Красота — это проклятие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья So Beautiful It's A Curse. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Красота как невероятно отстойный дар.
« Не родись красивой, а родись счастливой. »
— Русская пословица
« Жена моего друга для меня не женщина. Но если она красивая — он мне не друг! »
— Народное
« Твой грех — красота! Искупить его возможно лишь одним способом — смертью! »
— Вокалоиды, «Genealogy of Red, White and Black»
Наглядно

Эта женщина настолько прекрасна, что от одного её взгляда мужчины теряют голову (иногда буквально). Из-за неё разбиваются сердца и ломаются судьбы. Большинство мужчин, раз увидев её, мгновенно влюбляются и стремятся во что бы то ни стало добиться её внимания. Противоположный пол (а то и свой) складывается к её ногам штабелями, часто образует геометрические фигуры разной сложности. Едва ли не все мужчины поголовно готовы на всё, лишь бы первая красавица ответила им взаимностью. Подвиг — так подвиг, преступление — так преступление, в любви все средства хороши! Ради неё ссорятся насмерть родичи и лучшие друзья, её поклонники убивают друг друга или себя. Если влюблённые в неё мужчины достаточно влиятельны, они готовы до неузнаваемости менять политику государств, не остановятся перед войной ради благосклонности красавицы…

И ей самой все это совершенно не нужно! Она сроду не давала ни малейшего повода большинству своих поклонников и никоим образом их не поощряла лезть из кожи вон ради неё. По большей части, ей все эти мужчины и даром не нужны. Быть может, у красавицы уже есть возлюбленный, или появляется тут же, на страницах произведения, и она мечтает только счастливо прожить с ним всю жизнь… Нарочно завлекать мужчин? Соблазнять, манипулировать, вызывать желание? Да что вы! Наша героиня и не ведает, как это делается! Ей это и не нужно — мужчины и без того сходят по ней с ума без всяких усилий с её стороны, так что она не знает, как их отвадить от себя. Ни одна роковая женщина, нарочно учившаяся привлекать противоположный пол, таких успехов не добьётся, как умудряется эта девушка, вроде бы чистая, невинная и неискушённая на вид. Возможно, мужчин как раз привлекает её естественность, неумение притворяться. Иначе чем объяснить, что по ней сходят с ума не только «юноши бледные со взором горячим», но и вполне взрослые, опытные мужчины, многое повидавшие в жизни?

Обыкновенно наша героиня — эталонная инженю, именно что привлекающая молодостью и наивностью в сочетании с внешним обаянием юности. Но, впрочем, такая роль может выпасть и девушке с сильным характером. В этом случае героиня будет понимать все возможные последствия своей красоты, однако сделать что-то всё равно не в её силах. А может, внезапно, в этой роли оказаться и леди-воительница или даже бой-баба: стереотипных амазонок ведь тоже не учат завлекать мужчин.

Судьба у такой героини может складываться по-разному. В лучшем случае она всё же обретёт счастье с любимым человеком, который к этому времени сумеет доказать возможным соперникам, что на его жену лучше не покушаться. Правда, и в этом случае крови из-за неё наверняка успеет пролиться немало. В худшем — она может погибнуть сама или принести гибель всем, кто её окружал, и остаться навсегда одинокой.

В современных женских романах нередко данное явление бывает признаком Мэри-Сью или частью героецентричного сеттинга, поскольку является дешёвым и избитым клише простым и эффективным способом генерировать драму и различные события вокруг героини в неограниченных количествах. Однако на самом деле сабж гораздо старше.

С прикрученным фитильком — эпических событий вокруг не творится, возможно, даже никто не умер, однако жизнь нашей красавице и/или её окружению всё-таки попортили изрядно. Родственный троп — Несовместимая с жизнью красота.

Гораздо реже, но сабжем статьи бывают и мужчины, так что их примеры тоже подходят.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

«Отстаньте, женщина, вы за сегодня уже пятая!» Потом из-за этого натерпелся, конечно.
  • Естественно, первым делом вспоминается Елена Троянская. Мало того, что из-за неё соперничали все цари и царская родня среди ахейцев — эти хоть смогли между собой договориться, чтобы не ссориться. И даже создали военный союз, обязывающий помогать мужу Елены, — что, правда, и привело к будущей трагедии. Потому что, когда она сбежала с Парисом, бывшие её женихи выполнили договор и отправились на войну против Трои. Впрочем, образ Елены в разных версиях понимают по-разному. У Гомера она именно сабж статьи: давно раскаивается в ошибке молодости, а после окончания войны примиряется с Менелаем и счастливо живёт с ним. Другие авторы могут, напротив, в ней видеть холодную, пустую и развратную женщину, видимо, не представляя, как это можно привлекать к себе стольких мужчин без сознательных коварных манипуляций. Да и насчёт её судьбы после падения Трои существуют разные версии…
    • А вторым делом уже Нарцисс.
    • А вот Пенелопу уж точно ни у кого язык не повернётся упрекать за то, что женихи, считая её вдовой, надеялись заполучить её и Итакийское царство. Ясно же, что, будь её воля, глаза бы её никого из них не видели.
    • Дафна, преследуемая Аполлоном, взмолилась богам, чтоб они дали ей другой облик, и превратилась в лавр.
  • Гораздо менее известен миф о Каллирое. В эту девушку влюбился Корес, молодой жрец Диониса, однако Каллироя наотрез отвергала его любовь. Корес выпросил у богов, чтобы они помогли ему добиться любви Каллирои. Однако на неё и стрелы Эрота не действовали, и, отскакивая от неё, поражали других людей. Вскоре уже не один Корес, а весь город бредил Каллироей. Чтобы избавиться от наваждения, девушку решили принести в жертву. И заколоть её перед алтарём обязан был Корес, истинный виновник всех несчастий. Однако он не смог убить Каллирою и закололся сам, а Каллироя, в этот миг раскаявшаяся в своей холодности, бросилась в ручей, с тех пор носящий её имя.
  • Ипполит, которого захотела мачеха Федра — еще один мужской пример тропа.
  • Четыре легендарные красавицы Китая: Си Ши (西施), Ван Чжаоцзюнь (王昭君), Дяочань (貂蝉), Ян Гуйфэй (杨贵妃). Все закончили плохо. Поэтому у китайцев есть пословица: «У красавицы злая судьба».
  • Иранская сказка «Балхский суд» — девушка по прозвищу Шахрашуб, что переводится как «Смута города»: она была так красива, что невольно свела с ума половину мужского населения Балха. Особенно её домогались четыре мерзких градоначальника, из-за которых у Шахрашуб и её близких возникла масса проблем.
    • Сказок, в которых на красавицу — часто жену героя — покушается кто-то из сильных мира сего или иного, довольно много. Тот же «Андрей-стрелок», из которого сделана сказка «Про Федота-стрельца», «Марья Моревна».
  • А из мужских примеров наиболее известен, пожалуй, Иосиф, сын Иакова. Его красота сводила с ума знатных дам Египта. Согласно исламским преданиям, Юсуфу Прекрасному даже приходилось закрывать своё лицо, если кто-то из женщин обращался к нему с какой-нибудь просьбой. Когда он отверг приставания жены своего хозяина Потифара, та в гневе оклеветала Иосифа и надолго отправила в темницу.
    • Сусанна из дополнения к книге пророка Даниила — на неё похотью разжигались два знатных старика Похабыча, а за то, что она отвергла их приставания, решили отомстить. Если бы Бог не послал пророка Даниила, чтобы уличить их во лжи, то её побили бы камнями за прелюбодеяние, которого она не совершала.
    • Библейская субверсия — Вирсавия. Она была прекрасна, но уже замужем за Урией. Осталась жива и, кажется, счастлива. Кроме того, от нее произошел царь Соломон. Но «проклятье красоты» ударило по ее мужу Урии: чтобы жениться на Вирсавии, царь Давид послал его на смерть.
    • Христианский сюжет о красивом юноше, выросшем в монастыре, которого монахи попросили покинуть их, дабы не соблазняться. И парень намеренно себя изуродовал, чтоб остаться в монастыре.

Театр[править]

  • В опере Верди «Дон Карлос» — принцесса Эболи. Она поёт целую гневную арию о своей красоте, которая так и называется — O don fatale, «Дар роковой»: «Ti maledico, ti maledico, o mia beltá!» — «Тебя я проклинаю, проклинаю, о моя красота!» Субверсия: красоту-то она проклинает, но не за то, что описано в статье, а за то, что красота сделала её саму жестокой, капризной и тщеславной, в результате чего она наколбасила всякого и едва не погубила дона Карлоса, в которого была влюблена.
  • «Царская невеста» Мейя/Римского-Корсакова. Много радости принесла красота несчастной Марфе? А Любаше?!

Литература[править]

  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — Эсмеральда. Её красота (а вернее, соперничество четверых потерявших голову мужчин) привела к трагедии огромного масштаба, а ей важней всего на свете было найти свою родную мать. Нашла. За полчаса до гибели.
  • В романах Александра Дюма было много героинь, красота которых приносила несчастья им самим, а также влюблённым в них мужчинам, и — совсем уж невольно, — заодно и всем, кого эти мужчины умудрялись втянуть в свои дела. Диана де Кастро, Диана де Меридор, Анна Австрийская, Луиза де Лавальер, Мерседес в «Графе Монте-Кристо». Хотя в его романах есть и подлинные роковые женщины: Диана де Пуатье, Маргарита Валуа, Миледи, герцогиня де Шеврез, Атенаис де Монтеспан.
  • Генрик Сенкевич также не уступает в этом своему французскому собрату. Лигия в «Камо грядеши?», Дануся в «Крестоносцах», Елена (еще одна Елена!) в «Огнём и мечом», Александра в «Потопе», Бася в «Пане Володыёвском» вовсе не пытались к себе привлекать ненужного мужского внимания. Каждой из них органически чуждо даже самое невинное кокетство, не говоря уж о сознательных манипуляциях. Если мужчины их похищают, домогаются, ставят условия, стремятся заполучить не мытьём так катаньем, — так это их, мужчин, проблемы. Сами девушки не давали ни малейшей надежды никому, кроме тех, кого любят по-настоящему.
  • Герман Мелвилл, «Билли Бадд, фор-марсовый матрос» — мужской пример. Молодой матрос Билли был прекрасен, как Аполлон, и так наивен и чист душой, что даже не понял, что стал объектом нездорового влечения со стороны каптенармуса (начальника корабельной полиции) Джона Клэггарта. А тот, не в силах побороть порочную страсть и не в силах её терпеть, задумал погубить бедного юношу. В итоге погубил и его, и себя, а капитан их корабля остался мучиться чувством вины на всю жизнь.
  • А. К. Толстой, «Князь Серебряный» — судьба Елены Дмитриевны. Сирота, все богатство которой — красота, не в состоянии бороться с домогательствами опричника Вяземского. Автор сам подсвечивает, что «красота девушки в то время была более на беду, чем на радость».
  • Александр Беляев, «Властелин мира» — Эльза (с прикрученным фитильком). С детства отличалась редкостной красотой, из-за чего, с одной стороны, её удочерила и дала ей образование хорошая женщина, с другой — после её смерти юной Эльзе стало очень трудно найти себе нормальную работу, потому что все работодатели рано или поздно начинали к ней клеиться. Ну и ещё в неё влюбился главный антагонист, но тут уж по совокупности признаков, не только из-за красоты.
  • Голсуорси, «Сага о Форсайтах». Ирэн. Впрочем, со вторым мужем оказалась вполне счастлива. А вот в первом браке её красота и впрямь была проклятием. И не только для неё, а для Сомса тоже. Причём его эти воспоминания продолжали мучать всю жизнь, до старости.
  • У. Фолкнер, «Деревушка», «Город», «Особняк» — Юла Уорнер (в последнем романе трилогии выступает как посмертный персонаж). Вызывала желание у всех окружающих мужчин «от девяти до девяноста лет» — и к чему это привело? Рано забеременела, чтобы покрыть грех венцом, была выдана замуж за того единственного мужчину, который не мог любить её, и, по сути, пала жертвой его интриги.
  • Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества» — Ремедиос Прекрасная. С прикрученным фитильком, поскольку семье Буэндиа влюблённые в Ремедиос мужчины вреда не причиняли, но сами, бывало, умирали от любви в прямом смысле слова. А самой Ремедиос их внимание было до лампочки — настолько она была не от мира сего.
  • Станислав Лем, «Альтруизин». Могущественная цивилизация "энэсэрцев" (от НСР - наивысшая ступень развития) обладает почти безграничными возможностями, но уже оставила любые попытки улучшить жизнь страдающим существам, поскольку все они заканчивались провалом. Как Добриций (главный герой из повести, ГГ на один раз) и Клапауций разговорили "энэсэрца" и где его нашли - отдельная история. В частности, на одной из планет всемогуторы даровали исцеление и дивную красоту сразу трём сотням несчастных горбунов. И что из этого вышло? Сто двадцать из них были казнены согражданами по подозрению в сношении с дьяволом. Тридцать красавчиков были призваны в армию либо сами завербовались к разным феодалам, где погибли в сражениях. Семнадцать спились на радостях, а остальные предались неумеренному разврату и пороку, изголодавшись за годы жизни, и быстро сошли в могилу. Еще один из исцелённых был принцем, не имевшим права на престол из-за своего уродства. После исцеления его быстро отравили конкуренты из любящей родни. И лишь один выживший приполз на коленях к своему благодетелю, умоляя вернуть горб обратно. Он был нищим и жил подаянием, а теперь после выздоровления приходится трудиться, к чему он совершенно не расположен…
  • «Сага о Форкосиганах»:
    • Майлз оплатил наёмнице Элли Куин, пострадавшей от плазменного ожога головы, дорогую пластическую операцию, в результате которой она получила невероятно красивое лицо. Первое время она была в восторге… и только потом поняла, сколько от такой красоты проблем — подчинённые не слушаются, а норовят за тобой приударить, каждый второй встречный-поперечный тоже пускает слюни… «Мне пришлось найти и усвоить приёмы, которые заставляли людей реагировать на мою суть, а не внешность».
    • В «Осколках чести» пленная эскобарианка Элена Висконти (опять Елена, заметьте) отличалась такой потрясающей красотой, что имела несчастье привлечь внимание сексуального маньяка и психопата Джеса Форратьера, который с ней превзошёл сам себя по части пыток.
    • Дочь Элены Висконти и Константина Ботари, который изнасиловал Висконти под действием психотропных препаратов по приказу этого Джеса, а потом назвал дочурку в честь матери Элен, подходит под троп с прикрученным фитильком. В книге «Ученик воина» Майлз ввязался в авантюру по провозу оружия в зону боевых действий. Обычно там брали в заложники капитанов кораблей, но Элен понравилась одному сукину сыну. Майлз, Константин и прочие с этим были категорически не согласны. Так мирный контрабандист пошёл учиться на космического воина…
  • «Хроники Нарнии» — Сьюзен в «Коне и его мальчике» побыла таковой, когда тархистанский царевич Рабадаш пытался заполучить её, даже пошёл войной на Нарнию и Орландию.
    • А в «Покорителе Зари» Люси нашла в волшебной книге заклятье, что сделает её самой прекрасной на свете. Чуть не прочитала его, но тут же увидела последствия, какие принесёт появление «Люси-красавицы»: «Красавица сидела на троне и глядела, как все тарханы и все короли сражались из-за неё. Потом турнир превратился в настоящую битву, и Нарния, Тельмар, Теревинфия, Гальма, Тархистан лежали в развалинах, ибо их разрушили властители, вожди, вельможи, оспаривая её милость».
      • Это девочку не остановило, она даже сказала: «Ну уж это заклинание я произнесу! Как хотите, а произнесу!» Спасло её и мир появление нового изображения в книге — грозно рычащего Аслана, так что она в страхе перевернула страницу и стала читать другие заклинания.
  • Александра Воинова, «Тамара и Давид» — грузинская царица Тамара с юности любила осетинского царевича Давида Сослани, своего друга детства. Однако по требованиям своих министров, долго искавших ей подходящего жениха, вынуждена была выйти замуж за русского князя Юрия, который в неё сразу влюбился, Давида же отправили в Палестину, за древком святого креста. Так что Давиду пришлось пережить множество опасных приключений, участвуя в Крестовом походе, лишь бы выполнить поручение и вернуться достойным стать мужем царицы. А Юрий, со своей стороны, делал всё возможное, чтобы добиться любви Тамары, так что она, хотя открыла ему сразу всю правду, и не подпускала к себе близко втайне ему симпатизировала больше, чем хотела показать. С большим трудом она заставила Юрия расторгнуть их брак, и стала женой Давида. Так что здесь финал ещё относительно благополучный. Юрия, правда, жалко всё равно.
  • «Досье Дрездена»: Томас Рейт — мужская версия. Вампиры Белого двора способны вызывать у людей определённые эмоции, которыми и питаются, у клана Рейт это похоть, так что они неотразимы для лиц противоположного пола. Для ведущих жизнь аристократов-гедонистов упырей это только кстати, но когда Томас решил, что не хочет быть плохим, разосрался с семейкой и переехал к единоутробному брату-человеку, он обнаружил, что не может продержаться ни на одной работе и пары недель без того, чтобы какая-нибудь коллега не попыталась отдаться ему прямо на рабочем месте. В конце концов он худо-бедно пристроился в салоне красоты, где мог перехватывать по крохе эмоций от клиенток во время косметических процедур, и притворился геем.
  • «Хищники Аляски» — Эллен Честер совсем не нужно дополнительное внимание мужчин. Она и с Гленнистером — единственным, кто ей понравился по-настоящему, поначалу не может договориться, злится на него и возводит напраслину — куда там ей ещё другими манипулировать! Однако же мужчины от неё настолько без ума, а соперничество из-за неё приводит к таким важным последствиям, что окружающие понимают её совсем иначе. Черри Мэллот, истинная роковая женщина признаёт, что, при всём её опыте, ей бы такого не удалось.
    • Бонусные очки за имя героини: Эллен — видимо, таки в честь Елены Троянской. В ту же тему и имя одного из её поклонников, но только он-то уж точно не похож на изнеженного красавчика Париса, называемого также Александром, так что здесь, возможно, и случайное совпадение.
  • Эдит Несбит, «Пятеро детей и Оно/Чудозавр»: первое желание. Две сестры пожелали для себя и двух братьев стать «прекрасными, как майское утро». В результате сами они друг другу не понравились, близкие люди (включая маленького третьего брата) перестали их узнавать, их не пустили в дом и до самого заката пришлось сидеть без еды.
    • Остальные желания в исполнении Саммиэда/Чудозавра оказались немногим лучше. Кроме тех, которые были направлены не на собственные удовольствия, а на бескорыстную помощь другим людям. Басня. Но во второй части («Феникс и ковёр») они таки получили от Саммиэда в награду целую гору подарков. Потому что желание ему загадал подружившийся с детьми Феникс.
  • Наталья Игнатова, «Охотник за смертью» — мужской пример. Альгирдас Паук наделён сверхъестественной, сводящей людей с ума привлекательностью, так что вынужден большую часть времени жить отшельником и носить амулет, уменьшающий красоту.
  • Елена Власова, «Сказка о мести повелителя зла» — главная героиня. Тёмный Властелин был заточён на уединённом острове посреди озера, и ничто злое не могло пересечь его воды. Но он придумал способ отомстить — создал удивительно прекрасную, добрую и светлую девушку и отправил её во внешний мир, понимая, что она неминуемо станет причиной вражды и смертей.
  • Ирина Измайлова, «Троя. Герои троянской войны» — та же Елена в первую очередь. Совершив в молодости большую ошибку, она давно раскаивается в ней, тем более, что Парис, с которым она сбежала, оказался бесчестным ничтожеством, изменяющим ей направо и налево. Впрочем, она в этой версии далеко не главная героиня, и во всём, кроме действительно выдающейся красоты, в сущности, обыкновенная женщина. Судьба её здесь складывается иначе, чем в мифах. После взятия Трои Менелай не увёз её с собой, а обрезал волосы и бросил на берегу. Елена осталась среди уцелевших троянцев и тех, кто присоединился к ним, и со временем вышла замуж за Терсита, также брошенного уплывшими ахейцами.
    • Кроме канонных Елены и Пенелопы, «роковой женщиной поневоле» также оказывается и Андромаха, попавшая вместе с сыном в плен к Неоптолему, который в неё влюбился, тогда как сама она хочет остаться верной Гектору, в гибель которого не верит до конца (и правильно делает, что не верит). Кроме того, на Андромахе также мечтает жениться Гелен, брат по отцу её первого мужа, который, как оказалось, её любил ещё до того, как она стала женой Гектора. Именно ради неё Гелен изменил своим, перебежав к ахейцам. И вот он-то уж не стесняется никаких путей, чтобы получить желаемое, даже собирается шантажировать Андромаху жизнью её сына.
    • И даже Пентесилея, бывшая царица амазонок, ставшая женой Ахилла, внезапно побывала в данной роли. Во время пребывания героев в Египте, в неё влюбился визирь Панехси. Он и без того уже интриговал против фараона Рамзеса III, а с появлением Пентесилеи развёл бурную деятельность, чтобы свергнуть его и самому стать фараоном, а Пентесилею сделать своей женой, организовав предварительно, чтобы она осталась в Египте одинокой.
  • Ольга Онойко, «Дети немилости» — бедная Мирале, прекраснейшая невеста гор… Любимая правнучка старейшины рода, который оберегал её, баловал и даже позволил выбрать самой жениха по сердцу, она, к её несчастью, была чудесной красавицей, слава о которой разошлась очень далеко. Что ей принесла её невероятная красота? Её захотел взять в жёны и похитил бешеный Итаяс, ради этого прирезав жениха и перебив попытавшихся помешать ему мужчин из её семьи. Этот великий воин решил, что только она, славящаяся красотой так же широко, как он сам славился силой и воинской доблестью, сможет выносить его дитя. До этого все его жёны и наложницы погибали, произведя на свет мёртвых уродцев. И хотя Итаяс действительно любил её и обращался с ней хорошо, можно представить её ощущения. А кончила бедняжка тем, что тоже мучительно, несколько дней умирала в родах. В шестнадцать лет.
  • Евгений Лукин, рассказ «Грехи наши тяжкие» — и был Глас с неба, и сказал тот Глас: «Отныне телесная красота будет будет соответствовать красоте духовной». Нетрудно представить, во что после этого превратились все лжецы, подхалимы, прелюбодеи, политики, поп-звезды — и, похоже, из ненависти и зависти готовы начать охоту за красивыми.
  • «Первостепь» — Чёрная Ива, первобытная версия «роковой женщины поневоле». Трудно сказать, что именно в ней находят мужчины, помимо красоты, однако факт. Закончилось всё плохо для неё. Хотя невольно думаешь: что не делается — всё к лучшему. Если уж именно Режущему Бивню предстоит вести людей в бедственные времена, Чёрная Ива бы ему только мешала. Ему нужна такая женщина, что сможет сама выдержать любые испытания, и ему не даст пасть духом, — такая рядом с ним, в лице Макового Лепестка, есть. А Чёрная Ива пусть и вправду рождается вновь где-нибудь поближе к Чёрному Мамонту, он-то за ней сумеет приглядеть получше, чем её прежний муженек.
  • Юрий Торубаров, «Охота за Чашей Грааля» — графиня Изабелла де Буа. Жила себе спокойно с любимым мужем, имела двоих детей — и вдруг её похищают тевтонские рыцари. Первоначально как заложницу, чтобы воздействовать на её мужа и его русских друзей, помешать им искать Грааль. Но очень быстро некоторые из рыцарей ею заинтересовались лично. И если Руссинген сумел свои желания преодолеть и отпустить Изабеллу, то Конрад фон Вернер хотел увезти её к себе в Германию, предварительно сделав вдовой, а потом, выйдя из Ордена, жениться на ней. И, скорее всего, способов бы особо не выбирал. Да и что их выбирать — на что не пойдет мать ради безопасности своих детей? К счастью, Изабеллу спасли вовремя.

Кино[править]

  • Mad Max: Fury Road — очень мрачный пример. Если ты уродилась красивой женщиной, тебя заберёт в свой гарем отвратительный старый тиран Джо и сделает своим живым инкубатором. А не сумеешь родить здорового сына — тебя выгонят в постапокалиптическую пустошь.
    • А если не уродилась, то так в постапокалиптической пустоши и будешь жить изначально, в компании ни чуть не менее отвратительных сородичей, за вычетом сытости и безопасости. Ещё раз, в чём проклятие?
  • «Малена» — заглавная героиня столь красива (всё-таки Моника Беллуччи), что о её распущенности сплетничает весь город, хотя она хранит верность мужу.
    • Тут в какой-то мере троп «Он и в жизни так может!» — Монике самой надоедали с вниманием к её красоте ещё с подросткового возраста. Настоящие итальянцы, ЧСХ были заметно добрее киношных, но, по словам Беллуччи, чувства героини она понимала очень хорошо.
  • «И Бог создал женщину» — главная героиня Жюльетт в исполнении секс-символа своей эпохи Брижит Бардо. Из-за её красоты и повышенного мужского внимания к ней в маленьком городке её считают невоспитанной, легкомысленной и распущенной, хотя она вообще-то девственница, отшивает назойливых кавалеров, по-настоящему влюблена лишь в одного парня из богатой семьи (который её просто хочет и не собирается жениться на девушке из сиротского приюта с дурной репутацией) и сама не рада тому, что из неё сделали фам-фаталь. Проблема также в том, что в обществе, где женщине неприлично самой «хотеть» и проявлять сексуальность, Жюльетт не может раскрыть собственную чувственность, и приводит это, в итоге, к непредсказуемым событиям.

Мультсериалы[править]

  • «My Little Pony» — стесняшка и отшельница Флаттершай под давлением подруги и столичного фотомастера попробовала себя в роли фотомодели — и обрела немыслимую известность, целую армию настырных поклонников, пленённых её красотой, и много, много работы, подразумевающей выступления на публике. Многие юные кобылицы были бы счастливы оказаться на её месте и считали бы случившееся подарком судьбы, но для лесной тихони Флаттершай этот период был настоящим адом.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Le Portrait de Petit Cossette — писавший портрет заглавной героини художник убил её именно затем, чтобы навеки сохранить её юной и красивой.
  • «Галактический экспресс 999» Лейдзи Мацумото — Мэйтель часто страдала именно из-за её неземной красоты. Её похищали, пытались сделать секс-рабыней, набить из неё чучело, принести в жертву богам, вселиться в её тело и сбежать, убить за несогласие стать женой «босса эпизода»… Хорошо хоть, что ничего из вышеперечисленного успехом не увенчалось, но всё равно получилось на грани соседнего тропа.
  • Ranma 1/2 — от чрезмерной популярности страдают оба основных героя. Акане приходилось перед школой отбиваться (в буквальном смысле) от толпы рьяных поклонников. Каждый день. Ранме ещё хуже: из-за проклятия его то девушки преследуют, то парни клеят. В обоих случаях он совершенно не счастлив.
  • Saiki Kusuo no Psi Nan — «идеальной красавице» Кокоми Тэрухаси и её родному брату Макото регулярно достается по причине их потрясающей красоты. Да, это комедия, и поэтому большая часть неприятностей этих персонажей вызывает улыбку. Но если заглянуть под этот комический «налёт»… Кокоми живёт в постоянном чудовищном стрессе, пытаясь всеми силами сохранить свой имидж «ангела во плоти». В одной из серий аниме у неё даже произошел из-за этого нервный срыв и она потеряла сознание. Её старший брат Макото, который благодаря своей красоте стал известным актёром и моделью, вынужден ходить на улице с марлевой повязкой на лице и в темных очках — он настолько популярен и красив, что все окружающие девушки (и многие парни), увидев и узнав его, вполне могут насмерть затоптать своего кумира.
  • School Days — Котоноха. Угодить в любовный многоугольник с многочисленными соперницами в борьбе за юного развратника Ито — это ещё полбеды. Предельно прямо троп отыгрывался, когда Котоноху изнасиловал Тайсуке. Итог закономерен: Ито и одна из соперниц мертвы, разум Котонохи не вынес.
    • Bleach — Орихимэ сочувственно пожимает руку Котонохе.
  • Yamato Nadeshiko Shichi Henge — всем четырём парням их красота приносит больше проблем, чем пользы, а уж День святого Валентина для них и вовсе смертельно опасное испытание. Педаль в пол для Кёхэя Такано: из-за смазливой внешности он до попадания в особняк регулярно подвергался сексуальным домогательствам, причем от представителей обоих полов.
  • «Томиэ» — любой мужчина, пленившийся необыкновенной красотой Томиэ, начинает стремительно сходить с ума и жаждет убить её. Только вот субверсия: для самой Томиэ это не проклятие (ну, либо было проклятием, когда она была ещё обычным человеком), поскольку она — чужеродное чудовище, которое таким образом питается и размножается.
  • «Жена по контракту» — для лучшей подруги главной героини Гу Сиси — Му Руонны её сногсшибательная внешность (рыжеволосая красавица метр восемьдесят ростом) стала проклятием, ведь ради неё мужчины бросают семьи, а их жены мечтают саму Руонну прикопать

Комиксы[править]

  • Oglaf же! Когда дурнушка попросила у разумной куклы вуду красоты, та сделала её столь прекрасной, что девушка оказалась обречена на одиночество: все вокруг считали, что такая красавица не про их честь.

Видеоигры[править]

Визуальные романы[править]

  • X-Change — в каждой игре серии Такуя в женском теле становится невероятно привлекателен и хотя бы раз подвергается изнасилованию.
  • Amnesia: Memories — мало того, что красавцу Икки из-за его «волшебного» взгляда не даёт проходу толпа поклонниц, так они ещё и организовали фан-клуб с жёсткой диктатурой внутри. Отныне Икки «принадлежит всем одновременно», каждая девушка, желающая близких отношений с ним, должна соблюдать строгую очерёдность, а быть официальной подругой она может лишь определённый срок (если что, Икки не сам рвёт отношения, да ещё и с грустью задумывается, что у него никогда не будет постоянной девушки, по-настоящему влюблённой в него). Нарушительницу этих правил, да и любую, кому Икки уделит чуточку больше внимания, другие ревнивые фанатки будут усиленно запугивать, травить и даже пытаться убить.

Музыка[править]

  • Frank Zappa, Beauty Knows No Pain — «Beauty is a pair of shoes that makes you wanna die!»
  • Вокалоиды, «Genealogy of Red, White and Black» — мрачная интерпретация сказки про Белоснежку. Мать-королева позавидовала красоте повзрослевшей дочери и чуть не убила её, а потом сбежавшую в лес девушку нашёл и изнасиловал принц. В финале Белоснежка вооружается мечом и вместе с гномами отправляется мстить обидчикам.
  • Manic street preachers — she is suffering. Вся песня об этом.
  • Алексей Свиридов, «Сонный рыцарь-2», пародия на песню «Мельницы» — здесь отвергнутая ведьма наказала рыцаря (изначально сонного) тем, что он стал самым красивым, высоким, храбрым и доблестным, тем самым навсегда лишив его спокойной жизни. Несколько лет несчастный рыцарь мучился из-за постоянных дуэлей с жаждущими доказать свою крутость и прекрасных дам, не дающих ему прохода, пока бедолагу не отравил из зависти лучший друг.

Реальная жизнь[править]

  • В средневековом Китае, крестьяне вязали ноги[1] самой красивой девочке в семье, в надежде что она сможет выйти замуж за богача. Но только вот богачей, жене которых не нужно работать, было намного меньше, чем бедных крестьян (а небогатому и уж тем более бедному не была нужна жена, не способная работать), и потому такая красавица часто оставалась не у дел, обречённая на печальную жизнь.
  • К красивым девушкам действительно чаще пристают, чем ко всем прочим, начиная с подросткового возраста. И ладно если это нежелательное внимание со стороны одноклассника, которого можно и нужно отшить, а если пристаёт начальник? По задумке, статья за домогательства (в тех странах, где она есть) именно затем и нужна, чтобы женщина могла защититься от этого.
    • А ещё красоте завидуют другие женщины, и порой даже решаются подпортить её кислотой.
    • Зависть девочек и приставания со стороны мальчиков тоже порой бывают опасны: от распускания слухов (особенно актуально в маленьких городах, где все друг друга знают и с удовольствием обсуждают) до попыток споить и воспользоваться бесчувственным телом.
  • Мужчинам с утонченными чертами лица бывает трудно добиться уважения других мужчин, ибо стереотипы.
  1. Складывали впополам стопу, фактически, ломали. И не только в средневековом — это уродование сохранилось достаточно долго, чтобы были цветные фотографии.