Концептуальный альбом

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Концептуальный альбом — это музыкальный альбом, все композиции которого объединены некоторой общей идеей:

  • Тематической — например, все треки посвящены какой-то конкретной теме.
  • Сюжетной — все треки являются частью одной долгой истории, и их прослушивание по отдельности не особенно способствует пониманию.

Стоит, однако, помнить, что проблема определения «концептуальный альбом» состоит в том, что чётких критериев того, какой альбом является концептуальным, а какой нет, не существует, хоть термину уже больше полувека. Самый примитивный способ узнать, концептуальный ли альбом — всё ещё испросить Слова Божьего. Скажет автор «да, альбом концептуальный» — всё, выдыхаем, не зря гадали.

Как они возникли[править]

Как только рок-музыка стала мировым культурным феноменом, перестав быть просто ещё одним продюсирумемым большими дядями развлекательным жанром, в него повалили люди, стремившиеся новыми выразительными средствами (электрические инструменты, новые подходы к звукозаписи, новые сонграйтерские и исполнительские фишки) уже не просто развлечь идей, но именно поделиться своим художественным замыслом. Примерно к середине 1960-х до этой цели — «а давайте рассказывать одну длинную историю с альбом» — дозрели сразу несколько маститых артистов. Тут мы, конечно, не можем не упомянуть битлов с их «Сержантом Пеппером», но и они не были пионерами — за год до Битлов американцы The Beach Boys выпустили «Pet Sounds», который запомнился как раз отличным от старого и привычного всем сёрф-рока жанром — барокко-поп — и общей связью песен в автобиографическую историю.

Фишку просекли довольно быстро, хотя сразу понадобилась она далеко не всем. Но кому понадобилась — те в неё упоролись с удовольствием и на отличненько. Почти сразу группы Nirvana (британская, а не американская 1990-х) и The Who начинают создавать свои концептуальные альбомы, быстро превратившиеся в новый жанр — Рок-опера. А в конце десятилетия рождается арт-рок, и вот уж кто без концептуальный альбомов до сих пор как без воздуха, так это прогрессивщики всех видов тяжести и лёгкости. Рядом с ними фишку быстро стали просекать металлисты, особенно те из них, кто уже тогда угорал по фэнтези. Ведь петь тяжёлые песни по Толкину час — вдвое веселее против того, чтобы делать это пять минут!

Так и живут с тех пор концептуальные альбомы, выпускаются и продолжают привлекать к себе внимание и завоёвывать поклонников, которым нужны долгие истории, а не просто ещё одна хорошая песня по радио. Хотя хороших песен на радио концептуальные альбомы нам подарили тоже немало.

Примеры[править]

Классический рок и прогрессив[править]

  • The Beatles:
  • The Who:
    • Tommy (1969). Первая рок-опера, официально названная таковой. По ней снят фильм.
    • Quadrophenia (1973). И по ней снят фильм!
    • А вот третий фильм с участием The Who, «Листомания», аверсия — альбома такого у группы нет.
  • Pink Floyd были концептуальны более-менее всю дорогу, но и тут мы не можем не выделить:
    • The Dark Side of the Moon (1973).
    • The Wall (1979).
  • Jethro Tull — аналогично, но при этом один альбом обязан быть отмечен отдельно:
    • Thick as a Brick (1972) — изначально пародийный на всё разом. В том числе и на концептуальные альбомы.
  • Дэвид Боуи — The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars, Diamond Dogs.
  • Nick Cave and the Bad Seeds — альбом Murder Ballads, как ясно из названия, весь посвящён убийствам, убийцам и жертвам.
  • Electric Light Orchestra — Time. Про попаданца в будущее.
  • Rick Wakeman:
    • Journey to the Centre of the Earth, The Six Wives of Henry VIII, The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table, 1984 — тут и так всё ясно.
    • А Tales from Topographic Oceans тоже концептуальный, он основан на принципах индуизма.
  • Coheed and Cambria — педаль в пол, т. к. все альбомы группы (кроме одного из последних, «The Color Before The Sun») являются концептуальными и рассказывают сквозную историю в жанре «космическая опера».
  • Jeff Wayne — Jeff Wayne’s Musical Version of The War of the Worlds. Прогрессив-рок-опера по «Войне миров» Уэллса. В роли рассказчика — Орсон Уэллс, автор знаменитой радиопостановки (в наше время покойного Уэллса заменяет Лиам Нисон).
  • Pretty Things - S. F. Sorrow же! Самая первая рок-опера, рассказывающая о, что характерно, S. F. Sorrow, его жизни и страданиях, если цитировать Википедию.Плюс там есть Барон Суббота, не уверен, что кому-то важно, но всё ж.
  • W.A.S.P. — The Crimson Idol.

Металл[править]

Одному Одину ведомо, почему, но именно в металле концептуальные альбомы — это не «иногда можно попробовать», а норма жизни.

  • After Forever — альбом Invisible Circles повествует об ухудшившихся отношениях влюблённой пары и тяжёлом детстве их дочери.
  • Ayreon. Все альбомы — научно-фантастические истории, многие объединены одной вселенной.
    • И сайд-проект Star One, где альбомы посвящены чужой фантастике.
    • И «сольный» альбом Lost in the New Real — про попаданца в будущее.
  • Avantasia — Педаль в асфальт — все альбомы группы сплошь рок-оперы.
  • Bal-Sagoth — все альбомы посвящены их саге в духе тёмного фэнтези.
  • Battlelore — все альбомы посвящены Средиземью Толкина.
  • Blind Guardian — Nightfall in Middle-Earth, посвященный Сильмариллиону Толкина.
    • Beyond the Red Mirror, действие которого происходит в собственной вселенной Blind Guardian. Сюжет вроде бы есть, но поддаётся пониманию с большим трудом.
    • А также симфонический альбом Legacy of the Dark Lands с более чётким сюжетом и кучей текстовых интерлюдий.
  • Caladan Brood — Echoes of Battle. По «Малазану» Стивена Эриксона.
  • Cradle of Filth:
    • Cruelty and the Beast — про любительницу кровавых ванн Эржбет Батори.
    • Midian — ужасы Клайва Баркера.
    • Damnation and a Day — «Потерянный рай» Мильтона.
    • Godspeed on the Devil’s Thunder — про Синюю Бороду — Жиля де Рэ.
  • Dream Evil — эти парни с места в карьер выпустили сабж прямо на старте в лице Dragonslayer (2002).
  • Dream Theater — несколько их альбомов концептуальны сюжетно, почти все остальные тематически, и лишь немногие релизы концепуальны с натяжкой. Особенно яркие и знаковые:
    • Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory (1999) — подзатемненный эталон сюжетно-концептуального альбома в прог-метале.
    • Six Degrees of Inner Turbulence (2002) — первых двухдисковый концептуальник группы.
    • Octavarium (2005) — небольшой, но по праву занимает свое место в данном ряду.
    • The Astonishing (2016) — второе двухдисковое творение, метал-опера на стыке нф-дистопии и фэнтези с одним вокалистом на все роли. Опус хорош и монументален, но после него фанаты дружно возопили «Дримы, астанавитесь!» и, судя по следующему альбому, группа к этому прислушалась.
  • Dreams of Sanity:
    • Komödia — «Божественная Комедия».
    • Masquerade — «Призрак Оперы».
    • The Game — концепция основана на тех чувствах, которые может иногда вызывать реальная жизнь.
  • Gloryhammer — все три альбома рассказывают одну историю, начиная с обычного фэнтези в средневековой Шотландии и заканчивая битвами космических флотов, варваром-киноактёром-киборгом с острова Унст и летающими подлодками.
  • Haggard:
    • Eppur Si Mouve — про Галилея
    • Awaking the Centuries — про Нострадамуса
    • Tales of Ithiria — собственная фэнтези-история.
  • Iced Earth:
    • Something Wicked This Way Comes, Framing Armageddon, The Crucible of Man — трилогия апокалиптического фэнтези
    • Horror Show — про классические ужастики.
    • The Glorious Burden — про исторические битвы.
    • The Dark Saga - про Спауна.
  • Iron Maiden — Seventh Son of a Seventh Son. Основано на книге Орсона Скотта Карда.
    • Сольно Блэйз Бейли — научно-фантастическая трилогия Infinite Entanglement (Infinite Entanglement (2016), Endure and Survive (2017), The Redemption of William Black (2018)) с общим сюжетом об астронавте-киборге с тёмным прошлым, путешествии в глубины космоса и безумном учёном с претензиями на роль бога.
  • Judas Priest — Nostradamus, угадайте про кого.
  • Kamelot: Epica и Black Halo — по «Фаусту»
  • Manowar — Gods of War. Про Одина и скандинавскую мифологию, с кучей интро и интерлюдий, поясняющих концепцию.
  • Mechanical Poet и сайд-проекты:
    • Woodland Prattlers — истории о жителях сказочного леса.
    • Who Did It To Michelle Waters? — расследование самоубийства девушки.
    • Eidoline: THe Arrakeen Code — по «Дюне».
    • Luna Damien — Muddlewood (фактически тот же MP): городские легенды про разные места Нуар-Сити.
    • Hattifatteners: Stories from the Clay Shore — по «Муми-троллям». После переделки в Mystland Prattlers — самостоятельная сказочная история.
  • Nightwish:
    • Imaginaerum (2011) — представляет собой историю-воспоминание, снящуюся старому композитору, лежащему на смертном одре.
    • Endless Forms Most Beautiful (2015) — уже тематический; песни посвящены науке и рациональному мышлению.
    • Human. :||: Nature. (2020) — тоже тематический; первый диск посвящён человеческой натуре в различных проявлениях, второй — содержит инструментальную восьмичастную композицию, целиком посвящённую природе.
    • И лично Tuomas Holopainen — The Life and Times of Scrooge. «Саундтрек» понятно к какому комиксу.
  • Opeth:
    • My Arms, Your Hearse — история о призраке, наблюдающем жизнь его родных.
    • Still Life. Просто Still Life.
    • Morningrise повествует о герое, продающем свою душу ради возвращения умершей возлюбленной.
  • Powerwolf — альбом Lupus Dei целиком посвящен становлению волка-оборотня из слуги дьявола воином божьим.
  • Rhapsody of Fire — все альбомы посвящены фантастическому миру Алгалорда.
  • Sabaton уже давно любят это дело:
    • Каждая песня альбома The Art of War (2008) соотносится с одной из глав «Искусства войны» Сунь Цзы.
    • Carolus Rex (2012) — про расцвет и падение Шведской империи. И про двух знаменитых королей: Густава II Адольфа и Карла XII.
    • Heroes (2014) — о (под)забытых героях Второй Мировой.
    • The Last Stand (2016) — про безнадёжный бой во всех практически исторических итерациях.
    • The Great War (2019) посвящён Первой мировой войне.
  • Summoning — концептуальная группа, все альбомы посвящены Средиземью Толкина.
  • Therion:
    • Secret of the Runes — девять миров Скандинавской мифологии
    • Les Fleurs de Mal — переделка француской девчачьей эстрады в металл
    • Beloved Antichrist — рок-опера, внезапно, по православному трактату.
  • Trans-Siberian Orchestra пишут исключительно сюжетные альбомы
    • Три альбома — рождественские христианские притчи с сюжетами типа «Послал Господь ангела проверить, осталось ли на Земле добро».
    • Beethoven’s Last Night — то, что написано на упаковке
    • Night Castle — запутанная история с путешествиями в мире снов и ветераном войны в Камбодже
  • Turisas — The Varangian Way, подробное описание пути из варяг в греки (с точки зрения собственно варягов)
  • Wind Rose — два альбома про гномов: Stonehymn (в целом по «Хоббиту») и Wintersaga (просто про гномью жизнь).
    • Их «дофолковые» альбомы тоже были концептуальными, но на другие темы.
  • Within Temptation:
    • The Unforgiving (2011) основан на идее серии книг-комиксов Стивена О’Коннела.
  • Итальянская группа Thy Majestie — альбом Jeanne d’Arc 2005 г. (угадайте, о ком).
  • «Эпидемия» — дилогия «Эльфийская рукопись» из альбомов 2004 и 2007 и её прямые продолжения — «Сокровища Энии» (2014) и «Легенда Ксентаорна» (2018). Фэнтезийная рок-опера о приключениях волшебника-эльфа и воина-человека, спасающих от тёмных сил сперва свой мир, а потом и чужой.
  • Unheilig - четыре последних альбома, сделавшие группу культовой - Grosse Freiheit, Lichter der Stadt, Gipfelsturmer и гранд-финал Von Mensch zu Mensch.

Альтернатива, панк[править]

  • The Dreadnoughts:
  • Muse — The Resistance: фантастическая антиутопия.
    • А также Drones (2015) и The 2nd Law (2012).
  • My Chemical Romance — Danger Days: The True Lives of the Fabulous Killjoys. Панковская история про постапокалипсис в духе «Безумного Макса».

Фолк, нью-эйдж и т.п.[править]

  • David Arkenstone пишет сплошные «саундтреки к историям»:
    • In the Wake of the Wind, Quest of the Dream Warrior, Return of the Guardians — трилогия, сюжет которой писала известная фантастка Мерседес Лэки.
    • Avalon: A Celtic Legend — по Артуриане
    • Music Inspired by Middle Earth — то, что написано на упаковке
    • Atlantis: a Symphonic Journey — музыкальная «история» Атлантиды
  • Heather Dale — серия альбомов по легендам о короле Артуре
  • Mike Oldfield — Songs of a Distant Earth, по роману Артура Кларка.
  • Nox Arcana — каждый альбом концептуальный, либо основан на каком-либо авторе ужасов (Лавкрафт, По, Стокер), либо на теме ужасов, либо имеет описание сюжета в буклете.
  • Немного Нервно, альбом "Дети из внутренних комнат", в меньшей степени - цикл "Сны о Земле" ( издание "Все сны о Земле" с подводками к каждой песне)

Электроника[править]

  • Jean Michel Jarre — большинство его альбомов основано на какой-то концепции типа «музыка стратосферы», «музыка подводного мира» или «музыка, основанная на голосах животных».
  • Mind in a Box — почти все альбомы объединены историей в жанре киберпанк.
  • Zodiac — In Memoriam (1989). Каждая мелодия посвящена достопримечательностям Латвии. Остался практически незамеченным.
  • Виктор Аргонов Project — «sovietwave»-опера «Легенда о несбывшемся грядущем». Про светлое советское будущее.
  • «Комплексные числа» в ту же копилку. (и в чём же концепция?)
    • Ну, например: Мы, XXII век. Тематический и сюжетный концептуальный альбом.

Русский рок[править]

  • Все альбомы проекта Егора Летова и компании «Коммунизм» (а их целых 15, включая записанный уже после смерти Летова). Статья-манифест проекта так и называется — «Концептуализьм внутри». Иногда это концепт «от темы» — например, «Солдатский сон» (песни советских солдат, в т. ч. прошедших Афган и видевших ужасы войны) или «Сулейман Стальский» (песни на стихи придворного поэта, настолько фанатично восхвалявшего власть, что можно было уже заподозрить издевательство). Иногда это концепт «от выразительных средств» — например, «Сатанизм» или «Игра в самолетики под кроватью», которые могут зайти любителям дарк-эмбиента и всякой шумовой музыки. Может еще быть концепт «от драматургии», где за, казалось бы, никак не связанными треками, их расположением друг за другом и эмоциональными качелями, которое оно устраивает, угадывается нечто большее — например, таков гранд-финал, альбом «Хроника пикирующего бомбардировщика». Альбом «Веселящий газ» — троп «темнее и острее» — доведение до абсурда всех черт тогдашней «Гражданской Обороны» (грязный звук, мрачные текста, вопль, сумасшедшая депрессивная атмосфера), так как, цитируя автора, «все наши действия (вплоть до одиночного творчества) тоже являются объектами коммунизм-арта». Педаль в мавзолей, чистый концептуализм, без музыки вообще (кроме бонусных песен, добавленных уже на переиздании) — «Лениниана».
    • У «Гражданской Обороны» тоже было, хоть там концепт гораздо менее уловим, а иногда понятен лишь читавшим интервью или знающим историю жизни Летова — например, дилогия «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация», посвящённые экстремальным состояниям (сам автор подсвечивал это, сравнивая ее с рок-оперой). Альбом «Хорошо!!» — цикл песен, созданный в период, когда Летов ознакомился с репрессиями и карательной психиатрией, явно содержащий образы из этого опыта («Наваждение», «Недобитые тела», «Слепите мне маску»). Психоделические альбомы — «Прыг-Скок», «100 лет одиночества», «Зачем снятся сны» — тут все понятно и т. д.
  • Давид Тухманов — «По волне моей памяти» (1976). Первый концептуальный и первый прогрессив/арт-роковый альбом в СССР. Произвёл эффект разорвавшейся бомбы и мгновенно стал культовым.
  • «Агата Кристи» — альбом «Майн кайф».
  • ДДТ:
    • Мир Номер Ноль (1999). В принципе, это даже дилогия с «Метелью Августа» (2000).
    • Дилогия «Единочество» (2002—2003)
    • Иначе (2011). Опять же, это скорее дилогия с «P.S.».
  • «Король и Шут» — панк-опера «Тодд». Элементы концепции есть и на альбоме «Тень клоуна» с его подводками к песням.
  • Множество альбомов-историй от «Красной плесени».
  • Пилот:
    • Сказка о прыгуне и скользящем (2001)
    • Рыба, крот и свинья (2004)
    • Ч/Б (2006)
    • 1+1=1 (2008)
    • Содружество (2009)
    • Трилогия «Изолятор» (2015), «Кукушка» (2016), «Пандора» (2018)
  • «Песняры» — «Гусляр». Прогрессивный фолк-рок по белорусскому фольклору.
  • «Сектор газа», альбом «Кащей Бессмертный», среди фанатов более известный как «Сказка» — панк-опера по отдалённым мотивам народной сказки о Царевне-Лягушке и Иване Царевиче. Концептуальна также музыкальная сторона — все мелодии и аранжировки, кроме одной песни, позаимствованы у иностранных звёзд 1980-90-х.

Русский рэп[править]

  • «Bad Balance», «Легенды гангстеров» — ещё в 2007 году, задолго до этих ваших Миронов. Каждая песня в альбоме — история известного преступника XX в. Вам тут и Аль Капоне, и Джон Готти, и даже Сонька Золотая Ручка.
  • Oxxxymiron — Горгород (2015)
  • Rickey-F, альбом «Fantome 1» — действие происходит в Москве будущего незадолго до конца света, и в песнях описывается атмосфера в обществе незадолго до гибели планеты.
  • «Грот», «Ледокол „Вега“» — основная часть песен рассказывает о путешествии ледокола в Арктику, его гибели и том, как выживали оставшиеся в живых члены экипажа.
  • Da Gudda Jazz, «Легенда» — каждая песня посвящена великому человеку, а её смысл связан с его достижениями.
  • Гарри Топор, «Эхо войны» — весь альбом стилизован под эфир вымышленного радио во время третьей мировой войны, с вкраплениями новостей. Под конец уже слышатся партизанские эфиры. Песни подходят по теме и/или настроению.
  • Noize MC, «Хипхопера: Орфей & Эвридика», по сути - адаптация древнегреческого мифа в реалиях современного шоу-бизнеса, с отсылками на первую советскую рок-оперу(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%B9_%D0%B8_%D0%AD%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B3-%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0).

Прочее[править]

  • Много концептуальных альбомов есть у Джонни Кэша, и зачастую Кэш включал в них обрамление в виде диалогов или голоса рассказчика:
    • Ride this Train (1960) считается первым тематическим альбомом Кэша. Он о путешествиях и о железной дороге.
    • All Aboard the Blue Train (1962) уже весь на железнодорожную тематику.
    • America: A 200-Year Salute in Story and Song (1962) об истории США.
    • Blood, Sweat and Tears (1963) об американском рабочем классе.
    • Bitter Tears: Ballads of the American Indian (1964) о трагедии американских индейцев.
    • Ballads of the True West (1965) о Диком Западе.
    • From Sea to Shining Sea (1968) о любви к «одноэтажной Америке» (кстати, редкий пример альбома Кэша, состоящего исключительно из его собственных и ранее не издававшихся песен).
    • The Holy Land (1969) на евангельскую тему и о стране Израиль.
    • The Rambler (1977) о бродягах, скитающихся в поисках утраченной любви, и о дорогах.
  • Touhou Project — периодически автор этой серии игр выпускает и музыкальные альбомы, в которых рассказывается одна продолжающаяся история, косвенно связанная с основным сеттингом. Правда, эта история рассказывается отдельно в виде текстового приложения, а музыкальные треки из альбомов (среди которых как оригинальные композиции, так и авторские аранжировки музыкальных тем из игр серии) выступают в качестве саундтрека к каждому конкретному её фрагменту.
    • «Rendaino Yakou ~ Ghostly Field Club» (2003) — в Японии недалёкого будущего живут подруги Марибэль Хирн (или просто Мэри) и Ренко Усами, которые очень увлекаются потусторонними и сверхъестественными вещами. При этом, Мэри обладает магической способностью видеть незримые границы…
    • «Yumetagae Kagaku Seiki ~ Changeability of Strange Dream» (2004) — Мэри стало сниться, как будто бы она попадает в какие-то непонятные и явно сверхъестественные места. Но похоже, что это не просто сны…
    • «Bouyu Toukaidou ~ Retrospective 53 minutes» (2006) — Мэри и Ренко решили проехать на высокотехнологичном подземном поезде, пролегающим между Токио и Киото прямо под горой Фудзи, который преодолевает всё расстояние всего за 53 минуты…
    • «Oozora Majutsu ~ Magical Astronomy» (2006) — сидя в кафе, героини обсуждают недавнюю новость об открытии платных космических туров на Луну. Однако разговор плавно перетекает в другое русло…
    • «Torifune Iseki ~ Trojan Green Asteroid» (2012) — Мэри и Ренко узнали о космической станции Торифунэ, на которой проводились эксперименты про терраформированию, однако потом связь с ней прервалась, и она затерялась в космосе…
    • «Izanagi Busshitsu ~ Neo-traditionalism of Japan» (2012) — после событий предыдущего альбома Мэри на некоторое время попадает в санаторий. При этом, её магические способности стали усиливаться…
    • «Enseki Hakubutsushi ~ Dr. Latency’s Freak Report» (2016) — Мэри видит всё больше картин из загадочного иного мира, и решает совместно с Ренко написать в этом книгу по псевдонимом «Доктор Лэйтенси»…
    • «Kyuuyaku Sakaba ~ Dateless Bar „Old Adam“» (2016) — главные героини вечером отправляются в неприметный бар «Старый Адам», чтобы встретиться с читателями написанной ими книги об ином мире…
  • В нашей стране пионером официального выпуска концептуальных альбомов стал композитор Давид Тухманов и его лонгплей «По волне моей памяти», вышедший в 1976 г.
  • Даниэль Клугер, «Готика еврейского местечка» — полностью посвящён различным жутким (не обязательно мистическим) историям, происходящими с местечковыми евреями.
  • «Фантастический оркестр Sound Horizon» — здесь сабж в принципе является самой концепцией существования всего проекта, основанного на «Стори-музыке». Все крупные альбомы Revo — это отдельная история со своим сюжетом и персонажами.