Командирский голос

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Что нельзя командовать шепотом,

Это доказано опытом.

»
— Военные афоризмы
« Поезд — стой! Раз-два! »
— В интерпретации прапорщика
« Батарея! Огонь! »
— бессмертное
SIR, YES SIR!!!

Какое главное качество должен иметь авторитетный командир, который хочет, чтобы его слушали и слушались? Рост? Стать? Огромный бицепс? Нет, главное это командирский голос. Военный может иметь вид идеально шарообразного колобка на ножках ростом «метр с кепкой», но если он рявкнет достаточно громко, четко и внушительно, то даже облака пойдут по небу строем. И укрепление построится само, и деревья начнут отжиматься, и тараканы постараются закопаться метра на три под землю.

Если на поле боя находится любой крутой, от сержанта до полковника, то будьте уверены, сначала вы его услышите, а только потом — увидите. Именно его голос поднимет в атаку скрючившихся на дне окопа солдат, прекратит артобстрел, разгонит ипритовое облако и потушит горящий напалм.

Если в сюжете присутствует крутой генерал, то будьте уверены, его голос по радиосвязи будет слышен так громко, что начнут закрадываться сомнения, а нужно ли ему это радио или он прямо из штаба может докричаться до передовой.

Троп перекочевал прямиком из реальной жизни. Долгие века не было надёжней способа отдать приказ в бою, чем громко и чётко его ПРООРАТЬ. К тому же такой голос внушает надежду и уверенность в то, что всё идёт нормально. А что еще нужно солдату, кроме как уверенности? В современных условиях ситуация мало изменилась: один и тот же приказ, отданный заикающимся мямлящим тоном и твёрдым ровным голосом, будет воспринят совершенно по-разному. Так что одна из первых вещей, которой учат будущих командиров в военных училищах — правильно использовать свои лёгкие и глотку.

Контртроп — Шёпот, в который вслушиваются.

Примеры[править]

Литература и театр[править]

  • А. С. Грибоедов, «Горе от ума» — Скалозуб специально коверкал голос, чтобы он звучал хрипло (как сорванный на войне).
    • Но, собственно, зачем это и так боевому офицеру? Это левые критики начиная ещё с Белинского любили изображать Скалозуба паркетным шаркуном, но даже если он и карьерист, то повоевать-то всё равно повоевал изрядно, и с Наполеоном, и на Кавказе.
    • Есть мнение, что как егерь - фактически спецназовец - был невысоким и далеко не богатырского телосложения, оттого и голос изображал "для солидности" перед много чего понимающей публикой.
  • Описывается Сашей Чёрным в большом числе его «Солдатских сказок». Очень хорошо описывается; сам писатель всё-таки послужил.
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — голос Пилата описан не как командирский, а тоже как сорванный командами. Да, если много орать, можно и доораться. Впрочем, это тоже по-своему круто.
    • В одной из статей, посвящённых сравнению двух экранизаций, её автор высказался по поводу Михаила Ульянова, что «фирменный маршальский рявк» (Ульянов неоднократно играл маршала Жукова) весьма уместен для роли Пилата.
  • Альберт Лиханов, «Мой генерал» — дедушка-генерал, человек по жизни довольно весёлый и добродушный, шутки ради демонстрирует возможности своего командирского голоса, да так, что его невестка (мать главного героя) приходит в ужас: соседей же напугают.
  • «Сварог» — в «Нечаянном короле» протагонист применил сабж в отношении князя Гарайлы, который помог ему в захвате трона Снольдера. На старого вояку это подействовало как надо. Впрочем, Сварог не только осадил генерала, но и выдал тому пряник в лице звания маршала кавалерии.
  • ПЛиО: именно такие голоса у Роберта Баратеона, его брата Станниса и у покойного (на начало событий книги) Джона Аррена. Последний говорил, что голос командира должен быть слышен на всём поле боя.
  • Dresden Files: в рассказе, где POV-ом является Мёрфи, она упоминает, что Гарри по жизни разговаривает довольно тихо, а вот в бою команды и заклинания он орёт резонирующим баритоном, «который можно услышать с другой стороны переполненного стадиона».
    • Именно командирским тоном капитан Люччо (насильно перемещённая в чужое тело) останавливает Моргана от наломания дров и отключает у него заевшую кнопку берсерка.
  • Генри Лайон Олди, «Песни Петера Сьлядека» — отец Игнатий в миру был капитаном наёмников. Навыки сохранились: «Во время мятежа солдат-наёмников не кто иной, как отец Игнатий, самолично явился в казармы на Малой Конюшенной, с порога рявкнул медным хайлом: „Встать, сволота! Смир-р-на!“ — и без перехода продолжил, кротко глядя на выстроившихся бунтарей: „Я понимаю ваше возмущение, дети мои! Задержка жалованья — нож в спину солдата. Но не спешите искать виноватых…“»
  • «Хроники странного королевства»: Шеллар, конечно, хоть и король, но не полководец, да и вообще ведёт себя спокойно и голос редко повышает… Но когда совет дворянства и министры умудрились на одном заседании довести его до ручки — пропесочил каждого лично, при этом орал так, что в зале заседаний полопались стёкла, а половина вышеозначенных господ сразу после заседания хлопнулась с сердечным приступом и заиканием.
    • Не полководец-то не полководцем, зато бывалый безопасник. Оттого и Кондратий Иваныч заседание посетил.
  • Гарольд Койд - в начале 90-х увлекся вместе с линией партии темой женщин-военных, и, будучи реальным танкистом среднего командного состава и много понимая, затрагивал такие темы, как то, что офицеру женского пола приходится вырабатывать ровный голос, которого слушаются, потому что попытка женщины изобразить классический командирский голос будет воспринята солдатами как истерика.

Кино[править]

  • «Чапаев (фильм)» — сам Василий Иванович, конечно.
  • «Офицеры» — обыграно. У главных героев — военных — безусловно командирские голоса. Но при этом не может не вызывать умиления внук генерала, который громким детским голосом выдает совершенно взрослые военные фразы. На вопрос «что ж ты так кричишь?» отвечает: «Командный голос вырабатываю!».
  • «Председатель» — сам главный герой, фронтовик (а ныне председатель колхоза) Егор Трубников.
  • «Чистилище» Александра Невзорова. Та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали, не отдай полковник Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений?
  • «Майор Пэйн». Комедийный вариант тропа. Голос у Пейна далеко не низкий, вдобавок он гнусавит и при крике срывается чуть ли в фальцет. Однако, надо ли говорить, что, несмотря на все эти недостатки, командирский тон майора всё равно внушает уважение?
  • «Цельнометаллическая оболочка» — шикарный монолог комендор-сержанта Хартмана и всего три слова подчинённых: «СЭР! ТАК ТОЧНО, СЭР!». Причем, это только начало.
  • «Апокалипсис сегодня» — аналогично от полковника Килгора о напалме.
  • «ДМБ». Группа военнослужащих идёт по части и тут замечает, что вокруг нет людей и подозрительно тихо («Даже птицы не поют»). «Батя», говорит самый опытный и все прячутся под грузовик. Зритель слышит топот сапог и громогласное: «Запорю, сволочи, в дисбате! Расстреляю, сволочи, расстреляю как бешеных собак!!!» еще до того, как ноги говорящего прошагают мимо них. Первое явление генерал-майора Талалаева, командира части, с которым позднее главные герои познакомятся на охоте.
  • «Хоббит: Битва пяти воинств». Нет, что гномский король Даин Железностоп способен заставить по команде рассчитаться горы — это неудивительно, на то он и гном. А вот когда троп продемонстрировалн эльфийский король Трандуил Ороферион… и это с эльфийским-то, традиционно нежным и чистым голосом…
  • «Убрать перископ» — старпом Мартин Паскаль (Роб Шнайдер) постоянно им пользуется в разговорах с подчинёнными.

Телесериалы[править]

  • «Дельта», первый сезон, глава «Генерал». У заглавного генерала — трагического антизлодея Бурова — всё в порядке с командирским голосом.
    • В финале офицер, командующий отрядом спецназа — внезапно аверсия: у него голос негромкий, вяловатый и гнусавый (не до комедийности, но всё же). Однако при этом чёткий и внятный, так что все «ребята» своего командира слышат.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • В пародийном эпике Д. Черкасского — голос капитана Врунгеля (озвучивал З. Гердт) именно таков. Невозможно не повиноваться, когда капитан гаркает басом: «Ста-арший помощник Лом, [сделать то-то и то-то]!»
    • Командирский голос З. Гердта — результат не только его актерского дарования, но и фронтового прошлого: гвардии старший лейтенант, кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной Войны…

Аниме и манга[править]

  • Rurouni Kenshin — именно благодаря этой способности инспектору Кавадзи удаётся остановить увлечённых смертельным боев Хаджиме Сайто и Химуру Кэнсина в состоянии Хитокири Баттосая.
  • Звуки Небес — аверсия — Куреха пытается тренировать командирский голос на Канате. Получается смешно
  • Katekyo Hitman Reborn! — капитан Варии Скуало никогда ни на кого не орёт, ОН ПРОСТО ТАК РАЗГОВАРИВАЕТ, ВРООЙ!.
  • Youjo Senki - инверсия, Танечкин голос нифига не командирский (скорее рассерженной лоли, которой она и является), но свои боятся.

Видеоигры[править]

  • Centurion: Defender of Rome — обыграно. Озвучки нет, ибо игра 1990-го года, но параметр «Голос» непосредственно влияет на то, на каком расстоянии поководец может отдавать приказы войскам. Чтобы отдать приказ войскам, которые не слышат, нужно подъехать к ним поближе.
  • World of Warcraft — в дополнении Warlords of Draenor для Грома Адского Крика, вождя Железной Орды, подобрали нового актёра озвучки[1], и в этот раз он обрёл такой басище, что как рявкнет на кого — мало не покажется.
  • Heroes of Might & Magic V — голос вождя орков, такой что усылшав его враги могут помереть от страха, у вражеские магов сбиваются заклинания, а сами орки начинают творить чудеса на поле боя
  • «Dungeons» — голос командира орка может избавить от фейских чар, даже троля.
  • Skyrim — способность «Голос Императора» у, собственно, имперцев.
  • Arknights – персонаж с кодовым именем Swire славится как раз своей лужёной глоткой. Как будто этого было мало, эта дамочка может для верности усилить эффект дроном-матюгальником, с неприятными последствиями для слуха рядом стоящих.

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000 — особо мощным командирским голосом должны обладать офицеры Имперской Гвардии в силу того, что они простые люди, командующие простыми людьми, зачастую без оснащения хорошими средствами связи. Многие, кстати (и не только офицеры), встраивают себе в гортань вокс-усилители, чтобы голос на поле боя звучал громче. В настольной версии командирский голос отыгрывается тестами на активацию приказов, при этом особо успешное прохождение может дополнительно воодушевить солдат.

Другое[править]

  • Нередко упоминается и/или красочно описывается в разнообразных армейских байках. Например, в цикле зарисовок "Секретное оружие израильской армии" (зарисовка 2): Расар – это сокращенное рав-самаль раши, главстаршина. Дивная должность – главстаршина базы. Отвечает за все, что приводит солдата обыкновенного в трепет: за дисциплину, уборку территории, внешний вид персонала и так далее в том же духе. Солдат, разумеется, по самой природе своей испытывает антагонизм к таким вещам, как короткая стрижка, приход вовремя куда бы то ни было, чистка обуви, сгребание листьев, подметание дорожек, мытье сортиров – короче, ко всему, за что отвечает расар. Поэтому солдат от расара бегает. А голос расара очень быстро превращается в профессионально-могучий металлический рев, разносящийся по всей базе и заставляющий вздрагивать даже тех, к кому он не обращен.

Примечания[править]

  1. Речь идёт об английской версии игры, если что.