Кома

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Coma 1529269a.jpg

Кома — это состояние человека, в котором он долгое время находится без сознания, не имея возможности прийти в себя. Поскольку находящиеся в коме не могут о себе позаботиться, их жизнь приходится поддерживать врачам с помощью специальной аппаратуры. Коматозные больные обычно подключены к аппаратам искусственного дыхания и капельницам. Если в описываемом мире нет таких технологий, то кома возможна только непродолжительная, а дальше всё (если только персонаж не выйдет из комы относительно быстро).

Признак того, что человек скоро выйдет из комы — движения век или пальцев.

Хотя в реальном мире нет никакой гарантии, что больной выйдет из комы, в медицинских драмах и телесериалах главный вопрос не в том, проснётся ли больной, а скорее в том, насколько быстро это произойдёт. Персонажа, актёр которого временно выбыл из шоу, можно посадить в автобус или отправить в кому. Кома позволяет отложить решение многих проблем на потом; например, кто-то узнал о втором я супергероя. Надо как-то с этим разбираться, но если персонаж впадёт в кому, супергерою не придётся его убивать или запугивать. Потом, когда в истории будет недоставать драмы, больной обязательно выйдет из комы и устроит переполох. Либо авторы тихо отключат его от аппарата искусственного дыхания.

Причиной комы могут быть различные травмы — в том числе шок от пережитых событий. В мистических историях в кому часто впадают те, кто практиковал астральную проекцию и не смог вернуться из мира духов в наш мир. В таком случае важной частью сюжета могут быть приключения этой души и её попытки вырваться из заточения, либо другой персонаж может отправиться в мир снов, чтобы помочь спящему вернуться.

Вышедшей наконец из комы персонаж наверняка будет страдать от амнезии. Естественно, его неведением будут пользоваться в своих целях окружающие персонажи: например, женщины из прошлого не прочь влюбить в себя ничего не подозревающего больного. Или наоборот — сделать вид, что на самом деле никаких отношений не было.

Одним из любимых приемов сценаристов мыльных опер — отправить в кому любимого человека одного из героев, а затем заставить его найти новую любовь (возможно, первая встреча произойдёт в той же больнице). В течение определённого времени герой (или героиня) будет проходить обычные для мыльной оперы стадии развития персонажа — смущение, ангст, чувство вины от предательства того, кто находится в коме, и так далее. Потом, когда герой наконец преодолеет в себе вину и будет счастлив в новых отношениях, неожиданно проснётся больной, включится в любовный треугольник, задавая тон драме, и всё пойдёт наперекосяк. Классический пример — история Сюзан Мейер и Майка Дельфино в сериале «Отчаянные домохозяйки».

Если в кому впал важный свидетель, очень вероятно, что его враги могут попытаться устранить его. В этом случае наверняка будет предпринята попытка убийства в больнице.

Если кома непродолжительная, это сигнал, что больной скоро умрёт. Так что герои с утроенным упорством начинают искать лекарство, а родственники и близкие поодиночке подходят к постели больного и рассказывают ему о том, как его на самом деле любят и хотят, чтобы он выжил. Вполне возможно, что сразу после их ухода больной проснётся и сделает что-нибудь глупое. (Классика — пробуждение Джульетты после самоубийства Ромео. Бедной девочке ничего не оставалось, кроме как убить себя.) Если лекарство так и не было найдено, больной проснётся перед смертью, скажет, что всё слышал, всех прощает и всё будет хорошо, и тихо умрёт. В конце все плачут.

Кстати, о разговорах с пациентом в коме: часто показывают, что больной реагирует на разговоры вокруг, с помощью кардиограммы и энцефалограммы (измеряет активность мозга) на экранах медицинских приборов. Разговаривающие стараются истолковать всплески на этих диаграммах, например, если единственный свидетель преступления впал в кому, частный сыщик или полицейский может попытаться выудить у него информацию с целью определить истинность своих построений по реакции больного. Впрочем, в жизни такое вполне работает с обычными людьми — на принципе изменения физиологических параметров во время разговора построен детектор лжи.

Человек, вышедший из комы спустя длительное время, является глубоким инвалидом, поскольку за время неподвижности у него атрофировалось всё, что могло атрофироваться, в том числе и необратимо. Немножко самовнушения и силы воли, как в «Убить Билла», тут не помогут. Он не способен не то что вскочить и отправиться мочить врагов, но даже и просто разговаривать (разве что мычать, едва шевеля непослушной челюстью). Более-менее реалистично последствия комы показаны в «Мёртвой зоне» Стивена Кинга, но на практике обычно всё ещё печальнее.

Во многих произведениях человек, находящийся в коме, видит продолжительные, красочные и реалистичные сны о других мирах или загробном мире. Некоторые люди, пережившие кому, действительно утверждали, что что-то такое видели.

О коме в реальности будет написано в статье Справочник автора/Анатомия и медицина.