Стая космической саранчи

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Космическая саранча»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Horde Of Alien Locusts. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Стая космической саранчи — тип инопланетных захватчиков, перелетающих от планеты к планете, опустошая или ассимилируя всё на своём пути. Как правило, инсектоиды или арахноиды, часто вся стая организована наподобие пчелиного улья или муравейника или представляет из себя коллективный разум без командира. За редкими исключениями, с ними в принципе невозможно контактировать иначе, чем с помощью хорошего флота ракетных крейсеров или экстерминатуса.

Примеры[править]

Литература[править]

  • С чем-то подобным пришлось иметь дело человечеству будущего из трилогии Каменистого "Холод Юга". Вторжение и борьба с ним оказало такое влияние на землян, что специально для недопущения возвращения "Саранчи" была создана "Красная сеть" - глобальная автоматизированная система защиты. Ирония судьбы - способная (пусть и в теории) противостоять массовому вторжению инопланетян, "Сеть" оказалась практически бессильна против пары сотен отморозков-террористов из прошлого. Победить-то она победила на самом деле нет, главгад и его присные выжили, но победа получилась даже не "пиррова", а, скорее, "хренова".
  • Жуки из «Звёздного десанта» Хайнлайна.
    • Спорно. Баги колонизируют новые планеты, а не опустошают их, переходя к следующим
  • «День рождения Алисы» — такой саранчой являются вирусы космической чумы.
  • Предтечи из цикла Ливадного «Экспансия: История Галактики». В одной книге раскрывается, что они являются протобиологическими существами, созданными энергетическим существом как сосуды его сущности. Умершие предтечи и послужили зерном биологической жизни на многих планетах. Один рой предтечей попал под солнечную вспышку, и его программа дала сбой. Он начал пожирать всё вещество на пути и чуть не уничтожил несколько галактических цивилизаций 3 миллиона лет назад. Одна раса пожертвовала собой, чтобы уничтожить его. А ещё там есть Дикие Семьи инсектов…
  • «Звезда Пандоры» Питера Гамильтона — праймы.
  • «Нелюдь» Ю. Латыниной — раса ттаки.
  • «Bobiverse» — Другие/Иные (нет перевода). Эти заявляются с огромным флотом в систему и в течение года извлекают все металлы. Затем улетают домой и строят сферу Дайсона. Если в системе уже есть жизнь, они её попросту истребляют. Слова «враг» у них в лексиконе вообще нет. Только «еда». Попытки контактировать с ними только подтвердили, что меняться они не собираются. Один из Бобов заключает: «Вот вам и объяснение парадоксу Ферми».
  • «Н. А. В. Ь.» и "Путешествие за ночь и день", - собственно, Навь, воплощения Подлинного Движения, перерабатывающие на топливо не меньше, чем саму основу Вселенной. Когда Вселенную съедят, пойдут дальше. Потом ещё дальше.

Кино[править]

  • В Расширенной вселенной Звёздные войны имелось аж два разных вида саранчи. Биологическая цивилизация, которая обдирает планеты и перезаполняет их своими тварями — юужань-вонги. А рой насекомых, который ассимилирует разумы — это Тёмный улей килликов.
  • Инопланетяне из киноэпопеи «День независимости». Притом представляя из себя довольно идиотский гибрид муравьиного улья и головоногих моллюсков.
  • «Обливион»: представлен единичным аппаратом фон Неймана.
  • «Люди в чёрном 3» — боглодиты, разумная, но очень агрессивная космическая саранча. Один-единственный уцелевший представитель, Борис Животное Просто Борис, умудрился такого шороха на Земле навести…

Телесериалы[править]

  • Руки Мантрида из «Лексса», 2 сезон. Съели одну из двух Вселенных — естественно, ту, которая была получше. Эххх…
    • Пришельцы из последних серий 4 сезона выедали на поверхности встреченных планет всё живое.
      • Как, в общем-то, и сам Лексс.
  • Борг из «Звёздного пути» — киборги, объединённые в коллективный разум, управляемый королевой. Вы будете ассимилированы. Сопротивление бесполезно.
  • Репликаторы из «Звёздные врата: Первый отряд».
  • Рейфы из «Звёздные врата: Атлантида» ограниченно подходят под троп. Они не столько охотятся, сколько сами взращивают себе пищу, вдобавок пожирают только разумные виды, не затрагивая биосферу и экосистему планеты.
  • Доктор Кто — в одной из серий, буквально

Мультфильмы[править]

  • Кибер-жуки из мультфильма «Ральф».

Мультсериалы[править]

  • Пришельцы из фильма и мультсериала «Эволюция».
  • «Крайний космос» — десятый эпизод представил нам рой мини-кораблей Лорда Командующего: тысячи маленьких насекомоподобных роботов, которая действует как пчелиный рой.

Комиксы[править]

  • Малигноиды из комиксов о черепашках-ниндзя — раса инсектоидов под управлением королевы Малигны. Планеты, на которых побывали малигноиды, недаром называют обглоданными — эти инсектоиды пожирают практически любую органику, включая древесину.
    • Tales of the TMNT #16 — джи’гелы, осмотическая раса с коллективным сознанием, поглощавшая питательные вещества живых существ и истощившая все ресурсы родного мира, но благодаря поглощению знаний инопланетных исследователей-утромов стали блуждающей по космосу расой, поглощавшей целые миры.
  • Вселенная Marvel, Земля-616 — читаури.
    • Marvel Zombies — зомби сожрали всё живое в одном из измерений вселенной и стали засматриваться на другие измерения.
    • Га Лак Тус - рой механизированных кораблей с нанороботами из Земли - 1616. Цель которых пожирать планеты и энергию на нём. Как можно догадаться из названия являются аналогом Галактуса из 616 ой вселенной.

Аниме и манга[править]

  • Getter Robo Armageddon — Захватчики.
    • В оригинальной манге всё намного интереснее: таким в будущем станет человечество. Жвалы с ложноножками не появятся, а вот modus operandi
  • Sailor Moon, первая полнометражка — ксенианские цветы.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — субверсия: раса арахнидов прорывается в Фалмарт не из космоса, а из "искусственных Врат" — нестабильного магического разлома неизвестного происхождения. Но всё же, за счёт своей ксенобиологии, они не фэнтезийные насекомые-переростки, а именно что чужеродное зло.

Видеоигры[править]

  • Зерги из StarCraft — субверсия. Поначалу предстают как космическая саранча, однако по мере развития сюжета становится понятно, что это скорее биологическая цивилизация.
  • Endless Space: Пожиратели. Чуждые киборги, инсектоиды и гуманоиды одновременно.
  • Преторианцы из Stellaris. Адский коктейль из зергов и тиранидов.
  • Sword of the Stars II: орда Suul’ka состоит из гуманоидных созданий — Zuul (обликом смахивают на оборотня с пастью крокодила, а не волка), искусственно созданных при помощи генной инженерии, почитающих своих создателей в качестве живых богов, известных как Suul’ka. Однако, в отсутствие своих живых богов Zuul совсем не ведут себя как саранча. А часть из них вообще занялась богоборчеством и воюет против своих богов и собратьев.
    • С точки зрения геймплея, они находятся в постоянном режиме «overharvest», который позволяет поднять уровень производства за счёт постепенного потребления ресурсов колонии. Все расы могут этот режим включать, но только у зуулов его невозможно отключить. Поэтому им просто необходимо постоянно захватывать новые территории.
  • Миконы из Star Control 2. Радует, что не так часто запускают своё «глубокое дитя».
  • И снова ходячие: В финале Zombie Night Terror мертвецы попадают в магнитную аномалию и разлетаются кто куда по вселенной. Один оказывается в месте, где собрались персонажи из множества миров, и набрасывается на одного известного джедая, начиная заражение.
  • Half-Life 2 Чем-то подобным, по всей видимости, является альянс, он же «наши покровители», только распространяется не через космос напрямую, а через порталы по параллельным мирам. При этом собственно боевые качества альянса, похоже, не столь уж выдающиеся. Да, первичное вторжение смело земную оборону в считанные часы (впрочем. совсем не факт, что человечество действительно не могло сопротивляться и дальше), но уже во второй части ставленников альянса весьма успешно пытаются вышвырнуть с Земли повстанцы, выглядящие как банда бомжей с автоматами. Похоже, возможности так уж быстро и легко подавить восстание и восстановить контроль над Землей у Альянса не имеется.
    • Есть версия про "проблемы с логистикой". Их телепорты громоздки, потребляют много энергии и неспособны перемещать предметы в пределах одного измерения, только из другого в соседнее. Поэтому транспортировку на Земле они осуществляют при помощи поездов, транспортников и автоколонн. Вторглись они же из-за рабочей технологии телепортации, разрабатываемую параллельно в Черной Мезе рабочий вариант которого есть в лаборатории Кляйнера и в Восточной Черной Мезе и Aperture Science на найденном во льдах Арктики теплоходе "Borealis". Да и "бомжи с автоматами" особо не трепыхалась, пока не появился Фримен. Ну, данные воровали, партизанили, саботировали, но активных боевых действий, как во второй половине Half-Life 2, после семичасовой войны не вели.
  • Drone Swarm

Визуальные романы[править]

  • Higurashi no Naku Koro ni - спин-офф Kamikashimashi-hen. Уне — колония иноземных паразитических вирусов, перемещающаяся по планетам, превращая живущие на них цивилизации в удобрение.

Настольные игры[править]

  • Тираниды из Warhammer 40,000.
  • В закрытом на данный момент проекте компании Rackham, настольной стратегии AT-43 есть фракция Therians. Внешне напоминают киборгов. Потрошат окружающие системы на предмет ресурсов, активно строя сферу ДайсонаПродвинутые постлюди, увлекшиеся наноимплантами. В Солнечной системе строят сферу Дайсона, надеясь пережить Большой Взрыв. Терианцы предсказали, что без их вмешательства конец Вселенной неизбежен, и что в будущем жизнь перестанет существовать. Считают, что единственный способ сохранить существование жизни - это уничтожить все известные формы жизни и планеты и и превратить их в свой странствующий родной мир. Большинство других рас считают терианцев воплощенным злом, хотя сами терианцы считают себя спасителями жизни.

Деконструкция[править]

  • Брюс Стерлинг: Рой даже не разумный, хотя и довольно неагрессивный, но в случае атаки вылупляются не только воины, но и супер-мозг — стратег.
  • Орсон Скотт Кард, «Игра Эндера»: жукеры, раса инсектоидов с коллективным сознанием. У жукеров все организмы, кроме матки-королевы, не имеют сознания и личности, потому то, что для людей выглядит опустошительной войной с сотнями тысяч убитых, для жукеров — что-то вроде спортивного соревнования или безобидной дружеской борьбы (ведь саму королеву никто не будет трогать). Жукеры даже ввязались в войну с людьми, потому что считали, что их сознание организовано так же. И когда они узнали, что люди все разумны («народ королев») — для них это стало шоком.
  • Демоны из классической Might and Magic подходят под оба определения: они путешествуют в космосе на звездолётах-ульях; способны использовать магию, а лидеры криганцев разумны и с ними вполне возможно вести конструктивный диалог. С другой стороны, они являются подлинной космической саранчой: во главе каждой колонии криганцев стоит королева, постоянно производящая потомство; уровень интеллекта рядовых криганцев находится на уровне муравьёв; и, наконец, их жизненный цикл: королева производит бесчисленное потомство, которое опустошает ресурсы планеты, уничтожая на ней всё живое. Когда же планета оказывается полностью разграбленной, криганцы летят к новым планетам, чтобы основать там новые колонии и повторить всё сначала.
  • Арраки в Darkstar One. Внешне напоминают человеко-муравьёв, строение тела как у кентавра, только вместо лошадиной составляющей — муравьиная. У них развитая технологическая цивилизация и что-то вроде коллективного сознания. «Что-то вроде», потому что именно коллективного разума у них нет, просто каждый хорошо знает своё место. Их общество можно представить как хорошо отлаженный механизм, где каждая шестерёнка пусть уникальна и отлично смазана, но это всё-таки шестеренка, другой частью она не станет. А любой оторвавшийся от общества жук становится весьма нервным. Эмоциональная составляющая у них сведена к минимуму, главенствует хладнокровие и разум, хотя хорошо развит кодекс чести, в принципе доступный и понятный любой расе. Арраки никогда не имели серьёзных «тёрок» ни с людьми, ни с мортоками, ни с рапторами, ни с ок’то. А с людьми и вовсе у них действующее поныне соглашение о взаимной военной помощи, в случае чего. И да, у них одни из наиболее развитых космических технологий, на которые пускают слюни многие пилоты.
  • Рахни из Mass Effect. Сами по себе они совершенно невоинственны и хотят только сидеть на своих токсичных планетах и петь песни гармонии подрастающему поколению. А жуткие Рахнийские войны в прошлом были порождены не то Жнецом Назарой, натравившим жуков на прочие расы путём промывки мозгов маткам (у прочих жуков мозгов не сильно много), не то одним Левиафаном, зачем-то провернувшим то же самое. Не последнюю роль в этом в своё время сыграли протеане, отбирая и разводя из тогда ещё неразумных жуков самых злобных. Последняя оставшаяся в живых королева, если Шепард её пощадит, не хочет никому вреда и будет всячески помогать, в том числе научными ресурсами. Ежели жучиху не пощадить, то Жнецы буквально по частям соберут себе другую, с безнадёжно промытыми мозгами.
  • Клисаны из «Космических рейнджеров». Действуют как саранча, являются неорганической формой жизни, а если конкретнее, то лишь Махпелла — основной корабль (?). Принимаемые за клисан существа являются её автономными органами и не имеют разума. Да и сама Махпелла вполне вменяема, а к войне привела невозможность пообщаться и Рачехан, которого она даже помогла уничтожить. И тот факт, что клисаны считали разумные расы заразой, которая поражает разумные корабли.
  • Самоцветы из «Вселенной Стивена». Не являются инсектоидами, но в поведении схожи с космической саранчой. Захватывают планету, извлекают с неё все ресурсы, создают себе подобных, после оставляют планету умирать (либо терраформируют её под свой вкус, что для обитателей — если они есть либо были — ничем хорошим не кончается: конечный результат здорово напоминает скелетик радиолярии). При этом они разумны, и отнюдь не все из них так злобны.
  • «Человек после человека» Дугала Диксона: потомки людей, решивших улететь от экологической катастрофы в далёкий космос, хоть и разумны, но по сути мало чем отличаются от космической саранчи. Их любимая стратегия — захватить планету, выкачать из неё все ресурсы и оставить после себя помойку, в которой даже атмосферы не остаётся.
  • Инхорои ака «Раса любовников» из серии «Князь Пустоты» Скотта Бэккера. Не являются инсектоидами и путешествовали по космосу, «запечатывая» планету за планетой, с вполне конкретной целью. Дело в том, что в этой вселенной любую душу после смерти ожидают вечные нескончаемые муки в лапах демонов. Инхорои же стремились обмануть саму смерть. Но идти им навстречу хотели далеко не все, ибо хрен редьки то.
  • Владимир Васильев, тетралогия «Смерть или Слава» — классический инсектоидный Рой. Однако, вполне контактоспособная сверхцивилизация галактического уровня, сражающаяся на «нашей» стороне против пришельцев в Галактику из Магеллановых облаков, энергетических «Нетленных». К тому же, наиболее технически продвинутая среди пяти «высших» рас галактов. Внутри сообщества разумны только матки, которые производят безропотных работников любых форм и назначения. Есть ещё полуразумные «вычислители», непосредственно расширяющие аналитические способности матки. Среди маток существует жёсткая иерархия и подчинение в этой вертикали власти абсолютно, поскольку Рой общается с другими расами всегда, как единое существо, начисто лишённое внутренних противоречий. Все сомнения и предположения Роя относятся только к внешним факторам. После победы над «Нетленными» прерывают контакты и уходят за пределы Галактики, оставляя наблюдение за событиями, поскольку позже участвовали в одном из этапов «Чёрной эстафеты» и вмешались в финальную стадию войны между «высшими» расами второй волны на стороне землян. Предположительно, описан переход от продвинутого 2-го типа к 3-му по Кардашёву. Редкий пример «положительной» и адекватной «стаи космической саранчи» с точки зрения человека. При явно нечеловеческом жизненном цикле обладают схожими целями и способностью к диалогу.
  • Сергей Зайцев, «Призраки Пустоши». Напавшие на колонию землян неизвестные в обитаемом секторе Галактики «инорасовики» оказываются сообществом полуразумных представителей нескольких различных инопланетных рас, прошедших процедуру генетической коррекции и управляемых сверхразумом, распределённым по кораблю-носителю. А само нападение преследует цель рекрутировать новых солдат и получить новые технологии. У «рекрута» сохраняются и профессиональные навыки и аналитический рассудок, но полностью отсутствует воля. Задачу ставит «надмозг». Аверсия и этого тропа, и тропа разумный паразит.

См. также[править]