Космическое фэнтези

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Орки против эльдар.jpg
Космические орки против космических эльфов.

Космическое фэнтези — это космоопера с магией. С явной, открыто заявляемой магией, мистикой и другими феноменами, противоречащими всем базовым законам физики, в т. ч. и потенциальной местной научной магии.

Внимание:
Под троп не подпадают произведения, где магия имеет под собой четкую «научную» основу. Например, «Светлячок» с телепатическими и тактически-провидческими способностями Ривер Тэм — не космическое фэнтези, потому что телепатия — просто ещё одна «плюшка», которую навесили подопытной Ривер ценой исковерканного разума ученые-вивисекторы Альянса.
А вот «Звёздные войны», где аналогичным способностям (и многим другим) учатся в мистическом религиозном рыцарском ордене, который даже и не пытается найти им объяснение помимо «так хочет Сила» — дистиллированный пример тропа.

Смежные тропы[править]

  • Альтернативная космонавтика — троп преимущественно из старинной литературы, когда способы перемещения в космосе могли представлять если не волшебными, то хотя бы сказочными.
  • Звёздные короли — если у нас фэнтези в режиме, то почему бы и не быть космическим королям, аристократкам, рыцарям и прочим атрибутам фэнтезийного псевдосредневековья?
  • Космические гномы — копаются не под горами, а в астероидах, в остальном — найдите десять отличий.
  • Космические демоны — а где ещё быть такой чуждой сущности, как не в космосе? Впрочем, они могут быть как метафизическими, так и материальными, лишь внешне похожие на стереотипных демонов.
  • Космические орки — хотя иногда они и могут отсылать на тех самых орков, в принципе ничто не мешает им появляться в относительно более твёрдой фантастике — воинственные страшилы и есть воинственные страшилы.
  • Космические эльфы — впрочем, это необязательно могут быть именно эльфы, и им даже необязательно быть волшебными. Могут быть просто эльфоподобные инопланетяне.
  • Мечник со звездолёта — для него этот сеттинг дом родной, как для обычного мечника обычное фэнтези.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Вселенная Г. Лавкрафта — в космосе есть мистические сущности вроде владыки демонов Азатота.
  • «Дюна» Ф. Герберта — кодификатор. Феодальное фэнтези с действием, перенесённым из традиционного для жанра средневековья, в космическую эру, но все же узнаваемое как фэнтези. Есть паранормальные способности вроде предвидения будущего, гипнотического Голоса, доступа к памяти предков, главный герой — Избранный и проходит путь героя, из-за развития технологии энергощитов большая часть боёв происходит на холодном оружии, ментаты и Бене Гессерит организованы в подобия магических орденов.
  • «Космическая трилогия» К. Льюиса — в космосе живут ангелы-покровители планет, они же в восприятии древних стали языческими богами.
  • Творчество отечественного фантаста Юрия Петухова.
  • С. Лем «Сказки роботов» и «Кибериада». Своего рода игра со штампами. Вся их вселенная населена роботами (кроме некоторых исключений), сеттинг стилизован под сказки (с королями и прочими феодалами), а наука достигла такого уровня, что кажется магией. Сам автор называл эти произведения сказками-притчами.
  • А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» — однозначная сказка в космическом антураже, где в космосе дышат непонятно чем, а с планеты на планету семена прилетают с ветром и люди летают на птицах.
    • В сиквельном мультфильме и сиквельном мультсериале сделали ещё больший упор на тему фэнтези, да и Маленькому принцу дали способности как в аниме.
  • Метавселенная Рудазова порой начинает тяготеть к тропу. Наиболее чистый образец — «Экипаж», где команда звездолёта в обязательном порядке комплектуется ментатом, также некоторые из «Рассказов из правого ботинка» и «Паргоронских баек». На минималках — «Дети Судного Часа» (сеттинг там весьма футуристичный, смахивающий на Fallout, но космосом и не пахнет — условия не те[1]) и «Зверолов» (практически твёрдая научная фантастика, если бы не Китангер).
  • Сварог, просто Сварог. Высокие технологии, космические перелёты (минимум в рамках одной системы), наукообразная магия, путешествия по иным мирам соседствуют с пророчеством, мистическими событиями, метафизической бронёй, гадалками, Мастером и пр.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — джедаи и ситхи как космические светлые и тёмные маги (а уж не входящие в их дихотомию форсъюзеры, вроде ведьм Датомира, так вообще), Сила как космическая магия. Даже мидихлорианы, на которые плевались олдовые фанаты при выходе «Призрачной угрозы», не портят картины: они не источник Силы, а посредники между ней и её пользователями.

Мультфильмы[править]

  • «Виджит спешит на помощь» — тут может произойти что угодно, никакой научностью и не пахнет.
  • «Планета сокровищ» — сложно назвать это произведение научным, космос ведь не вода!

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

Манга и аниме[править]

  • Outlaw Star — достаточно редкий космический фэнтези-вестерн, в котором главный герой стреляет в космопиратов-даосов из пистолета с зачарованными патронами.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — межзвездные перелеты и огромные боевые роботы (от пятиметровых ганменов до занимающего несколько процентов Вселенной Супер Тенген Топпа Гуррен-Лаганна) сочетаются с явно магической Спиральной Силой.

Видеоигры[править]

  • Lethal RPG Universe. Первые игры серии (War и Destiny) были чистым фэнтези, но прошла пара тысячелетий, и действие переместилось в космос.
  • Might and Magic принадлежит к этому жанру, хотя игравшие в HoMM часто и не подозревают.
  • Warcraft — демоны летают на космических кораблях, их же останавливает космическая Армия Света.
  • Серия Half-Life в некоторой степени. С одной стороны высокие технологии, захватчики из другого измерения, опасная наука, с другой стороны G-men, вортигонты со своей немагией, советники Альянса с псионикой. Фитилек несколько прикручен, ибо вместо звездолётов и прочей космоатрибутики используются порталы.
  • Rimworld — сеттинг игры позволяет приобщить её к данному тропу. Достаточно сказать, что доступ к псионике, тут предоставляют роботы-архотеки, которые вознеслись на высший уровень существования. При этом как работает псионика? Почему её влёгкую могут освоить племена? Нафига архотеки создали вампиров? Непонятно.
  • Sacred — почти аналогично. Паладинши-серафимы — космодесантницы со световыми мечами и BFG, их «небесная магия» — поддержка огнём со спутника, а их древние противники Ворганары — космические демоны. И всё это — в стандартном фэнтези-сеттинге, где живут-поживают самые обычные маги, дворяне, крестьяне, светлые и тёмные эльфы, не подозревающие, сколь космические силы когда-то сталкивались над их головами, а если подозревающие, то дающие этому чисто религиозное объяснение.
  • Stellaris — нет, речь не про псионику и Покров, которые-таки имеют под собой псевдонаучное обоснование. В Стельке есть:

Настольные игры[править]

  1. До Судного Часа успели основать первую базу на соседней планете, но вряд ли она после того, что случилась с метрополией, протянула долго.