Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Хуманизация от AdMe

(link)

Клюквенный клип начала девяностых

(link)

Разница в темпераментах между севером и югом

Поднебесная. Срединное Государство. Чжунго. Край Жёлтого Дракона. Рисовый рай. То, без чего описание культурного фона планеты Земля никогда не будет полным.

事实定型 (Факты и стереотипы)[править]

На сайте есть статья Китайские мультфильмы.

13 500 лет назад неизвестный мастер, живший на территории Китая, вырезал из кости фигурку птицы. Эта фигурка считается древнейшей в стране

历史 (История)[править]

  • Китай — родина одной из древнейших цивилизаций, возникшая в долинах великих рек Хуанхэ и Янцзы.
  • Китайцы изобрели порох, фарфор, шёлк, бумагу и книгопечатание задолго до европейцев. (В английском языке слова «Китай» и «фарфор» — вообще одно слово; а в латыни и древнегреческом одним словом были «Китай» и «шелк» — Seres).
    • До полноценного огнестрела додумались далеко не сразу: поначалу была только взрывчатка, ракеты и фейерверки. Причем изначально все это использовалось не как оружие, а исключительно для развлечения. И тем не менее, китайцы уже в XIII веке лили пушки; старейшие из известных археологии пушек — китайские.
    • Кроме этого, китайцы изобрели спички. Точнее, серники: спички с головками из чистой серы, которые зажигались не от чирканья, а от прикладывания к слабо тлеющему труту. Серники намного облегчали разведение огня огнивом. В Европу изобретение попало в XVI веке, а распространилось только к XVII—XVIII вв., в то время как китайцы массово применяли серники в быту с XIII в.
    • Книгопечатание в Китае развивалось медленно из-за иероглифов. По причине их невероятного количества было непрактично делать набор из литых свинцовых иероглифов, из которого можно было бы набрать страницу. Поэтому оттиски вырезали на деревянных плитах каждый раз заново. Дешёвые наборы из литых буковок — изобретение уже европейское.
      • Не совсем. В середине XI в. ремесленник Би Шэн придумал наборный шрифт для печати. Подвижные литеры мастер делал из глины и помещал в железную раму.
    • В свою очередь, китайцы позаимствовали в Японии рикш.
  • Великий Шёлковый путь в первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая. Шёл через Среднюю Азию, Индию и Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 г. в научном труде о Китае.
  • На протяжении своей весьма длинной истории Китай неоднократно распадался на отдельные государства, захватывался иноземными завоевателями, а императорские династии свергались победоносными крестьянскими восстаниями. И — в итоге все возвращалось на круги своя: царства вновь объединялись (в результате кровопролитных войн, разумеется), завоеватели ассимилировались, а местные «разины» и «пугачевы» становились родоначальниками новых императорских династий.
    • Китайцы построили Великую китайскую стену, чтобы защититься от набегов с севера.
    • Конспирологи любят писать о бойницах с внутренней стороны стены. Но, на самом деле бойницы на стене с двух сторон! С внутренней стороны они для того, чтобы те кто смог пройти через стену не смогли легко сбежать обратно с награбленной добычей.
    • Во время подобных завоеваний возникло традиционное деление Китая на Север и Юг: Север часто захватывался кочевниками, которые затем через пару поколений ассимилировались, становясь неотличимыми от китайцев, а Юг изобилующий реками и болотами рисовых коней был для конницы очень не удобен, и потому Юг кочевники крайне редко захватывали, в результате часто получалось два государства на Севере и на Юге. Причём даже во время Троецарствие на Севере находилось, отнюдь не кочевничье, а самое что нинаесть китайское, государство возглавляемое Цао Цао очень любившим конницу, Юг на котором было два государства в сражении на реке от него успешно отбился.
    • Сами китайцы в память об эпохе Троецарствия делят всё (включая диалекты и кухни) на Север, Юг и провинцию Сычуань.[1] А всякие Тибеты с Монголиями — это варварские территории.
    • Весь этот винегрет не мог не сказаться на культуре и идентификации китайцев. Так среди них сложились разные субэтносы (см. соотв. раздел).
  • Типичный протагонист средневекового китайского романа — сюцай. Это такой образованный человек, если что (про тупого китайского крестьянина роман не напишешь, если конечно вы не мазохист, решивший сочинить историю в духе соцреализма о простом китайском труженике мотыги).
  • В эпоху Цин китайцы очень боялись отрезания своей косы (бянь-фа или бянь-цзы). Причина в том, что в империи Цин это приравнивалось к государственной измене, так как свои косы очень любили отрезать всякие повстанцы с девизом «свергнуть (династию) Цин, восстановить (династию) Мин!».
    • Это потому что после манчжурского завоевания Китая, ханьцев обязали носить косу, так как до этого ношение косы было лишь манчжурским обычаем. Ханьцы к этому относились примерно как евреи к приказу нашивать звезды Давида на одежду. Исконно (если это слово вообще применимо к неоднократно менявшейся китайской моде) китайской причёской является пучок волос, перекочевавший в Корею и Вьетнам, и немного в видоизменённом виде — в Японию. Только вот волосы обратно не отрастишь, так что у населения выбор был невесёлый: если не отрезать, ограбят повстанцы, а если отрезать — карательные войска. Тема раскрыта в рассказе Лу Синя «Волосы».
  • В сер. XIX в. англичане и французы вели против Китая опиумные войны, чтобы император разрешил потребление этого наркотика. А уж они-то позаботятся, чтобы его подданные не испытывали недостатка в смертельном зелье!
    • Причина войн банальная. У европейцев не хватало серебра для торговли с Китаем, а другие деньги там принимать отказывались.
    • На самом деле причина заключалась в том что Китай не желал торговать с Европой, дабы оградиться от «дурного чужеземного влияния». При этом сами китайцы продавали в Европу развращавшие предметы роскоши (фарфор, узорчатый шёлк, картонные и лаковые безделушки) только в путь! Так что ещё как посмотреть, кто против кого первым запустил продажу «дурманящих товаров».
  • В конце XIX в. Китай стал объектом борьбы России и Японии за сферы влияния. Процесс передачи Китаю построенной русскими для обеспечения своих интересов КВЖД был завершён лишь в 1953 г., после чего она была реорганизована в Харбинскую.

辛亥革命 (Синьхайская революция)[править]

  • Всё вышеперечисленное — опиумные войны, послевоенная разруха, выделение иностранных концессий и профнепригодность маньчжурской династии — привело к тому, что в Китае пышным цветом расцвел национализм в лице организации Тунменхой, которая под идеологическим руководством Сунь Ятсена подготовила и провела революцию, избавившись и от косичек, и от маньчжуров. Посмотреть на это можно в известном фильме Джеки Чана «1911». Маньчжурская династия же стала марионеткой Японии. А когда Тунменхой развалился, из него выкристаллизовались Юань Шикай, который хотел стать императором, и Гоминьдан, который не хотел чтобы Юань Шикай стал императором.
    • При этом часть китайцев попала под влияние Коминтерна и основала КПК, которая в полном соответствии с решениями ИККИ основала Красную Армию и начала драться с Гоминьданом и японцами.
    • Самое смешное во всём этом то, что и КПК и Гоминьдан использовали в качестве основного мотиватора «Три Принципа» Сунь Ятсена, в корне по-разному их понимая. До сих пор, кстати, используют. Но об этом ниже.
  • С начала XX в. Китай был перманентно разделен на северную (традиционная столица — Пекин) и южную (традиционная столица — Нанкин) части: сначала официальная власть в лице уже упомянутого Юань Шикая (Пекин) боролась с революционерами, затем пришедший к власти блок КПК и Гоминдана (Нанкин) боролся с «бейянскими милитаристами»[2], затем на север (в ходе «Великого Похода») откочевали коммунисты, сначала засевшие в так называемом «Особом районе» (на границе Шанси), а в 1945 получившие освобожденные РККА территории.
    • При этом следует отметить, что Великий Поход вызвал кучу разногасий в КПК и усиление Мао Цзэдуна, который окончательно положил на ИККИ и рассматривал СССР только в качестве ресурса для войны с Японией и Гоминьданом (то есть он планировал стравить между собой СССР и Японию, но советские дипломаты на этот развод не повелись). В это же время КПК перестала быть коммунистической и стала такой же мелкобуржуазно-националистической как и Гоминьдан, только порядка было больше ввиду тотальной милитаризованности и автаркии. Из КПК в Гоминьдан и обратно постоянно бегали военачальники, Чан Кайши делал ставку на превосходство в вооружении, на что КПК отвечало превосходством в тактике; затем Чана Кайши поймали варлорды и принудили к временному союзу с КПК против японцев, союз был шатким, с обоих сторон друг другу делались подставы. Воевали все эти деятели очень плохо. Фактически только разгром Квантунской армии советскими войсками и успехи Союзников на тихоокеанском фронте дали китайцам шанс отбиться.
    • Основной чертой вялотекущего гражданского конфликта в межвоенном Китае был варлордизм — власть местных военных правителей, которым было плевать на какое бы то ни было центральное правительство. В пограничных с Россией/СССР районах в это время шалили хунхузы[3] — неплохо вооруженные разбойники, от кит. «краснобородые». Манчжурцы и японцы тоже задолбались с ними бороться.
    • В 1930-е, воспользовавшись разладом и разбродом, японцы вторглись в Китай: сначала в 1931 откусили Маньчжурию, потом, с 1937 года, — в другие части Китая. Вели они себя там очень плохо (Нанкинская резня как самый известный пример).
  • После Второй мировой войны возобновилась гражданская, между просоветским (до смерти Сталина) Мао Цзэдуном и прозападным Чан Кайши из Гоминьдана. Первый провозгласил КНР, а второй сохранил за собой о. Тайвань, где до сих пор существует независимое государство, не признанное ООН, но считающее себя истинным Китаем.
    • Тайвань, тем не менее, вплоть до 1971 г. занимал место в СБ ООН, а КНР — нет. Собственно, вопрос признания или не признания упирается в принципиальную и последовательную позицию Китая. Считаете Тайвань самостоятельным государством? Дипломатических отношений нет и не будет никогда. Так что официально Тайвань признали только совсем уж малявки вроде Гаити, Гондураса и (на свою дурную голову) Литвы. А также, как это ни странно, Ватикан, но тут уже сам Китай с его гонениями на католиков постарался. Остальные, включая США, Россию, Европу и Японию, де-факто торгуют и общаются, де-юре суверенитет не признавая.
    • Самое смешное, что по отношению к КНР у Тайбея точно такая же позиция — сам Китай там называют не иначе как «материком». Только силёнок маловато, чтобы добиться того же эффекта.
      • Но вот с 2000-х годов гоминьдановское правительство начало всё активнее коммуницировать по вопросу объединения с КПК, и даже вроде как стало не против воссоединения по «гонконгскому варианту». Это вызвало перемену отношения к партии среди многих тайваньцев, особенно молодёжи, выросшей уже в стране, для которой материковый Китай уже фактически чужой край, для них лозунги про «воссоединение Китая» звучат как что-то сродни коммунистической пропаганде в позднем СССР: никто не верит, но упорно везде пихают. И вот, Гоминьдан, который был некогда ядром политической системы в стране, стал для многих жителей острова пятой колонной, которая пытается продать страну коммунистам. Именно поэтому в XXI веке начала стремительно набирать влияние другая партия, Демократическая Прогрессивная, главный пункт в программе которой — окончание цирка с «единым Китаем», и провозглашение вместо этого независимости в качестве Тайваньской республики (примерно как отдельные Германия и Австрия). Сторонники Гоминьдана возражают, что в случае окончательного отделения и отказа от парадигмы «единого Китая» у независимого Тайваня попросту нет будущего: материковая КНР, мягко говоря, не травоядная ФРГ, а потому в силу империалистическо-националистических тенденций ни за что не потерпит ещё одного «китайского государства», дело запросто может дойти до войны, а защищать суверенитет острова в этом случае очень вряд ли кто пойдёт: ведь это будет означать прямую конфронтацию с одной из первых экономик мира.
    • Вялотекущая гражданская война шла и до Второй мировой. Правда, тогда коммунистов в основном били, а Мао Цзэдун и прочие вожди (да, он тогда был не единственным Великим Вождем) прятались в сельской местности. Отсюда пошла и основная особенность маоизма как учения — опора на крестьянство, а не на пролетариат (над городами с пролетариями коммунисты власти практически не имели, да и было в Китае тех пролетариев… Ну кроме Циндао, Шанхая и ещё пары мест на юге).

现代的中国 (Современный Китай)[править]

  • КНР официально является многопартийной, и в число партий входит Гоминьдан, являющийся правящей партией на Тайване. А вот на Тайване компартия была запрещена до 1994 года.
  • Глава государства носит титул, который на русский язык переводится как Председатель КНР. А вот по-английски эта должность, по просьбе самых же китайцев, переводится как president, поэтому называть здешнего лидера «президентом Китая» — хотя и ошибка, но не очень-то и критичная.

Первые лица КНР[править]

(и чем они известны)

Суть культурной революции глазами Херлуфа Бидструпа. Цитатники прилагаются
  • Мао Цзэдун. Устроил культурную революцию, т. е. уничтожение той культуры, которая его не устраивала. Шибко образованных отправляли на перевоспитание в сельскую местность. Ударной силой были хунвэйбины — молодые, необразованные и яростно верящие в мудрость Мао. А ещё он написал (нет) легендарный «красный цитатник» со своими афоризмами, который был напечатан самым большим тиражом в мире, обойдя даже Библию.
    • Пример вопиющего незнания экологии: он потребовал, чтобы китайцы истребляли воробьёв, клюющих зерно. И люди стали их пугать, и бедные птицы умирали от инфаркта. А потом урожаи резко упали… от нашествия насекомых-вредителей, и пришлось срочно завозить птиц из СССР.
    • Мао, хоть и строил прикидывался, что строит коммунизм, но не нашёл общего языка с руководством СССР после прихода к власти Хрущева. В итоге он воевал с дружественными Советскому Союзу Индией и Вьетнамом и поддерживал диктатуру «красных кхмеров» Пол Пота (который умудрился уничтожить около трети населения, косплея культурную революцию) в Камбодже/Кампучии. Закончилось все несколькими пограничными инцидентами (наиболее известен конфликт за остров Даманский), войной Китая и Вьетнама (которая, правда, была уже при Хуа Гофэне) и сближением КНР с США.
    • А ещё он предсказал реставрацию капитализма и развал СССР.
  • Чжоу Эньлай, председатель Госсовета. Добродушный и дипломатичный, в народной памяти остался эдаким китайским дедушкой Калининым.
  • Между Мао и реформами успел порулить страной Хуа Гофэн (1976—81). Впрочем, уже в 1978 он уже ничего не решал. Интересен, разве что, причиной отставки: партия сняла его с поста Председателя КПК на том основании, что в Уставе КПК даже нет такой должности.
  • Потом был Дэн Сяопин (кто сказал «Горбачев»?), который провозгласил лозунг «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей», и начал экономические реформы. Теперь в КНР капитализм под руководством компартии (© М. Задорнов). А чего вы ещё хотите от последователей мелкобуржуазно-националистической партии? И если присмотреться, то в нашей истории найдётся в чём-то похожий период — с той разницей, что у нас это была открыто временная мера для подъёма пострадавшей от нескольких лет войн и разрухи экономики.
    • В итоге в Китае производится очень много и дёшево, хотя обычно невысокого качества. То есть качественные они тоже производят, но под чужими марками — например, Айфоны. А вот в советское время китайских товаров было мало, и они были очень хорошими (кто-нибудь ещё помнит "китайский плащ", дважды воспетый Высоцким, хоть и не в самых знаменитых произведениях?). В результате быстрого роста экономики в КНР жутко загрязнена окружающая среда.
    • А вот требования политических реформ были раздавлены танками на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 г. В современном Китае об этом запрещено упоминать; в Интернете блокируют даже сочетания «6-4-89», «6/4», «35 мая» и т. п.
  • Ху Яобан и Чжао Цзыян — два генсека компартии при Дэне, ныне забытые за требования политических реформ. Первый вовремя умер (что стало триггером событий выше), второй (успевший закорефаниться с Горбачёвым и в 1987 году провозгласить начало китайской Перестройки), после Тяньаньмэня отправился в политическое небытие и до конца жизни просидел под домашним арестом. Из КПК, впрочем, его не исключили.
  • Цзян Цзэминь — именно он установил традицию для вождей КНР собирать параллельно, в стиле римских принцепсов, все ключевые посты в стране: председателя ЦК КПК, председателя Центральной военной комиссии (верховного главнокомандующего армией) и собственно председателя КНР. Ещё официально разрешил бизнесменам вступать в Компартию.
  • Ху Цзиньтао — тихоня-технократ, продвигавший Теорию научного развития внутри страны и осторожную дружбу со всеми за рубежом. Принял пекинскую Олимпиаду-2008. Благодаря удачному звучанию имени стал заочным персонажем анекдота про Буша (вроде юморески про студента по имени Авас).
  • Си Цзиньпин — Упразднитель Бедности™, победитель коронавируса, пожизненный президент КНР (но это не точно) и прочая, прочая, прочая. В рунете-2021 неожиданно стал героем шуток про цветисто-пафосную и вместе с тем уморительно-бафосную пропаганду Компартии, в духе: «я простой рабочий Иван город Тверь…».

Политика[править]

Чунцин на Янцзы занимает 3-е место по численности населения в Китае, уступая лишь Шанхаю и Пекину.
  • В Китае для борьбы с перенаселением проводилась политика «Одна семья — один ребёнок». Однако жителям сельской местности разрешалось иметь двух детей (и если первый ребёнок — девочка, то можно было родить второго). Но в обмен на рождение второго ребёнка нужно было отказаться от земли, а земля для крестьянина много значит. Также ограничения по рождаемости были слабее для национальных меньшинств (о них ниже).
    • Всё равно китайцев сейчас уже почти полтора миллиарда. Но демографическая политика стала более либеральной. А с 2021 года, когда партия внезапно поняла, что прямо по курсу маячит демографическая яма размером с бездну Тартара, ограничения на количество детей официально отменены. Тем не менее, рожать современные молодые китайцы особо не стремятся - и уже не из-за ограничений, просто уровень жизни вырос и соответственно изменились приоритеты у людей, как и везде.
  • Вообще, КПК/правительство КНР отличается методами решения встающих перед ним проблем по принципу «всегда лучше перебздеть»: например, в целях борьбы с игровой зависимостью запретят молодёжи играть по ночам вообще и ограничат время игры 2-3 часами в день[4].
  • Китай входит в БРИКС (Более Развитые Икономически Колониальные Страны Бразилия, Россия, Индия, Чайна, Саут Африка).
  • Напротив Гонконга на другом берегу в 1979 году был основан город Шэньчжэнь на основе одноимённой рыбацкой деревушки населением в тридцать тысяч человек (да, китайская деревня это тридцать тысяч, а не три тысячи!), который очень быстро вымахал до огромного мегаполиса ставшим индустриально-технологическим центром и в котором живёт больше людей, чем в самом Гонконге.

特别行政区 (Специальные административные регионы)[править]

Кроме Тайваня, долгое время для коммунистического Китая идеей фикс было возвращение двух маленьких, но очень важных регионов — Макао (он же на пекинском диалекте Аомынь) и древнейшего порта Сянган, на кантонском диалекте Хёнкон и во всём мире известного как Гонконг. Формально эти два города никогда у Китая не отбирались, а были арендованы соответственно Португалией и Британией на длительные сроки. С падением Китайской империи вопрос о возврате оказался отложен, а после коммунистов — так и вовсе застопорился. Да и сами жители этих территорий не особенно желали строить социализм под руководством Мао. Но после реформ 1980-х, когда отношение к КНР во многом изменилось, правительство Китая поставило вопрос о возвращении Гонконга и Макао ребром.

В итоге оба города были возвращены под китайский суверенитет в конце XX века на условиях де-факто независимости, за исключением вопросов обороны и внешней политики, получив название специальный административный район. С тех пор Гонконг и Макао — это как бы Китай, но не совсем. Говорят там, помимо китайского (кантонского!), на английском и португальском соответственно, ездят по левой стороне дороги, а рассчитываются гонконгскими долларами и патаками. И понаехать туда китайцу с материка не так-то просто. Зато оба района, в отличие от остального Китая, являются безвизовыми для кучи стран, в том числе и для россиян.

香港 (Сянган/Гонконг):

  • Эталонный город небоскрёбов. По понятным причинам: на такой небольшой территории, да ещё и гористой, вширь особо не размахнёшься — приходится расти ввысь.
    • Коулун — знаменитый высотный трущобный район, выросший на территории фактически заброшенного китайского форта. Расселён и снесён в 1993 году, после улаживания территориального вопроса с КНР. Именно над его крышами пролетали самолёты в/из старого аэропорта Кайтак.
  • Гонконг знаменит своим кинематографом (соединившим традиции китайского и британского сценического искусства). Именно он прославил Брюса Ли, Джеки Чана и Джона Ву.
  • Ещё Гонконг — это экономика, способная на равных тягаться с Сингапуром, крупнейший транспортный узел и международный финансовый центр. Впрочем, после того, как остальной Китай подтянулся, доля Гонконга в китайской экономике скорее символическая.
    • До недавнего времени Гонконг был ближе всех к статусу «либертарианской Земли Обетованной». Со временем регулирование экономики усилилось, хотя и сейчас город отличает довольно низкая степень государственного вмешательства.
  • На фоне КНР в целом Гонконг выделялся относительно демократической системой управления: часть местного законодательного совета избирается жителями Гонконга напрямую, другая часть — по организациям. Пока в заксовете доминировали дружественные КПК деятели, в Пекине не вмешивались в городские дела, — но после протестов 2014 и 2019 годов было решено малину прикрыть и всеми путями обеспечить недопуск неугодных Пекину недостаточно патриотичных кандидатов.

澳門 (Аомынь/Макао):

  • Макао, в свою очередь, знаменито тем, что это — самая маленькая провинция Китая по населению и территории. Нет, серьёзно: 500 тысяч человек — едва ли не Мухосранск по тамошним меркам! Вот только… Гонконг богат. Так вот — Макао ЕЩЁ БОГАЧЕ. А разгадка одна — оффшор, казино и банки.

民族问题 (Национальный вопрос)[править]

  • На самом «китаец» — такое же собирательное понятие, как и «советский человек». Они себя так никогда не называли. Если говорить о названии крупнейшего этноса, то это «хань» (или, на русский манер, ханьцы). Но в Китае живут и многие другие народы. Тибетцы, уйгуры, монголы… Многие из них тайно мечтают о независимости.
    • «Китаец» в смысле гражданства, а не национальности — чжунго-жэнь (中国人).
    • В провинции Внутренняя Монголия есть затерянный город в пустыне Хара-Хото.
    • Хань считается корневым народом, но даже в нём есть поднародности. Наиболее эпичны южане-хакка — бойкие и жадные торгаши и авантюристы, говорящие на специфическом диалекте и живущие в круглых домах. Хакка — это потомки северян бежавших на Юг, ещё при Чингисхане, и сохранивших свой архаичный диалект. Так как в отличие от европейских евреев никогда официально не ограничивались в правах, смогли пролезть всюду. Именно из хакка происходила верхушка тайпинского мятежа, почти вся верхушка Гоминьдана, множество генералов-выдвиженцев периода Гражданской войны. Да и в Политбюро ЦК КПК их, по слухам, очень много.
  • С к. XIX в. китайцы стали уезжать на заработки за границу. В США и Ю. Африке их называли «кули». В России тоже оказалось немало гастарбайтеров, завезённых в основном из Манчжурии. Их называли обычно «ходя» (от кит. «хуацяо» — «человек, покинувший родину»).
    • Существовала дразнилка: «Ходя, соли надо?». Дело в том, что китайцы старались своих покойников всё же хоронить в родных местах — а чтобы тело не испортилось по дороге в Китай, его засаливали. Так что смысл дразнилки был довольно жутковат: «Сдохни, чужак!»
    • В половине штатов США кули запрещалось жениться на белых, а в другой половине таких запретов не было. А поскольку китаянок с кули часто не завозили, то в одних штатах кули переженились с белыми, а в других — с чёрными.
  • Чайнатаун (китайский квартал) — весьма распространенное в мире явление. Старейший за пределами Азии был основан в 1850 г. в Сан-Франциско вскоре после начала «золотой лихорадки». В странах бывшего СССР не распространен, поэтому переселение китайцев после открытия границ расценивается как захват территории.
    • На самом деле одно время были вполне себе распространены, особенно в городах Дальнего Востока (например, печально знаменитая Миллионка во Владивостоке), но в советские времена они все были расселены и ликвидированы.
    • Считается, что всем в китайских кварталах заправляет китайская мафия, т. н. «Триады».
    • Менее знамениты тонги w:en:Tong (organization) и Тяньдихуэй (w:en:Tiandihui). Причём и в Китае, и на Тайване организация Тяньдихуэй после революции, завязав с криминалом, легализовалась, а вот в Гонконге по-прежнему вне закона и считается криминальной.

中文 (Китайский язык)[править]

(link)

И всё это имеет конкретный смысл!
  • Китайцы пишут иероглифами. Их порядка 50-60 тысяч — попробуй-ка запомни все!
    • Поэтому обычные китайцы запоминают только самые ходовые. Каких-нибудь четыре тысячи.
    • А почему бы китайцам не перейти на алфавит? Дело в том, что по факту китайский язык — не единый (подробнее об этом ниже, в разделе про путунхуа), а являет собой скорее семью родственных, но порой совершенно невзаимопонятных языков, официально считающихся диалектами. Одно и то же слово в разных диалектах может произноситься совсем по-разному. А если писать иероглифами, то взаимопонимание сохраняется. Кроме того, в современном китайском много омофонов, то есть одинаково звучащих слов — особенно если без учёта системы тонов. Масштаб бедствия проиллюстрирован справа видео с чтением вполне осмысленного, хотя и шуточного, стихотворения «Ши Ши ши ши ши». Иероглифы решают эту проблему, по крайней мере, на письме.
      • В то же время, существует официальный стандарт латинизации — пиньинь — на котором часто расшифровывают иероглифические надписи в городах и официальных учреждениях.
    • Направление письма на китайском… разное. Классически по-китайски пишут в столбик сверху вниз, располагая их справа налево — и это не такие уж «преданья старины глубокой», а сохраняется до сих пор в ряде газет и книг. К примеру, автор правки, пишущий также в википедии, лично видел и сканировал изданные на Тайване в 1969 году именно в такой манере мемуары актрисы Ли Лихуа. С другой стороны, в современности многие переходят на международное «построчно слева направо».
      • А еще есть традиция на левом борту автомобиля писать слева направо, а на правом — справа налево. То есть по ходу движения автомобиля.
    • Иероглифы, как и многие другие элементы культуры, позаимствовали японцы, корейцы и вьетнамцы. Затем во Вьетнаме и Северной Корее от использования иероглифов отказались, а в Южной Корее — свели к небольшому минимуму.
      • В XX в. японцы упростили написание наиболее часто используемых иероглифов. А в КНР упростили больше иероглифов. Но в Китае и Японии сделали это по-разному, так что теперь три варианта иероглифов — традиционный, упрощённый китайский и упрощённый японский.
      • Популярный троллинг «грустная тайваньская черепаха»: упрощёнными иероглифами КНР эта фраза записывается как 忧郁的台湾乌龟, а традиционными использующимися на Тайване как 憂鬱的臺灣烏龜 (записывается соответственно в 51 против 117 штрихов, читается одинаково ююй де тайвань угуэй).
    • В Гонконге для новых терминов, вроде интернета, придумали ещё 5 тысяч новых иероглифов. А вот в Большом Китае не стали заниматься сочинительством новых иероглифов, а для записи новых терминов используют комбинации уже имеющихся.
    • Во Вьетнаме в средние века тоже придумали несколько тысяч дополнительных иероглифов, от которых в XX веке отказались вместе со всеми остальными иероглифами.
    • В Гонконге и китайских диаспорах в Юго-Восточной Азии для написания иероглифов используют специальную клавиатуру, где вместо букв — отдельные черты иероглифов, из которых собирают целый иероглиф. А вот в Большом Китае, чтобы написать иероглиф, набирают латиницей-пиньинем то, как он произносится в пекинском диалекте. А поскольку многие иероглифы звучат похоже, то компьютер выводит на экране несколько вариантов помеченных цифрами, и можно, нажав цифру, выбрать нужный. Так что молодое поколение китайцев, чтобы активно пользоваться интернетом, обязательно овладевает пекинским диалектом.
    • В стандартном китайском языке все слоги могут заканчиваться только на гласный звук или на Н, НЬ, Й и внезапно Р (в большинстве диалектов отсутствующий, но очень любимый в пекинском диалекте, в котором слова любят заканчивать на -ар). См. также Эффект Телепорно.
    • А ещё китайский язык — тональный, то есть от изменения высоты звука в пределах каждого слога меняется значение слова. В севернокитайском/«мандаринском» диалекте у каждого слога может быть от одного до четырёх тонов, в кантонском — до шести.
    • На всякий случай, если будете говорить о китайских иероглифах (самоназвание которых «ханьцзы», то есть «ханьские символы») с иностранцами — учтите, что в английском термин hieroglyph относится почти исключительно к древнему Египту, азиатские же — characters, то есть символы. Если же вы хотите упомянуть «китайскую грамоту» в смысле чего-то сложного и непонятного — аналогом будет «It’s Hebrew/It’s Greek to me», хотя эти алфавиты куда проще китайского письма (особенно греческий, знакомый нам по курсу математики и физики).
      • Кстати, китайская грамота — это реальный документ, присланный в 1618 году в Москву от китайского императора первым русским посольством. Несколько десятилетий её никто не мог прочитать.
  • В китайском полном имени сначала идет фамилия, а потом — личное имя (Мао — фамилия, Цзедун — имя).
    • Фамилий на весь почти полуторамиллиардный Китай не очень много. В средневековом списке «Сто фамилий» фактически их было около пятисот, впоследствии было создано еще порядка восьмисот производных, однако сотня наиболее распространённых покрывает около 85 % населения. Самые распространённые китайские фамилии — дышащие друг другу в ухо Ван и Ли и несколько отстающий Чжан; существует и пара десятков фамилий, пишущихся в два иероглифа, например, Оуян. Фамилии нацменьшинств могут быть и длиннее — взять хотя бы цинских правителей Айсиньгёро.
    • Текст «Сто фамилий», содержащий ту самую сотню наиболее распространённых, был составлен при династии Сун и одновременно служил учебником для запоминания иероглифов, поскольку является рифмованным. Более того, поскольку Китай успешно распространял иероглифическое письмо по всей синосфере, многие распространённые фамилии в этих государствах являются аналогами китайских. Так, формально господин Нго из Вьетнама и господин О из Кореи — однофамильцы китайца господина У. Китайской фамилии Лян соответствует вьетнамская Луонг или корейская Ян.
    • Зато имен может быть великое множество. Личное имя может состоять из двух иероглифов-корней (теоретически — любых, образующих осмысленное сочетание, хотя есть особо распространенные традиционные варианты) или же из одного, и людей с односложными именами немало.
  • В качестве официального языка и в КНР и на Тайване и в Сингапуре принят пекинский диалект китайского языка называемый «путунхуа», а за пределами Китая — «мандарин», то есть язык, на котором говорят мандарины (чиновники; название — от искажённого санскритского слова, обозначающего то же самое). В годы Синьхайской революции, когда правительство Сунь Ятсена находилось в Нанкине (дословно «Южная столица»), шла речь о принятии в качестве официального языка кантонского диалекта (он же гуандунский, он же язык юэ), на котором говорят все местные, но пришли к выводу, что это создаст проблемы в общении с другими провинциями, где кантонский местные не знают совсем, но зато в абсолютно любой провинции можно легко найти чиновников, которые худо-бедно, но понимают пекинский диалект (тот самый мандарин), используемый в общении со столичными чиновниками. Когда Чан Кайши бежал на Тайвань, то он считал себя «правительством в изгнании», потому объявил официальным языком Тайваня пекинский диалект. Но за время пребывания на Тайване тайваньский «пекинский» диалект успел разойтись реальным пекинским диалектом из-за неологизмов. Например, в реальном пекинском диалекте велосипед это 自行车 (цзысинче, «самопередвигающаяся повозка»), а на тайваньском «пекинском» это 脚踏车 (цзяотаче; «педальная повозка»). На Тайване путунхуа называют гоюй (国语), а в Сингапуре — хуаюй (华语).
    • Кроме, тайваньского «пекинского» имеется ещё сингапурский «пекинский». В 1980-е годы правительство приняло героические усилия, чтобы заменить местный диалект китайского на мандаринский диалект, но не в пекинской, а в тайваньской версии. Поскольку в сингапурском диалекте китайского неологизмы появились раньше 1980-х, сингапурские неологизмы отличаются и от пекинских, и от тайваньских, и от гонконгских. Переведя местных на тайваньский «мандарин», правительство на этом не остановилось, заменив традиционные иероглифы на упрощённые, принятые в КНР, также для транскрипции слов используют вариант латиницы, принятый в КНР (пиньинь).
    • А вот на Юге Китая, в частности в Гонконге и Макао, официальным языком является именно кантонский диалект[5]. Он же, благодаря тому, что гонконгцы, являясь в то время подданными британской короны, раньше прочих китайцев начали культурную экспансию в западный мир в XX веке, является наиболее распространённым китайским диалектом в диаспорах Европы и Америки.

中餐 (Китайская кухня)[править]

  • Китайцы едят рис.
    • На самом деле рис едят только в южном Китае. В северном — просо и пшеницу в форме лапши. А ещё в некоторых провинциях северного Китая вместо лапши и риса делают огромные пресные булки приготовленные на пару с которыми едят вприкуску — в качестве замены чашке с рисом или лапшой. Кроме того, всякие жареные сверчки и прочая экзотика — это юг. А на севере едят вполне обычное мясо, смешанное с доуфу (который нам известен как тофу). Соевый доуфу, пропитываясь мясным отваром, приобретает вкус мяса.
  • Вообще китайская кухня изысканная и странная. Фишка — приготовить обычный продукт так, чтобы никто не понял, что это. Любят соевый соус. Коронное блюдо — утка по-пекински.
  • Ключевое отличие китайской кухни от японской — китайцы любят все готовить, причем какими-нибудь хитронавороченными способами, а вот японцы — есть практически сырым (а иногда и вовсе живым).
    • В античности в Китае тоже существовали блюда из сырой рыбы, как в нынешних Японии и Корее. Но в средние века после одной из крупных эпидемий блюда из сырых продуктов навсегда исчезли из китайской кухни.
    • А едят китайцы исключительно палочками. Но для некоторых видов супов подаётся специальная ложечка в виде маленького ковшика (такой же ковшик, но из железа, положенный на деревянную дощечку использовался в качестве стрелки в древнекитайском компасе). Обычно же суп едят… теми же палочками — сначала вылавливают всё что плавает в супе палочками, а затем выпивают бульон из чашки.
  • В традиционной китайской кухне отсутствует молоко, а аналоги молочных продуктов готовятся из сои. Причина — характерная для азиатов непереносимость лактозы у большинства населения.
    • В XX веке сначала в Японии, а затем в Китае и в Корее начали давать детям в школе молоко.
    • Уже в новом тысячелетии появился QQ奶茶 — чай с молоком и кусочками фруктов и колотого льда. По описанию тех кто пробовал больше всего смахивает на йогурт с фруктами, а не на обычный чай с молоком.
  • А ещё китайцы пьют кипяток без заварки. Традиция эта появилась уже в XX веке: чтобы улучшить здоровье населения правительство призвало пить только кипячёную воду и не пить сырую, только народ это воспринял немного своеобразно не просто как кипячёную воду, а как натуральный кипяток, и поскольку народ был очень бедный и не мог себе позволить добавлять в кипяток заварку, то пили просто кипяток без заварки. Не редкость встретить даже за границей молодого китайца, приходящего на учебу\работу с термосом горячей воды.
  • При этом в жаркую погоду китайцы ничуть не боятся пить воду со льдом — готовыми бутылками со льдом внутри спокойно торгуют на улицах и площадях.
  • Готовить китайцы предпочитают на газу — электрические плитки для национальных блюд оставляют лаоваям и прогнувшимся под них забегаловкам. Надо признать, отличия все-таки есть.
    • Дело в том, что в китайской кухне огромное количество жареных блюд, а жарить китайцы предпочитают на ТАКОМ сильном огне, что электроплитки просто не справляются. Скажем, для правильного приготовления чаофаня (жареного риса) вок должен быть раскалён докрасна, ну или хотя бы до коричневого цвета, а это, на минуточку, почти 700°.
  • Знаменитая утка по-пекински. По всем правилам гостям подаются рисовые блинчики и набор наструганых овощей, потом повар разделывает утку (если ресторан дорогой — при вас и устраивает из этого целое шоу), из костей варят суп, а мелкие куски вместе с засахарившейся кожей полагается вместе с овощами заворачивать в блинчики и есть.

中国思想 (Китайская мысль)[править]

  • Китайцы придумали учения Инь-Ян' и Фэн-Шуй.
  • В монастыре Шаолинь учат боевому искусству ушу.
    • А ещё у них есть кун-фу.
      • Это одно и то же на самом деле. «У-шу» означает «боевое искусство», «кун-фу» (на мандарине — «гунфу», «кун-фу» — это кантонское произношение) — «мастерство» (не обязательно боевое: своим кун-фу могут помериться музыканты, живописцы, повара — и вообще любой искусный мастер из тех, что много времени посвящает совершенствованию в своём деле).
      • А вообще терминов для обозначения боевых искусств в Китае масса: «го-шу» (национальное искусство), «цюань-фа» (методы использования кулака), «шоу-бо» (рукопашный бой) и т. д.
  • Китайцы исповедуют конфуцианство. И даосизм. И буддизм. И…
    • Конфуцианство — это не только и не столько религия, сколько этическая и философская концепция. Она не имеет священнослужителей. И, если углубляться, то само слово «конфуцианство» придумано варварами: китаец под ним понимает жусюэ (Учении Образованных), которому следует каждый уважающий себя вайши (Учёный Муж). Разумеется, между Учёными Мужами вспыхивают споры и уже в древности существовало много мудрецов, которые по разному учили о государстве. Вообще, таблички с именами Кун-цзы как основателя культа предков появились в храмах только в XIII веке, и это был только один из возможных изводов конфуцианства (т. н. чжусианство, в честь основателя Чжу Си).
    • Даосизм — религия и философия в одном флаконе плюс дофига суеверий, народных верований, примет и обрядов. Правильнее переводить чем-то вроде греческого «натурфилософия» (которой пифагорейцы занимались).
    • Буддизм — религия с монастырями, но без поклонения богам.
    • И китаец может быть приверженцем всего этого сразу, а заодно молиться домашним божкам.
    • В западных провинциях Китая живёт много китайцев-мусульман, также известных, как ху(э)й. В КНР они официально считаются отдельным народом, хотя отличаются от остальных китайцев лишь своей верой. Их порой называют дунганами, но это неверно — дунгане это не китайцы, а потомки тех хуэй, которые некогда переселились в российскую Среднюю Азию.
    • А христианство в Китае, хоть широкого распространения не получило, занесено туда гораздо раньше, чем проповедовали папские миссионеры и тем более протестантские евангелисты. Правда, это было неортодоксальное христианство, называемое ортодоксами несторианством и учившее о том, что во Христе независимо существуют две ипостаси (Божественная и человеческая), действующие как одно лицо с одной волей. Из далёкой Сирии через Персию несторианство докатилось до Чанъаня в VII веке и продержалось в этой бывшей столице Китая семь веков.
  • Кто-то из великих китайцев изрёк афоризм: «Сядь на берегу реки, наберись терпения — и вода пронесет мимо труп твоего врага». А может, кто-то из японцев. А может, ещё кто-то.
  • Маоизм отличается от привычного нам советского коммунизма тем, что делает ставку на крестьян, а не на рабочих. Дело в том, что в дореволюционном Китае было слишком мало промышленности, и, соответственно, пролетариата — отсюда все эти выверты типа «давайте построим средневековую плавильню во дворе каждой фанзы». Именно поэтому маоизм так привлекателен для банановых республик и стран третьего мира — тем, что, в отличие от марксизма-ленинизма, даёт готовый рецепт для революции в совершенно аграрной стране. Сам Мао, правда, не справился бы без активной поддержки СССР (в виде грамотных специалистов, вооружения, технологий и промышленного оборудования) — но теперь, в результате реформ Дэн Сяопина, Китай сам мастерская мира и может поддерживать маоистов в любом Булунги.
    • Кроме того, маоизм многое взял из сталинизма, в то время как в СССР покончили с культом личности и провозгласили возврат к идеям Ленина. Именно поэтому в России чиновники (идейные наследники постсталинской партократии) почти неприкосновенны, а в Китае их расстреливают за преступления, как и рядовых граждан (правда, в последнее время наказания значительно гуманизировались, и за коррупцию чинуш уже почти не казнят, предпочитая давать им пожизненное с конфискацией). Ну и ещё и потому, что в Китае чиновник традиционно считается человек уважаемым, но обязанным соответствовать строгим идеалам и должен иметь безупречный «облико морале» (а не является современным вариантом ордынского баскака, которого ненавидят, но все непотребства которого воспринимаются как должное).
      • Впрочем не сказать, что это спасло Китай от повальной коррупции, кумовства и т. п., хотя в последние 10 лет и ведётся весьма активная кампания по борьбе с этими явлениями.
      • Да и в более давней истории и находили у свергнутых министров на восемь государственных бюджетов, и на воюющий флот вместо пороха угольную пыль отправлять никакие «ордынские баскаки» не додумывались.

其他 (Прочее)[править]

Жители Долины девяти деревень в провинции Сычуань живут лишь за счёт туризма и продажи сувениров. Заниматься сельским хозяйством запрещено, ведь долина имеет статус охраняемой природной территории
  • Китайский дракон, в отличие от европейского, хороший и называется Лун. На пиньине это слово пишется long. И ведь не поспоришь: long dragon is soooo looooong…
  • Пекин (по Палладию это Бейцзин, а Пекин это традиционное русское название, основанное на потерявшем актуальность диалекте — дословно означает «северная столица», потому что есть ещё и «южная столица» Нанкин (по Палладию опять же Наньцзин).
    • Ванфуцзин — главная гастротуристическая улица Пекина. Специально для смелых и обеспеченных лаоваев лежат готовые и сырые шашлычки с фруктами, овощами, курицей, мясом, скорпионами
    • Ябао — главный оптово-розничный центр спешл фор Раша, главный узел сложившегося в 1990-е пути «из китаез в москвичи». Закрытие Черкизовского рынка враз ввело местную экономику в шок, но и сейчас этот район остается главным средоточием русских надписей, псевдорусских кафе и т.д.
    • Чжунгуанцун — Горбушка пополам со Сколково. Если на верхних этажах небоскребов сидят золотые воротнички[6], то внизу находятся магазины, магазинчики, ларьки, в которых вам с удовольствием продадут хоть черта в ступе, лишь бы у ей внутре неонка была.
  • Девочкам бинтовали ступни ног, чтобы они были короткими. Это считалось красивым. Зато, вырастая, женщина не могла передвигаться самостоятельно. А еще такие ступни УЖАСНО выглядели и пахли из-за глубоких непромывающихся складок. Мечтать-то китайцы-мужчины могли, но во многих их же документах прямо сказано, что «лотосовыми ступнями» лучше любоваться в надетой на них обуви, а замужним женщинам запрещали показывать кончики туфлей, снимать обувь во сне и на супружеском ложе. Европейским аристократкам и не снилось. Такой вот экстремальный фут-фетиш.
    • Сие телесное уродство было признаком высокого социального статуса женщины (она ничего не могла делать сама) и одновременно подчинения мужчине. Многие бедняки бинтовали ноги дочерей сознательно ради выгодного брака. К сожалению, далеко не всем девушкам удавалось найти кормильца, и тогда их судьба была воистину печальной. Бинтовать надо было начинать уже лет в 6, так что процедура определяла всю жизнь девочки, но кого она волновала. В гареме очередного китайского императора есть место для тысячной калеки. Человечество знало еще и не такие извращения с внешностью.
    • После победы коммунистов бинтовать ноги запретили, причем к нарушителям применялась оздоровительная порка — в самом прямом смысле: тот редкий случай, когда она является оздоровительной в физическом смысле!
    • Стащить медленно носочек с женской ножки — верх китайского эротизма. О прикосновениях к женским ногам писали трактаты. Китайцы любовались следами женских ног на снегу. Фут-фетиш характерен для китайской культуры, как для европейской фетиш груди.
    • В Южном Китае китаянки нередко носят на пляжах вместе с купальниками… балаклаву — чтобы лицо на солнце не загорело. А вот в Северном Китае иногда встречаются альбиноски с неспособной к загару кожей.
  • Китайцы жили в хижинах — фанзах — и носили конические соломенные шляпы.
    • В фанзах жили северные китайцы, посокльку отличительной особенностью этого жилища является продуманное отопление: дым от очага используется для согрева спальных нар.
  • А сейчас ездят на велосипедах. Государство даже поощряло одно время, теперь отказалось, глядя на гектары кладбищ велосипедов на окраинах мегаполисов. Автомобилисты и пешеходы тоже от велосипедистов не в восторге из-за полного отсутствия культуры движения.
  • У китайцев (а также корейцев и японцев) высокий IQ. Выше, чем у евреев. И они вместе с японцами потихоньку занимают свои места в списках лауреатов Нобелевской премии.
    • Для неискушённых европейцев китайцы, корейцы и японцы (в терминальных случаях — вообще все монголоиды) на одно лицо. А они очень хорошо различают друг друга и могут обидеться, если их спутать… Самим китайцам, кстати, тоже трудно с кондачка отличать одного лаовая от другого.
      • У Джеки Чана, очевидно, среди предков были японцы: его лицо имеет — как утверждают знатоки — трудноуловимые японские черточки. Когда на юного Джеки наезжали бандиты из китайских триад — они нередко оскорбляли его: «Эй ты, япошка!»
  • У китайцев мандарин — не фрукт, а чиновник. Чиновников они уважают: это в первую очередь организатор жизни общества, и только потом — источник неприятностей и поборов; так что и стоит чиновник на социальной лестнице выше воина. Разгадка проста: жизнь простого китайца с древности сильно зависела от сложных систем дамб и ирригации, которых поддерживать без участия чиновников, прямо скажем, сложновато. Соответственно, каждый раз когда начиналась гражданская война, беспорядки и всё в таком духе, и организовать данные работы было некому — рядовой китаец имел все шансы убедиться в этом на своём опыте. Отсюда же и китайское отношение к работе — если для европейца барщина традиционно означала отработку на поле феодала, то для китайского крестьянина трудовая повинность подразумевала, фактически, работу на благо в конечном итоге себя, своей семьи и своей деревни, ибо подразумевала очистку каналов, строительство и укрепление дамб и всё в таком духе.
    • На самом деле «мандаринами» китайских чиновников называли португальцы, а само слово — внезапно индийское и означает «знаток мантр».
    • А название фрукта произошло от того, что чиновникам определенного ранга полагалось носить на головном уборе подвеску с оранжевым шариком.
  • В Китае рисуют маньхуа — китайский аналог манги. В отличие от манги, рассчитана сразу на веб-формат и потому рисуется цветной и на одну страницу ложатся запросто кадров 10 — в печатном был бы печатный свиток, а так нормально. В абсолютном большинстве случаев обыгрываются мотивы или сюжеты древней китайской культуры, преобладающий жанр — фэнтези-экшен. Именно в маньхуа распространены т.н. культиваторы (нет. не устройства для ухода за садом, а местный аналог эсперов).
  • Среди китайских классических музыкантов очень много пианистов.
  • Пион в Китае был символом знатности и богатства, а в 1903 г. императрица Цы Си объявила его национальным цветком.
  • Все прекрасно знают, что игровая индустрия Китая славится либо мобильными играми, либо же клонами известных игр посредственного качества. Вообще, Китай является довольно ужасным местом для гейминга из-за многих особенностей. Во-первых, жёсткая цензура, из-за которой разработчикам из Blizzard Entertainment пришлось полностью переделать World of Warcraft, чтобы не было упоминания о нежити и мясе (а такие игры как Resident Evil 2 Remake вовсе запрещены). Во-вторых, долгое время зарубежные игровые консоли также находились под запретом, и лишь с наступлением 2010-ых этот запрет сняли. Поэтому у китайцев очень популярен ПК-гейминг (а в последнее время – геймерские смартфоны). Некоторым товарищам пришлось даже создать дешёвые копии игровых консолей под другим брендом. Да-да, ваш любимый Денди — творение китайцев, который по сути является дешёвой версией NES. Ну и в третьих, из-за фаервола у китайцев нету возможности заходить на многие зарубежные сайты, и у них работает особая версия Steam, созданная для китайцев (где большая часть библиотеки игр недоступна). Ну и наконец дешёвая зарплата просто не позволяет покупать игры, так что неудивительно, почему китайские разработчики так прибегают к модели «Free-2-play», чтобы дать китайским геймерам возможность банально поиграть. Уж очень долгое время качество китайских игр оставляло желать лучшего, но китайцам пришлось довольствоваться чем что есть. К счастью, в последнее время у китайцев появилось гораздо больше возможностей для гейминга, и разработчики, научившись у зарубежных коллег уму-разуму, начинают потихоньку клепать хорошие игры. Уже на подходе многообещающие Bright Memory и Black Myth. А Genshin Impact и вовсе стала самой прибыльной игрой в истории китайского игропрома. Выпустить бесплатную аниме-игру ААА класса, в которую можно спокойно поиграть без доната — огромное достижение.
  • Одна из самых высоких приливных волн в мире, до 9 м, случается в низовьях реки Фучуньцзян. Китайцы прозвали волну «Серебряным драконом». Она очень популярна у сёрферов.
  • Самый древний из сохранившихся в Китае мост Аньцзи был построен около 605 г. Поэты сравнивали мост с молодым месяцем над облаками и с радугой.
  • За всю историю Олимпиад в настольном теннисе было разыграно 32 комплекта наград. Китайцы выиграли 28 золотых медалей, в том числе все среди мужских пар.

着名人物 (Известные личности)[править]

Политики[править]

Основание гроба в мавзолее Цзэдуна сделано из чёрного гранита, а гроб — как в сказке, из хрусталя
  • Философ Шан Ян (390—338 до н. э.), один из основоположников легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства, и создатель «азиатского способа производства» по Марксу.
    • Легизм - достаточно противоречивое учение: с одной стороны, он чуть ли не впервые в истории человечества поставил одной из ключевых идей равенство всех перед законом — поэтому даже самый нищий крестьянин мог совершенно легально пробиться на самые высшие должности, лишь бы котелок хорошо варил. С другой, легисты выстроили жесточайшую тоталитарную систему с драконовскими законами, считая, что страх — лучший мотиватор для подчинения. Тот факт, что Китай неоднократно сотрясали кровавейшие восстания (и даже сам Шан Ян был казнён вместе со всем своим родом), легистов не образумил. Совместить меритократию с гуманизмом и правами человека додумались уже совсем другие люди и в другой части света…
  • Император Цинь Шихуанди (259—210 до н. э.). Про Терракотовую армию слышали?
    • Среди его «великих строек» были огромный дворец Эпан, сеть трёхполосных дорог, канал Линцюй… Но лучше всего сохранилась Великая Китайская стена.
    • Он умер в поездке по стране. Придворные скрыли кончину монарха до возвращения в столицу Сяньян и подделали завещание, назначив преемником младшего сына — Ху Хая.
  • Лю Бан — выходец из крестьянской семьи, поочерёдно бывший мелким чиновником, разбойничьим атаманом, варлордом, князем, а в последние семь лет жизни — императором под именем Гао-цзу. Основал династию Хань, которая с перерывами царствовала четыреста лет (а дальше началось Троецарствие).
  • Цао Цао (155—220), Лю Бэй (162—223), Чжугэ Лян (181—234) и другие военно-политические деятели эпохи Троецарствия.
  • Цы Си (1835—1908), императрица. Воплощение максимы «женщина на троне — хуже мятежника». Пошла на всё ради власти. Буквально — на всё. Впрочем, учитывая порядки при императорском дворе, осуждать ее трудно: с волками жить — по-волчьи выть. Но факт, что для нее сохранение личной власти было важней положения Китая на международной арене и положения китайцев в самом Китае (что легко объяснить, так как она была маньчжуркой).
    • Подобных тёток в Китае вообще хватало. Чего стоит хотя бы У Цзэтянь (624—705), единственная в истории страны женщина-император. Люй-хоу (241—180 до н. э.) после смерти мужа, императора Гао-цзу, 15 лет играла в престолы так, как и не снилось Серсее Ланнистер-Баратеон. Как она обошлась с Ци, наложницей своего мужа — это вообще лучше не знать. Впрочем, обе лютовали в основном при дворе, а в целом на стране их правление сказалось благотворно. Цы Си же капитально напортила и во внешней, и во внутренней политике.
  • Четыре роковых красавицы Китая:
    • Си Ши (506 до н. э. — ?) — стала наложницей Фучая, и царство У пало.
    • Ван Чжаоцзюнь (50 г. до н. э. — I в. до н. э.) — выдали замуж за предводителя гуннов, и империя гуннов пала, а бежавшие гунны докатились до Римской империи.
    • Дяочань (легендарная личность) — закончилось всё для Люй Бу (ум. 198) очень печально
    • Ян Гуйфэй (719-56) — стала женой императора Сюань-цзуна и чуть не привела к краху династию Тан. Её спасло лишь то, что Ань Лушань, свергнувший династию, помер от диабета, не успев её добить.
  • Айсиньгёро́ Пуи, он же Пу И (1906-67), в раннем детстве — последний император Китая, позже — первый и последний правитель Маньчжоу-Го. Попал в плен к советским солдатам, они его выслали в Китай где бывший император… познал мудрость Мао Цзедуна, вступил в ком. партию и трудился на благо Китая… По, крайней мере, так говорят китайцы.
  • Юань Шикай (1859—1916), получив армию для подавления взбунтовавшихся южан, решил, что с ними будет лучше договориться. Низложил императора и стал первым президентом Китайской Республики (Сунь Ятсен был формально «временным исполняющим обязанности президента»). Затем попытался объявить самого себя императором, но через три месяца отрёкся от трона и вновь стал президентом.
  • Сунь Ятсен (1866—1925), революционер, основатель партии Гоминьдан, «отец нации». Имеет мавзолей в Нанкине (ещё два мавзолея принадлежат Мао Цзедуну и Чан Кайши). При жизни носил почётное прозвище «Большая Пушка» (в том смысле, что шуму много, а толку мало). Из хакка.
  • Чан Кайши (1887—1975) руководил Гоминьданом, всё слил, закрепился на Тайване. И вообще он Цзян Цзеши, а Чан Кайши — это английская транслитерация. Обычный южанин, сын торговца солью. А вот его жена Сун Мэйлин как раз из хакка.
  • Мао Цзедун (1893—1976), Великий Кормчий. Тоже из хакка, но это не принято афишировать.
    • В честь Мао прозвали френч, ставший в Китае аналогом западных пиджаков.
  • Ли Куан Ю/Ли Гуанъяо (1923—2015), легендарный премьер-министр Сингапура. Как нетрудно догадаться, тоже из хакка.

Философы[править]

  • Гуань Чжун (720—645 до н. э.), основатель легизма. Провозгласил равенство всех перед законом на два века раньше, чем греки.
  • Лао-цзы (604 г. до н. э. — V век до н. э.), автор трактата «Дао Дэ Цзин». По преданию, сей трактат был записан по просьбе китайского пограничника. Точнее, Лао-цзы не имел, чем заплатить пошлину при переходе границы, и расплатился философским трактатом. Считать ли это взяткой — непонятно.
  • Конфуций, который Кун Фу-цзы (551—479 до н. э.) — естественно, основатель конфуцианства. Что интересно, при жизни так и не смог воплотить свои идеи в жизнь на практике в полной мере, потому что ни один государь эпохи Чун-Цю не давал ему высоких постов. То ли боялись, что затмит, то ли (что вероятнее) он реально был хреновым управленцем.
    • Зато с ним постоянно таскались 12 самых близких учеников и 70 более отдаленных. Никого не напоминает?
    • А ещё в его трактате содержится первое упоминание хризантемы.
  • Сунь-цзы (544—496 до н. э.), великий военный стратег, автор трактата «Искусство войны». Служил генералом при Хэ Люй, царе У, и не прославился ни одной громкой военной победой. Что, впрочем, не является фэйлом, поскольку сам он учил, что наилучший вариант — одержать победу без боя, обставив противника экономически или дипломатически.
    • Есть версия, что трактат на самом деле написал его правнук Сунь Би.
  • Ле Юйкоу aka Ле-цзы (450—375 до н. э.). Ему приписывают сборник «Ле-цзы», явно составленный из обрезков чужих сочинений.
  • Чжуан-цзы (369—286 до н. э.). Однажды увидел себя во сне бабочкой, потом проснулся и не мог понять: может, это бабочке теперь снится, что она Чжуан-цзы. Вообще в одноимённой книге полно разных историй, но народу полюбилась именно эта.
  • Го Сян (252—312) комментировал «Ле-цзы» и «Чжуан-цзы», но знаменит совсем другим: именно его голова пугала зрителей 1990-х в заставке телекомпании ВИД.
  • Хуа То (II век — 208 г.) — знаменитый врач эпохи Троецарствия. Создал медленную гимнастику для выздоравливающих больных, придумал наркоз для операций (вино, сдобренное коноплёй).
  • Философы Чжу Си (1130—1200) и Ван Янмин (1472—1529). По их труды были вопросы на госэкзамене, поэтому европейские варвары тоже принялись их переводить и изучать, причём англоязычный мир изучает Чжу Си, а русскоязычный — Ван Янмина.

哪里 (Где встречается)[править]

Большая часть произведений про Троецарствие, выделена в отдельную статью.

文献 (Литература)[править]

剧院,歌剧,芭蕾舞 (Театр, опера и балет)[править]

  • Турандот.
  • Балет «Красный мак».
  • Б. Брехт, пьеса-парабола «Добрый человек из Сычуани» («Добрый человек из Сезуана»).

电影 (Кино)[править]

  • Неописуемое количество гонконгских, а затем и шанхайских боевиков. Лучшие из них — с Брюсом Ли, Джеки Чаном, Джетом Ли и Чоу Юнь-фатом.
    • «Превосходное сияние счастливых звёзд», (в русском прокате известное как «Мои счастливые звёзды») — ярчайший представитель, который можно смело считать эталоном оных. Снято Саммо Хуном (тот, который «китайский городовой»), играет там не только сам же Саммо, но ещё и Джеки Чан, а сама картина содержит просто ударнейшую долю отборной (южно)китайской клюквы. Тут тебе и дружеские шпильки в адрес северных братьев, и незатейливый юмор, и драки, и само-оммаж, и попытки угодить и вашим и нашим — в частности, откровенно фансервисные элементы, рассчитанные на прокат в Японии. Например, японская бодибилдерша Митико Нисиваки, а так же Джеки Чан, переодетый в костюм Аралэ Норимаки, персонажа популярнейшей тогда в Японии манги «Dr. Slump». Да и сам сюжет более напоминает какое-то разухабистое аниме: логово якудзы под японским диснейлендом? С ловушками в духе D&D? Махач с карикатурными ниндзями там же? Однако фан-сервис всё же не превращается в смердяковщину, а японцы представлены в роли пусть более чем достойных, но всё же противников, которые в итоге и получают по мордасам (персонаж Митико в том числе).
  • Б. Бертолуччи «Последний император». Собственно, про Пу И.
  • Александр Дюма, «Граф Монте-Кристо» — здесь Али, чернокожего раба графа, заменил китайский воин Ли, которому по приказу мандарина (а не прежнего владельца, тунисского бея) отрезали язык.
  • «Конфуций». В главной роли Чоу Юнь-фат.
  • «Хуа Мулань» — тоже про Мулан (см.ниже), но по-взрослому.
    • Какой бы конкретный фильм с этим названием вы не вспомнили - он далеко не единственный, в самых разных стилях и жанрах.
  • «Герой»
  • «Император и убийца»
  • Pirates of the Caribbean — Сяо Фэн и Мадам Цинь. У последней, кстати, был реальный прототип.
  • «Основание армии» (2017) — после шанхайской резни устроенной диктатором Чан Кайши, восстали гоминьдановские войска в городе Наньчан, объявив себя Красной Армией Китая (во время войны с японцами переименовались в НОАК)
  • Huózhe (1994) — жизнь одной семьи с 1940 по 1970.
  • «Захват горы тигра» — про 1946 год, в стране гражданская война, а в провинциях орудуют вооружённые банды тянущие на небольшие (по китайским меркам) армии
  • "Восемь Сотен" - про реально имевший быть эпизод во время битвы за Шанхай в 1937 году. Тот случай когда китайский кинематограф прыгнул выше головы и выдал фильм уровня практически "Они Сражались За Родину", с поправкой на красиво и современно поставленную батальную часть.

动画电影 (Мультфильмы)[править]

动画系列 (Мультсериалы)[править]

日本动漫漫画 (Аниме и манга)[править]

В японском аниме (и манге) китайцев стереотипно изображают: могучими и грозными; загадочными; упёртыми традиционалистами; коварными хитрецами; учтивыми и услужливыми; простодушными; или даже — совмещающими в себе все эти черты и «включающими» то одну, то другую из них по мере надобности. Как пример могучих и грозных китайцев — даосская семья Тао из аниме Shaman King: у Джун Тао даже телохранитель — местный вариант Брюса Ли убитый и оживлённый!

  • Code Geass — Китайская федерация. Особенно выделяется офицер Синкэ Ли. В плане тактики не уступает Лелушу, а в плане силы и мастерству управления найтмером Сузаку и Карен. Влюблён в свою императрицу и предан ей как самурай.
  • Darker than Black — главный герой Хэй.
  • Kingdom — манга посвященная эпохе воюющих царств в Китае.
  • Banana Fish — куча действующих лиц, от Клана Ли до лучшего друга протагониста, Шотера Вонга
  • А как же Black Lagoon и мистер Чан?
  • Hakujaden («Легенда о Белой Змее») 1958 г. — первый цветной японский полнометражный анимационный фильм, являющийся адаптацией китайской народной сказки «Легенда о Белой змейке».
  • «Pet»: Китайских персонажей едва ли не большинство, причем разговаривают они по-китайски (с японскими субтитрами).
  • «Жена по контракту» — оригинальное ранобэ: в ней всячески подчёркивается теснейшая связь конгломерата Инь с китайским правительством в деле продвижения внешнеэкономических интересов КНР.
    • авторша не удержалась и от души прошлась по внутриполитической системе Китая (в частности она весьма ехидно откоментировала про знаменитый великий китайский файрволл; дескать китайские власти пытаются блокировать в национальном сегмента Интернета все что только можно, но все равно кто хочет и может с легкостью проходят запреты что вызывает дикий расцвет Даркнета), и по потогонной системе 6 8-8 когда работники пашут по 12 часов в сутки без отдыха и выходных, плюс от Нянь Хуа Фулиу (авторши ранобэ) влетело по образовательной системе Китая с её жутким перекосом в сторону физмата, в ущерб гуманитарным областям и тем что высшие образование в Китае сугубо платное и идеологически зашоренное поэтому те кто получали либо домашние обучение либо подготовку в иностранном ВУЗе имеют в принципе больше шансов получить хорошую работу (сама Фулиу выпускница педагогического университета Пекина, поэтому прекрасно знает ситуацию изнутри)
  • Маньчжурский опиумный отряд — про наркобизнес в Китае в 20-х годах 20 века
  • City Hunter — Рё дважды пресекался с китайской мафией, а в непрямом сиквеле «Сердце Ангела» удочерил дочь главы триады.

电子游戏 (Видеоигры)[править]

  • Китай: Наследие Мао.
  • См. Три сверхдержавы
  • Battlefield 2
  • Command and Conquer: Generals
  • Strider 2 — Нео-Гонконг(Гонконг будущего).
    • А также китайские азассинши-акробатки сёстры Кунианг в первой, второй игре и римейке.
    • В NES -версии один из уровней -секретная база организации «Энтерпрайз» внутри Великой Китайской Стены.
  • Серия Tekken — полно разномастных китайских персонажей. Есть стереотипный пожилой сэнсэй Ван Цзиньжэй, Маршалл Ло и Лэй Улун, списанные с Брюса Ли и Джеки Чана соответственно, жестокий рыцарь крови Фэн Вэй, ловелас Ли Чаолан и анимешная китайская девушка Лин Сяоюй, несмотря на китайское происхождение живущая в Японии и разговаривающая на японском языке.

音乐 (Музыка)[править]

  • Владимир Высоцкий, «Хунвэйбины», «Песенка про жену Мао Цзэдуна», «Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям», частично — приписываемая автору «Новые левые — мальчики бравые».
  • А. Городницкий, «Марш хунвэйбинов» (Облака проплывают, как снег холодны).
  • Sabaton — заглавная песня альбома Art of War, написана, само собой, о Сунь-цзы и от его лица.
  • Б. Гребенщиков — «Туман над Янцзы».
  • Оргия Праведников — «Дождь над великой рекой».

互联网 (Интернет)[править]

  • Мемы про китайских ботов, пародирующие китайскую же пропаганду с использованием нарочито корявый язык русь. Содержат неизменное восхваление товарищ Xi (густой волос, нефритовый стержень). По непроверенной информации, за восхваление Великий Китай каждый такой бот получать +100500 social credit, двойной порция рис и кошка-жена.
  • Китайский рэп. Точнее, одна самая известная композиция. Тот самый ЧИН-ЧОН-ЧАН-ЧИИИ.

复画幻想文化 (В качестве СФК)[править]

Подробнее см. Утай, Развесистый бамбук.

  • И. А. Ефремов, «Час Быка». Планета Торманс отчасти срисована с Китая эпохи культурной революции.
  • Шекли, «Корпорация „Бессмертие“» — Марс похож на чайнатаун.
  • «Сага о Форкосиганах» — Цетаганда (Теперь они там все такие).
    • Судя по именам и названиям, это всё же французы, просто в очередной раз впавшие в ориентализм, как они это любят.
  • О. Громыко, «Космоолухи» — Шоарра недвусмысленно пародирует современный Китай как производитель ширпотреба. Мозговыносящие шоаррские инструкции стали отдельным мемом.
  • Хроники странного королевства — Хина.
  • Михаил Успенский, трилогия «Приключения Жихаря» — Чайная земля к востоку от Многоборья (каламбур по созвучию с China). В описаниях оной Успенский явно взял за основу средневековый императорский Китай. Из Чайной Земли происходит странствующий монах Лю Седьмой — спутник Жихаря, весьма искусный маг и мудрый советчик.
  • Руслан Мельников, «Чёрная кость» — земли народа хань. Очень детально передан Китай первой половины XIII в., однако, по утверждению автора, это всё же СФК.
  • Майкл Суэнвик, роман «Вакуумные цветы» — Республика Народный Марс с Великой Идеей терраформинга Марса в качестве Светлого Будущего.
  • «Аватар: легенда об Аанге» и его сиквел «Аватар: легенда о Корре» — Земное Царство.
  • «Чудеса на виражах» — Панда-Ла.
  • Видеоигра Jade Empire. Педаль в пол.
  • World of Warcraft — Пандария.

См. также[править]

笔记 (Примечания)[править]

  1. При династии Мин к Сычуани добавилась Юннань, которую заселили, в основном, сычуаньцы.
  2. Те самые вышеупомянутые варлорды, засевшие в Пекине, вокруг Пекина и в Маньчжурии
  3. Конечное «ы» в данном случае не означает множественное число, а входит в китайское название
  4. Kuo Lily. China bans children from late-night gaming to combat addiction // The Guardian − 7 ноября 2019.
  5. В конституциях этих районов указано просто «китайский», но без уточнения диалекта. На практике под ним стали понимать именно кантонский, как наиболее распространенный
  6. крутые разработчики уровня Силиконовая Долина, в традициях Силиконовой Долины, зовутся «золотые» воротнички, чтобы их отличать от обычных