Кровосися

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Цей закон створював iдеальні умови для небаченої коррупції. В країні сформувався цілий прошарок кровосисів бюджетних коштів, і тепер ми всіх цих упирів ліквідуємо. »
— Николай Азаров, пра-тропнеймер[1]
Граф Хомякула.jpg

(link)

Откуда есть пошло название тропа.

Вампиры — таинственные и опасные создания ночи, пьющие человеческую кровь. Бессмертные, практические неубиваемые, сверхбыстрые, сверхсильные, сверхпривлекательные. И это не говоря о накопленных за сотни лет существования богатствах и политическом влиянии. Победить их обычному, пусть даже и крутому, человеку очень трудно и каждый бой даже опытному охотнику на вампиров дается потом и кровью. Оборотню или дампиру (если такие в сеттинге имеются) легче, но не намного. Вампиры очень серьезный противник…

Кроме него — тщедушного кровососущего недоразумения, не обладающего ни скоростью, ни силой, иногда даже без клыков. Неспособное справиться с обычным смертным, убивающееся с одной пули энергичной сопли, непонятно как оно ещё живо. В общем, встречайте — кровосися!

Товарищ по несчастью — чмоборотень. Надтроп для них обоих — чмонстр.

Как же он появляется?[править]

Обстоятельства появления в произведении кровосись самые разные и зависят только от автора, но выделить можно четыре:

  • Автор пишет «твердую» фактастику и пытается подвести под существование вампиров научный обоснуй.
  • Автор пишет фэнтези, но слишком заигрывается с крутостью главного героя и, в результате, вампиры получаются настолько слабые, что никакой опасности не представляют.
  • Автор пишет любовный роман с вампиром на одной из главных ролей. При этом он всё равно может быть крут, но вместо того, чтобы это проявлять (ибо проявлять особо негде — жанр не тот), будет распускать розовые сопли.
  • Ради юмора, конечно!

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Что может быть ужаснее, чем после смерти стать вампиром и каждую ночь вставать из могилы, чтобы попить крови невинных людей? Только стать болгарским вампиром-убором и каждую ночь вставать из могилы, чтобы поесть говна. Кровь уборы пьют только в самом крайнем случае, предпочитая конский навоз, который они еще и по стенам домов размазывают.
  • Впрочем, немногим лучше стать вампиром из современного масскульта, который сгорает от солнца, не может войти в дом без приглашения, не отражается в зеркале и вообще слабостей имеет столько, что вызывает не страх, а жалость. Но и у тру-вампира из фольклора хватает багов, например, увидев рассыпанную пшеницу, он не может удержаться от того, чтобы пересчитать все зёрнышки. И да, тоже не может войти без приглашения. Но тут сила и кровожадность искупают.
  • Японский каппа, если вдуматься. В буквальном смысле черепашка-ниндзя с мордой только что вылетевшей с татами макаки, кровь пьёт не откуда-нибудь, а из ануса (в лучшем случае из-под коленки), а когда не может её добыть, питается огурцами оттуда же (и даже когда может — очень их любит). Ведёт себя как культурно подкованный гопник — в том смысле, что нарывается на драку с каждым встречным, но в процессе этой драки так строго соблюдает этикет, что сам себя лишает шансов в ней победить (непременно кланяется в ответ на поклон противника и выливает из ямки на голове воду, дающую ему силы). Короче, истинный самурай с сословно-характерным мортидо.
  • Анекдот про очень старого вампира, который уже лишился и зубов и когтей, а потому чтобы напиться крови, привязал женщину к дереву и ждёт месячных.
    • Или ещё проще: пришёл в бар, заказал чашку кипятка и «заварил» в ней использованный тампон.

Литература[править]

  • Эрнст Т. А. Гофман, рассказ «Вампиризм» (1821) из сборника «Серапионовы братья» — вампиры не превосходят людей по физическим показателям, не обладают никакими уникальными способностями и погибают от одного хорошего толчка, а то и вовсе умирают своей смертью. Возможно, именно поэтому вместо того, чтобы пить кровь у живых людей, они пожирают плоть покойников, пробираясь по ночам на кладбища. При всём уважении к автору, не совсем понятно, почему он вообще назвал этих несчастных созданий вампирами.
  • Серия «Ночная охотница» от Джанин Фрост — вампиры здесь вроде и опасные, вот только главная героиня их истребляла несколько лет… совершенно не представляя, как это делать!
  • «Сумерки» многострадальные. Нет, местные вампиры круты, просто охренеть как круты, но… с такими возможностями, как у них, любой разумный кровосос давно установил бы мировую гегемонию — а они чем занимаются?
  • Пётр Бормор, «Сказка про одного вампира» (которого угораздило родиться евреем) — на грани аверсии. Он банально не знал, что стал вампиром — а потом палящее израильское солнышко, купание в священной реке Иордан и обилие чеснока в еврейской кухне выработали у него иммунитет к вещам, для стереотипных вампиров убийственным. Ну как иммунитет… «Вместо отмерянной ему вечности вампир сумел протянуть всего каких-то 96 лет и умер глубоким стариком, в окружении детей, внуков и правнуков. В здравом уме и твёрдой памяти. Чего и вам желаем».
  • Кровавый Князь Кеннис в первые дни, а то и месяцы после обращения был полноценным сабжем. Ибо все недостатки вампирского (не-)житья-бытья получил сразу, а плюшки — только после того, как напился крови, но до этого следовало ещё сначала додуматься. Зато потом бывший домашний раб прокачался настолько, что сам себя немного испугался.
    • А ещё на Парифате водится такая занятная разновидность нечисти, как жировые вампиры, которые сосут не кровь, а, всё правильно, жир. Как косметологам им просто цены нет.
  • Р. Л. Стайн, «Дыхание вампира» — дети в подвале играли… нет, не в гестапо, а в бильярд, но в итоге случайно обнаружили тайный ход, а в нём — древнего вампира в гробу. Вот только старый кровосос по имени граф Ночнокрыл уже давно лишился и клыков, и памяти, чтобы вспомнить, куда девал вставную челюсть. В итоге дед всю книгу шатается по своему замку в поисках бутылки — нет, не чтобы забухать с горя, ему нужна бутылка с «дыханием вампира», таинственной субстанцией, которая поддерживает в вампирах жизнь и может вернуть ему память, чтобы найти клыки. Вот только эту бутылку герои у него отбирают и перекидываются ей, как мячом.
  • Михаил Парфенов, «Корректура» — вампир-графоман Сигизмунд Задунайский, летающий голышом сморщенный старикашка с крыльями летучей мыши, которого безжалостно гнобит редакторша жёлтой газетёнки, куда он хочет пристроить свой рассказ. Вот только лучше его все равно не злить. Потому что насосавшись крови он восстановит и молодость, и красоту, и силушку достаточную, чтобы оторвать голову незадачливой редакторше за опечатку в названии.
  • Рейчел Мид, «Академия вампиров» — морои сильные, быстрые, умеют в магию… Вот только их безопасностью занимаются дампиры, а сами они ради спасения собственной жизни и пальцем не пошевельнут и стригои их убивают только в путь.
    • Ну и, по крайней мере в экранизациях, вампиры могут умереть от старости и болезней.
  • Александр Бушков, «Кошка в светлой комнате» — субверсия. Первоначально кажется, что тут именно кровосиси (убиваются обычными смертными при помощи обычных пуль, можно ввести в ступор путём логических рассуждений…), но потом, по пути в деревню вурдалаков, герой натыкается на уничтоженный броневик и оказывается, что не всё так однозначно.
  • Максим Кабир, «Хуже, чем смерть» — юный тюнибё, повстречавший вампира, долго упрашивал, чтобы тот его обратил, и в итоге добился своего… Вот только тот, кого он принимал за вампира, в реальности оказался совсем другим видом нечисти, гулом-трупоедом.
  • Ким Ньюман, серия книг «Эра Дракулы» — в рамках сеттинга существуют все возможные вымышленные фольклорные и авторские вампиры, так что силы и способности у них сильно варьируются в зависимости от возраста и прародителя конкретной «линии». Для обращённых из линии Дракулы, например, попытка превратиться в летучую мышь обернётся необратимым кошмарным медицинским состоянием. А ещё есть зомби, которые тут тоже одна из линий вампиров.
  • Эдуард Веркин «Через сто лет» — вообще-то, местные вупы обладают суперсилой, регенерацией, сверхсильным обонянием, а на солнце и серебро у них всего лишь аллергия. Вот только ментально это с большим трудом функционирующие пассивные социопаты на грани клинической депрессии, которых хочется обнять и плакать.

Кино[править]

  • Экранизация этих ваших «Сумерек» — в дополнение к уже сказанному в разделе «Литература» нельзя не упомянуть, что украинская локализация этого шедевра — точнее, пародия на оную — подарила нашему тропу его ёмкое и меткое название (смотри видео-иллюстрацию).
    • Само слово, однако, придумано не авторами пародии, а позаимствовано у Николая Азарова — украинского национального черномырдина времён межмайданья, который розмовляти державною мовою не умел, но очень старался и вынесен за это в эпиграф к статье. Не исключено (проверить бы даты…), что пародировался в первую очередь он, а «Сумерки» по совместительству.
  • «Вампирша» с Люси Лью — кровосиси, кроме долголетия и питья крови, ничем от людей не отличаются. Даже клыков не имеют (хотя Люси они бы очень пошли).
  • «Дневная смена» от Netflix — местных вампиров выносят обычные люди с одного выстрела и, иногда, врукопашную. В чем опасность вампиров для людей — непонятно.
    • Выносят с одного выстрела из специализированного оружия, весьма и весьма крутая каста охотников. В общем то весь прикол местного сеттинга в этом и заключается. Охотники на вампиров, это те самые типично американские «Охотники за Головами», которые охотятся на преступников, вышедших из под стражи под залог и спёршие чьи то деньги. А местные упыри, неубиваемые обычным оружием, сильные и быстрые, но по сути обычный полууголовный сброд.
  • «Блэйд: Троица» — местные вампиры настолько слабы, что Эбигейл их выносит воткнув наушники и врубив музон.
  • «Кровь для Дракулы» — Дракула способен пить кровь исключительно девственниц (от другой они блюют-с), а поскольку их к началу двадцатого века уже практически не осталось, граф превратился в тщедушного инвалида, над которым открыто издевается на почве классовой ненависти садовник-коммунист. Из четырех сестёр, на которых Дракула положил глаз, две давно были давно уже «попорчены» тем самым альфачом-садовником, о чем граф узнал только проблевавшись, третью садовник обесчестил специально, чтобы сорвать графу ужин, и бедолаге пришлось слизывать пролитую при дефлорации кровь. С пола. С четвертой сестрой графу-таки повезло, но едва восстановив свои силы и здоровье, он был вынужден с воплями удирать от вездесущего садовника, который на бегу отрубал ему руки и ноги… Обнять и плакать.
  • «Интервью с вампиром»: таким Луи ближе к концу нашёл Лестата — утонченный красавчик превратился в жалкого, изуродованного бомжа, питающегося на кладбище крысами и стенающего о том, что в мире стало слишком много света. Правда, можно ли верить Луи — большой вопрос, он вполне мог и присочинить, дабы убедить журналиста в пагубности вечной жизни. Либо Лестат решил-таки взять себя в руки после встречи с Луи? Во всяком случае, в конце он хоть и пообносился, но опять молодцом.
  • «Ночь кошмаров-2» (продолжение оригинального фильма 1988 года) — незадачливый вампир-француз. То ему оконной створкой отрубят когти, когда он подглядывал за раздевающейся девушкой, то пропишут люлей разозленные товарищи, то дикими розами пасть сожгут…
    • В пародийном фильме «Дракула: Мертвый и довольный» в таком виде предстает уже легендарный граф.
  • «Реальные упыри» — они просто идиоты, так что даже могущество (а могущество у них реально нехилое) не спасает. Та же беда, что и в «Сумерках», но тут это хотя бы намеренная пародия.
  • «Ночные стражи» — планировался «наш ответ „Людям в черном“», а получился «ответ „Сумеркам“» в плохом смысле. Вампиры в фильме, вроде как, крутые во всех отношениях, но тупят так, что если бы не такая же непроходимая некомпетентность местных охотников за нечистью, никакой угрозы создать бы не смогли при всем желании. Особенно примечательным вышел момент характеристики пробужденного вампирами древнего сира, который, едва поднявшись из гроба, как какая-нибудь стригга набросился на голубя, случайно залетевшего в вампирское логово! Бэдкомедиан в обзоре обозвал этих вампиров «отсосами».
  • «Однажды укушенный» (1985) — Графиня, способная пить только кровь девственников, да и особых способностей не демонстрирует. Другое дело, что тут у нас не серьезное кино про вампиров, а молодёжная комедия с Джимом Кэрри.
  • «Дракула 3000» — с прикрученным фитильком: вампиры в фильме вполне опасные, но страдают неизлечимой и крайне сильной фобией к перпендикулярным прямым, что и позволяет отгонять их банальными перекрещенными палками.
  • «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» — такой крутой, что уже смешно, эсэсовец Герман дождливыми вечерами играет в покер с доктором Джекилом, графом Дракулой и монстром Франкенштейна. Граф откровенно жалок и даже не может нормально скрывать эмоции.

Телесериалы[править]

  • «Вампир Реджинальд» — вампиром стал толстый парень, продающий мороженое, и на этом строится местный юмор и сюжет.
  • «Пси Фактор: Хроники паранормальных явлений» — в одной из серий герои столкнулись с вампиршей-наркоманкой, убивавшей посетителей ночного клуба даже не из-за голода, а из-за наркотической ломки. В конце серии и ее, и инициировавшего ее вампира убили с помощью бильярдных киев.
  • «Баффи — истребительница вампиров» — большая часть вампирьей массовки представляет собой таких кровосись, с которыми могут справиться обычные школьники, имея под рукой кол. Но тут есть обоснуй: чем вампир моложе, тем он слабее и тупее, особенно если и при жизни интеллектом не блистал, и обративший его образованием птенца не занимался.
  • «Чем мы заняты в тени» (спин-офф «Реальных упырей») (2019) — в общем и целом аверсия: Несмотря на всю свою комичность, вампиры из этой вселенной к тропу не относятся. Это чрезвычайно могущественные и по настоящему опасные создания, для которых убить человека не сложнее, чем высморкаться.
    • А вот новообращённая вампирша Дженна из 8 серии 1 сезона производит именно такое впечатление. Она вся из себя запуганная, дезориентированная, нерешительная. И вампирские способности ей тоже не даются: Дженна прикусила себе губу при попытке соблазнения, неуклюже грохнулась со стены, на которую пытался взобраться, а вместо нормальной летучей мыши превратилось в какого-то несуразного уродца. Но на самом деле даже у этого примера фитилёк слегка прикручен: Просто до этого и в фильме, и в сериале нам показывали уже состоявшихся кровососов, а Дженна стала вампиром совсем недавно и ещё не успела испить крови. Да и то, к концу серии она обрела очень крутую способность (а именно невидимость) и сумела убить свою первую жертву не хуже любого другого вампира.
    • В 5 сезоне таким кровосисей стал Гильермо. Не дождавшись, когда Нандор обратит его в вампира, он обратился с этой просьбой с Дереку. И тот действительно сделал его вампиром, но результат получился не ахти. Гильермо получил немного ускоренную регенерацию и хорошее зрение без очков (что само по себе очень даже круто, но даже рядом не стояло с тем, что могут нормальные вампиры), а дальше обращение застопорилось. Гильермо-вампир сохранил возможность есть человеческую еду и гулять днём, но не отрастил клыки и не обрёл почти никаких вампирских способностей. А те что обрёл срабатывали редко, ненадолго и настолько слабо, что Дженна из примера выше на его фоне выглядела чуть ли не Дракулой. Вместо левитации — зависание в падении на несколько секунд, вместо превращения в летучую мышь — отращивание ушей-локаторов или смешных бесполезных крылышек на спине, вместо полноценного телекинеза — способность приподнять мелкий предмет на несколько секунд ценой невероятного напряжении сил, ну и так далее. Собственно, значительная часть сюжетной линии 5 сезона состоит из его попыток разобраться, почему так получилось и что теперь с эти делать.
    • В отличие от двух предыдущих примеров, неудачливый охотник на вампиров Дерек довольно быстро обратился в полноценного вампира и обрёл все причитающиеся суперспособности (так что пример всё же с фитильком — простого смертного он, вероятно, порвёт на раз-два). Вот только это не прибавило ему ни особой крутизны, ни везучести, ни уж тем более богатства, да и сир забил на него сразу же после обращения. Чудом избежав казни за нарушенный по незнанию маскарад, страдающий от одиночества «владыка ночи» устроился на работу в круглосуточный магазинчик, где ему приходится подчиняться смертному начальнику и чистить забившиеся туалеты за не менее смертными посетителями. А ещё вампиризм никак не повлиял на его сниженное артериальное давление, поэтому Дерек падает в обморок при малейшей кровопотере.

Телевидение[править]

  • «КВН» — финал высшей лиги 2002 года, Сборная Питера. Зайцы-вампиры выглядят, как люди, надевшие на голову детские колготки, имеют заячьи повадки, а вместо крови пьют морковный сон. Правда они очень быстро обращают людей в себе подобных антропоморфных зайцев-сокососов.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — «Домик ужасов на дереве IV» (5 сезон, 5 серия), новелла «Дракула Барта Симсона». Превращение в вампира не вернуло дедуле Симпсону молодость и не прибавило ему крутизны. Как только он влевитировал в комнату в пафосном чёрном плаще и продемонстрировал всем свои ужасные клыки, его вставная челюсть с этими самыми клыками вывалилась изо рта. А потом дедуля сообщил, что у него аллергия на плащ и рухнул на пол. Хотя в общем и целом показанные в этом эпизоде вампиры довольно-таки круты.
  • «Monster High» — Дракулара. Вампирша-вегитарианка, падающая в обморок от вида крови и пьющая томатный сок.
  • «Банникула» — главный герой, кролик-вампир, который вместо крови питается овощами.

Веб-комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • «Blade: The anime series» — Блэйд и два охотника на вампиров уничтожают кровососов СОТНЯМИ.
  • «Этот вампир постоянно умирает» — Дралюк. Пусть и обладает ретроактивным бессмертием, но он даже от испуга обращается в прах.
  • «Ленивый мастер подземелья» — вампирша, которого заказал ГГ для работы в гостинице. Поскольку DP было не так много, то был создан сабж. Она и сама говорит, что слабее любого человека. У неё урон от атак 0 единиц, что позволяет ей быть массажисткой, зато иммунитет к солнцу есть.

Видеоигры [править]

  • The Elder Scrolls — местные вампиры, по игромеханике, ничем не отличаются от людей кроме заклинания всасывания жизни по умолчанию и дебаффа от солнечного света. Даже кровь пить не могут без заклинания «очарование».
    • А вот вампиры истинной крови — инверсия, они довольно круты, особенно в своём облике вампира-лорда, и являются скорее демонами, чем людьми/эльфами/зверолюдами. Неудивительно — эти личности получают дар напрямую от Молага Бала, принося ему в жертву женщин. Если женщина выживает — тоже становится таким вампиром.
  • BloodRayne 2 — вообще вампиры в сеттинге существа опасные… кроме Дэррила Зерински, который от Рейн бегает по всей арене, изредка насылая стаю летучих мышей, а убивается и вовсе парой десятков выстрелов из пистолетов (хотя и очень непростых пистолетов).
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines — слабокровные вампиры (см. «Настольные игры») засветились и в играх по мотивам настолки.
  • Серия мобильных раннеров «Nosferatu» — кавайный чиби-вампирчик с обликом Орлока неостановимо бежит вперёд, прыгая по платформочкам и собирая монетки, и погибает от банальный падений в пропасть. Что поделать — особенность жанра.
  • S.T.A.L.K.E.R — шутки ради — анекдот про кровососа: сталкеры идут, а на встречу им кровосос, кричащий: «ЗА-СА-СУУУУ!». Но в самой игре — аверсия, так что лучше остерегаться этих тварей.
  • King's Bounty — Влад Веган, пьющий кровь живых деревьев.
  • Fallout 3 — так называемая Семья всего лишь группа изгоев, когда-то попробовавших на вкус человеческую плоть и почувствовавших к ней влечение. Их лидер придумал «перевоспитать» их, убедив, что они вампиры и нужна им только кровь.
  • Rimworld — гемофаги, хоть и с фитильком. По-факту, в бою их единственное отличие от колониста-человека — чуть больший навык ближнего боя (который нетрудно накачать), одна-две спец-абилки да возможность ждать врача сколь угодно долго. В остальном как боевой юнит вампиры ничем не лучше обычного человека (только горят как будто бензином облиты).

Настольные игры[править]

  • Vampire: The Masquerade — слабокровные, вампиры 14 поколения и младше. В некоторых из них даже клановые черты уже незаметны, так что труЪ-вампиры их за своих не признают и вынуждают сбиваться в группки каитиффов.
    • Черты?! Да они на солнце не горят! Еду едят человеческую! А некоторые могут иметь детей!
    • В контексте всего Мира тьмы средний вампир тоже подходит под эту категорию, хоть и представляет угрозу даже для тренированных охотников-людей, начисто проигрывает что вервольфам, что феям, что сколько-нибудь могущественным людям-магам. Особенно комичными для внутриигровых знатоков видятся члены клана Тремер: маги, которые в погоне за бессмертием потеряли способность к истинной магии, заменив её фокусами с кровью.

Музыка[править]

  • Die Ärzte, «Der Graf» — граф-вампир, которого некогда боялись и уважали, который был символом зловещего величия и порочного бессмертия, которому женщины со страхом, но радостно подставляли шеи, стал бояться подцепить ВИЧ, из-за чего перешел на кровь крыс и животных, совершенно отстал от жизни, в конец опустился и теперь сидит на горе и ждет, когда на него посветит солнце, чтобы прекратить свое жалкое существование.
  • «Сектор газа», «Грязная кровь» — испив проспиртованной кровушки протагониста-алкаша, здешний вампир заблевал все кусты, позеленел, он, бедолага, второй раз чуть не сдох, да и в могилу пиздык. После этого главному герою осталось только закопать бедолагу. Конечно, этому кровососу очень сильно не повезло с жертвой, и чисто теоретически он вполне мог быть вполне себе крутым экземпляром, но на практике имеем то, что имеем.
  • Feuerschwanz, «Vampir» — с прикрученным фитильком: старый вампир еще вполне себе ничего, вот только при жизни он был тем еще ходоком, пьяницей и фанатом группы Фойершванц, а поэтому не может пить кровь девственниц и благочестивых мужей и жен — нет в ней так необходимого ему спиртного.
  1. Юмор в том, что Азаров зачитывал написанный текст с сильным русским акцентом.