Космические садовники

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« В прежние времена моряки в долгом плавании оставляли на каждом пустынном острове по паре свиней. Или по паре коз. А когда приходили к этому острову в следующий раз, там уже был запас «живого» мяса. Это были необитаемые острова, царства девственной, дикой природы. Это был истинный рай на Земле. Когда моряки приходили к такому острову, там их ждали стада свиней или коз. Моряки называли такие стада «посеянным мясом».

Вам это ничего не напоминает? Например, старинную историю про Адама и Еву? Может быть, Бог однажды вернётся на Землю с большой бутылкой острого соуса для барбекю?

»
— Чак Паланик, «Колыбельная»

Они налетели из космоса и принялись пожирать всё живое! Или хотя бы только разумное. Они голодны и неостановимы! Для вашей цивилизации их вторжение наверняка станет концом света.

Что это? Стая космической саранчи? Нет, хотя очень похоже. Разрушитель миров? Ну, в каком-то смысле да, хотя как раз миру от его визита ничего плохого не сделается. Это Космические садовники.

В отличие от Космической саранчи, Садовники вполне способны видеть дальше своего носа. Они не бездумные потребители — они вполне способны задаваться вопросом «Кого же мы будем жрать завтра, если сожрём всех сегодня?» Они умеют сдерживать свои аппетиты. У них есть долгосрочный план. Они заботятся об окружающей среде (понимая под таковой весь космос в пределах досягаемости). И уничтожение вашего вида никак не повредит вашей планете — возможно, даже наоборот, пойдёт на пользу. И очень скоро (по меркам Садовников) эта планета породит новый разумный вид. Который тоже можно будет съесть, конечно. Обалденное утешение!

Можно разделить на три подтропа — собиратели, пастухи и сеятели.

  1. Собиратели — та же Космическая саранча, по большому счёту, только более осторожная. Жрут не всё подряд, а тщательно отбирают «созревшие плоды», снятие которой с ветки не повредит самой ветке. В восстановлении пищевого ресурса полагаются на естественную производительность природы.
  2. Пастухи — направляют развитие цивилизаций в нужную им сторону, прогрессорствуют, могут оберегать их от внешних угроз, или досрочно «выпалывать» те цивилизации, что могут представлять угрозу для остальных.
  3. Сеятели — они вас создали. Точка. И разумеется, уверены, что имеют на вас все права благодаря этому. Самая сложная разновидность противника — они знают о вас практически всё, они уже имели дело со множеством таких, как вы, они сами могут задать вам любые неустранимые слабости, они могут задавать время и место жатвы, наконец, могут быть уверены, что никогда не ослабнут и не вымрут с голоду. По сути, от Злого Яхве эти ребята отличаются лишь тем, что их много.

Примеры[править]

  • Macross 7 — протодевилны. Собиратели.
  • Command & Conquer 3: Tiberium Wars — с прикрученным фитильком, скринны. Собиратели, которые прилетели, чтобы собрать тиберий с якобы вымершей планеты, но оказалось, что планета вовсе не вымерла и аборигены лезут в драку.
  • «Пространство откровения» Аластера Рейнольдса — Волки, они же Подавители. В будущем планируют стать Пастухами (для того и созданы), но сейчас — чистые Собиратели.
  • Stargate — рейфы. Промежуточный вариант между Пастухами и Собирателями. На некоторых планетах создают культ имени себя, на другие просто прилетают поохотиться.
  • «Преследуемая Земля» Роджера Макбрайд Аллена — харонцы. Пастухи.
  • Mass Effect — Жнецы. Пастухи — непрямо направляют цивилизации на расширение по сети ретрансляторов, чтобы потом через эту же сеть пожать.
  • Конец детства Артура Кларка. Сверхправители — Пастухи, но не для себя, а для Сверхразума, который, возможно, является Сеятелем.
  • «Н. А.В. Ь.» и «Путешествие за ночь и день» — собственно, Навь, воплощения Подлинного Движения, перерабатывающие на топливо не меньше, чем саму основу Вселенной. Когда Вселенную съедят, пойдут дальше. Потом ещё дальше. Имеют претензию на Сеятелей.
  • Коротенький рассказ Фредерика Брауна «Общий принцип» — с фитильком и субверсия. Инопланетяне до того громадны, а плотность их тел до того низкая, что они совершенно не могут повредить ни людям, ни постройкам, ни технике. Однако через некоторое время они начинают распылять в воздухе что-то неизвестное. «Облака делают», — замечает героиня, опрыскивая свой садик от насекомых. Похоже, что это что-то вроде Собирателей.
  • Freelancer — Странники это Пастухи, причём действующие не собственной мощью, как Жнецы, а руками взятых под контроль людей. Беспризорные сторожевые собаки сверхцивилизации, возможно являвшейся Сеятелями.
  • Dead Space — Братские (Кровавые) Луны. Промежуточный вариант между Пастухами и Сеятелями. Жизнь на планетах с нуля не создают, но её развитие направляют в течение миллионов лет, так что существующие на момент жатвы разумные виды — их рук дело.
  • Kill la kill — жизненные нити являются промежуточным вариантом между Пастухами и Сеятелями по той же причине, что и Братские Луны. Не создавали жизнь на Земле, но создали человека как вид. С другой стороны, они же и Разрушитель миров, поскольку после окончания цикла их размножения жизни на планете не остаётся.
  • «Восхождение Юпитер» — именно это хочет сделать галактическое псевдочеловечество в отношении человечества Земли. Сроки выращивания (выведения урожая из динозавров) не годятся ни для каких разумных оценок, да и вся эта история с применением людей на околостволовые клетки очень мутная.
  • Prey — Сфера. Сеятели, создавшие на Земле, до их первого визита бывшей «бесплодной скалой», органическую жизнь, чтобы миллиарды лет спустя собрать свою жатву. Разумеется, кровавую.
  • Фильм «Лазерный ястреб» — раса разумных пауков. Засеяли Землю жизнью, а теперь прилетели пожинать. Фокус в том, что «хорошие парни» пытались помешать им ещё на стадии сеяния.
  • Безымянная раса в романе Клиффорда Саймака «Роковая кукла». Самих их не показали, только результаты их деятельности. Кроме запечатанной планеты — ловушки — сад в виде гигантских деревьев, способных кодировать информацию в своих семенах. Как эту информацию извлекают — не показано. Также семена вполне годятся в качестве оружия — мало того, что деревце ими метко стреляет с приличной скоростью, они ещё и ядовиты для землян. Протагониста такое дерево «пыталось убить и убило бы», не окажись рядом напарник-негуманоид. Он, впрочем, отомстил сполна. Интересно, что после гибели одного дерева остальные ни разу не пытались обстрелять людей.
  • Филип Хай «Запрещённая реальность» — Наивысший — посланец расы Пастухов (на «наши деньги» — исследовательский зонд). По галактической статистике, без прогрессорства выживают две расы из примерно миллиарда (а точно в Галактике достаточно планет для такой статистики?). С прогрессорством выживают девять рас из десяти, но никто не утверждает, что это легко.
  • Айзек Азимов «Сердобольные стервятники» — Пастухи (те самые стервятники, на самом деле — разумные обезьяны) любезно помогают восстановиться планетам, пострадавшим от атомной войны. Но что делать, если война всё не начинается и не начинается? Придётся немножко подтолкнуть.
  • Мюррей Лейнстер «Данайцы, дары приносящие» — Собиратели сначала подсовывают цивилизации ну очень классные гаджеты… А потом цивилизация уже не способна без них обходиться и легко переходит под контроль Собирателей.
  • Фрэнк Герберт «Что-нибудь ищете?» — Собиратели держат землян (не только землян; предположительно, значительную часть Галактики) под постоянным гипнозом, собирая некую секрецию желёз (универсальные железы у всех рас?). Хитрый земной гипнотизёр сумел снять гипноблокаду высшей расы — теперь человечество для высшей расы бесполезно, и придётся стерилизовать всю Солнечную систему.
  • Вернор Виндж «Глубина в небе» — флот эмергентов пытается стать Собирателями, подсадив аборигенов Арахны на программное обеспечение гораздо более высокого уровня, чем позволила бы создать местная наука… Не вышло, паучки куда сообразительнее, чем кажутся.
  • Орсон Скотт Кард, трилогия после «Игры Эндера» — десколада — разумный вирус, высеиваемый на планетах, которые неведомая раса намерена колонизировать.
  • Филип Жозе Фармер «Дейр» — некая раса урсиноморфов заселила планету множеством похищенных представителей разумных видов, а затем самоуничтожилась в атомной войне (?). Земляне, конечно, считают истинно разумными только себя, но на деле, кажется, разумом обладает всё, что крупнее собаки (медведи-инопланетяне явно перестарались).
  • Джон Норман, «Гор». Курии — собиратели, рассматривающие людей как источник пищи. Царствующие Жрецы — Пастухи, не особенно интересующиеся людьми, пока те не представляют угрозы. По отношению же к горианской цивилизации в целом Царствующие Жрецы являются Сеятелями, так как заселили планету похищенными выходцами с Земли.
  • Crysis: Legion Питера Уоттса — земляне столкнулись даже не с садовниками, а с оставленным ими оборудованием. Которое почуяло вторжение и начало зачищать местность.
  • Spore — роль Пастуха может отыгрывать сам игрок. Также сюда, скорее всего, можно отнести и Стива, от которого мы получаем артефакт «Посох жизни».
    • С прикрученным фитильком, империи экологов. Эти являются садовниками в буквальном смысле: вся их цивилизация построена на заботе об окружающей среде.
  • Space Nomads — раса Строителей, представляющих собой нечто среднее между всемя тремя архетипами. В игре большей частью только упоминаются, но если перед возвращением на корабль не заразить их телепортационную систему сепарированным вирусом-терраморфом, в эпилоге прилетят на Землю огромным флотом, набахают там монолитов и начнут «новую жатву».