Конец Эпохи

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья End of an Age. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

В последнюю осень ни строчки, ни вздоха. Последние песни осыпались летом. Прощальным костром догорает эпоха, И мы наблюдаем за тенью и светом В последнюю осень!

»
— ДДТ, «В последнюю осень» (1992, написано в 1990)
« Век людей окончен, пришло время орков! »
— Орк Готмог. Правда, конец Третьей Эпохи наступил чуть позже, при уничтожении Великого Кольца

Было время, когда мы были молоды, а мир казался наполненным невероятными вещами, когда любопытство и жажда знаний толкали нас исследовать, доверять друг другу без задней мысли, совершать открытия, создавать вещи, захватывающие воображение, или просто делать вдохновляющие на всё это изобретения.

Но это время кончилось.

Быть может дело в том, что мы сами или мир в целом выросли. Теперь он кажется маленьким, по сравнению с былым — нет уже места приключениям, романтике или тайнам. Уже не стать первооткрывателем, просто потому, что все континенты уже исследованы и больше на этой планете нет пустых пятен (а до космоса слишком далеко, или в варианте для пессимистов — вообще никогда). И то, что делали древние мастера, основываясь на своём опыте, уже никогда не будет восстановлено, будь то меч или поэма. Именно таков уход Эпохи — трагичный, циничный и наполненный потерями.

Этот сюжет обильно используется в произведения для того, чтобы создать ощущение горько-сладкого финала, сдобрить конец какой-то невосполнимой потерей, которая заставить изменить своё отношение к жизни.

Следует всегда помнить, что за концом одной эпохи, в конце концов, последует новая.

По сути, это минувшие приключения в глобальном масштабе, с точки зрения всего мира, а не отдельных героев. Другое во многом схожее явление — гранд-финал, в котором по возможности расставляют все точки над i, закрывают сюжентные дыры и заканчивают сюжетные линии.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Золотой, Серебряный, Медный и Железный век у древних греков.
  • Аналогично у индусов.
  • На протяжении истории делались многочисленные предсказания о конце света, который вот-вот наступит. Христиане ждали второго пришествия еще при Нероне.
  • Астрологическая концепция заканчивающейся Эры Рыб и наступающей Эры Водолея. Причём сторонники до сих пор не сходятся в том, когда эпохи сменятся. Кто-то говорит, что уже, кто-то — что вот-вот, кто-то — что ещё через добрую сотню лет. В реальности (чисто астрономически) — когда Солнце в день весеннего равноденствия окажется в созвездии Водолея (в настоящее время — в созвездии Рыб).
  • Знаменитый конец света эпохи Пятого Солнца по календарю майя, наделавший ОЧЕНЬ много шума по всему миру.

Театр[править]

  • «Вишнёвый сад» Чехова. Кончается эпоха дворян и помещиков, а на её место приходят простые люди. «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…». Правда, эпоха лопахиных кончилась, не начавшись толком.

Литература[править]

  • Легендариум Толкина — тропнеймер и в значительной степени кодификатор этого тропа. В целом именно этот процесс ознаменовывает завершение каждой из Эпох, за исключением валианской. Конец каждой следующей был ознаменован уничтожением некой драгоценной для мира вещи и глобальным изменением его атмосферы, что делало мир всё мрачнее.
    • В Эпоху Светильников мир был процветающим раем, и всё в нём благоденствовали, а Светильники освещали весь мир, давая жизни взойти. Закончилась эпоха с их уничтожением, что повредило всему миру, нарушив его изначально задуманный баланс, от которого остался исключительно Аман.
    • В Эпоху Древ появились эльфы, который поселились в Средиземье и Валиноре, крепли духом и телом, создавали невероятные произведения искусства и ремесла. Тогда же родились величайшие представители эльфийского народа, такие, как Феанор, подобному которому никогда не появится. Закончилась эпоха с уничтожением Древ и разрушением былого покоя в Амане с исходом нолдор.
    • Первая Эпоха была временем процветания эльфов в Средиземье, когда было много могучих героев из Амана. Появились и местные герои, достойные сказаний — Берен и Лютиэн, а также прочие люди трёх племён. Закончилась эпоха с последним вмешательством валар, в результате чего Берелианд был потоплен. А до этого два из трёх камней (сильмариллов), содержавшие последний неосквернённый свет, были утеряны.
    • Вторая Эпоха была временем расцвета людей и жизни их в содружестве с эльфийским народом. Появился великий Нуменор, не было более дружного союза, чем у людей с эльфами, и даже Саурон был бессилен перед ними. Но в итоге люди развратились, былая благодать покинула нуменорцев, и Нуменор вместе со всеми его достижениями был уничтожен, а сам Аман на века был удалён из мира, оставив его без магии и прежних чудес.
    • А Третья Эпоха закончилась разрушением Великого Кольца и исчезновением всей магии из мира, за чем последовал исход эльфов из Средиземья, что стало началом эпохи людей.
      • И да, своеобразным уходом эпохи для дунэдайн является время после Распри Родичей, когда закончился род королей Гондора, превратив его в королевство без короля, а ещё через несколько лет официально пресёкся и род королей Арнора, вместе с распадом его остатков после войны с Ангмаром.
    • Поскольку Арда писалась Толкином как мифическая эра нашей реальности, то Четвёртая Эпоха, по предположениям, продлилась до Всемирного Потопа, Пятая — до воплощения Илуватара, а Шестая — до мировых войн XX века.
  • Д. Андреев, «Роза Мира» — исторический процесс преподносится через борьбу мировых сущностей. И одна эпоха в стране сменяет другую, когда новый демон великодержавной государственности пожирает сердце предыдущего.
  • Тёмная Башня — «Мир сдвинулся».
  • Кир Булычёв, «Лиловый шар». Именно с этой атмосферой сталкивается Алиса Селезнёва, когда с целью предотвращения катастрофы перемещается на машине времени вновь в эпоху легенд, когда по Земле бродили маги и чародеи. Выясняется, что там тем временем придвинулся вплотную ледниковый период, климатические изменения ещё не особо чувствуются, но аура неотвратимой беды нависла над всеми, волшебники собирают особые совещания, а джинны надеются пережить ледники в своих бутылках. Вряд ли стоит говорить, что в последующих произведениях об Алисе, где затрагивается эпоха легенд, обо всём этом уже особо никто и не помнит?
  • Вера Камша, «Отблески Этерны» — действие происходит на Изломе двух эпох, когда завершается Круг Скал и начинается Круг Ветра. Мудрые правители в это время даже останавливают войны.
  • Айзек Азимов, «Основание» (первая из написанных автором книг одноимённого цикла) — Транторианская Империя практически неизбежно погибнет и потому психоисторик Гари Сэлдон готовит план спасения, дабы Тёмные Века продлились не 30 тысяч лет, а «всего лишь» тысячу.
  • Александр Лазаревич, «Червь» — человечество в целом и «дарагие расияне» в частности стремительно деградируют, вплоть до утраты «россиянской» речи (и речи вообще), а протагонист с немногочисленными соратниками переселяется на Марс, где уже подготовлен дружественными роботами технократический рай
  • Уолтер Миллер-младший, «Гимн Лейбовичу» — в романе (не в оригинальном рассказе), по сути, четыре конца эпохи: атомная война в 1960-х (?), финал первой части знаменует переход от Тёмных Веков к Высокому Средневековью, финал второй — через форсированное Возрождение человечество уверенно шагает к новому капитализму, финал третьей — новая атомная война уничтожает, как минимум, всю жизнь на суше. Впрочем, в теории остаются ещё внеземные колонии.
    • В художественном плане очень близко к тетралогии «Ночь волка» Фрица Лейбера.
  • «Хроники Края» — ох, много их!
    • Когда власть в Санктафраксе захватили небоведы, изгнав землеведов и вместе с ними потеряв гораздо больше половины науки Края.
    • Когда Санктафракс улетел, а остальные летучие камни поразила болезнь, приведя к концу эпохи небесных кораблей.
    • Когда были изобретены новые корабли на основе энергии грозофракса, а Топи расчистили и превратили в луга.
  • «Дюна» — после Батлерианского Джихада кончилась эпоха компьютеров.
  • «Пикник на обочине» братьев Стругацких — последняя глава задаёт именно такой тон. Жизнь вокруг Зоны приобрела некое подобие нормальности и стабильности. Большинство сталкеров «старой школы» погибли, стали инвалидами либо уехали из Хармонта. Подавляющая часть артефактов уже собрана, а оставшиеся «остатки былой роскоши» достают из Зоны дистанционно управляемые дроны, а не сталкеры. Экспедиция Рэдрика и Артура к Золотому Шару должна стать для Шухарта «лебединой песнью», после которой он намерен уйти в отставку.
  • Память о прошлом Земли — кончается таким концом эпохи, что конечней не бывает: Вселенную доломали-таки до нуль-мерности. К счастью, возродилась в изначальный десятимерный рай.

Кино[править]

  • «Последний самурай» и «Скрытый клинок» — оба об окончании эпохи самураев. В последнем западный инструктор даже учит самураев бегать в «западном стиле».
  • «Пираты Карибского моря» — история о постепенном окончании эпохи пиратов. События происходят в начале XVIII в., после которого серебряный век пиратства действительно пошёл на спад.
    • Впрочем, это такое начало, что уже середина: в четвёртом фильме премьер-министром при короле Георге состоит Генри Пелэм, то есть действие происходит в промежутке между 1743 и 54 годами.

Телесериалы[править]

  • Вавилон 5 — в некоторой мере использует это в конце Войны Теней. Да, окончание войны дало рассвет молодых видов, но вместе с уходом старых мир покинули и некоторые из его тайн и загадок.

Мультфильмы[править]

  • «Кунг-Фу Панда» — это является темой второго фильма, когда появление пушки угрожает сделать боевые искусства бессмысленными и безнадёжными. В данном случае, конец эпохи откладывается после того, как По научился разбираться с выстрелами, и намекает, что он-то может научить других этому искусству.
  • «Как приручить дракона 3» — концовка фильма, когда драконы уходят в сокрытый мир и со временем превращаются в миф.

Аниме и Манга[править]

  • Legend of Galactic Heroes — конец сериала завершает целую эпоху противостояния Империи и Союза, ставит жирный крест на терраистах и одновременно даёт надежду на лучший мир без войн.

Видеоигры[править]

  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — описывает мир, в котором на протяжении тысячелетий правила магия, и вот в нём появляются технологии и начинается техническая революция, наполняющее мир всё большим объёмом технологий, которые не совместимы с магией.
  • Серия Fallout — нет, это не начало игрового мира в ядерной войне, а события New Vegas, который показывают, что времена былой Западной Пустоши с её романтизмом фронтира и постапокалипсиса уже пришли к концу, и теперь настало времени утомительной работы и восстановления старого мира в виде новых государств.
    • Квест Геннона обыгрывает это в другом направлении. Во второй части Анклав был главной и опаснейшей действующей силой — «фашистская военизированная организация», потомки американской армии и элиты. От него остались только несколько ветеранов-пенсионеров. И когда один из членов говорит об эвакуации с Наварро, произошедшей несколько лет спустя, то замечает — «поцелуйте Америку на прощание, братья и сёстры», ибо действительно, Анклав — последняя из организаций довоенного мира, которая продолжала действовать.
    • В значительной мере это касается и Братства Стали в Мохаве а, возможно, и на всём Западе. Эти парни помогли победить Создателя, остановить Анклав, они сохранили невероятные технологии старого мира, когда половина сил на Пустоши даже не желает задумываться об их сохранении, а второй половине их очень опасно доверять. Но наступает конец старой пустоши и приходит время больших батальонов в лице НКР и Легиона Цезаря.
  • Victoria 2 — именно это происходит за время игровой партии. Вначале мир большой и свободен, наука и медицина шагают семимильными шагами, благодаря фабричному производству экономика стабильно растёт, население поддерживает адекватные идеологии, войну можно выиграть одним сражением и победить какой-то султанат на периферии. К концу партии картинка противоположна: планета разделена между великими державами, фабричное производство разорило весь мелкий бизнес, многочисленное население беднеет и злиться, поддерживая всё более радикальные идеологии, которые, впрочем, решить проблем не могут, в мясорубке войны страны теряют миллионы без какого-то значимого результата, а зусулы обзавелись танками, и уже сами могут постоять за себя...
  • Total War — в значительной мере, так как игры очень часто затрагивают конец какой-то эпохи.
    • Total War: Shogun 2: Fall of the samurai описывает конец эпохи самураев, где нам показывается, что старый образ жизни нежизнеспособен перед вестернезацией. Пока вы орудуете мечами, у ваших врагов пулемёты Гатлинга. Вы можете попытаться сохранить режим, встав на сторону Сёгуната, но в любом случае — старая эпоха уже прошла.
      • А можно наоборот выжать педаль в самое дно, объявив, что вам не нужен ни сёгун, ни император, и объявить на территории своего государства республику, по образу Республики Эдо.
    • Total War: Medieval 2: Americas показывает эпоху колонизации Америки, где конец прежней жизни в любом случае наступает для цивилизаций месоамерики, даже если вы победите и сумеете выгнать колонизаторов.
    • Total War: Medieval 2: Teutonic даёт возможность сыграть за Литву — последнее языческое государство Европы, окружённое враждебными к ним христианами, в кольце врагов. И есть возможность как сменить веру, так и остаться верным традициям.
    • Empire Total War говорит об эпохе Просвещения, с которой начал стремительно меняться прежний мир. Сливания лоскута европейских государств в единые страны. Упадок великой Речи Посполитой. Коллапс Империи Моголов перед новой угрозой. И последние нации американских индейцев, не способных защититься от завоевания.
    • Ну а Rome Total War: Invasio Barbarorum и Total War: Attila — гибель Римской Империи.
  • Pillars of Eternity II: Deadfire — заканчивается этим. Когда Эотас ценой своей жизни уничтожает Кольцо Душ, ломая тем самым привычную систему, и это однозначно приведёт к концу прежней эпохи. Будет ли то эпохой смертных и новым золотым веком, либо же наоборот — концом цивилизации, неизвестно.
  • Tyranny от тех же создателей — эпоха независимых государств на материке закончилась, равно как и дальнейшие завоевания в Империи Кайрос. Кроме того, в технологиях бронзовый век сменяется веком железным.
  • The Elder Scrolls — все ключевые события мира об этом. После восстания людей против угнетателей-эльфов закончилась Меретическая Эра и началась Первая, с падением династии Реманов закончилась Первая Эра, после завоеваний Тайбера Септима — Вторая, с пресечением династии Септимов — Третья. Есть намёки, что и события Skyrim знаменуют конец Четвёртой.
  • Torment: Tides of Numenera — вся об этом.
  • Final Fantasy — действия большинства игр серии происходят именно в таком периоде. Действия героев и злодеев лишь приближают Час Быка, и после победы первых мир кардинально изменяется. Некоторые фанаты и вовсе считают, что серия игр оправдывает такое название.

Настольные игры[править]

  • Мир Тьмы — старая версия этого мира так же касается этого тропа. Во-первых, это Маги, где описывается уничтожение всего фантастического Технократией. А во-вторых, это Подменыши, где показывается постепенное угасание влияния фейри на этот мир, и их медленное исчезновение с началом Зимы. У вампиров эпоха процветания закончилась, когда рухнул Енох. А у оборотней, когда Паучиха пленила Вирма, из-за чего тот сошёл с ума и поставил целью уничтожить мир.
  • Warhammer 40000 — восстание роботов (известных как Железные Люди) положило конец золотой эпохе человечества, известной как Тёмная Эра Технологии. В свою очередь, Ересь Хоруса положила конец Великому Крестовому Походу и возрождению человечества после долгой Эры Раздора (которую закончило появление Императора Человечества).
    • 8-я редакция наконец-то сдвинула хронологию с последних моментов 41-го тысячелетия в начало 42-го и повысило эскалацию конфликтов в галактике. Ужель и «сорокатонник» ждёт свой Конец Времён?
  • Warhammer Fantasy Battles — а здесь создатели решились устроить крайне жёсткую перезагрузку сеттинга и устроили натуральный Конец Времён, дабы в Age of Sigmar начать всё с нуля. Фанаты такой финт не оценили.
    • В Warhammer Age of Sigmar тоже происходит подобное. После воссоздания мира была Эра Мифов, когда Зигмар исследовал новую вселенную, находил других богов и вместе с ними возрождал былие расы погибшего FB. Эра Мифов закончилась вторжением Хаоса, распадом союза богов Смертных Владений и изоляцией Азира. Последующая Эра Хаоса закончилась открытием врат Азира и контрнаступлением армий Зигмара, дав начало эпохе с его именем.

Музыка[править]

  • Sabaton — Shiroyama. Песня рассказывает об уходе самурайской эпохи и решающей битве при Сирояме.
    • А также The End of the War to End All Wars о конце Великой Войны (которую позже назовут Первой Мировой).
  • «Wind of Change» от Scorpions стал символом окончания Холодной Войны.
  • «The Dartz», «Катти Сарк» — об этом поётся прямым текстом: «Сгорела, кончилась эпоха великих парусных судов!»
  • ДДТ, «Последняя осень» — см. цитату. Дополнительные очки за время выхода песни: хотя на альбоме «Актриса-Весна» она появилась только в 1992-м, но клип сняли ещё в 1990-м!
    • А так же «Век».
  • Неожиданно много у Тимура Шаова — достаточно назвать песни «Двадцатый век прошёл» (вся об этом), «О народной любви», где Христос «написал губной помадой на стене кабака: „Мене, мене, текел, упарсин[1]“» или «Ночной свистун», где лирический герой, мучаясь бессонницей, вспоминает «футуролога злобного», который предсказывал по телевизору Апокалипсис.
  • «Сплин», «Чёрная Волга» — своеобразный реквием советскому автопрому.

Реальная жизнь[править]

Примеров не счесть.

  • Крушение Рима — конец античности (Древний мир).
    • Кстати, это было не одномоментное событие: падение Рима растянулось с переноса основной столицы империи в Константинополь в IV в. до завоевания Италии лангобардами в VI веке.
  • Попытка нахождения окружного пути в Индию, вылившаяся в открытие Америки — Средневековья. Эпоха, когда мир ограничивался Европой и окрестностями, кончилась. А для американских цивилизаций кончилось всё.
    • По другой версии, это произошло позже — в английскую буржуазную революцию. Но это условная дата — даже в масштабах страны это был просто перерыв в эпохе Стюартов.
    • Третья версия предлагает взятие Константинополя османами в 1453 году. Для Византии это был натуральный гранд-финал, да и для победивших турок началась новая эпоха.
  • Золотой век пиратства на Карибском море окончился с гибелью Порт-Ройала в землетрясении 1692 года, после которого буканьеры вынуждены были перебраться на Багамы. Серебряный век пиратства сошёл на нет достаточно тихо приблизительно к 1730 году.
  • Первая мировая война (с точки зрения западной историографии) или Великий Октябрь (по мнению советских историков) — Нового времени.
  • Развал Советского Союза — конец эпохи биполярного мира. В отличие от большинства концов эпохи, произошёл действительно в конкретный момент и осязаемо, менее чем за год: вот была страна и эпоха, а вот их нет. Хотя предпосылки чувствовались и раньше, конечно.
  • А если копнуть ещё глубже, в геологические слои…
  • Технологии:
    • Апрель 2010 — прекращается массовый выпуск дискет, превращая их в музейный экспонат.
    • Июль 2016 — конец эпохи видеокассет. Последний в мире производитель кассет и магнитофонов снял их с производства.

Примечания[править]

  1. Слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара. Пророк Даниил истолковал их так: «Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам». Что случилось дальше, угадать нетрудно: царь Дарий в ту же ночь завоевал Вавилон, Валтасар был убит. А в песне Шаова не слишком понятно, кому Христос адресует эти слова — не то властям, не то всему российскому обществу.