Королевства — плохо, а республики — хорошо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Good Republic, Evil Empire. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Да, в республике у власти может оказаться любая сволочь. Но в королевстве это была бы ПОЖИЗНЕННАЯ сволочь! »
— Ответ на анонимный «афоризм» из статьи о противоположном тропе
« Республики наилучшим образом сохранятся в истории, потому что великие государи умирают, а великие законы — бессмертны »
— На минуточку, прусский король Фридрих Великий[1]

Королевства — хорошо, а республики — плохо? Ну-ну, хорошо там, где нас нет. А давно ли вы жили в королевстве? Сколько вам было лет, когда в вашей стране свергли монархию? А может, вы родились уже после этого (возможно, сильно позже) и романтизируете королевства по незнанию?

Кому вообще жилось хорошо при королях? Крестьянам, составлявшим везде большинство населения? Нет, барин заставлял без перерыва пахать на земле, платить повинности и за малейшие оплошности порол на конюшне. А если выкупиться (ну или сбежать из общины), податься в город и устроиться в рабочие? Получится похожая ситуация: вкалывать по 12-14 часов у станка шесть дней в неделю, без профсоюзов и соблюдения техники безопасности за смешные деньги. Может, стоит податься в солдаты? В таком случае ты обречён участвовать в только королю нужной войне с соседним королевством или в колонизации диких земель. Хочешь стать офицером? А не положено тебе, простолюдин, чины только для дворян. Вот совершишь в бою настоящий подвиг, тогда можешь стать офицером, заодно и личное дворянство получишь… если выживешь. Полюбил девушку из аристократов? Что удумал, холоп, не может она за тебя выйти замуж! Вы из разных сословий! Выступил против короля или аристократии? Познакомься с охранкой!

Допустим, вам повезло чуть больше, и вы родились не в рабоче-крестьянской, а в интеллигентной семье, правда, принадлежащей национальному или религиозному меньшинству. Вы вынуждены носить опознавательные знаки, вы платите налог с инородца или иноверца, и вам запрещено селиться в столице и окрестностях, разрешено только купцам высшей гильдии или обладателям высшего образования. Что делать, чтобы выбиться в люди? Податься в армию? Офицером не стать, негоже, чтобы бравыми солдатами нашего великого короля командовали всякие басурмане. Один из путей — заняться финансовыми делами: торговля, ростовщичество, авось выбьешься во влиятельные купцы или банкиры. Второй — получение высшего образования. Ну и что, что ты из интеллигентной семьи, у тебя папа — врач, а мама — учительница, ты свободно владеешь двумя языками — своего народа и титульной нации и с детства читал много книг, так просто в университет или академию не поступишь. Знаешь законы? Словосочетание «процентная норма» что-нибудь тебе говорит? Математику же ты в школе хорошо знал, так смотри. На факультет в этом году есть пятьдесят мест. Ваших какой процент населения страны? Четыре? Вот и мест для ваших выделено четыре процента, что от пятидесяти — два места. А ваших пятеро поступает. И куда ты думаешь попасть, если из четырёх экзаменов три сдал на отлично, а один только на хорошо? Ну и что, что абитуриенты из титульной нации сплошь получили оценки «удовлетворительно» и были приняты? Вот и приходится либо становиться в учёбе лучшим из лучших, либо для обхода закона платить взятки, а чтобы достать деньги — вкалывать в свободное от учёбы время. Встречаешься с девушкой из титульной нации? Церковь не сможет вас повенчать, ты иноверец. Твоя община этого не примет. И не дай Бог, об этом вообще узнают твои или её родители. В общем хорошо, что вы её бросили и уехали поступать в университет в центр вашей губернии: в вашем родном городке случился погром, и вся ваша семья была убита.

Вам могло повезти меньше, если родились не просто инородцем, а представителем другой расы. Чернокожим или краснокожим человеком. Или, если есть в вашем мире, вообще нелюдью. Эльфом, или не дай Бог, орком. Судьба ваша может сложиться по-разному. Вы можете быть рабом, крестьянином, слугой или бомжом-кочевником, которому запрещено поселяться в городах титульной нации. Больше всего повезёт, если вы станете ремесленником, торговцем или рабочим где-нибудь на промышленной окраине города, но и то из-за вашего происхождения вам не позволят завести легальный крупный бизнес. И в ресторанах или отелях для титульной нации не вздумайте появляться: арестуют за нарушение порядка. Не стоит выступать с идеей об избирательных правах для ваших: засмеют.

Ладно, допустим вам всё-таки повезло больше. Крестьян или инородцев в вашем роду нет. Вы родились в городе, единственным сыном в семье мелкого чиновника. Дорога вам одна — туда же, куда отцу и деду и всем мужчинам в вашем роду: в мелкие клерки. Это значит — работать за копейки человеком-ксероксом без перспектив карьерного роста: чтобы продвинуться, нужно что? Правильно, дворянство.

А может, предыдущий параграф не про вас, потому как вы родились девочкой? Поздравляю, в возрасте около 16 лет, когда закончите институт благородных девиц, вас выдадут замуж. Ну и что, если вы не будете любить друг друга, как говорится, стерпится-слюбится. Вы встречались со студентом-отличником, учившимся на инженера (или врача, etc.), но не могли пожениться, потому как он иноверец. К тому же, он — оторванный от жизни мечтатель, говорит, что хочет изобрести транспорт, способный летать (придумать лекарства от тифа, холеры, туберкулёза и всех других болезней). Хи-хи, размечтался! Рождённый ползать летать не может (болезни — это наказание Божие за прошлые грехи или, в случае с детьми, за грехи родителей, etc.). Ну ладно, он в прошлом… вы выходите замуж за сына друга отца. Вы будете хорошей женой, обученной манерам. А специальности? Ты с дуба рухнула? Зачем женщине специальность? Решила сама работать, а потом, может, и избирательного права потребуешь? Опять же, кто за домом и семьёй следить будет? Живи на копейки, что приносит с завода или конторы муж. Муж погиб на войне или загнулся в тридцать лет от болезни из-за плохой медицины? Выбор у тебя не богат: подыхай от нищеты или подавайся на старости лет в проститутки. А старость наступает рано, тридцать лет — уже неликвид. Куда больше тебе повезёт, если отец найдёт тебе богатого жениха — крупного чиновника, заслужившего дворянство или купца высшей гильдии. Это опытный, зрелый мужчина в возрасте около пятидесяти лет. Не бойся, что тебе придётся спать с ним: скорее всего, он уже импотент, а медицина пока не научилась лечить это в таком возрасте. Пару лет отмучаешься, потом он отойдёт и станешь богатой вдовой. Правда, он может оказаться сифилитиком и не импотентом. А сифилис пока лечить не научились, так что будешь помирать медленно и мучительно в течение нескольких лет.

Ладно, на этот раз вам действительно повезло: вы — мужчина и родились в семье крупного купца. Только папенька ваш на старости лет проиграл всё состояние в карты, а с горя застрелился. Приходится начинать всё с нуля, бедным купцом. Самому продвинуться наверх очень тяжело. А тут ещё из провинции понаехали купцы высшей гильдии из иноверцев: борясь с угнетением, они выработали поистине железную деловую хватку, и конкурировать с ними практически невозможно. Судьба вынуждает вас из столицы переезжать в ближайший пригород, куда иноверцы пока не добрались. Там, проклиная окружающую вас сельскую местность, вы всё-таки накапливаете капитал. Как вдруг, когда вам пятьдесят лет, от аппендицита умирает ваша жена. А у вас — хорошая наследственность и здоровье, в том числе вас переполняет мужская сила. Ваши дед и прадед дожили до 90 лет, и отец был бы сейчас жив, если бы не застрелился. Вы находите себе новую жену — ваш друг детства выдал за вас свою дочь. Она — ровесница вашей младшей дочери. Молодая жена устраивает вас в постели, но не любит вас. Ну и что, кого волнует, что думают эти бабы? Главное, у вас каждый день — интимная жизнь, да и кормит она хорошо. Вчера вечером, например, приготовила очень вкусный пирог с грибами. Только почему сегодня весь день вы ощущаете слабость? Объелись, наверное? Несварение? Ладно, пойдём пороемся в книжном шкафу — там вроде кое-какой медицинский справочник завалялся… Открыв шкаф, вы случайно заметили книгу с описанием ядовитых грибов, растущих в вашем регионе. Упс…

Допустим, вы — мелкий аристократ. Это значит, вам придётся прозябать на небольшие доходы без возможности заработать деньги, не уронив такую важную аристократическую честь.

А если вы — крупный аристократ? Землевладелец, помещик, лендлорд, барин? Всё тоже не так сладко, как кажется. Развиваются капиталистические отношения. Купчишки, которых вы ещё вчера презирали, закупают в городе территории, на которых строят заводы, а в качестве рабочей силы завлекают в город ваших крестьян. Вскоре, оставшись без крестьян, ваши земли не приносят дохода, и вы вынуждены продать их. Покупатель находится сразу — ваш бывший крестьянин, сваливший в город лет пятнадцать назад. Повкалывав год-другой на заводе и собрав первоначальный капитал, он подался в торговлю. Напористостью, взятками и махинациями за оставшиеся годы он стал купцом высшей гильдии, и сейчас, покупая ваше поместье с вишнёвым садом, смотрит на вас сверху вниз.

Выходит, повезти вам могло только в одном случае. Если вы родились принцем. А сейчас вы — король. Но что, если у вас от природы нет достаточной для государя хватки? Если вы хотели жизни простого гвардейского офицера, обычного аристократа, балов, охоты и путешествий? Никто вас не спрашивал, хотите ли вы быть королём, а братьев и племянников у вас нет. И хорошо, что нет, иначе прирезали бы слабохарактерного монарха во сне, или пристрелили на охоте, заранее найдя козла отпущения. Покопавшись в семейных архивах, вы обнаруживаете, что у вас было два старших брата. И оба были больны на голову. Один был просто умственно отсталый, а второй страдал маниакально-депрессивным психозом (или чем похлеще). Хорошо, что к власти пришли вы, а не они, пропавшие без вести в юности. Вы понимаете, что слабохарактерный государь — не самый худший вариант для страны и соглашаетесь править, правда, получив прозвище «Король-тряпка». Когда люди устраивают демонстрации против вас, вы не обращаете внимания. Когда на них собирается множество человек, вы приказываете расстрелять демонстрацию (ну или оставляете эту проблему на откуп своим генералам — вам сейчас не до этого, — а те уж…), получив новое прозвище «Кровавый». Вскоре происходит революция, и вы покидаете дворец. Ещё немного погодя в ваше старое поместье входят мутные личности в чёрных куртках с кобурами со словами «гражданин, пройдёмте в подвал фотографироваться».

Ладно, вы — не тряпка, у вас есть все черты характера, нужные королю. Лишь одна проблема: ваш батюшка преставился, когда вы были ребёнком, и королём стали вы. Уже в детстве. До совершеннолетия к вам приставлен регент. Но и после вашего совершеннолетия регент продолжает оказывать влияние на кабинет министров. Путём интриг вам удалось его казнить. Но внезапно вы поняли, что слишком молоды, чтобы самостоятельно править государством: пускай вам уже двадцать пять, в соседних республиках можно избираться президентом лишь в возрасте на десять лет старше, а хорошего некроманта, чтобы воскресить регента, рядом нет. Не справившись со слишком сложной для юноши игрой в политику, вы были убиты дядей, младшим братом отца, ставшим куда более искусным государем.

Всё вышеперечисленное — при условии, что ваше королевство хоть как-то развивается. Если же царит многовековой застой или вовсе сползание в бездну — тогда всё не так плохо, всё намного хуже. Вообще без просвета, и «комфортного и безопасного» сословия, куда можно было бы попытаться просочиться, просто нет. Одни воюют в бессмысленных междоусобных склоках между какими-нибудь двумя землевладельцами (за пару лысых бесплодных холмов с пошлым названием), других травят и режут в борьбе за власть, третьи вкалывают на полях с примитивными орудиями и не имеют никакой возможности куда-то свалить, жизнь четвёртых сплошь состоит из заучивания и произнесения религиозных речекряканий.

Но и это, впрочем, не самый худший вариант. Гораздо хуже, если ваше традиционное королевство другие более могущественные государства решат поделить на колонии, и ваша устарелая полуфеодальная армия, вооружённая устаревшим оружием, ничего не сможет противопоставить могущественным промышленно развитым империям. Которые сначала разнесут из пушек ваши береговые крепости, а затем высадят многочисленный, закалённый в колониальных войнах десант, с опытными офицерами и дисциплинированными вымуштрованными солдатами, массово вооружёнными самым современным оружием, и начнут делить ваше бывшее королевство. И вам лично очень повезёт, если они захотят взять вас в плен с целью заставить подписать отречение, а не просто шлёпнут как «ещё одного мешающего дикаря».

То ли дело республика! Вы родились полноправным гражданином, таким же, как все. Хотите копать землю? Бога ради. На завод? Легко, сел на поезд, приехал в город, пошёл работать. В армию? Запросто. В офицеры? Поступай в военное училище, а потом командуй солдатами. Поступить в институт? Коль хорошо учишься, поступишь. Все варианты возможны даже вне зависимости от того, мужчина вы или женщина. Вы спрашиваете, что, если происходите с вашей возлюбленной из разных сословий? Прошу прощения, я не понял вашего вопроса. А если разных вероисповеданий? А кого это, собственно, волнует? Вы — зрелый человек, обладающей железной хваткой политикана? Можете подаваться и в первые лица государства. Вокруг царит фэнтезийный мир с магией, а вы вообще не человек, а, например, орк? Опять же, если у вас хватит способностей, можете стать хоть политиком, хоть архимагом.

Почему это не так[править]

Если вы осилили весь предыдущий текст, вы, будем надеяться, поняли, что он основан на двух капитальных подменах понятий. Во-первых, он не о том, как плохо жить в королевствах, а о том, как плохо быть лузером — в любом сословии и при любых начальных условиях. В каждой из перечисленных историй лузер страдает не от республиканских конкурентов, а от жителей своего же королевства, которые прекрасным образом преуспевают там, где он терпит фиаско — доказывая тем самым, что вовсе не королевство, и даже не принадлежность к конкретному сословию в нем, причина всех бед. Вторая подмена понятий связана с тем, что королевство образца XVIII—XIX, а то и раньше, века сравнивается с республикой конца XX. Всё вышеописанное, и многое другое, присутствует и в республиках той эпохи. И негров линчуют, и крестьян за людей не считают, и определённым группам населения закрывают доступы куда только можно, и жениться на ком хочешь может оказаться нельзя, и богачи наслаждаются вседозволенностью, и рабство в той или иной степени может быть узаконено. Все те беды, которые не связаны с личной неспособностью делать карьеру, бизнес и т. п., порождены низким уровнем как научно-технического (плохая медицина, тяжелый непроизводительный труд), так и социального развития (непреодолимые сословные и религиозные барьеры, дискриминация, прелести загнивающего феодализма и «дикого» капитализма), а опять-таки не монархической формой правления как таковой (Япония или Британия вон тоже монархия, хоть и конституционная).

Республика избавления от всего этого совершенно не гарантирует. Она может быть рабовладельческой, олигархической, теократической, нацистской, (псевдо-)коммунистической и Вы таки не поверите, даже монархической. В ней может прекрасным образом процветать расовая, религиозная и половая дискриминация (даже при наличии всеобщего избирательного права — а уж тем более при его отсутствии), а роль чванливых зажравшихся аристократов, которым не писаны никакие законы, будут играть или коррумпированные чиновники правящей партии (вполне возможно — узурпировавшие власть), или денежные мешки, скупившие на корню прессу и профсоюзы. Королевство же, в свою очередь, может быть вполне демократическим, где полномочия монарха ограничены парламентом, и даже сама фигура монарха может быть выборной (как это было, к примеру, в Речи Посполитой, само название которой именно и означает Республика). В классическом смысле это слово вовсе не означает отсутствие монархии или противопоставление ей. Республика — просто Общее Дело: та форма правительства, которую все согласились считать законной. И да, в ней вполне может быть король. Даже не особенно ограниченный. Когда Август объявил, что восстановил раздираемую фракциями республику, никто из современников не считал это иронией или издевательством. Эпоха принципата (т. е. до конца I века н. э.) именно считается республиканским периодом, а правители (да, включая тех же Калигулу и Нерона) — республиканскими правителями. Только при Домициане титул «принцепс» был заменён на титул «доминус» — т. е. господин, что и означало переход к новым отношениям между народом и властью.

Более того, если у власти Божией милостью окажется правитель, радеющий за реальные нужды народа (а не то, как их нашёптывают на ухо придворные аналитики от слова «а налить?»), то именно у абсолютного самодержца или хотя бы конституционного дуалиста гораздо больше возможностей предпринять по этому поводу реальные действия[2]. Президент, если он не пожизненный банально столько не просидит, чтобы успеть претворить столь массивные преобразования в жизнь — а если и просидит, то скорее всего, как диктатор, озабоченный больше продлением срока, чем заигрываниями с плебсом. Та же петрушка с премьер-министром при марионеточном монархе (Бисмарк — исключение, подтверждающее правило). Король может проводить свою политику на протяжении хоть поколений, руками далеко не одного премьера, меняя их в случае надобности — и в итоге добиться своего, капля по капле сломив сопротивление и политической оппозиции, и финансовой олигархии, и успевших сменить мировоззрение единомышленников. Республиканский же лидер гораздо сильнее вынужден идти у них на поводу — иначе его банально не изберут на новый срок, и все прекрасные прожекты останутся исключительно в его голове. Отчасти это решается нарабатыванием рейтинга на первом сроке, проведением непопулярных, но необходимых меры на втором, а на третий можно уже и не идти… только вот есть шанс, что вместо тебя изберут оппозиционера, который эти меры (нарабатывая себе рейтинг на первом сроке) щедрым жестом отменит. А те, кто способен (а главное, хочет) преодолеть эффект Молоха единым рывком, встречаются ещё реже добрых королей.

Каков же вывод? Ни королевство, ни республика не являются панацеей. Это только формы, которые могут быть наполнены любым содержанием.

Примеры[править]

Литература[править]

  • ПЛиО и телесериал «Игра престолов»: Семь Королевств Вестероса — пропахшая кровью и навозом помойка, а Вольные Города (особенно зрело-капиталистический и аболиционистский Браавос) — богатейшие и культурные государства, вмешивающиеся в чужие внутренние дела во всём мире. В Браавосе люди, вон, уже в драмтеатры ходят, а в Вестеросе до сих пор скоморохи медведей по улицам водят.
    • Чуть восточнее динамика немножко другая: гискарские города — рабовладельческая задница мира, рядом с которой даже Вестерос кажется Мэри-сьюто… тьфу, простите меня Семеро! — раем земным. Дейенерис Таргариен старательно пытается сделать их лучше, установив там феодальную монархию, но, увы, она всего лишь юная девушка и ничего не смыслит в прогрессорстве.
  • Плоский мир Терри Пратчетта. Каждый второй король Анк-Морпорка монархической эпохи в Плоском Мире — безумный (остальные — просто глупые). Особенно выделялись Лоренцо Добрый (маньяк-педофил) и Людвиг Дерево. Анк-Морпорк с тех пор давно стал аристократической республикой — и хотя и среди патрициев попадались довольно странные (два предшественника Ветинари — Ветрун Смертоносный и Капканс Психоневротичный), но зато при Ветинари город хоть как-то начал работать. Тем не менее, находится немало ностальгирующих по хрусту щеботанской булки и Анк-Морпорку, который мы потеряли — сюжеты трех первых книг из цикла про Стражу крутятся вокруг заговоров с целью реставрации монархии.
« Монархия — она как сорняк. Сколько бы голов ты ни отрубил, до корней тебе не добраться: они вьются под землей, готовые пустить новые ростки. Все это очень похоже на хроническую болезнь. Даже у самых образованных людей в голове найдется уголок, на стенке которого написано: «Короли. Какая отличная идея». Тот, кто создавал людей, кем бы он ни был, допустил в своих разработках одну большую ошибку. Люди так и норовят встать на колени… »
— Терри Пратчетт, «Ноги из глины»
  • Множество произведений советской литературы по понятным причинам.
  • Вообще, в применении к России троп называется «застенки царизма».

Кино[править]

  • В Звёздных войнах: республика — позитивный, хороший строй. (В трилогии приквелов Лукас занялся деконструкцией, показав «тёмные стороны» этого явления — что вызвало раскол фанатского сообщества.) По сути, Галактическая Республика представляет собой конфедерацию множества систем со своими законами, армиями, флотами, спецслужбами. Зигзаг - на многих планетах Республики строй далеко не республиканский. Встречаются как монархии (от конституционной и/или выборной до абсолютной), так и откровенные тирании, включая планеты, на которых разрешено рабство.
    • А вот Новая Республика из старой «Расширенной вселенной» по сути неожиданная аверсия. По сути власть нежданно-негаданно свалилась со смертью Палыча на коалицию идейных на всю голову демократов, у которых из политической программы было только «вернем все в зад, Прекрасную Старую Республику развалили лично Палыч и три с половиной продажные сволочи» и банальных сепаратистов, которые хотели главным образом, чтобы Империя не стояла над душой. Выводов было не сделано, государство строилось, как говорится, из дерьма и палок, и что в итоге? Двадцать лет мучительного превознемогания «осколков злой империи, основанной только на страхе, которую толкнешь — развалится» и политический кризис с угрозой полного развала каждый год.
    • Новая Республика из Диснеевской версии - все то же самое, только в десять раз глупее и карикатурнее. Благо деградировала не за двадцать лет, а почти сразу за счет гениальных решений «обложим самые развитые миры санкциями и репарациями, при этом распустим армию и сломаем навсегда саму идею вертикали власти».
      • Вообще у Звездных войн та проблема, что нам, фактически, показывают исторически обусловленный этап централизации галактического государства, переходящего от феодальной раздробленности к чему-то более единому, и преподносят это как борьбу Добра со Злом.
  • Caligula — наглядно
  • Quilombo (1984) — бразильский фильм про республику w:Киломбу Палмарис, основанную восставшими рабами, и противостоявшей рабовладельческой Бразильской Империи

Телесериалы[править]

  • «Скользящие» — на одном из скачков герои попадают в мир, где американская война за независимость была проиграна, и весь мир до сих пор живет при едва ли не средневековой монархии, с налогами, с барского плеча снижаемыми до 76 %, злыми неверными ментами а-ля шериф из «Робин Гуда» и отвратительными британскими автомобилями.

Аниме и Манга[править]

  • «Звуки Небес» — Гельвецианская республика и Римская империя. Правда аверсия — политический строй особо не раскрывается, а отношения двух стран происходят где-то «за кадром».
  • Valkirye Chronicles — Галия и Восточная Империя.
  • «Легенда о героях Галактики» — до возвышения Райнхарда в отношении Галактического Рейха и ССП отыгрывается именно этот троп. Да у ССП объективно масса недостатков, но когда ему противопоставлено государство которое рвут на части разжиревшие, возомнившие себя чуть ли не богами аристократы, а все остальные не имеют никаких законных возможностей для защиты...

Видеоигры[править]

  • Игра «Трудно быть богом»: после королевства и теократии в Арканаре установилась АВР (Арканарская вольная республика), возглавляемая бывшим профессиональным бунтовщиком, а ныне консулом Аратой. Он, хотя и сам неграмотен, становится ярым сторонником технического и социального прогресса и врагом всякого мракобесия. Строй сменяется на более народный, граждане более не угнетаются попами и аристократией.
  • Langrisser V — вся линия Калзаса как раз об этом.

Реальная жизнь[править]

  • Примерно так думает большинство коммунистов, социалистов и других левых. Впрочем, и они понимают, что республики и монархии бывают разные. Ни один адекватный коммунист не будет отрицать, что парламентская монархия а-ля Япония или Швеция намного лучше, чем тиранско-демократическая «республика», особенно по заветам Адольфа Алоизыча.
    • В любом случае, республика и демократия - не одно и то же. Ещё Честертон заметил: никогда в Англии не было так мало демократии, как в те годы, когда она была республикой. И действительно, там была военная диктатура Оливера Кромвеля.
  • А как же привычка называть неугодных тебе правителей царями (или сам строй этой страны объявлять монархией)? И если в случае с КНДР это ещё как-то пытаются аргументировать, то вот со странами СНГ…
    • Ну в некоторых странах СНГ (Азербайджан) уже вполне президентскую власть передали по наследству. А пожизненные титулы типа «отец нации» или несколькократно делать новым правителем избранника предыдущего при формально республиканской процедуре — это явный принципат, хотя ещё не полноценная монархия.
  • В реальной жизни дожившие до наших дней монархии (особенно ограниченные) — это почти всегда очень прогрессивные страны, где очень неплохо жить. Даже абсолютные — Бруней, королевства Персидского залива — вполне себе обеспеченные государства. Только большинство мира — это страны, в которых монархия тоже была, пока очень сильно не налажала. Как шрам от этих событий, во многих парламентских странах типа Германии или Италии выборный пост президента по структуре полномочий сильно напоминает конституционного монарха — потому что такая дырка и осталась, когда его свергли.

Примечания[править]

  1. А можно ссылку? А то поиск в гугле результатов не дал, что вызывает подозрения.
    • Вторая ссылка Яндекса - "Энциклопедия мудрости" некого Хоромина с этой цитатой. Не факт, что Хоромин прав - но это как минимум не местное творчество, а взятой из изданной книжки. "Власть над людьми и люди у власти" Эдуарда Борохова (также с первой страницы Яндекса) приводит ту же цитату.
  2. Например — японский император Мэйдзи (для своих Муцухито), ближе к нашим дням — Кабус бин Саид