Космическая торпеда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Космическая торпеда — прямое следствие фразы «космический океан», популярное оружие в космоопере с крайне невнятными отличиями от боевых ракет. Наиболее логичное объяснение термина «торпеда» исходило бы во вселенной, где присутствуют нереактивные безопорные космические двигатели, загребающие «эфир», «физический вакуум», «темную материю» или что-то в этом роде, и на торпедах, в отличие от ракет, установлены именно они (подобно тому, как обычная морская торпеда загребает винтом окружающую воду). Также торпедой обоснованно может называться аппарат-камикадзе со сверхсветовым двигателем (в отличие от ракеты, имеющей только досвет). Но именно такое объяснение смысла термина встречается крайне редко. Ещё один вариант — торпеда опять же является дроном-камикадзе, но представляет собой не взрывное устройство, а одноразовую пушку без обвеса и с ракетным двигателем. Например, рентгеновский лазер с ядерной накачкой или ядерную пушку Casaba Howitzer. На ракетном двигателе она подлетает на расстояние выстрела, наводится на неприятельский корабль и стреляет/самоуничтожается. Таким образом можно объяснить, почему кораблю, на уничтожение которого нужно много ракет, хватает одной торпеды.

Если действие происходит в старом добром космосе, то различий между ракетой (класса «корабль—корабль») и космической торпедой быть не должно.[1] Следовательно, можно не плодить сущности и оставить только одну из них. Но нет, нет!

Игромеханически торпеда отличается от ракет обычно отсутствием маршевого двигателя, усиленным зарядом взрывчатки, охрененным бронированием и никакой маневренностью. Идея в том, что бы пройти сквозь щиты и подорвать броню вместе с начинкой, а как это сделать - уже другой вопрос. На некоторых торпедах ставят модулятор поля, позволяющий его нейтрализовывать чтобы пройти и бахнуть, а некоторые используют свойство низкой скорости для прохождения через поле, останавливающее высокоскоростные снаряды. Кроме того из-за отсутствия факела работающего движка, торпеду в общей цветасто-бахающей свистопляске банально незаметно, и вражеское ПВО на неё сагрится с небольшой вероятностью, а от пушек точечной ближней обороны торпеда защищена достаточно хорошо чтобы успеть долететь прежде чем её уничтожат. Ну и - торпеда принципиально не обращает внимания на ложные цели и разный мусор, ибо как в старые добрые времена, она умеет разве что донаводиться на цель с помощью двигателей ориентации. И да, как это ни странно, но в реальном космосе именно торпеда способна доставить космическому кораблю кучу проблем - потому что летящий по инерции объект с траекторией не пересекающейся с кораблем система предупреждения о столкновении не замечает, а когда она донаведётся и бахнет - уже будет поздно метаться, покрытая толстым слоем сажи и управляемая двигателем на сжатом азоте торпеда практически невидима в чёрной пустоте, а огромное количество осколков, образующихся при взрыве по воздействию сравнимо с очередью из рэйлгана. Но, как обычно, результативность такой вот пальбы может быть отличной от нуля только если вражеский корабль находится на стабильной орбите и не делает "противоторпедных зигзагов", тогда по нему можно палить из-за горизонта, правильно рассчитав "торпедный треугольник", и даже уничтожить, если стрелять веером. В общем, за подводный флот, ибо с определенной точки зрения космос это тоже океан.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Сергей Лукьяненко, «Калеки» — подсветка заодно с реконструкцией: «Это смешно, но старая военно-морская терминология до сих пор в ходу. Есть ракеты, а есть торпеды — хотя и те, и другие двигаются в вакууме с помощью ракетного двигателя. Просто торпедами принято называть ракетное оружие большой мощности и способное к более длительному преследованию цели».
  • Аналогичная ситуация и в книгах серии Сфера Великорасы А. Зорича — но там торпеда одновременно самый мощный тип вооружения космической авиации и самый слабый ударный комплекс у крупных кораблей.
  • «Космоолухи» — стёб над тропом. В первой книге герои угрожают «черным рудокопам», «засадить гравиторпеду в редактор»; к этому слову добавлена сноска: «Просто торпеду — несолидно!».
  • Александр Воробьёв, «Огненный след» — торпеды имеют во много раз больше топлива для подлёта к цели и большую мощность термоядерной боеголовки (мегатонны против килотонн у ракет), как следствие их взрыв может уничтожить сразу несколько вражеских кораблей или поразить корабль на расстоянии, а не только при контактном подрыве. Толстая броня торпед лучше выдерживает огонь средств противоракетной защиты, а электроника позволяет лучше маневрировать на подлёте к цели. Всё это во много раз увеличивает массу и размер торпед, поэтому пусковые установки для них имеют только достаточно крупные корабли (фрегаты, крейсера и линкоры), а тактические корабли могут нести только 2-3 штуки в специализированных отсеках корпуса. Ракеты же в основном используют в составе систем ПВО/ПРО, так же есть ракеты являющиеся ближним противокорабельным оружием такшипов.
  • Гарри Гаррисон, «Уцелевшая планета» — мозаичная торпеда. Так и хочет что -нибудь подорвать…
  • Френсис Карсак, «Бегство Земли» — на космических кораблях землян таковые имелись. Могли по команде оператора проделывать любые маневры в космосе, вплоть до возвращения обратно в свои гнезда в пусковых установках.
  • Дэвид Вебер «Honorverse» в первой книге Хонор выпадает сомнительная честь испытывать новое «супероружие» «Кошмарихи» Хэмпхилл, а именно комбинацию из гравикопья и мегатонной торпеды. Первое моментально уничтожает защитную стену, вторая разносит корабль противника в клочья. Нюанс в том, что дальность боя обоих устройств — меньше полумиллиона километров, при том, что радиус действия стандартных импллерных ракет — около 80 миллионов. В общем, на дистанцию выстрела Хонор добралась исключительно благодаря стечению обстоятельств, роялям из кустов и банальному везению. Причем все, на что хватило «Бесстрашного» после этого — лечь на обратный курс и команде приходилось молиться всем богам, чтобы доковылять до «Василиска».
  • Виталий Башун, «Его высочество господин целитель» — торпеды проходят любые защитные поля. могут неслабо рвануть. но вообще это средство доставки абордажников (иногда — с десантом не из абордажников, абордажник тут — это совершенно особые навыки и снаряжение, и особые проблемы в области медицины), но пилот-абордажник обязателен и без этого — никак. Если надо именно взрывать — значит надо камикадзе или нормальное понимание кто есть абордажники на самом деле и как и правильно учить - тогда вполне можно дистанционно управлять, не теряя возможности проходить поля. Пусть не способного идти в бой обычным способом но готового погибнуть ради Великой Цели (правда отставники почему то не очень эти великие цели любят)….
  • Иар Эльтеррус, цикл «Отзвуки серебряного ветра» и другие книги в том же сеттинге — собственно гиперторпеды. Отличие — способность входить в гиперпространство.
  • Олди, «Ойкумена» — кварковые торпеды, после которых на орбите планеты остаётся лишь «пыль, пыль, пыль, как от солдатских сапог на марше».
  • Крис Райт Крипты Терры; Прогнивший трон — на такой проникла на корабль Вольного торговца помощница главного героя инквизитора

Кино[править]

  • Протонные торпеды в Звёздные войны. Подробно и вблизи летящую торпеду так и не показали, но судя по тому, что мы видим в сцене выноса «Звезды Смерти» — это нечто вроде управляемой ракеты, способной поворачивать на пятачке. Через 35 с лишним лет в «Повстанцах» эти штуки показали поближе — оказалась некая управляемая малогабаритная непонятность, окруженная энергетическим полем.
    • Согласно староканоническим источникам («Легендам»), протонная торпеда — коническая боеголовка, по принципу действия напоминающая тот самый Casaba Howitzer, то есть выпускающая энергию термоядерного взрыва в виде однонаправленного луча или конуса.
    • Если исходить из игр и справочников, то протонные торпеды - это таки прямой аналог ПКР, в то время как ракеты рассчитаны на более мелкие и подвижные цели. И в рамках фильмов оно так и работает, но ведь в справочниках есть и такая наркомания как тяжёлые ракеты, имеющие стабилизаторы...

Телесериалы[править]

  • Звёздный путь: существует множество различных торпед. Обычно они имеют форму сплюснутой капсулы размером чуть больше человека (причём, для космических погреблений используется пустой кожух торпеды в качестве гроба). Стандартными являются фотонные торпеды, хотя это и ошибочное название. На самом деле, фотонные торпеды содержат некоторое количество антивещества и равное количество вещества. При столкновении или взрыве, вещество и антивещество касаются друг друга, что приводит к аннигиляции и огромному взрыву, причём количество антивещества в торпеде можно установить заранее. Более поздние квантовые торпеды используют квантовые сингулярности, чтобы создать антивещество «на месте». По-сути, они являются генераторами без какой-либо взрывчатки внутри. Предшественником фотонных торпед являются пространственные торпеды — обычные ракеты стандартной формы. В конце сериала «Вояджер», адмирал Джейнвей из будущего привезла чертежи трансфазовых торпед, которые проникают через любые щиты и наносят огромные повреждения. Одной-двух таких торпед достаточно, чтобы уничтожить целый куб боргов. Хронотонные торпеды кренимов имели схожее свойство проникать сквозь щиты, однако были не настолько убойными. Ромулане пользуются очень мощными плазменными торпедами. Следует заметить, что некоторые торпеды обладают собственными варп-двигателями, чтобы позволить запуск во время сверхсветового движения.
    • Ещё есть автономная торпеда «Дредноут», запущенная кардассианцами по базе повстанцев-маки. К счастью последних, торпеда не взорвалась. Б’Еланна Торрес перепрограммировала торпеду и послала их атаковать кардассианцев. Следует заметить, что «Дредноут» обладает собственным вооружением и системами защиты, больше напоминая малый корабль-камикадзе.
  • «Орвилл» — крейсера Планетарного Союза вооружены плазменными торпедами. Так как обычные плазменные орудия малоэффективны против боевых кораблей криллов, торпеды зачастую являются единственным действенным методом сражаться с ними. Летят они по линейной траектории и не маневрируют. Представляют собой сгусток плазмы в магнитной оболочке. В сражении у Кастры-4, «Орвилл» заманивает более мощный криллский эсминец «Каков» в плотные слои атмосферы, создавая подобие дымовой завесы. Затем «Орвилл» резко меняет курс прочь от планеты и запускает полный комплект торпед назад. Ослеплённый «Каков» не успевает отреагировать и погибает.

Мультфильмы[править]

Вебкомиксы[править]

  • «Schlock Mercenary» — терапеды, космические торпеды с терапортом и дружелюбным интерфейсом. Реактор для безопорного гравидвигателя одновременно является боеголовкой, терапорт, пока его не научились глушить, позволял доставить «подарочек» прямо на мостик противнику (где он, оправдывая дружелюбный интерфейс, сначала вежливо поздоровается и досчитает до 3 на языке слушателя), а синтетический интеллект (не дотягивает до личности, в отличие от искусственного) или прямое подключение к искину корабля решает проблемы с наведением и преследованием цели. И наёмники-протагонисты их штампуют пачками, справедливо называя результат «Очень опасным множеством».

Видеоигры[править]

  • В игре Master of Orion, стараясь сделать это оружие как можно более непохожим на обычные ракеты, перестарались настолько, что стало не понятно, чем торпеды в этой игре отличаются от оружия, стреляющего какой-нибудь плазмой.
    • Разница на самом деле есть — плазменные излучатели стреляют потоками плазмы и каждый ход, а плазменные торпедные аппараты стреляют сгустками плазмы (которые и называются торпедами) и раз в два хода.
    • К тому же они самонаводятся.
  • В игре Wing Commander торпеды отличаются от обычных ракет в основном тем, что способны пробить щиты линкора.[2].
    • В игре Wing Commander: Privateer II: The Darkening торпеды — это медленные самонаводящиеся ракеты с усиленным зарядом, использующиеся против малоподвижных суперкораблей и космических станций.
  • Polaris Sector — торпеды в сравнении с ракетами и дальнобойнее и мощнее, но немного медленнее и не имеют самонаведения
  • В «Космических рейнджерах: Доминаторы» ракетные установки стреляют пачками не особо хорошо наводящихся ракет, наносящих небольшой урон, а торпедные — одной самонаводящейся мощной торпедой, которая к тому же может возвращаться обратно в пусковую установку, если враг уничтожен или скрылся. Таким образом, в деталях скрыто достаточно дьявола — она мощнее, неспешнее и «умнее» ракеты, а это уже переход количественной разницы в качественную.
    • К тому же ракеты можно сбить на подлёте одним попаданием, а в торпеде и нескольких попаданий будет мало.
  • Во многих играх (от Parkan до Galaxy on Fire) отличием является отсутствие у торпед всяческих способностей к управляемости и самонаведению в обмен на повышенную поражающую способность.
    • В олдскульной леталке «Crimson Skies» принцип схожий. Не наводятся там ни ракеты, ни торпеды, однако ракеты летают быстро и, в принципе, способны попасть по самолёту, а торпеды — медленно, и их основная цель — ещё более медлительные дирижабли. Зато их торпеды выносят на ура.
    • А в «Паркане» торпед нет — только ракеты двух классов: быстрая и хорошо маневрирующая крылатая и тяжелая и неповоротливая цилиндрическая. Цифровые их обозначения забыл, но одна называлась RM-104.
  • Stellaris — по мере развития вашего государства можно будет изучить технологии ракетного оружия для кораблей (или же выбрать, как начальное) и торпедного. Причем, оба вида самонаводящиеся. Различие заключается в том, что торпеды проходят сквозь щиты вражеских космических судов, когда ракеты просто наносят по ним урон с небольшим бонусом.
    • После переработки геймплея ракеты первого уровня доступны с начала и, как и торпеды, проходят сквозь щиты. Торпеды наносят больше урона, имеют бонус против брони и сами неплохо бронированы, но по сравнению с ракетами медлительны.
  • В Space Quest V протонная торпеда — штатное вооружение звездолетов Звездной конфедерации. Заряд выглядит как шар красной субстанции, выстреливаемый корабельным орудием. А вот суденышки помельче, вроде мусоровоза «Эврика», вооружены плазменными пушками.
  • «Freelancer» — медлительные торпеды используются исключительно для уничтожения крупных кораблей. Именно благодаря им обычный истребитель способен уничтожить целый крейсер или даже линкор. Самонаводящиеся ракеты используются только для сражения с другими истребителями.
  • Halo — плазменные заряды ковеннантов называют именно «торпедами», хотя по сути они являются управляемыми плазменными сгустками.
  • System Shock 2 — крейсейр «Рикенбакер» оснащен ядерными торпедами для обеспечения «лояльности» корабля-носителя «Фон Браун».

Примечания[править]

  1. В принципе, если высасывать из пальца аналогии, то ракет у истребителя может быть много, а торпеда у торпедоносца — одна. Ну максимум две. То есть космическая торпеда — эта такая большая космическая ракета класса «корабль-корабль».
  2. В большинстве игр серии торпеды отличаются именно этим. В тех же играх, где этого отличия нет, игроки не любят играть медлительными торпедоносцами, предпочитая обычные манёвренные истребители.