и сделала весёлый колобок. Он полежал, полежал, да вдруг и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше, дальше… Я за колобком, куда приведёт.

»
— А ещё тут описан пиджин, на котором изъясняются поморы с норвежцами
«

— Воистину схожи судьбы великих людей! — объявил он. — Некогда в провинции Шао-дябань жила супружеская пара, неустанно возделывавшая рисовые поля и молившая небо о ниспослании наследника в течение пятидесяти лет. Небо вняло их просьбам, и вот однажды на исходе правления под девизом «Целомудрие и животноводство» почтенный земледелец вышел на рассвете из своей скромной хижины, чтобы в очередной раз сжечь свиток с прошением Госпоже Великой Бабушке. На самом пороге своего жилища он увидел повитого жёлтым императорским шелком ребенка. У младенца не было ни головы, ни рук, ни ног, ни глаз, ни ушей, ни прочих отверстий, что, несомненно, указывало на его божественное происхождение… — Эй, погоди! Как же дед догадался, что это младенец, а не беглый Колобок? — Так ведь молили-то о младенце! — А ты здесь при чем? — Я и был тем самым божественным ребёнком.

»
— О происхождении Лю Седьмого
  • Александр Рудазов обыграл историю героя минимум дважды:
    • «Конец сказки» — Кобалог Адская Голова, ужасное хтоническое чудовище, пробуждённое Кащеем в третьем томе. Выглядит как огромный мясной ком с глазами и кучей зубастых пастей. Ими Кобалог и пожирает всё, что только попадется ему на пути, попутно угрожая: «Человек-человек, я тебя съем!».
      • Непреднамеренное совпадение — удивительно похожим получился Колобух из артбука Романа Папсуева «Сказки Старой Руси». Только Колобух — чужеродное чудовище, а не хтоническое, и способен рожать (а потом пожирать обратно) мелких себе подобных, аки рудазовский же Шаб-Ниггурат. И да, воплотиться в мире ССР ему помог опять-таки Кощей. Но Папсуев утверждает, что Рудазова не читал — видимо, идеи действительно носятся в воздухе.
      • Как минимум в одном из рассказов Кларка Эштона Смита упоминался Великий Древний по имени Абхот, чудовищная бесформенная масса, постоянно порождающая свои более мелкие подобия и постоянно же пожирающая их обратно. Мог потянуть и оттуда. У Рудазова, кстати, он тоже есть, но на Колобка никак не похож.
    • «Паргоронские байки» — рассказ «Хлебный голем». Заглавный персонаж, которому создатель дал имя Калач, получился неладно скроен, да крепко сшит: от отсутствия формы его раздуло при выпекании, к тому же внутри он остался сырым — однако помимо характерной для голема мощи он оказался необыкновенно умён, ибо маг зачаровал каждую изюминку из тех, что в него замешал. В нём быстро зародилось самосознание, он начал учить слова… а потом случайно выпил бутылёк мановосполнителя и на эйфории удрал. Клабб отправляется в погоню и выясняет, что Калач быстро катится от плохого к ужасному: местную куртизанку перепугал до полусмерти, местного лесника (и по совместительству волколака) разорвал напополам, ганзу троллей-наёмников мало того, что перебил, так ещё и разоружил, воткнув гвозди из их дубин себе в рот, а залётной кицунэ попал на зуб, но продрал ей бок и выбрался. На этом месте создатель его настиг, а Калач слёзно вопросил, зачем тот сделал его столь аппетитным, и в убеждении, что «папа» тоже хочет съесть его, первым откусил ему голову.
      • Перекличка — было уже у Рудазова рукотворное чудовище, начавшее убивать всех вокруг, включая собственного создателя, из-за логической ошибки. Палач-Калач, Калач-Палач… неспроста рифмуется, ох неспроста…
  • Леонид Каганов, «Колобок и педофилы» — заглавный герой ловко воспользовался педоистерией в собственных целях, аж трижды. Но Лиса оказалась хитрей.
  • Танда Луговская, как тот ещё тэйлкиллер, конечно, и Колобка вниманием не обошла. В её версии он скрывает за весёлыми песенками полную безнадёгу.
  • Виталий Пищенко, «Рекламный проспект» — внутримировой пример: ушлый американец мистер Пиггинс не только переносит действие сказки в космос, но и превращает её в рекламную историю вперемешку с фильмом о мафии наподобие «Крёстного отца».
  • Михаил Мокиенко, как «Бабы-Яги сказку спасали» — чтобы продлить сказку, в которую был вовлечён солдат Мокей, старшая Баба-Яга подменила путеводный клубок на Колобка. Колобок завлёк Мокея не туда, куда нужно а потом его поймала Лихо Одноглазое. Злодейка отметила, что Колобок и правда румяный, а потом сожрала его.
  • Далия Трускиновская, «Дверинда» — внутримировой пример: главная героиня как-то рассказывала «Колобка» своему сыну, тот воспротивился печальной судьбе хлебобулочного изделия — и в сюжете появилась фея, оцепенившая Лису, после чего Колобок отправился дальше. Так и пошло — в случае опасности для героя из кустов вылезала фея и лупила волшебной палочкой, спасая его.
  • Сказка от Ллео о том, как Колобок собирал персональный компьютер из лесных жителей!
  • Чумичев Сергей, «Как размножаются колобки, или Штирлиц против Супершпиона» — абсурдно-юмористический роман, в том числе про колобков, имеющих черты Чужих.
« — Раз-два-три, раз-два-три… Я Колобок, я Колобок, как меня слышно?

— Отлично! — облизнулась Лиса. — Вот и хорошо. Тогда слушай. Я Колобок, по амбару метён, по сусекам скребён, я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, от Зайца ушёл, от Волка ушёл, от Медведя ушёл… — Погоди-погоди! — нахмурилась Лиса и ссадила Колобка со своего носа на землю. — Как это — от Медведя ушёл? Врёшь поди? — Нет, не вру. Раз говорю «ушёл» — значит, ушёл! Хочешь узнать, как? — Хочу. — Ну слушай. Победить его в единоборстве мне бы явно не удалось. Убежать от него я тоже не мог; медведь на короткой дистанции обгоняет лошадь. Зато он неповоротлив, у него большая инерция. Поэтому ставка была сделана на ловкость. Пришлось, конечно, побегать зигзагами, пока Медведь не выдохся, но зато потом уйти уже не составило проблем! — Ну хорошо, а от Волка ты как ушёл? — От Волка? Ну смотри сама. Колобок откатился в сторону, удобно уселся (а может, встал на голову — кто его разберёт!) и стал чертить прутиком на песке: — Вот волчий лог, знаешь это место? Это ручей, тут поваленная сосна, тут колючий кустарник, а это — заросли крапивы. Вот эта шишка будет волк, а жёлудь пусть изображает меня. Понимаешь? — Нет пока, — призналась Лиса. Колобок передвинул шишку вправо, жёлудь влево, и произвел ещё несколько манипуляций. — Теперь понимаешь? — То есть, ты сюда, Волк туда, а ты тогда… Ага, поняла! — Умница!- похвалил Колобок.—- Ты, может, и глухая, но не глупая. — Ну, Заяц — это пустяки, а как ты ушёл от дедушки с бабушкой? — Заяц, как раз, не пустяки, — строго произнёс Колобок. — Да будет тебе известно, у него есть коронный удар задней лапой. Может брюхо разодрать за милую душу! Поэтому никогда не пытайся ухватить зайца за живот, только за загривок! — Правда? Я не знала… Спасибо. — Не за что. — А все-таки, как ты ушел от дедушки? У него же ружьё! — Да, это было самое сложное из моих дел, — признал Колобок. — Боюсь, я не смогу тебе ничего сейчас объяснить. Не на первом занятии. Чтобы понять, как уйти от дедушки, тебе предстоит ещё учиться и учиться. — А как бы ты… как бы Вы ушли от меня? — Да я от тебя уже ушёл! — рассмеялся Колобок. — Неужели ещё не поняла? Лиса растерянно моргнула. — О-о… Да. Поняла. Спасибо, Учитель. И, сложив лапы на груди, она низко поклонилась Колобку.

»
— Пётр Бормор
  • Ирина Майгурова, «Сага о Кольбокки-скальде» — ретеллинг-пародия на стиль повествования скандинавского эпоса.
  • Татьяна Леванова, «Сквозняки: Ледяной рыцарь» — Довльно жуткий вариант. Маша по дурости слепила колобка из смеси трав и потрохов, которые ей, ВООБЩЕ-ТО, сказали выкинуть, закопав в нужном месте. А потом ещё и случайно оживила его. В итоге, получившаяся хтонь всюду за ней следовала умело пугая, чтобы от страха своей «мамки-лепухи» набраться сил, вырасти и сожрать и её, и всех, кто под раздачу попадётся. Справились с ним, можно сказать, в последний момент, когда это ещё можно было сделать, заманив на маленькую морскую скалу вдалеке от берега и обрубив возможность с неё сбежать, и через несколько дней без подпитки страхом колобок сам рассыпался.
« Колобок, рождённый в горниле печи,

Поскрёбыш седых сусек, Катит по той дорожке в ночи, Что ведёт умирать за всех.

Кати смелей, кати, идиот — Шепчут ему голоса А где-то уже навстречу идёт Окончательная Лиса.

»
— Виктор Дёмин

Кино[править]

  • «Усатый нянь» — главный антигерой, раздолбай Кеша Четвергов, неравнодушен к образу Колобка и сочиняет про него песни (текст песен для фильма сочинил Юлий Ким). В начале фильма, когда Кешу «прорабатывают» с участием милиции, он троллит суровую комиссию песенкой про Колобка — карикатурного дерзкого стилягу и асоциального элемента, который «докатился» и у которого «руки сами по себе, ноги сами по себе, голова то ли там, то ли тут», и вообще он «ужасно несобранный». А гораздо позже, забавляя детей, вверенных его заботам, Четвергов сочинит и споёт им про Колобка целую мешанину из разных сказок, где Колобка попытается сожрать сначала крокодил (видимо, из сказки о Бармалее, хоть и дети, подпевающие ему, и называют его «Геной»), а затем сам Кощей Бессмертный, не любящий «весёлых, и вообще всех». Но у обоих злодеев ничего не получится.
    • Кстати, в песнях Кеши обыгран известный в адаптациях «физический дуализм/амбивалентность» образа Колобка, когда герой изображается «то ли с конечностями, то ли без», то ли, каким-то образом, и то и другое разом. В первой песне это дополнительно использовано как метафора крайней неорганизованности, хаотичности.
  • Сказочно-попаданческая трилогия: «Последний богатырь», «Последний богатырь: Корень зла» (2021) и «Последний богатырь: Посланник тьмы» (2022) — Колобка озвучил небезызвестный Гарик «Бульдог» Харламов. В этой версии Колобок суров. В первой части не появляется, но во второй-третьей…
  • "Золотые рога"м (1972 г.) А.Роу. Колобок помогает Евдокии в поисках ее пропавших детей.

Телевидение[править]

(link)

«Памяти Колобка»
  • КВН:
    • «Дети лейтенанта Шмидта» — песня о Колобке в исполнении Виталия Гасаева на мотив «Памяти Карузо».
    • Сборная Питера (1999) — номер «Колобок Виктюка». После этого за режиссёром надолго закрепилась репутация «того чувака, который гомосятину всякую показывает». А ведь намёк был исключительно на его постановку комедии «Служанки», где женские роли сыграли актёры-мужчины (к примеру, Константин Райкин).
  • «Галилео»: один из выпусков был посвящён попытке испечь колобка — ведь если просто запечь шарик из теста на противне, он получится приплюснутый. В конце концов колобка испекли в специальной форме. https://www.youtube.com/watch?v=JQmvIhIJZ3w
  • «Спокойной ночи, малыши!» — Колобок был среди соведущих в разное время. И даже не один. Колобок из одноименного журнала (один из вариантов соведущего) и колобок из сказки (гость передачи) — разные персонажи. Хотя «играла» их одна кукла. Но это было в конце 1980-х и начале 1990-х.
    • Более конкретный пример 1986 г. со спектаклем-адаптацией с рассказчицей (теткой Дарьей — ?) в исполнении Галины Егоровой. Выпуск как бы реставрирует «формат» ранних передач 1960-х. Сказочница печет колобка. Лес и звери — как бы «страна еды». См. https://www.youtube.com/watch?v=UiW0z1BUsEY
  • В очередной псевдонаучной передаче на Рен-ТВ, эксперт рассказал о значении этой сказки — слово «коло» означает «вера», а сюжет о том, как Колобок встречает различных зверей символизирует что люди «колобались» — теряли веру. Ну и конечно же авторы передачи утверждали, что эта сказка вообще самая древняя, а те же англичане украли её сюжет.
  • В юмористической рубрике «Шоу с переодеваниями» программы «Свежак» с ныне покойного канала A-One как-то был показан скетч «Заводной Колобок», в котором сабж был отождествлен с Алексом из «Заводного апельсина».

Мультфильмы[править]

  • «Колобок» (1936) — одна из первых работ «Союзмультфильма». Оригинальной звуковой дорожки не сохранилось. Зайца тут нет, только Волк и Медведь, которые не дают Лисе съесть Колобка и нападают на неё (нет, не из героизма — чтоб съесть самим). Тот, укатившись, решает всё-таки вернуться к старику и старухе.
  • «Колобок» (1956) — пожалуй, наиболее известная экранизация. Кукольный мультфильм с куклами из дерева.
  • «Сказка про Колобок» (1969).
    • Светлее и мягче — ещё больше, чем в предыдущем: тут Колобка испекли в подарок Внучке. И Колобок расстраивался, осознавая, что его не съедят вовремя. А звери пришли к Внучке в гости, следуя за Колобком. А затем гости на празднике у Внучки, распевая песенку о Колобке, вдруг принялись плакать, потому что осознали разумность Колобка. И категорически отказались его есть!
  • Кукольный «Очень старая сказка» (1983) — почти антисказка, где Колобок превратился в толстого и наглого любителя халявы.
  • «Колобок, колобок!» (1988) — мрачная сатира на историю СССР. Звери — олицетворения различных деятелей эпох СССР (заяц — Ленин, волк — Сталин, медведь — Брежнев, лиса — Перестройка), Колобок — рядовой гражданин, добровольно прошедший через весь этот ужас и оставшийся у разбитого корыта. Зрелище отнюдь не детское, унылое и крайне депрессивное. Особенно «добивают» в финале кадры разрушенного дома под унылый мотив песни «Мы желаем счастья вам…».
  • «Колобок» (1990) — третья и последняя миниатюра из украинского сборника «Страсті-мордасті»; экранизация с уклоном не то в психодел, не то в чернуху, не то в ужасы (не то в пародию на таковые). Это НАСТОЯЩИЙ КОШМАР почти что с лавкрафтовским уклоном! Действие происходит как будто в зоне отчуждения с соответствующими обитателями (дед с бабкой и все звери выглядят почти как нежить — у них на месте глаз пустые впадины). Бледный и беззубый старик просит старуху испечь ему колобок. Та, намешав какие-то сомнительные ингредиенты, испекла его, Колобок убежал в лес. Сначала Колобок встретил тощего и уродливого зайца и съел его живьём. Потом он встретил волка, который не мог ходить и у которого из спины торчали вилы; Колобок залез ему в рот и пожрал зверя изнутри. Потом он встретил медведя, погнался за ним и тоже съел. Лису Колобок есть не стал, а раздавил в лепёшку. Потом Колобок покатился в город, где начал пожирать небоскрёбы, ну а затем полетел в космос и проглотил Луну. А под конец Колобок сожрал нашу с вами планету. Следом Колобок хищно улыбается в камеру, а потом начинает ее заглатывать. Или не камеру, а некоего наблюдателя, который был в космосе? И… батюшки моикто же это мог быть?
  • «Беда» (Куйбышевтелефильм, 1978 г.) по мотивам сказок братьев Бондаренко. Среди друзей зайца есть колобок. Помогает противостоять Беде.

Мультсериалы[править]

  • «Лунтик» — шоу внутри шоу: кузнечик Кузя смотрел мультсериал про Колобка… безотрывно двести с лишним серий! Хотя в дегидрированном виде «Колобок» влез бы в 3/4 серии!
    • Обречённая любовь — шутки ради. В одной из серий Колобок играет на гитаре и поёт: «О, донна Лисичка! неужели нашей дружбе не суждено сбыться вовек?», а Лиса рыдает в два ручья и отвечает: «О нет, Колобок! Ведь ты такой вкусный, а я такая голодная!..»

Настольные игры[править]

Периодическая печать[править]

  • Советский детский музыкальный журнал «Колобок», к которому прилагались гибкие грампластинки. У главного героя — маскота журнала — есть руки и ноги, или по крайней мере он умеет моментально «отращивать» их себе.
    • На страницах этого журнала время от времени помещались детские комиксы и другие сюжеты, переосмысливающие сюжет сказки о Колобке.
      • То Колобок откажется учить правила уличного движения, а оттого попадёт в аварию и начнёт ходить, опираясь на костыль… и это-то и спасёт ему жизнь, потому что лиса передумает его есть — побоится подавиться костылём.
      • То к Колобку придёт в гости его товарищ — Крепкий Орешек (нет, не Джон Макклейн, о котором тогда еще и помину не было, а буквальный разумный орех из грузинского детского журнала). Коллега предупредит героя о хитрой лисе, поджидающей дальше на дороге, и подставит себя вместо Колобка. Ну а простодушная, при всём своём лукавстве, лиса всерьёз примет Орешек за Колобка и сломает себе зуб о твёрдую скорлупу.
      • А однажды поместили — на одной из вложенных пластинок — даже полноценный мини-мюзикл (в роли Колобка была К. Румянова, Зайца сыграл Г. Вицин, а Лису озвучила И. Муравьева). Невероятно харизматичный, хоть и немного дерзкий Колобок буквально очаровал Зайца, Волка и Медведя. А когда дело дошло до Лисы, та оказалась устойчива к «чарам» диковинного существа и уже хотела его атаковать… Как вдруг Заяц, Волк и Медведь дружно встали на защиту своего нового кумира: «Остановись, рыжая!», «Прекрати, длиннохвостая!», (и Заяц, перебарывая страх перед Лисой, со смелостью отчаяния), «Н-не смей й-его й-есть!». Кстати, Волк оказался добрее, чем хотел выглядеть (хоть и с немного блатняцкими замашками), и не тронул Зайца, хоть тот его поначалу ужасно боялся.
«

Мне дед и баба добрые Твердили, что съедобный я, Что сдобный, бесподобный я, Вкусней, чем шоколад, Твердили, что красавец я… Мне это слушать нравится, Но мне не очень нравится, Когда меня едят!

»
— Начало «выходной арии» Колобка
  • Конъюнктурный пересмотр — звери под Новый год прячут настоящие ёлки от мужика с топором и подсовывают ему пластмассовую ёлочку, чем доводят его до состояния, близкого к сумасшествию. При этом сам Колобок был не последним в этой затее. Идея сомнительная: натуральные новогодние ёлки специально выращивают на «плантациях», а производство пластмассовых при устаревших технологиях вредит окружающей среде, загрязняя её. С другой стороны, искусственную ель вполне можно использовать десятилетиями, а ветки у неё выдерживают большее количество игрушек.
  • В 1990 был цикл комиксов «Приключения Колобка» (автор Алексей Дмитриев, художник С. Петухов). Альтернативное появление Колобка (испекли на хлебозаводе, или это другой Колобок); он укатился и покатился искать приключения, в том числе и помогать встречным. Крутой мимо проходил, точнее катился, хотя на вид и не очень-то крут. Штук пять выпусков было, потом, чтобы не съехать в однотипность, завершили.
  • Также в 1980-х и 1990-х Колобок из журнала мог приходить в гости к героям разных детских передач. В том числе «Спокойной ночи, малыши!». В прочем, однажды при помощи магии Хрюша и Степашка попытались позвать Колобка. Появился тот, что из сказки. То есть в этой версии колобок из сказки и колобок из журнала — разные колобки. Хотя «играла» их одна кукла.
  • В детском журнале «Миша» одно время печатали короткие пьески, героем которых был сабж и его друзья: Утя, Петя и Ёжа, при первой встрече принявший Колобка за престарелого и лысого соплеменника. Главным антагонистом выступала, естественно, Лиса с периодической поддержкой со стороны Волка и Кота.
  • В комиксах «Колобка» второй половины 1980-х и начала 1990-х постоянными врагами Колобка норовили стать Лиса и Ворон.

Интернет[править]

  • https://kolobok1973.livejournal.com — ЖЖ политика Дарьи Митиной. Вы только посмотрите на её круглую мордашку!
  • https://kolobok-ru.livejournal.com — литературное сообщество, в котором публиковались стилизации на тему сабжа. По сути, заморожено (последняя публикация — 2015), но до этого материала накопилось до фига.
  • https://burrarum.livejournal.com/39132.html - пара доставляющих авторских соображений на тему. Как вам отождествление героя статьи с Нурглом?
  • Татьяна Задорожная, «Что внутри у колобка?»
  • «SCP музей всякой всячины» — «77. „Памятник Колобку“. Сфера из серого гранита диаметром 1 м, установленная на гранитном постаменте. Описание экспоната гласит: „Ну теперь ты точно никуда не убежишь“. Была обнаружена на втором этаже Музея».
  • Также прочитать про колобка можно и на Неолурке — [1]

Музыка[править]

  • Псой Короленко, «Колобок на Сковороде» — обыгрывается фраза «Мир меня ловил, но не поймал» — эпитафия на могиле указанного философа.
  • Power Tale, «Перекати-поле» — брутальный и бафосный боевик про Колобка.

Прочее[править]

  • Одноимённая марка карамели на палочке. В рекламе Колобок раздаёт карамель всем желающим, а заяц как-то непристойно сосёт её.
  • «Колобок и два жирафа» — детская передача на Радио России. Выходила также в виде аудиокассет, прилагавшихся к номерам «Аргументов и Фактов». А также журнал с аудиокассетами. Своего рода неофициальное (?) продолжение закрытого журнала «Колобок».
  • Дмитрий «Гоблин» Пучков придумал свою переделку сказки. В ней Колобок символизирует нехорошего советского интеллигента-диссидента, который сбежал от Родины в капитализм, где его и съели капиталистические хищники. Вот только если бы Колобок остался дома, его бы тоже съели, и, скорее всего, гораздо раньше. Не знаю, это Интернет или литература.
  • В «Комсомольской правде» 1995 г., была переделка сказки, посвященная выборам в Думу 1995 г. Каждый из встреченных — аллюзия на лидеров тогдашних партий.
  • Игрушечные колобки. Много и со вкусом. Особенно производились в СССР. От мягких игрушек (обычно с руками-ногами) до электрических самоходных (внутри расположен механизм, вращающий сферу).

Где обыгрывается песенка Колобка[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
«

Я колобок, колобок, Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл, Я от зайца ушёл И от волка ушёл, От медведя ушёл, А от тебя-то, лиса, И подавно уйду!

»
— В оригинале он допелся
  • «Миссия в Кабуле» (1970) — матёрый авантюрист Гедеонов (Г. Стриженов), избежав ареста и навешав тому, кто посягал, отсылает к старой сказке: «А от тебя-то я и подавно уйду».
  • Комедийный телесериал «Талисман» (2021 — 5-я серия так и называется: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл».
  • Рэпер Guf — музыкальный номер «До конечной», где изображается человек, обретший свободу — и организационную, и внутреннюю: «Я от бабушки ушёл, я ушёл от дедушки. Мне самому хорошо, без помощи всяких заведующих. Сам намажу масло себе на хлебушек…»
  • Сергей Любавин — «Колобок». «Я от бабушки убёг, я от дедушки убёг, и с этапа смазал лыжи, как из сказки колобок. Я от бабушки убёг, я от дедушки убёг, а от пули и подавно — промахнулся мусорок».
  • Журнал «Веселые картинки». Примерно каждое третье изображение колобка обыгрывает его пение. Не раз его рисовали как эстрадного певца.

Разные колобки[править]

  • Дарья Донцова, «Концерт для Колобка с оркестром» — и ХЗ, при чём здесь Колобок… Но тропы Инцест, С барского плеча/Убийство по ошибке, Сложено из имён есть.
  • Владислав Блонье, «На волне» — Лиза называет мать недолгого бойфренда Лёшки «самка колобка»
  • Борис Карлов, «Остров Голубой Звезды» — планета Колобок, которая изображает продвинутый капиталистический Запад со сверхвысокими технологиями и социальным обеспечением.
  • Пародийный фильм «Звездный ворс» — там своя планета Колобок.
  • Т. н. «колобки» (разноцветные шарики с лицами с ручками и ножками) в играх 1990—2000-х от отечественной компании «Геймос» (Gamos) в «Девятке» (англ. вариант Nine Club), «Балде», «Цветные линии» и пр. Являются полноценными персонажами — соперниками и крупье — или изображены на крупных картах.
  • «Наутилус Помпилиус» в песне «Русский рок» утверждает, что он «круглый и простой, как колобок».
  • Студия «Колобок» русифицировала экранку «Мстители: Финал» в худших традициях Лодка и музыканты. «Хайль Гидра» перевели как «Я вам верю», «Лестница! Лестница!» как «Уничтожить! Уничтожить!», а «Баки жив» — как «отпусти меня, сучонок!».
  • Практически в каждом дворе есть свои Череп, Кабан, Рыжий и Колобок.
  • У начальника следователя Каменской прозвище «Колобок». Он же полковник Виктор Алексеевич Гордеев.
  • Сериал «Гражданин начальник», особенно первый сезон. Главного героя — Павла Пафнутьева многие воспринимают как толстого глупого «колобка». Слово «колобок» практически нигде не звучит, но очень сильно подразумевается. По крайней мере, у некоторых зрителей могло сложиться такое впечатление. Даже музыка из опенинга подчеркивает «колобковость» ГГ.
  • «Форт Боярд», персонаж месье ля Буль (La Boule). В некоторых локализациях переводили Колобок. В прочем, в других не переводили.
  • Мультфильмы «Солнечный Каравай» (1981) и «Весёлый цыплёнок». Некоторые личности воспринимают как вольные адаптации «Колобка».