Костяника. Время лета

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Костяника. Время лета
Костяника. Время лета (постер фильма).jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваРоссия
КиностудияРакурс
РежиссёрДмитрий Фёдоров
Автор сценария
  • Лев Дельцов
Когда вышел2006 г.
Продолжительность96 мин

Костяника. Время лета — художественный фильм режиссера Дмитрия Федорова по повести Тамары Крюковой «Костя + Ника». Снятый в не самом популярном для отечественного кинематографа жанре подростковой мелодрамы, фильм запомнился многим зрителям и заработал множество наград российских и международных фестивалей.

Сюжет[править]

Действие происходит в середине 1990-х годов в подмосковном дачном посёлке. Главные герои — обыкновенные подростки, вступившие в ту фазу взросления, когда принято переживать первые чувства и хвастаться потерей девственности, независимо от того, была ли она на самом деле. Однако этим летом первую настоящую любовь предстоит пережить только главному герою по имени Костя. А в первую очередь — дочке знаменитого художника. Её зовут Ника, и она прикована к инвалидному креслу. Богатство и достаток семьи не делают её счастливой. Девочка отрезана от внешнего мира. Она не может общаться со сверстниками и заводить друзей. Она созрела для любви, но в своём положении даже мечтать о ней не смеет. Мама Ники умерла, отец не обращает на неё внимания, и ей приходится постоянно воевать с унижающей её гувернанткой Полиной. Встреча молодых людей была случайной, и чувства вспыхнули не сразу. Им ещё предстоит преодолеть множество испытаний в виде равнодушия взрослых и подлости сверстников. Но они сделают друг друга счастливыми, не смотря ни на что.

Актеры и персонажи[править]

  • Костя (Иван Вакуленко) — обыкновенный мальчишка 16 лет, который слушает рок, читает фэнтези и мечтает о прелестях красивой соседки. Но теперь ему впервые в жизни придётся совершать взрослые благородные поступки и брать на себя ответственность, за что он будет вознаграждён первой настоящей любовью.
  • Ника (Никандра) Соболевская (Ольга Старченкова) — дочь знаменитого художника, инвалид, дева в беде. 15-летняя девочка, для своих лет излишне серьёзная и рассудительная, которая слушает классику и говорит слишком изящно, без подросткового сленга (в повести из-за этого Костя сначала заподозрил её в излишней надменности).
  • Лесная Ника (тоже Ольга Старченкова) — загадочная лесная жительница, как две капли воды похожая на дочку художника.
  • Полина (Любовь Германова) — гувернантка, сиделка Ники, свою подопечную откровенно ненавидящая. Первая из взрослых, кто становится на пути отношений Ники и Кости.
  • Родион Викторович Иванов (Владимир Симонов) — отец Ники, знаменитый художник, мужчина властный и уверенный в себе. При этом никудышный отец и безответственный семьянин. Из-за духовной слепоты тоже какое-то время мешает отношениям главных героев.
  • Анастасия (Анна Чурина) — сожительница Иванова, красивая и хитрая женщина, которая наслаждается своим положением любовницы богатого и успешного мужчины, благоразумно закрывая глаза на постоянные измены с его стороны.
  • Верка (Анна Здор) — пустая самовлюблённая кривляка, тем не менее, влюбившая в себя всех ребят посёлка. Главный антагонист. Отвергла ухаживания Кости в начале, предпочтя ему взрослого студента. Но позже начинает охмурять его, оскорблённая тем, что он перестал бегать за ней, посвятив всё своё внимание Нике.
  • Зоя Петровна (Анна Гуляренко) — мать Кости, хорошая женщина, но тоже далеко не всегда понимает своего сына.

Тропы и штампы[править]

  • Адский папаша — таким поначалу кажется Родион Викторович, отец Ники. На дочь ему откровенно плевать; по словам самой девочки она ему всегда мешала, потому что портила настроение гостям в квартире художника видом своей инвалидной коляски. При этом благоволит Полине, в упор не замечая, как та на его же глазах третирует его дочь. Потом всё же окажется, что человек он неплохой и дочь свою любит, просто не знает, что такое на самом деле — быть отцом. Быть публичной личностью и медийной персоной у него получается лучше.
  • Альфа-сука — Верка. Стремится быть в центре внимания и тешит своё самолюбие вниманием парней, наплевав на чужие чувства. В конце готова была даже на секс с главным героем, всего лишь обидевшись, что он перестал из-за Ники обращать на неё внимание. Не срослось.
  • Безответная любовь — чувства Кости к Верке, которые ей совершенно не нужны. Здесь же сильная любовь Ники к Косте, которую тот на протяжении всего фильма в упор не замечал.
  • Бесславные девяностые — время действия фильма.
    • Бонус для современников — мальчишки упоминают о том, что им нужно готовиться к предстоящим выборам. Намекается на выборы президента России, где был переизбран во второй раз Ельцин.
  • Блестящий неканон и Затмить адаптацией — сюжет фильма очень упрощён в сравнении с книгой-первоисточником, что пошло ему на пользу. Вдобавок наиболее острые моменты в повести сделаны ещё более острыми в экранизации. Также зрителя радует прекрасная игра Ольги Старченковой, Владимира Симонова и Любови Германовой. Благодаря этому фильм знают намного больше, чем книгу Тамары Крюковой.
  • Бог из машины — роль в сюжете лесной Ники. Она появляется, чтобы заочно познакомить главных героев и напомнить Косте о Нике в те моменты, когда по сюжету ему необходимо срочно на неё отвлечься.
  • Богатые тоже плачут — Ника живёт в богатой семье, но однозначно является самым несчастным персонажем фильма.
  • Вечная загадка и Может, магия, а может, реальность — опять лесная Ника. Так и не раскрывается, кто же она такая, существовала ли в действительности или была галлюцинацией главного героя.
    • Необузданные догадки — а не была ли она призраком умершей матери Никандры, которая пыталась спасти свою дочь посредством Кости? Впрочем, сам Костя в их первую встречу называет Костянику эльфом. Не такие уж плохие фейри?
      • Не менее распространённая версия: лесная Ника — ангел-хранитель Никандры. Является Косте, чтобы дать Нике друга или спасти ей жизнь. В книге она ещё и босоногая — так часто изображают ангелов.
      • Попадалась и такая версия: лесная Ника и есть Никандра. Упоминается, что у Никандры бывают какие-то приступы, и ходить она не может из-за психического паралича, а не физической травмы. Суть НД: во время приступов, которые всегда начинаются в отсутствие Полины, то есть когда девушка одна, Никандра впадает в неадекват, вскакивает с коляски и убегает в лес, а когда возвращается, ничего не помнит. При этом всегда каждый раз успевает переодеться. В конце фильма две Ники окончательно соединяются в одну.
      • Ещё одна НД: в конце фильма Костя встречает и целует не Никандру, а лесную Нику со сбежавшим пёсиком. Судьба настоящей Никандры остаётся неизвестной.
        • Если так, то вопрос о том, выдумал ли Костя лесную Нику, — не что иное, как проверка на вшивость. Костя её не проходит, и больше эту девушку он не увидит.
  • Все мужчины — озабоченные — все мужские персонажи в фильме в той или иной мере помешаны на сексе. Подростки ни о чём больше не говорят, кроме как об аппетитных прелестях Верки. Отец Ники цепляет каждую натурщицу, которая позирует ему для картины. Собственно, главный герой является положительным ещё и потому, что сексу предпочитает высокие чувства и перебарывает искушение поддаться Веркиным чарам в конце фильма.
  • Горизонт отчаяния — Ника достигла его, когда Верка наврала ей про Костю, который лгал о своей якобы несуществующей поездке в Москву. Больше всего она не любила ложь, досыта нахлебавшись её в родной семье, и хотела, чтобы хотя бы Костя оказался исключением. Разочарование было слишком велико.
  • Драматическая болезнь — собственно, болезнь, приковавшая Нику к инвалидному креслу. Паралич, вызванный шоком от подсмотренной в мастерской отца сцены сразу же после смерти матери.
  • Игра в ножики — одно из развлечений местных мальчишек в его безопасном варианте (пальцами никто не рискует, просто развлекаются, швыряя ножи в землю).
  • Избалованный ребёнок — именно так Нику воспринимают все взрослые персонажи и никак иначе не могут объяснить постоянные вспышки гнева и обиды у неё. Костя тоже поначалу считает её таковой, но очень быстро меняет своё мнение.
  • Конфликт поколений — в наличии. В иных случаях молодое поколение в лице Кости вступает в открытое противостояние со старшими, в основном в лице Родиона Викторовича.
  • Любовный треугольник — целых два треугольника. В обоих постоянными сторонами являются Костя с Веркой. В менее значимом треугольнике их дополняет влюблённая в главного героя Анька. В основном же, соответственно, Никандра.
  • Моральный горизонт событий — его, по мнению Кости, пересекает его друг Мишка, когда оскорбляет Нику, называя её убогой. За что получает закономерный удар по физиономии.
  • Наглая ложь — в финальной сцене как книги, так и фильма Костя на вопрос Никандры, является ли лесная Ника просто его выдумкой, отвечает «да». Зачем он солгал своей любимой девушке, ответа не даётся. И да, черника в июне всё-таки поспевает.
  • Наивный идеалист, обыкновенный Дон Кихот и просто хороший парень — протагонист фильма. Ещё не испорчен, верит в высокие идеалы чести и любви и защищает их в лице Никандры.
  • Не в ладах с биологией — финальная фраза фильма и книги о том, что черника в июне не поспевает. Именно в июне она и начинает поспевать. Возможно, это не ляп автора, а указание на то, что Костя не прошёл последнюю проверку на вшивость и отношения этой пары обречены.
  • Не знает матчасти — а конкретно: матчасти в сфере современной жанровой литературы. Ника на вопрос Кости о том, что она читает, отвечает «Фэнтези». А на коленях у нее лежит томик Энн Маккефри «Арфистка Менолли», который, не смотря на присутствие в сюжете драконов, к жанру никак не относится. Это ненаучная космооперная, но вполне себе материалистическая фантастика. И фанаты серии, если что, готовы убивать каждого, кто относит сагу Маккефри к фэнтези.
  • Неформал — это здорово — на неформала положительный главный герой не слишком похож. На отец Ники относит его именно к ним. Кроме того, Костя в беседе с Никой о музыке озвучивает свои музыкальные вкусы: он любит хард-рок. В повести-первоисточнике он сообщает, что любит Manowar и группу Ария. А вот классическую музыку он не слишком любит, хоть и пытается уверять Нику в обратном. Но не даром же он так удивился, когда Никандра познакомила его с содержимым своих наушников. А в книге он и вовсе заподозрил, что девочка перед ним выпендривается, слушая классику.
  • Подростковая любовь — главная тема фильма. Первая любовь, разумеется, тоже. А возможно, что и с первого взгляда.
  • Порезался, когда брился — наличие у него фингала после драки с Мишкой Костя объяснил отцу Ники тем, что он «упал со стремянки».
  • Прерванное самоубийство — не желая больше терпеть чужую ложь и быть для всех вокруг обузой, Ника приготовилась было вскрыть себе вены. Костя подоспел очень вовремя.
  • Просто друг — именно так главный герой воспринимает Нику на протяжении всего фильма. Хотя она его всем сердцем любит. О наличии у себя ответных чувств к ней он догадывается лишь в самом конце фильма.
  • Сиротство — это серьёзно — смерть матери стала началом сплошной череды несчастий для Никандры. Она оказалась прикованной к инвалидному креслу. Отцу, в отличие от покойной мамы, она не нужна и существует не как член семьи, а как обуза.
  • Слезогонка — финал фильма. Только последний циник не пустил в этом месте слезу. Впрочем, циники этот фильм, скорее всего, вообще смотреть не станут.
  • Слишком хорош для этого мира — опять же Ника. Категорически не переносит ложь, притворство и измену. И жестокий мир буквально выдавливает её из себя, провоцируя на самоубийство, к счастью, прерванное.
  • Супружеская измена — основное хобби Родиона Викторовича, в натурщицы к которому девушки попадают исключительно через постель. Постоянными изменами довёл первую супругу до смерти. Новая жена — точнее, сожительница — Настя просто старается закрывать глаза, потому что сама художника, очевидно, использует, ценит только его деньги, а его самого ни капли не любит.