Круто, но жалко тратить

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Too Awesome To Use. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Гуамоколатокинт:

Но что за прок в создании бездушных судеб? Какую цель преследуешь, великий маг? Я умоляю, Джюс, не будь так безрассуден! Истратишь порошок бесцельно, просто так!

»
— Power Tale, метал-опера «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», ария «Волшебный порошок»
« Есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато»[1] »
— Японское военное-морское народное

Вот у нас есть некий артефакт. Он крут, он практичен, он может стирать целые армии с лица земли, или воскрешать мертвых, или исполнять желания, или что-то еще офигенно полезное. Но у него есть одна закавыка: ограниченное число использований. Он может разрушаться после первого же использования, или с какой-то вероятностью каждый раз, их может быть несколько, это может быть оружие с некоторым числом уникальных зарядов, но суть одна: рано или поздно он израсходуется, и новый взять негде. Все. Баста.

И к чему это приводит? А к тому, что супер-могучий артефакт весь сюжет пылится на дне инвентаря, извлекаясь лишь по большим праздникам (читай — когда это вопрос жизни и смерти), ибо тратить его «по мелочам» просто жаба давит. Авось и так справимся…

По итогам, артефакт и его владельца ждут следующие судьбы:

  • Владелец находит Достойную Цель и применяет артефакт по назначению. Все довольны.
  • Владелец не находит Достойную Цель, произведение заканчивается тем, что артефакт ставится на полочку в музее под вздохи «…а ведь можно было использовать его на Почти достойную Цель, и жизнь была бы намного легче…». Опционально могут быть помянуты друзья-товарищи владельца, у которых жизнь не просто стала бы легче, а хотя бы сохранилась.
  • Владелец погибает, раздумывая, стоит ли использовать артефакт. Возможно, следующему владельцу повезет больше.
  • Владелец находит Достойную Цель и применяет артефакт по назначению. После чего приходит Еще Более Достойная Цель и съедает его вместе с тапочками. Ну не повезло.
  • Владелец подмечает высокую ценность артефакта и сбывает его торговцу прямо перед битвой с Достойной Целью, покупая взамен проверенный временем серийный образец и кучу патронов/аддонов к нему, которые по гамбургскому счёту будут даже более полезны, чем крутой артефакт.
  • Владелец знает о том, что для достижения золотой концовки / этой гадкой ачивки необходимо сохранить артефакт до конца сюжета, и не применяет его даже на Самую Достойную Цель, чтобы после своих похождений довольствоваться Самым Счастливым Финалом / Самой Трудной Ачивкой.

Если это не артефакт, а армия, значит, дошло до триариев.

Родственный троп Белый слон. От «Круто, но жалко тратить» отличается многоразовостью: белого слона хоть и можно повредить, но его можно вылечить/починить, просто лечение/починка крайне дорогие, а ещё белый слон может и случайно помереть при первом же применении, если его не беречь.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Сказка про трёх братьев, получивших кольца, исполняющие одно желание. Старший профукал его на какую-то мелочь. Средний погиб, потому что пожадничал использовать желание ради спасения. Младший остановил большую катастрофу, спас кучу людей и стал народным героем.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Архимаг Александра Рудазова, аверсия. Креол Урский, создавший редкий артефакт Крест Стихий для убийства владыки Лэнга С’ньяка, тратит его на воскрешение своего друга Шамшуддина. Затем, правда, ему удаётся найти способ перезарядить артефакт, только этот способ на самом деле ему подсунули демоны.
  • Александр Громов, «Счастливая звезда Агафокла-младшего». Древнегреческий пастух получил от бога Гелиоса (за которого он принял инопланетянина) обещание исполнить одну просьбу его самого или кого-то из потомков. Три с половиной столетия потомки пастуха помнили об этом событии, но не хотели тратить «божественную силу» на пустяки. Наконец очередной наследник решился потребовать обещанное, и даже придумал, казалось бы, вполне достойное желание… но оказавшись внезапно в смертельной опасности, в панике потребовал утопить атакующий корабль, что в итоге даже не спасло ему жизнь — а желание в любом случае оказалось истрачено.
  • Цикл «Морской волк» Влада Савина. инверсия Экипаж К-25 «Воронеж» использует боезапас, зная что на месте пополнить не получится. не совсем. используют они то, что можно сравнительно быстро воспроизвести в СССР времен второй мировой либо по очень важным целям. А спецбоеприпасы не используют вообще, хотя имеют. Первые раз крылатую ракету со спецбоеприпасом, снятую с К-25, использовали в 15-й книге (надо же было показать что у СССР уже есть термоядерное оружие) и на случай если она уже сдохла - были подготовлены и крылатая ракета и спецбоеприпас местного производства, правда значительно меньше мощности.
  • «Талорис» Пехова — Шерон перед зачисткой здания от кучи мертвецов на случай переродившихся во что-то сильное заготавливает магическую ловушку, способную распылить практически любое чудище. Столкнувшись с одним таким предпочитает тайком использовать запретную сторону магии, на случай, если будут ещё. В итоге всё же нарывается на НЁХ, о которой даже легенд не осталось, за неимением переживших встречу, и успешно заманивает её к капкану… но в последний момент вмешивается ничего не понимающая стража, и труп одного из стражников падает в ловушку, отправляя всю подготовку коту под хвост.
  • Дарья Бирюкова (Мальвина Матрасова), стихотворение «Особый случай» — бережливая пара накопила за жизнь ряд вещей, которыми ни разу до самой смерти так и не решилась воспользоваться. «Две хрустальные рюмки с водкой, сверху хлеб, по квартире ветер. Полным ходом идёт уборка, убираются в доме дети. На помойку уходят санки, сумка с лодкой, дырявый фетр. Платьем, вывернув наизнанку, протирают за метром метр подкроватные толщи пыли. В куче с хламом — духи от гуччи. Вот для этого жили-были. Вот такой вот „особый случай“».
  • М. и С. Дяченко, «Магам можно все» — идол Кары, доставшийся главному герою Хорту зи Табору. Способен убить одного человека, где бы он ни находился и независимо от его силы — но, по преданию. величие мага зависит от силы убитого им, так что Хорт ищет максимально сильного и опасного злодея. Правда, сроку у него всего год, пока идол не рассыпется в прах. В финале многое переосмысляет и убивает муху.
  • Юрий Нестеренко, «Право»: Алексей, получив в подарок право безнаказанно убить одного человека, долго не может решить, кого именно он убьёт — его список врагов слишком велик. В итоге решает убить президента, терпит неудачу и убивает самого себя.

Зарубежная[править]

  • Досье Дрездена: протагонист две книги таскался с брошкой, которая давала ему право на услугу от Летнего двора, и в итоге истратил ее… заказав себе пончик. Конкретнее: заказав себе пончик с пылу с жару у крайне могущественного фейри из Летних, который по хитровыдуманным фейским правилам обязан был при встрече убить героя, хотя и очень этого не хотел. Получив «отмазку», фейри радостно умчался искать пончик и честно искал его до утра, а герой за это время благополучно разрулил конфликт, из-за которого они должны были драться.
  • Лион Спрэг де Камп, Часы Ираза. У волшебника Карадура в перстне содержится сильный демон. Долг его перед Карадуром почти исчерпан, так что волшебник жмотится вызывать демона даже в случаях явной опасности для жизни.
  • «Необходимые вещи» Стивена Кинга. Многие персонажи, получившие от демона-торговца Лиланда Ганта вещи, о которых мечтали, берегут их так сильно, что не используют вообще (а зачем нужен, например, отличный набор слесарных инструментов, если владелец им не пользуется?). На самом деле эти вещи — в лучшем случае бесполезный хлам, но владельцы-то этого не видят.
  • «Дочь короля эльфов» лорда Дансени. Три Великие Руны помянутого короля, запредельно могущественные, но одноразовые. Новых тоже взять неоткуда.
  • «Волшебник Изумрудного города» — Золотая Шапка, дающая власть на Летучими обезьянами. Бастинда использовала её против Элли и компании, только израсходовав все другие средства. На этом её власть над Обезьянами и закончилась.
    • Когда Шапка перешла к Элли, та тоже в какой-то момент жалела, что у нее всего три желания. Впрочем, Страшила быстро обнаружил очевидный эксплойт — Шапкой могли бы пользоваться при случае все герои по очереди, включая Тотошку.
    • Но и Страшила оказался лохом в сравнении со Стеллой. Три желания? Девять? Да хоть тридцать девять! Можно просто отдать шапку летучим обезьянам и заручиться их поддержкой навсегда.
      • Стелла просто подошла к вопросу серьезно и поняла, что с обезьянами куда выгодней договориться, чем насильно эксплуатировать.
      • Ну как сказать… совсем не факт, что обезъяны добровольно согласились бы делать что-то совсем неподходящее (например, самоубийственное для них). Поэтому можно сначала их поэксплуатировать, а уже потом — подружиться, отдав шапку. Собственно, именно это Стелла и сделала, просто у нее не было такого запаса доверенных лиц, которым можно было передавать шапку без риска нежелательных последствий.
  • «Игры демиургов» Бормора — исполняющие любое желание талисманы, штампуемые местным демиургом, превращаются у смертных в разновидность валюты, ибо их магию предпочитают беречь на «чёрный день». Через некоторое время кто-то использует своё желание, чтобы заказать себе много талисманов, но встроенный как раз на такой случай ограничитель копирует только внешний вид талисмана, без магических свойств. Однако все уже так привыкли менять вещи на талисманы… Да, кстати, внешне эти талисманы выглядят как кружочки из жёлтого металла…

Кино[править]

  • «Раз, два — горе не беда!» — Живая Вода, с особым драматизмом. Каждому из персонажей фильма предками было завещано по несколько капель этой целебной жидкости, но чтобы вылечить героя Ивана, положившего жизнь за спасение мира, требовалось собрать целую чашу. Так что тяжелую борьбу с жабой пришлось выдерживать всем сразу.
  • «Один дома 2» — в задушевном разговоре за открытость и доверие Кевин рассказывает голубятице про роликовые коньки, которые ему подарили и которые он надевал только один раз, потому что боялся повредить их и себя. Когда он всё же решился прокатиться — они оказались малы. Имеет место философский подтекст: Кевин сравнивает коньки с сердцем собеседницы.
  • «Небесный капитан и мир будущего» — у Полли остались всего два кадра на плёнке, и она постоянно считает, что момент (настоящая Шамбала? Огромный летающий авианосец? Живой динозавр? Живой дракон? Огромный ковчег? Высадка животных из ковчега?) недостаточно важный и будет что-то ЕЩЁ КРУЧЕ. В итоге один раз она случайно сняла землю, а во второй — забыла снять крышку с объектива.[2]
  • «Монти Пайтон и Священный Грааль» — святая ручная граната Антиохийская.

Телесериалы[править]

  • «Мандалорец» — мандалорские «Свиристели». Самонаводящиеся иглообразные снаряды, одним залпом которых Мандо может положить целый взвод имперских штурмовиков. Но изготавливаются они из сверхценного бескара, поэтому постоянно применять их, учитывая редкость материала, просто не получится. Особенно обидно получилось в одной серии, где целый залп таких, считай, пропал зря, потому что противник был слишком близко к Мандо (буквально схлестнулся с ним в рукопашной).

Мультфильмы[править]

  • «Иван Царевич и Серый волк» — То-не-знаю-что. Может быть любым предметом по вашему выбору или исполнить любое желание, но только один раз.

Мультсериалы[править]

  • ExoSquad — солнечная вспышка на эхолете Марша. Испаряет чуть ли не всю материю в радиусе метров этак пятидесяти, но применить ее можно только один раз за боевой вылет. Поэтому за те несколько десятков боев, в которых поучаствовал Марш, вспышку он активировал только три или четыре раза — либо в ситуации, когда иначе никак, либо если применение вспышки однозначно решало исход боя.
  • RWBY — трость Озпина поглощает и накапливает кинетическую энергию, и, в отличие от аналогичных способностей других персонажей, верхнего предела у неё нет. За бесчисленные реинкарнации он накопил там на пару Хиросим, а использовал редко и понемногу (впрочем, не потому, что жадный - или и так справлялся, или использование повлекло бы большие разрушения). В итоге Оскар разрядил большую часть запаса трости в громадный живой корабль главзлодейки и её саму, убив обоих (вторую - только на несколько часов, но это уже достижение). И заявил, что теперь придётся хорошо подумать, прежде чем использовать остаток.
  • Трансформеры: Прайм — Молот Солус Прайм. Артефакт Иакона, способный создать оружие или другую технику из чего угодно, если он находится в руках Прайма. Из-за последнего условия он весь второй сезон бесполезно лежит у десептиконов, пока Мегатрон не додумывается до осквернения гробницы Праймов. А в начале третьего сезона Оптимус заявил, что сила Молота ограничена. В итоге убер-крутой артефакт сгодился не на много, да и как обычное оружие его недолго использовали.
    • Туда же и другой артефакт Экстрактор Искр, чудовищное по меркам трансформеров десептиконское оружие, способное высасывать из трансформеров искры. Был вытащен из хранилища только два раза (в первый раз автоботы решили поймать момент, когда корабль десептиконов открыт, но тогда не сложилось; второй был в финале сезона, где происходило «эпохальное мочилово за судьбу Кибертрона», где оружие было уничтожено Мегатроном сразу после единственного использования).

Веб-комиксы[править]

  • Living with HipsterGirl & GamerGirl — стрип с Эрикой и суперэлексиром раскрывает троп и иллюстрирует эту статью. Геймерша выбила тот самый суперэлексир, берегла его на самый важный случай… и в итоге так и не применила до самого конца игра.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Fate/Stay Night и Fate/Zero — Командные Заклинания. Позволяют заставить Слугу сделать что угодно — и если он категорически против, и если это невозможно (!). Но их всего три (не берем читера-Кирея, имеющего доступ к нерастраченным заклинаниям прошлых войн), и если потратить все, то Слуга выйдет из-под контроля. Впрочем, если установить хорошие отношения со Слугой до траты всех Заклинаний — шансы получить на выходе Слугу, подчиняющегося даже без Командных Заклинаний вполне есть (за исключением большинства Берсеркеров с высоким рангом Безумного Усиления и особо независимых Арчеров со столь же высоким рангом Независимого Действия).
    • Более мягкий вариант — Пули Истока. Их, в принципе, не так уж мало… Но то, что их приходится вырезать из собственных (!) ребер, делает их крайне трудно возобновимыми.
    • Потрачено в Fate: GO(vno), там теперь командные заклинания восполняются со временем, а их эффекты — унылая херобора, вроде увеличения силы атаки против врагов определённых типов и исцеления.
      • Автор предыдущей правки толком не играл в Fate Grand Order, или вовсе только слышал про него. Во первых, тут Геймплей вразрез с сюжетом(Командные Заклинания по сюжету ГГ тратит всего пару раз в критические моменты, то же можно сказать про восстановление КЗ со временем). А используются они в игре для:
  1. Моментального восстановления шкалы HP Слуги до максимума
  2. Моментального заполнения шкалы Благородного Фантазма до максимума
  3. Воскрешения всей партии Слуг с полным шкалам HP и Благородного Фантазма, что является реверансом в сторону сюжета Fate:Extra(Воскрешение Сэйбер во время финального сражения); Все эти применения вполне в рамках изначальной сути Командных Заклинаний. А «увеличение урона под определенному типу целей» и вовсе встречается только как эффект навыков самих Слуг, и не имеет отношения к навыкам Мастера любого толка.
  • Naruto — техники Изанаги и Изанами клана Учиха. Да, одна из них позволяет остаться в живых после чего угодно (не совсем так: по сути, Изанаги есть иллюзия, накладываемая на само мироздание, позволяющая убедить его в чём угодно. Но да, чаще всего использовалась — судя по бою с Данзо — именно для избегания фатального удара), а другая позволяет запереть противника в вечной иллюзии, в ходе которой тот будет переживать один и тот же отрезок времени бесконечное число раз (или до выполнения некого условия, чаще всего — проиграть в иллюзорной схватке). Но цена за использования любой из этих техник — потеря одного глаза. Впрочем, Данзо оказался весьма хитрым и каким-то образом умудрился запихать себе в руку кучу шаринганов… но в бою с Саске это не особо помогло

Видеоигры[править]

См. подстатью Круто, но жалко тратить/Видеоигры

Настольные игры[править]

  • Шахматы — ферзь. Это самая сильная из фигур, но не стоит выпускать его в бой сразу. Неопытный шахматист, попытавшийся вывести ферзя за линию пешек в дебюте и этим получить преимущество, будет разочарован. После этого чаще всего начинается так называемая охота за ферзём: лёгкие фигуры противника постоянно атакуют ферзя, которого нечем защитить, а если ему угрожает защищённая фигура, то её нельзя взять и самим ферзём. Приходится в лучшем случае отступать и терять темп, в худшем — терять ферзя и отдавать противнику серьёзное преимущество (ферзь соперника ещё покажет себя в позднем миттельшпиле и эндшпиле, а противопоставить ему симметричную силу уже не получится). При этом два самых коротких мата выполняются именно ферзём: детский (в три хода ставится белыми или чёрными) и «дурацкий» (в два хода, ставится чёрными при двух глупейших ходах белых).
  • Dungeons & Dragons: заклинания высоких уровней дают потрясающие эффекты, но за их применение часто требуется расплачиваться дорогостоящими расходниками или даже собственным опытом.
  • Warhammer 40,000: Вследствие Ереси Хоруса человечество утратило множество высоких технологий. Поэтому некоторое оружие, экипировка, и техника являются очень редкими, производятся в малых количествах и выдаются только действительно умелым воинам. Есть также штучные образцы, особо ценные в силу полной и безвозвратной потери технологии их производства. Организации Империума, владеющие подобными вещами относятся к ним, как к священным артефактам, хранят их в самых защищённых загашниках, сдувают с них пылинки, а в бою используют только в критических ситуациях.
    • Поэтому хаоситы, у которых при смене стороны оказались под контролем склады оружия или производственные линии, громко хохочут над «священными уникальными» болтерами, найденными в лоялистских реликвиариях, потому что с точки зрения слуг Тёмных Богов это оружие: а) уже устарело; и б) до сих пор валяется ящиками у них в трюмах.
    • Для хаоситов почти невосполнимой редкостью являются сами Космодесантники Хаоса. И технологии производства остались на уничтоженных родных планетах, и достаточно чистый исходный материал им найти трудновато. В итоге Железные Воины и прочие адепты Хаоса Неделимого грабят геносемя в первую очередь, а «культовые» легионы (Тысяча Сынов, Дети Императора, Пожиратели Миров, Гвардия Смерти) особо ценят пополнения свежими еретиками под влиянием конкретного Бога Хаоса. Заодно хаоситы компенсируют нехватку Астартес и широким применением разнообразного пушечного мяса, и самопальными эрзацами. За эрзацы отвечают немногие дожившие до 40к апотекарии времён Ереси, из которых наиболее известен Фабий Байл, что живёт в Оке Ужаса. Из плюсов ― Байл работает по принципу «помогаю всем за подобающий прайс»; из минусов ― цены ломит такие, что далеко (ой как далеко!) не каждый лорд потянет, да и его поделия тоже… не без греха. Эрзац (работы что Байла, что других реликтовых товарищей) на то и эрзац, что выходит коряво и зачастую полностью отшибленным на голову.
      • Тут всё же стоит сделать поправку, что как раз Железные Воины — один из тех немногих легионов хаоса, что от этой проблемы страдает меньше прочих, на что есть пара причин. Во-первых, по множеству свидетельств геносемя Железных Воинов изначально было вообще самым стабильным из всех двадцати, за счёт чего, пока у других легионов хорошим показателем приживаемости геносемени считалось, когда до последней стадии имплантации доходил один из ста кандидатов, у Железных Воинов поднимался вопрос халатности и недосмотра, когда один из ста кандидатов НЕ доходил до последней стадии имплантации (разумеется без учёта потерь среди скаутов — эти не доходили по другой причине), за счёт чего сохранившиеся апотекарии могут по-старинке следовать старым инструкциям по работе с геносеменем и так готовить новых неофитов. Во-вторых, Сюлака, бывший старший апотекарий легиона, в своё время довольно далеко продвинулся в изучении в том числе имплантации и в чём-то даже превзошёл Фабия Байля… Который Сюлаку и прикончил из зависти, а чтобы «закрепить успех», ещё и вогнал в его геносемя немного образца геносемени Импперских Кулаков — вот так несущий геносемя Сюлаки Хонсю и оказался полукровкой: очистить геносемя возможным не представлялось, позволить геносемени одного из самых уважаемых братьев пропасть легион не мог, но относиться положительно к несущему частичку геносемени Имперских Кулаков в своих рядах легиону тоже тяжело. Так вот добрую память Сюлаки Хонсю не опозорил (не в одиночку, конечно, но даже сам факт руководства таким проектом уже впечатляет), создав способную обеспечить исправное пополнение рядов легиона Демонкулабу — да, её потом сломали, но тем не менее была продемонстрирована сама возможность поставить производство новых братьев на поток более продвинутыми по сравнению с прошлым методами (да, зрелище, конечно, было достойное апплодисментов стоя со стороны всех гемункулов Коморрага разом, но оно работало, хотя и с ощутимым процентом «брака» — впрочем это же был прототип). А что до осады Гидры Доминатус Кордатус, то там изначально целью было выслужиться перед Большой Четвёркой (ну и подпортить жизнь космодесанту лоялистов, потому как таких хранилищ геносемени мало и потеря даже одного уже становится проблемой, потому как оригинальный генотек был совершенно по-идиотски продолбан Кораксом), что руководивший операцией кузнец войны и сделал, получив по результатам повышение до демонпринца и передав управление своей варбандой и трофеи Хонсю, который не только неплохо себя показал, но ещё и явился превращающемуся в демона варлорду в видениях будущего. Плюс к тому легион Железных Воинов активно использует «вирус стирателя», позволяющий делать ходячие груды автономного оружия прямо из обычных людей — по части соображалки результат раз на раз не приходится, но зато довольно прост в производстве и грозен на поле боя под началом грамотного командира.
      • Кстати о продолбанном Кораксом генотеке — продолбан он был не вникуда, а в пользу Альфа-легиона (Гидра Доминатус!), который сперва плеснул туда мутагена, испортив Вороньей Гвардии новое поколение боевых братьев, а потом вообще спёр, имея при том про запас антидот к тому самому мутагену. То есть в распоряжении Альфа-легиона оказались все двадцать оригинальных шаблонов геносемени для примархов, которые апотекарии легиона теперь используют для пополнения рядов — более того попадались обывочные свидетельства о нестандартном частичном привитии геносемени агентам Альфа-легиона, что не делает их полноценными Астартес (чтобы не выделялись и не бросались в глаза), но делает их гораздо опаснее простых культистов, а ещё вызывает неподдельный интерес Инквизиции.
      • А вот у остальных легионов всё в целом довольно безрадостно. Особенно тяжёлая ситуация у Пожирателей Миров, которые из-за некоторых специфических особенностей поклонения Кхорну стали возможно самым неорганизованным легионом среди всех хаоситов.

Интернет[править]

  • SCP Foundation — SCP-500. Зелёные пилюльки, вылечивающие абсолютно любое заболевание или травму без каких-либо побочных эффектов… но их осталось всего 47 (из 60 найденных), синтезировать новые не удалось, а все попытки воспроизвести сам эффект или провалились, или сопровождались такими побочками, что мама не горюй.
    • Клонирование с помощью SCP-038 (дерева всего) даёт таблетки, работающие с некоторым шансом, причём этот шанс уменьшается с течением времени… Но можно постоянно создавать их всего из одной таблетки, и использовать по нескольку штук.
    • Еще одну таблетку пропустили через SCP-914. Результатом был амулет (SCP-427), облучающей всех лечащей радиацией… да только у передозировки очень неприятные последствия.

Реальная жизнь[править]

  • «Тирпитц», немецкий супер-линкор времен Второй Мировой. Его близнец «Бисмарк» был довольно быстро потоплен (правда, чуть ли не половиной английского флота, и взял с собой на дно приличную компанию), и выпускать «Тирпитца» в бой гитлеровское командование жаба придавила. В итоге он так и простоял всю войну в порту, где и был потоплен с воздуха. По другим версиям — один раз таки вышел, был стукнут удачно проходившей мимо подлодкой, убежал обратно в порт и более не высовывался.
    • Справедливости ради, «Тирпиц» совершил аж ТРИ (!!!) боевых выхода.
      • В мае 1942 — попытка перехвата конвоя PQ-12. Сам линкор никого не обнаружил, его эсминцы охранения потопили транспорт «Ижора».
      • В июле 1942 — известная попытка перехвата конвоя PQ-17. Хотя атака капитана 2 ранга Лунина (К-21) завершилась ничем, несколько контактов с самолетами-разведчиками и подлодками привели немцев к мысли, что операцию надо сворачивать не начав…
      • В сентябре 1943 он вместе с «Шарнхорстом» обстреливал Шпицберген. Нечего сказать, достойная цель для супер-линкора! Зато — единственный случай стрельбы хоть по чему-то помимо самолетов.
    • И следует еще добавить, что сама новость о возможном выходе из порта этого пепелаца не раз заставляла союзников понервничать. Вплоть до отзывания своих боевых кораблей обратно в порты и/или усиленного патрулирования акватории для своевременного обнаружения этого корабля. Так что «Тирпитц» умудрялся приносить пользу командованию даже на стоянке.
  • «Адмирал Шеер», немецкий тяжелый крейсер того же периода. Отметился в истории не так смехотворно, как «Тирпитц», но тоже довольно схожим образом. Правда, не сразу: в начале войны бодро мотался из Атлантики в Индийский Океан и обратно, отлавливая и топя устаревшие английские лоханки. В сущности, для этого его и строили, так что все было как будто в порядке. Однако потом крейсер включили в операцию «Вундерланд» и перебросили в Арктику, где начался примерно схожий с «Тирпитцем» марлезонский балет:
    • В июле 1942 попытался атаковать все тот же пресловутый PQ-17. Не получилось.
    • В августе 1942 вышел в Карское море ловить конвои. Конвоев не нашел, зато ввязался в бой с советским ледоколом «Александр Сибиряков», которому не сумел заглушить радиосвязь, так что команда ледокола перед гибелью успела оповестить об угрозе все побережье. За день до этого зачем-то обстрелял советскую метеостанцию — видимо, чтобы до противника лучше дошло.
    • А на следующий день случился апогей позора и заодно военно-морской карьеры «Шеера» — обстрел Диксона, в ходе которого могучий «карманный линкор» со сверхсовременным вооружением задал стрекача от двух допотопных советских пароходов и береговой батареи. В результате операция накрылась медным тазом, а крейсер разделил судьбу «Тирпитца».
  • «Ямато», японский супер-линкор. Японцы слишком берегли его и не бросали в бой, опасаясь, что его потопят. В итоге, в боевой поход он вышел только под самый конец войны, когда поражение уже было предрешено, а линкоры вообще перестали быть королями моря — ударной силой флота стали авианосцы. Причём если Тирпиц самим фактом своего существования нервировал Англию и требовал от неё держать корабли в Северном море, то Ямато держали в строжайшей тайне и даже психологического эффекта он не оказывал.
    • Вернее оказывал, но противоположный: адмирал Хелси очень хотел встретится с линкорами типа «Ямато» в открытом дневном бою, при том что их реальные характеристики были американцам неизвестны, а приблизительные (полученные через германского военно-морского атташе в Японии, а так же базирующиеся на редких наблюдениях самолётов-разведчиков и подлодок) существенно уступали реальным.
    • Опять же, один боевой выход (помимо последнего) у него был. Октябрь 1944, бой в заливе Лейте. «Ямато» вышел в поход (вместе с систершипом «Мусаси», который был потоплен авиацией в начале операции). Сам «Ямато» с 3 другими линкорами и 9 крейсерами прорвался к десантным кораблям и эскортным авианосцам американцев. Но в последний момент командовавший японским отрядом адмирал Курита приказал отойти… Если посмотреть, «Ямато» использовали практически так же, как и остальные линкоры Японии. Редко у какого в активе найдется больше двух операций. Японцы и не скрывают, что «жалко тратить» было не только «Ямато», но и другие дредноуты…
  • Собственно, с прикрученным фитильком под троп попадали многие линкоры-дредноуты Первой мировой. Как сказал капитан Врунгель, «Думали, что они [дредноуты] будут самыми бесстрашными, а оказались самыми трусливыми». Большую часть войны дредноуты простояли в портах — ибо жалко было терять такие дорогие корабли.
  • После расшифровки кода «Энигмы» союзникам постоянно приходилось сознательно подставлять под удар немцев свои корабли, чтобы те не догадались, что все их сообщения читают, ходила даже история о жертвах гражданскими в Ковентри. При чём здесь троп «Круто, но жалко тратить», спрашиваете? Так ведь вопрос напрашивается: а зачем вы расшифровали код «Энигмы», зачем вам вообще знать замыслы врага, если не для того, чтобы их сорвать? Но фокус в том, что по-настоящему крупно воспользоваться этим можно лишь один раз, после этого враг догадается о взломе шифра, вот и получается та же история, что и с волшебным артефактом: ждёшь вечно, когда же появится Достойная Цель, а тем временем корабли тонут и города бомбятся.
  • А ни у кого не было случая, когда вы купили за хорошие деньги, или получили в дар бутылку очень крутого, редкого и дорогого алкоголя? Да-да, оно самое!
  • С хорошим и качественным парфюмом (особенно, если он заграничный) — примерно та же проблема.
  • И с одеждой тоже бывает: «У меня в шкафу уже год висит классная белая рубашка, надетая всего раз по большому празднику. Жалко носить, маркая, быстро износится. Нашла ей на замену другую классную рубашку. с отличной скидкой. Теперь у меня в шкафу висят две классные рубашки, которые жалко носить» (Баш)
    • Особенно абсурдно с детской одеждой, потому что ребёнок вырастает и уже не может влезть в одежду, которую жалко надевать.
  • У людей советской закалки — и с деликатесной едой. Бережёшь, бережёшь коробку элитных конфет или банку икры к большому празднику — а у них тем временем кончается срок годности.
    • Они не знают матчасти: при правильном хранении и солёная икра, и сладости могут храниться больше десятка лет, сохраняя съедобность. Потому что и соль и сахар — консерванты, а срок годности пишется в расчёте на дурака, хранящего в плохих условиях. Исключением являются консервированные грибы, которые очень быстро портятся из-за содержащихся в грибах частиц почвы.
      • Сахара для консервации должно содержаться процентов 60 от продукта, чего в абсолютном большинстве шоколада нет, да и герметично его никто не пакует, что требуется для сохранения обезвоженности (=достаточной концентрации консерванта) и предотвращения «обветренности», сильно портящей вкус уже к концу заявленного срока годности. Соли для консервации тоже нужно очень прилично, 10-20 %, но в солёной икре в принципе хватает, да и заморозку она переносит.
  • Иметь у себя дома антикварную картину написанную красками с мышьяком (или иной антиквариат с той же краской). Так как краска постепенно распадается и травит мышьяком воздух.
    • Умный человек будет иметь подобную картину как минимум, под слоем лака, а в дополнение — в раме с защитным стеклом. Если картина действительно ценная, под неё и контейнер с инертным газом (простой азот более чем подойдёт) изготовить стоит того, а из него уже точно ничего не выветрится.

Примечания[править]

  1. Врет насчет стены и пирамид: к ним сейчас хотя бы туристов можно водить. А вот насчет Ямато таки чистейшая правда.
  2. Физик-кун подозревает, что пленка уже была негодна для съёмки после посещения урановой шахты. Радиация засвечивает пленку, а там она была. Причем некислая