Колхозник

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Колхозник — житель советской или постсоветской (полу)сельской глубинки, причём не обязательно работающий/работавший именно в колхозе.

Типажи[править]

  • Деревенский гопник — молодой парень, которому скучно и который сбивается в компанию с себе подобными. Тусуется в сельском клубе, где музыка времён раннего Ельцина на магнитофоне, танцы, мордобой, самогон и конопля-беспонтовка. В отсутствие в поле зрения городских устраивают драки деревня на деревню. Появление в поле зрения городского немедленно вызывает их интерес.
    • Первый парень на деревне — лидер и предводитель. Самый агрессивный, крепкий и по возможности красивый (а вот богатство и родители роли не играют — без необходимых качеств в первые парни не выбьешься, будь ты хоть сынок председателя). Ради поддержания авторитета регулярно чистит морды как понаехавшим городским, так и своим же односельчанам. В процессе может и не рассчитать силы и покалечить, а то и прибить насмерть какого-нибудь хлюпика, добавив участковому головной боли.
  • Девка деревенская — здоровенная деваха с внушительной грудью и косой толщиной в руку. В отличие от парней, много работает по хозяйству, вставая с петухами. Ложиться должна с ними же, но нередко сбегает, дабы погулять с парнями. При этом вполне способна сохранить девственность до свадьбы — а то ведь и ворота дёгтем вымазать могут. Умом не блещет либо скрывает его (деревенские шибко умных вообще не любят).
  • Кузьмич, или собственно колхозник — повзрослевший и научившийся работать гопник. Женатый, с детьми, хозяин дома. Пьющий (варианты от пьющего в меру до профессионального ловца «белочек»), матерящийся, о мире знает только со слов Первого канала и РТР (больше ничего в деревне не ловит). Городских всё так же не любит, считает, что «они там наворовали и сидят кнопочки нажимают, а мы тут в пыли, в поту и на целине». При этом сам отлынивает от работы настолько, насколько это возможно.
    • Белый джамшут — если колхоз совсем развалился и денег совсем нет, то колхозник едет в город работать там вахтовым методом, обычно 10/10 или 20/20. Работает, как правило, охранником, грузчиком, консьержем или разнорабочим. Привозит денег и живёт, как король, до следующей вахты.
  • Жена колхозника — множество вариантов от бой-бабы, способной коня остановить, в горящую избу войти и мужа пинками и скалкой к светлому будущему на работу выгнать, до сторонницы идеи бьёт — значит любит или верной собутыльницы.
  • Алкаш с золотыми руками — колхозник, который любит работать и делать что-то полезное. В основном такие работают механизаторами, чинят трактора и комбайны.
    • Некоторые трудятся печниками или чинят соседям избы.
    • Некоторые собирают из болтов и ржавых кузовов машины и мотоциклы и поддерживают их в рабочем состоянии.
    • Некоторые собирают из обломков советской и китайской электроники убердевайсы типа сигналки для сада.
    • Некоторые развлекаются забавами типа тракторных гонок или перетягивания троса опять же тракторами.
  • Бабка — поскольку вышеперечисленные мужские типажи долго не живут, 90 % населения глубинки старше 60 — женщины. Бабка — героическая пожилая женщина в косынке, старомодной юбке, тёплой кофточке и резиновых сапогах, тащащая на себе избу, огород и (если есть) скотину. Живёт подсобным хозяйством и немножко пенсией (если её не пропил кто-то из типажей выше). В советском прошлом «уехать к бабушке в деревню» — популярный вариант летнего отдыха для городских школьников (точнее, отдыха родителей от них).
    • Бабка-самогонщица — подвид бабки, мультикласснувшейся в алкобаронессу. Большинство бабок-самогонщиц производят невыносимый чумыргес с ароматами резины, ацетона и дерьма. Покупают у них те, у кого не хватает скилла собрать свой аппарат и производить нормальные напитки.
    • Бабка-знахарка — недодавленный советской властью реакционный элемент. Зашёптывает травмы, ворожит на воде, настаивает лекарственные настойки — в основном, от скотских болезней или для опохмела. Живёт традиционно на отшибе.
  • Дед. Встречается редко, но всё же бывает. Обычно из малопьющих (алкаши склонны к ранней смерти либо по общему состоянию организма, либо по причине несовместимой с жизнью пьяной дурости). Скорее всего, прошёл войну, а то и не одну, от финской до грузинской — тогда наверняка хранит в шкафу парадный китель с наградами, а в подполье — трофейный боезапас на случай можемповторения.
  • Участковый — единственный представитель закона и порядка на километры вокруг, в погонах от лейтенанта до капитана (бывают и помощники участковых, с сержантскими погонами). Всех знает, со всеми пьёт и занимается в основном разруливанием споров типа «чья коза кому забор сжевала». Серьёзно шевелиться начинает только, если на участке нарисуется труп.
  • Фельдшер — главный медик на деревне: меряет давление, делает уколы, хранит запас спирта и лекарств, в тяжелых случаях — вызывает подкрепление из районной больницы на машине с мигалками (в промежутке между вызовом и прибытием — проводит реанимационные процедуры или принимает роды).
  • Сельская учительница — обеспечивает деревенских остолопов начальным общим образованием. В терминальных случаях учительница одна на всю школу, а учеников не больше десятка, причём все в разных классах. Молодая или хотя бы не совсем престарелая учительница — предмет вожделения большей части половозрелого мужского населения и зависти — женского; не вызывает такой антипатии, как городские, но привлекает тем, что знает всякое, о чём среднестатистический колхозник отродясь не задумывался.
  • Сельский поп — худой, с клочковатой бородёнкой. Служит в церквушке, чудом не закрытой при советской власти или попечением местных уроженцев восстановленной в девяностые. Послан епископом в деревню либо потому, что слишком глуп и никуда более не годится, либо потому, что слишком умён и задаёт неудобные вопросы. Живёт обычно с тихой скромной попадьёй и выводком попят мал мала меньше. Иногда вынужден по воскресеньям оббегать три-четыре храма в трёх-четырёх разных сёлах, чтобы успеть послужить в каждом и заработать хоть что-то на хлеб и дрова. Иногда сопровождаем таким же нищим дьяконом, а при храмах может трудиться бабка-свечница или работник Балда из местных. При советской власти сельский поп иногда бывает гнобим залётными агитаторами — или, напротив, сам даёт им отпор.
  • Председатель — слегка недолюбливаем остальными за то, что всем распоряжается. Иногда приворовывает. Рассказывает журналистам, как всё прекрасно у них растёт.
  • Фермер — либо понаехавший на деревню городской, либо бывший председатель, удачно приватизировавший колхоз. Обычно служит источником конфликта: например, местные мужики сопрут у него трактор/удобрение/скотину, а фермер приходит разбираться, или местные мужики идут разбираться с фермером (по любому поводу или без оного), а тот отбивается. Если городских не любят за то, что они белоручки, то его — за то, что богатей (на раннесоветском жаргоне — кулак).

Атрибуты колхозника[править]

  • Изба-пятистенок. Бревенчатый дом, бывает как с открытыми брёвнами, так и околоченный вагонкой (или обложенный кирпичом) и покрашенный. На плане — квадрат, перегороженный одной внутренней капитальной стеной. На окнах изнутри цветы, снаружи — ставни и наличники; особым шиком является ручная резьба и украшательство по наличникам. Внутри — русская печь, одна тёплая комната и одна холодная (сени) по противоположную сторону внутренней стены. Часто в «холодную» комнату ставится маленькая печка-щиток, тогда она тоже становится круглогодично жилой. Сверху — чердак, где хранятся старые тряпки, патефоны, примусы и прочая рухлядь и сушится махорка, внизу — подпол с отдушинами, где хранятся банки и картошка.
  • Баня. Возможна во всех вариантах, от дощатой и законопаченной чем попало до капитально-бревенчатой. Внутри можно встретить и переделанную из бочки печку-буржуйку, и добротную каменку, и даже невесть откуда взятую электрическую с закосом под сауну (обычно в том случае, если к колхознику приезжают дети из города). В бане не просто моются, в бане отдыхают душой и телом, и данный процесс больше похож на религиозный ритуал, чем на утилитарный акт гигиены. Именно в бане (в свободное от помывки время) обычно работает следующий предмет колхозной культуры, а именно…
  • …Самогонный аппарат. С медным змеевиком, охлаждаемым в ведре с водой, конструкции с холодильником Либиха практически не встречаются ввиду малой распространённости водопровода с проточной водой. В зависимости от квалификации оператора из змеевика капает или табуретовка, или укипаловка. В советское время за самогонщиками охотился участковый, сейчас не охотится никто.
  • Обрез. Лежит за печкой в каждой второй избе. Делался из винтовок Мосина, трофейных винтовок Маузера, а потом и из охотничьих двустволок.
  • Рыдван. Невероятной ушатанности антилопа-гну рандомной породы (в прошлом — советская легковушка или дважды выработавшая ресурс «японка»), поддерживаемая на ходу благодаря техническим скиллам колхозника или приглашённого за бутылку пьяного мастера. Бздит Ездит недалеко, иногда бывает без номеров, а владелец без прав.
    • Драндулет. Двухколёсный рыдван деревенского гопника. Сейчас это в основном китайская «Альфа», а раньше можно было встретить целый зоопарк мототехники производства СССР и соцлагеря, особенно ценилась «Ява». Ещё раньше встречалась адская суицид-машина — «Карпаты» с двигателем от «Минска», которая разваливалась на полном ходу прямо под гопником.
    • Колясыч. «Урал», «Днепр» или «ИЖ» с коляской. Тоже мотоцикл, но солидный, ездят на них кузьмичи.
    • Лясик. Конь педальный системы «велосипед», порода также неопределённая. Используется для перемещений в пределах деревни или посёлка, а если владелец лясика в хорошей физической форме — то и для поездок в райцентр.
    • Бастард. Мотокультиватор, к которому вместо роющих винтов прикручена пара колёс от тачки, а сверху — сиденье и опционально кузов от той же самой тачки. Заменяет грузовик-пикап на минималках.
  • Сортир. Бывает во дворе или пристроенный к сеням избы. Летом там живут мухи и пауки, а зимой сходить в такой сортир — как за Стену в разведку. Поэтому ходят в сени в ведро, содержимое которого выливают на грядки в целях удобрения.
  • Воду берут из колодца, скважины с насосом или колонки. Если везёт — источник во дворе, если не везёт — надо тащить за сотни метров, а то и несколько км. Если тащить в лом — несут в ведре на коромыслах или везут в здоровенных цинковых бидонах с прижимными крышками.

Примеры[править]

  • Творчество писателей-«деревенщиков».
  • Телесериал «Участок» с Безруковым.
  • Владимир Высоцкий, дилогия «Письмо на выставку» (Здравствуй, Коля, милый мой, друг мой ненаглядный…) и «Письмо в деревню» (Не пиши мне про любовь — не поверю я…).
  • Алена Апина — клип «Семечек стакан». В деревне снимается кино.
  • «Сектор Газа» — в каждой второй их песне. Многие шутливо определяют жанр их музыки как «колхозный панк».
  • «Че те надо?» (тогда еще «Балаган Лимитед») клип «Письмо любимому» с забавной нарисованной деревней. Время от времени тема деревни мелькает и в других песнях, клипах и сценических выступлениях.
  • «Белый день» — достаточно часто. Навскидку песни «Деревенька», «Без хозяина изба». Клипы «Ай-яй-яй», «Деревенька».
  • М. Евдокимов. Как юмориста его больше помнят за номера, рассказываемые от имени деревенского мужика. Аналогичный образ он поддерживал в кино и в телепередачах («С лёгким паром!», «Михаил Евдокимов в кругу друзей», «Не скуЧАЙ!»).
  • Т. Морозова в «Comedy Woman». Обычно отыгрывает образ «простой русской бабы».
  • А американский ужастик «Райское озеро» считается? А то, по мнению автора правки, молодая гопота и их родители образу колхозника соответствуют больше, чем образу реднека.
  • Мультик «Как лиса волка судила». Деревенские жители — гротескные колхозники второй половины 1980-х. Плюс три козла-каратиста — первый парень на деревне (который в камуфляжных штанах) и два его друга (в «модных» майках).
  • Матрешки в мультфильмах могут представлять собой стереотипных крестьянок. Говор с «оканьем» прилагается.
  • "Соседи" Игоря Попова - всё дейсвтвие происходит в такой умирающей деревеньке. Один дом на две семьи, спрятанное на чердаке дедовское оружие, самогоноварение и колдовство.

См. также[править]

  • Крестьянин — общая статья о сельских жителях.
  • Реднек — аналог колхозника из южных штатов США. Тоже любит выпивку и не любит городских белоручек; отличается кардинально другим менталитетом с повернутостью (прямо доходящей до идефикс) на свободе и её внешних атрибутах в противовес типично российско-имперскому восприятию любой власти как плохой погоды.
    • Реднек считает участие в политической жизни страны своими прямыми «правами и обязанностями, завещанными нам Отцами-основателями во славу Соединенных Штатов Америки», любит любые выборы от местного шерифа до президента всея США и искренне болеет за «своего» кандидата (что не мешает ему считать всех политиков, без исключения, лжецами). Предмет статьи про политику знает лишь что где-то там есть САМ (!), вороватые бояре и постоянное балабольство по тем телеканалам, что еще ловятся в деревне, и флегматично относится ко всему происходящему в мире, что не касается цен на водку. Ещё дореволюционные крестьяне были до поры до времени неимоверно терпеливы и бессловесны, пока не настанет Limit Break; колхозники такие же.
    • Реднек любит упоминать свои права (обычно вторую поправку), открыто держит у себя винтовку и стреляет из неё по поводу и без, но в основном в воздух и по диким бутылкам. Колхозник прячет обрез за печкой на всякий случай, и, только когда совсем уж припечёт, пускает его в ход — но так, чтоб наверняка. Обычно получается «русский бунт — бессмысленный и беспощадный».
  • Каджун — тот же реднек, но француз по происхождению и живет на болотах Луизианы. Очень близок реалиям охотничьих заимок Сибири, разве что с чуть меньшим антагонизмом по отношению к властям. Каджун США и всё американское ненавидит, а дремучим сибирякам просто наплевать.
  • Стереотипы о деревне по версии «Яндекс-Дзен»: Шаблоны, по которым снимают кино про деревню и «Смех сквозь слёзы». Глупые шаблоны и клише в современных фильмах про деревню.

Примечания[править]