Кровная месть

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

В лесах, и в горах, и в степях, Где пот человеческий солон, Верша самосуд второпях, Прощенье считали позором.

И кровь истекала из жил Под мертвенным взглядом созвездий, А тот, кто был жив, тот не жил, Тот ждал за возмездье возмездий.

»
— Полад Бюль-Бюль Оглы, «Песня о кровной мести»

Кровная месть — разновидность сюжета о мести. Принципиально важно, что в этом случае мстят не только персонажу, который причинил кому-то зло, а членам его семьи (рода). Но и община, которой мстят, отвечает тем же. Так цепная реакция насилия может продолжаться, пока не будут мертвы все члены хотя бы одной враждующей общины (обычно мужского пола)… или что-то или кто-то не заставит их помириться. Традиционный способ предотвратить такую месть — заплатить всем кланом виру за убийство.

Сюда можно отнести и те случаи групповой вражды, когда группу объединяет что-то иное, помимо кровного родства, например, профессиональные интересы.

Надтроп — коллективная ответственность.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Шекспир, «Ромео и Джульетта» — семьи Монтекки и Капулетти воюют между собой, несмотря на прямой запрет Герцога.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Фазиль Искандер, рассказ из цикла «Сандро из Чегема» — Хазарат оказался в пожизненном рабстве, поскольку он последний мужчина из проигравшего междоусобную войну рода.
    • Кровная месть объявляется человеку с которым сбежала (совершенно добровольно) Тали, дочь Сандро. Когда она рожает близнецов, приехавший сообщить об этом брат мужа приезжает в Чегем, стреляет в воздух у ворот Сандро и кричит что его дочь родила двух мальчиков, после чего стремительно скачет прочь, несмотря на крикнутое вслед приглашение зайти. Они оба знали, что без сложных примирительных церемоний тот не мог даже думать о том, чтобы переступить порог Большого Дома.
  • А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — одному из эпизодических персонажей грозит смерть за преступление его старшего брата (сам брат в тюрьме и для мстителей недоступен).
  • Г. Шах, «Нет повести печальнее на свете…» — шекспировский сюжет перенесён в XXV век и на другую планету. Ромео и Джульетта принадлежат к разным (а значит, враждующим, согласно местным традициям) группам специалистов.
  • Алексей Пехов, «Под знаком мантикоры» — Фернан де Суоза имеет в кровниках целых два рода, которые вырезали всех его близких. Да и другие персонажи не отстают.
  • «Хроники Странного Королевства» Панкеевой. Мистралийская традиция кровной мести упоминается вскользь, но как сложная, требующая для объявления вражды согласия старших мужчин семьи/клана, формального объявления вражды противникам, возможности откупа и т. д. Хинская традиция мести (личная а не семейная), «тоньше»: убийство врага считается достойным только если враг — трус и более всего боится именно смерти. Иначе принято мстить так, чтобы оставить врага живым и максимально страдающим. В этих рамках препринимается попытка убийства Киры на свадьбе, императрица Лао-Юй совершенно правильно считала что пережить (пусть и ненадолго, если верить Мафееву вещему сну) Киру будет для Шеллара куда страшнее чем умереть самому.

На других языках[править]

  • Старшая Эдда: Атли, муж Гудрун, убил её братьев. За это она, убив своих детей, сначала скормила их своему мужу, а затем, сообщив ему об этом, убила мужа. Яркий пример родового мышления: чтобы отомстить за братьев (членов своего рода) — убить своих детей, поскольку они — члены рода мужа.
  • П. Мериме, «Коломба».
  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — вражда Грэнджефордов и Шепердсонов.
  • Р. Л. Стивенсон, «Сент-Ив» — ГГ в целях конспирации путешествует вместе с гуртовщиками и оказывается вовлечен в противостояние двух их групп.
  • О. Генри, рассказ «Квадратура круга». Закончился примирением сторон.
  • Марио Пьюзо, «Крёстный отец» — Майкл Корлеоне мстит за смерть отца, брата и первой жены.
  • Кикути Кан, «И была любовь, и была ненависть» — на сюжет притчи из раздела «Фольклор».
  • Стюарт Слейд «Казанские „Тандерболты“». Кровная вражда между проживающими в Аппалачах кланами Робсонов и Хандли длилась почти 150 лет. Но когда Джаспер Робсон попал в плен и был казнен вместе с 400 сослуживцами из 83-й пехотной, главы семейств заключили перемирие, положившее конец древней вражде. Долги семьи — вешь очень важная. Но счет к нацистам — куда серьёзнее. Подсвечено самим Джаспером — его последней мыслью было: «Теперь, ублюдки, у вас к кровных врагах половина Аппалачей».
    • Индейцы Апачи тоже знают толк в мести. Увидив, что сделали с их соплеменниками эсэсовцы в ходе операции по устрашению, они с почетом похороили мертвецов и нанесли ответный «визит вежливости». Больше с индейцами эсэсовцы не связывались.

Кино[править]

  • «Не бойся, я с тобой!» — Рустам и Теймур принадлежат к враждующим родам. См. эпиграф.
  • «Совсем пропащий» — экранизация «Приключений Гекльберри Финна», эпизод с враждующими семействами здесь присутствует.

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» — Клан Канмор и Демона. В некотором смысле, Демона и всё человечество. Но это её личные мульки.

Аниме и манга[править]

  • Молодой невинный мастер Лу — жертвой вендетты стала жена и старшие сыновья отчима главной героини, как потом выяснилось он и женился специально на её матери, а саму героиню объявил своим приемником чтобы в случае чего под удар попали они, а не его дети.

Реальная жизнь[править]

  • Кровная месть существовала практически у всех культур родового строя (включая и наших с вами предков-славян; Русская Правда определяет вендетту как легальный способ наказания убийцы). Изначально сабж заменял в древнем мире органы правопорядка, которые в традиционных обществах либо отсутствовали, либо были слабы. Помимо, собственно, наказания преступника кровная месть имела чрезвычайно высокий сдерживающий эффект. Мало кто рисковал беспредельничать, зная, что за жертву насилия станет мстить целый род и что следующими убитыми будут его собственные дети, либо братья.
  • Обычай кровной мести прочнее всего прижился у клановых культур. Наиболее яркими примерами могут служить народы Северного Кавказа (чир у ингушей, к примеру), а в прошлом — шотландцы. А Корсика и Сицилия, находящиеся возле Италии, прославили слово «вендетта»!
    • Шарль-Андре Поццо ди Борго — кровник не кого-нибудь, а самого Наполеона Бонапарта, тоже корсиканец. Поскольку на дворе был уже XIX век, и Шарль-Анре не мог лично добраться до Наполеона, то он… пошёл служить в русскую армию. После поражения Наполеона, будучи послом Российский империи в Париже, получил от благодарного Людовика XVIII титул графа.
  • По традициям, месть распространялась только на мужчин. Поэтому у черногорцев и албанцев (в сельских районах Албании действует и сейчас) встречались казусы, когда мужчины не выходили со двора, а женщины получали образование, торговали, работали вне дома. Не было бы эмансипации, да несчастье помогло…
    • А ещё, если мужчин перерезали, смена гендера на мужской (с обетом безбрачия и бесплодия, разумеется) вполне реальна.
  • В Японии самурай для совершения такой мести должен был предварительно уведомить власти. И судя по тому, что 47 ронинов не стали просить разрешения, то власти в выдаче разрешения могли и отказать.
    • В данном случае отказали бы совершенно однозначно, так как Кира Ёсинака был фаворитом сёгуна,[1] совершенно определённо не разрешившего бы убивать своего любимца.
  • УК РФ рассматривает мотив кровной мести как квалифицирующий признак убийства. (ст.105.2, п.е1).

Способы избежать кровной мести[править]

  • Они заплатили — заплатить виру
  • Изгнание — изгнать убийцу в абреки, так что теперь мстители уже не могут мстить его родственникам, а сами должны его вылавливать и за ним гоняться
  • Удочерение/усыновление, когда вира выплачивается не деньгами, а натурой. То есть член одной общины переходит в другую.

Примечания[править]

  1. Да ещё и пресловутого «собачьего сёгуна» Токугавы Цунаёси, человека вообще очень своевольного и эксцентричного.