Красивый — не значит хороший

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Beauty Is Bad. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Наглядный образец из «Сейлор Мун». Дикий, но зато симпатичный.
« Стараясь изучить себя во всех зеркалах, какие только ему попадались, Клайд убеждался, что он вовсе не урод: прямой, точеный нос, высокий белый лоб, волнистые блестящие черные волосы и глаза черные, порою печальные. »
— Теодор Драйзер, «Американская трагедия». Клайд, увы, окажется уродом, но не внешне, а внутренне.

Итак, вы автор какого-нибудь произведения и придумываете положительного героя. Положительный герой хорош во всём: добр, храбр, щедр, и, конечно же, красив. А теперь надо придумать злодея. Он — полная противоположность протагонисту: злобен, упрям, жаден и, естественно, некрасив. Причём настолько, что его надо посадить в тюрьму только за внешний вид. Ну что, вы уже реализовали свой замысел? Поздравляю, вы в очередной раз вляпались в использовали древний, как экскременты мамонта, троп «Красивый — значит хороший». А между тем, это банально до оскомины.

В древности считалось, что боги наделяют добродетельных людей и телесной красотой, чтобы с первого взгляда всем было понятно, кто хороший, а кто плохой. Существовало даже понятие «каллокагатия» — соединение душевной и телесной красоты, идеал классической античности. Поэтому в античных романах, средневековых рыцарских романах и прециозных романах положительные герои непременно красивы. Но со времён Просвещения и особенно в наше постмодернистское время начала пользоваться популярностью противоположная идея: «Красивый — не значит хороший». Почему это злодеи обязательно должны быть уродливыми? Сделаем их красивыми! Если злодей хорош собой, это может поначалу обмануть зрителя — то-то будет интересно, когда выяснится, что писаный красавец/красавица — то ещё чудовище! Плюс контраст внешней красоты и внутреннего уродства запоминается куда больше, чем стандартное объединение красоты и достоинств.


Родственный троп — Сексуальный злодей, когда у злодея педалируется не столько красота, сколько сексапильность. Противотроп — На лицо ужасные, добрые внутри. А ещё красавицу-злодейку (или красавца-злодея) в некоторых случаях могут простить за красивые глаза (в том числе и читатели/зрители).

Примеры[править]

Общее[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Авессалом.
    • Саул — мало того, что самый красивый, ещё и «от плеч выше всего народа». Но преследовал Давида, спасшего весь Израиль, и пролил много невинной крови.
  • Прекрасный народ. Не забывайте об этом тропе, если придется иметь дело с фэйри!
    • Туда же восточный аналог прекрасного народа, обладающий ангельской внешностью — пери.
  • Греческие боги — Зевс, его сын Аполлон, Гера, частично Афродита и многие другие.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Вий» — панночка.
    • Его же «Тарас Бульба» — Андрий. «Он был и мёртвый прекрасен». Позднее Булгаков использует похожую фразу для Иуды в «Мастере и Маргарите».
  • Ф. М. Достоевский:
    • «Преступление и наказание» — Аркадий Иванович Свидригайлов. Красивый, дородный мужчина в расцвете лет — и при этом конченный извращенец и полное чудовище.
      • При этом Свидригайлов оказывается более добрым человеком, чем приличный Лужин: тот пытался обвинить Соню Мармеладову в воровстве, подсунув ей деньги, а Свидригайлов, покончив с собой, оставил деньги её нищим сводным братьям и сестрам.
    • Еще более яркий пример — демонический красавец Николай Всеволодович Ставрогин из «Бесов».
  • Антон Чехов, «В овраге» — красавица Аксинья, у которой не дрогнула рука облить кипятком младенца.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Элен Курагина-Безухова. И её брат Анатоль. Карьерист Борис Друбецкой тоже попадает.
    • Напротив, положительные Пьер Безухов, Наташа Ростова и княжна Марья подчеркнуто некрасивы.
      • Наташа — далеко не всегда. Некрасивой она бывает, когда плачет. Некрасива и в начале романа, когда ей только 13, но, позднее, Наташа глазами князя Андрея показана как «тоненькая и хорошенькая девушка», потом говорится «две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня», Наташа «была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты». Даже Элен «искренно восхищалась Наташей». Ну и князь Андрей не влюбился бы в нее, а тем более Анатоль не заинтересовался бы, будь она некрасива, да еще подчеркнуто.
  • Иван Бунин, рассказ «Красавица» из цикла «Тёмные аллеи» — заглавная героиня оказалась холодной и чёрствой мачехой.
  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Иуда. Впрочем, это, по всей видимости, мнение самого Булгакова, но не мастера
  • Иван Ефремов:
    • «Час Быка» — Эр-Во Биа, любовница тормансианского диктатора Чагаса. Это при том, что Ефремов больше к противоположному тропу тяготел! Правда, Ефремов подчеркивает, что ее красота «неестественна» — в противоположность красоте землянок.
    • «Лезвие бритвы»: «Парень-то, что Нюшку окрутил, красив как сокол, а душой — змея, подкулачник раскудрявый…».
      • Там же — Вильфрид Дерагази. И Тата — не то чтобы злодейка, но впуталась в мутную историю и пыталась впутать в нее Мстислава Ивернева.
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — Дина Барбридж, красивая дочурка «Стервятника» Барбриджа. Характером пошла в своего мерзавца-папашку.
  • Волкодав — боярин Лучезар. Писаный красавец, редкостный козёл, наркоман и предатель, чьё говорящее имя — толстая калька с латинского Lucifer.
  • В.Пронин, «Женщина по средам» — Игорь Зворыгин, в отличие от своих крайне отталкивающих внешне сообщников. В затмившей книгу адаптации они там все вполне симпатичные.
  • «Часодеи» Н. Щербы — Марк и Маришка, а также их покровительница Елена. Половина злодейств цикла на их совести.
  • Тамара Крюкова, «Гордячка» — невзрачная, но добрая Злата, магическим образом получив красоту, постепенно превращается в очень неприятного персонажа. Потом, встретив любимого, но отвергнув из гордости, раскаивается и начинает странствовать в его поисках, излечиваясь от гордыни.
  • Виктория Ледерман, «Всего 11, или Шуры-муры в 5 Д» — Ангелина Ожегова. Внаглую использовала двух лучших друзей в своей личной выгоды и повышения своего эго, так как совершенно затюкана дома. В конце равнодушно заставляет одного из них лезть на разрушенную колокольню, притом даже лидер класса Мальцева переживает за него, предупреждая второго друга. В конце получает заслуженное возмездие и от мамы, и от Мальцевой.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.

На других языках[править]

  • «Сага о Кожаном Чулке» — неоднократно подчеркивается, что Соколиный Глаз ака Зверобой ака Натти Бампо некрасив, простоват и необразован, но ему и в голову не приходило охотиться за краснокожими, да и друзья у него были среди них. А вот его товарищ Гарри Марч — красивый, но жестокий и тщеславный человек, устроивший набег на индейское поселение, чтобы добыть скальпов и сдать их властям за вознаграждение. Хотя, с другой стороны, Марч следует общественным тенденциям: индейцев в то время мало кто за людей считал (по крайней мере наравне с белыми), и охота за ними была популярным занятием. А вот Натти не следовал…
    • Причем тут считал/не считал за людей? Индейцы, если что, и сами были не против набегов (если набегали они, а не на них) и регулярно их устраивали соседям. И Натти Бампо на злобных ирокезов с гуронами охотился только в путь. В случае Марча и Хаттера же проявилась не жестокость, а несовместимая с жизнью жадность пополам с самоубийственной самоуверенностью. Находясь во враждебном окружении еще и за скальпами ходить — идея не из лучших.
    • Гарри, конечно, тот ещё расист, но он всё-таки антигерой, в котором много хорошего.
  • Ч. Диккенс, «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» — Стирфорт очень красив, при этом из-за своего эгоизма бездумно разрушает несколько судеб. Жестокий отчим Дэвида тоже описан как красивый мужчина.
  • Г. Х. Андерсен, «Снежная королева» — заглавная героиня, главная злодейка.
    • Ну, сама она не особо злодействует, больше пользуется выпавшими возможностями ради собственного блага. Злодеем тут является создатель зеркала, ну и некоторые второстепенные персонажи более-менее подходят, но об их внешности данных нет.
  • «Собор Парижской Богоматери»: благородный Квазимодо — уродливый горбун, красавец Феб де Шатопер — бездушный пустозвон.
  • «Легенда об Уленшпигеле» — в видениях Тиля и Неле сам дьявол предстаёт в образе нагого красавца.
    • Все обнажённые и прекрасные существа на шабаше весенних духов — не хорошие. Особенно феи цветов. Тем не менее подчиняются Богу и ангелам, а потому дают Уленшпигелю нужную информацию.
      • Ганс (на самом деле Иоос), соблазнитель Катлины и биологический отец Неле, тоже красавец.
  • «Три мушкетёра»:
    • Миледи же! Дюма специально подчеркивает, что Констанция — просто «хорошенькая», в то время как Миледи — красавица.
    • Арамис, самый красивый и элегантный из мушкетерской компании, одновременно самый хитрый и расчётливый. Да и, пожалуй, самый кровожадный.
  • Т. Майн Рид, «Мароны» — Юдифь Джесюрон.
  • Жюль Верн, «Матиас Шандор» — Саркани (странно, ибо у остальных злодеев автора уже по лицу видно, кто они).
  • А. Конан Дойл подсвечивает от лица Холмса в произведении «Знак четырёх»: «Самая очаровательная женщина, какую я когда-либо видел, была повешена за убийство своих троих детей. Она отравила их, чтобы получить деньги по страховому полису. А самую отталкивающую наружность среди моих знакомых имел один филантроп, истративший почти четверть миллиона на лондонских бедняков».
  • Оскар Уайльд часто прибегал к тропу:
    • «Звёздный мальчик» — герой сначала красив и жесток, затем, став уродом, исправляется, и наконец возвращает красоту.
    • «День рождения инфанты» — добрый уродливый Карлик противопоставляется бездушной красавице Инфанте.
    • «Портрет Дориана Грея» — зигзаг. Герой постепенно развращается, но остается прекрасным, уродство остается лишь на портрете.
  • Джек Лондон:
    • «Под палубным тентом» — изумительная мисс Кэрьюферз, ставшая, отнюдь не беспричинно, героиней диспута на тему, может ли мужчина назвать женщину свиньёй.
    • «Морской волк» — Волк Ларсен. Просто Волк Ларсен.
  • Арда — когда-то и Мелькор с Сауроном обладали красивой внешностью в их физических воплощениях.
    • Из сыновей Феанора ни за кем другим не числится столько неблаговидных поступков, сколько за Келегормом Прекрасным.
    • Одно слово — Маэглин!
    • Эол тоже хорош.
  • Лион Фейхтвангер, «Безобразная герцогиня». Невероятно уродливая Маргарита — добрая и мудрая правительница, красавица графиня Агнесса — злобная и глупая мерзавка. При этом народ во всех бедах винит Маргариту, а все добро приписывает Агнессе. С другой стороны, полное чудовище Конрад фон Фрауэнберг внешним уродством немногим уступает Маргарите.
  • Агата Кристи, «Отель „Бертрам“» — Эльвира Блейк. Мисс Марпл прямым текстом называет её «красивым исчадьем ада».
    • Она же, «Десять негритят»: Энтони Марстон, «прекрасный как северный бог» туповатый бездушный водятел. И Вера Клейторн — очаровательная девушка и детоубийца. Есть версия, что и несостоявшийся жених Веры, Хьюго Гамильтон, тоже проходит по этому тропу.
  • «Колесо Времени» — Отрёкшиеся Ланфир и Грендаль.
  • «Кометчики» Джека Уильямсона — андроид Стивен Орко. Не показанная в книге гиноид-злодейка (в каком-то смысле «клон» Миледи из «Мушкетёров») тоже красива, но тут — субверсия: её безумный учёный создал, вдохновляясь внешним видом своей дочери — вполне положительной девушки.
  • «Гарри Поттер» — Гилдерой Локхарт, Геллерт Гриндельвальд и Том Реддл-младший (да, был и у Волдеморта красивый нос). А про Беллатрису Лестрейндж прямо говорится что, несмотря на 13 лет в Азкабане, её исхудалое, похожее на череп лицо сохранило следы того, что было когда-то ослепительной красотой.
    • Не злодеи, но под троп подходят Флёр Делакур (до того, как показала себя с лучшей стороны в конце шестой книги) и Нарцисса Малфой. А еще Джеймс Поттер и Сириус Блэк в молодости.
  • «Эрагон» — та же история с эльфами. И еще Муртаг, Копиркин Энакина Скайуокера.
  • Серия «ПЛиО» и её экранизация:
    • Хорошо видно на примере семьи Ланнистеров:
      • Тайвин, Серсея — красивы, злобны и жестоки. С Тайвином трагический зигзаг: Слово Божие гласит, что от природы он ОЧЕНЬ добр, но с детства стремился быть крутым, старательно давил в себе доброту, и вот… успешно задавил, так что она почти не показывает носу наружу (в сериале-экранизации — лишь немногим чаще). А не стремиться он не мог — его отец был бездарным правителем, довёл Западные Земли до ручки и против него в открытую бунтовали вассалы. Тут уж или устроишь Рейнам из Кастамере сюжет одноимённой баллады, или лишишься власти, а то и головы.
      • Джоффри, инцестуальный бастард Серсеи — формально не Ланнистер, а Баратеон, но мы-то знаем… Принц, а затем молодой король. Очень хорош собой, отчего юной дурочке Сансе казалось, что он и внутренне должен быть Прекрасным Принцем из идеализированной рыцарской легенды. Но вскоре Джоффри показал ей, какой… или скорее КАКОЙ он Прескверный Прыщ, — отчего у Сансы жесточайше, в клочья порвался шаблон (и она начала стремительно, на глазах умнеть).
      • Молодой Лансель — поначалу красивый и пустенький, затем — подрастерявший красоту и упоротый; в сериале он красоту в общем сохранил… ну и упоротость осталась.
      • Тирион — уродлив (в сериале выглядит получше — разве что ростом не вышел), но человек неплохой, особенно для Вестероса. В книге спорно: при малейшей возможности, Тирион жестоко расправлялся с врагами: так, он велел убить и скормить неугодного певца беднякам из Блошиного конца, удушил куртизанку именно за измену. Оказавшись в изгнании, часто издевается и запугивает Пенни, девушку-карлицу.
      • Джейме красив, как молодой бог. В отрочестве был романтиком и идеалистом с сильно выраженным инстинктом старшего брата… и сам не заметил, как постепенно превратился в жестокого и безбашенного метросексуала. Однако в результате плена стал калекой и растерял большую часть красоты, зато вернул себе подзабытые начала доброты и порядочности. В книге спорно: юный Джейме описывается добрым и благородным юношей, чтущим рыцарские клятвы, любящим родню, заступником брата-калеки, пожертвовавшим рыцарской честью ради спасения простых горожан. Годами терпя осуждение за это от других бунтовщиков, он ожесточился. Но путешествие с Бриенной, побудило его вспомнить о своей благородной натуре.
    • Некоторые представители династии Таргариенов, например Эйрион Яркое Пламя и брат Дейнерис Визерис.
    • Толстый «ботаник» Сэмвелл Тарли является довольно благородным дозорным, несмотря на недостаток мужественности (понятой в рамках цивилизации как брутальность).
      • А он как тут оказался? Он ведь совсем не красавец, а вот человек очень хороший.
    • Бриенна Тарт, мужеподобная и непривлекательная женщина, с грубыми чертами лица, является одной из самых светлых и честных персонажей саги (одна из немногих, кто верен рыцарскому кодексу, не являясь рыцарем).
      • И она здесь лишняя.
    • Сандор Клиган, изуродованный и грубый алкоголик, мизантроп, верный пёс принца-садиста. Однако, только он пытается облегчить жизнь заложницы короля и спасает её от насильников. После, останавливает её сестру от самоубийственного порыва и помогает выживать в стране, раздираемой гражданской войной. А когда его брат, разозлённый проигрышем на турнире, нападает на Лораса Тирелла, защищает юношу.
    • Питер «Мизинец» Бейлиш, коварный интриган с множеством злодеяний за плечами. В сериале выглядит как привлекательный молодой мужчина, что, в сочетании с его очаровательной (и фальшивой) улыбкой, позволяет ему с невероятной легкостью втираться в доверие ко всем подряд.
  • «Орудия смерти» — и отец и брат Клэри настоящие красавцы. И являются главгадами первой и второй части цикла.
  • «Лунные хроники» М. Мейер — королева Левана(хотя с ней субверсия — красоту она поддерживает чарами, а на самом деле сильно изуродована. Её сестра Чэннери — уже без всяких субверсий, при жизни была настоящим полным чудовищем, но пользовалась популярностью благодаря своей красоте. Также большинство придворных магов, потому что в их ряды принимают исключительно красивых людей, верных короне.
  • З. Топелиус, «Жемчужина Адальмины» — зигзаг: стоило истеричной и завистливой героине лишиться красоты, заключённой в волшебной жемчужине, она тут же превратилась в нормальную добрую девушку.
  • А. Сапковский «Сага о ведьмаке» — Вильгефорц же! До тех пор, пока ему в лицо не взорвался портал, после этого внешнее и внутренне содержание пришло в гармонию.
    • Среди магов и магичек с их склонностью к омолаживанию и наведению искусственной красоты таких немало: Филиппа Эйльхарт, Сабрина Глевиссиг и Сорель Дегерлунд. Это лишь наиболее яркие примеры.
    • Король Дикой Охоты Эредин.
  • Ю Несбё, цикл о Харри Холе — глава КРИПОСа Микаэль Бельман, несмотря на витилиго, пользуется популярностью у противоположного пола и отличается редкой почти женственной красотой. Жутко скользкий тип, который, формально не нарушая закон, уверенно идёт к успеху по коррупционной дорожке, и ни одно пятно к его репутации пристать не может: все грязные дела давно переложены на миньонов.
  • Артур Голден, «Мемуары гейши» — увидев Хацумомо впервые, Тиё (будущая Саюри) восторгается, какая же она красивая. Этой красавице предстоит стать главным источником её проблем на следующие несколько лет.
  • Ким Лиггетт, «Год благодати» — Кирстен, самая красивая девушка деревни. Подставляет подругу, устраивает ее травлю, во время года благодати запугивает других, унижает, шантажирует, калечит, убивает сама и провоцирует смерть нескольких девушек. Что характерно, ничего ей за это не было, что происходит в становище, остается в становище, и даже травм, испортивших ее красоту, она в отличие от остальных не получила.
  • Косюна Таками, «Королевская битва» — Мицуко Сома. Красотка с внешностью поп-идола, при этом грозная хулиганка. А после попадания в Игру она раскрылась и вовсе, как полное чудовище — безжалостная убийца, использующая свою ослепительную внешность и актерские навыки, чтобы втираться в доверие. Но ее все равно жалко. Не она такая — жизнь такая, и, как у большинства других персонажей, у нее было много объективных причин испортиться.
  • Терри Пратчетт, «Пятый элефант»: брат Ангвы Вольфганг — красавец, спортсмен и полное чудовище (например, собственными зубами загрыз родную сестру, которая не могла обращаться в волка).
  • Джек Вэнс, «Глаза Чужого мира» — грациозные, белокурые жители деревни на побережье Олмери на гостеприимство которых ошибочно расчитывал Гарстанг (за свою ошибку он поплатился жизнью).

Сетевая[править]

  • «Луна над Бездной» — одним из главных злодеев является прекрасная богиня Луны Зара.

Кино[править]

  • «Уродцы» 1932 года — главная злодейка Клеопатра, пытавшаяся погубить наивного влюблённого лилипута, очень хороша собой. Это создаёт мощный контраст на фоне «уродцев», страшных снаружи, но добрых и благородных внутри.
  • «Снежная сказка» 1959 года — Чёрная Душа. Очень красивая женщина с белоснежной улыбкой, на контрасте с гротескными Продажной Душой и Бумажной Душой. И в отличии от них — действительно опасная и страшная злодейка. Пользуется своим обаянием и может втереться в доверие к кому угодно.
  • «Чучело» по повести Владимира Железникова: Дима и Шмакова — пожалуй, самая симпатичная девочка в классе, но обладающая самой гнилой сущностью.
  • «Дорогая Елена Сергеевна» — главарь злодеев-старшеклассников, пришедших, чтобы «надавить» на любимую учительницу, очень хорош собой.
  • «Хранители» — Озимандия.
  • «Звёздные войны» — собственно, сам Энакин Скайуокер. А ещё фактурнейший мощный старик Дуку, и благообразный дедушка Палпатин до инцидента с Молнией Ситхов.
  • «Неоновый демон» — весь фильм про это.
  • «Солнце, сено» — Милуна. Просто Милуна.
  • «Ищите женщину» — Робер де Шаранс, настоящий убийца, сводник и интриган. Но каков красавец, какие глаза! Автор правки считает его самым красивым персонажем фильма.
  • «Карнавал» и «Самая обаятельная и привлекательная» — Никита и Володя соответственно. Оба — избалованные козлы.
    • Вообще Александр Абдулов часто играл в молодости сабж. Внешность такая у него, он не виноват
  • «Зло под солнцем» (1982): Патрик Редферн и Арлена Маршалл. Последняя, в отличие от книги, получилась до того стервозной самоуверенной мерзавкой, что её убийце хочется налить молочка за вредность.
  • «Гибель богов» — Мартин очень красивый юноша, при этом полное чудовище с педалью в пол.
  • Bad Times at the El Royale — красавчик Билли Ли в исполнении известного мистера Фансервиса Криса Хемсворта. Полное чудовище.
  • Knives Out — Рэнсом Драйсдейл (в исполнении Криса Эванса) законченный козёл, сволочь и убийца.
  • «Ангел», 2018 — Карлос. Парнишка ангельско-кукольной внешности, инфантильный, сверхнаглый… матёрый грабитель и убийца.
  • «Форсаж 8» — Сайфер.
  • «Не могу сказать „прощай“» — Марта. Обыденно-мерзкий характер — и внешность белокурого ангела.
    • С Сергеем вышла субверсия благодаря оздоровительной порке. Впрочем, фитилёк был изначально прикручен довольно сильно: Сергей — не козёл по натуре, а скорее закозлил от переизбытка женского внимания.
  • «Смерть ей к лицу» — Мэдлин и Хелен. К концу фильма их внешний облик, тем не менее, начинает соответствовать гнилой сути.
  • «Ну ты и придурок!» — Хлоя.
  • «Звёздная пыль» — да, Ламия сейчас жуткая старая карга. Но когда она омолаживается, то становится Мишель Пфайфер. Злой ведьмой Ламия была ещё по молодости лет…
  • «Райские холмы» — заведующая «центром эмоционального исцеления» для не вписывающихся в систему антиутопического будущего девушек Герцогиня — аристократичная «леди-совершенство» с внешностью Миллы Йовович по ночам высасывает кровь из своих подопечных.

Телесериалы[править]

  • «Место встречи изменить нельзя» — Евгений Фокс. Высокий, крепкий и красивый мужчина, очень харизматичен, да ещё и носит военную форму с орденом.
  • «Арабела» — зигзаг. Протагонистка показана весьма красивой, как многие положительные героини. Однако сестра Арабелы -тщеславная модница Ксения, являющаяся условно-отрицательным персонажем, тоже симпатична внешне.
  • «Простые истины» — Люся Мазуренко же.
    • И каким местом она красивая?..
      • Вам ещё сказать каким местом она нехорошая?
        • Ну а чо. В серии про сектанта и то и другое подсвечено.
  • «Тайная улыбка» — Брендан Блок легко располагает людей к себе, и милая мордашка ему в этом помогает.
  • Влад и Полина в «Универе» и Олег и Юля в «Новой общаге».
  • «Великолепный век» — в гарем отбирают самых красивых девушек. А козни, интриги, убийства и нанесение увечий там — обычное дело.
  • «Castle» — пластический хирург Келли Ниман. Она намного красивее той же Беккет но… вообщем это женское подобие доктора Штайнмана из Bioshock, а также любовница и подельница «тройного убийцы» Джерри Тайсона. Первая жена Касла тоже под троп подходит, хоть и не маньячка.
  • «Кухня» — вымышленный босс террористов в фантазиях протагонистов.

Мультфильмы[править]

  • «Холодное сердце»: Ханс — деконструкция образа диснеевского принца.
  • «Красавица и Чудовище» — Гастон. В оригинале должен был иметь еще и бороду с роскошными усами, что вдавливало бы педаль его привлекательности до земной коры, но разработчики решили ограничиться подражанием внешности другого диснеевского злодея — Брома Бонса из «Икабода и мистера Тоада». Принц Адам до превращения в чудовище тоже попадал под троп.
  • «Шрек» — принц Чарминг. Да и лорд Фаркуад, если бы не карликовый рост, подходил бы.
  • «Cтранная магия» — Роланд.
  • «Дорога на Эльдорадо» — тучный вождь Таннабок — наименее внешне привлекательный из значимых персонажей, но и одновременно самый добрый и светлый из них. Противопоставляется во всём подтянутому и грациозному Тцекель-кану.
    • Хотя у Цекель-Кана физиономия довольно жутенькая. Вероятно, потому что подгрызает реквизит.
  • «Синдбад: Легенда семи морей» — Эрис.
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» — зигзаг. Главная злодейка почти весь фильм скрывала лицо паранджой, но когда Любава во время потасовки её сорвала — оказалось, что легендарная обольстительница постарела и облысела. В финале она на несколько секунд предстала красивой молодой женщиной с восточными чертами… однако слопала избыток молодильных яблок с молодильными яблоками и превратилась в милого младенца. Вероятно, лежит где-то в колыбельке, агукает и потихоньку растёт, уже ни для кого не представляя опасность.
    • Ну как «милого»? Милого, но с фирменным злодейским огоньком в глазах.
  • «UglyDolls. Куклы с характером» — таков Лу, лидер института совершенства — красив, обаятелен и нравится многим девочкам, но по характеру тот еще мерзавец и, как он сам заявляет, не хочет даже находиться в этой дыре. Возиться с учениками института совершенства, которых он считает «безмозглыми подхалимами», кажется ему ниже своего достоинства. И внешность и характер Лу вполне объясняются тем, что он является «прототипом» для всех остальных кукол, поэтому должен быть красивым, но при этом прототипам нельзя становиться игрушкой для ребенка. Лу не просил эту должность, но обязан выполнять свою работу, и его обижает тот факт, что кто угодно кроме него может получить выход в большой мир. Эта затаенная обида испортила его характер.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — местные злодеи на удивление красивы. Синдер так вовсе давит педаль в пол — она прекрасна. Адам[2] и Роман, просто красивые мужчины, каждый по-своему. Да и Нео, Меркури и Эмеральд тоже нельзя назвать некрасивыми. Вообще, в местном сеттинге за счёт стилизации практически нет действительно некрасивых и нескладных личностей. Вот только все некрасивые персонажи на стороне добрячков.
  • Ben 10 — Ройо и Хоуп-Чармкастер.
  • «Люди в Чёрном» — Альфа до первой смерти.
  • «Охотники на драконов»: таких примеров здесь несколько.
    • Плутовка Мина, она же ходячая пародия на Мэри-Сью и первый человек, в которого по ошибке влюбляется Гвиздо: как раз-таки из-за редкой девичьей красоты.
    • Пират Мало, длинноволосый блондинчик, чья смазливость слегка подпорчена шрамом; он же ловелас, разбивший множество девичьих сердец и первый человек, в которого по ошибке влюбляется Зория (если не считать её книжных героев).
  • «Аладдин»:
    • Мозенрат же! За исключением бледности и увечья (расплатился за колдовскую силу рукой) он очень даже красив, хотя и несколько женоподобен
    • Садира — миловидная девушка, влюбившись в Аладдина, натворила дурных дел. Потом всё-таки подобрела и подружилась с основными героями, но характер у неё остаётся достаточно вредным и вспыльчивым.
    • Мираж — эффектная кошка-жена женщина-кошка, которая, в отличие от Мозенрата, жаждущего власти и знаний, а также слегка козлящей Садиры, творит зло ради самого зла с уклоном в апокалиптического маньяка.
  • «Гравити Фолз» — Гиффани.
  • Отчаяные герои — большинство явных антагонистов являются очень привлекательными молодыми людьми — Хезер, Кортни, Джастин, Алехандро, Блейнли, Лайтнинг, Мэл. Однако в последних сезонах троп начал сдавать позиции, где самыми отъявленными злодеями оказались задрипанная скотина Скотт, мужебаба Джо, жируха Душка, ботанша Скарлет и инцел Дейв.
  • W.I.T.C.H.: Фобос, Седрик, молодая Нерисса.

Комиксы[править]

Аниме, манга, ранобэ[править]

В аниме часто злодеи очень хороши собой:

  • Берсерк — нечеловечески прекрасный Гриффит. Главный условно-положительный герой при этом — жутковатого вида мрачный громила, покрытый шрамами, однорукий и одноглазый.
    • Хотя и не лишенный этакой суровой мужской красоты. Впрочем, в юности, до Затмения, он тоже был красив без оговорок.
    • Впрочем, император Ганишка, карикатурно-отвратительный даже на фоне Гриффита, отличается поистине жуткой внешностью прямиком из глубин зловещей долины. Да и король Мидланда после того, как съехал крышей, превратился в отвратительного старикана. Злодей-прагматик Гриффит на их фоне выглядит адекватнее, человечнее и привлекательнее.
  • Claymore — чуть ли не каждый пробужденный. Исли, Присцилла, Ригардо, Рифул. Список можно продолжать. В человеческом обличье, разумеется.
  • Code Geass — очаровательный голубоглазый блондин Шнайзель. С виду и не скажешь, что этот интеллигент на троне — тот еще садюга, стремящийся похоронить весь мир под радиоактивным пеплом.
    • А вот с его не менее прекрасным младшим братом Кловисом вышла субверсия, ибо он не злодей и даже не злодей по должности, а лишь не справившийся со своими обязанностями мягкотелый неудачник.
  • Fate/Zero — Гильгамеш и Урю Рюноскэ. Первый — эгоцентричный и высокомерный владыка, считающий весь мир своей собственностью и делающий с ним всё, что душа пожелает, а второй — маньяк-детоубийца, психопат и садист с весьма занимательным мировоззрением. Оба бисёнэны.
  • Monster — Йохан Либерт. Молодой, прекрасный и харизматичный блондин, при этом глава небольшой преступной группы, психопат-убийца, и полное чудовище с серобуромалиновой моралью.
  • Legend of the Galactic Heroes — Джоб Трунихт весьма недурен собой, но личность настолько отвратительная, что об этом легко забываешь.
  • Onepunch-Man — Милая Маска. Суперпопулярный супергерой-супермодель. Вне телекамер — жестокий, язвительный, властный человек. А ещё псих-отморозок, без колебаний убивающий даже людей голыми руками.
  • Клинок, рассекающий демонов — большинство о́ни имеют жуткую внешность, а вот главгад Мудзан Кибуцудзи и одна из его ближайших приспешниц Даки сохранили красивую внешность. Впрочем первый может свободно её менять. Да и Дома (тоже приспешник Мудзана) тоже очень красив, что очень полезно в его работе (он лидер секты).
  • Sailor Moon — почти все злодеи как на подбор красавцы/красавицы. Уродливы только отдельные личности, вроде Мудреца.
  • Hellsing — масса примеров, хранить вечно:
    • Главный герой Алукард выглядит прекрасно во всех своих человеческих формах, будь то усатый красавец-господарь или меланхоличный готический брюнет. При этом — конченный на голову кровожадный садист и неугомонный рыцарь крови, испытывающий неподдельное удовольствие от убийства своих жертв.
    • Белокурый интеллигент Люк Валентайн в своем белоснежном костюме-тройке, упивающийся обезглавливанием врагов своим малайским кинжалом. В противовес ему младший брат-гопник Ян — самого уголовного вида пирсингованный головорез, матерящийся через слово и сыплющий угрозами.
    • Прелестная красавица Рип ван Винкль. Эта очаровательная лапочка с веснушчатым лицом, очками и невероятно длинными волосами — та еще маньячка, сбивающая из мушкета самолёты и рисующая кровью убитых ею врагов.
    • Энрико Максвелл на вид достаточно приятный мужчина средних лет с красивым, добрым лицом. На деле же один из самых аморальных и фанатичных персонажей и без того жестокого мира Хеллсинга.
    • Зигзаг с Юмико: на фоне своего начальника (вышеупомянутого Максвелла) и наставника (отца Андерсона) она очень даже тихая, добрая и кроткая женщина. Но у неё есть вторая личность — кровожадная и безжалостная убийца Юмиэ. Которая, при этом, выглядит уже более устрашающей.
    • Адски привлекательный жгучий латинос Тубалькаин Альгамбра будто бы сошел с кадров мексиканских сериалов. А как он картинно режет в танце врагов своими точёными картами…
    • Мальчик-кавайчик Шрёдингер. Нет, он не злой, но он работает на нацистов, и становится причиной исчезновения Алукарда.
    • Зигзаг с Гауптштурмфюрером aka Гансом Гюнше. Он хоть и занимает второе место после Штурмбаннфюрера в иерархии «Последнего Батальона», но, по факту, является единственным его представителем, не лишённым милосердия и благородства.
  • JoJo's Bizarre Adventure — ВСЕ главные злодеи сего произведения — метросексуальные харизматичные качки. От очаровательного и порой даже безобидного Киры Йошикаге с мотивацией «да как меня задолбали все эти стандоцукаи, хочу умереть спокойно» до совершенно отмороженных мегаломаньяков Дио, Карса и Дьяволо.
  • Bleach — субверсия тропа: Бьякуя Кучики, роковой красавец-брюнет, сначала выходит на сцену в роли антагониста и полного козла, который собственноручно арестовал и отправил на казнь младшую сестру (пусть неродную, но всё же!) По мере развития сюжета он также раскатывает в тонкий блин нескольких хороших парней — самого Ичиго, его приятеля Гандзю и, наконец, собственного лейтенанта Рэндзи Абараи, тем самым окончательно подтверждая репутацию бессердечной аристократической сволочи. Однако в финале арки открывается, что Бьякуя попал в ловушку собственной клятвы — «никогда впредь не нарушать закон» — и интриг Айдзэна, сфабриковавшего приказ о казни. В следующих эпизодах Бьякуя заметно исправляется и оказывается вовсе не таким уж плохим, а местами и совсем хорошим, особенно по отношению к Рукии.
    • Напрямую сыграно в случае Айдзэна, Гиндзё и Хашвальта.
  • «Отец аниме и манги», Осаму Тэдзука, тоже любил данный троп. Ниже перечислены лишь некоторые из них:
    • «Принцесса-рыцарь» — богиня любви Венера не только красивая, но и также очень ревнивая, коварная и просто избалованная особа.
    • «Юнико» — в экранизации роковой красавец Лорд Фантом, очаровавший Чао, на поверку является кровожадным демоном. Правда только в человеческом облике — в истинном он напоминает дракона Онагу из Mortal Kombat. А в манге Лорд Фантом — не менее безжалостный охотник на зверушек, да ещё и с замашками яндере (по отношению ко всё той же Чао).
    • Некоторые главы манги «Black Jack» целиком посвящены нашему тропу. Например, в одной из историй девушка полюбила с первого взгляда прекрасного незнакомца, образ которого ей мерещился после перенесённой операции на глазах. Когда же героиня встретила юношу в реальности, то чуть не погибла на первом же свидании — «любимый» оказался серийным убийцей.
  • Overlord (anime) — тонны. Нет, правда. Альбедо, Шалти и чуть ли не все женские персонажи Назарика, ибо их внешность делали люди, среди местных Реннер и Зиркниф. Первая — социопатка с интеллектом шахматиста, второй закоренелый макиавеллист.
  • Yuri on Ice! — Юрий Плисецкий, соперник главного героя, за прекрасный внешний вид получил прозвище «Русская фея». При этом он достаточно грубый, нахальный и язвительный человек.
  • Первая экранизация манги Guyver — Валькирия, женский вариант инспектора Освальда Лискера.
  • Legend of the Sun Knight — субверсия с Сыном Бога Войны и Безмолвным Орлом. Оба описаны как красавцы и оба входят в сюжет в качестве антагонистов. Но они не злые — просто так получилось. Каждый из них в следующем томе после своего появления вполне дружелюбно настроен.
    • Ещё веселей с самим Рыцарем Солнце — в 4-м томе он фактически выступает в качестве главного злодея. И да, он сногсшибательно красив.
  • Osomatsu-san — Тотоко, соседка близнецов и предмет воздыхания всей округи — грубая, пустая, вздорная, истеричная, избалованная, эгоцентричная и капризная девица. Разумеется, с личной жизнью у неё не клеится, ведь как только потенциальный ухажёр разглядывает под миловидной внешностью истинную натуру Тотоко, то сразу сбегает от греха подальше. А у неё самой амбиции начинаются от нефтяного магната включительно!
  • Очень этот троп любит мангака Дзюндзи Ито. Самый яркий пример — Томиэ Каваками, чужеродное чудовище в облике прекрасной девушки. Обладает способностью очаровывать мужчин, легко втирается к людям доверие и пользуется ими, а позже жестоко убивает. Кроме того, сама по себе очень высокомерна и постоянно требует от загиптнотизированных бедняг то бриллиантовых колец, то икры и фуа-гра.
  • Восхождение героя щита — принцесса Малти «Шлюха». Прекрасна внешне, но при этом стерва и садистка. И не говорите в кругу анимешников, что она ваша любимая вайфу. Зарежут и голодным свиньям скормят.
    • Герой копья Мотоясу отчасти тоже. Но он не совсем злодей, а просто наивный дурак и лоликонщик, которого просто поюзал и бросил свой же гарем.
  • Tokyo Ghoul — много кого. Ещё с первой серии/главы нам показывают, как красивая девушка-гуль чуть ли не убивает Канеки.
  • Хроники Эвиллиоса — ВСЕ грешники, кроме Веномании (изначально урод), а также Галлериана и Немезиды.
  • Shoujo Kakumei Utena — Тоога очень красив и не дурак этим воспользоваться, манипулирует людьми играючи и с удовольствием, при этом умело создавая образ благородного и галантного принца на белом коне. Учится у Акио, которого тем более считают идеальным мужчиной, когда он тут вообще-то главзлодей.
  • «Основатель Тёмного пути» — и Цзинь Гуанъяо, и Сюэ Ян весьма симпатичны внешне. А параллельно являются главными чудовищами романа.
    • Внутримировой пример с Вэй Усянем — в своей первой жизни был одним из самых красивых юношей своего поколения (уступал только Нефритам и Цзинь Цзысюаню), однако под конец жизни превратился в самый страшный кошмар мира заклинателей.
  • «Система „Спаси-себя-сам“ для главного злодея» — оригинальный Шень Цинцю. Та ещё завистливая сволочь, но выглядит безупречно.
  • Жена по контракту — большинство антагонисток исключительно хороши собой, правда у них всех как на подбор удивительно гадкие души.
  • Hokuto no Ken — Юда, он же Иуда, Джуда и другие транслитерационные предпочтения в качестве произношения его имени. На самом деле, строго говоря почти все звёзды нанто обладают достаточно привлекательной внешностью, будь они то в роли антагонистов или же наоборот сайдкиков, но именно Юду особенно выделяют, всё таки он звезда очарования, хотя это и довольно субъективно, ведь мало кому может понравиться персонаж с андрогинным лицом, похожий на Аллу Пугачёву но будучи списанным с Ди Снайдера, солиста Twisted Sister, и который в своём вступительном фрейме напомаживает себе губы. Да и про остальных персонажей тайтла стоит упомянуть, уродливыми там можно считать только разномастных рейдеров/бандитов/разбойников и бармолеев, да Джаги(он же дзяги, яги итд)
  • AIKa — Армия апокалиптического маньяка Рудольфа Хагена (так называемый Делмо-корпус) целиком и полностью состоит из очаровательных, длинноногих девушек в мини-юбках.

Видеоигры[править]

Во многих JRPG, вслед за анимешной традицией, полно представителей типажа «злой красавчик». Приведём лишь некоторые примеры:

  • Final Fantasy 7 — Сефирот.
  • Final Fantasy 3 — злобная сущность Облако Тьмы в облике сказочно прекрасной полуобнажённой девушки.
  • Final Fantasy X — Сеймур Гуадо.
  • Final Fantasy 8 — Эдея (а точнее — Ультимеция).
  • Final Fantasy XII — Вэйн Солидор.
      • Короче, в серии их хоть соли! На каждую номерную часть не по одному, а ещё сиквелы, приквелы, вбоквелы...

Или в файтингах:

  • Street Fighter — Вега, который в Японии Балрог. Свихнувшийся испанский тореадор-маньяк. «Встань на колени и поклоняйся моей красоте», «В сердце и душе я не вижу никакого смысла. Я верю только в красоту», «Ничто не волнует меня больше, чем струя свежей крови, летящая по воздуху» — и так далее…

И в других жанрах.

Визуальные романы[править]

  • Франшиза Danganronpa очень любит этот троп:
    • Главная злодейка серии — Эношима Джунко является Супер-школьной модницей и признанным во всем мире эталоном красоты.
    • В первой игре Майзоно Саяка крупно подставляет главного героя, воспользовавшись его доверием, а Селестия Люденберг совершает весьма хитрое двойное убийство. А вот не по-женски брутальная Огами Сакура готова отдать жизнь ради своих друзей. Буквально.
    • Дальше — больше. Во второй части появляется очаровательная милашка Хиёко Сайонджи… ради удовольствия давящая муравьев и крабов, постоянно капризничающая, издевающаяся над наиболее слабыми однокурсниками и, вдобавок, матерящаяся как сапожник.
    • В аниме Danganronpa 3 — Future Arc выделяются приторно-милая Андо Рурука, убившая своего лучшего друга и затравившая лучшую подругу, и довольно привлекательная Юкизомэ Чиса, являющаяся засланцем от Остатков Отчаяния. Впрочем, последняя была сначала нормальной девушкой, пока ей мозги не промыли.
    • И, на сладкое (пардон, на кислое), прекрасная блондинка Миу Ирума, оскорбляющая и унижающая всех подряд. Правда, у нее сильные проблемы с крышей.
    • И конечно, муся-пуся Кокичи. Он попортил всем немало крови. Но это моська!
  • Higanbana no Saku Yoru ni — масса примеров:
    • Кошмарные педагоги учитель Канамори и учительница рисования Нафуми Шинтани невероятно красивы и обаятельны, ими восхищаются как ученики, так и учителя. На самом деле оба — садисты, педофилы, насильники и циничные убийцы. В эпилоге-«бэкстейдже» даже устроили состязание за звание «Самого извращённого учителя школы».
    • Азами Мщения, ёкай четвёртого ранга. С помощью прекрасной внешности обманывает пострадавших от травли детей, представляясь им доброй феей, и даёт «волшебный чертополох», с помощью которого можно отомстить обидчикам. Только вот работает этот чертополох на негативной энергии, и съевший его сам становится хулиганом. Причём чем сильнее ребёнка травили, тем больше он звереет.
    • Её сестра Сумеречная Сумирэ, ёкай седьмого ранга. Приняв облик милой, чудаковатой и несчастной девочки по имени Рейко Оосуми, Сумирэ уже сама провоцирует травлю и превращает детей в малолетних чудовищ. Ненавидит эту беспринципную стерву даже известная своей циничностью Хиганбана.
    • Сама Хиганбана попадает под троп уже зигзагом — позолоты на сердце она явно не лишена, да и вообще больше злодей по должности.
  • Kara no Shoujo — бисёнэны Кусака Тацухико и Кацураги Син, а также школьная медсестра Аказаки Нене.

Настольные игры[править]

  • Вселенная Dungeons & Dragons содержит массу примеров, в качестве ярких можно привести:
    • Дьяволы Баатезу — эринии, а также часть аристократии.
    • Forgotten Realms — почти все представители расы дроу воплощают данный троп, особенно ярко выражено у их аристократии. Впрочем у них довольно жуткие глаза(жёлтые или красные) с кошачьими зрачками — как у Мистик.
    • Dragonlance — тёмная богиня Такхизис, одно из воплощений которой — темная соблазнительница: «настолько прекрасная, что ни один мужчина не может устоять перед ней».
  • MTG Лорвиновские эльфы имеют ранги связанные с их красотой и убивают тех кто недостаточно красив и/или неэльф. Инверсия происходит в Шедоумуре где эльфы единственные хорошие обитатели мира после Great Aurora
  • Warhammer 40 000 — Примарх Фулгрим. До Ереси Хоруса он отличался удивительной красотой — высокий статный пепельный блондин с темно-фиолетовыми глазами. Один из предателей, который перешел на сторону Хаоса, стал последователем темного бога/богини разнузданного наслаждения и гедонизма Слаанеш(а).
    • Немногим менее шикарный готический брюнет Конрад Кёрз ещё до Ереси отличался жестокостью и безжалостностью, а уж после…
    • Благородного вида красавец, добряк и мудрец Лоргар после затяжной депрессии, вызванной категорическим несогласием Императора с его методикой завоеваний новых планет, вернулся каким-то не таким, после чего начал вытворять такое, что даже предыдущего деятеля чуть не стошнило.
    • Архипредатель Хорус по физической красоте вряд ли уступал Лоргару (а по личностному обаянию — однозначно превосходил даже его). Правда, благословения Хаоса немного подпортили ему здоровье, что ближе к концу Ереси сказалось и на внешнем виде Воителя (достаточно лишь посмотреть арты, на которых изображен Хорус в разные моменты Ереси), но это уже другая история другой разговор.
    • Ведьмы Темных Эльдар. Развратно-прекрасные воительницы… И спаси Император, если вам не повезёт попасться живым в руки этих красоток — эльдары из Комморага способны сотворить с пленником такое, что даже хаосита[3] стошнит от отвращения.
      • Да у них там вся раса такая, кроме некоторых гомункулов.
    • Некоторые из Сестёр Битвы. Среди них иногда встречаются просто сногсшибательные красавицы. Которые сожгут вас из огнемета за один косой похотливый взгляд в их сторону.
    • Среди инквизиторш тоже можно встретить красоток, которые не прочь позажигать. От предыдущего пункта их отличает масштаб: сжечь целый мир — это вам не голодную толпу из огнемёта разогнать…
  • Warhammer Fantasy Battle — слаанешит Сигвальд Великолепный и королева тёмных эльфов Морати. Да и многие другие её сородичи тоже.

Реальная жизнь[править]

  • Множество видов ядовитых животных: членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся — с красивой яркой окраской.
    • Потому что для животных такая окраска является предупреждением об опасности.
  • Субверсия — для насекомых-вредителей, поскольку «нехорошие» они с точки зрения человека. Жуки-бронзовки, например, а также некоторые бабочки — из-за гусениц. Махаоны питаются зонтичными (укроп, морковь, петрушка и т.д), подалирии предпочитают листья и завязи плодовых деревьев.
  • Да и в люди вовсе не обязательно красивые и хорошие одновременно.

Примечания[править]

  1. На Западе и в России автору правки запомнились яндэрэ-хабалки вроде героини Мазуниной из шестых "Ёлок" или героини фильма "Мизери".
  2. но, что интересно, за 5 сезонов ни разу не показали его лицо, он всегда щеголяет в маске
  3. Слаанешитам, правда, может быть и зайдёт, но они считаются неадекватами даже на фоне других слуг Хаоса.