Командно-штабная машина

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Командно-штабная машина — это боевая машина, главной задачей которой является обеспечение связи и управление сухопутными войсками непосредственно на поле боя. Как и следует из названия, в командной машине, извините за тавтологию, обычно сидит командир соответствующего боевого подразделения.

Прежде всего в командно-штабной машине есть средства связи, навигации и наблюдения, а также иное оборудование нужное для координации действий подразделения, приёма и отдачи приказов, обмена информацией и получения свежих данных с поле боя.

С учётом круга задач и того, что вышеуказанная аппаратура имеет массу и занимает место, выводится то, что чаще всего командно-штабная машина не предназначена для лобового столкновения с врагом и толщиной брони и мощностью орудий не отличается. А то и вовсе не имеет никакого вооружения, поскольку ей полагается быть в задних рядах и наблюдать за полем боя.

Командно-штабная машина обычно создаётся на бронетанковой или автомобильной базе, но в художественном произведение ничто не мешает быть таковой мехе, разновидности шагохода или иному шизотеху.

Морской и космический варианты называются — флагман. И поскольку в отличии от КШМ, корабль обычно не ограничен массогабаритами, то как правило флагман является сильнейшим кораблём.

  • Воздушный командный пункт — штаб в истребитель даже в двухместный не влезет, и потому часто делается на основе транспортного самолёта, вертолёта или аэростата, поэтому в бою очень слаб.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Архимаг» — штаб-автомат, с которого Хобокен командовал армией во время битвы с Легионом Гнева в долине Седой Луны.
  • Цикл о комиссаре Каине — Каин предпочитает использовать в качестве командно-штабной машины «Саламандру», но иногда вынужден пересесть на «Химеру».
  • Крис Райт, «Железная ярость» — описываются командно-штабные машины как рядовых частей имперской гвардии, так и и главной, в которой едет командующий всей армией. Более того: угон такой машины играет большую роль в сюжете.
  • Кит Де Кандидо, «Тибериумные войны» (новеллизация Command & Conquer 3: Tiberium Wars) — тут появляется шагающий БТР ГСБ Василиск.
  • В. Панов, цикл «Тайный город» — Красные Шапки, готовя штурм Замка, свистнули с военного полигона «Газель», предназначенную как раз для таких целей.
  • Александр Беляев, «Борьба в эфире» — на момент появления протагониста «холодная война» между коммунистическим и капиталистическим миром переходит в горячую фазу (коммунисты нашли способ обезвредить супероружие капиталистов), так что в определенный момент он оказывается в составе экипажа одной из машин, управляющей отрядами боевых роботов. Как следствие, в самом сражении приоритетным действием является выявление и уничтожение командных центров противника.

Телесериалы[править]

  • «Andromeda» — согласно Слову Божьему крейсера Звёздной Гвардии класса «Беспощадная осада».
    • Это сухопутные крейсера? или всё-таки флагманы?

Мультсериалы[править]

Манга и аниме[править]

  • Tokyo Ghoul — используются CCG для руководства крупными операциями по уничтожению гулей, например штурма Антейку.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — фигурирует в начале по прямому назначению.
  • Girls und Panzer — флагманом или головной машиной называют танк, который нужно уничтожить чтобы победить в обычном матче. При этом далеко не факт что в этом танке командир.

Видеоигры[править]

  • Ground Control — КШМ являются аватарами протагонистов, их уничтожение означает автоматический game over. А сами КШМ имеют отделение для перевозки пехоты, и оснащены автоматической пушкой способной стрелять как по земле, так и по воздуху.
  • Последовательно помотивящие друг друга Total Annihilation, Supreme Commander и Planetary Annihilation — всё очень похоже, разве что командный мех не в пример лучше защищён и вооружён (ну кроме разве что «Планетарки»).
  • В древнем LHX 1990 года советские КШМ присутствовали в виде загадочного радара на гусеницах. По одиночке как правило не встречались, только с эскортом ПВО — от довольно «травоядного» до очень злобного. В миссиях «главного удара» (Alpha Strike) такая машина с уникальным эскортом выступала в качестве одной из возможных целей миссии.
  • Серия Wargame — ключевые юниты любой армии. Только КШМ могут контролировать сектора, и потеря всех КШМ на карте означает мгновенное поражение, так что их прячут всеми силами. Представлены в широком ассортименте, от беззащитных штабных УАЗиков до Т-80УК или командирских Абрамсов, которые при необходимости могут самостоятельно сражаться с топовыми танками противника. Игроки, как правило, балансируют скорость и незаметность с защищенностью от случайных снарядов бьющей вслепую артиллерии или идущего по лесу отряда вражеского спецназа. Пешие командирские отряды тоже есть, но под определение «машины» не попадают.
  • Star Wars: Empire at War — имперский полковник (в аддоне получил генерала) Максимиллиан Вирс рулит улучшенным АТ-АТ, неуязвимым для спутывания ног, и умеет перенаправлять всю энергию на резкое усиление огня, отчего дохнут даже самые толстые противники.
    • В аддоне у повстанцев появился его коллега Гарм бел Иблис, разъезжающий на танке-антиграве «Гаргантюа» — настолько громадном, что его пушки и генераторы щита выделены в отдельные БЧ, как у звездолёта.
  • MechCommander 2 — с натяжкой под сабж подходят мехи с мощными сенсорами — лёгкие Razorback и Raven, средний Men Shen (последние два ещё и со стелс-технологиями!) и штурмовой Cyclops. Иметь в «копье» хотя бы один такой мех будет весьма не лишним — пусть он сам много не навоюет, зато другим подсобит вовсю.
    • Некоторые миссии кампании предполагают поимку и захват сабжа в обычном автомобильном варианте.
  • End War — дают доступ к тактической голокарте и спецспособностям при сопутствующим апгрейде. Тяжело бронированы, но медлительны и с весьма условным охранением: 4 дрона у США и ЕФ, и взводом мотострелков у РФ.
  • Iron Harvest — у каждой из сторон есть командиры на мехах.
    • Русветский полковник Зубов (работающий на Фенрис) пилотирует мех со спаренным джетпаком, позволяющим ему прыгать на большие расстояния.
    • Лидер поланского сопротивления Лех Кос тоже ведёт своих людей в бой сидя в мехе, и в финальном ролике поланской кампании, он померился силами с мехом Зубова в Колно. Машина полковника оказалась круче.
    • Со стороны Саксонии отметились принц Вильгельм на своём ОБЧР и Гюнтер фон Дуйсбург на сверхтяжёлом и похожем на AT-AT мехе «Брунгильде» с мощнейшими пушками.
  • S.W.I.N.E. — у обеих сторон есть командные машины. У кроликов — «Прыгун», у свинов — «Свинцовый гроб». У командных машин нет вооружения и слабое бронирование, но зато они очень быстрые и обладают огромным обзором. Потому их используют для разведки, наводки артиллерии и вызова авиаударов.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — созданная на основе БТР «Химера» КШМ «Саламандра». Отдельно известна среди фанатов Вахи как любимый транспорт комиссара Каина, ценимый им за солидную броню, неплохое вооружение и, самое главное, мощное коммуникационное оборудование, позволяющее всегда быть в курсе дела на поле боя, чтобы вовремя технично свалить в тыл, если ситуация станет слишком жаркой.
    • Существуют так же куда более редкие и монструозные КШМ в лице сверхтяжёлых транспортов Капитол Империалис и Левиафан.
    • Командные баржи некронов в принципе тоже подходят под троп. Ещё и приказы умеют раздавать дальше, чем пешие полководцы.
  • Warhammer Fantasy — некое подобие таких машин имеется, только смысл их в том, чтобы позволить полководцу забраться повыше и излучать пафос. Это передвижной сигмаритский алтарь Фолькмара Мрачного и вопящие колокола серых провидцев. Большинство других маунтов, от коней для драконов, ориентированы всё-таки на боевые качества или хотя бы мобильность.
  • Во вселенной BattleTech сабжем можно назвать штурмовой мех Cyclops. Получилось круто, но непрактично — ради навороченного боевого компьютера, 90-тонной машине пришлось сильно урезать броню, при этом продвинутая «умная машина» оказалась сложной и капризной технологией, да ещё и более-менее эффективной только в условиях крупномасштабных операций (каковые в этом мире редкость).
    • Вариант исполнения AS7-D3 меха Atlas III используется в качестве командной машины. При всём том это всё ещё старый-добрый стотонный Атлас, которому живучести не занимать.

Реальная жизнь[править]

  • Их много. Раньше выделялись наличием массивной антенны для связи со штабом, по которой их можно было опознать и уничтожить в первую очередь.
    • Командно-штабные машины ВС СССР/РФ: БМП-1КШ, БТР-50ПУ, Р-145БМ, Р-125, Р-142, Р-149МА1, Р-146, Р-149БМР, Р-149АКШ-1, 9С457 и др.
    • Командно-штабные машины ВС США: HMMWV M1025 MBCOTM, HMMWV M707 Striker/Knight, M577, LAV-C2, M1130 Command Vehicle.
    • Командно-штабные машины ВС ЮАР: Ratel Command, Casspir Command and Control.
  • Широко известный в узких кругах шушпанцер времён Второй Мировой: в БРЭМ (бронированной ремонтно-эвакуационной машине, читай, бронетягаче с запасом инструментов и запчастей) на шасси «Пантеры» обустроили мобильный командный центр танковой дивизии. После того, как странно выглядящая штуковина была целенаправленно обстреляна, ремонтники приварили на неё первую попавшуюся не слишком тяжёлую башню от подбитого танка (приварили потому, что диаметры погона у «Четвёрки», послужившей донором башни, и «Пантеры» не совпадали), а чтобы ещё сильнее убавить вес, на место пушки то ли вварили трубу, то ли вообще вколхозили бревно, всё одно не стрелять. Так или иначе, повоевать именно в роли КШМ этот франкентанк успел.