Красная угроза

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Внимание! Эта статья описывает троп, а не одноимённую серию видеоигр.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Red Scare. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Иван, вижу свадьбу!
— Понял тебя, Иван! Открыть огонь, Иван!
»
— BadComedian
« «Они хотят забрать ваши пикапы, они хотят перестроить ваш дом, они хотят отобрать у вас гамбургеры. Это была мечта Иосифа Сталина, но ему это не удалось. Вы на передовой войны против коммунизма, который возвращается в Америку под личиной социализма демократов» »
— Заместитель помощника президента США Дональда Трампа Себастьян Горка[1]
Придут русские — женщин изнасилуют, а мужчин кастрируют![2]

Главный троп западной массовой культуры времён холодной войны: вот прямо сейчас злобные коммунисты спят и видят, как захватить мир, особенно Свободные Страны ™. И не просто захватить, а везде установить людоедский режим, как у себя дома. И в магазинах будет только водка, да и та — по карточкам.

Естественно, противостоят злым коммунистам добрые американцы, что обычно выливается в Третью мировую. Иногда Силы Добра ™ в этой войне терпят временное поражение и вынуждены отдавать злобным коммунистам часть своих земель, тогда на оккупированных территориях местные жители создают сопротивление.

Если куда-то вторгается или кому-то угрожает не СССР, а современная Россия, это уже соседний троп. Хотя они вполне могут перекликаться, если у автора ко власти в России снова пришли коммунисты. Как вариант — нападает не СССР, а какое-нибудь другое коммунистическое государство: Китай, КНДР, Куба…

Иногда с целью подчеркнуть, что «мы против советской власти, а не против русского народа», в сюжет вводят героических белоэмигрантов или диссидентов, которые как бы представляют русский народ и помогают НАТО в борьбе с сабжем. Хотя чаще для западного автора и обывателя «русский» и «коммунист» — синонимы.

С прикрученным фитильком: западным странам угрожает не Советский Союз как таковой, а отдельно взятый советский генерал Потрошиллинг, действующий на свой страх и риск. Это тоже суть элемент малообъяснимой любви западного кинематографа представлять советских генералов эдакими варлордами с собственными частными бандами. Что, правда, не прибавляет респектабельности советскому руководству, у которого генералы атаманят личными армиями.

А бывает и так, что страх перед советским вторжением раздувают специально, тогда как на самом деле коммунисты — не злодеи. Тогда настоящими негодяями оказываются как раз «свои» разжигатели войны, которые под предлогом «красной угрозы» закручивают гайки населению и спускают бюджет на армию с полицией. Либо это ни свои, ни советские — просто некая третья сила методично раздаёт обеим сторонам тычки, чтобы втянуть их в широкомасштабный конфликт.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Весь Роберт Конквест — или про ужасы советской власти, или про это. Показательно название одной из книг: «Что делать, когда придут русские. Пособие по выживанию». Любителям страшилок рекомендуем!
  • Весь Владимир Резун, он же Виктор Суворов. Пугал (и продолжает пугать) обывателей, прикрываясь своим знанием предмета изнутри.
  • «Третья Мировая война: Август 1985» и ее дополнение «Третья Мировая война: Нерассказанная история» настоящего британского генерала сэра Джона Хэкетта — золотая классика! Советская армия с комиссарами (расстреливающими за тактически правильный, но идеологически неверный выбор позиций для артиллерии), батальонами по-русски не понимающих узбеков, штрафбатами и заградотрядами (состоящих из восторженных комсомольцев, золотых сынков партийных пап и тюремных охранников, которые стреляют в спины наступающим) пытается захватить Европу, потому что советское руководство увидело свой конец и пытается его оттянуть (господа гусары, молчать!). Гонит химическими атаками беженцев на дороги, используемые войсками НАТО, а простые советские лейтенанты удивляются, зачем на некоторых вражеских машинах такие приметные красные кресты (санитарная техника? А что это? Стрелять в нее не положено? Кем не положено?). Затем приходят батальоны КГБ и ликвидируют всех враждебных элементов среди местного населения — реакционных буржуа, священников, местных властей, а также занимаются советскими солдатами и офицерами, показавшими недостаточный боевой дух. К счастью, таковых достаточно много. То подлодка сдастся американцам, то ракетный крейсер, на котором всех комиссаров повесят на радарах, а то и целая армия перейдет на сторону НАТО, последовав героическому примеру 2-й ударной армии Власова (это была не фигура речи, а реальный эпизод из книги). К счастью, в итоге СССР развалился, на территории России наступило полное Сомали, Япония с США взяли под опеку Сибирь, а также была возрождена Новгородская республика с древненовгородским сводом законов в качестве конституции. Ну и Украина зажила хорошо (а всего-то нужно было запретить профсоюзы и полностью приватизировать сельское хозяйство!).
    • Кстати, по части советской действительности аффтара консультировали Буковский и Резун, без который он, по собственному же признанию, не смог бы описать ее с такой достоверностью.
  • Гарольд Койл, «Группа „Янки“» — спин-офф книг Хэкетта, посвящённый действиям американской танковой роты в условиях описанного Хэкеттом конфликта. Русские пытаются травить американцев газом и сбивать транспортники с эвакуируемыми членами семей, но отличаются моральной нестойкостью, от малейшего сопротивления в панике разбегаются, не забывая ударить штыком в живот командира, пытающегося навести порядок.
    • «Острие меча» — уже самостоятельное произведение Койла о советском вторжении в Иран и об американцах, полезших означенный Иран спасать, не спрашивая согласия. Клюквы на удивление маловато, автор — явно под влиянием раннего Ральфа Питерса (об этом ниже) — пытается претендовать на серо-серую мораль, и не без оснований.
      • Раненому лейтенанту ВДВ ставят задачу руководить расстрельной командой, собственно, расстреливающей мирное население за нарушение комендантского часа, а в самом конце он вдруг хватает злодейский мяч и пытается зарезать пусть нехорошего человека, но своего раненого ротного (но в последних двух главах автор вообще вдруг как будто опомнился, подключил побольше клюквы и включил американцам чит-коды)
  • Ральф Питерс, «Красная армия» — знатная деконструкция: казалось бы, всё по методичке — советская армия вторгается в ФРГ. При этом автор никак не поясняет, зачем (один из персонажей высказал мнение, что причиной стал некий «кризис», а на самом деле — то, что советское руководство увидело свой конец и пытается его оттянуть; но правда ли это — неизвестно). Но, с другой стороны, автор не стал рассказывать страшные сказки о краснопузых вурдалаках и не попытался понять загадочную русскую душу, а просто показал советских солдат и офицеров самыми обычными людьми (и да, кстати, всё повествование ведется от лиц советских персонажей). Которые зачастую удивляются, что местное население смотрит на них так, будто они собираются их съесть. Да, советская авиация производит варварскую бомбардировку Люнебурга — но это было не зверство, а важный элемент тонкого стратегического плана, задуманный и осуществлённый с совершенно холодной головой (и позволивший завершить войну за три дня, сократив общее число жертв). Отдельные преступления советские военные совершают, но это подаётся как стечение обстоятельств или проявление общечеловеческих недостатков.
    • Но не обошлось без сцены, где отделение мотострелков пытается в стиле орочьей орды прям посреди боя (!) изнасиловать немецкую девушку, а офицер-танкист угрозой оружия ее у них отбивает… чтобы через несколько мгновений убегающую девушку скосила пулеметная очередь. Кстати, там в горячке войны еще много «мирняка» «неизбирательно» покрошат. Получилась реальность или нет, можно поспорить. Кстати, в последующих своих книгах, где фигурирует СССР/Россия автор напихает клюквы с запасом.
      • Так говорят же — это не от красных знамен, а от именно человеческого говна. «Офицер-танкист», к слову, увидев, как британские танки кинулись с оборудованных позиций на защиту беженцев, просто не может поверить, что те подумали, что советские танки беженцам как-то угрожают — у него мирняк обижать и в мыслях не было. Там же два дурака, отбившиеся от своих, ныкаясь в подвале, с перепугу убили хозяев, а один еще и прибил прикладом их дочь-подростка. Но потому, что вечно строит из себя крутого, а на деле трус и чмо, а не потому, что коммунизм.
      • В середине есть также откровенное еретические мысли командира советского ДШБ в Гамельне, который поражается количеству погибших мирных жителей, но понимает, что в беспорядке ночного боя все участники боев просто стреляли на любое движение, однако никто не будет разбирать, кто погиб от советского, а кто от западного оружия — все будет списано на злобных советских вурдалаков.
  • Steven Zaloga, Red Thrust: Attack on the Central Front, Soviet Tactics and Capabilities in the 1990 (1989). Нечто среднее между Хэкеттом и Питерсом. Несмотря на грубые ляпы, по сравнению с фантастикой британского генерала кажется почти документальной хроникой, да и конец неоднозначен. Но все же красные орки регулярно сливают, а их химическая атака синильной кислотой (чья безвредность при распылении была понятна уже после Первой мировой войны) дико веселит.
  • Том Клэнси, «Красный шторм поднимается» и некоторые другие книги.
  • Ну и Дэйл Браун, куда ж без него. То, что он успел к самому концу советской эпохи, бывшего летуна и нынешнего писателя не смутило: у него русские даже после развала СССР ведут себя точно так же, как злые клюквокоммунисты: «Землю захватить и всех поработить».
    • В 1992 году советские (книга «Серебряная башня» написана в 1988) войска вторглись в Иран, чтобы объединить его с Сирией и Ираком в единый религиозный союз под знаменем Ислама и у СССР на поводке, чтобы получить выход к Персидскому заливу. Кстати, надо пояснять, кто и зачем в этой книге развязал Ирано-Иракскую войну?
    • Далее, в 1995 уже реваншистская Россия во главе с бешеным коммунистом Виталием Величко вторгается на Украину, а затем начинает бомбить, в том числе ядерно, Румынию и Турцию. Причем, хотя Величко и коммуняшка, причиной вторжение стало то, что Румыния хотела отжать построенные немцами заводы в Приднестровье у российской оргпреступности (а Украина благородно попыталась помешать переброске российских войск, установив блокаду Приднестровья)
    • А дальнейшие российские вторжения совершались уже без коммунистической мотивации.
  • Отдельные книги Фредерика Форсайта (справедливости ради, лучшие из его творчества, дальше маэстро скатился в «Икону» и копипасту с «Прямой и явной угрозы»):
    • «Дьявольская альтернатива» — из-за халатности при обработке озимых над СССР нависла угроза голода. Как решить проблему? Конечно же, подготовкой военного вторжения в Западную Европу! На вялый глас разума, рекущий, что НАТО применит ядерное оружие, ястребы из Генштаба (советского) уверенно отвечают, что-де, не посмеет.
    • «Четвёртый протокол». В рамках экспорта революции в Великобританию советский разведчик-нелегал тайно доставляет к базе ВВС США ни много, ни мало, а ядерное устройство.
  • Микки Спиллейн, One Lonely Night: советская спецслужба (МГБ) пытается внедриться в американскую политическую кампанию, а заодно обрабатывает золотую молодёжь. Ну и, конечно, похищает, пытает и убивает людей.
  • Максим Калашников, хоть и позиционирует себя как «русского патриота», в своих книгах прямо призывает именно к такому modus operandi для нашей страны. Даже описанный выше Дейл Браун бледнеет по сравнению с этим автором, который в своих альтисторических книгах на полном серьезе предлагает СССР в 1980-е годы бомбить Саудовскую Аравию, чтобы поднять цену на нефть. А уж описание некоторых гениальных технических военных задумок Калашникова (ну не дает автору покоя великое наследие его псевдонима!), вполне заслуживает право быть воплощенным в будущих частях «Red Alert». Чего только стоит идея современного боевого парусного (!) флота.
  • Фёдор Березин, цикл «Красные звёзды». В параллельной вселенной СССР нанес упреждающий удар по Германии 13 июля 1941 года,[3] быстро одержал победу в Европе, захватил Северную и Центральную Африку (под видом помощи англичанам в борьбе с окопавшимся там Роммелем), Ближний Восток, часть Японии, большую часть Австралии… По итогам ВОВ (Великой Освободительной Войны) СССР, конечно, весь мир захватить не смог. Смог только половину. Большую. А то, что не захватил, то понадкусывал… В результате «холодная война» в Мире-2 продолжается и поныне. И то США смогли остановить «красных» только путем неоднократного применения ядерного оружия (в Корее и на Кубе). Причем оба режима (что американский, что советский) к альтернативным 2010-м годам представляют собой жесткие тоталитарные диктатуры, отличающиеся лишь вывесками, и оба не вызывают никакой симпатии.
    • В нашей России некоторые задаются вопросами, «А что если наши коммунисты прознают про тот другой мир?» Отвечают обычно, что их самих первых же в лагеря и отправят за то, что недостаточно рьяно пытаются устроить революцию в России.
    • А вообще и Штаты и Россия принимают решение устроить тому миру ядерный кирдык путём запуска по 500 баллистических ракет со страны и перемещения их в другой мир ещё в воздухе. Судя по третьей части, кирдык не удался, и теперь параллельный Союз уже знает о существовании нашего мира.
  • Внезапно, «Красный шторм»… Только не тот, а одноименная серия Джеймса Розона и Миранды Уотсон — паре американских пейсателей конца 2010-х все также мешают жить коммунисты. Россия, Китай, Индия, Северная Корея, Индонезия и арабские страны объединяются под знаменами технокоммунизма и устраивают Третью Мировую. Однако американцы всем им раздают люлей с непринужденной легкостью, от которой офанарел бы сам мэтр Томас.
    • В другой их же серии коммунисты к 2041 году контролируют большую половину мира, поставив цивилизацию на грань гибели.
  • «Атомные танкисты» Владислава Морозова — локальная заваруха на территории ФРГ, начавшаяся по случайности из-за хитрого плана НАТО по запугиванию СССР, помноженного на армейское раздолбайство. Солдаты СА представлены нормальными, раздают американцам люлей направо и налево (поскольку те к реальной войне не готовились, а только делали вид) и огребают сами — ибо тоже к реальной войне не готовились. В наличии применение тактического атомного оружия и даже Путин (в виде неназванного товарища из КГБ).
  • Практически все книги оригинальной Бондианы. Кто стоит за спиной Гарлемской мафии, французских борделей, английских маньяком и американских фальшивомонетчиков? Конечно же зловещий СМЕРШ (то что в 50ых такой организации давно не существовало автора не смущает), с целью разрушения капитализма и захвата мира.

Сетевая[править]

  • Алекс Каинит, «Красная угроза» и «Красная угроза 2: нашествие медведей» — очень злой стёб над тропом, над клюквой и над штампами американских боевиков вообще.
  • Влад Савин, «Зеркало грядущего (МВ-19)» (в «сетевой» потому что пока изданы книги по 16-ю) — внутримировой(!) пример — приведенные в тексты публикации «Кольерс уикли» о том как СССР начал третью мировую и проиграл Силам Прогрессивного Запада, зверства прилагаются. При этом основные действующие лица (включая тех кто не из США) более менее читают эти статьи, отношение разное. Реально СССР не планирует ничего такого, цель — просто нормальное развитие, с учетом допущенных ошибок, о которых есть информация из будущего.
    • Основой для этих внутримировых публикаций послужили вполне реальные публикации американского журнала «Кольер» начала 50-х годов, которые ради помощи Владиславу Савину старательно перевел и выложил на своей странице другой самиздатовский автор Михаил Кубрин. Конечно, Влад Савин в процессе работы внес в них изменения, на его взгляд, соответствующие изменениям, произошедшим в альтернативной истории относительно нашей реальной истории.
  • Андрей Ходов, «Утомленная фея» — Дик прямо цитирует президента США на тему того троп имеет место быть, нанесен коварный удар и вторжение уже началось. Особенно когда видит пришедших в гости Симу со Светкой, обвешанных оружием. Когда Сима говорит что да кому вы нужны, говорит что не верит но все равно пытается договорится с ними на предмет оружия (а то у них уже банды бегают) . Реально троп тут совсем не причем, что старые что новые власти России вообще не в курсе кто виноват в том что НАТО (и не только) лишились и военной техники и военной промышленности и как именно это было проделано.

Кино[править]

  • Американцы обожают снимать фильмы про то, как на них нападают коммуняки и устраивают коммунизм:
    • В пропагандистской ленте Министерства обороны США «Лицом к лицу с коммунизмом» (1951) в коммиленд превратили маленький американский городок. Правда, тут субверсия — это была инсценировка.
    • «Вторжение США» (1952): Америку захватили абстрактные коммунисты некой страны, чьи военные ходят в перешитой форме вермахта, а большинство носит ту же американскую. Очередная субверсия — это был гипноз.
    • «Красный снег» (1952): злые русские скидывают для испытаний во льды Аляски супертепловые бомбы. Против них встают герои-эскимосы!
    • «Ракетная атака США» (1959): русские сделали спутник не абы зачем, а чтобы ударить по Америке ядрен-батоном. Самое смешное, что в конце получилось, но фильм заявляет: «В наших силах этого не допустить».
    • «If Footmen Tire You, What Will Horses Do» (1971) — малобюджетная христианская антиутопия о захвате коммунистами власти в США, полная натуралистичных пыток и убийств. Но действуют и даже выглядят комми тут как самые натуральные нацисты.
    • «World War III» (1982): тут русские напали на Аляску. Правда, потом оказалось, что это инициатива отдельных товарищей из Политбюро, которые в отместку взорвали американцам нефтепровод. Но к финалу название оправдано…
    • «Красный рассвет» (1984): злые (но недотёпистые) советские солдаты (которых играют поляки) захватывают половину США и терпят позорное поражение от группы американских подростков.
    • В ремейке 2012 года США оккупируют уже северокорейцы (при поддержке злой России, разумеется). Сначала хотели сделать агрессором Китай, но продюсеры испугались: а вдруг в Китае фильм запретят? Тогда не видать нам китайской кассы!
    • «Вторжение в США» (1985): русские нагнали во Флориду латиносов и прочий сброд для терактов. Но что они могут против Чака Норриса, который явно обладает телепортацией…
    • «AMERIKA» (1987): русские не просто захватили США, но и устроили тут оккупацию по всем заветам нацистского Рейха.
    • «Пуленепробиваемый» (1988): фактически приквел к «Красному рассвету», русские нагнали в Мексику латиносов и даже арабов, готовятся напасть на границу, захватили супер-танк… Но что они могут против простого копа Гэри Бьюзи…
    • «Шестиструнный самурай» (1998): тут уже пародийное использование. В альтернативных 1950-х после атомной войны с СССР по Неваде бродят клюквенные красноармейцы, которые до сих воюют саблями, флагами и винтовками с картонными штыками и без патронов.
  • «Третья мировая война» (1998): немецкое мокьюментари про то, как в 1991 г. ГКЧП победил и генерал Владимир Ульянович Сошкин устраивает войну с НАТО, которая плавно переходит в ядерную…
  • «Осьминожка» — одним из противников агента 007 является советский генерал Орлов, затеявший масштабную ядерную провокацию на территории ФРГ, чтобы добиться вывода из Западной Европы американских баз и её, незащищённую, схарчить.
    • А вот остальные руководители СССР показаны в фильме вполне вменяемыми людьми, относящимися к плану Орлова не иначе как к болезненному милитаристскому бреду. В финале КГБ и вовсе ликвидирует буйного генерала.
  • Целая череда боевиков 1980-х…
    • «Рэмбо 3»: красные солдаты вторглись в Афганистан и убили там два миллиона мирных граждан. И это только химическим оружием. И это только беременных женщин.[4]
    • Вдохновленные Рэмбо бесконечные малобюжетные боевики 80-х со злыми коммуняками типа «Без вести пропавшие», «Атака коммандос 1-2», «Военный автобус-2», «Инстинкт убийцы», «Последний американский солдат», «Не отступай и не сдавайся-2» и т. д.
    • «Зверь» (иногда локализуется как «Зверь войны») — кино про зверствующих советских танкистов во время Афганской войны. Которые, в частности, поджигают кишлаки из огнеметов, кидают в водоёмы пакеты с диоксином, кладут живых людей под гусеницы танка (чисто ради фана). Командир танка гвардии прапорщик (!) Даскал, который как бы ещё и герой Сталинграда[5], — наглухо поехавший военный социопат, лично расстреливающий из пулемёта одного члена своего экипажа за то, что тот афганец. Нет, серьёзно. Принял, значит, экипаж с ним под командование, мирные кишлаки вместе с ним жёг да газом травил, а потом: "Шота ты мне, смугленький, не нравишься. На предателя похож. Надо тебя немножко расстрелять." А несогласного с этим мехвода надо что? Правильно, распять на камне, подложив под голову гранату. Ещё один член экипажа — большой любитель фото с маленькими голыми девочками. Ну, и, конечно же, все они — молодцы против мирных жителей да антилоп, а вот против благородных моджахедов да афганских женщин — не вояки.
    • «Красный скорпион» — теперь в Африке! Примечателен тем, что протагонистом стал русский десантник, восставший против своих. Уж больно харизматичен Дольф Лундгренд в роли русского арийца.
    • И целая череда малоизвестных эпигонов этого фильма, снятая в ЮАР в 1980-х: «Отряд „Кобра“», «Берег скелетов», «Операция „Лазер“», «Тихий гром», «Стервятники», «Пленки Рутанги»
    • «Четвертый протокол» — советский шпион для провокации и вывода американских войск из Великобритании доставляет туда, ни много ни мало, ядерное устройство.
  • «Война Чарли Уилсона» — былина о том, как американцы поставляли афганским талибам «Стингеры» для борьбы с советскими вертолетами, пилоты которых равняют кишлаки в стиле тех самых Иванов БэдКомедиана. А еще подбрасывают афганским детишкам мины, замаскированные под игрушки, и делают еще много чего нехорошего.
  • Alien — в черновой версии сценария третьего чужого упоминался Союз Прогрессивных Народов — по сути, СССР, только в космосе. Находились в состоянии холодной войны с правительствами под контролем Вейланд-Ютани, выводили чужих на космической станции «Rodina», причём из-за технологической отсталости, дела у них пошли хуже чем на станции Вейланд-Ютани и Rodin-у пришлось взрывать атомной бомбой. В настольной ролевой по вселенной просочились в канон, теперь они правда больше напоминают Китай (хотя Россия и ещё ряд стран тоже входят в состав). Холодная война с Объединённой Америкой вот-вот перейдёт в горячую.
  • Замечательная аверсия в фильме 1966-го года «Русские идут! Русские идут!»: советские подводники сели на мель на территории США и пытаются выпутаться из этой передряги, пока американские войска не нагрянули. А местные жители думают, что началось советское вторжение…
  • Таки вышеупомянутый фильм — не единственный такой. Из недавнего можно вспомнить «Люди Икс: первый класс» с тем самым случаем, когда виновата третья сила: ни американское, ни советское командование не желает разжигать войну, но их к этому подталкивают антагонисты фильма — Себастьян Шоу и его подручные.
    • Туда же можно отправить фильм «Тринадцать дней». Да, некоторые американские вояки чуть ли не мечтают задавить «злобных коммуняк», но сам Кеннеди и его советники стараются подойти к вопросу Карибского кризиса трезво. Даже в конце, когда все празднуют отступление советского флота, Кеннеди напоминает всем, что и для СССР это можно считать победой, ведь ни один нормальный человек не хочет ядерной войны.
      • Тем не менее, то, что итогом кубинского кризиса стали взаимные уступки, а не слив Хрущева, из американского масскульта и колом не выбить. Американцы точно так же слились из Турции.
        • А если и признают, то утверждают, что и так собирались те ракеты забирать, ибо политически невыгодно.

Телесериалы[править]

  • Пропагандистский американский сериал «Amerika» (1987) рассказывает об оккупации и расчленении Советским Союзом США после войны, в которой СССР подмял под себя весь мир и даже ООН. Причем оккупанты ведут себя как нацисты: вывозят рабочих в Россию для восстановления промышленности (промышленность США уничтожена из-за ядерного ЭМИ в начале войны), промывают мозги пленным диссидентам, держат беженцев в концлагерях, уничтожают нелояльных армией на месте. Политика по заветам Гитлера: деление Америки на адмрайоны с перспективой расчленения, управление через наместников, строительство на местах лояльной администрации, передача всех управляющих функций местной армии, полиции и власти, причем именно они имеют приоритет, а не имеющаяся в стране дружественная Объединенная партия. Ни о каком строительстве в США социализма даже не упоминается, строится лояльный рейхскомиссариат (точнее, ряд их). Дополняют аллюзии отряды UNSSU — оккупационного спецназа подмятого коммунистами под себя ООН, одетые во все черное и на черной американской технике, а также демонстративно немецкие фамилии прислужников оккупантов — в частности, командира спецназа, майора ГДР Гёртмана.
    • Впрочем, в новеллизации американцы оставляют родному патриоту лучик надежды, уверяя, что гнусные оккупанты так запутались в своих проблемах, что даже с награбленным добром сгниют и развалятся (мельком дано также в приватных диалогах оккупантов). Но в сериале-то все заканчивается тем, что глава местного сопротивления погиб и все слил. А параллельно идет бесконечное нытье, что Америка ухитрилась проиграть разваливающему колоссу исключительно потому, что американские сограждане и власти недостаточно сильно старались уничтожить коммунизм…
      • Специально для того иксперта, который будет опять ломать эту правку: нет, в сериале никто не подчеркивал геополитические ошибки США. Единственная ошибка, о которой постоянно говорят: недостаточно, мол, мы совков во Вьетнаме и прочих задницах мира долбали. Что, конечно, внаглую противоречит реальности 1980-х.
        • Правку ломать не буду, просто оставлю полемизирующий комментарий. Вообще-то, если что, этот «иксперт» сериал смотрел, причем на языке оригинала, который он «немного» понимает (и еще немного почитал доп. материалов в англоязычном интернете), и настоятельно рекомендует пересмотреть диалог (а по сути монолог) «за рюмкой чая» между полковником КГБ Андреем Денисовым и его протеже Питера Брэдфорда, которого они хотят поставить во главе будущего образцово-показательного Heartland’а. И полковник Денисов четко обозначает почему и как именно американцы проиграли борьбу за умы людей по всему миру, и как СССР подмял под себя ООН: оккупационные формирования UNSSU — это формально войска ООН (United Nations Special Service Unit). Например, там говорится, что одним странам США вовремя не помогли решить их проблемы, хотя они изначально ориентировались именно что на США, зато им в итоге помог СССР, а в другие страны США бездумно вторгались, разнося все в клочки, создавая себе врагов. В диалоге даже звучит ироничная фраза: «How could we NOT win?!»(c), которую можно перевести с учетом контекста «Да как вообще можно было НЕ выиграть в таких условиях!». И да, он там же честно признает, что в СССР тоже далеко не все хорошо — и, кстати, некоторые проблемы в госуправлении России/СССР он обозначил вполне себе правдиво, например, про хроническую нехватку квалифицированных и компетентных кадров, чтобы управлять той «бОльшей частью мира, что они подчинили». Говорит и про начальников, что боятся брать на себя ответственность и принимать важные управленческие решения самостоятельно, отчего все (в смысле «вообще все») проблемы приходится в итоге разруливать Правительству. И дополнительно «иксперт» рекомендует послушать диалоги Андрея Денисова и его начальника (General Petya Samanov), где они также рассуждают о проблемах на Родине и будущей судьбе «пока еще не бывших» США. И отдельно еще беседу Брэдфорда с последним президентом США послушайте. Прямые цитаты, тайм-коды нннада?
          • Полковник Денисов по сюжету неоднозначный, но злодей и манипулятор, верить каждому слову которого большая ошибка — и создан именно для того, чтобы сюжетом опровергать его критику американцев. Сами американцы в сериале имеют по поводу своего поражения явно другое мнение, и несколько раз жалеют, что перед войной занялись своими делами и не мочили совков защищали свободу. Рассуждения же о проблемах на советской родине укладываются в: «…американцы оставляют родному патриоту лучик надежды, уверяя, что гнусные оккупанты так запутались в своих проблемах, что даже с награбленным добром сгниют и развалятся. Но в сериале-то все заканчивается тем, что глава местного сопротивления погиб и все слил». И да, такое самобичевание совершенно не свойственно американским правакам-антикоммунистам, все без исключения страхи которых показали в сериале. С таким же успехом можно сказать, что «Красный рассвет» критичен к США — там же Америка тоже продула тупым русским голодранцам благодаря детским ошибкам в геополитике.
  • «Скользящие» — 2-я серия, где герои попадают в мир, где США захватил СССР. Расстрелы на улицах, публичные казни членов сопротивления в Москве, да и вообще, когда по радио начинает играть гимн СССР, все водители, не прекращая движения, должны с раскрытыми от ужаса глазами отдать честь/исполнить воинское приветствие и не убирать руку, пока гимн не кончится. И даже доллары перекрасили в красный цвет!
  • «Очень странные дела» — в 3-м сезоне русские проникают в американскую глубинку 80-х и выкапывают тайный проход с секретной базой под торговым центром для использования местного портала в другие измерения.
  • «Академия Амбрелла» — второй сезон начинается с атаки Красной Армии на Даллас в альтернативном 1963-м, где СССР обвинили в убийстве Кеннеди. Клюквенные десантники прилагаются. Снаряжение у них просто роскошное: камуфляж-«песочка», берцы, каски СШ-68, калаши с изолентой на магазинах, пустынные пластиковые очки и нелепые красные шевроны. То есть, все времен Афгана. Под период подходят только морские тельняшки и подсумки ВОХР для патронов трехлинеек.
  • «Дорогая, я уменьшил детей» — в одной из серий Уэйн Зелински отправляется в прошлое, чтобы вспомнить некую заводную песню своей молодости. Певцы-красавчики оказываются спецагентами КГБ, а песня — массовой промывкой мозгов, с помощью которой Советы хотят подчинить себе молодежь и захватить Штаты. Благодаря путешествию Уэйна им это удалось, но в итоге он возвращается и меняет историю назад.

Мультсериалы[править]

  • The Simpsons: «Мы не развалились, мы пошутили!»

Комиксы[править]

  • «This Godless Communism», брошюрка для учащихся церковных школ США. Вкратце: придут коммунисты — установят вам тут тиранию и будут отправлять в лагеря по доносам, так что если кто-то из ваших знакомых проявляет к ним симпатию — сразу звоните куда надо, а уж мы знаем, что с ними делать…
  • «Каратель» — в одной из сюжетных арок Френку Каслу приходится сражаться с Evil Russians, устраивавших в Афганистане полное «Рембо 3».
  • Кроме оригинального капитана Зода Супермену одно время действовал на нервы Капитан Зод-2 — советский генерал-мутант по фамилии Аврюшкин из страны Поколистан, которая откололась от Чехии. Хотел всю землю сделать коммунистической (под своим «скромным» управлением) и перекрасить небо в красный цвет (буквально). Закончилось тем, что во время битвы с Суперменом уничтожил нечаянно свою страну, а после Супермен уничтожил его…
  • «Супермен. Красный сын» — комикс о альтернативной реальности, где капсула с Кал-Элом упала не в Канзасе, а на Украине. В результате Супермен здесь сражается за Сталина и коммунизм и потихоньку присоединяет весь мир к СССР.
    • И таки присоединил почти весь (кроме двух стран), построил диктатуру с киберимплантами… а закончилось всё все-равно всемирным штатами Америки (которые, впрочем первые в открытую напали на красных) и счастливым капиталистическим человечеством (которое добились всего того же что и красные, но без тоталитаризма).
      • Ну как без… просто вместо супса Землёй стал править Лекс Лютер и его потомки.

Аниме и манга[править]

  • Future War 198X (полнометражное аниме 1982 года) — на удивление адекватная (Или нет. См. ниже) интерпретация сравнительно с той же книгой «Третья Мировая война: Август 1985». Конечно, СССР начинает Третью Мировую из-за кризиса, но без вопиющей клюквы. И вообще, американцы сами напросились через программу лазерных спутников и вбамбливания ядерной торпедой подводной лодки «Лира» с ученым, который и возглавлял разработку космической программы а-ля СОИ. Апофеозом войны стал мир в труху, с жертвами, исчисляющимися с сотни миллионов. Впрочем, потом закончилось всё относительно мирно (советское Политбюро поубивало друг друга, а последние лазерные спутники США и ядерный арсенал СССР иссякли). Также аниме полно нелюбви к США относительно политики и кидалова в военное время, из-за чего Япония остается одна и подвергается массированному авианалету полков Ту-22М с нюхом на автопробки и синкансэны.
    • Альтернативное мнение: адекватность там и рядом не стояла — тут вам выставление США как Империи Добра, и дебильная операция с похищением того учёного с отходом на подлодке (как их засекли — что это за спецоперация такая?), и ковровая бомбардировка Советами немецкого городка рядом с авиабазой куда сбежал советский лётчик на опытном истребителе (с чего это вдруг он испытания проходит в ГДР?) чтобы оный истребитель уничтожить, высадка ВДВ на этот аэродром посадочным способом (парашюты им видно не завезли, а чё — в ГСВГ и так перебьются), последующий заезд американского солдата (у него в ходе налета погибла девушка) на пусковой установке тактической ракеты через наступающие порядки советских танков (они не знают как выглядит вражеская пусковая установка или не знают что это приоритетная цель для уничтожения?), полномасштабное наступление СССР по всем фронтам (и в Европе, и на Ближнем Востоке, и на Японию) то ли из-за этого истребителя, то ли из-за одной взорванной тактической ракеты, захват власти в СССР министром обороны (хочет вести войну любой ценой), поехавший замполит на советской подлодке (убивает капитана и запускает свои баллистические ракеты). По итогу обе стороны запускают все ракеты что у них есть, половина мира в пыль, а доведённый до края советский народ выбрасывает грёбаных коммунистов из Кремля и на планете торжествует Демократия. Хотите про Третью мировую — гляньте «Цена страха» 2002 или «By Dawn’s Early Light» 1990 (вот там адекватно, правда это фильмы, а не аниме).
  • Tokyo Wars — манга про то, как красные вторгаются в Японию и огребают от японских сил самообороны (нет, это не анекдот). Там превосходящие по численности советские бронетанковые подразделения, укомплектованные современными Т-80УД, БМП-2, а также имеющие воздушную поддержку из Су-25 и Ми-28, застряли в столкновениях с угоревшими по горилловой войне самураями. Вследствие чего, они не пришли на помощь силам ВДВ, захватившим парламент Токио и аэродром Ёкода. Сами ВДВ представлены теми еще зверями — для свободного передвижения колонны БМД не было придумано ничего умнее, как просто расстрелять столпившихся вокруг мирных жителей. А в конце батю-командира Оськина, ветерана Афгана, замочили свои же, не желая биться до конца в залах парламента.
  • Muv-Luv Alternative: Total Eclipse — тут, пожалуй, больше соседний троп, но и без злого (но тупого) советского плана по захвату мира, конечно же, не обошлось.
  • Kokkyo no Emilia — манга, в которой послевоенная Япония разделена, как и Германия, на оккупационные зоны США и СССР. Есть даже свои Западный и Восточный Токио. И уходить коммуняки, конечно, не собираются…
  • «По ту сторону облаков, обещанное место» от Макото Синкая (даже он оскоромился) — тоже самое (только на сей раз Советский Союз ограничился островом Хоккайдо), плюс коммунисты изобрели специальную башню — излучатель, как в Стране Отцов, и из-за этого впала в летаргию подруга главного героя…

Видеоигры[править]

  • «'83» — игрок сможет сыграть в шутере про полномасштабный военный конфликт ОВД и НАТО.
  • Freedom Fighters: СССР на пару с Кубой уже подмяли под себя США, протагонист борется с оккупационным режимом.
  • Heawy Weapon: Atomic Tank — беспримесное воплощение тропа. Красные звёзды, клюквенные названия уровней и один американец на супертанке против всех.
  • Homefront — а здесь США оказались под сапогом адептов чучхе. Обоснуй: где-то десять лет до КНДРовского вторжения Америку сильно тошнило, в результате Ким подмял под себя сначала южную половину Кореи, потом Японию, а потом и на США напасть смог. И тоже вполне успешно, до поры до времени.
    • Тут опять КНДР вместо Китая, чтоб игру не запретили на китайском рынке.
  • Трилогия Command & Conquer: Red Alert, конечно же! Нарочитый и фантастический вариант.
  • Singularity — «красная угроза» уже не актуальна. СССР вовсю строит коммунизм на одной отдельно взятой планете под мудрым руководством Партии и её бессменного лидера Николая Демичева. Все счастливы и довольны… не так ли, товарищ?
    • Примечательно, что в хорошей концовке (на фоне всех остальных — точно хорошей) вместо тёмного властелина Демичева к власти приходит светлый Властелин Барисов, и главный герой с напарником теперь служат в Советской Армии. "Верно, товарищ?" (с).
  • World in Conflict — фактически экранизация «Красного шторма» Клэнси. Сценаристом игры был соавтор романа Ларри Бонд. Однако же советские солдаты показаны практически без клюквы, нормальными людьми и, по большому счету, злодеями по должности.
  • Wargame — Советы вообще часто воюют с капиталистами, например вторгаются в Японию которая всего-то провела учения неподалеку от Владивостока.
  • War Front: Turning Point — главные злодеи всей игры как раз СССР, что в немецкой кампании особенно подчеркивается

Музыка[править]

  • Complex Numbers — «Легенда о несбывшемся грядущем». СССР 2032-го года, управляемый сверхразумным суперкомпьютером, решает устроить всякие интересные вещи от третьей мировой войны до построения Дивного Нового Мира. Ради блага человечества и воплощения на практике идеалов коммунизма, естественно.
  • Группа «Мракобесие» — коммунизм вперемешку с хеви-метал-сатанизмом. «Вперёд, вперёд, товарищ Сатаналин!» Выглядит шутки ради, хотя…

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Да, это реальная цитата: https://russian.rt.com/inotv/2019-03-02/Stalin-hotel-ukrast-nashi-gamburgeri
  2. То ли авторы плаката сами с юмором подошли к вопросу, то ли они вообще с трудом понимали, что делали, но на плакате не говорится прямо, кто именно будет кастрировать американцев в случае победы русских — то есть прямо по тексту выходит, что и Капитан Пиндостан может Простым Джонам кое-чего поотрывать в рамках наказания за то, что продули.
  3. Дата нападения на СССР Германии сместилась из-за того, что в этой реальности война на Балканах протекала для Третьего Рейха не так благостно, как в нашем варианте истории. В результате у РККА хватило времени собрать войска на границе и ударить первыми. И автор, к слову, ничего плохого в этом не видит. Другой вопрос, что СССР, набрав скорость, останавливать свои армии в Берлине не стал…
  4. Справедливости ради, аудитории не сказать чтобы понравилось — на том же IMDB рейтинг 5.7/10, самый низкий во франшизе. Одно из самых популярных мнений — «так плохо, что уже хорошо». Да и Золотую Малину за просто так не дадут…
  5. Молод он для такого геройства. Актёр, исполнивший роль, родился летом 45-го!