Комплекс вины выжившего

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Survivor Guilt. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

И когда pядом pухнет изpаненный дpуг, И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя, И когда ты без кожи останешься вдpуг, Оттого, что убили его, не тебя…

»
— Высоцкий, «Баллада о борьбе»
«

Мне ответ подвернулся: «Извините, что цел. Я случайно вернулся, ну а ваш не сумел». <…> Я кругом и навечно виноват перед теми, с кем сегодня встречаться я почёл бы за честь. И хотя мы живыми до конца долетели, жжёт нас память и мучает совесть — у того, у кого она есть.

»
— Он же от лица выжившего лётчика
Примерно так…

Комплекс вины выжившего (он же «синдром выжившего») — психическое состояние, разновидность аберрации, вследствие «систематической ошибки выжившего». Человек безуспешно пытается рационализировать, отчего он выжил, а все вокруг погибли[1].

На автомагистрали перевернулся бензовоз. Водитель междугородного автобуса не успел затормозить и въехал прямо в пламя. Из сорока трёх пассажиров выжило лишь одиннадцать, да и те серьёзно пострадали от ожогов. Сам водитель, теперь навсегда прикованный к инвалидному креслу, винит себя за то, что не заметил повреждённую покрышку бензовоза. Хотя заметить вряд ли мог — точно не на скорости 100 км/ч. И дорожный инспектор, и дознаватели единодушно заявляли, что виноват погибший водитель бензовоза. Но водителя автобуса ещё можно понять — он-то был за рулём и мог, хотя бы теоретически, повлиять на ситуацию. Отчего выжившая женщина с места 1Б обвиняет себя в том, что её погибшие дочь и зять сидели в ряду 4?

После атаки от взвода осталось в строю два неполных отделения. Лейтенант клянёт себя, что не погиб «как все» (типичная ошибка выборки: «как все» погибли 9 человек из 40, ещё 19 — в медсанбате с неплохими шансами выкарабкаться) и даже не ранен — и отказывается от награды. На самом деле лейтенант и медали достоин, и действовал профессионально. Если бы получил пулю, оставшийся без командира взвод, вероятно, лёг бы в полном составе. Лейтенанта можно понять: он как-то влиял на ситуацию. Но отчего винит себя ефрейтор, подстреленный снайпером и оказавшийся в госпитале за месяц до злосчастной атаки?

Психологи утверждают, что большинство переживших катастрофы испытывает комплекс вины. Чаще всего выживший убеждает себя, будто мог бы предотвратить происшествие, если бы поступил иначе: «Почему мы не сели в другой автобус? Зять же советовал ехать на 8:40!» (неверная интерпретация нереализовавшейся вероятности: происшествие могло произойти с любым автобусом). Бывает, что человек говорит, что это он должен был погибнуть, а не те люди, которые погибли на самом деле: «Я же огнемётчик, а огнемётчики всегда гибнут первыми» (логическая ошибка: огнемётчики, возможно, гибнут чаще других, но не обязательно первыми, и не обязательно гибнут). Чувство вины усиливается, если в катастрофе погибли близкие. Полученная травма или увечье могут как ослаблять чувство вины: «Их убило, а я без ног остался! Ещё непонятно, кому хуже» (сравнение несравнимых категорий: даже если жизнь после смерти в каком-то виде существует, сравнить невозможно), так и усиливать: «Бог сделал меня калекой за то, что я выжил, а друзья погибли» (опять логическая ошибка: если Бог всемогущ и допустил гибель твоих друзей, значит Богу так было нужно. При чём здесь твои ноги?) Также очень тяжело может быть, если кто-то выжил благодаря жертве другого. Переживания приводят к стрессу, иногда переходящему в депрессию. Кое-кто притупляет чувство вины алкоголем или наркотиками. Страдающие от синдрома выжившего зачастую упускают благоприятные возможности, предоставляемые им жизнью, а если и пользуются ими, то находят способ «наказать» себя за это. В тяжёлых случаях дело доходит до самоубийства.

Непосредственно после катастрофы грустить и укорять себя в гибели близких — совершенно нормально. К счастью, у большинства людей комплекс достаточно быстро проходит. Продолжительный (от нескольких недель) КВВ — неадекватное психическое состояние, его можно и нужно лечить. Если рефлексия не помогает, нельзя замыкаться в своих мыслях, следует обратиться к психологу или психотерапевту.

В более мягких формах проявление комплекса вины можно наблюдать, когда выживший становится альтруистом и стремится загладить «вину», помогая другим. В некоторых культурах комплекс вины выжившего принято вытеснять через религию: «Аллах дал, Аллах взял. Всё в руках Аллаха!» Квалифицированные служители культа — тоже психотерапевты.

Злой вариант: встречается и агрессивный, вызывающий способ вытеснения (или даже предотвращения) комплекса вины. «Мне не из-за чего страдать, не в чем виноватиться! Я выжил — значит, я этого заслуживал! Они умерли — значит, туда им и дорога! Оказались слабее, а я оказался сильнее (удачливее, упорнее, умнее, в целом лучше) — значит, так тому и быть!». Получается практически социал-дарвинизм, или по крайней мере настойчивый «косплей» такового.

А еще бывает, что комплекс вины выжившему пытаются навязать другие люди. Для этого случая существует особая статья.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Кристина из Дювемолы» — Роберт не может себе простить, что его друг Арвид умер, отравившись колодезной водой, по пути на золотые прииски, а он остался жив и вернулся домой.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Отличная иллюстрация для варианта, когда герой умом-то всё понимает, но не чувствовать не может, — стихотворение Твардовского:
«

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

»
  • В. Камша, Отблески Этерны — Робер Эпине. В битве у Ренквахи, в заведомо проигранной войне погибли его братья и отец, а сам он, получив тяжелое ранение, все-таки выжил. Очень долго винит себя в этом, на что существенно влияет избыток совести.
  • Игорь Поль «Ангел-хранитель 320» — субверсия. ГГ оказавшийся единственным выжившим из целого батальона скорбит по факту только о своем друге и любовнице. Потеря остальных товарищей, вместе с которыми совсем недавно прошли ад учебки особого ангста не вызывают.
    • Небольшой обоснуй — главный товарищ ГГ, разумный комплекс огневой поддержки уцелел. А насчёт ангста, его отсутствие списывают на то, что он прошел через настоящий ад. А последний год его жизни фактические превратил его в совершенно другого человека.
  • Волкодав — «Павших друзей помяни и живи. И не плачь ни о чем».
  • «Я должен был закричать» Юрия Погуляя — собственно, вынесено в заглавие. Бонусом то, что крик ничему бы не помог: сделать герой всё равно ничего не мог.

Зарубежная[править]

  • Э.-М. Ремарк, «На Западном фронте без перемен» — герои вытесняют чувство вины напускным фатализмом.
  • Гарри Поттер страдает от разновидности комплекса вины выжившего бо́льшую часть серии. Родители погибли, а он выжил. Седрик погиб, а он выжил. Сириус Блэк погиб, а он выжил. Фред Уизли погиб, а он выжил. Добби погиб, а он выжил, и т. д. К последней книге начинает приедаться.
    • В то же время, когда надо, Гарри таки умеет купировать это состояние — например, перед финальной битвой, когда Волдеморт пытается уколоть его упоминанием о погибших за него людях, он спокойно отвечает: «Теперь остались только я и ты».
      • Кстати, немаловажный момент. Помимо всего прочего, Поттер во время финальной схватки говорит Реддлу примерно следующее: да, ты убил многих дорогих мне людей, и именно поэтому я решил сдаться тебе добровольно, лишь бы ты больше никого не убил. Слово Божие подтвердило, что тем самым Гарри интуитивно повторил тот самый обряд жертвенной любви, который когда-то провела его мать — но уже в отношении всех защитников Хогвартса. Именно поэтому Пожиратели и их союзники, превосходившие защитников Хогвартса числом и силами, после того, как Гарри «ожил», в массе своей быстро обратились в бегство — они вдруг увидели, что больше не могут причинить Гарри и его друзьям никакого вреда; те же, кто продолжили сражаться за Темного Лорда — погибли все.
    • В 6-ой книге после гибели Сириуса в том же состоянии находится Тонкс. Гермиона, явно читавшая не только магические книги, рассказывает о понятии «вины выжившего».
      • Гипотетически Тонкс могла испытывать это чувство, но всю шестую книгу Трио неправильно толковало причины ее печалей, и Гарри даже начал подозревать, что она была влюблена в Сириуса. А после смерти Дамблдора все оказалось совсем иначе: Тонкс влюбилась в Люпина, а тот ее динамил, ссылаясь на свою болезнь, возраст, бедность и ещё 100500 пунктов, вот метаморфиня и ходила понурая и при любом упоминании Сириуса заливалась слезами — потому что речи о нем напоминали ей об объекте любви.
    • Братья Дамблдоры испытывали это после смерти Арианы.
      • Хотя это может быть и обоснованно - они вместе с Грин-де-Вальдом всё трое виновны в её смерти.
    • Необузданные догадки — сабж могли испытывать Перси и Джордж после смерти Фреда: первый — потому что пошел против семьи и вернулся только перед битвой, Джордж — без комментариев.
    • И снова необузданные догадки — скорее всего это испытывал Кикимер, на глазах у которого инферналы утянули Регулуса в озеро.
  • Хонор Харрингтон в цикле Д. Вебера. Самокопание происходит после каждой битвы, где есть значительные жертвы среди экипажа. «…Харрингтон снова до боли закусила губу. Сто семь человек — больше трети находившихся на борту — погибли. Еще пятьдесят восемь получили тяжёлые ранения, хотя через несколько месяцев флотские медики, вероятно, вернут их в строй. Цена крови и боли ужасна. Потери составили пятьдесят девять процентов всего её экипажа, включая Доминику Сантос и двух из трёх её старших инженеров…» («В дозоре у Мантикоры») Такой же синдром испытывают и многие подчинённые Харрингтон.
  • «Хьюстон, 2030: Дело о пропавшем теле» М. Мак-Кая — злой вариант. Вернувшаяся с войны Кэйт вытесняет комплекс вины гордыней — мол, она лучше других: «…повторю с гордостью: я закончила среднюю школу! Была единственной афро в выпускном классе из пятидесяти белых оболтусов. Чернокожие девочки в Мичигане редко теперь дотягивают и до четвёртого класса, да и белых девчонок в старших классах можно по пальцам одной руки сосчитать. Ах да, приколитесь: в школе я умудрилась не забеременеть, как все мои одноклассницы, и не подсесть на иглу, как тупо сделал мой старший братец, со всеми вытекающими».
  • Олег Дивов, «Выбраковка». Уничтожать уродов надо так, чтобы у жертв и/или осведомителей вдруг не возникло КВВ. Не дай Бог хороший человек потом всю жизнь будет каяться, что по его наводке кого-то забраковали.
  • ПЛиО — Барристан Селми, истинно-благородный рыцарь, скорбит по поводу того что (почти) все, кого он поклялся лично защищать, давно уже мертвы, а он жив до сих пор.
    • Джон Коннингтон винит себя за то, что проиграл Колокольную Битву[2]. Из-за этого поражения он не смог быть рядом с Рейгаром на Трезубце (в битве которой бы не случилось, не потерпи Джон поражения) и не смог защитить его детей от расправы в Королевкой гавани (поскольку был изгнан Безумным королём). В результате его КВВ умело пользуется парочка интриганов, Варис и магистр Иллирио, подсовывая в воспитанники белобрысого мальчишку сомнительного происхождения.
  • Властелин Колец — Фарамир по отношению к погибшему Боромиру. Но не столько переживает это сам, сколько на него давит отец, который прямо заявляет, что лучше б погиб младший сын.
  • Чеви Стивенс, «Похищенная». Главная героиня, после того, как освободилась из плена психопата, долго испытывает чувство вины за то, что не смогла спасти маленькую дочь (которую родила от этого самого похитителя). Хотя вины несчастной тут явно не было. Девочка умерла из-за того, что заразилась от отца каким-то вирусом, вдобавок ко всему «заботливый папочка» отказался предпринимать хоть какие-то меры для её лечения. А после того, как случилось непоправимое, ещё и заявил примерно следующее: «Это и к лучшему, на фиг нам такая слабая. Ничего, сделаем ещё одного, посильнее, начнём сегодня же». После этого неосмотрительно повернулся к женщине спиной и не заметил, как та схватила топор…

Фанфики[править]

Кино[править]

  • «Форрест Гамп» — от «синдрома выжившего» страдает лейтенант Дэн Тэйлор (Гэри Синис). Его предки погибали на каждой из американских войн, начиная с Революции, а сам он выжил, хотя и остался без ног. Лейтенант обвиняет Форреста, что тот не дал ему «умереть как положено»; Форрест, сам того не сознавая, играет роль психотерапевта. В середине повествования Дэн решает помочь Форресту во вроде бы бесперспективном креветочном бизнесе, где герои, по невероятному стечению обстоятельств, становятся богачами. Дэн побеждает КВВ, получает протезы и обзаводится женой, а та рожает Тэйлора V. А ведь Дэн всерьёз полагал, что на нём воинственный род Тэйлоров закончится: молодой лейтенант попал на войну прямо из училища, так и не женившись.
  • «Ночь в музее 2» — генерал Джордж О’Кастер постоянно винит себя в том, что «обрёк на смерть 208 американцев в битве при Литтл-Бигхорн», и из-за этого отказывается командовать. Главному герою срочно приходится убеждать его, что для победы над армией сторонников Камунра нужен лидер.
    • Тут, скорее, субверсия тропа. О’Кастер и сам погиб в той битве, так что «вина выжившего» к нему неприменима по определению. Генерал комплексует, что из всех погибших героев «Смитсониан» решил увековечить лишь незадачливого командира.
      • Настоящий генерал Кастер командовал совершенно бездарно, предпочитая устраивать банзай-атаки на врага, и поражение при Литл-Бигхорне — прямое следование такого хренового руководства.
  • «Пункт назначения» — субверсия. Первую в серии фильмов смерть «от Смерти» списали именно на сабж, однако в действительности на протяжении всего цикла почти никто этим не страдал.
    • В первом фильме этим явно страдала учительница (в том числе из-за того, что убедила коллегу сесть в самолёт вместо себя).
  • «Неуязвимый» — тоже субверсия, но здесь главгерой вообще не заморачивался по поводу того, почему он единственный выжил при крушении поезда, к тому же не получив даже царапин.
  • «Дюнкерк» Кристофера Нолана — тяжёлый случай аверсии. Это как минимум странно, учитывая, что при эвакуации (и реальной исторической, и в фильме) погиб каждый пятый. В начале фильма протагонист остаётся в живых один из целого взвода, и никаких переживаний не видно. Ангст? Какой ангст?
  • «Я, робот» — протагонист патологически ненавидит роботов, потому что когда-то робот спас из тонущей машины его, а не ребенка — у него было гораздо больше шансов выжить, а роботы — бездушные логичные сволочи, не уважающие благородные порывы к самопожертвованию.
  • Пенталогия «Рэмбо» — им страдает протагонист.
  • «Конференция» — выжившие в теракте на Дубровке вновь собираются в том самом зале и проговаривают свои истории. У организовавшей всё это монашки Натальи комплекс ещё серьёзнее: она бежала из театра, оставив мужа и двоих детей (сын погиб, муж парализован, дочь люто ненавидит предавшую мать), ушла в монастырь, но решила через вечер памяти хоть как-то примириться с виной. Не вышло — в финале она всё так же сбежала от нуждающихся в помощи попавшего в больницу мужа и дочери.
  • «Круэлла» — Эстелла страдает от того, что, как она считает, косвенно спровоцировала гибель своей матери Кэтрин (нарушив просьбу и выйдя из машины посмотреть званый вечер, спровоцировала далматинов сорваться с поводка — они сбежали и столкнули её маму с обрыва в море). Впрочем, в итоге она вспоминает, что на самом деле псов натравила баронесса фон Хеллман — и оказывается права.
  • Marvel Cinematic Universe — Танос. Педаль в половину вселенной. Именно гибель его планеты и толкнула его на истребление половины жизни во вселенной. А когда всё было сделано, он со спокойной душой погиб от руки Тора.
    • В продолжении этим страдают Тор и Тони Старк.

Телесериалы[править]

  • «Джессика Джонс» — главная героиня страдает из-за того, что вся ее семья погибла в автокатастрофе (которую ненамеренно спровоцировала героиня же), а сама она не только выжила, но и получила суперспособности. Подсвечено злодеем, который открытым текстом называет это «survivor’s guilt». Впрочем, это далеко не основная ее психологическая проблема, основная — ПТСР после общения со злодеем.
  • «Частица Вселенной» — от КВВ страдает командир экипажа Геннадий Яшин (Сергей Пускепалис). Когда его жена была беременна, он соврал, что у жены уже начались роды, и его освободили от полётов. Вылетевший на его истребителе лётчик разбился. Комплекс вины осложняет взаимоотношения космонавта с женой и дочерью (последняя родилась через несколько дней после злополучного полёта и знает о случившемся по рассказам матери).
  • Доктор — после Войны времени.
  • «Триггер» — хозяин небольшой фирмы по-хамски ведёт себя с подчинёнными и прямым текстом требует дать ему в морду. Так он подсознательно пытается заглушить душевную боль: пять лет назад он, в рамках тимбилдинга, вывез сотрудников в горы, где на них сошла лавина. Из двенадцати человек выжило трое, включая него.
  • На зов скорби — Лена прогуляла школьную экскурсию, во время которой погибла её сестра-близнец Камилла, чтобы пригласить домой на пару палок чая парня, в которого та была влюблена. После смерти сестры начала бухать по-чёрному, прогуливать школу и срываться на том же типе, с которым всё ещё встречается. И от воскрешения Камиллы ей поначалу далеко не полегчало.
  • «Наследие» и «Первородные» — юная Хоуп Майклсон была готова пойти на всё, чтобы снова воссоединить свою семью, но смогла лишь создать проблемы, которые пришлось разгребать взрослым. Входе этого умерла её мать. А после и отец с дядей. Следущие три года она не может понять почему её папа пожертвовал собой ради неё, пока сама не идёт на такую же жертву ради близких.

Аниме и манга[править]

  • Naruto — Саске Учиха говорит перед финальной битвой Наруто: «Итачи совершил ошибку — позволил мне жить».
  • Neon Genesis Evangelion — Мисато Кацураги страдает от КВВ после того, как в 15 лет она осталась единственной выжившей из антарктической экспедиции SEELE, полностью уничтоженной Вторым Ударом. На почве комплекса начала пить как не в себя и помешалась на мести Ангелам.
  • 7 Seeds — Корури.
    • В очень тяжёлой форме у Такахиро Арамаки. После смерти собак перешёл в следующую стадию.
  • Rescue Wings — через это проходит наставник ГГ, когда при катастрофе истребителя он выживает, а его товарищ — нет.
  • JoJo's Bizarre Adventure — у Польнареффа. Особенно после того, как на него посмотрели призрачные Абдул и Игги.
  • Shingeki no Kyojin — присутствует у многих. Главный герой Эрен Йегер — после смерти матери клянется уничтожить всех титанов, кроме того на него постоянно давят, призывая оправдать жертвы тех, кто погиб, спасая его. Жан Кирштейн — после битвы за Трост и потери лучшего друга Марко, отказывается от службы в безопасности внутри стен и идёт в разведчики, чтобы придать смертям Троста смысл.
  • «Wonder Egg Priority» — Рика Кавай, на публике изображая нахалку, наедине часто режет себе руки, не в силах принять вину за смерть единственной фанатки Киёми. Та тратила все карманные и даже воровала, чтобы потрафить любимому айдолу — а Рика, прознав об этом, прогнала и обозвала толстухой. В итоге фанатка умерла от нервной анорексии.
  • Звуки Небес — Фелиция Хайдеман страдает на почве гибели экипажа своего танка-шагохода при Вит-Эн-Ане.
  • Chikotan, Kowareru — Осака поклялся Чико, что защитит ее от жуткого невезения. Спасал её и от падения с крыши, и от падения с дерева в канал — а она всё равно умудрилась упасть и на его глазах разбиться вдребезги со всеми подробностями. Осака в прострации лежит на земле и в бессознательном состоянии притаскивается подругой детства в школу.
    • Во 2-ой раз получается на грани черного юмора: перед тем, как объяснить ему свое чудесное возвращение, Рика предлагает ему выстрелить в неё из арбалета. В завязавшейся потасовке он случайно стреляет ей в горло, так и не дав рассказать. Осака успел лишь закрыть ей лицо и представить их возможную счастливую жизнь, как появляется уже третья Чико.
  • Senki Zesshou Symphogear — у жизнерадостной Хибики не такое уж и радужное прошлое: за 2 года до основного сюжета она кое-как пережила бойню на концерте, где на её глазах мгновенно, но мучительно погибли несколько сотен простых людей. Ещё и сама Хибики получила травму, а одна из её кумиров — Канадэ — пожертвовала собой ради неё. После этого жизнь проще не стала — в школе её начали тихо гнобить: людям, травмированным после атаки местных чудовищ, полагается солидная денежная компенсация — но одноклассники рассудили так, будто она получает деньги вместо семей тех погибших. Не выдержав травли, из семьи уходит отец. Чуть позже и сама Хибики уехала из дома учиться в закрытой женской академии. Даже так, не имея суперсил или в свободное от сражений с монстрами время, она по мелочам старается помогать окружающим людям — лишь бы доказать самой себе, что Канадэ и те люди погибли вместо неё не за зря.
    • Аверсия с Крис — она вместе с родителями попала в плен к террористам. Девочку спасли, а родителей преступники успели казнить. Долгое время Крис накручивала себя, что родители погибли по собственной глупости, отправившись помогать беженцам в горячую точку. К счастью, Гендзюро сумел вправить ей мозги, прежде чем та наломала ещё больше дров.
    • Цубаса замкнулась в себе после гибели Канадэ и в первом бою с Крис без раздумий использовала свою «Лебединую песнь», неумело прикрывая собственное мортидо. После выхода из комы, в которой общалась с призраком Канадэ, вроде как оправилась от комплекса.

Видеоигры[править]

  • Mortal Kombat — Соня Блейд, потерявшая родителей, потом жениха, а потом напарника — тот самый случай.
  • Parasite Eve — главная героиня явно страдает этим: она выжила в автокатастрофе, где погибли ее мать и сестра. Потом из-за своих способностей стала единственным выжившим во время пожара в опере и бойни в парке. Когда в финале пилоты жертвуют собой, чтобы она могла выжить и выйти на позицию для атаки, Айю как раз и настигает троп.
  • American McGee's Alice — именно «синдром выжившего» после пожара, в котором погибла её семья, загнал Алису в кому на 10 лет. В Стране чудес воплощением этого синдрома является Бармаглот.
  • Resident Evil — в поздних играх комплекс выжившего проявляется у Криса Редфилда, чьи напарники и подчинённые часто погибают смертью храбрых (или глупых).
    • Ханк, чья компания так и называется "Последний выживший" в эпилоге 2-ой части подводит итог словами "Опять ты единственный оставшийся в живых, Мистер Смерть".
  • «Серп и Молот» — Моше прошёл лагерь смерти Освенцим, где его, как обладателя хорошей памяти, тайно переправляли из барака в барак, чтобы он запоминал имена направляемых в газовые камеры, и к моменту освобождения он помнил 8357 имён. Свой КВВ превратил в чистую ярость, которая помогала ему выслеживать и убивать ушедших от наказания военных преступников.
  • Mass Effect — Шепард с биографией «выживший» в некоторых репликах (с Эшли, с Тулсом, ещё где-то) может выдать именно такую реакцию.
  • Max Payne — у протагониста это хроническое. Во второй части Макс, неожиданно увидев на пороге живую Мону, говорит прямым текстом «оттого, что она была жива, в отличие от всех остальных, погибающих со мной рядом — вина выжившего отступила».
  • Spec Ops: The Line — если в конце Уокер остаётся в живых, то вызывает по радио подмогу и на вопрос о количестве выживших отвечает: «Один лишний…».
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel — в первых частях Рин страдает от этого в термоядерной форме: его мучит уже то, что близкие терпят из-за него неудобства, чего он, по его мнению, не достоин (при этом парень не понимает простую вещь: им не важно, достоин он или нет, они его просто любят), а уж когда люди начинают жертвовать собой ради него…
  • Star Wars Jedi: Fallen Order — Кэл винит себя в том, что допустил гибель учителя. И это при том, что во время Истребления он был ребёнком, и сделал всё, что было тогда в его силах.
  • The Last of Us 2 — Элли в полной мере страдает от синдрома выжившего, потому как она единственный человек, обладающий иммунитетом, невосприимчивым к вирусу кордицепса, и вакцина, выведенная с её помощью, могла стать ключом к спасению человечества. Но вопреки всему её спасает Джоэл, что провоцирует обострение синдрома: она осталась жива, несмотря на безумное количество чужих смертей ради того, чтобы Элли была доставлена в Больницу Святой Марии, и её спасение означало новые смерти. «Я бы лучше умерла в больнице! И жизнь бы имела смысл». Мучается от комплекса вины и мощного посттравматичного расстройства на протяжении всей игры, не в силах простить Джоэла за то, что скрывал от неё правду, а после — себя саму за то, что не смогла спасти тех, кто погиб.
  • The Dark Pictures Anthology: Little Hopeтаковым страдает Энтони Кларк, единственный выживший в пожаре, в котором погибли все члены его семьи у него же на глазах.
  • Remember Meс прикрученным фитильком: как оказалось, героиня своими шалостями спровоцировала аварию, в которой ее мать, управлявшая машиной, была серьезно искалечена, что не смогла простить дочери, да и она сама не смогла себя простить и в итоге ушла в эрористки.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — Широ.
  • Taishou Mebiusline — Татэбаяси. Особенно усиливается после смерти Каору.

Музыка[править]

  • А. Розенбаум, «Красная стена».
  • Владимир Высоцкий, «Баллада о борьбе» и (пополам с что ж ты в танке не сгорел?) «Песня о погибшем друге» (см. эпиграфы), а также «Он не вернулся из боя».
  • Ю. Визбор, «Виталий Палыч».
  • Royal Deluxe, «Bad».
  • Лев Лещенко, "За того парня" (...и живу я на земле... за себя и за того парня... я от тяжести такой горблюсь, но иначе мне нельзя...) + вероятно вместе с ПТСР
  • «Лесоповал», «Был пацан…»:
« И упал он заместо нас, —
Было малому двадцать лет…
Правда есть, но не в этот раз
Бог промедлил, а снайпер — нет![3]
»
  • Песня «Афганистан»:
« А кто прошёл через огонь и через смерть,
Домой пришёл — его встречали мать, отец,
И вспоминал о не вернувшихся друзьях
И всё шептал: «Ну почему погиб не я?!»
»
  • Б. Окуджава, «Бери шинель, пошли домой» — «А ты с закрытыми очами спишь под фанерною звездой... Что я скажу твоим домашним? Как встану я перед вдовой?»
  • М. Бернес, «Враги сожгли родную хату» — «Не осуждай меня, Прасковья, что я пришел к тебе такой: Хотел я выпить за здоровье, а должен пить за упокой.»
  • К. Куклин, «Я был убит на той войне» — «За что же Господи ты мне, вдруг подарил тогда удачу, живым остаться на войне?»
  • Игорь Дрягилев, «90 суток» — Как рассказывал автор слов Владимир Чупин, о том, как он написал эти стихи, он сказал: «...я месяц как вернулся из своей последней командировки на Кавказ, уже написал рапорт о выходе на пенсию, а тут мой взвод в спешном порядке снова отправили в командировку. И сидел я ночью, переживал, что пацаны едут, а я здесь остаюсь… В такой обстановке и написал "90 суток".»
« „Джип-чероки“ и квартира,
А в реальности — могила
Свежая у друга твоего.
»
  • Дмитрий Юрков, «Лейтенант» -
« "Вытри слезы, командир, хватит воду лить,

Ты ж за целый взвод один должен дальше жить.

»

Троп, как он есть, в самом начале, поскольку трагедия произошла только что.

  • Сергей Тимошенко, «Сержант» -
« "Вины осколком нерв задет,

Я поседевший словно дед,
А ты в декабрьскую тишь
С гранита на меня глядишь.

»

Педаль в пол, поскольку сержант погиб, видимо, спасая героя песни.

Реальная жизнь[править]

  • «Синдром выжившего» особенно заметен во время войн. Во время Первой мировой был «синдром Соммы» — по имени речки во Франции. В качестве примеров не столь давнего времени: «вьетнамский синдром» в США, «фолклендский синдром» в Великобритании и «афганский синдром» в СССР. Вообще ПТСР и синдром выжившего идут нога в ногу.
  • От сабжа страдала сербская стюардесса Весна Вулович, единственная чудом выжившая в авиакатастрофе.
  • В некоторых культурах (особенно гордых и воинственных) синдром оказывается социально обусловленным — поскольку выжившего обвиняет не только он сам, но и общественное мнение, причём невзирая на логику. Характерный пример: незадолго до Фермопильской битвы Леонид отправил одного из своих воинов гонцом к союзникам. Узнав об итогах сражения, этот воин покончил с собой — поскольку знал, что отныне его ждёт лишь позор и клеймо труса. Тот факт, что выжил он не из-за трусости, а выполняя прямой приказ командира, никого при этом не волновал.
  • Масабуми Хосоно, выжившему при крушении Титаника, всю оставшуюся жизнь на родине ставили в вину то, что спасся, вместо того чтобы проявить «самурайский дух» и погибнуть вместе с кораблём.
    • Достаточно многие страдали от данного комплекса после крушения. Например, когда впередсмотрящий Фредерик Флит был найден повешенным (правда, он прожил достаточно долго после затопления Титаника, и на момент смерти ему было 77), близкие и хорошие знакомые высказывали две причины такого поступка: депрессия из-за смерти жены и чувство вины за гибель пассажиров. А в газетах писали, что даже рабочие, участвовавшие в строительстве корабля, чувствуют определённую долю вины и ответственности.
  • Иногда используется в терапии самоубийц. Мол, сколько людей погибло в войнах, чтобы этот человек мог жить, а он не хочет.
    • Ну такой аргумент, на самом-то деле.
      • Зависит от организации личности. На депрессивных и маникальных типов, у которых в основе личности чувство вины, аргумент "им-то хуже, соберись, тряпка" работает неплохо... если только не приведет к выводу, что потенциальный суицидник даже с такими мелочами справиться не может, а потому жить не достоин. Так что иногда действительно имеет смысл использовать такой подход, но далеко не во всех случаях.
    • В терминальных случаях, вообще в отношении любой хандры по случаю проблем, по мнению осуждающего такой реакции недостойных. С проблемой самоубийств автор правки, к счастью, не сталкивалась, но очередное «если ты думаешь, что у тебя проблема, подумай о жертвах войн, инвалидах и голодающих детях в Африке» каждый раз исправно выбешивает. Впрочем, это, по большому счету, совершенно другой троп.
  • В современных войнах такой комплекс может возникнуть у тех, кто живёт в приграничных районах и негоден к призыву. Человек видит, что его соседей-ровесников призвали. Видит, что некоторые из них не вернулись. Он патриот. И горюет, что лучшие - умные и здоровые - погибают, а он - больной - живёт вдали от их опасностей... Перебороть такой комплекс можно: надо лишь вспомнить, что патриотизм - не только про геройство на войне, но и про помощь государству в тылу, и про мирное строительство, без которого фронт был бы бессмысленным.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. В прикладной статистике «синдром выжившего» — синоним «систематической ошибки выжившего». Статистики полагают, что аберрации возникают не только в головах у выживших, но и в головах статистических аналитиков.
  2. Собственно исчерпывающе его мнение по этому поводу даётся в его же главе: «…Другие могли бы утверждать, что королевство было потеряно, когда принц Рейгар пал от боевого молота Роберта на Трезубце, но эта битва никогда не состоялась, если бы грифон убил оленя там, в Каменной септе. Колокола звонили по всем в тот день. По Эйрису и его королеве, по Элии Дорнийской и её маленькой дочери, по каждому настоящему мужчине и честной женщине в Семи Королевствах. И по его Серебряному Принцу.»
  3. Последние две строчки в версии от «Любэ»: «Эх судьба… Не сложилось на этот раз: Он промедлил…»