Кошмар в награду

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Ни при каком событии не следует слишком ликовать или горько плакаться — отчасти вследствие изменчивости всех вещей, могущей каждую минуту изменить свое положение, отчасти вследствие возможности ошибки в наших суждениях о том, что вредно и что полезно: почти каждому случалось горевать о том, что оказывалось впоследствии его истинным счастьем, и радоваться тому, что становилось для него источником величайших страданий. »
— Артур Шопенгауэр

Кошмар в награду — экстремальная версия тропа «Оно того не стоило». Персонаж прилагает огромные усилия, чтобы добиться некоей вожделенной цели, которая на поверку оказывается сущим кошмаром. Во многих случаях это создаёт комический эффект, хотя и довольно своеобразный.

Важное примечание: выражение «За что боролись, на то и напоролись» здесь далеко не всегда применимо, так как чаще всего персонаж борется совсем не за это. «За что боролись» применим в тех случаях, когда персонаж, например, призывал к массовым расстрелам и был расстрелян сам, тогда как герой «Восставшего из ада» под «наслаждениями» подразумевал отнюдь не раздирание крючьями на куски.

Соседний и нередко сопредельный троп: Зря ты победил.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

« В один город приехал аттракцион — комната смеха. Обещают нечто невероятное, естественно, выстроилась огромная очередь, и каждый, кто выходит из этой самой комнаты, от смеха просто с ног валится. Решил мужик сходить. Отстоял в очереди всю ночь, устал как дьявол, наконец заходит, а там четыре амбала его хватают, жестоко имеют во все дыры и пинками вышвыривают обратно. Очухался мужик, посмотрел на эту длиннющую очередь… и как давай хохотать! »
— Анекдот
  • Геракл, чтобы заполучить в жёны прекрасную Деяниру, вынужден был сразиться с речным богом Ахелоем, который умел превращаться во всевозможную опасную фауну — от змеи до быка. Чтобы он не быковал, Геракл ценой неимоверных усилий отломил ему рог, Ахелой сдался, а герой получил вожделенную красавицу. Которая потом, приревновав, нечаянно отравила его ядом Лернейской гидры, и Геракл умер в страшных мучениях.
  • Итальянская сказка «Королевский сокол». Зигзаг. У короля теряется любимый охотничий сокол, и он объявляет, что наградит того, кто найдёт его птицу. И награда вполне себе честная и денежная, отнюдь не кошмар. И слово своё король готов держать. Бедный крестьянин ловит сокола и приносит его во дворец. Вот только начальник стражи, тот ещё оборотень в погонах, стал грозить крестьянину виселицей, если тот не отдаст ему половину награды. Но и крестьянин оказался не лыком шит. Он вначале говорит королю, что сокола поймали они вдвоём с начальником стражи, а затем просит в награду им обоим… плетей. Поровну. Он же обещал начальнику половину награды. Справедливости ради, король разобрался, в чём дело, наградил крестьянина золотом, а начальника велел высечь повторно.

Театр[править]

  • «Волшебная флейта» — подлый мавр Моностатос в расчёте на вознаграждение хвастается Зарастро, как он отважно старался помешать героям:
« Моностатос: Когда б не я, теперь Памины давно бы не было в помине!
Зарастро: Что ж, я тебе в награду дам…
Моностатос: Ты слишком милостив к рабам!
Зарастро: …семьдесят семь ударов по пятам.
»

Литература[править]

  • «Восставший из ада» Клайва Баркера — пресытившийся жизнью Фрэнк годами искал способ получить новые острые ощущения, пока не узнал о Шкатулке Лемаршана, дающей безграничные наслаждения. Потом он долго искал эту шкатулку, с огромным трудом открыл… Кто ж ему виноват, что в понимании сенобитов «безграничные наслаждения» — это бесконечные истязания плоти без перерывов и выходных?
  • «Ужас лагеря „Желейный Джем“» Р. Л. Стайна — в спортивном лагере каждый день проводятся состязания в разных видах спорта, за победу в каждом вручается золотая монета, а собравшие шесть монет объявляются победителями и шествуют торжественным парадом. Естественно, все дети из кожи вон лезут, чтобы выиграть шесть монет. Именно так и отбирают самых крепких, сильных и расторопных ребят… чтобы потом заставлять их день и ночь под дождём из улиток смывать слизь с Желейного Короля — невероятно зловонного плотоядного монстра, обитающего в подземелье под лагерем. Упавших от изнеможения чудовище тут же сжирает.
  • К. Клемменс — «Рассказ о девушке из провинции»: девушка готова пойти на всё, чтобы сняться в кино, и в итоге благодаря своим стараниям действительно становится «звездой»… снафф-фильма для богатеев-извращенцев.
  • «Пелагия и чёрный монах» — злодей ценой многих убийств сумел добыть изрядное количество радиоактивного металла из таинственного метеорита. Теперь-то он сможет, исследовав его, прославиться как великий учёный! Мешок с драгоценной добычей он хранит на груди — в описываемое время ещё не знают термина «лучевая болезнь»…
  • Пелевин, «Empire V». Вампиры Митра и Рама соревнуются за благосклонность Геры, и выигрывает Митра. Кто ж знал-то, что Гера — это следующее воплощение безжалостной богини Иштар, она же Великая Мышь, и участь Митры теперь — быть принесённым в жертву (или, вернее, разобранным на запчасти)?
  • «Worm» Дж. Маккрея. Душечка получила достойную «награду» за слив информации о конце света Джеку. И ведь лучше многих других знала, с кем связалась…
  • Орсон Скотт Кард «Голос тех, кого нет» — свинкс, будучи должным образом выпотрошен, прорастает деревом и обретает новую жизнь… А вот с людьми такой трюк не проходит. Интересно, почему человеческая колония недовольна, что два ксенолога удостоены такой высокой чести?
  • «Гарри Поттер и Кубок Огня» — финал Турнира Трёх Волшебников, по итогам которого Гарри и Седрик отправились прямо в лапы главгаду.
    • Не троп. Портал к Волдеморту наградой не был, а был злодейским вмешательством в Турнир. Наградой было освобождение от экзаменов (Гарри и Седрик это получили) и тысяча золотых галлеонов (Гарри их получил и распорядился ими по своей воле). Но если верить в Большую Игру, которую ведёт Дамблдор, то он намеренно не стал мешать созданию этого портала… и тогда да, оба чемпиона Хогвартса, взяв Кубок, получили от Дамблдора в награду кошмар.
  • Юрий Никитин, «Далёкий светлый терем» — главный герой грезит образом этого самого терема, пока не получает шанс отправиться в прошлое навстречу своей мечте, и оказывается крепостным в этом самом тереме… доме печально известной Салтычихи.
  • «Быть проще» Александра Громова. Герой в поисках сокровищ проходит смертоносный лабиринт до конца, избегнув множества ловушек. И в конце узнает, что совершивший это останется навечно в последней комнате лабиринта, сидя на останках предшественников. А чтобы получить сокровища, нужно было попасться в первую же ловушку.

Кино[править]

  • «Восставший из ада» Клайва Баркера (фильм). Аналогично повести.
  • «Евротур». Купер в Амстердаме первым делом пошёл в бордель «Ван дер Секс» — и оказалось, что это заведение для мазохистов…
  • «Уроды» (1997) — доктор Лорка сумел отобрать у конкурента уникального во всех отношениях уродца, само происхождение которого определить было невозможно. Конкурент примчался на разборки в замок Лорки в компании частного детектива и торговки всякой гадостью, которая и обещала Лорке продать уродца ему, а продала заплатившему больше конкуренту. А пока они спорили, кому уродец принадлежит, он взял да и ожил в банке с формалином, оживил еще троих, и они устроили людям ночь страха, которую оба коллекционера и торговка не пережили.

Телесериалы[править]

  • «Байки из Склепа» — Хозяин Склепа любит этот троп.
    • «Главная роль» — актёр-неудачник готов на всё, чтобы получить роль в постановке «Гамлета», ставящейся в некоем странном театре под руководством эксцентричного режиссёра, но роль отходит сопернику. Тогда он душит соперника в его гримёрной и роль отходит ему. Вот только вскоре выяснилось, что это была роль не Гамлета, а бедного Йорика, театр — не театр вовсе, а лечебница для опасных душевнобольных, ну а пьесу ставят сами пациенты, перебившие персонал.
    • Аналогично — в «Смерти красотки»: топ-модель идёт на всё, чтобы выиграть странный конкурс, даже совершает два убийства соперниц… вот только демонстрировать ей придётся не бельё или платья, а собственные внутренности в анатомическом театре!
  • «True Blood» — Саре Ньюлин почти удалось стать кармическим Гудини. Почти.

Мультсериалы[править]

  • «Тимон и Пумба» — гиены решили украсть яйцо у страуса. После множества неудачных попыток, им это удалось. Но во время трапезы выяснилось, что никто из них не хочет делиться с другими. Пока они громко выясняли отношения, яйцо треснуло и из него вылупился страусёнок-амбал, который ругаясь на тюремном жаргоне, вышвырнул гурманов путешествовать в пропасть
  • «Batman: The Animated Series» — эпизод «Если такой умный, то почему не богатый?» Беспринципный деляга Дэниэл Маркридж проворачивает выгодную афёру и становится миллионером. Вот только в процессе он наживает себе врага в лице гениального психа Загадочника. Бэтмен и Робин его, конечно, спасают, но вот охранять его постоянно они не подряжались, и теперь новоиспеченный богатей постоянно дрожит от страха за семью замками и с дробовиком под подушкой.

Комиксы[править]

  • Grimm Fairy Tales, выпуск № 6 «Разбойник-жених» — девушка убила младшую сестру, чтобы заполучить жениха последней. Но поскольку тот и его слуги оказались каннибалами, то конец вышел немного предсказуемым.

Аниме и манга[править]

  • Хироаки Самура, «Bradherley no Basha» — каждый год некий аристократ удочеряет некоторых девочек-сирот (по одной из каждого приюта), чтобы они присоединились к его оперной труппе и выступали на сцене. Одна девушка ради достижения цели даже убивает свою подругу, чтобы выбрали именно её из двух. Вот только на самом деле удочеряются только четыре девочки, а остальных привозят в тюрьму в качестве секс-игрушек и пыточных кукол для заключённых, осуждённых на пожизненное.
  • 12 ji no kage ga naru — готичная деконструкция сказки про Золушку. Как только принц нашёл заглавную героиню, ровно в полночь он превратился в гигантского паука-людоеда и сожрал её. Собственно, и балы он напару с матерью (феей-крёстной) организовывает как раз для отбора очередной девушки на ужин.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — герои спасли принцессу, ура-ура. А потом эта принцесса оказалась чужеродным чудовищем и всерьёз стала уничтожать Землю.
  • Sailor Moon — как ни странно, встречается даже здесь, хотя и в более мягкой степени, да и закончилось в итоге всё хорошо. Вот несколько примеров:
    • 3 серия — молодые девушки и женщины отправляют на таинственную радиопередачу свои любовные письма, а автор самого лучшего письма получает в награду брошь-цветок. Вот только подарочек вскоре погружает хозяйку в летаргический сон и потихоньку выкачивает из неё энергию.
    • 7 серия — был объявлен конкурс в духе «Алло, мы ищем таланты», где все, кому не лень, выступают на сцене со своими номерами (довольно посредственными, кстати). И все участники как один прошли в суперфинал и начали одновременно выступать перед «публикой»… только для того, чтобы в итоге чуть ни лишиться всех жизненных сил, которые тем временем из них качала очередная демонюга.
    • 12 серия — не факт, что многие влюблённые пары приложили совсем уж нереальные усилия, чтобы попасть на круиз на теплоходе. Но приятного мало, когда вместо романтического вечера получаешь в финале… правильно, опять акт энергетического вампиризма. Да и сам теплоход на самом деле был ржавой посудиной под иллюзией.
    • 19 серия — школьницы разом получают одинаковые любовные письма с просьбой встречи. Таинственный герой-любовник Такседо Маск? Нет, лорд Нефрит, вздумавший таким образом вычислить Сейлор Мун и убить её.
    • 37 серия — Ами, Макото и другие девушки, с успехом прошедшие последний тест на т. н. «семинаре принцесс» отправились в другой зал якобы для вручения сертификатов… где преподавательница, оказавшаяся ёмой, тут же превратила их восковые фигуры, как и всех предыдущих «победительниц». Возможно, тут причина даже страшнее, чем в сериях, упомянутых выше — демонюга так поступила просто по фану.

Видеоигры[править]

  • Распространённая ситуация с мимиками в видеоиграх. Привлекательно выглядящий сундучок на поверку оказывается жутким монстрищем, что в итоге выливается либо в непреднамеренный боссфайт, либо в преждевременную концовку... Как пример: Final Fantasy IX - там таких лишь несколько, и только в Бурмеции, зато они могут вызывать на помощь бандитов. Final Fantasy XII - постоянный враг, особенно опасная разновидность обитает в Некрохоле Набудиса. Оба случая с прикруткой, поскольку наблюдательный игрок может отличить мимиков от сундучков. Dark Souls - особо смертоносны, ввиду механик игры.
  • Lust for Darkness — культисты годами искали способ открыть проход в иное измерение, где возможен вечный сексуальный экстаз. Вот только экстаз, как выяснилось, ждёт не их, а обитающих в этом измерении монстров, людям же уготована в лучшем случае быстрая смерть от их когтей и тентаклей, а, если не повезёт, участь секс-игрушек.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — многие хаоситы в награду за верную многолетнюю безукоризненную службу Тёмным Богам получают превращение в Отродье — безмозглое и отвратительное чудовище. И не сказать, что это Великая Четвёрка такая подлая — бог-патрон вполне может искренне желать подарить своему чемпиону столь желаемое им демоничество, но Хаос ведь не зря так называют. Если Рандомий не на твоей стороне, то теперь уж ничего не попишешь.

Реальная жизнь[править]

  • С точки зрения современной морали именно этим кажется награда за победу в ритуальном матче в Тчатли — мезоамериканской игре в мяч: победившая команда приносилась в жертву. А вот для самих майя это была почётная награда, дающая уважение и, возможно, достойное посмертие.
    • Справедливости ради, что там на самом деле происходило — доподлинно неизвестно. По одной версии, в жертву приносили победителей, по другой — проигравших, по третьей, в жертву не приносили никого (в пользу этой трактовки говорит то, что спорт-то развивался, и, согласно некоторым гипотезам, в итоге стал одним из прародителей баскетбола: трудно развивать спорт, когда после каждого матча половину участников выпиливают). Просто это был тот еще кровавый спорт по нынешним меркам (мяч был сильно тяжелее, чем все используемые в наше время (плотный шар из каучука, почти каменный), отбивать его можно было только локтями, бёдрами и коленями, а со спортивным этикетом было туго). А может, все три варианта встречались в разное время или в разных племенах. В общем, это ближе к фольклору.
  • Среди многочисленных жертв императора-людоеда Жан Бедель Бокассы есть и победительница первого в истории Центральноафриканской Республики конкурса красоты. На следующие же сутки после победы девушку убили, нафаршировали рисом с овощами, запекли и подали на президентском приёме в качестве главного блюда.
    • Впрочем, каннибализм диктатора до сих пор не доказан, так что это, по всей вероятности, только страшная байка.
      • Не доказан?!
  • Революция, как известно, пожирает своих детей. Вот так борешься за светлое будущее, а кончается это гильотиной, расстрельным подвалом или ледорубом по маковке…
  • Угон Ту-154 в 1990 году. Заключенные исправительной колонии путем подкупа охраны пронесли на борт рейса обрез и фальшивую «бомбу» из куска мыла с воткнутыми в неё проводками. Захватив в заложники экипаж, бандиты успешно сумели вылететь в Пакистан… где их за воздушное пиратство тут же приговорили к смерти. Заменив её, правда, пожизненным заключением в камерах, где в жаркие дни температура поднималась до 60 градусов, а за мольбы попить следовали жесточайшие п%здюли. Один из бандитов вскоре двинул кони, не вынеся такого счастья, ещё двое наложили на себя руки, остальные строчили жалобные письма в кровавый Совок, откуда ещё недавно так стремились сбежать, слезно умоляя вернуть их обратно. Вот только кровавый Совок вскоре приказал долго жить, и куковали несчастные разбойники до 1998 года, когда их выпустили по амнистии. Правда, шестеро тут же «присели» уже на родине.
    • Скорее, тут немного другой случай. Имея почти идеальные условия для контроля захваченного воздушного судна додуматься полететь из не очень уважающей права человека страны в ещё более не уважающую права человека страну... Это суметь ещё надо, господа!
  • Тениссистка Моника Селеш подходит с фитильком. Она обыграла Штеффи Граф, и фанат ранил ее ножом. Ранение оказалось легким, но Селеш получила нервный срыв и надолго ушла из спорта.