Крокодилушка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Chronic Villainy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Ему совестно — но его это не останавливает. Совестно ему «без оргвыводов».
« Коркодил зверь водный, хребет его аки гребень, хобот змиев, глава василискова. Егда имать человеки ясти, тогда плачет и рыдает, а ясти не перестает; а егда главу от тела оторвав, зря на нее, плачет.[1] »
— «Сказания русского народа»
« Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Всё существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щёчки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (…) Свет не видывал ещё такого голубого воришки, как Александр Яковлевич. »
— «Двенадцать стульев»
« Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести »
— Фридрих Ницше, возможно, имел в виду в том числе и этот троп

Вопреки словам Льюиса Кэрролла[2], Крокодилушка — весьма несчастное существо. Своих дурных поступков он стыдится и тяготится, но всё равно совершает. И будет совершать.

Потому что, в отличие от Алибабаевича, Крокодилушка давно находится по ту сторону морального горизонта событий. Он способен на непростительные вещи — не остановится перед грабежом, убийством, изнасилованием, будет морить голодом стариков и детей и сам жрать от пуза, проливая горькие слёзы раскаяния, от которых жертвам его поступков всё равно лучше не станет. Иначе поступать он просто не способен. Как бы ни терзала его совесть, поворота направо он не совершит, а в тяжёлых случаях даже оправдывает себя угрызениями совести («я не чудовище, мне же совестно», «я страдаю не меньше своих жертв», и так далее). И оттого его раскаяние вызывает не сочувствие, но омерзение вплоть до желания взять пистолет/меч и покончить с его страданиями — меткой пулей в голову/лихим ударом с плеча.

Отметим, что у Крокодилушки всегда есть выбор. Если персонаж по каким-либо причинам вынужден совершать злодеяния, в которых раскаивается (например, вампир или оборотень), перед нами Злодей поневоле. Также не является Крокодилушкой Злодей-страдалец, если его моральные терзания вызваны не чувством вины перед жертвами, а отвращением к собственному поступку — например, поп-педофил переживает не из-за растлённых детей, а из-за того, что «это ж грешно!».

Не путать также с тропом Сентиментальный злодей, который в общем и целом в своих действиях не раскаивается, но способен иной раз растрогаться, разжалобиться, или умиляться чему-либо вне своей злодейской деятельности.

Родственный троп — в последний разочек, в этом случае персонаж, действительно, намерен завязать, но только вот «в последний разочек…», и в зависимости от обстоятельств может как действительно завязать, так и стать крокодилушкой. А так же троп Добреет, когда выпьет, если персонаж раскаивается и обещает завязать когда пьяный, но трезвый продолжает свои плохие деяния.

Другой родственный троп — кающийся грешник (принципиальная разница: если кающийся грешник, как правило, рано или поздно всё же твёрдо завязывает со злодеяниями — то крокодилушка продолжает их совершать, нимало не намереваясь с ними завязывать, как бы горько он после их совершения не раскаивался).

Надтроп — Мыши плакали, кололись… Противотропы — Синдром хронического героизма, героическая версия сабжа; и Злодей в отставке — когда персонаж всё же завязал со своими злодеяниями, но не испытывает по поводу своих прошлых бесчинств ни малейшего угрызения совести.

Примеры[править]

Фольклор[править]

«

Дракончика спрашивают:
— Ты папу с мамой съел?
Дракончик (всхлипывает):
— Съел…
— И бабушку с дедушкой?
Дракончик (всхлипывает):
— Ага…
— Так кто же ты после этого?
Дракончик (рыдает в голос):
— Сиротинушка-а-ааа…

»
— Анекдот
« Приходит поручик Ржевский в офицерское собрание:
— Господа! Что творится на наших улицах! Куда катится Россия! Только что ко мне на улице подошла маленькая девочка и говорит: «Дядя, очень кушать хочется, дайте мне пятачок — я что захотите сделаю!». Господа! Я плакал! Е*** — и плакал!
»
  • Волк из поговорки, который пожалел кобылу, оставив от неё… Дальше можно не продолжать.
  • «Самая тяжёлая профессия — заведующая школьной столовой. Знали бы вы, как это тяжело — красть у детей!»

Театр[править]

  • «Гамлет»: на молитве Клавдий искренне сожалеет о том, что убил брата; но власть ему куда милее брата. Да и Гамлета он посылает на смерть, не моргнув глазом, когда решает, что тот представляет опасность.
  • «Макбет» — субверсия: сын короля Дункана Малькольм всеми силами отказывается от трона, так как будет ещё хуже узурпатора Макбета, и сам подробно перечисляет все свои пороки, при этом не выказывая ни малейшего желания хоть что-то с этими пороками делать. Но чуть позже признаётся, что всё выдумал, так как не доверял собеседнику.
  • «Последнее Испытание» — Рейстлин в момент «Отречения»:
«

Да, я полюбил, я не отрицаю! Но любовь моя — это только средство! Ты была полезна — теперь мешаешь! Мне придётся вырвать тебя из сердца!

»
— Впрочем, всё зависит от интонации: можно сыграть и так, будто ему и в самом деле по барабану. Как в старом еврейском анекдоте: «простите, ребе, слова ваши — музыка моя!»
  • Слободзянек, «Наш класс» — Рысек после сожжения Доры: «Мне было жалко Дору, она была такая красивая. Но что я мог сделать?».

Литература[править]

«

— Мне так вас жаль, — заплакал Морж И вытащил платок, — Что я не в силах удержать Горючих слез поток. И две тяжелые слезы Скатились на песок.

»
— Но он их тем не менее с аппетитом съедает на пару с Плотником.
  • «Князь Серебряный» Алексея Толстого: всякий раз после очередного парада кровавых мальчиков царь Иван Васильевич впадает в истерику и слёзно просит прощения у всех им замученных. Но наступает утро, и Иван Васильевич снова Грозный.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Градоначальник Грустилов, записной ворюга, очень страдает, присваивая казённые деньги.
  • И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев» — голубой воришка Альхен (см. эпиграф). «Голубой» в те времена означало «наивный, романтичный, светло-прочувствованный» и применялось в основном к литературным и (особенно) театральным персонажам.
  • «Чёрный кот» Эдгара По:
« Как-то утром я хладнокровно накинул коту на шею петлю и повесил его на суку — повесил, хотя слезы текли у меня из глаз и сердце разрывалось от раскаянья, — повесил, потому что знал, как он некогда меня любил, потому что чувствовал, как несправедливо я с ним поступаю, — повесил, потому что знал, какой совершаю грех — смертный грех, обрекающий мою бессмертную душу на столь страшное проклятие, что она оказалась бы низвергнута — будь это возможно — в такие глубины, куда не простирается даже милосердие Всеблагого и Всекарающего Господа. »
— А до того — глаз вырезал. Вот до чего пьянство доводит.
  • «Ночь Шрамов» — падший ангел страдает от того, что в Ночь Шрамов высасывает из людей кровь.
  • Рассказ Михаила Парфенова «Мост» в сборнике отечественного хоррора «Хеллоуин». Герой жестоко убивал кошек, ему было очень стыдно, но завязать он не мог. Наконец, в тринадцать лет он изнасиловал и убил пятилетнюю сестренку. После чего страшно каялся и «завязал» с убийствами, но моральный горизонт событий остался далеко позади.
  • «Монах» Мэтью Грегори Льюиса — отец Амбросио.
  • Септон Утт из «Бравых ребят» — священнослужитель, наёмник и маньяк-детоубийца. После каждого очередного убийства молился-каялся, рыдал-стенал и, до кучи, просил плетей у товарищей по оружию.
    • Роберт Баратеон. Никудышный король, отвратительный муж и отец (хотя, врать не будем, до домашнего тирана всё-таки не дотягивает[3]) и даже друг прескверный (достаточно вспомнить эпизод в Дарри с его «Лютоволк и так опасный зверь. Лучше заведи дочери собаку»). Всего вышеперечисленного искренне стыдился, но придерживался позиции «пусть всё как-нибудь само собой побыстрее рассосётся, только меня не беспокойте».
  • Пимен Карпов, «Пламень». Практически каждый тёмно-серый и чёрный персонаж.
  • «Тайный город»: в «Поцелуе Уробороса» — Всеведа. Натворила много плохого, но одним из самых жестоких и циничных поступков стало убийство Юрия Федры за компанию со жрицей Парашей. Полкниги разрываясь между чувствами к любовнику-челу и жаждой власти, Всеведа, наконец, решила, что власть любит сильнее. И эпизод со «…страшно завыла, проклиная себя за всё, что сотворила» не спасает положение, отдавая теми самыми крокодильими слезами.
  • Таковым выведен атаман Ермак в повести Лидии Чарской «Грозная дружина». Приказав пытать огнем пленного татарина, атаман отвернулся, поскольку, по замечанию писательницы, «смолоду не выносил никакого вида страданий» и вообще «в этом могучем и богатырском теле недавнего разбойника жила все-таки прямая, великодушная и добрая душа».
  • Дик Фрэнсис, «Осколки» — Эд Пэйн. Ему явственно не нравится то, чем он занимается по приказу своей дочери (!) Розы, он кается в церкви и неловко себя чувствует перед главным героем… однако же он участвует как в обоих групповых нападениях на Джерарда, так и в финальном визите в стеклодувную мастерскую. В конце получает по заслугам — сильнейший ожог рук раскалённым стеклом.
  • Лина Костенко, «Маруся Чурай» — Гриша. Регулярно приходить поныть к бывшей девушке, которую сам же бросил ради выгодного брака (да, его заставила мать, но это не объясняет, почему он не мог хотя-бы промолчать или объяснить ситуацию спокойно и один, блин, раз) — это ж надо было додуматься! В итоге, своими истериками окончательно доводит Марусю до ручки, а потом своей же смертью от кармы еще и ломает ей жизнь окончательно. В фольклорно-историческом первоисточнике ничего такого не было: ушел к другой — так ушел, да и убила его Маруся вполне намеренно.
  • Владимир Набоков, «Лолита» — Гумберт прекрасно осознаёт безнравственность своих действий и постоянно занимается самобичеванием. Однако, не прекращает домогаться падчерицы.
  • Стивен Кинг, «Деда» («Попси») — протагонист похищает детей для педофилов, чтобы выплатить карточные долги. На душе от этого у него гадко, но он и не думает завязать с картами.
  • Ярослав Гашек, «Моя исповедь» — пародийный вариант. После своих самобичеваний в редакцию вражеского журнала Гашек начинает по-клоунски лить слезы: «Перо вываливается у меня из рук. Я хотел бы продолжать, хотел бы исповедаться до конца. Но поток жарких покаянных слез туманит глаза мои. Я плачу, горько плачу над своей юностью, над прошлым своим, в то же время искренне радуясь успехам вашего журнала. Это является и пребудет дополнением к моей исповеди».
  • Н. А. Некрасов, «Коробейники» — старик коробейник регулярно претворяет в жизнь исповедуемый им торговый принцип «не обманешь — не продашь» и столь же регулярно мучается угрызениями совести по этому поводу. Его молодому спутнику Ваньке подобные терзания чужды: «Уж не взять рублишка лишнего на чужой-то стороне?»
  • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» королевские палачи разрыдались от отчаянной мольбы Гудулы о милосердии к оказавшейся её дочерью Эсмеральде, даже личный дракон короля Тристан Отшельник пустил слезу. Но желающих нарушить приказ Людовика XI не нашлось.
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» — пьяница. «Пью… чтобы забыть… что мне совестно… совестно пить!»

Кино[править]

  • «Иван Васильевич меняет профессию»: «Горе мне, окаянному душегубцу!» — восклицает царь, терзаемый совестью и страхом перед «демонами». Убедившись, однако, что Шурик «не демон», Иван Васильевич вскоре чуть не отправляет на тот свет Ульяну Андреевну и Шпака. Это очень неприятные люди — но смертной казни всё же не заслужили! Хорошо хоть, они — персонажи доброй комедии, а потому успели сбежать.
    • Конечно, не следует забывать, что Иван Васильевич вырос в те времена, когда казнь человека за столь неуважительно поданную царю челобитную была вполне себе нормой в любой уважающей себя стране. Да и тяжёлое детство отметать не стоит… Но сам факт раскаяния свидетельствует о том, что Иван Васильевич понимает — это не есть хорошо.
    • А не в том ли дело, что царь (что естественно) православен, воцерковлён и считает себя грешным в принципе? А после жестоких (пусть и сто раз необходимых) репрессий по отношению к строптивым и лукавым боярам — уж и подавно.
  • «Не бойся, я с тобой!» — Велибеков, намереваясь выдать дочь за умственно отсталого с мегерой-мамашей, утверждает, что «не зверь», потому что плачет при этом.
  • «Ворошиловский стрелок» — поведение (выдающее «некоторое чувство неловкости») самого молодого из насильников — Вадима Пашутина, одноклассника пострадавшей. Трахал — и типа «чуть не плакал». Типа «чуть не плакал» — но трахал. Ведь с давних пор был безответно влюблён в эту девушку. Интересно же у некоторых проявляется… влюблённость…
  • «Модести Блейз» — главгад Габриэль всю дорогу картинно жалеет тех, кого приказал убрать.
  • «Маньяк» — фильм ужасов 1980 года. Маньяк Фрэнк Зито искренне оплакивает каждую свою жертву.
  • «Маньяк» — ремейк 2012 года. Аналогично.
  • «Кто вы, мистер Брукс?» — аналогично.
  • «Американское преступление» — фильм об изуверском убийстве Сильвии Лайкенс домохозяйкой Гертрудой Банишевски. В фильме тётушка Герти после череды истязаний обмывает истерзанной Сильвии лицо и просит у неё прощения, сетуя на тяжкую жизнь (но не пытаясь при этом отвязать бедняжку от балки), а ещё через пару дней вырезает у девочки на животе раскалённой булавкой оскорбительную надпись.
  • «Меч короля Артура» (King Arthur: Legend of the Sword, 2017), фильм Гая Ричи: Вортигерн. Морские ведьмы готовы дать ему временный магический «бафф», но только в обмен на жертву — жизнь кого-то дорогого Вортигерну. Вортигерн приносит им в жертву сначала жену, а потом дочь, и оба раза плачет — однако власть ему желаннее.
  • «Пираты Карибского моря» — Пинтель и Раджетти. Забавные вуайеристы и тупые приспешники, регулярно совершающие тушинские перелёты от Джека к Барбоссе и обратно, краснеющие, но всё равно перебегающие. В финале третьего фильма подсвечивают: «Раз уж мы бросили капитана Джека… опять».
  • «Все умрут, а я останусь» — Вика изначально не хотела предавать Катю, но под манипуляциями Жанны всё-таки сделала это.

Телесериалы[править]

  • «Семнадцать мгновений весны» — Рольф: ему, в отличие от Барбары, явно тяжело пытать мать, выкладывая её ребёнка на мороз… но он это делает.
  • «Долгая дорога в дюнах» — Рихард, по сути, не одобряет тоталитарного режима со слежкой и прочими заморочками, даже чуточку всплакнул… Но сохранить шкуру (и бизнес) для Лосберга важнее.
  • Doctor Who — субверсия: плачущие ангелы производят такое впечатление на людей из-за одного характерного жеста, но на самом деле они вовсе не плачут и напрочь лишены какого-либо сожаления или раскаяния, даже лицемерного.
  • «Метод» — судя по всему, маньяк, сыгранный Яном Цапником. Разумеется ни это, ни даже наличие семьи меньшим чудовищем его не делает.
  • «Чёрное зеркало», серия, собственно, «Крокодил» — главная героиня со скорбным выражением лица сначала убивает друга, с которым много лет назад скрыла наезд на пешехода и который некстати собрался в полицию, а потом и всех, кто мог бы знать об их встрече или видел её за осуществлением преступлений. Жалко всех ужасно, но надо, надо, так что она не останавливается даже на маленьком ребёнке, который оказался слепым. Вычислили героиню, считав воспоминания у домашней морской свинки.
  • Dexter — Троица. Очень беспокоится о том что он убийца. Но убивать, будучи маньяком, продолжает.
  • «Дочь Люпена» — главная героиня не одобряет воровской образ жизни своей семьи, но активно участвует в совершаемых родными кражах.

Телевидение[править]

  • «Сам себе режиссёр» — в одном из роликов показаны два льва в зоопарке, один из которых грустно скребётся в клетке. Озвучка мыслей этого льва: «Хозяина съел, а теперь скучаю [по нему], скучаю!»

Мультфильмы[править]

  • Волк, медведь и лиса из «Фитиля» (№ 90) из мультика «Совесть заела». Съели зайца, а потом не выдержали мук совести и поставили ему памятник.

Аниме и манга[править]

  • Claymore: Присцилла, поедая людей, вспоминает своих родителей, брата и сестру, убитых оборотнями-йома, и горько рыдает.
  • Протагонист Code Geass Лелуш Ламперуж. Бедняжка страшно переживает, что стал прямо или косвенно причиной смерти своей единокровной сестры (убил своими руками, чтобы остановить резню, которую сам и спровоцировал… нечаянно).
  • Pokémon (аниме) — команда R время от времени отыгрывает этот троп, пробуя завязать со злодействами. Но особо усердствует Мяут. В каждом сезоне (а то и не один раз за сезон) он на время расстается с Джесси и Джеймсом… и тут же начинает заливать «болванам» и их покемонам, что всю жизнь, оказывается, мечтал уйти из команды, жить честной жизнью, а теперь готов во всем помогать новым друзьям (по выражению морды Пикачу в поздних сезонах заметно, что у него уже уши вянут от этой повторяющейся истории, но совесть не позволяет превентивно жахнуть хитреца молнией). Стоит ли говорить, что в конце таких серий Мяут обязательно возвращается в привычную команду? Впрочем, в Юнове он изображал хорошего котика аж несколько серий подряд, втираясь в доверие к героям. Непонятно только, зачем такие сложности. В хранилище его точно так же могли сдать Джесси или Джеймс под видом «своего» покемона.
  • Молодой невинный мастер Лу — в оригинальной ранобе главная героиня постоянно жалеется на свою тяжелую жизнь, будучи пасынком богатой семьи. Похоже простая идея развернуться и уйти, в её якобы гениальную головушку не приходила.

Музыка[править]

  • «Мурка» — по сюжету лирический герой убивает Мурку: «Ты зашухарила всю нашу малину — и за это пулю получай». В припеве при этом звучит: «Мурка, ты мой мурёночек. Мурка, ты мой котёночек. Мурка — Маруся Климова, прости любимого!»

Видеоигры[править]

  • Crusader Kings 3 — в игру добавили механику стресса. В частности, когда правитель совершает нечто, противоречащее своей природе, он испытывает душевные терзания, от которых портится самочувствие, возникают желания покончить с собой или отречься от престола. Например, добрый персонаж огорчается, когда рубит кому-нибудь голову, сострадательный — когда отдаёт пленника под пытки, большинство печалится, заказывая убийство детей или близких родственников. Но творить непотребства по команде игрока не откажется никогда.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000:
    • Ангрон. После превращения в Демон-принца прибывает в двух состояниях: в ярости убивать все живое, и рыдать сожалея о том, кем стал.
    • Конрад Кёрз — творил зло. Ненавидел зло. Признавал что творит зло. Постоянно страдал. Ни о чем не жалел. Он просто псих.

Реальная жизнь[править]

  • Византийский император Андроник I Комнин имел обыкновение, приказав вырвать кому-нибудь глаза, впоследствии висеть у жертвы на шее, рыдать и слезливо вымаливать прощения за свою «несдержанность». Жертв, как правило, это мало утешало. После менее двух лет правления (1183—1185) был свергнут и зверски убит ликующей толпой. Кстати, когда его добивали, якобы шёпотом просил пощадить себя, сравнивая с поломанным тростником. Не помогло ни на грош. Ибо нефиг
    • Впрочем, описание казни Андроника - редкостное топливо ночного кошмара даже на фоне его прошлых зверств. И говорить про тростник он начал уже на последнем этапе, когда ему стали рубить по частям половые органы и мазать губы экскрементами.
  • Иоанн Грозный не только в художественных произведениях, но и в жизни, судя по летописям, был склонен к этому тропу, хотя и не столь гипертрофированно. После особенно жестокого террора Иоанн горько и, кажется, вполне искренне, каялся, а также вносил в монастырь щедрые вклады на помин души убиенных.
  • Несдержанные мужья и жестокие родители часто сами терзаются муками совести из-за вспышек насилия по отношению к своим родным. Что не мешает им повторять их снова и снова. Алкоголикам тоже нередко становится стыдно за свои хмельные подвиги, но пить они не перестают. Сюда же и родители-кукушки, терзающиеся из-за того, что бросают своих детей, но всё равно делающие это (не берём в расчёт случаи, когда это делается для спасения ребёнка).
  • Прокрастинация — педаль в пол. Чем больше переживаешь, тем сильнее парализует волю. Чем и отличается от «бытовой» лени. Главный герой побеждает, применив обман «я сяду на минуточку, просто оценить объём работы».
  • Некоторые серийные убийцы тяготятся виной и испытывают омерзение к себе, но всё равно продолжают в том же духе — самое большее, на что они способны, это начать совершать ошибки из-за подспудного желания быть пойманными. Выпускать этих субъектов впоследствии на свободу категорически недопустимо, даже если нет сомнений в искренности их раскаяния, так как они практически со стопроцентной вероятностью снова возьмутся за старое.
    • Пол Майкл Стефани даже звонил в полицию, признаваясь в содеянном, и слезливым голосом умолял поймать его, чтобы ему не дали убивать, иначе он не сдержится и убьёт кого-то ещё. И ведь убивал. Запись на Youtube.
  • Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер в августе 1941 лично присутствовал на расстреле заключённых в Минске, зрелище шокировало его до тошноты и рвоты, в результате чего он серьёзно обеспокоился… влиянием таких казней на психику палачей и решил искать другие способы умерщвления евреев, что и привело к созданию газовых камер.
  • Японский генерал Иванэ Мацуи, командующий войсками в Нанкине, писал, что сожалеет о творившихся зверствах… за три месяца не сделав для их прекращения ровным счётом ничего.

Примечания[править]

  1. Крокодил — обитающее в воде животное с гребенчатой спиной, змеиным хвостом и головой, как у василиска. Когда пожирает человека — плачет и рыдает, но есть не перестаёт; уже оторвав жертве голову, смотрит на неё и плачет. [Пятиминутка биологии: на самом деле крокодил ничуть не «расстраивается» по случаю смерти жертвы — просто у него слёзные железы бурно реагируют на вожделенную пищу, в тот же момент и по той же причине, что и слюнные.]
  2. «Крокодилушка не знает ни заботы, ни труда» — из перевода «Алисы в стране чудес» Набокова. Когда этот перевод появился, был хорош, а по нынешним меркам Набоков не только надмозг, но даже сам себе надмозг.
  3. Скорее даже немного подкаблучник, как бы странно это не звучало, учитывая его отношения с Серсеей. Что выдаёт в нём еще более безответственную и инфантильную личность.