Король и Шут

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Меня часто спрашивают, как приучить ребёнка к горшку. Дорогие родители, стратегия довольно проста: начинайте с акустического альбома, потом постепенно включайте в плейлист мелодичные композиции «Дурак и молния», «Ели мясо мужики», «Проклятый старый дом» и т. д. Как только ребёнок начнёт подпевать, можно переходить на более поздние альбомы. Не пройдёт и месяца, как ваш малыш уже вырвет себе первые молочные зубы. »
— Народное

(link)

Концерт 2002 года с самой знаменитой программой — «Как в старой сказке»
В «золотом составе» 2000—2004 годов. Вот они, слева направо: Яша, Князь, Поручик, Ренегат, Маша, Балу, Горшок

«Король и Шут», в просторечии «КиШ»[1] — культовая на постсоветском пространстве группа, чей стиль обычно определяют как folk punk или horror punk — песни с мистическим колоритом. В 1990-е стала популярной, в 2000-е приобрела в определённых кругах статус легендарной. Основная причина успеха — самобытная тематика, которой на панк-сцене почти не встречалось. Массовость также обеспечило отсутствие совсем острых тем и откровенной похабщины, в отличие от того же «Сектора газа». Правда, одновременно с этим команда получила славу кумиров самой необразованной и дурно пахнущей (в том числе в прямом смысле) прослойки неформалов. Некоторые считают «Король и шут» копиркиными американской horror-punk банды The Misfits. Так это или нет — вопрос академический и не по формату данной статьи…

Официально существовала с 1988 по 2014 год, но фактически жизнь группы оборвалась вместе с таковой у фронтмена Михаила Горшенёва 19 июля 2013 года. Оставшиеся музыканты образовали команду «Северный флот», а второй вокалист Андрей Князев выступает в проекте «КняZz». Успели выпустить 10 полноценных альбомов, плюс две части оперы TODD без участия Князя, концертные, сборники и сольные проекты каждого из фронтменов. В 2023 на платформе Кинопоиск вышел условно биографический сериал, посвященный группе, консультантом которого выступил Андрей Князев.

Чем прославились[править]

  • В первую и главную очередь: тематикой, конечно же! Это средневековое европейское и славянское фэнтези, магия, ужасы, рассказы о нечисти, обилие юмора (включая чёрный), иногда — любовная лирика и клюквенно-патриотические мотивы[2]. Отсюда и упрёки в безыдейности от политизированных коллег по сцене.
  • Запоминающийся дуэт фронтменов: Михаила Горшенёва (Горшок) (1973—2013) и Андрея Князева (Князь) (род. 1973). Первый куда сильнее выкладывался на сцене, второй — писал большинство текстов и рисовал обложки альбомов. Нельзя не заметить контраст между «плохим парнем» и более правильным. Впрочем, это берёт начало из реальной жизни: Горшок на самом деле был отвязным панком, Князь — более спокойный и «цивильный» товарищ. Что, впрочем, кончилось для первого плохо — смертью от наркотиков… Также многие помнят скрипачку Машу Нефёдову[3] из «золотого состава» группы.
  • Достаточно неплохой уровень игры на инструментах. С самого начала не пытались показаться «мега-гаражной» командой, из принципа плюющей на техничность. Со временем повышался, впрочем, иногда с потерей креативности.

Дискография[править]

  • 1994 — Будь как дома, путник (позднее долго не переиздавался)
  • 1996 — Камнем по голове (первый официально изданный альбом)
  • 1997 — Король и Шут (альбом из наиболее старого материала, написанного еще в начале 90-х)
  • 1999 — Акустический альбом
  • 2000 — Герои и злодеи
  • 2001 — Как в старой сказке
  • 2002 — Жаль, нет ружья (последний альбом «золотого» состава)
  • 2004 — Бунт на корабле
  • 2006 — Продавец кошмаров
  • 2008 — Тень клоуна
  • 2010 — Театр демона (последний альбом с Князевым)
  • 2011 — TODD, часть 1. Праздник крови
  • 2012 — TODD, часть 2. На краю

Тропы и штампы в творчестве группы[править]

Иллюстрация к «Кукле колдуна» от SergoZ

Их множество, воистину! Команда брала вдохновение из самых разных источников: от серьёзной мифологии до народных шуток.

  • Z — звучит круто — не совсем в творчестве и не совсем «Короля и Шута», но всё же. «КняZz» — вы сами всё видите. Мало того, что «з» заменена аж двумя «Z», так она одна из них ещё и заглавная!
  • Проклятый старый дом — здешний тропнеймер!
  • Орава фэнтезийной нечисти:
    • Главный герой — нежить — очень похоже, что таково посмертие главного героя песни «Хозяин леса», «Ходит зомби».
    • Оборотни. Одноименная песня малоизвестна, зато культовыми стали повествования об охотнике-оборотне Себастьяне («Охотник»), превращении в другого зверя («Медведь»), а также волчьем пастыре (ага, тот самый дядечка из всем известного «Лесника»[4]).
    • Вампиры. Им чаще не везёт: один ограничен в рационе («Защитник свиней»), другому вообще выломали зубы («Зловещий кузен»)… Но есть и «Дочка вурдалака», в которой вампиры опасны для главного героя, например.
      • «Тёмный учитель» повествует о важности воспитания молодых кровососов в современном мире и соблюдения Маскарада.
      • Зло воздающее — персонаж «Исповеди вампира». Он монстр, для которого люди — просто обед, но «У негодяев слаще кровь … Я не кусаю всех подряд». Да и встретить на ночной улице грабителей или воров куда проще, чем законопослушных граждан.
    • Демоны. Ну, точнее, с учётом специфики… так, бесы. Пафосных битв против красных рогачей не ждите, но напакостить могут по-жёсткому («Пивной череп», «Волосокрад»).
    • Нежить же! В самых разных формах: утопленники, зомби, призраки… От реально криповых («История о мёртвой женщине») до придурочно-смешных («Ходит зомби»).
    • Фольклорная нечисть: леший («Парень и леший», «Леший обиделся»), водяной (песня под названием «Водяной»). Обычно не особенно злобны.
  • Обычное зверьё не отстаёт («Жаль, нет ружья», «Лесник» — во втором случае процессом управлял волчий пастырь).
  • Герои вида Homo Sapiens, даже не искажённые фэнтезийной заразой, также отличаются пониженной добротой. Скорее даже наоборот. Но есть и исключения…
    • Короли и шуты, само собой! В разных амплуа. Первые чаще статисты, а вот второй образ варьируется от обличителя пороков («Гимн шута», «Бал лицемеров») до безумного пакостника («Проказник скоморох» и, собственно, «Король и Шут»).
    • Множество неадекватных персонажей. Да что там — откровенных маньяков, которым лишь бы поизмываться над ближним. «Верная жена», «Инструмент», «Воспоминания о былой любви», «Мастер приглашает в гости»… Впрочем, особенно перепугаться нам не дадут: зачастую пытки — это смешно («Кузьма и барин»; на деле висеть головой вниз — штука опаснейшая).
    • Куда ж в фэнтези-страшилках без тёмных магов? Самые известные, пожалуй, — злодеи из «Куклы колдуна» и «Возвращения колдуна». Есть и несчастный тёмный маг — лирический герой песни «Некромант».
    • Разбойники злые («Два друга и разбойники», «Месть Гарри») и робингудского типа («Лесные разбойники»), а также пираты («Хороший пират — мертвый пират» и просто «Пират»).
  • Мутанты — видимо, как раз ими являются герои песни «Двухголовый отпрыск». Собственно, сам мальчуган с двумя головам и его постаревший отец с двумя половыми членами.
  • Злодей победил — многие песни либо заканчиваются безоговорочной победой сил зла («На тело ведьма покосилась, и в неизвестном направленьи скрылась»), либо имеют открытый финал, не оставляющий протагонисту практически никаких шансов («В сторону мою рукой он указал, и тени двинулись ко мне»).
  • Любовная лирика и некроромантика: иногда стёбная («Шар голубой»), но чаще с серьёзной миной («Мария», «Холодное тело», «Ответ — лютая месть», «Фред»).
  • О ужас! — частая реакция лирических героев песен. За всеми примерами не угнаться, перечислены некоторые из них:
    • «Леший обиделся» — парень, попавший в лесу в капкан и просящий доброго дедушку освободить его, понимает, что «добрый» дедушка на самом деле страшный леший.
    • «Мотоцикл»: герой сбивает пешехода на своем мотоцикле, приезжает домой, включает свет в спальне — а на кровати окровавленное тело. О ужас!
    • «С тех пор, как он ушел»: лирический герой, вернувшись к девушке после десяти лет путешествий, обнаружил, что она в процессе ожидания умерла, засохла и рассыпалась в пыль от его прикосновения.
    • «Садовник»: сестры посылают брата нарвать им букет цветов из сада. В итоге букет им приносит садовник… вместе с отрубленной головой брата.
    • «Валет и Дама»: пополам с Самосбывающееся пророчество. Прохожий подходит к гадалке и просит ее рассказать о его судьбе. Она пророчит ему смерть от ножа, а когда тот не понимает и требует дополнительных комментариев, достает нож и наглядно все демонстрирует.
    • «Два друга и разбойники»: пополам с Награда, достойная предателя. Двух друзей в лесу поймали разбойники, и один из них, чтобы сохранить себе жизнь, согласился заколоть друга. Атаман приказывает оставить его живым. В могиле. Вместе с трупом.
    • «Инструмент»: изначально по тексту складывается впечатление, что парень пригласил девушку в сарай с целью соблазнить, а под словом «инструмент» понимается его половой орган. Но в последнем куплете… уж лучше бы соблазнил.
    • «Истинный убийца»: палач, собирающийся казнить ложно обвиненного в убийстве, признает, что тот не виноват, поскольку убийца — он сам.
    • «Лесник»: путник, попросившийся на ночлег к леснику, к своему ужасу узнает, что тот назначил его обедом для своих друзей-волков.
    • «Отец и маски»: отец купил детям маски вурдалака, кабана и ведьмы, и превратившиеся в них дети убили папашу.
    • «Сапоги мертвеца»: дровосек снял сапоги с найденного трупа и не внял советам сестры избавиться от них. В итоге мертвец явился и потребовал обратно свои сапоги. Окончилось все смертью сестры.
    • «Сказка про дракона»: девушка пытается отговорить влюбленного в нее юношу от попыток провести с ней ночь, пугая его страшным драконом, который за ней следит. Не верящий в сказки парень не прислушивается к совету и нарывается на вполне реального злого отца девушки с увесистой дубиной.
    • «Ели мясо мужики»: мужики, пришедшие в гости на обед к конюху, так и не поняли, что они ели мясо его жены, которая изменяла ему с ними.
    • «Бродяга и старик»: парень думал, что попросился на ночлег к безобидному старичку, а попадает к маньяку.
    • «Воспоминания о былой любви»: история Синей Бороды. Лирика песни заканчивается там, где выясняется, что всех любивших его девушек лирический герой задушил, чтобы они остались с ним.
    • «Дед на свадьбе»: дед хорошо погулял и выпил на свадьбе внучки, и только к утру невеста вспомнила, что свадьба пришлась как раз на девятый день со смерти деда.
    • «Запрет отца»: тот же самый сюжет, что в «Сказке про дракона», но если там расправа осталась на откуп фантазии, и парень, возможно, выжил, то здесь девушка находит труп возлюбленного уже на середине песни.
    • «Тайна хозяйки старинных часов»: хозяйка недаром отказалась продавать часы покупателю старины: как только он починил сломанные часы, и они начали бить, хозяйка в несколько мгновений постарела и рассыпалась прахом.
    • «Весёлые тролли»: да, тролли просто хотят повеселиться сами — и повеселить людей. Вот только, когда понимаешь, что они уготовали тем, кто не оценит их юмора…
  • А 220 не хочешь?: «Задира и солдат». Военный не фраер, его людей убивать учили. Понимать надо. Ну а «громила из блатного кабака» явно продемонстрировал смертельные хамство и самоуверенность.
  • Адский папаша — «Спятил отец». С прикрученным фитильком, так как он человек занятой и времени на детей у него попросту нет, из-за чего он и злится на них, когда его пытаются отвлечь. Тем не менее, стоит призадуматься. Какой нормальный отец будет швыряться стульями в собственных детей и грозиться оторвать им руки?
  • Беглые психи — «Рыцарь». По счастью, «стража» в белых халатах успела скрутить лирического героя прежде, чем он успел вломиться в дом к даме сердца. Но пугает мысль, что может натворить на свободе его приятель Лёня де Сад
  • Босоногий поневоле — «Забытые ботинки». Выйдя в полночь на лунную дорогу, главный герой забыл ботинки в спальне своей любимой и отправился в дальний путь босиком. Далеко уйти не получилось, пришлось возвращаться обратно с отмороженной ступнёй.
  • Вера делает вас идиотами — «Идол», «Помнят с горечью древляне».
  • Высокоточный матснаряд — «Король и Шут» известны тем, что в отличие от большинства панк-групп не матерятся в своих песнях. Вообще. Тем эффектнее звучит, возможно, единственное матерное слово за весь репертуар группы (не считая кавера на Гражданскую Оборону «Насрать на мое лицо») в песне «Разговор с гоблином». Если замедлить ускоренный для комического эффекта голос Князя, произносившего реплику от лица гоблина, которого топят в бочке с брагой разбойники, то можно явственно услышать: «ПИДАРАСЫ!»
  • Жуткие увеселения: если шут или иной представитель творческой профессии недобр, какими ещё они будут? «Кукольный театр», «Тень клоуна», «Отец и маски», «Фокусник».
  • Зло против зла — «Чужой среди своих»
  • Злой двойник — «Отражение»
  • Зловещая луна: жуть и без луны? Да вы с ума сошли!
    • Припев песни «Некромант» — обращение лирического героя к такой луне.
    • «Отражение»: «лодка стоит возле причала, лунная ночь — тревог начало».
    • «Медведь»: «погаснет день, луна проснётся и снова зверь во мне очнётся».
    • «Ответ — лютая месть»: «Луна. Ты не спишь. За мной ты следишь». Луна здесь дополнительно нагнетает атмосферу к и без того тяжёлому состоянию лирического героя, мучаемого кошмарами.
    • «Свой среди чужих» — «подруга луна» у маньяка, который «ненавидит всех живых».
  • Зловещий бродяга — «Камнем по голове», тропнеймер — «…возник зловещий лик бродяги!».
  • Зловещий музыкант — «Кода»
  • Зомби — колдун из песни «Кукла колдуна», скорее всего, является колдуном вуду. А главная героиня, возлюбленная рассказчика, в этом случае — зомби в его классическом понимании.
  • Джинн-буквалист — «Злодей и шапка». Придирчивый «злодей» потребовал у продавца шапку, после которой «видя облик мой, все меня обходили б стороной». И ведь не обманул продавец![5]
  • Жуткие детишки — «Отец и маски». Примерив маски, купленные у таинственного продавца, трое детей превратились в монстров и растерзали родного папашу.
  • Деконструкция: «Помнят с горечью древляне». Думали, феи — ангелоподобные няшечки? Да хрен там было, скормят мухам и носом не поведут[6].
  • Поцелуи раздают дамы из песен «Вдова и горбун», «Смешной пистолет». Первая — куда-а более обоснованно.
  • Хозяйке старинных часов из песни не 20-30 было.
  • Временной парадокс: «Рыбак», «Два монаха в одну ночь». У Князя есть еще песня «Адель», про целенаправленную работу со временем.
  • Эффект Царя Додона: «Инструмент». Поначалу слушатель думает, что лирический герой готовится оголить перед дамой сердца гениталии, но на деле… упс, лучше б гениталии.
    • Как вариант, фраза из «Вдовы и горбуна»: «бежал из дома прочь с отрубленным горбом…». Горбом ли, после попытки-то изнасилования?
      • Может, и вправду горбом. Вертлявость поганца в глаза бросается сразу, вдова могла прагматично оценить шансы попасть по его башке как довольно скромные, вот и вогнала топор «куда не промахнёшься». Но вместо того, чтобы рухнуть с парализованной нижней полутушкой, горбун только выиграл — горб оказался не дефектом позвоночника, а то ли кистой, то ли огромной липомой, то ли ещё каким доброкачественным новообразованием. Вот только вряд ли ему это поможет: с такими манерами, как у этого гуру пикапа, с любой внешностью разве что «в клетку и на балаган».
    • Автору правки в своё время стоило огромных усилий не спеть в конце припева «Куклы колдуна» слово на букву «б».
  • Бонни и Клайд — песня «Двое против всех» с альбома «Тень клоуна» (2008) поётся от лица Клайда Бэрроу (уже мёртвого, но не верящего в смерть).
  • Ели мясо мужики… — да-да, песня так и называется.
  • Коли хочешь жить — убей друга своего — строчка из песни «Два друга и разбойники» — ещё один тропнеймер.
  • Ложная мистика — означенный «Продавец кошмаров» является попросту непризнанным актёром, старательно подбирающим подходящих для запугивания жертв.
    • Здесь же «Сказка про дракона», в которой главному герою нужно было опасаться вовсе не упомянутого в названии дракона…
    • Также это одна из возможных трактовок сюжета песни «Проклятый старый дом». «Слепой и жутко злой» дед вовсе не помер, соседи слишком поспешили «заколотить двери и окна»…В результате несчастный старик «много-много лет мечтает только о еде», а питаться ему приходится, наверное, только мышами, воробьями и Бог знает чем еще. И освободить его никто не пытается — все уверены, что в доме стонет от злобы и бессилия жестокий призрак, а не оголодавший старик.
  • Неадекватное возмездие и даже Убить за ерунду: а чего вы ждали от вышеописанной публики? Кто-то убивает за навязчивые разговоры («Смерть халдея») (а за разговоры ли? «Я не случайно здесь оказался» может быть намёком на то, что персонаж по душу указанного халдея и явился), другой — за кражу цветов («Садовник»), особо отмороженный товарищ — всех друзей за подколки, причём обоснованные («Месть Гарри»[7]). Или «Весёлые тролли»: устроить резню за то, что кто-то пожадничал и не купил билет на твоё выступление — жестковато будет… Впрочем, обычно в режиме «так грубо, что уже смешно».
    • Ну, в самой песне: «И в чьих сердцах при виде нас рождалась злость…» помимо всего прочего. Так что не всё так однозначно.
  • Неловкое прозвище — «Сосиска», это прозвище вдобавок разрушило жизнь лирическому герою.
  • Несовместимая с жизнью самоуверенность — у заглавного героя песни «Пират».
  • Ненадёжный рассказчик: по намёкам героя песни «Ответ — лютая месть!» хорошо видно, что он сам жену с соседом и порешил.
  • Невероятно клёвое проклятие — однозначно, «Хороший пират — мёртвый пират».
  • Невероятно отстойный дар и Предательский постчеловек — Хозяин Леса.
  • Некроромантика — «Фред», «Мария», «Воспоминания о былой любви» в виде субверсии, а вот «Девушка и Граф» — злая деконструкция.
  • Непреднамеренное совпадение — песня «Некромант» как влитая подходит Голдоту Полумёртвому, персонажу четвёртой части «Героев Меча и Магии». С одной стороны, запись альбома «Жаль, нет ружья» началась уже после выхода игры, с другой — к компьютерным играм тогда ещё не относились очень серьёзно и едва ли у музыкантов было время и желание поиграть (тем более что альбом позиционировался как «соберём и нормально запишем наши старые песни»). И под Неясыть, который тут совершенно ни при чём, сюжет тоже прекрасно подходит: и толпа крестьян убить его хотела, и злые инквизиторы ему тело также калечили… (Впоследствии стало ясно, что песня написана именно по кампании Голдота, и они в неё играли)[8].
    • Согласно интервью для «Навигатора игрового мира», песня была создана именно под влиянием «Героев IV».
    • Что точно троп, так это «Кукла колдуна». Девочка/девушка, которую «новый приятель, не такой, как все», под мощным майнд-контролем заставляет «охотиться на людей»… ну откуда Михаилу Горшенёву было знать, что именно такой сюжет будет в книге «Гарри Поттер и тайная комната»?
      • Там ещё и «в чью я КОМНАТУ ТАЙКОМ желаю заглянуть…»
  • Обыденность зла/Плохие люди — «Добрые люди».
  • Оверкилл — удар кувалдой по лицу в песне «Кузнец» проходит именно по этому тропу: «Трудно узнать было его — от головы не осталось ничего!»
  • Открытый или Боливийский финал: многие песни заканчиваются на самом интересном месте. «Лесник», «Мотоцикл», «Гробовщик» и прочие. Судя по тому, что повествование ведётся от первого лица, можно предположить, что персонажи как-то выбрались. Впрочем, у этих ребят всяко бывает, «Пивной череп» тоже вообще-то от первого лица.
  • Отец с поводком — суровый папаша из песни «Запрет отца» давит педаль в пол.
  • Охота на людей
    • «Матёрый волк» целиком об этом: «Я матёрый старый волк! Я в охоте знаю толк! И с ружьём наперевес Выхожу в родной свой лес. Для меня в лесу вовек Зверю равен человек»
    • «Леший обиделся» — «дедушка милый», может, и не охотится на людей целенаправленно, но придерживается простого правила «больше не живёт тот зверь, что в мой капкан попался». Впрочем, кто сказал, что не охотится? Слухи о «страшном лешем» ведь явно не на пустом месте возникли.
    • «Кукла колдуна» — после того, как бессонница в час ночной меняет её облик, нелюдимая девушка охотится на людей, покорная воле настоящего колдуна. Подробности остаются за кадром, но скорее всего речь идёт не совсем о такой охоте, какую подразумевает троп.
    • А также «Свой среди чужих». Правда, тут может быть и Гад за гадом, поскольку маньяка угробил его наставник. Тоже маньяк.
  • Пират — «Северный флот», «Бунт на корабле!», «Хороший пират — мёртвый пират» и собственно «Пират» (про старого флибустьера с ромом вместо крови).
  • Есть и пиратская нежить: «Хороший пират — мёртвый пират».
  • Популярное заблуждение: песня «Прыгну со скалы» не о самоубийстве, а о желании самоубийства с его романтизацией. Все слова в будущем времени. На протяжении всей песни герой со скалы так и не прыгнул.
  • Приключения в Комаляндии, а то и Твист Амброза Бирса — «Король вечного сна».
    • А также в песне «В доме суета», если только она не про посмертное воздаяние в аду.
  • Твист Р. Л. Стайна — «Мёртвый анархист»: «Утро крестьянам помогло — солнце трупы за полчаса сожгло. Но в тишине ночной в подвале кто-то рявкнул: „Хой!“». С фитильком, так как восставшие мертвецы хоть и устроили знатный беспредел, но никого не убили и даже не покалечили — во всяком случае, в тексте говорится только об имущественном погроме и перепуганных крестьянах.
  • Правда Кассандры — «Джокер». Ну кто поверит неудачливому игроку, что застреленный им партнёр — на самом деле карточный джокер?!
    • Сюда же «Истинный убийца».
    • И «Кто это всё придумал».
  • Пощадить в адаптации — клип Андрея Князева на песню «Лесник»: главного героя (срисованного с Горшка) в последний момент спасает Охотник (срисованный с Князя).
  • Живописуют реальные и фэнтезийные попойки: «Собрание», «Вино хоббитов», «Пьянка», «Ром». Впрочем, иногда это заканчивается печально («Пивной череп», «Разборки из-за баб»).
  • Романтизация самоубийства — «Ра-азбежа-авшись, пры-ыгну со скалы-ы-ы!!!»
  • Светлее и мягче — сольное творчество Князева. Треша и угара там в разы меньше, личностной драмы — больше, многие песни и вовсе похожи на романсы, а одна именно так и называется!
    • Альбом «Театр Демона» этим тоже отличается — как музыкально, так и в плане лирики (к тому же более приземлённой).
  • Сила толпы — «Помнят с горечью древляне». Ох, не стоило Демьяну, который «тоже мух когда-то был», пытаться романсить их повелительницу. «Летели мухи на него со всех сторон. Был ритуально скушан он…»
  • Скрывать позор под головным убором — песня «Рогатый» целиком об этом. Название недвусмысленно намекает на то, что задумавший утопиться незнакомец прячет под натянутой на голову шапкой козлиные рога.
  • Смертельная шутка — первое правило для персонажей песен КиШа: «воздержитесь от любых шуток! И возможно, вам удастся выжить. Но это не точно.»
    • «Шутник и бабы» — смазливый паренёк решил подразнить баб из соседнего села, показав им с холма свой голый зад. Ох, зря. Бабы схватили проказника, раздели догола, избили и исцарапали лицо, чем довели беднягу до истерики. А убегая от них он свалился в траву, где его цапнула за щёку змея. Думаете, пример с прикрученным фитильком? Как бы не так. Жители окрестных деревень, услышав крики несчастного шутника и задорное ржание злых баб, подумали, что это снова напали белые, и перебили баб из пушек!
    • «Любовь и пропеллер» — влюблённый местный кулибин смастерил пропеллер и на глазах своей зазнобы бросился с утёса. А затем вновь возник перед укоряющей себя девушкой и с улыбкой повис в воздухе над утёсом. Но тут его пропеллер заглох, и парень вновь полетел с утёса, на этот раз уже по-настоящему.
    • «Король и шут» — при виде невероятно смешных выходок карлика-шута король умирает от смеха, а все остальные жители королевства сходят с ума.
    • «Смешной совет» — столетний умирающий шут учит маленького внука, что если вдруг стрясётся какая-то беда, нужно смеяться как можно громче, и тогда всё пройдёт. Внучек, следуя совету, заливается громким безумный смехом, и от этих звуков дедуля умирает.
    • «Ночная гостья» — шутка задумывалась весьма и весьма приятной. Девушка прокралась глубокой ночью в дом своего милого с целью найти в темноте его кровать и преподнести ему всю себя. Вот только парень принял её в темноте за вора и нанёс тяжкие телесные. По сравнению с предыдущими примерами ещё легко отделалась.
    • «Ломтик хлеба» — субверсия. Главный герой в шутку рассказывают своей девушке, что если бы они попали вдвоём на необитаемый остров, то он запросто убил бы её за случайно найденный в кармане ломтик хлеба. Однако в конце добавляет, что окажись они там на самом деле, он бы вряд ли шутил.
    • «Гимн шута» — с сильно прикрученным фитильком. Объекты насмешек шута всё чаще угрожают ему расправой, однако он хорош не только в шутках, но и в драке. Тем не менее шут понимает, что его горячая голова может когда-нибудь стать трофеем палача.
    • «Кукольный театр» — выступающие в этом театре живые куклы отмачивают довольно странные шутки: то они самоубиваются, то убивают зрителей.
    • «Пляски на могиле» — весёлый парень Егор решил сплясать на могиле своего дедушки-танцора на потеху друзьям. Чем это для него закончилось, доподлинно неизвестно, ведь после того, как проказник «стал зарываться в землю и облик под землёю свой менять», зрители в испуге разбежались по домам.
  • Смертельное приглашение — ох, это они любили. «Бродяга и старик», «Лесник», «Кукольный театр», «Пивной череп». И это ещё далеко не всё!
    • И среди них, разумеется, «Мастер приглашает в гости».
  • Страшная маска является причиной смерти героев в песнях «Отец и маски» и «Маска».
  • Творчество меняет реальность — «Писатель Гудвин» и «Танец злобного гения».
  • Тролли вообще не такие — «Весёлые тролли». О размерах ничего конкретного не говориться, судя по всему схож с человеческим. Представляют из себя труппу жизнерадостных бродячих артистов, устраивающих праздник во всех встречных-поперечных городах и весях. Вроде бы, троп «милые тролли» или около того, однако имеют неприятную привычку убивать всех тех, кто не пришёл на торжество или имел неосторожность подумать про нечто плохое про главных героев песни «в чьих сердцах при виде нас рождалось зло».
  • Ты уже мёртв — «Месть Гарри» как раз про это, что подчёркивается в тексте.
  • Убить того, кого любишь — «Невеста палача» целиком об этом.
  • Коварный трактирщик — «Волосокрад» же.
  • Кок — аверсия. В песне «Голые коки» никаких судовых поваров нет, хоть многие понимают название песни и её припев как компанию голых коков с корабля. На самом деле «коки» в этой песне — это мужская мошонка («яйца»). В связи с чем песня на самом деле абсурдная: девушка увидела парня обнажённым? Причём его девушка? И он от этого страдает? Да как у них вообще личная жизнь-то происходила до этого! А вот если бы увидела в компании голых поваров — это и правда могло быть скандалом.
    • Песня-то от лица младшего подростка, так что личной жизни у него с девушкой еще не было по малолетству. Суждения лирического героя во втором и третьем куплетах прямо выдают в нем неопытного мальчишку лет 13-14.
  • Эффект «Реквиема по мечте»: с прикрученным фитильком — «Кукла колдуна». Один из самых знаменитых хитов группы, она всегда была написана и исполнялась Князем, но немалое количество фанатов теперь говорят, что «без Горшка эта песня уже не та».
    • Любопытная вариация: песня «Некромант» написана Князем по мотивам кампании некроманта Голдота Полумёртвого для четвёртых «Героев», однако многие поклонники[9] упорно приписывают её как песню по мотивам перумовской «серии о маге».
  • Эпигонство — их популярность породила и подражателей, прущих образы и сюжеты их песен, а то целые строфы оттуда же: чуть получше прочих «Сказки Чёрного Города», прочие: NAGART, Кукрынисы (во главе с братом Горшка), Night Of Samhain, Ангел-Хранитель, «КняZz».
  • Проверка на вшивость пополам с Злодей-прагматик: в песне «Хозяин таверны» вышеозначенный владелец таверны отстреливает часть постояльцев. Мотивируя тем, что вот не стоит трогать чужого (в данном случае — приставать к его жене). Но стреляет только давших повод.
  • Негодяйский моральный стриптиз — персонаж песни «Смешной пистолет» открыто признался девушке, что соблазнил её на смерть. Пополам с Несовместимая с жизнью болтливость.
  • Проблема противоположных оценок: песня «Прыгну со скалы» — откровенная попса в духе инфантильных фантазий о суициде, или добротное, хоть и незамысловатое произведение, выигрывающее за счет музыки и исполнения?
  • Превратить в животное: этим балуются ведьмы. Так в песне «Ведьма и осёл» девушка сильно обиделась на парня за измену и превратила его в осла. Расколдовать не поулчилось.
    • «Пёс под окном» — тут идущий через лес на свидание к девушке парень случайно вышел на ведьмовский шабаш. «И с тех пор приходится, увы, их благодарить. Псом быть трудно но они же могли в лягушку превратить!».
  • Роковой туман — с сильно прикрученным фитильком в песне «Рыбак». Сам по себе туман опасности для главного героя не представил, ибо он всё-таки выбрался на берег, хоть видимость была нулевой. Но каков был его шок, когда он пришёл домой, и увидел, что всё вокруг замерло!
  • Пожалуйста, очнись! — «В доме суета».
  • Живая голова — «Внезапная голова». Злая голова, в отличие от её владельца.
    • А в «Пивном черепе» голова главного героя и вовсе стала дорогой пепельницей.
  • Пивной балдёж — выше упомянутый «Пивной череп». И закончилось для главного героя весьма печально.
  • Верность до конца — «Верная жена». Даже несмотря на то, что при жизни дед был полным козлом, бил людей и сполна получил за это, «пусть знают, что жена ему по-прежнему верна». «Хоть сама его сгубила и на муки обрекла».
  • Ревность стала причиной смерти девушек главных героев в песнях «Холодное тело» и «Мария».
  • Камнепад забирает золото себе, а точнее, мертвец, восставший из могилы — «Два вора и монета». Разбойнички, удачно провернувшие кражу, делили богатство на старом кладбище. Но, повздорив из-за последней монеты, разбудили мертвеца и в панике удрали прочь, бросив всё золото, которое оный утащил с собой в могилу.
  • Зловещий карлик — «Король и Шут», «Кукольный театр».
  • Флэшфорвард — «Кузнец». Песня начинается с того, что в первом куплете означенного кузнеца убивают. Все остальные куплеты — история нескольких предыдущих недель, которая к этому привела.
  • Разрушение четвёртой стены — «Писатель Гудвин». Персонаж взывает к своему автору из-за четвёртой стены с требованиями прекратить беспредел, затем переходит к угрозам, а в конце — перебирается через эту стену с явно недобрыми намерениями.
  • Банановая кожура — арбузная корка стала причиной смерти девушки главного героя в одноимённой песне.
  • Охотник на ведьм — «Ричард Гордон».
  • Казнь сделала его круче — «Возвращение колдуна»: «Он до конца довёл свою жуткую роль / Смеялся в огне, не чувствуя боль / Людей подчинял панический страх / Даже когда и ветер унес его прах, / И развеял по просторам.»
    • Комичная субверсия — «Ходит зомби». Бабка отравила пьяницу, а тот стал андедом и буянит пуще прежнего!
  • Толпа с вилами — тщетно боролись против восставших зомби в «Мёртвом анархисте» и хотели избить некроманта в одноимённой песне.
    • В Князевском «Пикнике у бани» преследовали чёрта с рогами, который напал в бане на парня, но и здесь не преуспели — рогатый от них «под землю с концами убёг».
    • Субверсия: Не толпа, а всего лишь один взбесившийся дед, но зато настолько суровый, что в одиночку вызвал «Панику в селе».
  • Бедный злодей! — «Некромант». Главный герой из-за своего колдовского дара стал мишенью для гнева людей: его и крестьяне убить пытались, и инквизиторы пытали. Тут ещё и луна-садистка, которая в его «муки влюблена» и «отобрала души покой». Да ещё и природа его непроста: «наполовину человек, наполовину мертвец». Короче, тут немудрено и озлобится на весь свет.
  • Гад-невидимка — «Невидимка».
  • Жуткий прохожий — «Мотоцикл». Из-за крайне сильно разыгравшегося чувства вины, главному герою начал постоянно мерещиться сбитый им прохожий: «Утром, сам не свой, прибыл я домой, / И, лишь зажег я в спальне свет, / Хочешь — верь, не верь, на кровати на моей / Лежал кровавый человек.»
  • Крутой байкер — в самом начале песни «Мотоцикл».
  • Профессиональный риск ментора — инверсия в «Свой среди чужих». Маньяк-наставник убивает своих учеников.
  • Девушка из лагеря противника — «Дочка вурдалака»: «Ради тебя готов вырубить все осины. Но против креста я не пойду… никогда!»
  • Чёрный юмор — обыграно каламбуром в самом конце песни «Мастер приглашает в гости»: «Все те, кто не прочь поразмять немного кости — / Вас ждут в эту ночь — мастер приглашает в гости!»
    • Для тех, кто не понял: мастер со слугой из костей своих гостей вырезают фигурки.
  • Самоубийственно выглядящий прыжок — «Любовь и пропеллер». Субверсия с педалью в пол. Горе-конструктор хотел, чтобы прыжок лишь выглядел самоубийственным, но капризный летательный механизм решил иначе.
  • Дневник катастрофы — тетрадь главного героя песни «Дагон».
  • Любовь после гроба — «Фред», «Дочка вурдалака».
  • Королева бреется — «Ведьма и осёл»: в версии с «Акустического альбома» от лица ведьмы поёт Андрей Князев. В песне «От женщин кругом голова» (альбом «Камнем по голове») он же поёт и за пленницу, и за стражника.
  • Хлипкие верёвки, слабые замки
    • «Стальные кандалы» — с прикрученным фитильком, поскольку и заковывание ног лирического героя в стальные кандалы, и запирание его в каменный подвал на тысячу замков, и побег оттуда с избавлением от оков рассматриваются лишь гипотетически.
    • «Зловещий кузен» — кузен-вампир не зря хвастался: «Нету для меня преград». Когда отец обращённой им невесты привязал его к осине, зловещий мерзавец лишь сказал «Болван!» и ловко (даже слишком ловко) вылез из верёвок. И это со сломанными руками.
    • А вот в «Рыцаре» инверсия — главный герой (тот самый рыцарь) пытается ворваться в дом к любимой и, сотрясая стены, ломится в дверь, но та слишком прочна. И не смотря на всю свою безбашенную молодецкую удаль, рыцарь осознаёт, что если девушка ему не откроет, то в дверь придётся ломиться до самого утра. Он готов к такому варианту, но ни возьмись откуда налетевшая стража срывает все его планы. А дверь так и не поддалась.
  • Гроза — действие песни «Дурак и молния» происходит грозовой ночью. Да было бы странно, если бы главный герой пытался ловить молнию не во время грозы — он, быть может, дурак и безумец, но не до такой же степени.

Перекличка[править]

Не гнушались таковой. Иногда прямая, в других случаях — только намёк, но очевидный, а кое-где за поисками источника приходится обращать к слову Божиему.

  • Сказка «Синяя Борода» и фильм «Тайна музея восковых фигур» (1933): «Воспоминания о былой любви».
  • Говард Лавкрафт: «Дагон», «Вестник» (последняя на стихи самого Говарда Лавкрафта).
  • Эдгар Аллан По — песня «Отражение» явно отсылает к рассказу «Вильям Вильсон», где зловредный двойник внезапно занимает сторону добра, последовательно расстраивая гнусные планы протагониста, который в итоге убивает его и тем самым губит свою душу окончательно.
  • «Пираты Карибского моря»: «Хороший пират — мёртвый пират!»
    • Слово Божие в лице Князя говорит, что источником вдохновения были… «Корсары». Неужели он имел в виду вторую игру знаменитой серии, отсылающую как раз к этому фильму?
  • Песня «Энди Кауфман» — про одноимённого комика.
  • Оммаж самой группе — группа «Царь и скоморох» в Аллодах Онлайн.
  • «Медведь» — очевидно же, что герой песни — Медведь из «Обыкновенного чуда».
  • Песня «Утопленник» явно навеяна творчеством Пушкина, «Представляю я» — некоторый намёк на Лжедмитрия.
  • «Марионетки» — своеобразная полемика с одноимённой песней «Машины Времени». У Макаревича куклы старательно изображают живых людей, у Князева — уже сами люди оказываются куклами в руках актёра-манипулятора.
  • Авторская перекличка — песни «Дурак и молния» и «Смельчак и ветер» ОЧЕНЬ похожи по содержанию, при этом вышли на одном альбоме, «Задира и солдат» во многом напоминает «Смерть халдея», а «Прыгну со скалы» — «Любовь и пропеллер».
  • Ну и перекличку между альбомами забывать не стоит: в студийной версии «Разборок из-за баб» звучит вопль «Попугай сдох!». А в песне «Бунт на корабле» после самой песни звучит фраза «И всё таки попугай жив!».

Примечания[править]

  1. Осторожней с этой аббревиатурой — многие «тру фаны» не поймут. Связано это прежде всего с тем, что Михаил при жизни очень не любил её, да и неблагозвучно. Что любопытно, Князь, напротив, периодически её употреблял и употребляет.
  2. На презентации «Бунта на корабле» с песней «Хардкор по-русски» наблюдался повышенный процент наци-скинхедов. Впрочем, что они там забыли, учитывая, что трек ну ни разу не ультраправый, история умалчивает. (Бггг и правда с чего бы, учитывая текст песни). Антифа (те же скины, только флаги иного рода) тоже отличились: обвинили группу в нацизме.
  3. Некоторые ей даже песни посвящают.
  4. И лирический герой песни «Хозяин леса».
  5. В конце песни, сняв полюбившуюся шапку, злодей заодно снял и голову с ней.
  6. В реальном фольклоре феи также далеко-о не добрые: например, крадут младенцев из колыбели и подменяют их уродцами.
  7. Названный Гарри совершил соитие со свиньёй.
  8. Слово Божие гласит, что «Некромант» написан таки под впечатлением от «Героев»
  9. И не только они — некогда попадался комментарий собственно Перумова, дескать, песня ни о чём и вообще никак не соответствует настроению его книг.